Творческое развитие для ребенка 4 лет

Творческое развитие для ребенка 4 лет thumbnail

Саяпина Ирина Владимировна
Обобщение опыта «Развития творческих способностей у детей 4–5 лет средствами продуктивных видов деятельности»

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности. Ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных способностей, поэтому своим руковод-ством я стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоя-тельно проявить себя и испытать радость творческого создания.

В процессе наблюдения за детьми в различных видах деятельности я отметила, что воображение, внимание, любознательность развиты недоста-точно, отсутствует ярко выраженный интерес к познанию окружающего мира. И это очень актуально в наше время, поэтому без внимания оставлять нельзя.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует создания благоприятных условий развития детей в со-ответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склон-ностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и ми-ром;

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в продук-тивной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Дошкольный возраст – время становления и интенсивного развития творче-ского воображения у детей. Они фантазируют, сочиняют истории, приду-мывают свой собственный язык, намеренно изменяя знакомые им слова. Наиболее естественно происходит развитие творческих способностей в изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации.

Целью моего опыта является развитие творческих способностей детей 4-5 лет через продуктивные виды деятельности.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

Развитие интереса к творчеству средствами продуктивной деятельности.

Развитие воображения, способности создавать оригинальные образы.

Воспитание самостоятельности, инициативы детей в создании разнообразных и

оригинальных образов.

4. Развитие умения находить выразительные средства для создания образа.

5. Развитие умения создавать оригинальный замысел.

6. Совершенствование ручной умелости, мелкой моторики рук.

7. Создание партнерских отношений родителей и педагогов для развития творческих

способностей через продуктивные виды деятельности;

8. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды, выпол-ненной

совместно педагогами, родителями и детьми.

Любой вид изобразительного искусства – будь то лепка, составление ап-пликаций или наиболее привычное для всех рисование – ценно еще и тем, что оно способно подарить ребенку огромный эмоциональный заряд.

Как правило, дети очень любят творческие занятия и приступают к выпол-нению заданий такого типа с огромным энтузиазмом. Однако роль взрослого в этом тоже очень велика. Он должен знать фундаментальные основы детской психологии и творчества, для того, чтобы эффективно поддержать его инициативу, направить деятельность и привести к желаемому результату.

Изобразительное искусство

Навыки творческого мышления невозможно развивать в случае, если ребе-нок не будет иметь практического опыта творческой деятельности. Поэтому, чем больше видов изобразительного искусства ему будут доступны, тем эффективнее он будет развивать и совершенствовать свои навыки.

Самым популярным и, пожалуй, самым доступным для ребенка видом изобразительного искусства всегда считалось рисование.

Еще одним из эффективных путей развития творческого мышления до-школьников является изобразительное искусство, в том числе – нетради-ционное рисование. Помимо того, что эта техника вырабатывает у ребенка нестандартное восприятие действительности, но и в немалой степени спо-собствует развитию и совершенствованию процессов воображения, памяти и т. д.

Почему для развития творческих способностей недостаточно использо-вания только традиционных форм рисования?

1. Прежде всего, традиционный и привычный всем метод рисования не позво-ляет навыкам ребенка развиться в полной мере. Нетрадиционная живопись сама по себе ценна тем, что ребенок приобретает новые знания о предметах и способах их использования, позволяет действовать с ними, используя новые свойства.

2. Невозможность копировать образец, предусматриваемый традиционной живописью, придает еще больший творческий импульс.

3. А также вырабатывает такие качества, как самостоятельность, иници-ативу, развитие индивидуальности.

4. Нетрадиционная живопись дает шанс воплотить при помощи различ-ных материалов свои впечатления, подаренные окружающим миром.

5. Фундаментальной ценностью нетрадиционной живописи является не получившийся в итоге рисунок, а свободная, творчески развитая лич-ность, готовая к самореализации и самоидентификации.

6.Для нетрадиционного рисования можно использовать абсолютно лю-бые материалы и поверхности: это может быть зубная паста, пластилин, глина и т. д. Инструментом рисования также может быть все,что угодно: самодельные штампы, палочки, губки. Немало положительных эмоций ребенку доставит также возможность порисовать руками (для этих целей выпускаются даже специальные пальчиковые краски).

Еще одним, очень любимым детьми видом изобразительного искусства яв-ляется лепка. Использовать для лепки можно мягкий пластилин, или поли-мерную глину.

Несмотря на то, что пользу лепки часто недооценивают, нельзя не отметить, что эти занятия просто незаменимы для развития навыков мелкой моторики. А также позволяют ребенку развивать в себе фантазию, творческие навыки.На ранних этапах ребенка можно научить лепить самые простые фигуры: шарики, колбаски, колечки. Затем – перейти к более сложным формам; либо собирать из простых фигур предметы окружающего мира, животных и т. д. Пластилин, используемый для работы, должен быть мягким и ярким.

Аппликация также помогает ребенку раскрыть свой творческий потенциал. Также как лепка, работа с ножницами прекрасно шлифует навыки мелкой моторики детей.

Начинала, как обычно, с самых простых фигур и композиций. На первых этапах дети работали по заранее заготовленному образцу; затем предлагала самим составить аппликацию на ту или иную тему.

Аппликация весьма актуальна в работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов. Их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. апплика-ции моно выполнять из различного материала. Это может быть разная бу-мага (гофрированная, цветная и др., салфетки, пластилин, соломка, дерево, пайетки, ткань, нитки (простые и шерстяные, природный материал и т. д.

В основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» по редакцией, Т. С., Комаровой,, в рекомендованной методике по аппликации «Аппликация с детьми» предусмотрено, в основном, использование традиционный техник развития умений и навыков детей в аппликации, нетрадиционные представлены не достаточно широко, а ведь так много материалов из которых можно создать много интересных изделий и поделок. Увлекшись работой, ребенок обязательно закончит ее с положительным результатом.

Новизна моей работы заключается в подборе и систематизации материала по использованию нетрадиционных техник в аппликации, рисовании и лепки для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Главная задача работы состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей. Основной показатель творчества, которое ученые рассматривают как деятельность высшего уровня – новизна ее результата.

Вся работа была разделена на несколько этапов:

На первом этапе мной был изучен методический материал по данной теме, подобран материал для работы с детьми, родителями, педагогами.

Для работы с детьми мною были выбраны следующие техники нетради-ционного изображения в рисовании:

Пальчиковая живопись: ребенок наносит краску на палец делает отпечаток на листе бумаги.

Ладошковая живопись: ребенок наносит гуашь на ладонь и делает отпе-чаток на листе бумаги. Потом дополняет изображение необходимыми дета-лями до определенного образа.

Печать листьев: лист дерева покрывается гуашью с изнаночной стороны и прикладывается на лист бумаги. На бумаге остается отпечаток.

Тампонирование кусочком поролона для передачи пушистости, тонирова-ния листа, тонирования по трафарету и т. д.

Рисование полусухой кистью для передачи пушистости.

Рисование ватными палочками мелких деталей (глазки, ротик, чешуйки у рыбки, падающий снег, салют и т. д.)

Кляксография. На лист бумаги наносится капелька краски и далее палочкой создается изображение (лучи солнышка, лепестки цветов и т. д.)

Нетрадиционные техники аппликации:

Аппликация из резанных шерстяных нитей. Для данной работы понадо-бятся старые шерстяные вещи, которые дети мелко нарезают и откладывают в ёмкости по цветам. За тем, на участки подготовленного изображения наносится клей и приклеивается нарезанная шерсть.

Мозаика из салфеток. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бу-магу на кусочки и составляем из них изображение.Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать, или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Из салфеток разного цвета подготовить шарики. Катать шарики нужно между ладонями или пальцами с некоторым усилием. Затем, на участки ри-сунка наносится клей и приклеиваются подготовленные шарики. Из салфеток разного цвета подготовить шарики. Катать шарики нужно между ладонями или пальцами с некоторым усилием. Затем, на участки рисунка наносится клей и приклеиваются подготовленные шарики.

Накладная аппликация. Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Силуэтная аппликация. Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Аппликация из гофрированной бумаги. Гофрированная бумага – один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удо-вольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декора-тивный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, кра-сочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

На занятиях по лепке использовала пластилинографию. Это и украшение посуды, и плоские изображения предметов на картонных основах, и др.

Вторым этапом стало практическое использование изученного материала в работе с детьми родителями и педагогами. Уникальным, на мой взгляд, ви-дом детской деятельности в дошкольном возрасте является продуктивная. Она позволяет удовлетворять основные потребности ребёнка: желание дей-ствовать с предметами, получить осмысленный результат. В процессе про-дуктивной деятельности у ребёнка развивается мелкая моторика руки, про-странственные представления, он овладевает разнообразными способами практических действий, познаёт свойства различных материалов, появляются элементы творчества. Разработала систему работы по развитию творческих способностей детей, используя в аппликации нетрадиционные материалы.

Основными направлениями в работе:

Работа с детьми, Работа с родителями, Работа с педагогами.

Разработав перспективный план в начале своей работы, я познакомила детей с использованием таких техник.

В течение первого года дети научились проявлять своё творчество, фанта-зию, выражая их в своих работах.

Работа с детьми осуществлялась в следующих формах:

– обучающие и творческие занятия с использованием нетрадиционных тех-ник в аппликации;

– выставки детских работ по нетрадиционным техникам аппликации;

– использование знакомых приемов нетрадиционных техник детьми в само-стоятельной деятельности.

Проводила разнообразные дидактические игры, способствующие развитию воображения детей, развитию творческих способностей, комплекс заданий, упражнения и игры для развития мышления, творческого воображения, си-стемности мышления у дошкольников.

Старалась всякий раз создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, умения и навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы.

Мои воспитанники порадовали своим творчеством своих дорогих мам и пап, выполнив для них в подарок к праздникам необычные работы, с ис-пользованием нетрадиционных материалов.

Взаимодействие с родителями: Не менее важным условием является тесная взаимосвязь с родителями.

Цель педагогической работы по данному направлению заключается в сле-дующем: расширять знания родителей о нетрадиционных техниках рисова-ния, аппликации, лепки; привлечь внимание родителей к проблеме развития у детей творческих способностей через нетрадиционную технику изображения.

В своей работе я использовала такие формы педагогического просвещения: провела консультации,практикумы и беседы для родителей по темам: «Не-традиционные техники в изобразительной деятельности», «Значение нетра-диционных техник изображения для развития творческих способностей ре-бенка», проведение анкетирования, мастер – класса.

Взаимодействие с педагогами:

Работа в данном направлении носит информационно-просветительский и практический характер, основной целью взаимодействия с педагогами яв-ляется обогащение знаний педагогов о методах развития творческих спо-собностей детей через нетрадиционную технику изображения. Использова-ние нетрадиционных техник в изобразительной деятельности обусловлена необходимостью повышения уровня образования педагогов, их заинтересо-ванности, способности к творчеству, инновациям.

Для достижения цели были проведены мастер-классы с участием педагогов, консультации, семинары, сообщения на педсоветах, анкетирование.

Итоги работы

Анализируя проделанную работу по теме «Развития творческих способно-стей детей через нетрадиционную технику изображения» можно сделать вывод, что использование нетрадиционных техник в работе с детьми до-школьного возраста, является эффективным средством творческого развития детей.

В ходе своей деятельности я постаралась развить у детей интерес к познанию и исследованию мира. Хотела, чтобы ребенок в процессе развития этого интереса мог реализовать свои творческие способности. Для меня было важно, чтобы ребенок уверенно демонстрировал качества креативной лич-ности, хотел заниматься сложной творческой, умственной деятельностью. Система работы по использованию нетрадиционных техник изображения позволила развить творческий интерес детей, повысить их творческий по-тенциал, что в свою очередь способствует развитию творческих способно-стей. Разработанные и проведенные занятия позволили сформировать устойчивый интерес у детей к творческой деятельности, проявляя при этом выдумку, инициативу, провоцируя состояние вдохновения и творческого порыва, интерес к поисковой деятельности. Благодаря системно-деятельностному подходу мы добились того, что дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.

О результативности проделанной работы свидетельствуют собственные наблюдения за деятельностью детей и результаты мониторинга по модифи-цированной методике и Казаковой Т. Г., прослеживается положительная динамика в развитии творческих способностей. Результативность была до-статочно высокой. Обучение техническим навыкам работы было успешным. Дети стали проявлять большую творческую активность не только на занятиях по художественно-эстетическому развитию, но и в других обла-стях.

Источник

Развитие ребенка в 4 года

Четырехлетние дети уже вроде бы взрослые, но еще очень маленькие. В этом возрасте продолжает становление личности и характера ребенка, которое силами родителей должно мягко корректироваться. Какими умениями уже овладел ребенок к 4-летию и какие занятия подойдут для развития малышей 4-5 лет?

Ребенок в 4 года с книгой

Особенности возраста

  • Кроха по-прежнему подвижен и энергичен, но уже стал более усидчивым и способен заниматься каким-то одним делом около 20 минут. Мелкая моторика постоянно совершенствуется. Большинству четырехлеток особенно нравится рисование.
  • После 4 с половиной лет ребенок изменяется внешне, так как у него начинается активное развитие мышечной и костной ткани.
  • Для ребенка старше 4 лет очень важна социальная составляющая развития. Малыш заводит друзей среди других деток, стараясь найти с ними «общий язык». Ребенок хорошо замечает чувства других людей, умеет сопереживать. Малыш научился формулировать собственные мысли в словах. У многих детей 4-летнего возраста имеются воображаемые друзья.
  • Ребенок 4 лет продолжает овладевать родной речью. Для многих деток данного возраста характерна незначительная шепелявость. Словарный запас четырехлетки разрастается очень стремительно (до 2500-3000 слов к 5-летнему возрасту). Речь карапуза обогащается выражением и интонацией. Кроха озвучивает собственные действия и все, что видит, а также постоянно задает большое количество вопросов. У примерно 5% деток развитие речи на начальных этапах сопровождается заиканием.
  • Интеллектуальные возможности ребенка 4-4,5 лет значительно возрастают. Малыш готов к изучению букв и цифр.

Ребенок учится писать буквы и цифры

Что должен уметь ребенок?

Большинство детей в 4-4,5 года умеют:

  • Бегать, сохраняя равновесие при изменении направления или темпа движения.
  • Стоять на 1 ноге несколько секунд, а также несколько раз быстро подпрыгивать из этого положения.
  • Прыгать вперед на обеих ногах.
  • Спрыгивать с небольшой высоты (до 20 см).
  • Ходить по скамейке, удерживая равновесие.
  • Играть с мячом – бросать и ловить, попадать в предметы с расстояния.
  • Кататься на велосипеде.
  • Разговаривать понятно и разборчиво, составляя фразы из 6-8 слов. Поддерживать беседу.
  • Играть с другими детками в группе или в паре.
  • Правильно называть множественное число существительных.
  • Верно употреблять предлоги.
  • Не реагировать истерикой на разочарование или обиду.
  • Заботиться о животном.
  • Следить за собственной гигиеной (самостоятельно ходить в туалет, применять туалетную бумагу, включать кран).
  • Аккуратно есть с использованием ложки и вилки.
  • Помогать родителям в уборке.
  • Сдержанно вести себя на людях.
  • Знать некоторые буквы.
  • Называть свое имя, отчество и фамилию, а также адрес.
  • Отличать живое и неживое.
  • Понимать сюжет мультфильма или спектакля.
  • Знать названия животных, растений, профессий, бытовых предметов.
  • Ориентироваться в понятиях справа-слева-внизу-вверху.
  • Сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, количеству.
  • Раскрашивать рисунки без выхода за границы.
  • Соединять точки линией.
  • Нанизывать пуговицы и бусинки.
  • Знать времена года, явления погоды, а также части суток.
  • Определять пропавший предмет.
  • Пересказывать сказку.
  • Находить различия между двумя изображениями.
  • Складывать пазлы из 2-4 элементов.
  • Обобщать предметы в группы.
  • Находить одинаковые пары предметов.
  • Определять лишние предметы.
  • Знать геометрические фигуры, а также цифры до 10.
  • Пользоваться ножницами.

Ребенок режет ножницами в 4 года

Рост и вес

По сравнению с показателями в 3 года, к четырехлетию вес малыша увеличивается примерно на 2000-2200 грамм, а рост – на 7-8 сантиметров. Чтобы ориентироваться, в каком темпе проходит физическое развитие ребенка, врачи и родители сравнивают показатели малыша с нормами, выведенными для детей этой возрастной категории определенного пола (у девочек, как правило, показатели более низкие). Средние значения и границы нормы мы представили в такой таблице:

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Виды развития ребенка

Физическое

Ребенок в четырехлетнем возрасте должен достаточно двигаться, повышать свою ловкость, координацию и выносливость. В этом и цель физического развития малыша, включающего гимнастику, танцы, физические упражнения с мамой, плавание, езду на велосипеде, подвижные игры и много других вариантов активности.

Гимнастику, включающую динамические упражнения, важно проводить минимум 2 раза в неделю. Ее выполняют днем, задолго до сна, в проветренной комнате и желательно в группе деток. Оптимальная длительность такой гимнастики – 20-25 минут.

Гимнастика для девочки в 4 года

Психическое

Психика четырехлетки развивается очень активно и спектр эмоций малыша расширяется. Кроме того, дети в 4-5 лет весьма восприимчивы к реакции взрослого. Если родители или воспитатели относятся к малышу одобрительно и уважительно, это помогает в формировании позитивного представления ребенка о себе.

Занятия для психического развития детей 4-4,5 лет включают упражнения, влияющие на внимание малыша, а также память и мышление. Ребенку предлагают:

  • Обобщать предметы по какому-либо признаку.
  • Собирать состоящую из 3-4 частей картинку.
  • Определять сходство и различие в рисунках и игрушках.
  • Выбирать из группы предметов одинаковые.
  • Повторять определенную последовательность движений, которые показал взрослый.
  • Собирать из конструктора постройки, ориентируясь на образец.
  • Определять в группе предметов лишний, после чего объяснять свой выбор.
  • Находить антонимы к словам.
  • Запоминать сюжет рисунка.
  • Пересказывать сказку.
  • Наизусть рассказывать потешки и стишки.
  • Описывать яркое событие, которое произошло недавно.

Пересказывает сказку ребенок

Для тернировки памяти проводите с крохой занятия, показанные в следующем видео от SovaFilmProduction.

Эмоциональное

Развитие эмоций 4-летнего ребенка является важной частью полноценного развития крохи. Ребенок этого возраста начинает разбираться во взаимоотношениях людей, может заметить, что у человека рядом поменялось настроение, умеет выражать собственные эмоции.

Четырехлетка умеет сочувствовать и проявлять внимание. Ребенок ощущает, как к нему относятся.

Сенсорное и музыкальное

Сенсорное развитие ребенка воздействует на органы чувств малыша, отвечающие за слух, нюх, осязание. Ребенку предлагают определять характеристики предметов на ощупь. Так малыш узнает, что предметы бывают твердыми или мягкими, шершавыми или гладкими, теплыми или холодными. Также в занятия для сенсорного развития включают игры, связанные с запахами и вкусами.

К четырехлетнему возрасту ребенок уже знаком с некоторыми музыкальными инструментами, небольшими произведениями, музыкой с разным ритмом. У ребенка уже есть любимые мелодии, услышав которые, кроха будет подпевать.

Ребенок поет в 4 года с микрофоном

Речевое

Развитие речи крайне важно для каждого ребенка 4-летнего возраста. В первую очередь на него влияет общение малыша с взрослыми, а также с другими детьми. Это увеличивает словарный запас карапуза, учит его строить предложения и выражать свое мнение словами. В 4-летнем возрасте многие дети еще не выговаривают шипящие и «р», поэтому с четырехлетками в форме игр часто проводят занятия на произношение этих звуков.

Чтобы стимулировать развитие речи детей 4-4,5 лет, можно:

  • Учить с ними стишки и песенки.
  • Рассматривать картинки с сюжетом и обсуждать их.
  • Рассматривать сказку в картинках и воспроизводить ее сюжет.
  • Вместе с мамой читать рассказы и обсуждать их.
  • Слушать сказки в аудиозаписи.
  • Разгадывать загадки.
  • Обсуждать перед сном, как прошел день.
  • Заниматься артикуляционной гимнастикой.
  • Изучать буквы и звуки.
  • Определять первую букву в слове, разделять слова на слоги.

Спойте с ребенком следующую песенку-потешку канала Люляби TV.

Если ребенок в 4 года имеет маленький словарный запас или формулирует предложения со сложностью, необходимо оценивать динамику его речевого развития. Подробнее смотрите в видео Е. Комаровского.

Мелкая моторика

Развитие моторики считают очень важным пунктом плана развития малышей младшего возраста. Занятия для мелкой моторики стимулируют речевое развитие посредством воздействия на зону мозга, отвечающую за речь. К таким занятиям относят игры с песком, кубиками, конструкторами, бусинами, крупой, фасолью. Выполняйте с малышом пальчиковую гимнастику, завязывайте узлы на шнуре, застегивайте-расстегивайте молнии, кнопки, пуговицы, крючки. В 4-летнем возрасте к лепке и рисованию добавьте поделки, для которых нужно что-то вырезать ножницами и приклеивать.

Для развития мелкой моторики ребенка можно использовать обычную крупу. Как провести такое занятие, смотрите в видео канала ТСВ «Мамина Школа».

Познавательное

Ребенок четырех лет активно познает мир, а развитие его познавательной сферы должно быть направлено на улучшение памяти, мышления, логики, внимания.

Обычно занятия для познавательного развития 4-летнего ребенка имеет определенную тему, например «домашние животные», «весна», «вода», «наземный транспорт», «профессии», «ночь» и другие. По такой теме с ребенком организовываются игры, во время которых кроха будет определять цвета, тени, формы, отличия и схожие элементы, части целого, обобщающие свойства, лишнее, противоположности, недостающие элементы и многое другое.

Для развития внимания

Ребенку 4-5 лет важно научиться сосредотачиваться на определенном задании, а также замечать небольшие детали. Эти навыки понадобятся ему в будущем для успешного обучения в школе.

Упражнение на развитие внимания ребенка

Чтобы развить внимание 4-летнего крохи, можно предлагать ребенку:

  • Повторять действия за мамой, например, присесть – встать – закрыть глаза – потрогать себя за ухо – открыть глаза – отвести руку в сторону.
  • Играть с мячом в «съедобное-несъедобное», «летающее-не летающее».
  • Зачеркивать в напечатанном тексте определенную букву. Для усложнения этого задания одну букву можно зачеркивать, а вторую – подчеркивать.
  • Мама притрагивается к частям лица и называет их, ребенок должен повторять ее действия. Затем мама начинает «ошибаться».

Упражнение на развитие внимания ребенка

Математическое

Для 4-летнего ребенка изучение математики должно быть увлекательной и веселой игрой. Учить кроху математике удобно во время прогулки, например, считать ступеньки, проезжающие автомобили, дома, птиц. Для объяснения простых примеров можно применять пальцы или специальные палочки для счета.

Игра-ходилка для ребенка 4 лет

Творческое

Занятия, направленные на творческие способности ребенка, нравятся большинству деток. К ним относят рисование, создание разных поделок и аппликаций, занятия лепкой из соленого теста или пластилина, а также ролевые игры.

Диагностика развития

Родителей должно насторожить, если в 4 года ребенок:

  • Не может спускаться по лестнице чередующимися шагами.
  • Не называет имя и фамилию, а также свой пол.
  • Не умеет обобщить несколько предметов одним словом.
  • Не способен выучить короткий стих.
  • Не запоминает сюжет рассказа.
  • Не может посчитать до 5.
  • Не знает простые геометрические фигуры.
  • Не знает основные цвета.
  • Не может построить из кубиков мост по образцу.
  • Не может собрать пирамидку из 5 деталей.
  • Проявляет жестокость к животному, игрушке или другому ребенку.
  • Вялый и апатичный в течение дня, либо, напротив, часто возбужденный.

Ребенок в 4 года с мамой делают поделку

Игры для развития речи

  1. Игра «что бывает». Спрашивайте ребенка, какие предметы могут быть длинными, острыми, круглыми, твердыми, ароматными, синими, жидкими и так далее.
  2. Игра «что случится, если». Обсуждаем с ребенком заданные ситуации, например «что случится, если в воду упадет мяч», «что произойдет, если я упаду в снег».
  3. Игра «что можно сделать». Спрашиваем малыша, что можно делать с яблоком, мячиком, водой, печеньем, песком и так далее. Другим вариантом такой игры будет обсуждение «с чем можно делать» – пить, есть, шить, насыпать, купить.
  4. Игра «что где». Спрашиваем карапуза, что находится в прихожей, в детской, на кухне. Затем просим сказать, в какой комнате сковородка, шкаф, телевизор и так далее.
  5. Игра «угадай кто». Описываем животного несколькими словами и предлагаем крохе угадать. Например, «угадай кто пушистый, рыжий и хитрый».
  6. Стимулируем произношение шипящих. Шипим, как змея, прогоняем воробья «кыш-кыш», проговариваем чистоговорки с «ш», жужжим как муха, повторяем чистоговорки с «ж», поочередно жужжим и шипим. Чтобы ребенок отличал «с» от «ш», произносим их по очереди. Для отличия «ш» от «з» представляем себя мухой, а затем комариком. Для произношения звука «ч» предлагаем малышу представить себя паровозиком.
  7. Выполняем гимнастику для языка и губ. Улыбаемся с беззвучным произношением «и» (как лягушка), вытягиваем губы вперед с беззвучным «у» (как слон), открываем и закрываем рот без звуков (как рыба), открыв рот, двигаем языком вверх-вниз (как качели) и в сторону к каждому углу рта (как часы), держим расслабленный язык на нижней губе (как лопата), вытягиваем язык вперед (как игла).

Для постановки звука «Р» сделайте упражнение «Змейка», показанное логопедом Юлией Орловой.

Артикулляционная гимнатика поможет ребенку говорить звук более чисто. Выполните с крохой задания из следующих видео, показанные логопедом Татьяной Лазаревой.

Примерная программа упражнений на неделю

Занятия для развития ребенка 4 ?