Творческий отчет сказка в развитии ребенка

Отчет по проекту

«Русская народная сказка в жизни Вашего ребенка»

       Проектная деятельность в детском саду является одной из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей. Это работа, основанная на сотрудничестве детей, педагогов и родителей, которая помогает детям стать более самостоятельными. У детей развиваются познавательные способности, творческое воображение, мышление. Дети становятся более коммуникабельными

 Дошкольное детство –  очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
         Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. 
     Детская сказка – это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое “плохо”. Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.
 Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций, формированию художественно – эстетического интереса и нравственному развитию ребёнка. 
Выбирая первые сказки для малыша необходимо принимать во внимание уровень его психического развития. Сказка не должна пугать ребёнка, а должна приносить пользу. Хорошо если первые сказки будут с красивыми и яркими иллюстрациями – это повышает интерес малыша и улучшает понимание сказки. 
Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.

     Для повышения интереса к книге, к художественному творчеству воспитателем младшей группы «Сказка» Дьяченко Ольгой Александровной был разработан проект «Русская народная сказка в жизни Вашего ребенка».

    На первом подготовительном этапе родителям было предложено пройти анкетирование «Русская народная сказка в жизни Вашего ребенка», а также было предложено представить опыт семейного воспитания «Мама почитай – ка!».  Результаты анкетирования показали, что преимущественное большинство родителей читают книги своему ребёнку. Среди них: ежедневно читают 30%, несколько раз в неделю 20%, когда есть время 15%, читают вместе, или попеременно 6% и только 7% совсем не читают книг своему ребенку.   Родители должны быть руководителями семейного чтения, выступать первыми и главными посредниками между книгой и маленьким человеком. Важность значения семейного чтения не вызывает сомнения. В подтверждение этому слова классика детской литературы С.В. Михалкова: «Взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве же счет времени ведётся иначе, тут каждый день – это открытия».

   Второй основной этап реализации проекта был самым насыщенным и плодотворным. Ольга Александровна знакомила детей с русскими народными сказками, читая книги, просматривая мультфильмы. Также знакомство со сказками проходило через драматизацию с использованием разных видов театров: пальчикового, кукольного, настольного, теневого, плоскостного и т.д.  На занятиях по конструированию воспитатель вместе с детьми сделали театр из спичечных коробков к сказке «Кот, петух и лиса».

С целью закрепления знаний о русских народных сказках воспитатель использовала дидактические игры по русским народным сказкам «Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят». Дети рассматривали иллюстрации, составляли сказки, играли в настольно-печатные игры «Сложи картинку», «Угадай из какой сказки», «Кто лишний, словесные игры «Узнай и назови», «Доскажи словечко», «Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки», «Веселые загадки» и т.д., рисовали героев любимых сказок, делали аппликации, атрибуты к кукольным театрам.

Дети с удовольствием играли в подвижные игры по мотивам сказок «Зайка серенький сидит», «Зайцы и волк», «Эстафета с колобком», «Зайка серый умывается», «Гуси-лебеди».

Для активизации мыслительных процессов, развития речи, памяти воспитатель загадывала загадки, которые показали, насколько хорошо дети знают русские народные сказки, разучивали пальчиковые игры, проводилась и индивидуальная работа, целью которой являлось развитие речевых способностей каждого ребёнка, творческого мышления, воображения, фантазии.

Воспитатель Дьяченко О.А. вместе с детьми создала коллективные аппликации по русским народным сказкам «Теремок», «Репка», музей сказочных героев.

 Была проведена выставка книг «Русские народные сказки». Для родителей был оформлен наглядный материал по соответствующей тематике

  Заключительным этапом в реализации проекта стало открытое занятие «Путешествие в деревню Сказкино».

Цель: развитие интереса детей к русским народным сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.

Задачи:
1. познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках;
2. привлечь детей к совместной театрализованной деятельности;
3. развивать речь, воображение, мышление, обогащение словарного запаса по теме;
4. Развивать традиции семейного чтения.

     Дети отправились в путешествие на ковре самолете в деревню «Сказкино».

Чтобы узнать какая сказка живет в домике, ребятам предстояло выполнить несложные, но очень поучительные задания, с которыми они отлично справились.

        За время реализации проекта дети познакомились с русскими народными сказками. Научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям. Повысилась речевая активность, выразительность речи. Во время дидактических игр дети закрепили знания цветов, величину, форму предметов, количество. Повысилось желание передавать сказочные образы в художественном творчестве и конструировании. Дети стали использовать сказочные образы, фразы из сказок в сюжетно- образных играх. Повысился уровень положительных нравственных качеств. У родителей повысилось желание читать детям дома книги. Они изменили своё мнение о важности роли книг в жизни ребенка. Участники проекта получили огромное количество положительных эмоций и впечатлений, создалось ощущение открытия чего-то важного и значимого для каждого участника: родители взглянули на своих детей с новой творческой стороны, дети восхищались талантами и умениями своих родителей, а педагог открыл для себя потенциальные возможности детей, родителей в их совместной креативной деятельности.

Источник

Елена Колосова
Отчет по самообразованию «Сказка, как средство развития речи дошкольника»

Читайте также:  Консультации для родителей по развитию речи ребенка дома

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.Целью нашей работы было: развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки.

Задачи:

-Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы (учебной, справочной, научно-методическую по вопросу развития речи детей раннего возраста).

-Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов.

-Систематизировать опыт работы по теме.

-Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.

-Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.

-Разработать картотеки по развитию речи.

-Выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.

-Разработать систему мероприятий для дошкольников на основе использования русских народных сказок.

В процессе реализации плана самообразования по данной теме нами была изучена методическая литература и проведено анкетирование родителей по теме «Развитие речи детей через сказку». В основном все родители читают ребенку книги дома регулярно и по просьбе самого ребенка, и по своей инициативе. Прочитанное обсуждают с малышом. В каждой семье у ребенка есть домашняя библиотека. В основном это сказки, рассказы и стихи. Энциклопедии есть у 25% опрошенных. По-мнению родителей, дети предпочитают слушать сказки и стихи. В библиотеку родители с детьми не ходят.

В группе был оформлен уголок «В гостях у сказки», в котором размещены различные виды театров, маски для игр-драматизаций, дидактические игры по сюжетам русских народных сказок.

Также была создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками. Подобраны раскраски по теме.

В процессе реализации плана самообразованияс детьми были организованы следующие виды деятельности:

1. НОД по чтению и рассказыванию русских народных сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди».

2.НОД по изобразительной деятельности: рисование «Колобок покатился по дорожке», «Козленок», лепка по сказке «Репка», аппликация «Выросла репка – большая пребольшая», «Домик для зайчика и петуха».

3. Настольные театры.

4. Игры-инсценировки.

5. Игры-драматизации.

6. Конкурс «Кто лучше всех споёт песенку мамы-козы».

7. Беседы по русским народным сказкам, целью которых было помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему.

8. Беседа «Как вести себя с незнакомыми людьми».

9. Дидактические игры «Из какой сказки герои, «Разложи иллюстрации к сказке в определённой последовательности», «Сказки», игры- пазлы, кубики и др.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка трех лет

10. Просмотр сказок в мультимедийном варианте, прослушивание в записи известных мастеров сцены.

11. Физкультурное развлечение «Стоит в поле теремок, теремок…».

Для родителей были подготовлены консультации «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» и «Какие сказки читать детям», «Расскажи мне сказку мама. Также для родителей был организован просмотр презентации «Мы играем» с участием детей группы (драматизация русской народной сказки «Курочка Ряба»). Привлекали родителей к изготовлению костюмов и декораций для организации с детьми игр-драматизаций.

При работе над темой самообразования нами были составлены картотеки подвижных игр и физкультминуток по мотивам русских народных сказок для детей младшего дошкольного возраста. Также были подобраны лучшие образцы работ художников-оформителей книг, которые работают над сказочной темой.

Результатом применения методов сказкотерапии в обучении и воспитании детей, стало повышение качественного уровня речевого развития и речевого творчества детей группы. Дети легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Ребята научились вести диалог в непринуждённой форме. У детей наблюдается ярко выраженная любознательность, умение познавать окружающее без принуждения, стремление к творческому отображению познанного. Все эти качества без сомнения помогут детям в усвоении школьной программы в будущее.

Источник

Актуальность: Восприятия окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста разнообразно. Дети, к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным. И, наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, научное, «взрослое» понимание которых ему еще недоступно. В самом деле, как научно объяснить малышу происхождение ветра, как ответить, почему звезды не падают на землю, как ввести его в мир борьбы между добром и злом? А в сказке это легко и просто.

А такая, пусть не научная, пусть временная систематизация ребенку необходима: она снижает «напряженность непонимания», делает мир понятным, а значит приятным и удобным. Делает его мир, в котором интересно жить, который хочется исследовать и глубже понять. Перед собой поставила вопрос: « Каким образом можно использовать сказку в системе воспитания детей младшего дошкольного возраста?

Для решения этого вопроса я выбрала данную тему образования.

Цель: повышение своего профессионального мастерства, компетентности,

создание условий для развития речевых и творческих способностей у детей, развития социально-эмоционального поведения, расширение сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром, через знакомство со сказкой.

Задачи:

  • Продолжать знакомить со сказками;
  • Обогащать и расширять словарный запас детей;
  • Учить инсценировать эпизоды сказок; Развивать у детей творческие способности.

Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

Планируемые результаты:

Дети знают сказки, умеют их называть по картинке, рассказывают знакомые сказки, играют в игры на материале знакомых сказок.

До начала работы с детьми необходимо создатьусловия для знакомства с русскими народными сказками. Для этого нужно пополнить книжный уголок новыми книгами; театрализованный уголок, уголок ряженья.

В своей работе использую следующие методы и приемы по ознакомлению дошкольников со сказкой:

1.Чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

2. Рассказывание, т.е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

3.Дидактические и речевые игры на материале знакомых сказок.

«Чья песенка?» (закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок). «Отгадай-ка!» (учить детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки). «Кто лишний? » «Герои сказок», Любимые сказки» пазлы, кубики по сказками т.д.

4. Литературные викторины.

5. Выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).

Можно задать вопросы – Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?

6. Рассматривание иллюстраций в книге.

7. Беседа по сказке.

Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок. Умело поставленные воспитателем вопросы побуждают дошколят думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

8. Драматизация

Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в детском саду таблица

9. Художественная деятельность – лепка, рисование, аппликация.

Сказки использую по всем направления воспитательно – образовательной деятельности:

Нравственное воспитание

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.

Сказка «Волк и семеро козлят» покажет как добрые, и миролюбивые герои побеждают злых. Сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми. Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить.

Формирование основ безопасности:

Первые элементарные правила безопасного поведения на улице, дома, дети легко усваивают, знакомясь со сказочными сюжетами, с поведением сказочных героев.Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Какой урок могут извлечь из сказок дети?

«Волк и семеро козлят»– нельзя открывать дверь чужим людям. «Колобок»- нельзя уходить из дома без разрешения, и т.д. «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Экологическое развитие: Экологическая сказка воздействует на сознание и чувства ребенка. Она позволяет пережить те или иные явления в природе, учит научному видению природы.

Сказки помогают дать понятие о том, что и растения, и животные-живые существа, они дышат, пьют воду, рас тут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи.

Например, читая сказку «Репка», даем знания об овощах. Чтобы репка выросла, нужна почва, вода, семя, тепло и свет, а ещё? Да, уход за репкой.

Рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.

На ГМО 2 младших групп проведен мастер класс по теме «Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников»

Развитие речи

Слушая сказки дети:

– Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию.

– учатся языку сказок: «давным-давно», «долго ли, коротко ли», «в тридевятом государстве» и т.д.;

-знакомятся с новыми для них персонажами, предмета ми быта, обычаями и др.;

-овладевают новыми словами, учатся употреблять их в речи.

Постепенно, по мере развития речи, дети становятся все более вовлеченными в мир выдуманных историй, они любят рассматривать и перелистывать страницы книг, «читая» сказки с помощью придуманных ими самими слов и повторяя некоторые знакомые фразы. Они осваиваются с книгами и постепенно становятся уверенными «читателями».

Познавательное развитие: ФЭМП

Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают наизусть — это бесценные помощники в обучении детей математике. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций.

В русской народной сказке «Колобок» дети знакомятся с порядковым счётом. Сказки «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет. С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере и т. д. Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» даёт возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий».

На основе сказок составлены конспекты занятий по ФЭМП. Делилась своим опытом на интернет сайтах МААМ, Инфоурок.

Работа с родителями:

Для родителей с целью информирования созданы консультации: «Сказка в жизни ребенка»,«Как подружить ребенка с книгой».

Родители помогли пополнить театральный уголок настольным театром, новыми книгами. Участие родителей в драматизации сказки «Репка» на празднике «День матери»

Результат: Дети знают сказки, умеют их называть по картинке, рассказывают знакомые сказки, самостоятельно играют в игры на материале знакомых сказок.

Вывод:

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Дальнейшая моя работа:

  • Разработать проект по теме самообразования.
  • Включить драматизацию сказок в осенний праздник и день матери.
  • Провести анкетирование родителей

Источник