Творческие способности ребенка младшего возраста в развитии личности

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».

В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Нашему обществу нужны люди, способные самостоятельно, нетрадиционно решать возникающие проблемы, творческие, мыслящие, способные находить выход из сложной ситуации.

Дети младшего школьного возраста имеют свой потенциал, который необходимо развивать, опираясь на индивидуальность ребенка. Именно в этом возрасте у детей развивается воображение и фантазия, творческое мышление, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы.

Задачу развития творческих способностей детей берут на себя учреждения дополнительного образования. А возможно ли развивать творческие способности младшего школьника на уроках в рамках современной школы? Что для этого необходимо?

Цель исследования:

– развитие творческих способностей младшего школьника.

Задачи:

– проанализировать педагогический опыт развития творческих способностей младших школьников;

– изучить понятия творчество и творческие способности;

– изучить особенности развития творческих способностей младшего школьника на уроках;

– определить уровень развития творческих способностей в рамках урока.

По данным многочисленных исследований (Л.С. Выготского, В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман), в процессе формирования мозговых структур, доминирует правое полушарие. А оно отвечает за эмоциональность, наглядно-образное мышление, впечатлительность. Поэтому к урокам технологии, изобразительной деятельности дети чаще всего проявляют интерес, фантазируют, находят оригинальные решения.

Любую ли деятельность можно назвать творческой? Психологи (Ермолаева – Томина Л.Б., Дружинин В.Н.) утверждают, что  творческой деятельностью можно назвать деятельность, которая направлена на создание полезных и значимых продуктов.

 Понятие творчество и творческих способностей широко освещается  в педагогике и психологии.

Вот лишь некоторые определения понятия:

 Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;[1]

Творчество – это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового и оригинального продукта в различных сферах деятельности.

Творчество всегда индивидуально и уникально. Например, если на уроке технологии в одинаковых условиях дети будут выполнять одно и то же задание, результат у всех будет различным, т.к. каждый ребёнок индивидуален, у каждого свои способности.

Если ребёнок не воспроизводит определенные действия или впечатления, а сам создаёт новые действия или образы, то здесь уже присутствует творческая деятельность, в основе которой лежат творческие способности.

Так что такое творческие способности?

Творческие способности – это психические свойства и качества личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности, творчества.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода;

– комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание[2]

Элементы творчества могут присутствовать в любом виде человеческой деятельности, соответственно и творческие способности могут быть разные: музыкальные, художественные, математические, технические.

Творческие способности формируются,   и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Например, нельзя говорить о музыкальных способностях, если ребенок еще не занимался этим видом деятельности. Только в процессе обучения музыке можно выяснить, какие у ребенка способности.

Способности ребенка формируются, складываются, развиваются в течение его жизни под влиянием обучения и воспитания. При внимательном отношении к ребёнку у учителя есть возможность раскрыть и полноценно развить его творческие способности.

Для развития творческих способностей в рамках современного урока необходимо развивать творческое мышление и воображение. Задача учителя – увидеть определенные задатки, развивать способности каждого ребенка, заложенные в нем от природы, помочь ребёнку максимально раскрыться в своей творческой деятельности.

Необходимо, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию творческих способностей. Творческие способности будут формироваться быстрее, если ученики будут заинтересованы в деятельности и нацелены на положительный результат.

Процесс обучения творчеству на уроках должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свои способности. Дети должны учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию на уроках.

Читайте также:  Центр развития ребенка в харькове

Педагоги и психологи считают, что активное развитие творческих способностей происходит в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте дети интересуются окружающим миром. Они любознательны, активны. Поэтому так важно на уроках в школе создавать определенные условия для формирования и развития творческих способностей.

Для того чтобы творческие способности детей получили успешное развитие, необходимо создать определенные условия. Например, предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, определенных действий. Не давать готовых ответов детям, а создавать такие условия при которых они самостоятельно будут находить ответы. Давать нестандартные задания, где ребенок может проявить себя и раскрыть свой потенциал. При этом необходимо создать комфортную обстановку, оказывать помощь и поддержку ребенку, поощрять его. Чем благоприятнее условия на уроках, тем успешнее будет развитие.

Но не только важно создать благоприятные условия для развития творческих способностей. Не все дети могут сохранить творческую активность. Правильно подобранные методы обучения помогают достичь детям более высокого уровня творческого развития.

В начальной школе основной задачей  является развитие у всех младших школьников  общих способностей и формирование интереса к учению. Однако не всегда учебная деятельность ребёнка успешна. Но, не смотря на неудачи ребёнка в учёбе, он должен чувствовать поддержку учителя. Развивать творческие способности ребенок может в различных кружках и творческих объединениях, которые способствуют развитию его способностей. Младшие школьники берутся за любые дела, хотя у них нет ни опыта, ни навыков. Однако без помощи учителя многие затеи обречены на провал, поэтому важно поддержать ребенка, чтобы был определенный результат.

 Не всякая деятельность, в которую включают ребенка, формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие творческих способностей детей, она должна удовлетворять определенным условиям. Первое, ребенок должен быть лично заинтересован, желать выполнить работу как можно лучше. На уроке ребенок должен испытывать чувство удовлетворения от деятельности, лишь тогда у него будет желание заниматься ею. Второе, на уроке деятельность ребенка должна быть связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это дает положительную самооценку, удовлетворения от достигнутых успехов. Важно на уроке организовать деятельность ребенка так, чтобы он ставил самостоятельно цели и достигал их.

Развитие творческих способностей ребенка требует от учителя большой подготовки к уроку. Необходимо излагать материал в доступной и интересной для детей форме, сделать процесс обучения интересным и познавательным, используя различные приемы, в том числе игровые.

На уроках важно предлагать задания различной сложности. Создавать условия для творческого роста, поощрять активность.

        Поддерживать новые творческие начинания. Важно, создать такие условия, чтобы в процессе урока ребенок искал свое неповторимое решение поставленной задачи, не похожее на решения других. Это помогает детям, не боятся делать по-своему, развивать свое индивидуальное видение, развивать творческие способности.

Развитие творческих способностей детей будет эффективным только в том случае, если на уроках будет представлен целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. 

Действия учителя в итоге должны быть направлены на то, чтобы воспитать ученика, способного творчески мыслить, самостоятельно ставить цели, последовательно осуществлять действия, направленные на определенный результат.

В рамках исследования проводилась диагностика способностей ребенка к той или иной деятельности на первоначальном этапе. Проводился анализ художественного интеллекта на примере теста «Свобода ассоциаций». Проанализировав данные на первоначальном этапе, можно было сделать вывод, что младшие школьники дают небольшое количество ассоциаций, т.е. младшие школьники не всегда способны к восприятию и преобразованию информации. На следующем этапе была разработана система занятий, направленная на развитие творческих способностей. На уроках детям предлагались различные задания, направленные на развитие креативного мышления, воображения. Например, предлагалось создать композиции, элементами которой являются образы, полученные путем дорисовывания геметрических фигур. На уроке ИЗО при помощи краски, нанесенной на влажную губку, на листе бумаги создаются различные изображения (радуга, волны ). На уроках литературного чтения детям предлагались творческие задания такие как: «Продолжи сказку». Сочинить продолжение знакомой сказки. «Придумай фантастический рассказ». «Ассоциативный ряд». Подобрать как можно больше слов – ассоциаций (писатель – ручка. Бумага, книга, буквы, сюжет, издательство, популярность, сценарий и т.д.).

Читайте также:  Развитие ребенка в 4 месяца девочка таблица точная

«Чувства». Рассказать о чувствах, которые испытывает человек в той или иной ситуации («попал под холодный ливень», «попал в снежную бурю», «загорает на пляже», «впервые увидел море» и т.д.).

«Подбери рифму». Подобрать рифмы к заданным словам и придумать небольшое стихотворение.

        После проведения данных занятий результаты диагностики показали некоторую положительную динамику в развитии творческого мышления и воображения. Дети стали с интересом выполнять задания, творчески подходить к решению различных заданий, предлагать свои варианты.

В младшем школьном возрасте развитие творческого мышления, воображения, способностей ребенка должно идти через постепенное обогащение опыта ребенка, через новые знания в различных областях действительности.

На уроках у детей должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому, что способствует включение школьника в совместную с учителем и сверстниками деятельность. Необходимо создавать такие условия на уроке, чтобы побуждать ребенка к активному мышлению. Чтобы ребенок  в различных ситуациях проявлял творческую активность, только тогда можно добиться определенного результата в развитии творческих способностей, познавательных  интересов, усвоении новых знаний, нестандартных решений. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий,  способствующих формированию их творческих способностей.

        Таким образом, я  предлагаю задания, направленные на развитие творческих способностей, что  способствует  эффективности данных уроков. Формирование у детей творческих способностей является чрезвычайно важной составляющей  развития гармоничной и всесторонне развитой личности, что и является конечной целью процесса обучения.

Литература:

  1. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена 2002.
  2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская, – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
  3. Большой энциклопедический словарь// СПб., АСТ,Астрель,2008.
  4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пос. для учителя. М. «2010 г.
  5. Гридина Т.А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи. // Лингвистика креатива: Коллективная монография/ Екатеринбург, 2009 г.
  6. Каган М.С. Морфология искусства.- Л.:Искусство, 1972.

7.   Коджаспирова, Г.М. Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова, – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.

8.Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. – М.: Академия,1996.

[1] Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленска, – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

[2] Коджаспирова, Г.М. Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова, – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.

Источник

Алена Попова
Особенности развития творческих способностей младших школьников

Особенности развития творческих способностей младших школьников

Младший школьный возраст 8 – 9 лет определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка.

Младший школьный возраст – это благоприятный период для развития творческих задатков и способностей.

Исследования психологов и педагогов указывают на связь творческих способностей с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет свои особенности у ребенка. Отсюда можно предположить, что в данном возрасте особую форму имеют и творческие способности.

Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания в самом хорошем значении этих слов.

Согласно теории Л. С. Выготского, школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник

По мнению Л. С. Выготского, все, что требует творческого пересоздания, все, что связано с изобретением нового, нуждается в непременном участии фантазии. Фантазия ребёнка младшего школьного возраста более творческая, чем фантазия ребенка дошкольного возраста, хотя и менее продуктивна, чем фантазия подростка или взрослого человека.

Читайте также:  Как семья с ребенком с отклонениями в развитии

Воображение в этом возрасте является, с генетической точки зрения, игрой, но отличается от игры детей дошкольного возраста тем, что оно порывает связь с действительными предметами. Становясь старше, ребенок перестает играть, он замещает игру воображением. В некоторых игровых ситуациях чрезвычайно демонстративно выступают подъем жизненных сил и расположенность действовать совместно. Свободное участие всех и подзадоривающая обстановка подготовки к борьбе пробуждают изобретательность и творчество.

Способы стимулирования творческих способностей:

• обеспечение благоприятной атмосферы

• доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка

• обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности

• поощрение высказывания оригинальных идей

• обеспечение возможностей для практики

• использование личного примера творческого подхода к решению проблем

• предоставление детям возможности активно задавать вопросы

В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создать разнообразные ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. В условиях деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Педагог на уроке предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов. Образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями – иначе ребенок затрудняется продвинутся в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и др. полезно сочетать восприятие конкретных предметов и мысленное их представление. Так, хорошо показать картину, а потом предложить детям по памяти вести рассказ без опоры на наглядный образ, или сначала провести объяснение, потом предъявить наглядное пособие. Все это развивает способность детей мысленно представлять предметы и явления, которые в данный момент нельзя воспринять, т. е. помогает развитию воображения.

Задача педагога в начальных классах – создать у детей богатый запас представлений памяти и воображения. Вместо беспорядочного и часто малосодержательного фантазирования надо формировать у детей такие представления, которые станут основой научных понятий, будут правильно отражать окружающую действительность.

Ребенок младшего школьного возраста в условия воспитания и обучения начинает занимать новое место в системе доступных ему общественных отношений. Это связано, прежде всего, с поступлением его в школу, которая накладывает на ребенка определенные общественные обязанности, требующие к ней сознательного и ответственного отношения, и с новым положением его в семье, где он также получает новые обязанности. В младшем школьном возрасте ребенок впервые становится как в школе, так и в семье, членом настоящего трудового коллектива, что является основным условием формирования его личности. Следствием этого нового положения ребенка в семье и в школе является изменение характера деятельности ребенка. Жизнь в организованном школой и учителем коллективе приводит к развитию у ребенка сложных, социальных чувств и к практическому овладению важнейшими формами и правилами общественного поведения. Переход к систематическому усвоению знаний в школе является фундаментальным фактом, формирующим личность младшего школьника и постепенно перестраивающим его познавательные процессы.

Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.

Таким образом, творчество для младшего школьника в учебном процессе предполагает наличие у него способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Развитие ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству.

Источник