Творческие способности как основы развития личности ребенка
Доклад.
Развитие творческих способностей как средство формирования личности ребенка.
Каспирович Валентина Антоновна
учитель русского языка и литературы
высшей категории
БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 17»
Работа предназначена для учителей, слушателей курсов повышения квалификации педагогических работников гуманитарного цикла, родителей.
Омск 2011
Лучше учить, лучше воспитывать – настоятельное требование времени. Эффективность педагогического труда во многом зависит от того, насколько каждый учитель познаёт свои возможности в совершенствовании учебного процесса.
Что такое творчество? Как проявляются творческие способности?
Творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.
Ребёнок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребёнок рождается с творческими способностями, и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. «Но, как показывает практика,- отмечает О.Н. Дьяченко,- такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности».[1]
Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести (а не потерять) возможность для самореализации, для выражения своего «я».
Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные педагогические приёмы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества, не зависящие от специфики учебного предмета.
Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия творчества: «Это способности находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Таким образом, следуя этой формулировке, критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность.
Слово «творчество» происходит от слова «творить», это означает искать, изобретать и создавать.
Соответственно и творческая познавательная деятельность учащихся есть самостоятельный поиск, создание и конструирование чего-то нового.
Следовательно, основным критерием творчества в познавательной деятельности ученика являются: самостоятельность (полная или частичная); поиск и подбор возможных вариантов движения к цели.
Творческая деятельность немыслима без осознания цели поиска, без активного воспроизведения ранее изученных знаний, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, к самостоятельному поиску, наконец, без воображения и эмоций.
Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образованность. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей учащихся предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, образного мышления.
Созданию творческой атмосферы на уроке помогают специальные педагогические приёмы.
Важным приёмом (и одновременно условием) творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартный вопрос, нестандартное решение. Вот почему специальные уроки творчества лучше начинать с чего-то необычного для учащихся.
В ходе работы учитель может сделать вывод о преобладании в классе того или иного уровня творческого воображения. Как правило, выделяют три уровня: начальный (учащиеся называют готовые, существующие в природе материалы и явления), средний (предлагают предметы или явления, подвергшиеся воздействию человека) и высокий (он основан на образном восприятии и максимально отражает личное, субъективное отношение человека к называемому явлению).
Очень важно для мышления образное восприятие. Именно оно помогает нам при чтении и понимании поэзии, прозаических литературных произведений, описаний исторических событий и т.д. Не случайно мы говорим об образной памяти или образном восприятии. При этом «в образе» неразрывно слиты восприятия внешнего вида предмета, способ действия с ним, знание и отношение человека к этому предмету. «Образ – всегда обобщение… а не наглядная иллюстрация, не фотоснимок с реальности».[2] Полезно познакомить учащихся с конкретными и абстрактными образами. Для этого школьникам предлагается, например, последовательно представить: кошку, которая умывается; лесную поляну в солнечный день; ощущение весны. Этот приём помогает почувствовать разницу между внешним, событийным описанием и описанием, проникнутым отношением и настроением самого человека. От образа к образу возрастает потребность творящего в подборе определённых слов и понятий, которые могли бы наиболее полно передать субъективное восприятие данного образа.
Умение находить в образе неповторимые черты и в то же время «схватывать» главное- качества, которые сродни интуиции. Сегодня всё больше говорят об интуитивных процессах в творчестве, о необходимости доверять догадке, предчувствию.
В основе любой творческой деятельности лежит прогноз – предвидение её вероятных результатов.
Конечная цель определена так: общее развитие и формирование качеств творческой личности, расширение кругозора учащихся. Эта цель может быть достигнута благодаря созданию условий разнообразной деятельности для выявления и развития способностей.
В 1971 г. Джон Гауэн предложил целую серию полезных советов по этому вопросу:
- Создать безопасную психологическую базу ребёнку в его поисках.
- Поддерживать способности ребёнка к творчеству и проявлять сочувствие к ранним неудачам, избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребёнка.
- Быть терпимым к странным идеям, уважать любопытство.
- Оставлять ребёнка одного и позволять, если он того желает, самому заниматься своими делами.
- Помочь ребёнку учиться строить его систему ценностей не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями.
- Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остаётся один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска.
- Помогайте ребёнку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного.
- Помогайте ребёнку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолётную идею.
- Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребёнка.
- Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребёнку избежать общественное неодобрение.
Учебный процесс включает различные виды деятельности, и каждый из них по-своему воспитывает и активизирует учащихся, развивая их творческую активность. Следовательно, необходимо избрать прежде всего такие виды деятельности, которые привлекают детей.
Для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что твои творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Обычно учащиеся, показывая свои работы, смущаются, начинают со слов: «У меня плохо получилось»; «Я лучше не буду сдавать работу – у меня, наверное, всё неправильно». Иногда эти слова соответствуют истине. Но часто за ними скрывается иное содержание: ребёнку кажется, что он сделал работу хорошо, но он сознательно снижает впечатления от работы, надеясь, что учитель всё равно заметит и, возможно, приятно удивится тому, как удачно выполнено задание. Это- ложная посылка и ложное восприятие.
Уже на первых творческих уроках следует объяснить ученикам, что к своему труду нужно относиться уважительно и достойно. Школьники должны сами отказаться от заниженной самооценки на творческих уроках. Для этого можно ввести систему шутливых штрафов: за каждую фразу «Ой, у меня не так…» учитель назначает штрафное очко. На последующих уроках эти штрафы не только останавливают забывчивых, но и служат своего рода предупреждением для остальных: любите то, что вы делаете.
Отношение учителя к результатам детского творчества – тема очень обширная. На начальном этапе должно преобладать бережное отношение к тому, что создаётся детьми. Возможно, на первых творческих уроках стоит полностью отказаться от критики, выбрать позицию ценностного отношения к творчеству учащихся. В дальнейшем, когда закрепятся доверительные и открытые взаимоотношения между учителем и школьниками, можно (и нужно) сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей. Следует лишь помнить о том, что любая крайность в данном вопросе нежелательна, так как она может сформировать у учащегося неадекватную (заниженную или завышенную) самооценку.
Дети, обладающие способностью к творческим проявлениям, всегда немного непредсказуемы.
Обращенность социального развития к человеку побуждает считаться с его потребностями и искать методы обучения, естественные для каждого периода развития ребёнка. В восьмых, девятых классах наступает пора нравственного самоуглубления. В это время происходит стремительный рост творческого воображения. Получать знания не в готовом виде, а в процессе решения существенных и интересных для ученика задач стало краеугольным камнем обучения. Поэтому в моей работе используются перцептивные, логические, гностические методы обучения, методы контроля и самоконтроля.
К приёмам, активизирующим интеллектуально-волевую сторону в старших классах творческой деятельности, относится работа с ассоциациями. Научившись самостоятельно устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, человек использует производное ассоциирование, что составляет основу его мыслительного и творческого процесса.
Ассоциации подразделяются на сходные, контрастные и логические. Вот пример контрастной ассоциации.
Вспомним цитату из «Евгения Онегина»: «…Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились отличить…» К сожалению, большинство наших школьников тоже страдают этим «синдромом Онегина». Но запомнить чередование ударных и безударных слогов в данных стихотворных размерах не так уж сложно, если обратить внимание на то, что в слове хорей ударение падает на второй слог, а в стопе хорея на первый. В слове ямб ударение падает на первый и единственный слог, а в ямбической статье – на второй. Таким образом, учащиеся запоминают, что хорей – это двусложный стихотворный размер, ударение в котором падает на нечётные слоги (1, 3, 5…), а ямб – двусложный стихотворный размер, ударение в котором падает на чётные слоги (2, 4, 6…).
Какие же конкретно формы деятельности учителя должны прививать своим ученикам? Установлены ли вообще такие формы?
Различные формы работы, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал для развития творческих способностей у детей (и фронтальные, и групповые, и индивидуальные).
Невозможно включать всех учащихся в одинаковую работу, необходимо давать задания, приспособленные к уровню их творческого развития и потенциальных возможностей.
– Большое внимание на уроке уделяю слову:
лексическое значение;
этимология слова;
построение словарных гнёзд.
– Лингвистический анализ текста:
сравнение норм словоупотребления в современном русском языке и текстах писателей девятнадцатого века;
сравнение отрывков из художественных произведений первых и окончательных редакций.
– Составление опорных конспектов.
– Литературная разминка.
– Работа с рисунками (изобразить то, что учащиеся представляют, например, в графике. Рассказать, что такое графика как вид изображения и т.д.).
– Редактирование концовки произведения с намеренным изменением её характера.
– Творческий отчёт учащихся (инсценировки, спектакли).
– Работа с рецензиями в старших классах.
– Литературное кафе.
Такие формы организации учебной работы расширяют кругозор учащихся, появляется возможность проявить себя в определенном направлении, открываются новые стороны личности ребёнка, повышается интерес к учению.
Все названные выше приёмы направлены не только на активизацию творческих процессов у одарённых детей, но и на стимулирование потребности в творческом самопроявлении у всех учащихся.
Таким образом, деятельность педагога заключается прежде всего в развитии у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды творчества.
Список используемой литературы
- Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. -№ 6. – С.21-25.
- Винокурова Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. – 1998. – № 4. – С. 18-37.
- Жуков Т.М. Развитие человека есть развитие его творческих способностей. // Одаренный ребенок. – 2006. – № 1. – С. 46-51.
- Максимова С.И. Вопросы формирования творческой личности ребенка в теории и практике семейного воспитания конца XIX – начала XX века. // Одаренный ребенок. – 2006. – № 2. – С. 9-13.
- Петров К.В. Формирование творческого потенциала учащихся как условие акмеологически задаваемого развития. // Мир психологии. – 2006. – №4. – С. 174-180.
- Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. тр. / Свердл. инж. – пед. ин-т. – Свердловск, 1990. – 160 с.
[1] Дьяченко О.Н. Воображение дошкольника. – М., 1991. – С. 9.
[2] Полуянов Ю.Я. Воображение и способности. – М., 1982. –С.6.
Источник
В самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т. д.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности с творческой деятельностью, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [6]. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления.
Известный отечественный исследователи проблемы творчества А. Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки деталей для совершенствования первоначального замысла [32].
Кандидаты психологических наук В. Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории [27; 54-55]:
1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.
2. Умение видеть целое раньше частей.
3. Надситуативно–преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
4. Экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности “поведения” предметов в этих условиях.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности /9/.
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3. Гибкость в мышлении и действиях.
4. Скорость мышления.
5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
6. Богатое воображение.
7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
8. Высокие эстетические ценности.
9. Развитая интуиция.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т. е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей.
Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к моменту этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко – с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.
Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в момент созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию – необратимый процесс. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых для формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей [17; 286-287].
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Источник