Творческая позиция воспитателя в преобразовании среды развития ребенка

Творческая позиция воспитателя в преобразовании среды развития ребенка thumbnail

Творческая позиция воспитателя в преобразовании среды развития ребенка (на основе собственных разработок, авторских пособий, игр, оригинальных средств обучения и воспитания)

Я обустроила развивающую предметно-пространственную. Среду моей группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основной образовательной программой нашего ДОУ.

Мною разработаны авторские пособия:

    1. Дидактическое пособие «Посёлок». Способствует формированию элементарных математических представлений, представлений о пространстве (ближе, дальше), развитию представлений о видах транспорта (водный, воздушный, наземный, грузовой, пассажирский), развитию речевых навыков ( согласование существительных).

hello_html_43502b97.jpg

Все атрибуты картины прикрепляются к панно с помощью липучек, их можно менять местами, выкладывать поочерёдно в соответствии со счётом и т.д.

    1. Дидактическое пособие «Экологическая стена». Все атрибуты прикрепляются к панно с помощью липучек, могут меняться в зависимости от времени года. На пособии можно проследить обитателей леса, пруда, подземных жителей. Дети могут увидеть расположение наземной и подземной частей растений. В соответствии с погодой дети выставляют на панно солнце или дождик с тучами.

hello_html_m4d6bec65.jpg

    1. Уголок эмоций. Способствует отслеживанию ребёнком своего эмоционального состояния. Воспитанники моей группы любят играть в игру «Какой я?» сравнивая своё выражение лица с изображением на пособии. Пособие многофункционально. Каждое изображение отмечено бантиком цветовой определённой цветовой гаммы, что позволяет детям закрепить знания цветов спектра.

hello_html_2d69e31.jpg

    1. Дидактическое пособие «Осьминожки». Способствует закреплению знаний детей о цветовой гамме – как об основных, так и о промежуточных цветах. Шляпки осьминожков прикрепляются на липучках. Воспитанники моей группы очень любят «играть» с осьминожками, отгадывая, под шляпки какого цвета спрятались осьминожки, или же прячут осьминожек под шляпки заданного цвета.

hello_html_6cf287b5.jpg

hello_html_57374cf0.jpg

В пользовании детей моей группы находиться ПК, на котором установлены образовательные программы в соответствии с возрастными особенностями детей моей группы. Имеется медиатека, которая постоянно пополняется новыми дисками. В рамках реализации организованной образовательной деятельности я использую мультимедийное оборудование, презентации различной тематики. Применение ЦОР способствует повышению интереса детей к образовательной деятельности, более продуктивному усвоению новых знаний.

4.3. Наличие авторских проектов совместной деятельности воспитателя с родителями и общественностью по развитию образовательной среды

Одним из необходимых условий успешной реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО является создание образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает эмоциональное благополучие детей, способствует профессиональному развитию педагогических работников, создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования, обеспечивает открытость дошкольного образования, создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в ДОУ.
Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:
– взаимодействие участников педагогического процесса;
– развивающая предметно-пространственная среда;
– содержание дошкольного образования.

Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов.
Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта
Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

 Реализацией компонента «взаимодействие участников педагогического процесса» стала разработка проекта «Экологическая тропинка».

В современных условиях развития нашего общества, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

Сроки реализации проекта: 2016-2017 учебный год.

Участники проекта:

– дети средней группы, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.

В соответствии с целями я определила задачи проекта:

1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

2. Научить элементарным способам исследования объектов природы.

4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.

5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам.

7. Привлечь родителей (законных представителей) к участию в решении задач экологического воспитания.

8. Повысить компетенции педагогов по экологическому воспитанию дошкольников.

Реализация проекта была разделена на этапы:

Первый этап – подготовительный. На этом этапе я определила направления предварительной работы с родителями (законными представителями) воспитанников, объекты для исследования, оборудование и материалы, план реализации проекта на учебный год.

Второй этап – основной. В течение второго этапа собственно происходила реализация проекта – осуществлялась исследовательская деятельность – посадка комнатных растений, наблюдение за их ростом и развитием, обустройство ландшафтного дизайна участка – создание альпийской горки, проводились зимние экологические акции «Зимнее кафе», «Домик для птиц», обустройство экологической тропы.

С помощью родительской общественности я организовала в своей группе обустройство познавательно – экологической среды. Я предложила родителям разработать и провести вместе с детьми дома исследовательские проекты по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы. Затем я организовала мини-конкурс на лучший исследовательский семейный проект.

Читайте также:  Диагностика развития моторики ребенка раннего возраста

С наступлением весны мы вместе с родителями разработали план обустройства экологической тропинки. Все вместе высадили травянистые растения, оборудовали сухой ручей, высадили саженцы хвойных деревьев. На взрослых лиственных деревьях разместили кормушки для птиц и скворечники. У детей появилась возможность наблюдать за птицами. Ежедневно дети пополняли кормушки хлебными крошками, зёрнышками, что, несомненно, способствовало воспитанию бережного отношения, заботы об объектах живой природы.

Создание альпийской горки, посадка цветов в альпинарии, последующий уход за ними – послужило накоплению практического опыта детей.

В процессе организованной образовательной деятельности мы с детьми изучали флору и фауну нашего села, проводили наблюдения на прогулках, экскурсиях. Я также провела с детьми цикл занятий по изучению правил поведения в природе.

Осенью мы с родителями и педагогами организовали и провели конкурс детских работ из природного и бросового материалов. Конкурсные работы органично влились в интерьер группы и долго являлись её украшением.

Совместно с родителями мы организовали в нашей группе библиотеку и видеотеку «Из жизни природы» (о насекомых, птицах, животных, растениях, обитателях моря, о временах года и т.д.).

Третий этап – обобщающий – обобщение работы по экологическому проекту «Экологическая тропинка»

Результаты реализации проекта:

Для детей

  1. По результатам диагностики, уровень усвоения экологической грамотности воспитанников моей группы составил 90%.

2. В результате реализации проекта уровень обогащения развивающей предметно-пространственной среды значительно вырос.

3. В моей группе созданы достаточные условия для организации деятельности по экологической направленности.

Для родителей

Активность родителей (законных представителей) в рамках участия в деятельности группы по экологическому воспитанию значительно повысилась. Практически все родители принимали активное участие во всех проводимых мероприятиях проекта. По собственной инициативе мамы воспитанников делились с нами рассадой огородных культур, цветов. Родители стали больше внимания уделять воспитанию у детей экологической культуры.

Для педагогов

Педагогические работники – педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре принимали непосредственной участие в реализации проекта, что послужило повышению их компетенций в области экологического воспитания дошкольников.

Источник

Методическая разработка.

Тема:  «Развитие развивающей предметно-пространственной среды влияющей на формирование творческого воображения дошкольников»

Цель:

Изучить методическую и научную литературу о развитии предметно-развивающей среды для осуществления процесса формирования творческого воображения дошкольников.

Задачи: 

• изучить методы конструирования и наполнения предметно-развивающей среды соответствующим содержанием;

 • изучить методы обеспечения эффективности использования предметно-развивающей среды для развития творческого воображения.

Предполагаемый результат: если в работе с детьми дошкольного возраста для формирования творческого воображения  повлиять на развитие предметно-пространственной среды, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Содержание.

  1. Актуальность выбранной темы
  1. Развитие творческого воображения у дошкольников.
  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.

Заключение

Литературы

Приложения

Актуальность выбранной  темы.

В связи с модернизацией образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как части образовательного пространства и компонента образовательного процесса.

Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.

Изучение среды: предметной, игровой, творческой – один из актуальных вопросов дошкольной педагогики и психологии. Доказательства ученых констатируют, что среду можно рассматривать как окружающие ребенка условия существования, к которым относятся социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия. При этом предметная среда выполняет определенную (ответную) функцию: она стимулирует игровую деятельность, способствует формированию воображения.

Развитие творческого воображения у дошкольников.

Понятие творческого воображения в психологической литературе рассматривалось многими учеными. Большинство психологов отмечают, что воображение является очень сложным процессом. Теплов Б.М. характеризовал творческое воображение, как “самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Таково воображение писателя, художника, композитора, учёного, изобретателя и т. д.”

В психологической литературе дошкольный возраст приходится на период от 3 до 7 лет. Мухина В.С. отмечает, что “это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками» .

Психологи выделяют три периода:

– младший дошкольный возраст (3–4 года),

– средний дошкольный возраст (4–5 лет),

– старший дошкольный возраст (5–7 лет).

Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить.   

Читайте также:  Диагностика психического развития ребенка раннего возраста

Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным – то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.

В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим – сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.).

В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно – придумывать необыкновенные истории,  фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Так как развитию творческого воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие, как игра, конструирование, лепка, рисование, то особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации.

Таким образом, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Отличным способом для развития творческого воображения является изобразительная деятельность и художественный труд.

Чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Должна быть выработана система, последовательность в работе с детьми.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.

В ДОО предметно-пространственную среду рассматривают как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его интересов, потребностей, склонностей и способностей, а также уровней активности (С.Л. Новоселова).

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Предметная среда с детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. Предметно-развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.

Предметно-развивающая среда ДОО не существует сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями и интересами взаимодействия. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для развития способностей каждого ребенка организации увлекательной и содержательной жизни.

Зачем нужна предметно-развивающая среда дошкольнику?

  • Для удовлетворения своих потребностей в определенный момент своего развития.
  • Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
  • Размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями детей.

Зачем нужна предметно-развивающая среда воспитателю?

  • Она является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.
  • Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
  • Служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него

интерес. Она является своего рода катализатором в процессе самореализации личности и в ее организации педагогу необходимо учитывать “зону ближайшего развития” каждого ребенка. Происходит направленное формирование у ребенка образа мира, в котором все насыщено вкусами, запахами, тактильными ощущениями и звуками.

При организации предметной среды учитываются коммуникативные особенности, уровни речевого развития детей, способность творчески осваивать новые способы деятельности. Происходит речевое (символическое) обозначение, маркировка многообразных предметов, объектов, действий.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства с учетом интересов, возраста, целей и задачей совместной игровой деятельности.

Нельзя забывать о праве каждого ребенка на речевое развитие в собственном темпе, на свободу выбора предметов и игрушек.

Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя совершенно безопасно и комфортно в предметно-развивающей среде, мог проявить свои творческие задумки, исследовать и изменять ее по своему желанию. Безопасность предметно – развивающей среды это не только качественно сделанные игрушки из безопасных для ребенка материалов, но и понимание и принятие личности малыша, учет его точек зрения и умение взрослого понять чувства и эмоции ребенка, то есть психологическая безопасность среды.

Необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек, то есть гендерный подход при построении и обогащении предметно-развивающей среды.

Предметно-развивающая среда необходима детям, она выполняет по отношению к ним информационную функцию. Каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Произведения народного, декоративно- прикладного искусства обеспечивают художественное восприятие, которое впоследствии становится основой эстетического вкуса. 

Читайте также:  Рост и развитие ребенка влияние наследственности

Театральная деятельность помогает детям развивать творческие способности, разговорную речь и умение общаться друг с другом.

Создавая предметно-развивающую среду, ставят следующие задачи:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, заботиться об эмоциональном комфорте детей; общаться с детьми на познавательные темы, способствовать развитию речи, любознательности и инициативности;
  • создавать условия для развития сюжетно-ролевых игр, для экспериментирования; формировать у детей интерес к художественному творчеству.

Каждый уголок группы учит, воспитывает и развивает дошкольников.

Принцип динамичности предметной среды побуждает детей к преобразованию, исследованию нового. Изменяя элементы интерьера, принося в группу что-то новое, выставляя в центры новые игрушки, предметы можно стимулировать познавательную и двигательную активность детей, развивать игровую деятельность, творческое воображение.

Разнообразие средств в центре художественного творчества открывают ребёнку возможность творить, фантазировать, давать жизнь маленькому кусочку пластилина, оживлять красками скучные белые картинки. Наборы карандашей, пластилин, краски, кисти, трафареты, ватные палочки, мелки восковые, формочки – представлены в этом центре. Большинство ребят в нашей группе любят рисовать. Девочки предпочитают рисовать кукол, а мальчики – машины. Дети получают удовольствие от взаимодействия с разными материалами, тем самым обогащая свой тактильный опыт. Целью центра является формирование творческих способностей детей, эстетического восприятия, воображения, самостоятельности, активности.

Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Для того чтобы правильно организовать предметно-пространственную развивающую среду,  необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит её организация. Наукоёмкие проекты организации развивающей среды разработаны под руководством В. А. Петровского, С. Л. Новоселовой и др. В данных проектах дается психолого-педагогическое обоснование необходимости организации развивающей среды, и рассматриваются её основные принципы.

Так, с точки зрения психологии, среда – это условие, процесс и результат саморазвития личности. А с точки зрения педагогики, среда — это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

Таким образом, среда развития ребенка должна:  служить интересам и потребностям ребенка;  обогащать развитие специфических видов деятельности;  обеспечивать зону ближайшего развития ребенка;  побуждать делать сознательный выбор;  становиться основой для самостоятельной деятельности;  являться условием для своеобразной формы самообразования;  развивать любознательность и творческое воображение, умственные, художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения);  а также, формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Заключение.

Проанализировав современную психологическую педагогическую и методическую литературу, материалы, полученные в процессе взаимодействия с детьми, можно придти к следующим выводам:

  • Предметная среда с детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности ребенка-дошкольника.
  • Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную  творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности.
  • Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувств уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
  • Основными направлениями при проектировании предметно-пространственной среды в ДОО являются: всестороннее развитие детей; психологический и физический комфорт детей и взрослых, так как современный детский сад – это первый внесемейный социальный институт, обеспечивающий образование дошкольника; это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Осознавая значимость и необходимость такого опыта, возможности его организации и обогащения расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды, которая является источником становления субъектного опыта ребенка.

Литература.

  1. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности/ О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание.-1995.-№ 4
  2. Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии  с образовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
  3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999. – 456 с.
  4. Новоселова С. Л.  Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. -М.: Центр инноваций в педагогике,1995г.
  5. Полякова М. Н .Особенности организации развивающей среды в возрастных группах детского сада/М. Н. Полякова//Дошкольная педагогика.-2001.-№ 1.
  6. Петровский В. А.Построение развивающей среды в дошкольном учреждении/В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. Т. Стрелкова. -М.: Новая школа, 1993г.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1.

Приложение 2.

Источник