Творческая деятельность в интеллектуальном развитии ребенка

Сообщение на тему: «Интеллектуально – творческое развитие детей дошкольного возраста» на педагогическом совете воспитателей  МБДОУ №6 «Улыбка» по проблеме «Интеллектуально – творческое развитие детей дошкольного возраста» воспитателя Мягковой Н. В.  март 2016 г.

«Для того,чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать»

Декарт Рене

Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы его дальнейшего развития.

  Заложенный в этот, сравнительно короткий период жизни, фундамент имеет огромное значение для всего последующего развития ребёнка.

Вопрос  полноценного  развития  интеллектуальных,  познавательных, творческих  способностей детей дошкольного возраста  остается одним из самых  актуальных на  сегодняшний  день.

Окружающий мир, в который входит ребёнок, подбрасывает с каждым годом всё более сложные задачи, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а важно выделять связи, отношения между явлениями.

За время дошкольного детства  сознание ребёнка  не просто заполняется отдельными образами, представлениями, но характеризуется целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.

Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением взросления ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребёнок должен обратиться к процессу мышления.

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учёба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребёнка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Хороший интеллект – решающие условие успешного обучения в школе, поэтому развитие у дошкольников интеллектуальных умений  это существенная задача  воспитателей.

Проблема интеллектуально – творческого  развития  является актуальной для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности.

 Наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том, что системное развитие форм и операций логического мышления и интеллектуальных способностей на доступном детям материале в игровой форме, способствует развитию познавательной активности детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности мышления.

Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.

       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы, творческого потенциала, творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.

Современный этап педагогической практики это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка.

Главным фактором, определяющим  развитие интеллекта и мышления выступает не столько то, чему мы учим, сколько то, как мы это делаем.

Технологии, используемые в работе с детьми для интеллектуально – творческого развития:

  • игровые методы (ролевые и имитационные игры)
  • релаксационные методы
  • интеллектуальные игры  (на развитие познавательной  активности (ТРИЗ), на развитие логического мышления, социального интеллекта, креативности)
  • разнообразные психогимнастические упражнения
  • арт – терапевтические техники, приёмы и методы, методы сказкотерапии,  песочной терапии, музыкотерапии направленные на творческое самовыражение личности
  • игры, направленные на формирование механизмов самоорганизации, самоконтроля и самореализации
  • рефлексия

Приоритеты в работе с детьми:    

  • развивающий характер обучения
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка
  • доверие (откровенность)
  • безоценочное восприятие личности ребенка
  • расширение форм  взаимодействия взрослых с детьми
  • создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми
  • включение родителей в педагогический процесс

Уровень развития интеллектуально-творческих способностей детей и темп их развития могут существенно различаться у разных детей. Это требует предельно индивидуализированного    подхода.

«…Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть»

                                    Эрик Берн  

Образовательная деятельность с детьми

Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в виде развивающих проблемно-игровых и практических образовательных ситуаций. Образовательные ситуации строятся как увлекательная проблемно-познавательная деятельность, носят преимущественно интегративный, проблемный, творческий  характер и предполагают активную самостоятельную деятельность детей. Активно используются:

  • игровые приемы,
  • сказочные сюжеты;
  • разнообразные виды наглядности,
  • схемы, и условно-графические модели.

Особенностями технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей  являются:

Связь образного восприятия (через образ и сказочный сюжет) с логическим (через символ и алгоритм решения). Многие игры сопровождаются сказочным сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнение, анализ, классификацию, обобщение, понимание математического содержания. Использование сказки немаловажно и для нравственного воспитания дошкольника, формирование у него волевых усилий, эмпатии. Ребенок становится действующим лицом событий, «проживает» сложные, таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с главным героем препятствия и приводит его к успеху.

Система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой игре. Это дает возможность использовать одну игру для решения разных задач образовательной деятельности в течение длительного времени.

Широкий возрастной диапазон участников.

Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

Многофункциональность

 С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Универсальность по отношению к образовательным программам.

Творческий потенциал

 Наблюдения за детьми показали, что больше дети играют с теми играми, которые дают ему возможность воплощать “задумки” в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей “Чудо-головоломок”, разноцветных “паутинок” “Геоконта”, “вечного оригами” “Квадрата Воскобовича”: машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.

 Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается, что помогает развитию логического мышления.

Необходимо помнить, что мысль невозможна без вопроса. Путь от вопроса до ответа и есть работа мысли. Главное здесь не только самому задавать вопросы, но научить этому детей. Каждый вопрос ребёнка – это возможность научить его рассуждать, сомневаться, задумываться, постараться самому найти выход – ответ.

Читайте также:  Влияние курения во время беременности на развитие ребенка

Наиболее эффективными средствами для интеллектуально – творческого развития  являются дидактические игры, интеллектуальные  игры и разминки, логико-поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Они активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

В развитии, образовании ребёнка дошкольного возраста важной составляющей является создание предметно-развивающей среды, способной активизировать ребёнка и при необходимости отдохнуть. Среда группы должна быть  сформирована с учётом принципов гибкого зонирования, доступности, новизны. Создавая условия для развития детей, учитываются  возрастные и индивидуальные возможности детей.

 Мы создаем все условия для развития активного познания окружающего мира, логического мышления, интеллектуальных качеств детей дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе занимательного дидактического материала.

Можно выделить несколько блоков, в которые входят игры, упражнения, задания направленные на развитие интеллектуально-творческого потенциала  личности ребенка.

       Задания каждого блока подобраны таким образом, что позволяют одновременно решать как психодиагностические задачи, так и задачи развития интеллектуально-творческих характеристик ребенка.

1 блок – игры, способствующие  развитию конвергентного мышления.

 Данный вид мышления активизируется в задачах, имеющих единственный верный ответ, причем этот ответ, как правило, может быть логически выведен из самих условий. Их решение достигается путем использования определенных правил, алгоритмов и схем.

Конвергентному мышлению уделяют серьёзное внимание традиционные образовательные программы и методические рекомендации к ним.  Выполнение заданий данного блока должно привести к овладению детьми такими умениями,  как  умение анализировать, синтезировать, делать обобщения, классифицировать , давать определения понятиям и т.п.

2 блок – игры, способствующие дивергентному мышлению (альтернативное,  отступающее от логики).  

Дивергентная задача предполагает, что на один, поставленный в ней вопрос может быть несколько или даже множество верных ответов. Данный вид мышления наиболее тесного связан с воображением и служит источником порождения большого количества оригинальных  и разнообразных идей. Естественно, что именно этот вид мышления   квалифицируется как творческий. Дивергентное мышление наиболее свойственно одарённым детям, они с большим интересом относятся к заданиям подобного рода  и  довольно быстро добиваются значительных успехов в их решении. В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, продуктивность мышления, лёгкость ассоциирования, сверхчувствительность к обнаружению и решению проблем.

Примеры дивергентных задач  на развитие пространственного мышления – преобразование фигур (Н/р: Уберите четыре спички так, чтобы осталось три квадрата; Переложите 4 спички так, чтобы получилось 3 квадрата и т. д. ), «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», « Монгольская игра»,  «Вьетнамская игра»,  «Волшебный круг». Задания на объёмно – пространственное мышление:   создание архитектурных моделей  (дома, дворцы, мосты), транспортных моделей (корабли, автомобили, самолеты), скульптур (животные)  из различных видов конструктора.

 Перечисленные игры помогают развить творческие способности, логическое и пространственное  мышление.  В эти игры можно играть одному, вдвоём, группой, всей семьёй.

Комплекс занятий по использованию игр: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», « Монгольская игра»,  «Вьетнамская игра»,  «Волшебный круг» и т. д. ,  начиная со второй младшей группы,  представлен в книге Е. А. Юзбековой «Ступеньки творчества. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника». В этой книге Юзбекова показала как поэтапно (с усложнением)  обучать играм детей, подобрала стихи и физминутки к заданиям.

Дивергентные задания бывают также вербальные (т.е. словесные). Н/р: Кто Колобок – брюнет или блондин?

– Заяц пригласил на день рождения – 3 января гостей: двух медведей, трех ежей и черепаху. Сколько гостей собралось у него?  

3 блок: Дивергентные задачи на базе приемов творческого воображения.

      Воображение – психический процесс создания образов, предметов, ситуаций путем комбинирования элементов прошлого опыта.

     В ходе выполнения заданий по развитию воображения формируются:

  • легкость генерирования идей;
  • способность к эмпатии;
  • умение ассимилировать информацию;
  • способность к свертыванию мысленных операций;
  • способность предвидения;
  • умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма) и др.

Примеры заданий: «Аналогии»,  «Дорисуй картинку» и т.д.

 Огромную роль не только в развитии речи, развитии чувств, в воспитании, но также в развитии творческого мышления играет работа со сказкой. Однако, наблюдения последних лет свидетельствуют о том, что у детей стал пропадать интерес к книге. Не все дети хотят слушать художественные произведения, не помнят названия  прочитанных книг, не могут назвать автора. Затрудняются понять суть отношений героев, дать оценку поступкам. Причины кроятся в том, что место их занял компьютер, а также в режиме дня сократилось занятие, отведённое на чтение художественной литературы. Тем не менее,   воспитатель должен использовать разнообразные формы, методы и приёмы работы с художественным произведением.

Приведу некоторые примеры приёмов  работы со сказкой:

  • Сочинение сказок, рассказов, историй, используя заданный набор слов, например: светофор, мальчик, санки.
  • Перевирание сказок.

Шла по лесу Красная Шапочка, а навстречу ей идет Винни – Пух..

Вплетая одного героя за другим в действие сказки,  и намеренно нарушая его порядок, педагог достигает активизации внимания детей. Там, где всеобщий смех, там и повышенный интерес.

  • Сказка наоборот.

Золушка – лентяйка и злюка. Волк – няня для козлят и т.д.

  • Коллаж из сказок (переплетение героев и сюжетов разных сказок)
  • Сказка от считалки
  • Сказка от загадки Сказка от фразеологизмов и т.д.

Более углубленно познакомиться с приёмами работы по сказке можно в книге Фесюковой «Воспитание сказкой».

 А в книгах  Р.К. Шаеховой  «Ступеньки к творчеству» и «Играя – размышляем»  представлен комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач  на развитие логики и творчества детей 6-7 лет. Выполняя эти задания,
позволит комплексно решить образовательные задачи:

  • сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
  • сформировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • развить образное мышление;
  • развить речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
  • развивать творческие способности;
  • увеличить концентрацию внимания и объём памяти; воспитывать интерес к предмету и процессу познания в целом.

Широко применяются такие  приёмы:

 Мозговой штурм

•        Придумайте дом будущего?

•        Как не ссориться с мамой?

•        Как можно поприветствовать человека?

•        Как украсить группу к Новому году?

•        Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным?

•        Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?

Что может произойти, если …

“… дождь будет идти, не переставая”

“… люди научатся летать, как птицы”

“… собаки начнут разговаривать человеческим голосом”

“… оживут все сказочные герои”

Читайте также:  Речь и развитие психических процессов у ребенка читать

“… из водопроводного крана польется апельсиновый сок  и т.д.

Приступая к реализации комплекса интеллектуально развивающих игр, педагог должен помнить о двойственности своей позиции в любой детской игре. Являясь её инициатором и организатором, он одновременно выступает в роли равноправного партнёра детей по игре. Поэтому от доброжелательного тон, который он задаёт, во многом зависит детский интерес, эмоциональный настрой, характер взаимоотношений детей друг с другом, а также успешность игровых действий и достижение игрового результата.

 Отбирая содержание  заданий,  педагогу следует осуществлять индивидуальный подход, соблюдать дозировку сложности заданий, позволяющих создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом с постоянным успехом!

Необходим строго выверенный баланс в использовании заданий, направленных на развитие конвергентного и дивергентного  видов мышления у детей.  

Только такой подход обеспечивает полноценное развитие творческого мышления.

Наилучший эффект дают игры, которые являются обязательными и проводятся систематически на занятиях математикой, развитием речи и в свободное время. Продолжительность игровой части занятий от 4 до 10 минут зависит от возрастной группы. Оптимальное количество участников – половина стандартной группы. В итоге можно выявить одарённых и отстающих, а также предсказать  их интеллектуальное взросление.

Источник

Творческая деятельность для интеллектуального развития ребенка раннего возраста

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей.
Как быть нам, педагогам, чтобы этого не произошло?
Может быть оградить наших детей от сложностей окружающего мира, создать для них свою мягкую среду. Или наоборот, «пусть слышат и видят всё, что происходит вокруг, авось да и закаляться»?

Я думаю, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т.е. воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют.
Говорят, если есть доброта, чуткость, добропорядочность, значит человек состоялся. Вопрос о том, как, какими методами воспитывать в них нравственность.
Было решено познакомить детей с  русскими народными традициями, чтобы воспитывать на материале истории нашего народа. А для этого нет лучше пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством мы предлагаем через разные виды деятельности.
1. Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал. С помощью их можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, народная игрушка – матрёшка), придумывать сказки.
2. Изделия народных мастеров воспитывают у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, т.к. декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. 
3.  Изобразительная деятельность. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем её красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнаменты.
4. Математика. В узорах декоративных росписей, характерных для народных промыслов, соблюдается определённый ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, четность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.
5. Музыка. Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными традициями, праздниками, народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Таким образом, задачи, поставленные нами были, основаны на интеграции различных видов деятельности: художественно – речевой, игровой, изобразительной, театрализованной, в основе которой лежит ознакомление с народным искусством. Тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства при условии их тесной взаимосвязи и между собой, и с классическим искусством.

В своей работе я выделила 

два направления:

  1. Ознакомление детей с видами народного декоративно-прикладного искусства. Формирование детского декоративного творчества.
  2. Работа с родителями.

Главными задачами работы с детьми являются: 
1 Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с народными традициями: (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно- прикладное искусство).
2. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского декоративно-прикладного искусства.
3. Формировать обобщенные знания и умения:
–   Умение различать стили известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и другой.
–   Освоение детьми элементов, колорита, композиции.
–   Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
4. Развивать художественно-творческие способности в процессе воспитания произведений декоративного искусства и детской деятельности.
Условиями для наиболее эффективного решения задач явились:
– Комплексный подход к организации занятий 
– Знания истории народных промыслов России
– Тематическое построение материала.
– Выбор изобразительного материала детьми
Изучив методическую литературу: Л. Д. Рондели «Народное декоративно-прикладное искусство», «Художественное творчество в детском саду» под редакцией А. А. Ветлугиной, «Декоративное искусство детям» Г. Н. Пантелеева, Ю. В. Максимова, Л. В. Пантелеева, «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» О. А. Скоролуповой, «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях» О. В. Корчиковой нами были предложены следующие этапы работы:Подготовительный. 
Цель: а) Углубление знаний детей по теме будущей работы через проведение бесед, экскурсий.
           б) Формирование ярких художественных образов у детей через рассматривание иллюстраций, репродукции, экспонатов, альбомов, книг.Основной. 
Цель:
а) предоставление детям возможности воплотить полученные знания при выполнении работ
б) создание условий для творческого взаимодействия
Мы использовали следующие формы организации работы с детьми.
1. Целевые прогулки и экскурсии в музеи и выставочные залы Народных промыслов.
2. Свободная деятельность (разучивание песен, стихов, потешек, чтение сказок по теме: «Народное декоративно – прикладное искусство».)
3. Оформление коллекций по теме «Декоративно- прикладное искусство».
4. Организация конкурсов и выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.
5.  Проведение викторин с детьми по декоративно – прикладному искусству.Диагностический (по Т. Комаровой).
В ходе занятий использовались следующие методические приёмы: игровой приём (внесение игрушки, создание сюжета); создание проблемной ситуации; проблемные вопросы; работа в паре, коллективная работа, работа подгруппами; организация самой работы: стоя, сидя за столами, на полу; положительная оценка детских работ; связь рассматривания изделий народных мастеров с последующим составлением узоров; сравнение двух элементов узора; использование движения руки в воздухе; упражнение в начале занятия; использование фланелеграфа; называние элементов узора, действия при его воспроизведении; взаимосвязь видов деятельности: рисования, лепки, аппликации; использование разных видов оценок: приз, сюрприз, словесная оценка, аплодисменты; неторопливый темп занятия, предоставление ребёнку для обдумывания ответа; активности детей содействуют правильное ведение диалога (вопрос задаётся всем; отвечающему дается указание говорить громко, ясно, чётко; осуществляется индивидуальный подход к детям с низким уровнем развития речи; контролю за речью отвечающего привлекаются все, дополнение ответов); оценочные вопросы (Что тебе нравится?); косвенные приёмы: напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

Читайте также:  Компоненты индивидуальной программы развития ребенка

По каждому виду росписи 

проводилась работа согласно такой последовательности:
1. Экскурсии в музеи и выставки народным промыслов.
Знакомство с данным видом декоративно-прикладного искусства (материал, фактура, орнамент, узор).

2. Рассказы, беседы, рассматривание иллюстраций об истории промысла.
3. Оформление полки красоты (один предмет, например, дымковский конь), несколько предметов одного народного промысла (дымковские игрушки или хохломская посуда, и т.д.), сравнение двух трех видов народных промыслов, выставка детских работ).
4. Занятия по ознакомлению с определёнными видами декоративно-прикладного искусства.
5. Интегрированные занятия по лепке, декоративному рисованию, аппликации.
6. Организация «мини – музея» в группе (предметы народного промысла).
7. Использование дидактических игр по разным видам росписи: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора».
8. Самостоятельная художественная деятельность детей в уголке рисования (использование трафаретов, нетрадиционных изобретаемых материалов).
Для более успешной реализации поставленных задач нами был разработан перспективный план занятий по ознакомлению детей с народными промыслами.Младшая группа

1. Знакомство с народной игрушкой – матрёшкой.
2. Ознакомление с росписью по мотивам дымковской игрушки.

Средняя группа

1. Продолжать знакомство с народной игрушкой – матрёшкой.
2. Знакомство с дымковской игрушкой (освоение отдельных элементов, составление композиций).
3. Освоение детьми основных приёмов и элементов Хохломы.

Занятия.
1. Знакомство с народной игрушкой – матрёшкой: (Беседа «Русская народная игрушка – матрёшка», «Украсим фартук для Матрешки» (рисование), «Узор для платка матрёшки» (рисование)).
2. Знакомство с дымковской игрушкой: (Беседа «Дымковская игрушка» (рассказ об истории промысла), «Нарядная юбка барыни» (рисование), «Дымковские кони» (рисование), «Дымковское ателье» (рисование), «Уточка» (лепка – пластилин), «Петушок» (лепка – глина), «Барыня – водоноска» (рисование – трафарет)).
3. Освоение детьми основных приёмов и элементов Хохломы («Украсим теремок для зверей», «Расписание шарфиков для козлят», «Узор на круге», «Узор на квадрате», «Узор на полоске»).Старшая группа:

1. Научить рисовать более сложные элементы хохломского узора, составлять самостоятельно композиций.

2. Продолжать работу по освоению элементов дымки, составление композиций, роспись силуэтов с наложением цвета на цвет.

3. Познакомить детей с новым видом народно-декоративно-прикладного искусства – «Городецкая роспись» (показать общие образы, характерное отличие).
Занятия.
1. Освоение элементов Хохломы, составление композиций: беседа «Золотая Хохлома» (рассказ об истории промысла, особенностях хохломской росписи), «Роспись вазы хохломским узором», «Ложка для Жихарки», «Золотой ключик», «Тарелочки для трёх медведей», «Роспись доски», «Ярмарка».

2. Переход к рисованию более сложных композиций дымковского узора: беседа «Вятские мастерицы», «Хвост индюка» (из бросового материала), «Конь» (лепка) из пластилина (роспись), «Индюк» (из бросового материала), «Олень – золотые рога» объёмная аппликация, «Свинка – копилка» (из глины) роспись.

3. Знакомство с новым видом народного декоративно-прикладного искусства: «Городецкая роспись», беседа «В гостях у городецких мастеров», «Роспись доски городецким узором», «Кружка, украшенная цветочной гирляндой», «Городецкий петушок», «Узор на полосе из бутонов и листьев».

Подготовительная группа:

1. Познакомить с историей возникновения народного искусства с первобытных времён.
2. Дать знания об образе птицы как знаке, символе в прикладном искусстве.
3. Познакомить с новым видом народного декоративно – прикладного искусства «Жостовская роспись».
4. Знакомство детей с русским народным промыслом – «Гжельская керамика».
Занятия. 
– Рассказ о Жостовском промысле

 – Роспись подноса овальной формы на тему «Фрукты»

– «Роспись подноса круглой формы» (старая пластинка, цветы из открыток).

– «Роспись подноса прямоугольной формы» (картон, цветы из пластилина).

– «Сине-голубое чудо Гжели» (рассказ об истории Гжельского промысла).

– Сочинение сказки о гжельской розе.

Известно, что любая воспитательная работа с детьми будет малоуспешной без поддержкиродителей. Для этого были использованы следующие формы работы

Формы работы

Содержание работы

Сроки проведения

1 Направление

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс:

1 раз в квартал

а) анкетирование и опросы.

* Анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей.

* Опрос “Мой ребёнок и его индивидуальные особенности”.

б) создание предметной среды

* Организация “Мини-музея” (предметы народного быта).

в течение года

* подбор предметов декоративно-прикладного искусства, альбомов, художественной литературы.

* сбор бросового материала.

2 Направление

Участие родителей в совместных групповых занятиях.

2 раза в год

а) участие в педпроцессе

б) дни открытых дверей

Наблюдение родителей за детьми, воспитателем.

в) совместная деятельность детей, родителей и педагогов

1) Коллективное посещение музеев:

в течение года

* музей Васнецовых;

2 раза в год

* Краеведческий музей;

* музей народных промыслов.

2) Семейные проекты:

“Народные промыслы нашего края”.

“Народная игрушка в жизни моего ребёнка” (в судьбе).

3) Встречи с интересными людьми.

2 раза в год

4) Участие в организации выставок семейного воспитания.

* Композиция выставок на тему “Весна”,

1 раз в квартал

“Осень” (по мотивам росписи “Хохлома”)

* “Прошлое и настоящее предметов быта”.

5) Создание книги-самоделки сказок по мотивам народных промыслов.

6) Изготовление энциклопедии “Мастера Земли русской”.

3 Направление 

1) Заседание круглого стола Патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству.

а) Педагогическое просвещение родителей

2) Тематические выставки:

* “Дымковская игрушка”;

* “Золотая хохлома”;

в течение года

* “Жостовские подносы”;

* “Голубая Гжель”;

* “Городецкие узоры”.

3) Памятки для родителей:

1 раз в год

* 10 заповедей родителям по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

4) Реклама книг, статей из газет, журналов

в течение года

на тему “Патриотическое воспитание через основу декоративно-прикладного искусства”.

5) Консультирование

1 раз в квартал

* Как приучить детей охранять природу.

* Большое искусство маленьким.

* В музей вместе с ребёнком.

6) Тематические родительские собрания.

1 раз в квартал

* Воспитание патриота в семье;

* Досуг с ребёнком на природе;

* Воспитание будущего гражданина.

7) Выставки работ, выполненных детьми и

родителями из папы – маме.

* Семейные викторины.

в течение года

* Кто лучше знает росписи.

* Знатоки декоративно – прикладного искусства.

8) Конкурс на лучшую обложку для названия книги сказок.

в течение года

* Помощь в организации праздников и развлечений.

2 раза в год

* Ярмарка.

* Праздника свистуньи (с использование поделок и работ выполненных детьми).

Благодаря совместной с родителями организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством уровень их творческих способностей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.

Источник