Творческая активность ребенка как потенциал развития личности

Творческая активность ребенка как потенциал развития личности thumbnail

Ближе к 2-3 годам малыши начинают активно познавать окружающий мир, проявляя интерес к созиданию и творчеству. Наверняка, многие замечали, что дети этого возраста уже пытаются демонстрировать родителям свои навыки.

Например, пробуют петь, пританцовывают, увлеченно рисуют, лепят из пластилина, а некоторые даже сочиняют свои собственные истории, в которых присутствуют сказочные персонажи.

Это идеальный момент, чтобы понаблюдать за малышом и определить, что ему нравится больше всего. А также сформировать его интерес, чтобы он трансформировался в более глубокое увлечение.

Как же помочь малышу проявить свои таланты?

Прежде всего, детские психологи советуют не мешать ребенку. То есть дать ему возможность проявляться самостоятельно, не навязывая собственные интересы.

Задача родителей — дать шанс ребенку раскрыть индивидуальность и личный потенциал, помогая осознать разнообразие творческой сферы и окружающего мира.

Каждый раз предлагайте ребенку новое занятие. Например, давай сегодня порисуем карандашами, а в следующий раз дайте освоить рисунок красками или фломастерами.

Дайте попробовать поработать с пластилином или тестом, а потом откройте для него мир картин из кинетического песка.

Приучая любовь к музыке, не стоит делать акцент на чем-то одном, даже если вы сами очень любите классику.

Подарите крохе радость выбора, пусть он сам решит, какую музыку он хочет слушать.

Позвольте ему для начала освоить детские музыкальные инструменты, к примеру, ксилофон, пианино, синтезатор, гитару, барабан, мультиплеер, маракасы и т. д. Чтобы он понял, что ему нравится больше.

Вдруг окажется так, что он очень любит не играть на инструментах, а петь.

Я певец!

Аналогично действуйте относительно физического развития. Ведь спортивных секций очень много.

Разумеется, многие родители предпочитают выбирать за ребенка, отдавая его с малолетства на хоккей, гимнастику, плавание и прочие олимпийские виды спорта.

Я балерина!

Однако практика показывает, что чемпионами и музыкантами становятся единицы, а вырастая, дети часто с ужасом вспоминают ненавистные занятия «под палкой».

Как развить воображение

Самое лучшее для ребенка — это сделать любое его занятие максимально интересным и веселым.

Дети очень быстро устают, если заставлять их долго концентрироваться на чем-то одном.

Допустим, малыш слепил забавного человечка. Чтобы он отдохнул и понял, насколько разносторонней может быть игра, предложите ему соорудить домик из конструктора, заселив его пластилиновыми персонажами.

Попросите малыша нарисовать собственную картину, на которой он сам что-то делает.

Малыши очень любят играть в кого-то: докторов, учителей, поваров, профессий так много, что придумать интересную игру не составит труда.

Развитие воображения поможет ребенку выйти за привычные рамки и научит фантазировать.

Важно показать крохе, что придуманный им мир может быть безграничным.

Даже обычную прогулку со стандартной песочницей и качелями можно превратить в интересную ролевую игру.

Просто предложите ребенку самому придумать сценарий и вы удивитесь, какие гениальные идеи могут возникнуть в этой маленькой головке.

Разумеется, как можно чаще общайтесь с малышом. Пусть не только ребенок просит что-то объяснить ему, но и сами станьте на время «почемучкой».

Попробуйте задавать вопросы, ответ на которые он может только придумать.

Реакция родителей на творчество чада

Для ребенка очень важна оценка, полученная от родителей. Искренне хвалите его творчество, радуйтесь вместе с ним его успехам.

Даже если у малыша совсем что-то не получается, подскажите, как можно сделать это лучше или иначе.

Например, домику неправильной формы можно дорисовать мордочку, а вместо крыши пририсовать шляпу. Увидев, как корявое сооружение превратилось в забавный персонаж, ребенок получит урок и вдохновение на новые творения.

Главное, чтобы малыш видел ваш энтузиазм и заразился вашими позитивными эмоциями. Это станет для него лучшей мотивацией для дальнейшего творчества.

Поощряйте малыша, разместив его работы на стене или отдельной полочке. Старайтесь хвалить его при других, показывая его творения.

Не удивляйтесь, если ребенку вдруг стало скучно заниматься тем, что раньше очень нравилось.

Это нормально, ведь малыш развивается, а значит, его интересы могут постоянно меняться.

Ваша задача только в том, чтобы дать ребенку пространство и возможность для самостоятельного выбора и открытых проявлений его талантов. Остальное он сделает сам.

Важная информация для будущих мам! Если ваш подъезд не обустроен пандусом для детских колясок, как это сделать смотрите здесь — ОТКИДНОЙ ПАНДУС.

Пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал! Только ваш искренний интерес является стимулом к дальнейшему творчеству. Всех благ и процветания!

Источник

Творческая активность ребенка как потенциал развития личности

Способность к творчеству не возникает сама по себе, она образуется в процессе родительского воспитания с самых ранних лет. Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста возможно лишь в том случае, если сами родители обладают изобретательностью, оригинальным подходом в обучении и воспитании. Другим важным условием выступает выражение любви к чаду, одобрение детской инициативности, учет индивидуальных характеристик. Условия развития творческого потенциала детей также своеобразны для конкретного ребенка. Дошкольный возраст – пластичное время, «выгодное» условие для того, чтобы развить креативность. Проанализируем вопрос о том, как раскрыть потенциал ребенка в самом раннем периоде жизни.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в доу по фгосам

Потенциал ребенка

Потенциал ребенка

Не существует единой инструкции о том, как раскрыть изобретательность и креативность у детей. Каждый ребенок — неповторимая личность, а не механизм или пластилин, из которого можно «слепить» желаемый результат. Творческий потенциал детей дошкольного возраста повышает шанс креативности и неординарного подхода к проблемам во взрослой жизни.

Развитие творческого потенциала личности ребенка опирается на эмоциональное самовыражение. В психологической науке это называется «преобразование когнитивной сферы в аффективную». Развитие креативности означает выражение человеком собственной неповторимой индивидуальности. Личность неповторима в том, как она воспринимает себя и окружающий мир. Это восприятие дается в чувственном переживании. Одинаковая ситуация у разных людей вызывает разные эмоции. Вначале у человека возникает чувство, а затем действие. Дошкольный возраст выделяется тем, что ребенок на все жизненные ситуации реагирует особо ярко и эмоционально. Теперь игры стали доступными для пользователей в любое время суток и в любой локации благодаря развитию современных технологий и появлению игровых автоматов в режиме онлайн. Superomatic В Казино-холдем играют одной стандартной колодой из 52 карт (без джокеров). Одной колодой карт можно сыграть только одну игру и карты перемешиваются после каждого раунда игры.

Потенциал ребенка

Чтобы раскрыть творческий потенциал детей дошкольного возраста, рекомендуется называть вслух те чувства, которые малыш, вероятней всего, переживает в данную минуту. Такой прием поможет раскрыть чувства, способствует осознанию дошкольником своего эмоционального отношения. Родителю следует называть диапазон вероятных эмоциональных реакций и предложить малышу выбрать те, которые точнее отображают его состояние.

Условия развития творческого потенциала детей

Перед тем, как развить творческий потенциал ребенка, рекомендуется соблюдать организационные условия:

  • Физическая активность стимулирует творческий потенциал. Легкие упражнения следует начинать с первых недель жизни малыша. Физические нагрузки развивают не только наше тело, но и психику.
  • Творческий ребенок окружен тем, что побуждает его действовать нестандартно. Игрушки должны слегка обгонять развитие малыша, чтобы раскрыть его способности в перспективе.
  • Ребенок должен самостоятельно принимать решения. Например, если игрушка упала под стол, не стоит помогать малышу доставать ее — пускай он сам постарается управиться с этой проблемой.
  • Помощь родителей должна носить ненавязчивый характер подсказки, если они желают раскрыть творческий подход у малыша. Важно соблюдать границу между самостоятельностью детей и вседозволенностью.

Потенциал ребенка

Центральное положение — уютная психологическая обстановка в семье. Ребенок способен к адекватному развитию тогда, когда любим и наблюдает хорошие взаимоотношения между родителями. Не учитывая данные условия, невозможно раскрыть способности детей в полной мере.

Источник

Развитие творческого потенциала ребенка

           Творчество — необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости. Для детей такие занятия необходимы: малыши учатся создавать, проявляют себя, не боятся пробовать что-то новое. Как же раскрыть талант ребенка?

           Дошкольный возраст – время становления и интенсивного развития творческого воображения у детей. Они фантазируют, сочиняют истории, придумывают свой собственный язык, намеренно изменяя знакомые им слова.

            Становление гармоничной, здоровой личности невозможно без развития эмоциональной сферы, воображения. Поощрение проявления творчества в детстве – весомый вклад во взрослую жизнь человека, ведь любое дело принесет удовольствие, станет успешным, если вложить в него душу, проявить особый подход к его воплощению.

            Способности к творчеству, умение фантазировать, воображать, создавать необычное, играет важную роль в жизни ребенка – через творчество он самовыражается, показывает свой внутренний мир, открывает душу. Накопление опыта, особенно эмоционального становится важнейшим условием развития воображения – ребенок получает информацию, вместе с этим совершенствуются его мышление и память, затем ребенок учится комбинировать и применять полученный опыт в других сферах своей деятельности.

             Важно развить у ребенка желание узнавать новое, искать ответы на свои вопросы, умение придумывать, фантазировать, сочинять «на ходу», пороявлять инициативу. Пусть у него формируется чувство, что узнавать новое – здорово.

              Важно дать понять ребенку, что задача может решаться  разными  способами. Таким образом у ребенка развивается воображение и креативное мышление. Чем чаще ребенок фантазирует, чем больше он играет, занимается созидательной деятельностью, тем быстрее задатки перерастают в способности, творчество становится частью жизни маленького человека.

           Разнообразная, богатая на содержание среда, где постоянно находится ребенок, его активные действия, пробы, опыты, эксперименты помогают раскрывать предпосылки для творчества. Необходимо расширить представления ребенка о доступных ему материалах для творчества, обеспечить ребенку возможность доступа к ним, пробудить в ребенке эмоции радости от процесса творчества и его результата.

            В жизни всем нам нужна фантазия. Фантазия, предполагающая независимость мышления, формирует умение самостоятельно мыслить. Надо только уметь вовремя подсказать ребенку, заинтересовать, направить. В первую очередь, нужно «учить» ребенка быть наблюдательным. Большую пользу в этом принесут прогулки с ребенком. Гуляя, стоит выбирать разные места; предварительно подумать, чем они могут быть интересны ребенку (перелетные птицы, необыкновенные цветы или серебряные нити-паутинки на траве). Рассказывать ребенку о красоте, творить с ним эту красоту, собирать на прогулках поделочный материал: это могут быть листья, плоды и семена растений, камни, раковины, ветки, кора и мох, – все, что покажется необычным. Хорошо делать игрушки, которые легко можно преобразовывать в другие. Не зря в свое время дети поголовно были увлечены играми в «трансформеров». Видоизменяя игрушку, ребенок учится видеть разносторонность явления, не зацикливается на одной мысли, – т.е. приобретает гибкость мышления.

Читайте также:  Развитие ребенка в дошкольном детстве веракса скачать

            Научите ребенка любоваться красотой окружающего мира. Интересно придумывать образы, разглядывая облака, или угадывать предметы по их очертаниям поздним вечером. Смена обстановки, поход в незнакомое место принесет новые эмоции, радость и вдохновение. Много новых знаний маленький человек получает, проводя эксперименты и опыты. Если взять с собой увеличительное стекло или бинокль, наблюдать за птицами и насекомыми будет еще интереснее.

Никогда не игнорируйте «детские» вопросы. Чтобы пробудить в ребенке мышление, поощряйте его на выдумывание «маленьких проблем». Научите ребенка рассуждать и искать оригинальные способы решения проблемы. Решение логических задач и головоломок — хороший способ развить нестандартное мышление. Научите ребенка видеть новые возможности и находить нестандартные решения.

Важно побуждать ребенка экспериментировать, поощрять и поддерживать творческие находки. Проводя эксперименты и опыты, маленький человек получает много новых знаний. Дети любят экспериментировать. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Творческая фантазия ребенка лучше всего раскрывается там, где ребенку предоставляется свобода фантазии и ему дают возможность не бояться своих творческих задумок и идей.

Вопросы ребенка считаются основной формой проявления любознательности, познавательных интересов. Умение толково ответить на вопрос ребенка —большое искусство. Отвечая на вопрос ребенка, стоит побуждать его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А как ты думаешь?»

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность – желание познать закономерности окружающего мира. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.

Познавательный интерес носит поисковый характер и положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов —мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выявить непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений. Основа познавательного интереса -активная мыслительная деятельность.

Под влиянием познавательного интереса ребенок способен к длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственного или практического задания.

             Не подносите ребенку готовое решение, рассуждайте вместе с ним; если ребенок не знает, с какого конца подойти к проблеме, можно попробовать задавать ему вопросы, постепенно подводя к правильному ответу. Позвольте ему испытать гордость от своего маленького открытия. Это очень важно, в дальнейшем ребенок не будет бояться решения сложных проблем. А, возможно, решение будет не одно: поспорьте с ребенком, научите его отстаивать свою позицию, видеть многогранность мира.

Источник

Людмила Телешенко
Сущность и пути формирования творческой активности детей

Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию, эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому очень важно воспитывать духовно богатую личность, уделяя особое внимание развитию творческой активности младших дошкольников.

Проблему развития творческой личности мы рассматриваем в контексте развития реальных способностей растущего человека, которые формируются и воплощаются в различных видах познавательной и созидательной деятельности. Результат этой деятельности не всегда обладает очевидной общественной ценностью, но участие в ее процессе имеет первостепенное важное значение для детей. В ходе данного процесса проявляется самостоятельность, инициатива, раскрывается творческий потенциал личности.

Современное образование направлено на всецелое развитие личности ребенка. Основа всестороннего развития – творческая активность, поэтому формирование творческой активности учащихся является одной из актуальных проблем подрастающего поколения. Значение формирования творческой активности мы видим, прежде всего, в том, что в процессе творческой деятельности в ребёнке воспитывается любовь к серьезному, вдумчивому труду, настойчивость в достижении поставленной цели.

Без проявления творческой активности не могут успешно развиваться познавательные способности ребёнка. Творческая активность ребёнка занимает центральное место в формировании волевой, целенаправленной, всесторонне развитой личности.

Для эффективного развития творческой активности детей важно определить существенные стороны понятия “творческая активность“, раскрыть пути развития рассматриваемого качества личности в процессе обучения.

История исследований проблемы творческой активности показывает нам ее неразрывную связь с проблемой активности личности вообще.

Активность – не просто деятельность, не ее вид и состояние. Ученые рассматривают активность как характеристику личности, ее самодеятельность, стимулами которой выступают содержание и характер самой деятельности. Именно самодеятельность имеет творческий потенциал, поскольку продиктована не одной лишь внешней необходимостью, а инициативой изнутри.

Читайте также:  Развитие ребенка решаем простые задачи

Активность – многоаспектное понятие. Не случайно, поэтому проблемы, связанные с его исследованием, рассматривается философией, педагогикой, психологией.

Большое внимание изучению проблемы уделено в философской литературе. Уже в исследованиях Платона и Аристотеля есть попытки найти механизмы активности личности, приводящие к творчеству.

Активность, по мнению Н. А. Бердяева, как философская категория отражает “способность объектов неживой и живой природы и субъектов социальной жизни к стихийному, интенсивно направленному и сознательному взаимодействию” со средой, изменению и преобразованию ее и себя, а также “интенсивность этого процесса, его меру”. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей. Творчество – явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизическими предпосылками.

Исследователи детского творчества отмечают, что высокие достижения связаны с такими факторами, как уровень воображения в игровой деятельности (Дж. Моран, Дж. Сойерс,а также с различными социальными способностями: общением, принятием роли (Дж. Коннели, А. Дойл, 1984, использованием языка и стремлением к лидерству (В. Фу, Х. Кеннеди, 1982, возможностью самовыражения, интересами и уровнем образования родителей (Т. Ковач, 1982). По мнению П. Смита (1983, для развития детского творчества необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними, поощрять творческие интересы ребенка; следует также добиваться его внутренней раскованности и свободы.

П. Торренсом были выявлены компоненты творческого мышления – факторы креативности.

К ним относятся:

– интеллектуальная творческая инициатива – направленность на выход за рамки данных задач и требований;

– широта категоризации – отдаленность ассоциаций, неожиданность использования предметов, придание им нового функционального значения, обобщение явлений, не имеющих очевидных связей;

– беглость мышления – богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей;

– оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения.

Креативность ученый определяет через характеристики творческого процесса. Творческий путь решения проблемы состоит в том, что человек пытается избежать общепринятых и очевидных решений, исследует проблему, выдвигая множество гипотез, проверяя свои догадки, пока не найдет решение.

А. Н. Леонтьев, рассматривая компоненты творчества, выделил в структурной схеме мотивационный и операционный аспекты творчества.

В. П. Зинченко и В. М. Мунипов предлагают дополнить эту схему эмоциональным и мировоззренческим компонентами. Учитывая это, структуру творчества можно представить как совокупность мировоззренческого, мотивационного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов.

Мировоззренческий компонент, по мнению ученых, определяет позицию личности в процессе деятельности и в оценке ее результатов. К основным мировоззренческим свойствам личности, способствующим творческойдеятельности относят:

1) осознание личностью своих мировоззренческих свойств;

2) способность отстаивать свои творческие позиции.

Следующий – мотивационный компонент, включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение человека к деятельности, в том числе, и к творческой, совокупность тех психических моментов, которыми определяются его поведение в целом, то, что побуждает его деятельность, ради чего она совершается.

В нашей работе творческая активность рассматривается как качество, одновременно присущее и самой личности, и ее деятельности. Творческая активность предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблем.

Развитие творческой активности личности требует от педагога создания такой атмосферы, когда возникает любознательность и интерес, потребность отстаивать свои творческие позиции, чувство увлеченности, стремление к творческим достижениям, создается ситуация успеха в творческой деятельности.

Таким образом, творческая активность детей в процессе обучения связана со всеми сторонами формирующейся личности ребёнка: потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты в творческой деятельности неразделимы, ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне деятельности человека.

Процесс развития творческой активности предполагает количественные и качественные изменения, происходящие в структуре личности и в системе ее взаимодействия с окружающей действительностью, которые могут быть соотнесены с некоторыми точками на шкалах развития основных параметров творческой активности.

Для выявления уровней развития творческой активности детей стало необходимым разработать показатели сформированности творческой активности.

Исследователи выделяют следующие уровни творческой активности: уровень проблемности (М. И. Махмутова); формирование опыта творческой учебной деятельности (И. Я. Лернер); интеллектуальной активности с включенными уровнями творческой активности (Д. Б. Богоявленская).

Так, З. В. Баянкина выдвигает классификацию творческой активности по степени освоенности творчества,выделяя уровни: адаптивный, поисковый, исследовательский, креативный. Ю. В. Науменко строит классификацию по постоянству проявления операционного компонента творчества, определяя тем самым разные уровни творчества. Е. Н. Тупичкина, Л. Н. Петрова выделяет классификацию творческой активности по развитию интереса к творчеству,выделяя уровни: нулевой, низкий, средний, высокий.

Д. Б. Богоявленская считает, что самостоятельность – это качество, включенное в активность. П. Я. Гальперин говорит, что в изменении самостоятельности проявляются, с одной стороны, динамика актуального уровня развития, с другой стороны – процесс формирования творческой активности, являющейся качеством деятельности.

Источник