Туризм как средство развития ребенка

 Наталья Богданова 
 Дошкольный туризм как средство всестороннего развития личности ребёнка
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны, а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения — это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан. Результатом дошкольного образования согласно ФГОС ДО является воспитание свободного, инициативного, любознательного, самостоятельного, уверенного в своих силах человека с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего собственное мнение и умеющего отстаивать его. Для того, чтобы достигнуть этих целевых ориентиров ребёнок, прежде всего, должен быть здоровым – физически, психически и социально благополучным. ЗДОРОВЬЕ – базовая человеческая ценность, являющаяся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей индивида. Среди современных детей седьмого года жизни более 40% «школьно-незрелых», что связано с ухудшением состояния здоровья детей, снижением функциональных возможностей. Современные дети в основном испытывают «двигательный дефицит», страдают незакалённостью. Модным стало слово гиподинамия, определение которой звучит угрожающе – нарушение функций организма при ограничении двигательной активности. Двигательная активность детей, по мнению многих ученых реализуется лишь на 40-50%. Статичное положение приводит к снижению силы и работоспособности скелетной мускулатуры, нарушению осанки, искривлению позвоночника, плоскостопию, вызывает обменные нарушения, приводит к ожирению. В связи с этим уже с детских лет возникает необходимость становления у ребёнка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья, профилактику заболеваний. Что для здоровья и жизни человека является самым важным? Для обеспечения здоровья важно многое, но главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем человека. Вся система физического воспитания в дошкольном учреждении должна быть прежде всего ориентирована на развитие и совершенствование этих систем, основным средством которого является двигательная активность. Двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием нормальной жизнедеятельности ребёнка, его всестороннего развития и воспитания. Ведущей системой в организме ребёнка является скелетно-мышечная, все остальные развиваются в прямой зависимости от неё. Включение в интенсивную работу скелетно-мышечной системы ведёт к совершенствованию всех органов и систем – к созданию резервов мощности и прочности организма, которые и определяют меру крепости здоровья. Таким образом, оптимальная двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненно важных функций растущего организма. Рациональный двигательный режим, по мнению Ю. Ф. Змановского, должен включать физические и умственные нагрузки на благоприятном фоне, которые создает, в первую очередь, природное окружение. Зная, что туризм является одним из эффективных средств удовлетворения двигательных и познавательных потребностей человека, в образовательном процессе нами используется детский туризм. Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий. Универсальность туризма еще и в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности. Туризм — эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека; средство расширения кругозора, познания красоты природы. Туристические прогулки, экскурсии, походы имеют ни с чем несравнимый общеоздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки на свежем воздухе в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, которое во многом и определяет меру крепости здоровья. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт детей. Во время движения у детей совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности. Туристические прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, но и совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества детей, формируются основы здорового образа жизни. Опыт походной жизни формирует у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбивать лагерь, тушить костер, оказывать первую помощь пострадавшему и др.). Изучение основ спортивного ориентирования (знание топографических знаков, работа с компасом,движение по карте и пр.) развивает все без исключения психические процессы, особенно внимание, мышление, память. Опыт показывает, что дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям, оказавшись одни в лесу, ведут себя максимально собранно, без паники и растерянности и пытаются найти выход из создавшегося положения. Средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей. Именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания. Туристические прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребенке отзывчивость, щедрость, доброжелательность. Коллективные прогулки способствуют формированию детского сообщества, в котором все связаны одной целью, где ребенок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит. В туристском походе вырабатывается самостоятельность, организованность, воля, умение преодолевать трудности. Эти трудности лишь в редких случаях можно преодолеть в одиночку. Совместные усилия сплачивают коллектив, учат ребят взаимопомощи и взаимовыручке. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умения интересно и содержательно организовать свой досуг. Положительные эмоции, которые испытывает ребёнок в процессе занятий физической культурой и туризмом формируют стойкую потребность ведения здорового образа жизни. Продуманная интересно организованная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни. Таким образом, туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка. К туристической деятельности, как одному из форм работы с дошкольниками,прибегают крайне редко: считается, что туризм – это дело средней общеобразовательной школы. Однако, мы уверены, что детский туризм может и должен использоваться в оздоровлении детей дошкольного возраста в качестве вспомогательного средства в педагогической практике ДОУ.
Литература:
1. Бочарова. Н. И. Туристические прогулки в детском саду, – Москва, 2004.
2. Завьялова Т. П. Туризм в детском саду: новые возможности,новые решения: учебно-метод. пос. / Т. П. Завьялова. –Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2006.
3. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении,- Москва: Педагогический университет “Первое сентября”, 2005.
Источник
Туризм – это самый демократичный вид отдыха, он
 не ставит никаких ограничений ни по физической
 подготовке, ни по возрасту. Не в возрасте дело.
 Главное – состояние души. “Не физическая сила
 двигает человека, – считал известный
 путешественник Карло Моури, – а его вера в
 собственные силы”.
Туризм способен удовлетворить самые разные
 стремления людей. Каждый в нём избирает для себя
 ту сложность, тот вид походов, которые более
 всего способствуют его устремлениям, интересами
 возможностям.
Туризм даёт также простор для реализации
 различных увлечений, наилучшие возможности для
 воспитания характера и для объединения людей по
 интересам.
Туризм – это общение с природой и друзьями,
 познание своей Родины, это постоянные открытия. И
 не только новых путей, уникальных природных
 явлений. Главное – это открытие человека. В
 походе лучше узнаёшь своих спутников и самого
 себя. В различных природных условиях
 вырабатываются стойкость, мужество,
 взаимовыручка и на деле проверяется, что стоит
 каждый.
Чтобы походы приносили пользу, удовольствие,
 заканчивались без травм, необходимо знать
 “азбуку” туризма – его основные правила,
 технические приёмы, походную этику. “Когда
 знаешь – не трудно, трудно – когда не знаешь” –
 гласит китайская поговорка.
Туризм занимает ведущее место в физическом
 воспитании детей дошкольного и школьного
 возрастов. Реализация воспитательных
 возможностей зависит от педагогов. Работа по
 туризму создаёт благоприятную почву для
 воспитания трудовых и волевых навыков. В походе
 турист учится преодолевать препятствия,
 преодолевать препятствия, ориентироваться на
 местности.
Туристская подготовка в ДОУ является важным
 фактором в решении проблем комплексного
 воспитания детей; предусматривает теоретические
 и практические занятия по таким разделам как
 знакомство с топографией и ориентирование на
 местности, общефизическая подготовка,
 обеспечение безопасности при проведении
 туристских мероприятий.
Неотъемлемой частью общей подготовки
 туриста-дошкольника является краеведческая
 подготовка. Она связана с приобретением знаний о
 природных богатствах родного края, историческом
 прошлом, знакомство с наиболее интересными
 объектами, уникальными природными комплексами,
 формированием у ребят умений и навыков в
 организации и проведении наблюдений с их
 последующей обработкой и анализом.
 Краеведческая подготовка и выполнение
 краеведческих наблюдений способствует
 соединению обучения и воспитания в единый
 процесс.
Идея создания этого проекта достаточно
 прозаична: территория нашего детского сада
 большая, и есть участки, которые никак не
 используются, там просто лес (фото 1,2: свободные
 уголки на территории детского сада). Вместе с тем,
 всё чаще стали появляться мысли о том, как
 сделать занятия физкультурой более интересными
 и увлекательными для детей.
Поиски таких форм работы привели к идее
 создания “Тропы здоровья” на участках
 нескольких групп в качестве эксперимента, чтобы,
 опробовав, понять необходимость и правильность
 такого решения и впоследствии использовать
 оставшуюся свободную территорию.
Пришлось обратиться к различным источникам
 литературы, что заставило немного пересмотреть
 свои планы и расширить их, а именно объединить
 использование “Тропы здоровья” с обучением
 детей ориентированию на местности, умению вести
 себя в природе. В результате появилась идея
 соединить всё это в единую систему воспитания и
 обучения детей. Так и появился “детский туризм”.
Изучая специальную литературу по этой теме,
 были определены наиболее важные тезисы, которые,
 на наш взгляд, очень чётко раскрывают основные
 задачи такой работы:
- туризм – самая массовая форма активного отдыха
 и оздоровления, одно из важных средств
 воспитания не только детей, но и взрослых;
- работа по туризму создаёт благоприятную почву
 для воспитания трудовых и волевых навыков;
- туристская подготовка учит преодолевать
 препятствия, ориентироваться на местности, дети
 лучше узнают друг друга.
Как и любая деятельность в педагогике, так и
 работа с детьми по туризму имеет свою ценность. В
 физкультуре на первом месте мы всегда ставим
 оздоровительную задачу, следовательно, ценность
 занятий туризмом в оздоровлении ребёнка можно
 сформулировать так:
- дети занимаются на свежем воздухе в любую
 погоду, что способствует закаливанию организма и
 улучшает здоровье. Организм ребёнка закаляется в
 естественных условиях. В результате происходит
 совершенствование всех физических качеств –
 быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы,
 ориентировки в пространстве; основных видов
 движений – ходьбы, бега, ползания, лазания,
 прыжков, метания, упражнений в равновесии.
Кроме этого, такие занятия имеют и
 образовательную, в туризме познавательную,
 ценность:
- знакомство с малой родиной, особенностями
 ландшафта, животного и растительного мира, у них
 формируются обобщённые представления о временах
 года, об изменениях в природе, о зависимости
 изменений живой природы от изменений в неживой
 природе. Расширяются знания детей о правилах
 поведения в природе, об её охране. Развивается
 мыслительная деятельность. Благодаря
 постоянному перемещению по местности, умению
 пользоваться картой и компасом, активному
 участию в играх и туристических состязаниях
 развивается пространственная ориентация
 каждого участника, умение действовать по
 предложенному плану, самостоятельно выполнять
 поставленную умственную задачу, правильно
 оценивать результат своей деятельности. Дети
 анализируют и делают выводы о некоторых
 закономерностях и взаимосвязях.
Воспитательную ценность туристической
 деятельности можно сформулировать следующим
 образом:
- поскольку туристическая деятельность
 проводится большей частью в коллективе, когда
 один зависит от другого, то дети учатся быть
 отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание
 к ближнему, их переживаниям, радоваться успехам
 своих товарищей, сопереживать в случае неудачи,
 правильно оценивать поступки свои и сверстников.
 Решаются задачи и трудового воспитания: у детей
 формируются навыки самообслуживания, умение
 трудиться в коллективе и планировать свою
 деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся
 экономным приёмам работы. Воспитываются такие
 качества, как самостоятельность, аккуратность,
 ответственность, инициативность, бережное
 отношение к снаряжению и спортивному инвентарю.
 Физическая и морально-волевая подготовка
 помогает детям лучше адаптироваться к
 конкретным условиям. Общение с людьми разных
 возрастов способствует приобретению детьми
 коммуникативных навыков.
Таким образом, убедившись в правильности
 своего выбора и в масштабах предстоящей работы,
 было решено после обсуждения с администрацией
 определить две экспериментальные группы (2
 младшая группа и старшая), сроки нашего
 эксперимента, после чего приступили к работе.
Была создана творческая группа в составе
 инструктора по физкультуре, воспитателей
 названных групп, которая на организационном
 этапе разработала цель проекта:
- объединение усилий детей, родителей и педагогов
 на пути к здоровому образу жизни;
- расширять и закреплять знания детей о природе
 как целостной взаимосвязанной системы,
 формировать эколого-туристские знания и умения
 природопользования, развивать
 поисково-исследовательскую деятельность,
 совершенствовать навыки безопасного поведения в
 природе;
- творческое взаимодействие инструктора по
 физической культуре с воспитателями групп, их
 воспитанниками и родителями.
Задачи проекта определены следующие:
- расширять адаптационные и функциональные
 возможности детей путём развития основных
 органов и систем организма в ходе выполнения
 физических упражнений, развивать
 координационные способности и выносливость как
 основу физической подготовки ребёнка-будущего
 туриста; совершенствовать естественные виды
 движений и обогащать двигательный опыт (учиться
 простейшим упражнениям туристского многоборья,
 выполнять двигательные задания педагога на
 ориентировку в пространстве [1,50];
- при тесном взаимодействии родителей дать им
 возможность принимать активное участие в
 прогулках-походах, наполнить этот вид
 деятельности новым содержанием, что позволит
 использовать личный пример взрослых в
 физическом воспитании дошкольников;
- способствовать изучению педагогами
 положительного опыта семейного воспитания в
 укреплении здоровья детей и пропаганде его среди
 родителей воспитанников.
Была сформулирована актуальность нашей работы:
- в связи с тем, что в последнее время повышаются
 требования к физической подготовленности
 ребёнка-дошкольника и к его уровню
 психологической готовности к школе, необходимо
 использовать новые формы работы для
 осуществления всестороннего развития,
 позволяющих не только развивать физические
 показатели, но и затрагивающих и развитие
 умственных способностей и позволяющих
 корректировать некоторые проблемы семьи в
 совместной деятельности педагогов, их
 воспитанников и родителей.
Гипотеза нашей работы:
- применение средств туризма в основных формах
 организации физического воспитания
 дошкольников будет способствовать эффективному
 развитию и повышению уровня физических качеств и
 координационных способностей, благополучия
 взаимоотношений, усвоению знаний в области
 физической культуры и правил поведения на
 природе.
Возвращаясь к изученным материалам, можно
 увидеть, насколько обширны знания, умения и
 навыки, получаемые в ходе работы при подготовке
 туриста-дошкольника: это и теоретические знания,
 и формирование личностных качеств, дружеских
 отношений, и физическая подготовка (пешеходные и
 лыжные прогулки, развитие основных физических
 качеств), а также техническая и тактическая
 подготовка.
Формы работы с использованием средств туризма
 очень разнообразны. Можно проводить занятия не
 только в помещении, но и на улице (дидактические
 игры, конкурсные задания, прогулки-разведки,
 прогулки-поиски, игровые занятия,
 занятия-соревнования между туристическими
 группами и др.). Кроме этого, ситуации с
 использованием элементов туризма можно включать
 в режимные моменты в течение всего дня (подвижные
 игры с использованием природных и социальных
 объектов). Как итог можно использовать и формы
 активного отдыха: развлечения и праздники с
 использованием туризма, день здоровья.
В начале нашей работы над проектом были
 проведены родительские собрания в выбранных
 группах, в ходе которых родители получили
 необходимую информацию о предстоящей работе, а
 мы – их согласие на проведение такой
 деятельности с их детьми и оказание инициативной
 группе посильной помощи.
Кроме этого, на подготовительном
 (организационном) этапе был составлен план
 работы по внедрению наших идей:
- приглашение специалиста из Дома детского и
 юношеского туризма и экскурсий “Ювента” для
 консультации по оборудованию “Тропы здоровья”
 на двух участках детского сада;
- оборудование данного объекта силами родителей
 этих групп (фото 3-5: туристические тропы на
 участках 2 мл. и старшей групп);
- планирование проведения занятий сначала в
 помещениях групп, а затем на улице один раз в
 неделю помимо основных занятий по физкультуре;
- подбор необходимой литературы, наглядного
 материала, загадок, пословиц и поговорок на
 туристическую тему;
- создание картотеки дидактических и подвижных
 игр туристического содержания;
- консультационный материал по теме для
 родителей.
Если говорить о работе конкретно на двух
 выбранных возрастных группах, необходимо
 подчеркнуть следующее: во 2-й младшей группе
 большое значение имеет формирование
 пространственных представлений у детей. В этом
 помогают дидактические игры, используемые в
 различных видах образовательной деятельности. В
 группе создана и постоянно пополняется
 картотека игр и физкультминуток по данной теме,
 подобраны стихи и песни. Дети с удовольствием
 ждут наших “туристических занятий”. В особый
 восторг привели детей занятия на улице, когда они
 впервые встали на лыжи (фото 6-8: маленькие
 туристята).
Воспитатели и родители старшей группы на
 предложение принять участие в этом проекте
 согласились сразу, решив, что это интересная
 исследовательская и познавательная
 деятельность для детей (фото 9-11: мы – туристы).
 Важной составляющей в этой работе стала
 возможность дополнительного развития детей, а
 также использование ещё и новой формы
 закаливания, прежде не используемой.
На данный момент мы находимся на продуктивном
 этапе, который предполагает совместную
 деятельность детей и взрослых по решению
 поставленных проблемы и задач проекта.
На практике можно убедиться, что знания,
 приобретаемые в работе над проектом “Детский
 туризм” тесно переплетаются со всеми
 образовательными областями.
Занятия на “Тропе здоровья” – это коллективная
 деятельность, позволяющая проявлять детям
 уважительное отношение к окружающим,
 отзывчивость, умение работать сообща. Ребята
 учатся заботиться о своих товарищах, оказывать
 им помощь и с благодарностью принимать помощь от
 других, доводить начатое дело до конца, быть
 терпеливым и настойчивым на пути к достижению
 цели. Очень важно, что у детей формируются
 представления о значимости здорового образа
 жизни как для самого ребёнка, так и для его семьи.
 К тому же такая совместная спортивная
 деятельность родителей и детей помогает
 сплотить семью: детям – гордиться своими
 родителями, а родителям лучше понимать своих
 детей.
Таким образом, дошкольный туризм, как средство
 двигательной деятельности в работе с
 дошкольниками, является эффективным средством
 создания сильной и здоровой личности, крепкой
 семьи, а следовательно, и сильного государства.
Приложение. Фото к статье.
Список литературы.
- Т.П.Завьялова. Программа двигательной и
 познавательной деятельности с использованием
 средств туризма “Туристята” (для
 подготовительной к школе группы). Дошкольное
 воспитание, – 2003, – №8, с.50-53
Источник
