Трудовой деятельности в развитии ребенка раннего возраста

Вера Гаврилова
Трудовое воспитание детей раннего возраста

Цель трудового воспитания: формирования положительного отношения к труду.

Виды труда:

•самообслуживание;

•общественно – полезный труд.

В младших группах труд детей организуется в форме индивидуальных поручений, которые он выполняет вместе с воспитателем. Дети нуждаются в постоянном контроле. В силу своих особенностей, дети недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, еще не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей, часто отвлекаются, не доводят начатое до конца. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата.

Поэтому малыши действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, поливать растения, собирать овощи на огороде. Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.

Задачи и содержание работы по самообслуживанию:

1. Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

2. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок.

3. Учить пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

4. Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

5. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Общественно – полезный труд: задачи и содержание работы:

1. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно со взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба, салфетницы, раскладывать ложки и пр.

2. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

3. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия.

4. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия.

Срок Содержание труда

Сентябрь

1 неделя – самообслуживание – Игра «Мы пришли умыться»

2 неделя – хозяйственно – бытовой труд – Беседа «Всему свое место»

3 неделя – труд в природе – Привлечь детей к наполнению водой емкости для отстоя воды

4 неделя – совместный труд со взрослыми – Привлекать детей к помощи няне (убрать салфетницы и хлебницы)

Октябрь

1 неделя – самообслуживание – Упражнение «Закатаем рукава»

2 неделя – хозяйственно – бытовой труд – Игра «Убери мусор в корзину»

3 неделя – труд в природе – Полив комнатных растений

4 неделя – совместный труд со взрослыми – Привлечение детей к помощи воспитателю (подготовка к занятию); Привлечение детей к помощи воспитателю (уборка опавших листьев на участке)

Ноябрь

1 неделя – самообслуживание – Упражнение «Выверни колготки»

2 неделя – хозяйственно – бытовой труд – Упражнение «Расставим стулья»

3 неделя – труд в природе – Опрыскивание растений водой

4 неделя – совместный труд со взрослыми – Целевое посещение кабинета старшей медсестры, наблюдение за работой старшей медсестры; Привлечение детей к помощи воспитателю (уборка опавших листьев на участке)

Декабрь

1 неделя – самообслуживание – Упражнение «Застегни пуговицы»

2 неделя – хозяйственно – бытовой труд – Упражнение «Разложи карандаши»

3 неделя – труд в природе – Помыть листья фикуса

4 неделя – совместный труд со взрослыми – Помочь няне развесить полотенца в умывальной комнате; Привлечение детей к помощи воспитателю (расчистка снега на участке)

Январь

2 неделя – самообслуживание – Упражнение «Все мы делаем по порядку»

3 неделя – хозяйственно – бытовой труд – Протереть от пыли полки для игрушек

4 неделя – совместный труд со взрослыми – Помощь няне в накрывании столов к обеду (салфетницы и хлебницы); Привлечение детей к помощи воспитателю (расчистка снега на участке)

Февраль

1 неделя – самообслуживание – Игра «Одежкин домик»

2 неделя – хозяйственно – бытовой труд – Протереть игрушки

3 неделя – труд в природе – Рыхление комнатных растений

4 неделя – совместный труд со взрослыми – Помощь воспитателю в стирке кукольного белья; Привлечение детей к помощи воспитателю (расчистка снега на участке)

Март

1 неделя – самообслуживание – Упражнение «Намылим руки»

2 неделя – хозяйственно – бытовой труд – Раскладывание книг в книжном уголке

3 неделя – труд в природе – Посадка крупных семян овощей

4 неделя – совместный труд со взрослыми – Помощь воспитателю в ремонте книг и дидактических игр; Целевое посещение столовой, наблюдение за работой повара

Апрель

1 неделя – самообслуживание – Упражнение «Наши вещи ложатся спать»

2 неделя – хозяйственно – бытовой труд – Убрать строительный материал после игры

3 неделя – труд в природе – Полив комнатных растений

4 неделя – совместный труд со взрослыми – Помощь воспитателю в подготовке оборудования к занятию; Целевое посещение прачки, наблюдение за работой работника по стирке белья

Май

1 неделя – самообслуживание – Игра «Мы заправим наши майки»

2 неделя – хозяйственно – бытовой труд – Переодеть кукол в кукольном уголке

3 неделя – труд в природе – Помыть листья растений

4 неделя – совместный труд со взрослыми – Помощь воспитателю в наведении порядка в игровых уголках; Наблюдение за работой дворника.

Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.

Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т. д.

Источник

   Сотникова И.Н.

Воспитатель первой квалификационной категори

МБДОУ ДС №17 “Веселые гномики” с. Небуг, Туапсинский район

Трудовая деятельность ребёнка раннего возраста

Аннотация

   В статье исследуются общие аспекты трудового воспитания ребенка в раннем возрасте, представлены подходы к понятию “трудовое воспитание”, рассмотрены основные компоненты понятия труда в жизни ребенка.

Ключевые слова: трудовая деятельность, труд,навыки самообслуживания, взаимодействие, воспитание.

Keywords: work, work, self-service skills, interaction, education.

   Трудовая деятельность ребенка 3-го года жизни в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена. На данном этапе решаются задачи развития предпосылок трудовой деятельности, формирования гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

   С 2 лет у детей начинают воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им. Например, знакомя с трудом младшего воспитателя, педагог говорит: “Посмотрите, как Анна Владимировна моет пол, как она старается, чтобы в группе было чисто!” Или: “Это кто же бумагу разбросал по полу? Трудно будет Анне Владимировне одной собрать ее. Мы сейчас поможем собрать бумагу вместе с Аней, Лешей и Сашей…

   Главным в трудовом воспитании детей раннего возраста является приобщение их к самообслуживанию, формирование простейших навыков в этом виде труда. Цель перед ребенком должна становиться конкретная, посильная, понятная, с учетом того, что ребенок увидит результат труда, почувствует его необходимость для себя: застегнул с помощью взрослого пуговицы на рукавах – стало удобно играть, рукава не мешают; зашнуровал с помощью воспитателя ботинки – стало удобно ходить, шнурки не путаются под ногами и т.д.

   Трудовая деятельность детей раннего возраста должна проходить в игровой форме. Игровые приемы способствуют созданию у детей радостного, эмоционального настроения, а следовательно, и более успешному усвоению трудовых навыков.

   Формирование тех или иных навыков самообслуживания всегда начинается с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением, и затем выполнения действия вместе с детьми. Например,обучая детей мыть руки, педагог заворачивает рукава своей кофты, намыливает руки, смывает и вытирает, потом побуждает детей повторить эти действия в той же последовательности. При этом он старается вызвать у детей интерес, используя стихотворения, потешки, песенки. Например:

Чистая водичка

Моет Саше личико,

Настеньке – ладошки,

А пальчики – Мирошке.

   Обучая детей снимать одежду, воспитатель раздевает куклу Машу, которая гуляла вместе с ними. Сопровождает свои действия словами: “Вот кукла Маша сняла шапку и положила ее в шкаф на верхнюю полку. Посмотри, Маша, сейчас все ребята снимут шапки и положат их в свои шкафы на верхние полки”. В процессе обучения необходимы благожелательное, в эмоциональной форме поощрение детей, своевременная помощь и поддержка. Это стимулирует активность детей, вызывает у них радость, удовлетворение.

   С 2 до 3 лет дети учатся с помощью взрослых снимать одежду и обувь (растегивают пуговицы, развязывают шнурки), раздеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать вещи.

   В данной возрастной группе рекомендуется привлекать детей к выполнению простейших поручений индивидуального характера (принести игрушку, положить на место мяч). Если ребенок отказывается выполнить поручение, настаивать не следует. Лучше использовать игровой прием. Например, воспитатель может сказать: “Какая у Саши большая машина! На такой машине он сейчас быстро перевезет все кубики, которые лежат на полу и сложит их аккуратно на полку”.

   Особое внимание в процессе трудовой деятельности следует уделять воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений, побуждая ребенка к отзывчивости и сочувствию (”Алина, давай поможем Леше собрать кубики…Вот какие мы дружные! Быстро все убрали!”). Педагог должен давать детям образцы ласкового, приветливого обращения. Например, подняв с пола куклу, воспитатель спрашивает ее: “Кто тебя потерял, кто твоя мама? Настенька твоя мама? Возьми, Настя, доченьку, пожалуйста, положи в коляску”.

   Созданию в группе доброжелательной, эмоциональной атмосферы способствует игровой прием появления в группе игрушек и разговор педагога с детьми от того или иного персонажа. Например, к детям может прийти бабушка Варварушка, мишка Топтыжка или другие сказочные герои, которые хвалят их, поощряют ласковым словом или в мягкой форме делают замечания.

   Следует формировать у детей предпосылки для совместной деятельности, побуждая детей к кратковременному взаимодействию друг с другом, учить трудиться дружно, не мешаяя друг другу, проявлять сочувствие к сверстнику.

   Зная особенности организации труда, владея методами и приемами с детьми раннего возраста, в детях активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, уних формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность.

Источник

Развитие трудовой деятельности в раннем детстве и дошкольном возрасте.

Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве.

В раннем детстве проявляется стремление ребенка жить общей жизнью со взрослым, действовать, как большой. Малыш видит действия, совершаемые взрослым, который ежедневно трудится на глазах у ребенка. Ребенка привлекают дела взрослых. Смысл трудовых действий, их назначение еще не всегда понятны ребенку. Качество труда малыша остается низким. Главное состоит в том, что ребенок хочет выполнять трудовые действия, они для него интересны и привлекательны. Поэтому именно в раннем детстве начинают закладываться основы трудолюбия и уважения к любому труду взрослых. Первые трудовые умения малыша формируются благодаря возникновению устойчивого интереса к миру предметов и желания действовать с ними.

1. Орудийность является главной характеристикой труда. Поэтому освоение орудийных действий – важнейшая предпосылка становления трудовой деятельности. Малыша привлекает процесс использования орудия.

Цель оперирования с орудиями труда скрыта в самих действиях (не подмести пол, а мести его; не вымыть посуду, а мыть ее).

2. Во 2-ой половине 3-го года жизни в самосознании ребенка наблюдается важное изменение. Начинает складываться новообразование, названное М.И.Лисиной «гордостью за собственные достижения». Теперь малыш выделяет результат своих действий и стремится получить положительную оценку от взрослого. Действия с орудиями труда помогают ребенку реализовать себя и проявить все возрастающее стремление к самостоятельности. У взрослого возникает возможность ориентировать малыша на получение качественного результата и помочь ему понять общественную значимость труда. Подчеркивая смысл и результат простейших трудовых действий, уже в раннем детстве можно сформировать у ребенка удовлетворение от того, что порадовал другого. Именно в ориентации собственных действий и их результата на другого человека находится предпосылка становления общественных мотивов труда.

К концу раннего детства малыш начинает осознавать результативность трудовых действий. Отделение действий от предмета и себя от своих действий позволяет малышу уяснить способы употребления орудий и конечный результат своих действий. Установление связи между действием и его результатом позволяет предположить будущий результат.

В освоении орудийных действий большое значение имеет развитие речи. Сначала речь фиксирует трудовое действие и его результат («Подмел, помыл»). А к концу третьего года жизни ребенок с помощью речи начинает предварять свое действии («Буду подметать. Буду мыть»). Но самостоятельно получить новый продукт ребенок еще не может.

3. Вывод: источник трудовой деятельности ребенка находится в потребности жить со взрослым общей жизнью, выполнять совместную с ним общую деятельность, действовать как взрослый. Предпосылки трудовой деятельности складываются в предметной деятельности малыша и связаны с развитием самосознания, личности:

  • освоение орудийных действий и формирование на их основе первых простейших трудовых умений и навыков;
  • стремление к достижению результата своих действий и получение его оценки взрослым.

Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте. 

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.

Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесно связан с игрой. 

У этих видов деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. В труде и в игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых.

В игре малыш действует в воображаемом плане, она не имеет конкретного результата. Ее развитие идет по пути возрастания условности игровых действий. В труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта.

В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре. Чем младше дети, тем быстрее их труд превращается в игру. Особенно часто замена трудовой цели на игровую бывает в раннем и младшем дошкольном возрасте. Это происходит, если поручение, данное ребенку, непосильно для него и он не понимает, что от него требуют, или не знает, как нужно выполнять задание, а взрослый не контролирует его деятельность.

6 – летние дети осознают различия игры. В игре они выделяют игрушки или предметы-заместители, выполняемые роли. В трудовой деятельности дошкольники подчеркивают использование орудий труда, выполнение трудовых операций, указывают объективную цель, его общественно полезную направленность.

Игра рассматривается детьми как деятельность для удовольствия, а труд как важная работа. На всем протяжении дошкольного детства связь игры и труда сохраняется.

С одной стороны, часто необходимость в определенных игровых предметах диктует выполнение трудового действия, тогда дети изготавливают атрибуты и затем включают их в игру.

С другой стороны, продукты детского труда нередко помогают создать воображаемую ситуацию, подсказывая выбор и развитие сюжета игры.

В игровой деятельности происходит подготовка детей к труду. Играя, они постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений. Кроме того, ситуация игры (по данным Я.З.Неверович) наиболее благоприятна для развертывания трудовой деятельности тем, что улучшается качество работы, растет стремление довести ее до конца. Такая ситуация эффективна для формирования положительного отношения к хозяйственно-бытовому труду, особенно к однообразным процессам.

Профессии.

Преемственность между трудом и игрой дошкольника состоит в том, что в этих видах деятельности ребенок получает, обобщает и систематизирует представление о труде взрослых. С трудом, как и с игрой, связан первый эмоциональный этап профессионального самоопределения. Знакомство с трудом взрослых, выполнение трудовых обязанностей формирует представление о профессиях, ведет к тому, что складываются первые профессиональные предпочтения, намечаются профессиональные интересы.

По данным исследования, проведенного А.Н.Белоус, старший дошкольник называет от 4 до 15 профессий. Здесь проявляются половые различия.

Мальчики знают больше наименований профессий, связанных с вождением различных видов транспорта, сельскохозяйственных машин, а также строительством (каменщик, строитель, сварщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик), и военные (летчик, танкист, ракетчик) специальности.

Девочки больше, чем мальчики, знают о профессиях воспитателя, учителя, врача, медсестры, парикмахера, музыкального работника, продавца.

Самым сложным для дошкольников является осознание труда взрослых. Его общественную значимость они легче выделяют в деятельности конкретных людей, профессии которых им знакомы. Старшие дошкольники знают орудия труда, необходимые людям многих профессий, могут описать процесс труда и выделить качества, необходимые людям разных специальностей («капитан должен быть смелым и мужественным»). Ребенок постигает смысл профессиональной деятельности, понимает необходимость каждой профессии.

У малыша складывается уважительное отношение к труду взрослых. Знания о труде взрослых выступают как центральное звено представлений о социальной действительности (В.И.Логинова).

Трудовая деятельность дошкольника развивается в нескольких направлениях:

  1. происходит усложнение ее компонентов;
  2. это усложнение ведет к освоению новых видов и форм труда.

Совершенствование компонентов труда включает усложнение его мотивов, целей, контроля и навыков.

В 3-4 года мотив труда кроется в интересе ребенка к самому процессу или его оборудованию. Нередко в труд переносятся игровые мотивы: когда ребенок моет посуду, он выполняет роль мамы.

На протяжении всего дошкольного возраста действенным остается мотив поощрения и порицания.

Об ошибках в трудовом воспитании говорят и мотивы, связанные с выполнением требований взрослого. Ребенок не понимает смысла труда, а в конечном счете у него не формируется потребность трудиться. Общественные мотивы труда («Помогаю маме») появляются достаточно рано. Сначала малыш их не осознает, хотя и руководствуется ими. В старшем дошкольном возрасте такие мотивы становятся осознаваемыми, ребенок видит смысл труда в оказании помощи другим людям. Ребенок переходит от того, что интересно самому, к тому, что нужно другим.

Для формирования общественных мотивов важно, чтобы ребенок понимал смысл труда взрослых.

Таким образом, именно в дошкольном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для становления общественных мотивов в трудовой деятельности. Труд требует от ребенка умения принимать от взрослого и самостоятельно ставить цель деятельности. Причем чем младше дети, тем больше их цели определяются удовлетворением собственных потребностей.

Подчинить свои действия поставленной цели ребенок 2-4 лет может только в том случае, если эта цель им чувственно воспринимается, а задание понятно. Старшие дошкольники принимают и ставят цель труда на основе сформированных представлений. Они уверенно действуют под влиянием словесной инструкции взрослого, предполагающей выполнение сложных действий на протяжении достаточно длительного времени. С возрастом цели становятся не только более устойчивыми, но и реальными, опирающимися на оценку ребенком своих возможностей и умений. Еще до начала трудовой деятельности старший дошкольник выделяет условия, средства и способы достижения цели, То есть у него складывается умение предварительно планировать труд, что значительно повышает качество работы.

Успешность достижения цели в значительной степени зависит от умения проконтролировать свою деятельность.

Дети 3-4 лет ошибок в своей работе не замечают, считают ее хорошей, независимо от того, как и какой результат достигнут. К труду сверстников относятся критически.

В 5-7 лет дошкольники стараются правильно оценить свою работу, хотя замечают не все ошибки, а самые грубые. Их интересует качество труда. Поэтому они обращаются с вопросами к взрослому о правильности и качестве собственных трудовых действий.

Именно качество результата выражает отношение ребенка к другим людям, проявляемое в труде. Взрослый стремится, чтобы у малыша складывалось бережное отношение к результатам не только своего труда, но и других людей.

Следующая форма – поручение – характеризуется тем, что взрослый формулирует цель, обосновывает ее значимость, выделяет конечный результат и способы его достижения. Но поручение малыш может выполнить только в том случае, если трудовое действие ему хорошо знакомо.

Обязанность как форма организации труда дошкольника возможна в случае, если он понимает необходимость постоянного систематического выполнения какого-либо дела. Содержание этой формы труда первоначально определяет взрослый.

Наиболее высокий уровень самостоятельности проявляют дошкольники в труде по собственной инициативе. Ребенок не только организует собственный труд, но и замечает, когда необходимо потрудиться. На протяжении всего дошкольного возраста совместный труд со взрослым, протекая как сотрудничество, остается привлекательным для ребенка.

В дошкольном возрасте складывается совместный труд со сверстниками. Сначала взаимоотношения в труде возникают на основе общего места или предмета труда.

Старшие дошкольники начинают руководствоваться правилами организации совместного труда. Они уточняют общую цель, связывают с ней задачи определенных участников, договариваются о плане действий, распределяют обязанности, помогают сверстникам в процессе достижения цели, уступают часть материала в интересах дела.

Дети стремятся к качественному результату, осознают его ценность и важность общего труда.

Старшие дошкольники могут достигать такого высокого уровня организации совместного труда, когда он регулируется самими детьми. Среди участников работы выделяется организатор, с которым все остальные считаются: обращаются с вопросами, подчиняются требованиям. Организатор распределяет материал, дает оценку результата труда, указывает на ошибки и небрежность в работе, служит посредником между детьми и взрослым в тех случаях, когда требуется вмешательство педагога. Эту роль берут на себя дети инициативные, обладающие коммуникативными и организаторскими навыками, хорошо освоившие техническую и мотивационную сторону трудовой деятельности. Выбор партнеров для совместного труда осуществляется не только на основе симпатий, но и с учетом наличия у сверстника трудовых навыков и умений, качественного и аккуратного выполнения им трудовых действий, а также положительной оценки свойств личности сверстника самим ребенком и позитивной оценки взрослыми его умений и личностных качеств.

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен для приучения детей к труду. Главная задача взрослых – это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.

Трудолюбие, формируемое у дошкольника, — важнейшее личностное качество. Если правильно организовать трудовую деятельность ребенка, систематически включать малыша в трудовую деятельность, в старшем дошкольном возрасте складывается привычка к регулярному труду, потребность трудиться. Ребенок трудится по собственному желанию, проявляя инициативу и творчество, испытывая яркие положительные эмоции, понимает общественную значимость результатов труда. Он охотно помогает взрослым и сверстникам, исходя не из собственных интересов, а из нужд и потребностей другого человека. Трудолюбивые дети помогают товарищам, приходят им на помощь.  Дети сочувственно относятся к огорчениям товарищей, замечают, когда требуется помощь, и оказывают ее.

Особенности в развитии трудовой деятельности дошкольника:

  • складываются общественные мотивы труда;
  • расширяются и усложняются трудовые умения и навыки;
  • формируются целеполагание, планирование и самоконтроль;
  • расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнять формы трудовой деятельности;
  • складывается совместный со сверстниками труд;
  • появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие трудолюбие;
  • формируется представление о труде взрослых.

Источник