Трудовое участие ребенка в жизни семьи его роль в развитии

Трудовое участие ребенка в жизни семьи его роль в развитии thumbnail

                                                                                                       Кобенко Ирина Васильевна

                                                                          с. Давыдовка  

                                                                                    Дубовского района  

                                                                                           Волгоградской области

                                                                                                       МКОУ  Давыдовская СШ

Родительское собрание на тему

«Трудовое участие ребенка в жизни семьи»

Цель: расширить представление родителей о том, как  привить детям привычку трудиться.

Форма проведения: круглый стол

Дидактические  средства: ситуации для микрогрупп,  литература Макаренко А.С. «Лекции о воспитании детей»

Этап  подготовки:

  1. Поиск и систематизация  информации о педагогическом опыте трудового воспитания  Макаренко А.С.
  2. Подготовка памяток для родителей
  3. Подготовка  ситуаций для обсуждения в микрогруппах.
  4. Оформление доски: 
  • «Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры». А.С. Макаренко
  • «Посеешь привычку – пожнешь характер»   (пословица)
  • «Трудовое воспитание – это гармония трех начал: надо, трудно и прекрасно».  В.А. Сухомлинский
  • «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, – это трудолюбие» К.Д. Ушинский

Ход собрания

Учитель:  Уважаемые родители,  нередко  вы задаете вопрос «Как воспитать трудолюбие в ребенке?».  Сегодня мы разберемся в этом вопросе.

Этап 1. Освоим понятие

         Учитель: Одно из главнейших качеств, которые мы должны воспитывать в наших детях, – это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства.  Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.

Как и любое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.

Педагогика А. С. Макаренко гениальна, прежде всего, тем, что она современна всегда, так как жизненно ориентирована и нацелена на развитие личности в единстве с обществом и природой. Воспитание должно подготавливать человека к трем главным жизненным ролям – гражданина, семьянина, работника. Именно поэтому центральное место в своей педагогической системе Антон Семенович отводил трудовому воспитанию.

Великий педагог считал, что способность к труду и трудолюбие не дарованы ребенку природой, а воспитываются в нем. При этом труд не должен быть кабалой и насилием, а обязательно творческим, сознательным, радостным процессом и раскрывать потенциал личности. Важно переключать детей с одного вида труда на другой, тогда развитие будет разносторонним.

Воспитанники А. С. Макаренко обучались в школе и одновременно работали на производстве. Причем практика показала, что школьники  с поразительной легкостью способны овладевать любыми производственными и организаторскими навыками. Воспитать чувство соревнования и взаимопомощи в коллективе помогает совместный труд.

В семейном воспитании Антон Семенович советовал даже самым маленьким детям давать поручения, не разовые, а постоянные,  рассчитанные на месяцы и годы, чтобы длительное время дети несли ответственность за их выполнение. Так, например, ребята могут накрывать на стол перед обедом, поливать цветы, производить уборку в комнате, следить за чистотой на письменном столе, ухаживать за цветами или обрабатывать какой-то участок семейного огорода. Однако время от времени надо давать непривычные задания, способные захватить своей новизной и поддерживать интерес к труду.

Этап 2. Углубимся в проблему

Учитель: Основы  трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив.  Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание,  свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности.   Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое.  Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело. И ждать слишком быстрых результатов и результатов легких нельзя. Во-первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во –  вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением. Только преодолевая трудности и неумения,  ребенок постепенно находит удовлетворение.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины, стряпня и прочие дела – не перечислить, так их много. Изо дня в день повторяется одно и то же, и никуда от этого не деться.  Приучить детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни.  В конечном счете, это не такие уж сложные дела. Наверняка, и не приученные с детства, став взрослыми, они научатся их выполнять.  Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботить о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверно, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни – я сам почищу картошку».

Мы должны приучить ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от  того, грязная она или чистая. Приучить его к мысли, что любой труд, направленный на пользу, – благороден. Не внушив этого нашим детям в детстве, мы вырастим белоручек и чистоплюев, которым тяжело придется в семье и в коллективе.

Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, ни в коем случае не должен быть эпизодичным. Здесь необходима систематичность. Ребенок должен усвоить, что трудовые обязанности – это нечто важное, незыблемое, не выполнять их нельзя. Вырабатывая у ребенка трудовые привычки путем постоянных упражнений и повторений, надо развивать навыки в той или иной деятельности, пока не приобретется автоматизм в движениях и действиях, пока ребенок не будет выполнять всю работу механически, при незначительном контроле со стороны сознания.

Читайте также:  Развитие ребенка с умеренной умственной

Навыки закрепляют трудовую привычку. Без них она вообще не может появиться.  Как странно бывает наблюдать в походе за мальчиками, которые не умеют вымыть посуду, почистить картошку. Плохую услугу оказали мамы своим сыновьям, заботливо оберегая их от домашних обязанностей.

Кто  должен выполнять домашнюю работу? Как привить детям привычку трудиться? Сколько трудовых обязанностей должно быть у детей? Какими должны быть мотивы, побуждающие к труду?  На эти и другие вопросы постараемся  ответить сегодня, используя коллективный опыт воспитания детей.

Этап 3. Вырабатываем стратегию

Учитель: Сейчас поработаем в группах. Каждая группа получает лист с ситуацией,  которую  затем коллективно обсуждает. Затем один из членов рабочей группы докладывает о том, какие выводы можно было бы сделать на основе анализа результатов коллективного обсуждения проблем трудового воспитания в семье детей младшего школьного возраста.

Ситуация 1. Вы решили посадить грядку моркови и хотите, чтобы ребенок помог вам, а он в это время смотрит телевизор.

Ситуация 2. Вы сказали ребенку убрать книги (учебники), а он не делает и сидит в планшете.

Ситуация 3. Ребенок не успевает вовремя выполнить ваше поручение, так как слишком медлителен и неуклюж в движениях. Как поступить?

Ситуация 4.  Ребенок выполнил поручение: убрался в своей комнате. Явно постарался. Благодарить или не благодарить? И как благодарить?

Учитель: Итак,  предлагаю  завершить наше коллективное обсуждение проблем трудового воспитания в семье словами великого педагога Макаренко А.С.  «Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры».  Подведем итоги

Памятка для родителей  по трудовому воспитанию

  • Тот, кто лишает ребёнка посильного для него труда, обрекает его на физическое и духовное вырождение.
  • Вы хотите видеть своего ребёнка сильным, выносливым и закалённым – тренируйте его в разнообразном физическом труде.
  • Вы хотите видеть его умным и образованным – заставляйте его ежедневно выполнять посильные трудности в умственном труде.
  • Вы хотите видеть его всегда весёлым и жизнерадостным – не давайте ему закиснуть в праздности и погрузиться в лень.
  • Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок имел непоколебимую волю и мужественный характер – не скупитесь на трудные задания, заставляйте его чаще напрягать свои силы и направлять их на достижение цели.
  • Вы желаете, чтобы Ваш ребёнок был чутким и отзывчивым, чтобы он был хорошим товарищем и верным другом  – создайте условия, при которых он ежедневно работал бы вместе с другими и повседневно учился помогать людям.
  • Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок был счастливым человеком – научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.

Источник

Родительское собрание в 3 классе

Тема: Трудовое участие ребёнка в жизни семьи.Развитие личностных свойств и качеств ребёнка.

Цель: сформировать у родителей отчётливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей-школьников в семье.

Задачи:обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье; доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.

Форма проведения: беседа.

Вопросы для обсуждения: труд и его значение в жизни ребёнка; значение примера семьи в воспитании трудовых навыков ребёнка; трудовые усилия ребёнка и их оценка в семье; развитие качеств ребёнка.

Эпиграф собрания:

Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия.

К.Д.Ушинский

Ход собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые мамы и папы!

Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Эпиграфом своего выступления я выбрала эти слова, потому что всё в ребёнке закладывается в семье с младенческого возраста. На сегодняшний день, в век развития технологий, в современном обществе и растущее поколение иное-ребёнок акселерат, растущий в условиях материального благополучия. Он накормлен, ему тепло и уютно. Ему преимущественно не нужно принести с улицы ведро воды, помочь в заготовке дров, накормить скот, птицу и т.д. Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные, талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своём главном умении – умение иметь семью и быть счастливым. Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те же обязанности, не спать ночами, качая ребёнка – такой человек очень часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночество, не приучая их в детстве постоянно трудиться?

Значит, жизнь поставила перед нами решение новой и нелёгкой задачи – обучать детей трудовым умениям и навыкам, прививать им любовь к труду в условиях «пресыщения удобствами» и решение этой задачи нельзя откладывать на потом.

II. Основная часть родительского собрания

Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку 6-8 часов, на закупку продуктов 6-8 часов, на уборку квартиры 4-8 часов. Согласитесь, для того чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение все перечисленные дела делать быстро и качественно.

Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?

Задача взрослых – превратить природную активность ребёнка в разумную деятельность. Самый прямой и надёжный путь воспитания трудолюбия – активизация ребёнка с первых лет жизни. С пяти лет можно привлекать ребёнка к выполнению посильных поручений.

Знакомство родителей с результатами проведённого анкетирования.

Перед началом собрания я раздала вам вопросы анкеты, на которые вам было предложено ответить. ( Приложение.)

Давайте проанализируем ваши ответы и сделаем вывод из этого.

III. Анализ анкетирования

Вывод: одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях – это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.

IV. Обобщение

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

Читайте также:  Определить развитие ребенка с года до двух

С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребёнку стать потребителем, сами – ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые навыки – тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом, сдерживать себя, проявлять такт по отношению к ребёнку и терпение. Сегодня это не так просто. Проще будет тогда, когда ребёнок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.

Самая большая награда для ребёнка – то, что вы к нему обратились за помощью, что он нужен, вы на него надеетесь. Но доброе слово родителей – тоже очень важная награда, её нельзя обесценивать. Если ребёнок выполняет свои повседневные поручения и обязанности, делает это хорошо, нужно сказать, что вы цените и уважаете его работу. Даже если у него что – то не получилось, всё равно похвалите его, не отбивайте у ребёнка охоту трудиться. В следующий раз он постарается сделать эту же работу или поручение ещё лучше, ведь все мы учимся на ошибках. Доброе слово всегда уместно.

Но если выполнена какая-то работа потруднее, не повседневная, не скупитесь и на благодарность. Дайте ему почувствовать, что вы считаете его взрослым. Награда за труд – это продвижение на одну ступеньку в мир взрослых, потому что в следующий раз ребёнок сможет выполнить что-то ещё более сложное, а значит, и интересное.

V. Подведение итогов

Задача сегодняшнего собрания – показать вам, чего вы достигли в развитии трудовых навыков вашего ребёнка, и что ещё предстоит сделать. Я вам задаю домашнее задание:

  1. Расскажите ребёнку, сколько стоит хлеб.

  2. Покажите ему, где оплачивают квартирные счета.

  3. Составьте с ним план уборки дома, квартиры.

  4. Научите его стирать собственное бельё.

  5. Поделитесь секретами своего трудового детства, ему будет интересно.

Удачи вам и успехов!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы анкеты, предложенной родителям

  1. Имеет ли ребёнок трудовые обязанности в семье?

  2. Как ребёнок относится к выполнению данных ему трудовых поручений?

  3. Поощряете ли вы ребёнка за выполнение его трудовых поручений?

  4. Наказываете ли вы ребёнка, если он не выполнил данное ему поручение? Каким образом?

  5. Привлекаете ли вы ребёнка к совместной работе в семье?

  6. Какой труд высчитаете предпочтительным для своего ребёнка?

Источник

Родительское собрание “Трудовое участие ребёнка в жизни семьи. Развитие личностных свойств и качеств ребёнка.”

Задачи собрания:

  1. Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье и школе.

  2. Доказать родителям необходимость формирования у ребенка трудовых обязанностей в семье и школе.

Вопросы для обсуждения:

  1. Труд и его значение в жизни ребенка.

  2. Значение примера семьи и школы в воспитании трудовых навыков ребенка.

  3. Трудовые усилия ребенка и их оценка в семье и школе.

Ход собрания

“Самоё воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни.” (К.Д.Ушинский).

Многих родителей интересует вопрос – когда начинать трудовое воспитание ребенка? И нужно ли оно вообще?

Первое трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают. Сестра моет посуду, мама моет полы, папа ремонтирует машину. И чем слаженней выполняется домашняя работа, тем скорее ребенок захочет проявить свое участие в ней.

Конечно, любую работу взрослый сделает быстрее и качественнее без “помощи” ребенка. Но совместный труд просто необходим для его воспитания.

Помните о похвале, это очень важно в процессе воспитания ребенка!

.Чем старше становится ребенок, тем больше трудовых поручений он сможет выполнить. Но задача каждого родителя сделать так, чтобы он делал это с удовольствием. Поэтому трудовое воспитание детейдолжно быть ненавязчивым. С помощью труда можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, так   таковом, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.

В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.

Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих  детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Основная задача семьи школы в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, так, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: “Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться”. Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: “Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?” Но если вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: “Ты отдохни – я сам почищу картошку”.

Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.

Однако ребенку интересно узнать, как добить того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое “Я сам”, но мы его постепенно заглушаем.

Читайте также:  Развитие умственно отсталого ребенка определяется факторами

Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на “жертву”: всю домашнюю работу берут на себя.

– Почему я?! – возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело. 
Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково?
Причин здесь несколько.

Первая причина – мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить “лучше” – это значит жить ничего не делая.

И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

Вторая причина – резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе.
В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой.

Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая.

Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.

Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя . Кто наблюдал за   детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проявлять разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: “Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело?”.

В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия “можно”, “надо”, “нельзя”. С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: “Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате”.   Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что “надо”, а потом то, что “хочу”. Приучать ребенка к слову “нельзя” – значить приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств

Желание трудиться само не приходит. Нужно воспитывать привычку к труду с первых дней жизни?

Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека.

Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь

Принимать его помощь надо с благодарностью (что, кстати, и в нем воспитывает это чувство) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства.

Как только вы, занявшись домашними делами, отсылаете ребенка: “Иди, играй”, – помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.

“Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!” – еще один из принципов неправильного воспитания.

Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается). Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста

Еще худший вариант, когда к труду приучают силой. У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу.

Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность. В этом случае все усилия напрасны. Если отсутствует радость труда, то такой труд не несет в себе воспитательной силы, а противодействует ей.

Обучение трудовым умениям идет быстрее, если ребенка не наказывают, а мягко поправляют. Если хотите вырастить “тупицу” – наказывайте. Если у ребенка появилось желание, то он и горы свернет, а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал.

Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры. Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду.

Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых. Ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится.

И в заключении несколько советов:

Советы родителям

  1. Будьте последовательны в своих требованиях.

  2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

  3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

  4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

  5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей. В родительский дневник

  6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

В родительский дневник

Ну и для снятия напряженности такие шуточные стихи о семье.

Когда-то о нем не слыхала Земля – 
Сейчас я тебе семь вопросов задам. 
И Ева тихонько ответила:“Я”. 
И Ева покорно ответила, “Я” 
И Ева все также ответила “Я”. 
Меня приласкает, украсит жилье? 
Сказала она знаменитых семь “я”.

Источник