Труд в интеллектуальном развитии ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Шерья

РОЛЬ ТРУДА В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Автор:

Старший воспитатель

Беккер Кристина Вячеславовна

2015 г.

          «Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.»

В.А.Сухомлинский.

Труд – это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания

А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.

Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Дошкольный возраст – время активного становления индивидуальности каждого ребёнка, время эмоционального отношения к окружающему миру, время приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. В дошкольном возрасте быстрым темпом идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребёнок овладевает простейшими способами умственной деятельности.

Умственное воспитание – это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков – это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.

РОЛЬ ТРУДА В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

К началу дошкольного возраста значительно расширяются средства умственного воспитания детей. Педагог организует разнообразные игры детей, проводит наблюдения, обучает на занятиях счету, рисованию, лепке, речи. В процессе бытовой деятельности взрослые приучают детей пользоваться разнообразными предметами, трудиться. Родители, воспитатели постоянно ставят перед ребенком практические, игровые и познавательные задачи, решение которых приводит к формированию знаний и умений, познавательных процессов и способностей, к развитию различных видов деятельности, мотивов познавательной деятельности, к дальнейшему усовершенствованию речи и т. д.

Основой умственного развития ребенка является его активная деятельность. Но сама эта деятельность формируется, складывается под влиянием обучения и воспитания. Таким образом, перед взрослыми, воспитателями стоят две задачи: осуществляя умственное воспитание, направлять свои усилия на формирование разнообразных видов деятельности, доступных детям данного возраста, и на использование их в целях умственного воспитания ребенка.

Уже в раннем возрасте на основе предметной деятельности формируется общение, игра, появляются зачатки труда. В дошкольном детстве происходит их дальнейшее развитие.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В старшем дошкольном возрасте усиливается значение учебной деятельности. Большой путь развития проходит изобразительная деятельность: ребенок овладевает различными навыками и умениями в лепке, рисовании, аппликации. К ним присоединяется элементарная музыкальная деятельность — пение, слушание музыки, движения под музыку. Формируется в самостоятельную деятельность к концу дошкольного возраста и конструирование. Дети овладевают различными видами труда — самообслуживающим, хозяйственно-бытовым, ручным, трудом в природе и т. д.

Фактически идет освоение разделения труда между людьми: «кто что делает» — вот что интересует ребенка, что он отражает в своих играх. Однако труд, деятельность взрослых всегда имеет общественную направленность, по ходу ее люди вступают друг с другом в самые разнообразные отношения. Постепенно сознание ребенка переключается с действий человека с предметами на взаимодействия людей друг с другом. В игре моделируются взаимодействия и отношения людей при осуществлении общественных и трудовых функций. Отношения людей регулируются правилами и нормами морали: освоение их в игре означает, что игра одновременно является средством умственного и нравственного воспитания.

Конструирование предъявляет специфические требования к умственной деятельности ребенка, а именно:

а) целенаправленное восприятие конструируемого предмета — его целостного облика, отдельных частей и их взаимоотношений;

б) умение зрительно расчленить модель на отдельные элементы и соотнести их с имеющимися деталями;

в) умение представить предмет в его деталях, в различных пространственных положениях;

г) наличие способности к четкой ориентации в пространственных отношениях;

д) наличие умений оценить конструктивные возможности деталей и материалов;

е) планирование деятельности в уме с последующим переводом действий в материализованный план;

ж) умение оценивать ход конструирования, выполнение его отдельных частей с точки зрения назначения и общего облика воссоздаваемого предмета.

Таковы умственные действия, навыки и умения, которые обеспечивают успешность конструирования и которые вместе с тем в этой деятельности и формируются.

Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть как общее для целой группы предметов, так и своеобразное. Педагогическое руководство умственным развитием детей в процессе конструирования заключается прежде всего в целенаправленном обогащении представлений детей о предметах, зданиях и сооружениях, при специфическом направлении этих наблюдений.

Необходимо ставить детей и перед выбором того материала (частей, деталей), который нужен для воссоздания данной модели. В ходе анализа образцов и результатов конструирования следует переходить от анализа общего облика к частям и деталям, а не идти по пути воспроизведения отдельных элементов. Первый путь приводит к формированию более рационального общего метода умственной деятельности.

В процессе рисования, лепки, аппликационных работ происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий. (Особое значение для умственного воспитания детей имеет формирование: а) умений и способностей аналитико-синтетического восприятия предметов; б) обобщенных представлений о предметах, отражающих признаки, которые могут быть переданы в изображении; в) восприятия создаваемого и законченного изображения и оценки его в соответствии с имеющимися у ребенка представлениями; г) умений оперировать представлениями, привлекать ранее накопленный опыт и преобразовывать его с помощью воображения; д) планирующей функции мышления (Н. П. Сакулина).

В процессе рисования формируются пространственные представления ребенка: расчленение целого на части, положение предмета в пространстве, а также восприятие ребенком цвета во всем его разнообразии.

В итоге — рисование (как и другие виды изобразительной деятельности) способствует формированию представлений о типичном строении предмета, эталонов свойств предметов, умений применять их при обобщении сенсорного опыта.

Основные педагогические условия умственного воспитания ребенка в изобразительной деятельности — ее организация на основе все совершенствующегося наблюдения детьми предметов и явлений окружающей жизни, формирование в ходе этих наблюдений обобщенных способов обследования предметов, обучения детей элементарной изобразительной технике.

В трудовой деятельности содержатся большие возможности для умственного воспитания детей. Каждое трудовое задание для маленького ребенка, как бы оно ни было элементарно, на первых порах представляет известную умственную задачу. Он должен понять, осознать, что ему нужно делать, зачем, должен подумать о том, как это следует сделать, проанализировать условия выполнения задания, внимательно рассмотреть материал и «инструменты», с которыми предстоит действовать, воспринять и оценить их свойства, соответствие предстоящей задаче. В одних случаях он может принять предлагаемый план и способ действия, в других — сам определить этот способ, в конкретной, образной форме представить себе конечный результат своей деятельности. По ходу выполнения трудовой операции, как и в изобразительной деятельности, ребенок должен воспринимать результат своего воздействия и оценивать его с точки зрения конечного образа. В связи с этим требуются достаточно сложная аналитико-синтетическая деятельность мышления, определенные сенсорные способности, умение элементарно планировать свою деятельность. Вместе с тем требуется наличие у ребенка определенных знаний, умений и навыков. Только в единстве знаний, навыков и умений формируется трудовая деятельность ребенка и те психические качества личности, которые с ней связаны.

В процессе труда формируется система знаний о свойствах материалов, об орудиях труда и инструментах (используемых детьми дошкольного возраста), о способах выполнения тех или иных трудовых операций, о значении труда и т. д.

Труд оказывает большое влияние на развитие познавательных интересов детей. Труд, связанный с активной познавательной деятельностью детей и новыми знаниями, формирует стойкий познавательный интерес. Так разнообразный труд детей в природе дает возможность сформировать у ребенка точные представления о качествах, свойствах, особенностях природных явлений, вооружить его способами сенсорного обследования. По мере овладения более совершенными способами выполнения трудовых операций развивается деятельность наблюдения — умение видеть существенные качества предмета.

Умственное развитие детей в разнообразной трудовой деятельности осуществляется при следующих условиях:

1. В процессе обучения детей трудовой деятельности педагог правильно сочетает знания, навыки, умения. Формирование трудовых навыков в отрыве от знаний и умственных умений приводит к снижению развивающегося и воспитательного воздействия труда.

2. При выполнении тех или иных трудовых поручений необходимо побуждать детей (на основе имеющихся знаний, навыков, умений) проявлять инициативу, самостоятельность, творчество: отобрать материал, определить действия, оценить результат.

Учебная деятельность детей, которая складывается в дошкольном возрасте, является наиболее значимым средством умственного воспитания. Значимость ее определяется тем, что в учебной деятельности воспитатель занимает ведущую позицию и организованно всем детям передает определенный программой круг знаний об окружающем, умений, навыков, организует деятельность детей по их усвоению и применению. Четко очерченная программа знаний и умений позволяет воспитателю контролировать их усвоение каждым ребенком, осуществлять индивидуальный подход и подводить всех детей к определенным программой уровням умственного развития на том или ином возрастном этапе. На занятиях в процессе овладения знаниями и умениями у детей развивается познавательная деятельность, мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью: умениями слушать и слышать речь взрослого, действовать в соответствии с его указаниями, достигать нужных результатов в той или иной деятельности (счетной, измерительной, изобразительной, речевой), оценивать достигнутый результат с точки зрения его соответствия образцу, анализировать причины неудач и т. п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трудовая деятельность содержит огромные возможности для умственного воспитания детей. Каждое трудовое задание для дошкольника представляет умственную задачу. Он должен понять, что нужно сделать, зачем, как это следует сделать, проанализировать условия выполнения задания, внимательно рассмотреть материал, орудия труда, оценить их свойства, соответствие задач. Требуется наличие у ребенка определенных знаний, умений и навыков. Труд оказывает влияние на развитие познавательных интересов детей.. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются Наиболее значительным средством умственного воспитания является обучение познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.”Дошкольная педагогика”. Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина

“Просвещение”, Москва, 1978 г.

2. Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М.: Просвещение, 1987.

3.Волоков В.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит. изд. центр Владом, 2003. – 256 с.

4.Детская психология: Учеб. пособие/Под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько –М. 1988. – 399с.

5. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. – Минск, 1988.          

6.Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 143 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

– Ножки, ножки, где вы были?

– За грибами в лес ходили.

– Что вы, ручки, работали?

– Мы грибочки собирали.

– А вы, глазки, помогали?

– Мы искали да смотрели –

Все пенёчки оглядели,

Вот и Ванюшка с грибком,

С подосиновиком!

 *  *  *

Наш козёл Стрекозёл

То-то умный был:

Он и по воду ходил,

Он и тесто месил,

Он и печку топил,

Творогом лепёшки смазывал,

Песни пел и сказки сказывал,

Песни, сказки, небылицы, небывальщины,

Небывальщины да неслыхальщины.

 *  *  *

Дед хотел уху сварить,

Дед пошёл ершей ловить,

А за дедом кот Лаврентий,

За котом петух Терентий.

Тащат удочки

Вдоль по улочке.

Деду одному невмочь.

Надо старому помочь.

 *  *  *

Глаза страшатся, а руки делают.

Дело мастера боится.

Белые ручки чужие труды любят.

За все браться – ничего не сделать

Всякий человек у дела познаётся.

В труде рождаются герои.

Умей дело делать, умей и позабавиться.

Всякое уменье трудом дает

Кончил дело – гуляй смело.

Любовь к труду – у людей на виду.

На работу с радостью, а с работы с гордостью.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Терпение и труд всё перетрут.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Без хорошего труда нет плода.

Терпенье и труд все перетрут.

Источник

Статья «Художественный труд

в интеллектуальном развитии дошкольника».

«Истоки способностей и дарований детей –  на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

                                                                     В. А. Сухомлинский

Умение фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции не сразу приходит к детям, а художественный вкус человек развивает в течение всей своей жизни.

Роль воспитателя: познакомить детей со свойствами материалов, научить приёмам работы с различными материалами, развивать эстетическое восприятие мира на художественных примерах, будь это посуда или объекты природы, ткань или предметы народного творчества, игрушка или живопись и скульптура.

Художественный труд имеет большое значение в умственном развитии ребёнка. Анализируя свойства и качества предметов окружающего мира, анализируя структуру материалов, способы изготовления поделок, ребёнок учится мыслить, устанавливать причинно – следственные связи; впоследствии ребёнок самостоятельно создаёт изделия по собственному замыслу.  Развиваются планирующие функции речи, речевая регуляция поведения, что влияет на ориентировку ребёнка в окружающем мире и в самом себе; повышается познавательная активность ребёнка, расширяются представления детей об окружающем мире. Художественный труд способствует развитию восприятия, внимания, повышается устойчивость и произвольность внимания.

Формируется личность, способная наслаждаться прекрасным и его созидать во всех сферах человеческой жизни и деятельности.

Эстетическое восприятие – восприятие представлений о художественном труде как об особом  способе познания окружающего ребёнка мира. Ребёнок в своих работах выражает своё видение, понимание и отношение к окружающему. Воспитатель в беседах с детьми может выяснить и понять, почему ребёнок так или иначе изобразил данный объект.

Так как ребёнок работает с разными материалами и инструментами, развиваются мелкие мышцы кисти рук, развивается сенсомоторика – согласованность в работе глаз и руки, совершенствуется координация движений, гибкость и точность в выполнении действий.

При изготовлении поделок всегда есть новизна, творческий поиск, возможность реализовать свои умения и желания.

Ручной труд способствует воспитанию характера, личностных качеств: часто бумага «ровно не складывается», вата прилипает к рукам – работа не складывается. Изготовление поделки требует определённых волевых усилий.  Роль воспитателя помочь ребёнку выявить причину неудачи и совместно с ребёнком подобрать приёмы её решения. Постепенно у детей формируются такие качества, как настойчивость, целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца.

При создании коллективных работ ребёнок получает возможность почувствовать и пережить радость личного участия в общем деле, оказать друг другу помощь, оценить результаты совместной деятельности.

А сколько искренней радости, восторга приносят детям результаты своего труда: изготовленная своими руками поделка становится любимой игрушкой.

Таким образом, через различные действия с различными материалами в процессе их обработки, применение разных способов и приёмов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их характерные особенности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. Художественная деятельность развивает воображение ребёнка, фантазию, эстетическое отношение к окружающему миру.

Дошкольники овладевают навыками, необходимыми для обучения в школе. Ручной труд воспитывает аккуратность, трудолюбие, умение рационально использовать материалы, учит выполнять действия последовательно, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место.

Ребёнок приобретает навыки самостоятельной творческой деятельности.

Литература:

  1. «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В. Куцакова
  2. «Чудеса для детей из ненужных вещей» М.И. Нагибина
  3. «Художественный труд в детском саду» И.А. Лыкова
  4. «Художественный труд. Весёлая ярмарка», журнал «Цветной мир» №1 2012год
  5. «Чудесные поделки из бумаги» З.А. Богатеева

Источник