Труд как средство развития ребенка дошкольного возраста

Светлана Аствацатурова
Трудовое воспитание как средство всестороннего развития дошкольника

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание- одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к трудучерез решение следующих задач: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к труду других людей и его результатам; воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества; развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Труд – одно из важнейших средств воспитания и всестороннего развития личности дошкольника. Вся жизнь человека сопровождается трудовой деятельностью. Приобщение детей к жизни в обществе должно сопровождаться приобщением их и к труду. Каждый ребенок с дошкольного возраста должен принимать участие в труде и выполнять несложные обязанности, которые поручают ему взрослые. Воспитание трудолюбия является важным элементом социально-коммуникативного развития детей.

В детском саду трудовому воспитанию детей отводится особое место. Регулярная и методически правильно организованная работа воспитателей с детьми помогает повысить интерес дошкольников к труду, расширить их представления об окружающем мире. Мы не только знакомим детей с трудом взрослых, но и воспитываем уважение к нему, обучаем простейшим трудовым навыкам, воспитываем интерес к труду, умение работать в коллективе. Воспитатели побуждают детей помогать взрослым, наводить порядок, следить за чистотой в групповой комнате и на участке детского сада. По содержанию трудовуюдеятельность в детском саду можно разделить на несколько видов:

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка и уборка рабочего места, наведение порядка в шкафчике и ящике стола, уборка в игровом уголке и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Воспитательформирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки:дежурства: помогать накрывать на стол, дежурства по группе протереть доску, раздать материал к занятиям, убрать материал после занятия,дежурства в уголке природы: уход за растениями. Приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. В трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают нравственные нормы поведения.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Труд детей в природе создаёт благоприятные условия для физического развития. В этом труде, как и в другом сочетаются умственные и волевые усилия.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. В процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности.

Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

В процессе трудав природе у детей формируются знания:

1) о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения,

2) о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним.

Труд в природе способствует развитию у детей: наблюдательности; любознательности; пытливости; вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека; уважение к людям труда.

Совместные субботники с родителями, акции «Посади дерево», «Посади цветок» сближают родителей и детей в совместном труде и на примере родителей приобщают к труду.

Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся, любят свою профессию, рассказывают детям о работе.

Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему. Знакомство детей с профессиями расширяет кругозор, у детей проявляется интерес к окружающему миру, воспитывается уважение к чужому труду.

Труд ребёнка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру. Дидактические, сюжетные, театрализованные игры по сказкам.

Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся, любят свою профессию, рассказывают детям о работе.

В рамках проекта «Знакомство с сельскохозяйственным трудом людей осенью», мы предложили родителям совместно с детьми приготовить и испечь хлебобулочные изделия из теста, т. к. дети знакомились с профессией хлебороба. Детям очень понравилось принимать участие в приготовлении из муки и теста различной выпечки. Рассказывали и делились впечатлениями. А родители предоставили нам фотоотчёты.

Читайте также:  Характеристика двигательного развития ребенка первого года жизни

Ручной труд —это изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, листьев, бросового материала (катушек, коробок) — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки,атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

Содержание совместных трудовыхмероприятий для родителей и детей может быть разнообразным: субботники по облагораживанию территории детского сада, создание элементов костюмов для праздников и т. п. Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, конкурсы – выставки осенних поделок из природного материала, новогодние поделки, тематические, посвященные неделе книги, Дню космонавтики, Дню Победы.) Такие общие для родителей и детей дела прекрасно реализуют дидактические и воспитательные задачи трудового воспитания. Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов. Участие ребёнка в общественно-полезном и производительном труде рассматривается в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием. Ребёнок познаёт в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, он расширяет свой кругозор, становится более прилежным в учёбе.

Источник

Труд как средство воспитания  дошкольников

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Виды труда

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным.

Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

         Труд детей в природе

Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.

Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство.

В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений.

“Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства”

Работа с семьей

      Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

        Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие. Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.

Читайте также:  Два месяца ребенку особенности развития

Как ребенка приобщить к труду?

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.

Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей.

         В процессе трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлеб завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале.      Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.

     В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде.

Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна

Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях: >, >, >, то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться.

     Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с интересом.

        Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь.

        Труд детей семье; организуемый взрослыми, сближает ребенка, способствует влиянию взрослого, но его интересы и потребности. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д.

Вывод

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов  воспитания  личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. . Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.  Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Источник

С древнейших времен труд являлся важнейшим источником воспитания детей. В настоящее время его значение для развития ребенка сильно недооценивается. Множество родителей стремятся на время оградить свое чадо от трудовых поручений. Они считают, что трудолюбие является достоянием зрелого возраста, когда человек уже выбрал свой жизненный путь. В таких случаях нередко слышишь фразу: «Еще успеет наработаться, пусть пока жизни радуется!».

Но это утверждение ошибочно, поскольку именно в детстве складывется отношение к трудовой деятельности, восприятие себя в труде и основные трудовые навыки, которыми независимо от желания или нежелания ребенка он должен овладеть. Кроме того, в процессе труда формируются жизненно необходимые качества личности, такие как выносливость, терпение, способность доводить начатое до конца, преодолевать трудности и добиваться успеха. И дело не только в труде как таковом. Если научить ребенка не механически воспроизводить какие-то действия, а работать сознательно, труд побуждает его проявить инициативу, смекалку, изобретательность – все то, что относится к категории творческих возможностей личности. На первый взгляд простое поручение, допустим, починить какую-то свою игрушку, приводит ребенка к активному поиску как это сделать. Он задумывается, задает вопросы, пробует, экспериментирует. При этом активно работает его мысль, развиваются воображение, память, внимание.

Таким образом, подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка, предлагаю вашему вниманию, следующие рекомендации по трудовому воспитанию в семье.

1. Отношение ребенка к труду в наибольшей степени зависит от родителей, от их личного примера. Если родители сами не очень трудолюбивые люди и постоянно ругаются между собой только из-за того, кто сегодня должен готовить, убирать и стирать, то и приучить маленького ребенка к труду невозможно, так как все равно с возрастом он будет копировать поведение взрослых. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.

Читайте также:  Форма выписки история развития ребенка

2. Приучать ребенка к труду необходимо как можно раньше, начиная с элементарной уборки игрушек. Детям не очень нравится такое занятие, поэтому лучше делать это в первое время вместе. Для того чтобы ребенок знал, как и куда убирать игрушки, в детской комнате должен быть порядок. Для книг отдельная полка, для машин свой гараж, а для других игрушек коробка.

3. Чем старше становится ребенок, тем более возрастает его потребность делать что-либо самостоятельно. Многие хотят самостоятельно застелить постель, одеться, мыть посуду или постирать свою одежду. Даже если грязи после «уборки» стало больше, а жир только размазался по посуде после мытья – неоценимо велика польза, которую получает юный помощник. Это и привитие навыков самообслуживания, и проявление трудовой инициативы, и познание окружающей действительности. Поощряйте любое проявление самостоятельности и желание помочь взрослым, а так же имейте в запасе дела, которые буду по силам вашему малышу. Не торопитесь подгонять ребенка, умейте ждать, пока он завершит работу сам.

4. После любого, пусть даже не значительного поручения, не забывайте хвалить ребенка, и подчеркивать его неоценимый вклад в общее дело. Выполняя те или иные трудовые задания, он должен видеть результат, осознавать его, и естественно получать за это вознаграждения. Но не торопитесь давать ребенку конфетку или покупать дорогостоящую игрушку, а просто похвалите, приласкайте, укажите, что без его участия все было бы намного хуже! («Ты такой молодец, что вытер пыль, теперь у нас в доме стало чисто, бабушка не будет чихать, а мы сможем быстро закончить уборку и пойти на детскую площадку») – это будет самая лучшая награда помощнику!

5. Не стоит забывать, что если ребенок будет выполнять поручения «по указке», без радости – это не принесет положительного результата. Главное научить его радоваться труду так, как чему-нибудь приятному, чтобы работа не превратилась в какое-то обязательное, угнетающее неинтересное занятие. Поэтому если трудовые поручения строятся лишь на распоряжениях:  «Подай!»«Подержи!»«Вытри», то это отбивает у ребенка всякую охоту трудиться. Больше всего радости ребенок получает от совместного труда. Это значит, взрослый, скажем, столярничая, должен не только просить принести какой-либо инструмент, но и научить, как им пользоваться, какие правила безопасности соблюдать, дать попробовать в деле. Как вариант, можно обычную уборку доме провести в форме занимательной игры («давай посмотрим – кто из нас быстрее – я мою посуду или ты собираешь игрушки»! или «давай я буду поваром, а ты моим помощником – поваренком»). Так повседневные дела сразу превратятся в интереснейшие занятия и принесут несомненную радость всем участникам процесса.

6. Со временем желательно чтобы у ребенка появились каждодневные обязанности по дому. Например, кормить рыбок, поливать цветы, мыть ботинки и т. д. Это не только воспитает в нем чувство ответственности, но и немного облегчит труд взрослых.

Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Однако перекладывать всю домашнюю работу на ребенка тоже не следует. Его обязанности должны быть посильными, не должны занимать много времени, чтоб не препятствовать его основному виду деятельности – игре.

7. Все трудовые поручения следует давать, объясняя, что, за чем, и почему делается. Ведь если ребенок не будет знать зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут, у него не сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например: «если ты сегодня не помоешь свои ботинки, завтра в сад пойдешь в грязных, и будешь выглядеть очень неаккуратно!». Или «если мы не польем цветы – они завянут, и у нас в доме больше не будет таких красивых растений!».

8. По мере усложнения трудовых поручений следует всегда объяснять и показывать, как добиться лучших результатов. Ведь элементарное умение выжимать тряпку – не дается само по себе, ему нужно учить и научаться! Не забывайте, что все мы люди разные, и поэтому одному достаточно объяснить, а другому нужно показать и не один раз. Не теряйте чувства самообладания, все-таки Вы старше и мудрее!

9. Нужно добиваться, чтобы ребёнок выполнил работу до конца, и проверять её качество. Никогда не доделывайте за ребенка начатое им дело, иначе со временем он начнет уклоняться от выполнения трудовых поручений, зная, что это всегда могут сделать взрослые.

Таким образом, выполняя эти несложные рекомендации, возможно, вы добьётесь положительных результатов в трудовом воспитании детей, и сделаете вашу семейную жизнь ярче!

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №88 комбинированного вида» г. Орла

Консультация для родителей

«Трудовое воспитание в семье»

Подготовили:

воспитатели

Веникова С. В.

Изотова О.Н.

Орёл 2018

Источник