Три года ребенку развитие что должен уметь
Вы отметили третий день рожденья своего чада? Поздравляем! С этих пор вы просто не имеете права пребывать в плохом духе, вести пассивный образ жизни, отчаиваться по пустякам. Ребенок в три года становится любознательным, он активно задает вопросы на разные темы, ведь ему интересно знать все обо всем. Но если развитие вашего чада немного отличается от общепринятых норм, представленных в этой статье, не отчаивайтесь – каждый малыш индивидуален, и совсем не обязательно, чтобы ваш малыш знал все то, что знают и умеют дети ваших подруг или знакомых. Так что должен уметь ребенок в три года при нормальном развитии?
Физические достижения
Ребенок в три года должен уметь не только ползать, сидеть, ходить и вставать. Физическое развитие этого возраста предполагает умение:
- удерживать равновесие, стоя на одной ноге или прохаживаясь на носочках;
- без помощи взрослых подниматься/спускаться по лестнице, чередуя ноги;
- перепрыгивать через препятствия небольшой высоты;
- спрыгивать со ступенек;
- хорошо бегать;
- ловить/бросать предметы;
- ездить на трехколесном велосипеде;
- подниматься на горку и спускаться с нее;
- бить ногой по мячу (сначала одной, а потом другой);
- ходить задом наперед;
- кувыркаться вперед/назад.
Ребенок в три года очень активен, энергичен, подвижен. Он прекрасно контролирует свои движения, его координация уже развита окончательно. Очень важно в этот период энергичность малыша направить в нужную степь: можно сдать кроху в секцию, где он будет развиваться физически. Не стоит сидеть дома! Позвольте ребенку больше времени проводить на улице за активными играми – это очень полезно для его развития, играйте с ним в мяч, водите в бассейн, катайтесь на велосипедах, толокарах или самокатах.
Эмоциональное и социальное развитие трехлетнего ребенка
В три года ребенок начинает остро нуждаться в общении с другими детьми, ему уже недостаточно компании из родственников и родителей. Он прекрасно ладит со сверстниками, с удовольствием посещает детский сад. Препятствовать его общению с другими детьми не стоит, так как ребенок таким образом адаптируется в социуме. В три года у малыша начинает формироваться собственная личность, при этом приобретаются важнейшие социальные навыки:
- Осознание своего «Я», понимание значения слова «мое».
- Подражает взрослым.
- С удовольствием общается с другими детьми, знакомиться с ними, играет.
- Умеет разбирать, кто из взрослых родной, а кто близкий человек.
- Его эмоции выражаются осознанно.
- Умеет контролировать свои эмоции.
- Активно фантазирует, придумывает различные истории.
Кроме того, ребенок в три года уже должен уметь здороваться и прощаться, просить прощения. Этот период называют кризисом трех лет: малыш может стать капризным, перестанет реагировать на просьбы родителей, может показывать свое непослушание. Такое поведение – своеобразный способ отстоять свою точку зрения. И наказывать ребенка за его попытки не стоит: взрослый должен знать, как найти компромисс в отношениях, и уметь сохранить доверительные отношения с малышом. Если пытаться добиваться полного послушания, то такой подход может вызвать у ребенка агрессию, недоверие и отсутствие взаимопонимания.
Развитие речи
Ребенок в три года уже должен уметь хорошо разговаривать, причем в его словарном запасе обычно содержится до 1,5 тыс. слов, 500-600 из которых он использует активно. У детей в три года может наблюдаться недоразвитие речи, когда малыш заменяет одни звуки на другие (чаще не выговариваются шипящие звуки и звук [р]). Итак, ребенок в три года должен уметь:
- правильно называть собственное ФИО, имена родителей, родных, близких;
- правильно использует предлоги, составляет предложения из 5-6 слов;
- хорошо запоминает четверостишья, может рассказать стих по памяти, пересказывает небольшие отрывки прозы;
- знакомые предметы знает по названиям, узнает и называет их;
- ребенок должен уметь сочинять описание по картинке длиной в 5 связных предложений;
- может употреблять слова в единственном и множественном числах;
- различает антонимы, знает их значение;
- вступает в беседу, отвечает на заданные ему вопросы;
- интересуется различными явлениями (дождь, туман, снег) и действиями животных, людей, задавая вопросы «что?», «почему?», «зачем?» и т.д.;
- называет знакомые цвета;
- понимает понятия разные-одинаковые;
- сортирует объекту по характеристикам, называя их.
Разговаривать ребенок учится на примере своих родных – чем больше и отчетливей взрослые будут общаться с малышом, тем отчетливей и обдуманней будет его речь. Поэтому, чтобы малыш научился хорошо разговаривать, необходимо читать ему книги, разучивать с ним небольшие стишки или песенки, рассматривать картинки животных, явления природы или другие предметы, описывая их. Например, после очередного похода на прогулку или поездки в развлекательный центр обязательно поинтересуйтесь у малыша, что ему больше понравилось, почему он так решил. Пусть кроха делится своими эмоциями и впечатлениями – это благотворно скажется на речевом развитии.
Развитие мыслительных процессов
Ребенок в три года очень любознателен. Он интересуется всем, что хоть как-то зацепило его внимание. В этом возрасте малыш должен знать, чем отличаются предметы, какой формы, цвета они могут быть и т.д. Он бесконечно задает вопросы о том, куда уходит солнце ночью, почему появляется радуга, почему самолеты летают, а корабли плавают, почему кошки не любят купаться… Все вопросы трехлетнего ребенка не должны оставаться без ответов – постарайтесь удовлетворить детское любопытство любым способом: наглядностью, рассказом, чтением соответствующей литературы, показом мультфильма. Если на какой-то вопрос вы затрудняетесь ответить, предложите крохе отыскать его в энциклопедии или в Интернете.
Развитие мыслительных процессов трехлетнего ребенка имеет следующие результаты:
- Ребенок в три года способен выстраивать простейшие логические цепочки.
- Он должен уметь сравнивать картинки, находить их схожесть и отличия.
- Должен знать, как собирать пазлы из 6-8 деталей, разноуровневую пирамидку, башню из кубиков.
- Должен знать счет до 5, уметь различать 10 цветов, определяет количественное значение один-много.
- Знает названия овощей, фруктов, геометрических фигур, транспорта, времен года и прочее.
- В поле зрения удерживает 3 предмета.
- С легкостью запоминает простые стихи, вспоминает, что происходило вчера.
- Любит рисовать.
- Мыслит творчески, фантазирует.
Взрослея, малыш все больше становится неординарным, творческим. Необходимо поддерживать в нем эти особенности. Занимайтесь с ним лепкой, аппликациями, прогуливаясь по парку (лесу, набережной), собирайте красивые листочки, камушки, желуди, шишки, делайте из них поделки. Таким образом вы поспособствует развитию мелкой моторики ребенка и его аналитическому мышлению.
Развитие навыков бытового характера
Ребенок в три года уже может разговаривать, а значит, он может объяснить, что он хочет и что ему необходимо. Но чаще всего трехлетние сорванцы пытаются делать все сами: одеваться, чистить зубы, завязывать шнурки, мести пол, мыть посуду. И хоть не всегда у них это получается идеально, не стоит спешить брать инициативу в свои руки – если ребенок не будет справляться, он попросит о помощи сам.
В целом ребенок в три года должен уметь:
- одеваться без помощи взрослых, различая левую/правую сторону и заднюю/переднюю часть одежды;
- умываться, мыть руки, чистить зубы;
- расстегивать/застегивать пуговицы, молнию, кнопки;
- складывать свою одежду и убирать ее в шкаф;
- убирать свои игрушки, аккуратно расставляя по местам;
- самостоятельно вытирать платком нос или ли салфеткой;
- мыть руки перед едой, самостоятельно вытираясь полотенцем;
- аккуратно есть ложкой или вилкой;
- пить из чашки.
Дополнительно ребенка в три года нужно приучать к работе по дому – доверьте крохе опрыскать цветы, вытереть пыль, расставить посуду к обеду, разложить салфетки на стол или сложить белье. Учите малыша завязывать шнурки, собирать вещи в детский сад самостоятельно, относить грязное белье в корзину. Любое действие нужно поощрять. Больше хвалите свое чадо за помощь, и тогда в будущем он с удовольствием будет приниматься за любую домашнюю работу.
Что может стать поводом для беспокойства?
Конечно, не обязательно трехлетний ребенок должен обладать всеми перечисленными навыками – кое-что он может не знать или не уметь, это допустимо нормами развития. Однако эти признаки должны насторожить взрослых:
- ребенок невнятно и непонятно разговаривает, глотает слова или их окончания, мямлит;
- у малыша наблюдается повышенное слюноотделение;
- кроха не одевается самостоятельно, не может держать ложку и справлять нужду без сторонней помощи;
- малыш не умеет бросать мяч, прыгать, плохо ходит;
- простая логическая цепочка непонятна для ребенка, ему неизвестны основные понятия, он не умеет строить башню из кубиков;
- малыш боится новых знакомств, не идет на контакт с другими детьми, постоянно нуждается в присутствии родителей;
- истерит по любому поводу, не узнает родных, не идет на зрительный контакт;
- малыш раздражителен, тревожен.
Подобные признаки могут говорить о недостаточном развитии ребенка. Более точную формулировку состояния малыша подскажет врач, которому нужно будет его показать, причем сделать это рекомендуется незамедлительно. После консультации и определенной терапии ваш ребенок начнет развиваться так, как и другие дети. Ну а если ваш малыш просто ленится выполнять какие-то действия, то со временем эта лень пройдет, и нормальное развитие крохи восстановится.
comments powered by HyperComments
Другие материалы рубрики
Источник
Педиатры отмечают, что развитие каждого ребенка происходит «по индивидуальной программе». Трехлетние дети развиваются стремительно и скачкообразно. Умения малыша совершенствуются с каждым днем, а родители с удивлением отмечают все новые достижения своего непоседы. И хотя вряд ли удастся найти даже двух малышей с набором одинаковых навыков, существуют определенные нормы развития в любом возрасте, в том числе и в 3 года.
Содержание:
- Речевые навыки
- Мышление
- Развитие моторики
- Бытовые навыки
- Двигательные навыки
- Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие
- Навыки социального общения
Речевые навыки
Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Это уже не корявый односложный разговор, а связные предложения с изменением слов по падежам и склонениям. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов. Однако не все дети разговаривают свободно, многие не выговаривают шипящие звуки и звук [р]. Обязательные же речевые навыки состоят в следующем:
- правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
- составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;
- предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
- запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;
- легко узнает и называет знакомые ему предметы;
- составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;
- употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
- знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
- различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);
- ведет диалог, связно отвечает на вопросы.
В этом возрасте у некоторых детей начинается «возраст почемучки», когда они задают вопросы обо всех предметах и явлениях, которые встречаются на их пути. Важно набраться терпения и удовлетворять любознательность малыша. С ребенком нужно много разговаривать, читать книги, учить стихи и тексты песен. Пусть он расскажет о своих впечатлениях, используя слова из категории восприятия (понравилось, запомнил, увидел, почувствовал). Все это отлично развивает речь, обогащает словарный и понятийный запас.
Видео: Советы логопеда по развитию речи ребенка в 3 года.
Мышление
Речь и мышление трехлетнего ребенка тесно связаны. Воспринимая новые явления, он пытается объяснить и рассказать о них. Ребенку в 3 года уже доступны простейшие причинно-следственные связи, он делает выводы из увиденного и услышанного, пытается объяснить некоторые явления:
- Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, он вполне способен определить, что ночью шел дождь, если утром в окно увидел лужи.
- Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять «лишний» предмет в представленном ряду.
- Вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад.
- Собирает пазлы, состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно.
- Владеет понятиями «один-много», считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах.
- Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времен года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее.
- Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.
Ребенок в 3 года уже принимает довольно сложные решения и пытается объяснить свои действия. Это время, когда особое внимание нужно уделить творческому развитию: вместе лепить из пластилина, рисовать, делать поделки из природных материалов. Это развивает не только мышление и творческий потенциал, но и мелкую моторику.
Развитие моторики
Специалисты советуют развивать моторику ребенка вплоть до школьного возраста, ведь именно от этого зависит четкость движений, даже то, насколько правильно он будет держать ручку при письме. В 3 года ребенок должен уметь выполнять следующее:
- легко собирать по одной бусинке, горошине и другому мелкому предмету;
- надевать бусины на нитку;
- лепить шарики из пластилина;
- резать бумагу ножницами;
- собирать мозаику.
Для развития мелкой моторики существуют специальные упражнения и игры, позволяющие совершенствовать двигательные навыки. Поможет пальчиковая гимнастика, которая выполняется ежедневно во время занятий или перед ними.
Видео: Развиваем мелкую моторику: пальчиковая гимнастика для самых маленьких.
Бытовые навыки
Ребенок в 3 года стремится к самостоятельности во всем: например, он сам пытается завязать шнурки и почистить зубы. Бытовые навыки в этом возрасте уже достаточно развиты, все необходимые гигиенические и другие повседневные процедуры малыш вполне может выполнить самостоятельно:
- сам уверенно одевается, некоторые даже могут различать правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;
- знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щетку и полотенце;
- расстегивает и застегивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;
- убирает за собой игрушки, расставляет их по местам: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное – в корзину;
- самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;
- использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;
- моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
- снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.
Все, что должен уметь ребенок в 3 года в плане бытовых навыков, прививается исключительно близкими людьми. Невыполнение тех или иных критериев не является несоответствием возрасту или отставанием в развитии, скорее, это упущение родителей.
Двигательные навыки
Трехлетние дети очень активны и подвижны. Координация уже полностью развита, малыш свободно контролирует свои движения, проверяя собственные возможности и способности:
- уверенно и быстро бегает;
- играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит;
- легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикальной, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки;
- сам забирается на горку и скатывается с нее;
- держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;
- ходит задом наперед;
- ездит на трехколесном велосипеде;
- держит равновесие и прыгает на одной ноге;
- кувыркается вперед и назад.
Переполняющую малыша энергию лучше пустить в нужное русло, определив его в одну из секций для самых маленьких, где он будет развиваться физически. Очень хорошей тренировкой двигательных функций и координации является плавание. Делать это необходимо под руководством опытного инструктора.
Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие
Психические процессы: внимание, память и мышление – к 3 годам уже хорошо развиты. Малыш неплохо ориентируется в пространстве, может показать дорогу к магазину или детской площадке. Он уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 5 минут, что можно использовать в обучающих играх, направленных на описание последовательности действий, изображенных на картинке, или описание рисунка по памяти.
Рассказывая о событиях дня, кроха приукрашает реальность. Иногда это воспринимается взрослыми как ложь, однако это лишь проявление фантазии, которая к этому времени начинает развиваться.
Ребенок понимает, что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять индивидуальность, отстоять свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнению родителей. С этим же связана замена местоимения «мы» на «я»: «я пойду», «я сделаю».
Психологи говорят о кризисе трех лет, когда вчерашний послушный ребенок становится капризным, не выполняет просьбы родителей. Это своеобразная попытка отстоять появившуюся точку зрения. Очень важно не пытаться добиться полного послушания, а найти компромисс в отношениях, иначе доверие и взаимопонимание можно потерять, вызвав агрессию.
Навыки социального общения
Навыки общения с другими людьми приобретают для ребенка все большее значение. Если раньше он довольствовался общением с родителями, то теперь все больше стремится быть в кругу сверстников. Еще недавно дети играли рядом, в возрасте же 3 лет они начинают играть вместе, делясь игрушками, с удовольствием осваивая совместные ролевые игры:
- ребенок легко знакомится с другими детьми, хотя некоторые все еще предпочитают самостоятельные игры коллективным;
- воспринимает и подчиняется правилам определенной игры;
- во время игры видит и понимает опасность, может предотвратить ее;
- в общении с окружающими употребляет слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания».
Перечисленные умения и навыки – результат познавательных и развивающих игр, активного общения с близкими людьми и сверстниками. День ребенка в этот период должен быть насыщенным и разнообразным, наполненным новыми эмоциональными и тактильными ощущениями. Однако не стоит переусердствовать, иначе не избежать перевозбуждения и плохого сна. Режим для малыша все еще очень важен, а активные игры к концу дня желательно сменять спокойными, не оставляя без внимания чтение на ночь.
27 августа 2015
Анна Понарина
Специалист младшего и дошкольного образования
Источник