Три феномена нарушенного развития ребенка

Три феномена нарушенного развития ребенка thumbnail

 Разграничение нарушенного развития и болезни

Давая определение дизонтогенезу как обычному развитию, протекающему в необычных условиях, мы тем самым пытались указать на

его природу или сущность

. Неблагоприятные условия приводят к тому, что процесс развития разворачивается иным способом, чем в норме, сохраняя при этом все свои основные свойства.

  • Именно поэтому неправомерно отожествлять
    нарушенное развитие с болезнью, хотя болезнь или ее последствия
    могут выступать в форме неблагоприятного условия
    или причины отклонений в развитии.
    Но единство причины и следствия не означает их тождество.
  • Кроме того, по своей сути и направленности
    болезнь как процесс представляет собой
    нечто противоположное феномену развития (схема 6.1).

 Функциональная локализация нарушений

Нарушенное развитие обладает определенной структурой и свойствами.

Наиболее обобщенно

в специальной психологии воспроизвел основные характеристики (параметры) нарушенного развития В. В. Лебединский.
К числу таких параметров относят:

  • функциональную локализацию нарушений, разделяя их на
    • частные — связаны с нарушениями отдельных функций:
      восприятия, предметных действий, речи и пр.
    • общие — проявляются в дисфункциях
      разных сторон регуляторных систем.

 Хроногенность (время появления нарушения)

Второй параметр дизонтогенеза связан с временем появления того или иного нарушения. Как указывал Л. С. Выготский:

  • Чем раньше возникает то или иное нарушение,
    тем тяжелее его последствия
    для психического развития.
  • Причем для раннего возраста
    наиболее характерны явления недоразвития,
    в то время как на более поздних этапах онтогенеза вероятнее
    преобладание повреждения и распада психических функций.

Кроме того, фактор хроногенности определяется:

  • возрастом, в котором у ребенка возникло нарушение,
  • длительностью развития определенной функции.

Общим законом развития является то, что раньше других формируются функции с коротким временным циклом своего созревания. Именно эти функции чаще всего повреждаются. Более «молодые» функции имеют и соответственно более длительный цикл формирования — сложные образования дольше развиваются. В отношении этих функций в случае воздействия патогенного фактора речь, скорее всего, может идти:

  • или о недоразвитии,
  • или о задержанном развитии.

Временной фактор имеет и еще один аспект. В период наиболее интенсивного развития (сензитивные периоды) психические функции, как правило, характеризуются снижением уровня резистентности (от лат. “resistentia” — сопротивление, противодействие) по отношению к воздействию патогенного фактора.

Это также относится и к психике в целом в периоды ее перехода с одной возрастной фазы на другую

.

 Динамика формирования межфункциональных связей

Третий параметр связан с возрастной динамикой формирования межфункциональных связей. Как указывал Л. С. Выготский,
развитие представляет собой:

  • не столько изменения в параметрах работы отдельных функций
    (например, увеличение словаря или объема запоминания),
    это рассматривалось Л. С. Выготским как феномен роста;
  • сколько изменение отношений между разными функциями.

В современной психологии выд. 3 типа межфункциональных связей:

  1. Тип временной независимости функций,
    характерный для ранних периодов онтогенеза.
  2. Ассоциативный тип,
    в основе которого лежат появления целостных межфункциональных
    комплексов на основе пространственно-временной близости.
  3. Иерархический тип,
    для него характерна многоуровневая структура,
    при которой одни функции подчинены другим.
    Такой тип связей обладает большой пластичностью и,
    как следствие, устойчивостью.

В случаях отклоняющего развития весьма часто наблюдаются нарушения в формировании межфункциональных связей. Отдельная функция может долгое время оставаться в изолированном положении, что замедляет и ее развитие, и развитие других функций. По существу,

речь идет о нарушении процесса интеграции элементов психики

. Вместе с тем, можно вполне обоснованно предположить, что

причина замедления интеграционных процессов

(т. е. процессов объединения, установления связей) кроется

в соответствующем замедлении или незавершенности процессов дифференциации (выделение той или иной функции в качестве самостоятельного новообразования)

.

 Структура нарушенного развития (1-чные и 2-чные нарушения)

И, наконец, четвертый, наиболее сложный параметр дизонтогенеза, определяется особенностями взаимосвязей между первичными и вторичными нарушениями. Эти взаимосвязи в традиции, идущей еще от работ Л. С. Выготского, принято обозначать структурой нарушенного развития.

  1. Первичные, или ядерные, нарушения
    представляют собой мало обратимые изменения
    в параметрах работы той или иной функции
    под непосредственным влиянием патогенного фактора.
  2. Вторичные нарушения
    нарушения в работе и развитии функций,
    так или иначе связанных с первично нарушенной.
    И в силу этого вторичные нарушения, в отличие от первичных,
    носят обратимый характер, т. е. поддаются коррекции.
    Характер взаимосвязи первичных и вторичных нарушений
    можно проиллюстрировать схемой 6.2.
Читайте также:  Упражнение и игры для развития всех видов памяти у ребенка

На этой весьма упрощенной схеме представлен набор психических функций, объединенных в ассоциативные связи. Представим себе, что функция под номером

6 первично нарушена

, тогда связанные с ней функции

9, 3 и 5 будут нарушены вторично

. При этом всегда указывается:

  • чем теснее та или иная функция
    связана с первично нарушенной,
    тем более выраженным будет ее вторичное отклонение
    ;
  • И наоборот, чем «дальше» функция расположена
    от первично нарушенной, тем более она сохранна.
  • Третичные или неспецифические нарушения
    обычно обозначают как нарушения в работе функций,
    непосредственно не связанных с первично поврежденной.
  • Исходя из того, что
    процесс развития есть изменение отношений
    между разными компонентами психики, можно сделать вывод,
    • что набор вторичных нарушений
      (при одной и той же первично поврежденной функции,
      у одного и того же человека) с возрастом будет меняться.
      Равно как, впрочем, и то, что
    • одно и то же первичное нарушение
      (у разных людей) в разном возрасте может приводить к
      различным по характеру и тяжести вторичным отклонениям.

Соотношение первичных и вторичных нарушений часто описывается через такую характеристику как вектральность, выделяют 2 вида:

  1. Первый — «снизу вверх» — типичный для ситуаций, когда
    первично нарушена какая-то элементарная психическая функция,
    а вторично недоразвиваются более сложные,
    базирующиеся на ее основе функции.
    Диалектика процесса психического развития такова,
    что, формируясь на базе элементарных функций,
    более сложные впоследствии оказывают
    на них активирующее влияние
    .
  2. На этом положении базируется представление
    о втором виде вектральности — «сверху вниз»,
    — описывающем ситуации, при которых
    вторичное недоразвитие высших функций оказывает обратное,
    негативное влияние по отношению к более элементарной,
    первично нарушенной функции.

Снова возвращаясь к анализу нашей схемы, обратим внимание на то, что

в ситуации первичного нарушения другой функции (в данном случае это функция номер 4), мы получаем набор вторичных отклонений 7, 1 и 5

. При этом последняя фигурировала в качестве таковой и при первично нарушенной функции номер 6. Это свидетельствует о том, что

  • при разных первичных нарушениях возможны
    • как разные (специфические) отклонения,
    • так и общие (неспецифические) отклонения.

Природа неспецифических отклонений кроется в общности межфункциональных связей. При этом, надо все-таки подчеркнуть, что неспецифические отклонения при разных первичных нарушениях никогда не являются полностью идентичными, ибо речь идет об общности связей, но между разными функциями.

Проблема соотношения первичных и вторичных симптомов дизонтогенеза не так проста, как может показаться на первый взгляд.

В реальной диагностической практике бывает не так легко обнаружить первичное нарушение и отделить его от вторичных в силу того, что последние могут быть весьма выраженными и тем самым маскируют первичный симптом

. В подобных ситуациях не исключена возможность ошибки, при которой вторичные отклонения принимаются за первичные. Следствием этого могут быть

неверные рекомендации относительно характера и направления коррекционной работы с ребенком

.

Именно поэтому

качественная квалификация нарушенного развития

подразумевает дифференциацию — выд. групп психических функций:

  1. Первично поврежденных,
  2. Вторично недоразвитых,
  3. Сохранных.

Иногда такое соотношение называют профилем нарушенного развития.

 Онтогенез и микрогенез – две из сторон психического развития

Но сложность анализируемой проблемы не ограничивается только вышесказанным. Процесс психического развития не является чем-то однородным, он имеет много сторон. Для простоты анализа выделим лишь две из них, наиболее важные:

  • Прежде всего, это онтогенез — возрастные изменения психики,
    временные масштабы которых измеряются годами.
    Но между периодами возрастных сдвигов
    психика не остается неизменной.
  • Возрастные изменения постепенно подготавливаются
    путем накопления более мелких изменений,
    обозначаемых понятием «микрогенез», т. е.
    изменениями в процессе непосредственного
    функционирования психики в данный момент:
    • актуализация мысли, воспоминания,
    • формирование перцептивного образа,
    • новое эмоциональное состояние и т. п.

Соотношение микро- и онтогенеза психики можно представить в виде

  • спирали,
    • где каждый ее виток это микрогенез,
    • а процесс перехода с одного витка на другой,
      более высокий — онтогенез.
Читайте также:  Волшебная страна центр развития ребенка

При этом надо иметь в виду, что эта спираль живая и обладает особым способом собственного роста. Каждый предыдущий виток спирали как бы врастает, встраивается в последующий как его составная часть по механизму иерархизации. Спираль растет вверх, последовательно увеличивая диаметр каждого нового витка, и одновременно сокращается снизу за счет встраивания предыдущего. Ничего удивительного в подобной модели нет, она просто

является иллюстрацией классического философского принципа единства прерывности и непрерывности любого процесса

.

Поскольку любой патогенный фактор всегда начинает действовать в какой-то строго определенный момент времени, постольку он всегда первично поражает именно микрогенез психики как особую сторону ее развития. Нарушения на уровне микрогенеза в виде уже описанных соотношений первичных и вторичных отклонений, так или иначе, скажутся на темпах возрастного развития. Таким образом, онтогенез, как сторона развития психики, всегда страдает вторично.

 Определение, характеризующее любой вид дизонтогенеза

Проанализировав свойства нарушенного развития, мы можем дать его

сущностное определение

, т. е. такое определение, которое могло бы характеризировать любой вид дизонтогенеза.

Отклоняющееся развитие — это обычное развитие, но протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенный характер которых превышает компенсаторные возможности индивида.

Вследствие этого устойчиво изменяются параметры работы отдельных функций или систем на уровне микрогенеза психики

.

Последнее приводит к затруднениям усвоения социально-исторического опыта в процессе общения и деятельности, что создает условия для замедления возрастного развития

.

Источник

Сущность феномена нарушенного развития

Процесс научного познания неизменно идет по одному и тому же пути – от изучения внешних проявлений исследуемого предмета или явления, т.е. от феноменологии, к постижению его внутренней сущности и природы. По сути, это движение от формы к содержанию. Если форма может быть чувственно воспринята, то содержание постигается чаще всего интеллектуально, поскольку увидеть сущность нельзя. Движение от формы к содержанию определяет не только направление научного познания, но и острый драматизм этого процесса, так как форма и содержание при всем их тесном единстве никогда не совпадают. В противном случае необходимость в науке отпала бы сама собой.

Говоря о том, что специальная психология занимается изучением протекания процесса развития в неблагоприятных условиях, которые способны приводить к многообразным изменениям в его параметрах, мы с необходимостью должны поставить вопрос о сущностной природе самого феномена нарушенного развития. Без особого преувеличения можно сказать, что это один из центральных вопросов теории специальной психологии, так как постижение сущности составляет смысл любой науки. Тем не менее необходимо подчеркнуть, что указанный вопрос становится актуальным лишь в самое последнее время. Во многом это оправдывается своеобразием развития специальной психологии, постепенно переходящей от феноменологического уровня познания к объяснительному.

Кроме того, как уже отмечалось, специальная психологии начинала развиваться как многоотраслевая дисциплина, занимаясь изучением отдельных видов отклонений в развитии, причем весьма грубых. Взятые порознь эти отклонения выглядят столь очевидно, что не нуждаются ни в каком сущностном определении. В дальнейшем, по мере расширения диапазона изучаемых вариантов нарушенного развития, многие из которых носят смазанный, невыраженный, пограничный характер, все больше стала осознаваться необходимость выявления того общего, что есть между ними. Во многом этому процессу способствовало то обстоятельство, что среди детей с проблемами в развитии резко увеличилось число сложных аномалий, сочетающих в себе несколько нарушений одновременно. Кроме того,

все чаще и чаще стала обнаруживаться известная общность системных нарушений при разных вариантах отклоняющегося развития.

Проблема определения нарушенного развития

Дать сущностное определение феномена нарушенного развития весьма сложно: всегда существует известное противоречие между интуитивно-эмпирическим и категориальным уровнями познания.

Так, хорошо известно, что мы без особого труда и без специального обучения отличаем живые существа от неживых. На интуитивно-эмпирическом уровне и данном случае не возникает никаких затруднений. Но переходя на категориальный уровень познания, т.е. при попытке сформулировать некоторые обобщения в отношении того, чем живое вообще отличается от неживого, мы сталкиваемся с одним из сложнейших вопросов современной биологии. Аналогичная ситуация складывается практически в любой науке, специальная психология в этом смысле не составляет исключения.

Читайте также:  Книги для развития ребенка 5 лет на дому

Пытаясь определить наиболее общие и существенные характеристики феномена нарушенного развития, разные авторы предлагают чаще всего не его дефиниции, а разнообразные названия, фиксирующие с их точки зрения наиболее важные отличительные признаки отклоняющегося развития в сопоставлении с нормальным. Современный словарь подобных названий весьма богат и имеет явную тенденцию к расширению.

В качестве примера приведем лишь несколько терминов, помимо часто употребляемых нами словосочетаний “отклоняющееся развитие” и “нарушенное развитие”. В специальной психологии и коррекционной педагогике в отношении понятия развития часто используются такие прилагательные, как “асинхронное”, “дефектное”, “аномальное”, “ненормальное”, “ненормативное”, “анормальное”, “ограниченное”, “нестандартное”, “стесненное”, “недостаточное”, “негармоничное”, “субнормальное”, “атипичное”, “отклоняющееся”, “замедленное”, “задержанное” и пр. Также используются понятия “недоразвитие”, “дизонтогенез”, “дети с ограниченными возможностями в развитии”, “дети с проблемами в развитии”, “особый ребенок”, “дети с особыми образовательными потребностями”, “дети, отстающие в развитии”, “лица с ограниченными возможностями здоровья”, “нестандартный ребенок” и многие другие. В приведенных понятиях фиксируются различные характеристики дизонтогенеза, правда, как мы уже указывали, сами эти характеристики чаще всего не раскрываются в форме развернутого определения. В лучшем случае ограничиваются ссылками на какие-то конкретные примеры, иллюстрирующие то или иное понятие.

Многообразие терминов, на которое обращают внимание многие исследователи, но сути представляет собой весьма интересную и показательную научную ситуацию, о которой говорит Ю. М. Лотман: “Развитие науки в разные моменты выбрасывает на поверхность такие слова (Ю. М. Лотман имеет в виду множество терминов. — В. С.); лавинообразный рост их частотности в научных текстах сопровождается утратой необходимой однозначности. Они не столько терминологически точно обозначают научное понятие, сколько сигнализируют об актуальности проблемы, указывают

на область, в которой рождаются новые научные идеи. История таких слов могла бы составить своеобразный индекс научной динамики” [1].

Если все же отвлечься от всего смыслового многообразия перечисленных понятий, то нетрудно заметить, что все они носят относительный характер. Иначе говоря, они фиксируют некие особые характеристики процесса становления психики в сравнении с тем, что принято обозначать понятием “нормальное развитие”, которое интуитивно воспринимается как нечто самоочевидное. Не сделав этого, мы в действительности не сможем раскрыть сущность понятия “нарушенное развитие”. Приведенная дихотомия “нормальное — нарушенное развитие” представляет собой лишь частный случай более широкой и сложной проблемы “норма — патология”.

Понятие “нарушенное развитие” не является чем-то самоочевидным и нуждается в серьезном теоретическом анализе. Как уже указывалось, “нарушенное развитие” — это понятие относительное. Всякая трактовка отклоняющегося развития так или иначе, в явной или скрытой форме подразумевает наличие некой точки отсчета, т.е. более или менее определенного представления о том, что должен являть собой процесс нормального развития или развития как такового вообще. Но в современной психологии не существует единого понимания природы, механизмов, условий и сущности процесса онтогенеза психики. Психология развития представлена многочисленными теориями, по-разному представляющими этот процесс и акцентирующими внимание на разных его сторонах. Достаточно сослаться на наиболее популярные генетические теории развития Ж. Пиаже, А. Валлона, Э. Эриксона, 3. Фрейда, А. Фрейд, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина и других. Отсюда ясно, что нарушенное развитие может трактоваться и трактуется по-разному в зависимости от выбранного исходного понимания самого феномена развития вообще.

В отечественной специальной психологии традиционно в основе понимания феноменов нарушенного развития лежит теория культурно-исторического развития психики Л. С. Выготского. Одной из центральных категорий этой теории является понятие высших психических функций, прижизненно формируемых путем усвоения социально-исторического опыта в процессе общения ребенка с взрослым, знаково-опосредованных по строению и произвольных по способу регуляции. Предельно обобщая, можно дать следующее определение сущности процесса психического развития, из которого мы будем исходить в трактовке феномена дизонтогенеза.

Итак, развитие – это непрерывно-поступательный, необратимый процесс формирования качественно позитивных изменений в характере субъективного отражения внешнего и внутреннего мира человеком (в параметрах его полноты, точности, глубины и взаимосвязанности), обеспечивающих все более эффективную саморегуляцию внешней предметной и внутренней психической деятельности.

Источник