Тревожные признаки развития ребенка до года

В целях снижения заболеваемости и смертности детей раннего возраста и исполнения приказа Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 19 декабря 2008 г. № 656 «О внедрении метода интегрированного ведения болезней детского возраста и развития детей раннего возраста в Республике Казахстан», в медицинских организациях внедрен метод интегрированного ведения болезней детского возраста (далее ИВБДВ) и развития детей раннего возраста, рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения и Детским фондом Организации Объединенных Наций.

Тревожные признаки у малышей. Запомните!

  • неспособность сосать грудь;
  • судороги;
  • сонливость или отсутствие сознания;
  • частота дыхания менее 30 в 1 мин. или апноэ (остановка дыхания на > 15с);
  • частота дыхания свыше 60 в мин.;
  • кряхтящее дыхание;
  • сильное втяжение грудной клетки при дыхании;
  • центральный цианоз.

Новорожденный малютка

Если организм годовалого ребенка справится с некоторыми проблемами в здоровье, то для новорожденного это может оказаться непосильным трудом. Болезнетворные процессы в маленьком организме развиваются так стремительно, что в домашних условиях Вы можете не успеть отреагировать на болезнь. Подъем температуры — это уже повод для беспокойства!

Не берет грудь

У здорового новорожденного есть основной приоритет — вовремя получить питание. Если малыш стал вялым, не требует грудь или того хуже, пропускает кормление — не теряя времени, набирайте номер 103 или вызовите своего врача.
На заметку! В такой ситуации врач, скорее всего, предложит госпитализацию. Не очень-то хочется отправляться с малюткой в больницу, однако не спешите отказываться: состояние младенца может быстро ухудшиться!

Малыш пожелтел

Может ли желтуха у новорожденных быть физиологической — говоря по-другому, нормальной? И как быть, если у новорожденного окрашенные желтым кожа и склера глаз? Желтухи новорожденных бывают физиологические и патологические. Физиологическая желтуха бесследно исчезает в течение короткого промежутка времени. Патологическая желтуха новорожденных вызывается заболеваниями и часто требует пристального медицинского контроля.

Состояний, при которых у новорожденных малышей бывает желтушное окрашивание кожи, белков глаз и видимых слизистых оболочек, в настоящее время насчитывают более 50! И все же самая распространенная желтуха у детей, только что появившихся на свет — физиологическая. Она встречается примерно у 60–70% малышей и появляется на 3–4 день после рождения. Это состояние — не болезнь и со временем проходит. Это связано с незрелостью некоторых систем детского организма, отвечающих за обмен особого вещества — билирубина.

Патологическая желтуха. Существует ряд заболеваний, при которых кожа ребенка меняет свой оттенок. Нежно-розовая, она вдруг становится желтоватой. Чаще всего такое окрашивание происходит из-за нарушения функции печени. В большинстве случаев желтушность не появляется спонтанно — этому предшествует период начальных проявлений болезни: вялость, периодические подъемы температуры, расстройства пищеварения. Желтушность — частый спутник вирусных гепатитов. В любом случае, речь идет о потенциально тяжелых заболеваниях.

Болезненный крик

Младенец не может пожаловаться на боль или недомогание. Многие эмоции и желания выражены криком или плачем. Настораживает монотонный, длительно не прекращающийся плач, «стонущее» дыхание или наоборот, внезапный и резкий крик. Измерьте температуру тела ребенка, вспомните, не падал ли малыш несколько дней назад. Вызывайте своего врача!

Апноэ новорожденного

Это довольно распространенное явление — у новорожденного внезапно останавливается дыхание секунд на 5–10, и сразу после этого младенец начинает учащенно дышать, сердечные сокращения ускоряются. Особенно страдают этим недоношенные дети. Несмотря на широкую распространенность данного явления, это серьезный симптом, особенно если задержка дыхания длится 15 секунд и более. Именно такое событие во сне может привести к внезапной смерти ребенка. Поэтому апноэ — повод обратиться к врачу.

Что можете сделать лично Вы в случае внезапной остановки дыхания? Врача рядом нет, «скорая» может не успеть. Попытайтесь «растормошить» ребенка в течение нескольких секунд. Если дыхание не восстанавливается, сделайте искусственное дыхание рот-в-рот (вдохи каждые 3–4 секунды). Если отсутствует сердцебиение, понадобится также закрытый массаж сердца. Постарайтесь не паниковать и действовать решительно и четко — ничего сложного делать не придется, у Вас обязательно все получится.

Детям первого года закрытый массаж сердца делается большими пальцами рук. Остальные Ваши пальцы должны быть на спине ребенка — Вы как бы держите его тельце в руках. С частотой 100 раз в минуту надавливайте большими пальцами на грудину ребенка (нижняя треть грудины) на глубину 1,5–2,5 см. После 4–5 толчков, проведите дыхание рот-в-рот, затем снова 4–5 толчков на грудину. Повторяйте данный цикл до полного восстановления дыхания и кровообращения.

На заметку! Не стесняйтесь задавать вопросы! Практически все медицинские организации имеют горячую линию. Если у Вас есть сомнения относительно состояния малыша — звоните!

Плач

Плач ребенка первых месяцев жизни — единственный способ сообщить о том, что его что-то беспокоит. Вскоре Вы научитесь угадывать причины недовольства и поймете, что взаимопонимание служит основой хорошего настроения малыша. Не противьтесь инстинктивному желанию взять на руки, прижать к груди плачущего ребенка! Не бойтесь избаловать его!

Выраженная бледность

В сочетании с вялостью, сонливостью и нарушением терморегуляции это тревожный признак. Стремится малыш полежать — не препятствуйте. Измерьте температуру тела. Бледность может быть следствием сосудистого спазма, возникшего при очень быстром и значительном подъеме температуры. Однако Вы можете столкнуться и с совершенно иной ситуацией: понижением температуры. Критично, если термометр показывает отметку ниже 36 С.

На заметку! Действуйте по ситуации. До приезда скорой начните мероприятия по снижению температуры, если она выше 380С. Раскройте ребенка, дайте ему безопасное жаропонижающее средство (категорически запрещается в качестве жаропонижающего средства у детей до 12 лет применять аспирин). Если температура тела понижена, согрейте малыша. Вызывайте врача!

Выраженная вялость

Дети активны по своей природе. Спокойных малоподвижных малышей встретишь не так уж часто. Каждая мама знает особенности поведения своего чада. Если для Вас нетипично так много спать или карапуз отказывается от игры — обратите на это внимание! Измерьте температуру, оцените аппетит. Выраженная вялость и слабость, липкий пот, невозможность «достучаться» до малыша — признак серьезного неблагополучия. Не теряя времени, вызовите скорую помощь.

Неукротимая рвота

Рвота — это своего рода защитный рефлекс: так организм пытается очистить себя от токсинов. У малышей довольно чувствительная реакция на продукты питания. Даже свежая, но неприятная на вкус пища способна спровоцировать рвоту у ребенка. Совсем другое дело, если рвота повторяется многократно: вроде уже и желудок пуст, но позывы продолжают изнурять ребенка.

Читайте также:  Картинки с подписями для развития ребенка

Так может проявляться интоксикация различного происхождения: бактериального, вирусного или экзогенного (то есть от воздействия каких-либо веществ извне). Отсутствие повышения температуры косвенно может указать на то, что ребенок имел контакт с какими-то токсичными веществами.

На заметку! Не можете напоить ребенка? Позывы на рвоту следуют один за другим? Срочно обращайся к врачу. Важно не допустить обезвоживания малыша.

Необходимо помнить об инсультной настороженности!

Сосудистые аномалии нервной системы — одна из наиболее частых причин острых нарушений мозгового кровообращения у детей младшего возраста. Установление причин ОНМК у подростков и детей вызывает значительные затруднения, в связи с чем мозговые инсульты в детском возрасте в 20–30% случаев проходят под разнообразными ошибочными диагнозами. Разноречивы сведения о частоте инсультов. Нет полного представления о природе, частоте рецидивирования и исходах инсультов в разных возрастных группах.

Частота встречаемости инсультов у детей по литературным данным различна, и в целом составляет 2–7 на 100 000 детей в год. Наиболее тяжело протекают геморрагические инсульты у детей раннего возраста: во время грудного кормления у внешне совершенно здорового ребенка внезапно появляются общие тонические судороги с потерей сознания, эпизоды апноэ, многократная рвота, в дальнейшем нарастает клиника внутричерепной гипертензии.

Визуально определяется выбухание и напряжение большого родничка с расхождением черепных швов и отсутствием пульсации, выраженность сосудистого подкожного рисунка на голове.

Диагноз острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) у детей устанавливается сразу у большинства пациентов, но расхождение предварительного диагноза специалистов скорой медицинской помощи и первичного осмотра в условиях приемно-диагностического отделения составляет около 36% случаев.

Кровообращение в мозге ухудшается в результате гипоксических состояний, часто встречающихся у новорожденных, реже — в результате закупорки (тромбоза) синусов и вен. Для недоношенных детей характерны внутрижелудочковые кровоизлияния.

Мозг очень чувствителен к недостатку поступления кислорода и глюкозы с кровью, дефицит их возникает при снижении кровоснабжения мозга. Полная остановка кровотока в течение 5–6 минут приводит к необратимой гибели клеток мозга.

На заметку! В ожидании приезда врача, уложите малыша в кровать без подушки. Измерьте ему температуру. Постарайтесь в деталях припомнить, с чего все началось.

Субарахноидальные кровоизлияния у детей первого года жизни проявляются выраженным беспокойством, общей гиперестезией. Перемена положения ребенка (пеленание, одевание) сопровождается отрицательной эмоциональной реакцией. Большой родничок выбухает, резко болезненна перкуссия головы; умеренно выражены ригидность мышц затылка и симптом подвешивания.

На 2-3-м году жизни выражены менингеальные симптомы: головная боль, рвота, ригидность мышц затылка, общая гиперестезия и др. Оболочечные симптомы обычно развиваются к концу первого дня, достигают максимума на 3-4-е сутки и исчезают через 2–3 недели. Можно ли до развития катастрофы — субарахноидального кровоизлияния — предполагать ее угрозу? К сожалению, многие сосудистые аномалии до разрыва никак себя не проявляют, то есть существуют бессимптомно.

Очень часто родители чувствуют неуверенность в вопросах поведения, кормления наших детей и обращаются за помощью к родным, знакомым и ищут советов у подруг. Конечно в таких щепетильных вопросах, как здоровье младенца заниматься самолечением нельзя. Все Ваши подозрения по поводу одного из вышеперечисленных симптомов, должен развеять детский врач, для реальной оценки состояния ребенка: есть ли повод для беспокойства? Есть ли необходимость в дополнительных обследованиях? Ведь постановка диагноза — прерогатива специалистов. Диагноз ставит доктор!

По всем интересующим вопросам обращайтесь в Лекарственный информационный центр, осуществляющий свою деятельность на базе РГП «Республиканского центра развития здравоохранения» МЗ РК. Основными задачами центра является содействие рациональному использованию лекарств, развитие формулярной системы, а также повышения медицинской грамотности населения.

С декабря 2011 года в Казахстане создана единая телефонная линия Лекарственного информационного центра для населения — 8 800 080 88 87.

Звонок с любого стационарного телефона в пределах Казахстана — бесплатный. Позвонив в call-службу, можно получить полную информацию о лекарственных препаратах и о правах граждан на бесплатные лекарства в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, эффективности препаратов и возможных побочных эффектов.

В своей работе специалисты Лекарственного информационного центра используют источники доказательной медицины и международные базы данных по лекарственным средствам, предоставляя объективную и достоверную информацию.

Контактная информация:

Звоните по единой бесплатной телефонной линии для населения и медицинских работников — 8 800 080 88 87.

Адрес: г. Астана, ул. Иманова 50, оф. 409, тел.: 8 (7172) 56 44 03

Адрес и телефон региона: г. Петропавловск, ул. Сатпаева 3,
Тел. 8 (7152) 33-40-70

e-mail: www.druginfo-petr@mail.ru

web: www.druginfo.kz

Лекарственный информационный центр РГП «РЦРЗ» МЗ РК

Источник

Повышенное беспокойство у детей первых месяцев жизни чаще всего возникает, когда не удовлетворяются жизненно важные физиологические потребности в пище, сне, активности, освобождении кишечника, тепле, то есть в том, что определяет физический и эмоциональный комфорт младенца. Он не может терпеть, ибо его потребности биологически предопределены и направлены на поддержание и развитие жизни. 

Только постепенно ребенок становится способным справляться со своими нуждами и проявлять меньше беспокойства. Если же физиологические потребности не удовлетворяются, возможно длительное сохранение вызванного ими беспокойства, например, в момент засыпания, принятия пищи, болезни и т. д.

Психологические потребности как источники беспокойства проявляют себя не сразу, так как для них необходим определенный уровень психического развития. Наибольший интерес представляет потребность в эмоциональном контакте, степень удовлетворения которого со стороны матери существенно сказывается на эмоциональном самочувствии и тонусе ребенка первого года жизни.

Первым проявлением эмоционального контакта является ответная улыбка малыша между 1-ым и 2-ым месяцами, говорящая не только о потребности в положительных человеческих эмоциях, но и о выделении из окружающих людей матери, а вскоре и других взрослых (так называемый комплекс оживления).

Внимательное наблюдение за детьми первых месяцев жизни в домашних условиях показывает, что уже в возрасте 2 месяцев появляется не только комплекс оживления, но и пока еще слабо выраженное и непостоянное беспокойство при отсутствии матери в относительно непродолжительный период бодрствования и нахождения в новой обстановке. 

Читайте также:  Клуб развития ребенка с одного года

Беспокойство выражается чаще всего двигательным возбуждением и учащением дыхания, реже — криком, и служит одним из показателей развития эмоциональной чувствительности. Оно быстро прекращается при появлении матери, ее ласковом голосе и улыбке. Все более и более заметно, что ребенок спокоен только дома и только с матерью или с теми людьми, которые, подобно матери, любят его и восхищаются им. Привычность и благоприятность подобной окружающей социальной среды — условие отсутствия беспокойства или его снижения, если оно было выражено раньше.

Во втором полугодии жизни, несмотря на уменьшение беспокойства в новой обстановке, заметно нарастает психологически мотивированное беспокойство при уходе матери и появлении незнакомых лиц. 

Беспокойство в отсутствие матери становится отчетливо выраженным в 7 месяцев, а боязнь чужих — в 8 месяцев, что указывает на эмоциональный контакт с матерью и способность отличать ее от других, то есть на появление избирательных отношений. Все это говорит о формировании эмоционального образа матери, привязанность к которой является для ребенка источником удовлетворения жизненно важной потребности. 

Эта привязанность характеризуется тремя главными признаками: выделением матери среди других общающихся с ребенком лиц (что выражается радостью при встрече), потребностью в эмоциональном контакте и беспокойством при его прекращении.

Беспокойство в отсутствие матери в 7 месяцев означает прекращение эмоционального контакта, нарушение привычной эмоциональной взаимосвязи и, что самое главное, отдаление объекта привязанности. Это первый травмирующий опыт потери связи с окружающим миром, воплощенным пока в лице матери, опыт, который при дальнейшем его подкреплении является предпосылкой к развитию страха одиночества, особой чувствительности к разлуке, неразделенности чувств и тревожности в целом. 

Когда мать на время уходит от ребенка, он проявляет беспокойство, которое вскоре превращается в ожидание возвращения матери. Если она почему-либо задерживается, у эмоционально чувствительных детей, особенно мальчиков, может развиться своеобразный «невроз ожидания» — постоянное беспокойство, перерастающее в тревожное предчувствие предстоящего ухода матери, а затем в ожидание ее возвращения. Ребенок не может предсказать уход и приход матери, что уже само по себе является фактором неопределенности. Частое перенапряжение эмоциональной сферы в связи с непредсказуемым нарушением контакта с матерью и ожиданием ее возвращения имеет своим следствием развитие реакций тревожного типа.

Если беспокойство в отсутствие матери в 7 месяцев говорит о начале привязанности к ней, то как же тогда объяснить страх, испытываемый 8-месячным ребенком перед чужими, незнакомыми ему людьми? Можно предположить, что беспокойство в присутствии другого — это знак отсутствия матери, но так бывает далеко не всегда, поскольку ребенок боится чужих, даже если он на руках у матери.

Главное заключается в развитой способности детей этого возраста отличать мать по ряду признаков от других взрослых. Иногда посторонний приковывает внимание ребенка, и это позволяет на время забыть о матери, потерять ее, что через некоторое время вызывает острое беспокойство, поиск матери. И, наконец, ребенок не может еще «поделиться» своей матерью с другими, очень не похожими на нее взрослыми, ибо мать принадлежит только ему и любой другой, «играющий под мать», вызывает у него чувство недоверия, настороженности и беспокойства.

В 8 месяцев у ребенка повышается чувствительность к голосу матери и к музыкальным звукам. Это уникальный, никогда больше не повторяющийся у детей «музыкальный период» в их жизни.Внимательные родители могут также заметить раскачивания ребенка в такт музыке, его явное удовольствие при этом — ведь он бросает даже свою любимую игрушку, ловя каждый звук понравившейся ему мелодии.

Но ребенок может испугаться и заплакать от одного появления в голосе матери непривычных и неприятных ноток раздражения, беспокойства и угрозы, не говоря уже о повышенном тоне и громко произнесенном «нельзя!». Настроенный на голос матери ребенок 8-ми месяцев чутко улавливает фальшь и наигранность в голосе другого человека. Даже если на лице взрослого улыбка, его выдают глаза, в которых отсутствуют теплота, искренность и восхищение. Чем настойчивее в таких случаях взрослый пытается вступить в контакт с ребенком, изображая заинтересованность и ласку, тем сильнее испытываемые малышом беспокойство и страх.

Мы видим, что беспокойство в отсутствие матери и в присутствии незнакомых обусловлено психологической природой становления привязанности и формированием образа матери как единого, неразрывно связанного с ребенком целого.

Таким образом,  возраст 7-9 месяцев — это период повышенной чувствительности к возникновению тревоги и страха.
Насколько он важен для последующего психического развития, показывает наблюдение над мальчиком 7 лет, самым тихим и незаметным в школе, который панически боялся нового для него человека — учителя. Он также боялся оставаться один дома, поэтому был вынужден посещать группу продленного дня. К вечеру у него болела голова. 

Со слов матери, в 8-месячном возрасте он заболел астматическим бронхитом. В этот момент, да и раньше, мать была занята своими делами и не могла уделять ребенку достаточно внимания. Он часто плакал (как потом поняла мать, от беспокойства). На этом фоне простуда способствовала появлению типичных для астматического бронхита затруднений в дыхании и кашля. 

Вскоре вместе с матерью мальчик был помещен в больницу, где ему делали внутривенные инъекции лекарств. Кричал ли он больше от страха при виде внезапно появляющихся незнакомцев в белых халатах, уносящих его от матери, или от боли при проведении крайне болезненных процедур, мы не можем сказать точно. Несомненно одно: беспокойство, связанное с отлучением от матери, и страх перед заменяющими ее чужими людьми у эмоционально чувствительного и впечатлительного мальчика явились толчком для развития в дальнейшем страха одиночества и страха общения в новой, непривычной обстановке.

Читайте также:  Что является главным в развитии вашего ребенка

Начиная с 14-го месяца жизни наблюдается уменьшение беспокойства при отсутствии матери и практически прекращается боязнь посторонних. Ребенок этого возраста уже «поумнел», чтобы по-своему осознать, что мать принадлежит только ему и контакты с другими людьми не обязательно являются источником опасности и способны внести интерес и разнообразие в его жизнь. 

Одновременно дети этого возраста начинают как бы «осмысливать» происходящее вокруг, приглядываться к поведению общающихся с ними людей. Это этап накопления нового опыта, развития мышления как основы интеллектуально-речевой деятельности. 

Вместе с тем сохраняется повышенная чувствительность к эмоциональному состоянию близких для ребенка взрослых. При их тревоге, страхе, возбуждении, семейных конфликтах у малыша возникает ответная эмоциональная реакция, часто в виде плача и крика. Если мать приветлива и доверительна в общении с другими людьми и не обнаруживает беспокойства, то ребенок успокаивается быстрее, а главное — сам собой. В противном случае настороженность в отношении к незнакомым людям у матери может трансформироваться в дальнейшем в подозрительность, робость и застенчивость у ребенка.

К концу первого года жизни эмоциональный образ матери уже не обладает такой целостностью для ребенка, как раньше. Ввиду возросшей двигательной активности малыша мать вынуждена что-то запрещать ему, что противоречит ее эмоциональному образу, сложившемуся у ребенка, и непосредственному выражению его чувств и желаний. 

Тем не менее, большинство матерей продолжают находить общий язык с ребенком и при возрастании его активности и самостоятельности, и при попытках выработать у него начальные навыки опрятности. Многие матери интуитивно находят равновесие между поощрением активности и запретами. Они создают дополнительные возможности для ползания, переползания через специально положенные валики из поролона, для самостоятельного вставания при минимуме поддержки и страховки, умело отвлекают ребенка от нежелательных действий, не злоупотребляют запретами, произнося их ровным, спокойным, без излишней строгости голосом. 

Ребенок, получивший относительную свободу, а также некоторый навык болевых ощущений при незначительных ушибах, приобретает и первый опыт настойчивости и решительности в преодолении препятствий, помогающий ему выработать уверенность в себе, а в дальнейшем и способность встречаться с опасностью лицом к лицу. Если же его чрезмерно оберегают, лишают возможности проявить самостоятельность, то риск появления страхов заметно выше. 

Существенная роль в развитии у ребенка волевых черт характера принадлежит отцу, если он спускается со своего взрослого Олимпа и играет с ребенком, поощряя его первые шаги. Есть отцы, которые, стремясь как можно раньше психически закалить ребенка, заменяют живой непосредственный контакт с ним командами, а то и просто муштрой и дрессировкой. В таком случае малыш вместе со страхами может потерять свою непосредственность, эмоциональность, живость и впечатлительность. 

Чаще же раннее принуждение не бояться оборачивается не уменьшением, а увеличением страхов и тревог, поскольку ребенок все больше и больше боится быть плохим и наказанным. Одновременно он испытывает компенсаторно-заостренную потребность в эмоциональной безопасности и привязанности со стороны матери и тем самым нередко оказывается в ситуации повышенной опеки и беспокойства. 

Именно здесь зарождается конфликт между родителями, когда отец тем чаще строг и наказывает детей, чем больше мать опекает и беспокоится о них. Истина же, как часто бывает, посредине — твердость и последовательность в обращении с ребенком должны быть согреты заботой и любовью.

Некоторые родители очень негибки в своих требованиях, читают недоступную мораль и навязывают правила, которые нельзя выполнить. К тому же вечно озабоченные и принципиальные родители не улыбаются в ответ на улыбку ребенка, не смеются вместе, то есть не удовлетворяют его потребность в эмоциональном самовыражении и жизнерадостности. 

В результате чрезмерного интеллектуального прессинга и блокирования эмоций ослабляется чувственная сторона психического развития и нарушается естественный баланс эмоционального и рационального в психике ребенка, причем именно тогда, когда он способен, как никогда, быть самим собой. Довольно скоро дети с односторонним интеллектуальным развитием начинают рассуждать по-взрослому. Но им не хватает непосредственности, искренности в выражении своих чувств, приобретающих все более и более рассудочный характер. 

Итак, первый год жизни — начало всех начал, важная веха на пути всего последующего эмоционального развития.  Первый год жизни детей является и начальной школой родительского чувства, и школой бескорыстной, щедрой любви,  когда мать и отец учатся постигать психологический код поведения ребенка, без слов понимать его чувства и переживания и находить с ним эмоциональный контакт. Как в дальнейшем сложатся отношения родителей и детей, какой эмоциональный и духовный мир между ними возникнет, в немалой степени зависит от первого года жизни детей.

Источник: Захаров А. И. «Дневные и ночные страхи у детей»

Источник