Третьим этапом развития самосознания ребенка
В этой статье будет рассмотрено:
- Отделение и независимость ребенка
- Развитие и формирование самосознания детей.
Самосознание и независимость младенца.
Когда ваш малыш только появился на свет, он еще не осознаёт себя как индивидуальность. Малыш чувствует себя одним целым с вами и не отделяет себя от вас, даже его ручки и ножки не являются для него своими.
Со временем ребенок, развиваясь физически и ментально, начинает осознавать себя отдельной личностью, со своим телом, мыслями и чувствами. Начинает желать делать то что хочет, как он того жаждет.
Когда развивается самосознание
Отделения себя от вас, чувство индивидуальности и самосознание развиваются с годами. Примерно в возрасте 6-7 месяцев, ваш малыш начинает отделять себя от вас, и начинает понимать, что вы можете покинуть его, что вы не единое целое. Обычно в это время наступает сепарационная тревога у детей, которая может продлиться и на следующий год жизни.
Сепарационная тревога это состояние, в котором ребенок испытывает сильную тревогу в случае разлуки с людьми и местами, к которым он сильно привязан.
Позже ваш малыш станет более уверенным в себе, вырастет его социализация. Он уже не будет так нервно воспринимать ваш уход из дома, или то, что вы отводите его в ясли, или нанимаете няню. В этот момент он уже готов познавать себя и двигаться дальше, формируя свою индивидуальность.
Как развивается самосознание у ребенка
- Развитие самосознания ребенка в период от 1 до 6 месяцев
- Развитие самосознания ребенка в период от 7 до 12 месяцев
- Развитие самосознания ребенка в период от 13 до 24 месяцев
- Развитие самосознания ребенка в период от 25 до 36 месяцев
Развитие самосознания ребенка в период от 1 до 6 месяцев
До наступления первого дня рождения ребенок полностью ассоциирует себя с основным родителем. В первые месяцы жизни, малыш занятый развитием основных навыков и рефлексов, даже не думает о своей индивидуальности, нет времени на то чтобы заняться самосознанием и отделением себя от родителя.
Основные потребности, которые малыш хочет удовлетворить в этот период:
- Еда
- Любовь
- Внимание
Первые признаки развития независимости от вас вы можете заметить в возрасте четырех месяцев, например, ваш ребенок поймет, что ваше внимание можно обратить на себя плачем. Это один из первых шагов вашего малыша к развитию индивидуальности и самосознания. Ребенок начинает понимать, как его действия влияют на действия других.
Известное исследование показывает, что дети не осознают своего существования. Исследователи клали младенцев до года перед зеркалом, чтобы выяснить осознают ли малыши что это они сами в зеркале.
Выяснилось, что малыши не понимают, что в зеркале отражаются они сами. Они пытались поглаживать зеркало, и вели себя, так как будто они видят другого малыша. Так же носики малышей красились в красный цвет и клали перед зеркалом, они всегда пытались потрогать нос в зеркале, не свой собственный.
Развитие самосознания ребенка в период от 7 до 12 месяцев
В возрасте 7 месяцев ваш малыш понимает, что он отделен от вас, что он и вы это разные люди. Несмотря на то, что это очень важный период в развитии ребенка, именно тогда может возникнуть сепарационная тревога. Малыш уже понимает, что вы можете уйти, но он не знает, что вы обязательно вернетесь, так что он может залиться слезами, даже если вы отойдете буквально на минуту.
Не пытайтесь уйти незаметно для ребенка! Когда он этого не видит. Это не поможет ему, наоборот может еще больше уверить в том, что вы можете его бросить. Несмотря на то, что это может быть тяжело, попрощайтесь с ребенком, перед тем как уйти.
Развитие самосознания ребенка в период от 13 до 24 месяцев
В этот период ваш малыш развивается, продвигаясь в отделении себя как личности от вас и мира вокруг. В тоже же исследовании что ранее упоминалось исследователи красили нос детей в красный цвет в возрасте примерно 21го месяца. Когда дети смотрели в зеркало, они трогали свой собственный нос, в отличие от детей более раннего возраста. Они понимали, что отражение в зеркале это они сами.
Двухлетние дети все еще могут тревожиться, когда вы уходите от него, но быстрее восстанавливаются и чувствуют себя в большей безопасности. Их опыт показывает, что вы обязательно вернетесь к ним. Вы создали доверие у ребенка тем, что всегда показывали свою любовь и заботу.
Это также придаёт малышу уверенности в своих желаниях. Например, носить именно эту одежду снова и снова, есть определенную еду, самому забираться на сиденье машины. Все это показывает растущую независимость.
Развитие самосознания ребенка в период от 25 до 36 месяцев
Между двумя и тремя годами ваш ребенок продолжить стремится к независимости. Начнет убегать от вас при прогулке, и продолжит проверять границы дозволенного (например рисовать на стене, даже если вы запретили). Скорее всего «я сама/я сам» будет самой частой фразой которую вы будете слышать в этом возрасте.
Роль родителя в развитии самосознания и независимости ребенка.
Ваш малыш должен осознать вашу защиту, перед тем как он начнет исследовать мир. Постоянно дарите ребенку любовь и поддержку, что бы взрастить в нем уверенность в себе, которая нужна для формирования самосознания.
С самого начала, с рождения, немедленно реагируйте на плач ребенка. Создайте основную связь с ребенком тем, что кормите, когда ему хочется, есть, меняя подгузники, когда они грязные, улыбаясь и разговаривая с малышом, когда ему неспокойно.
Вы можете играть с ребенком для того что бы дать ему осознать понятия ухода и возврата вас, так он научится не паниковать когда вы его ненадолго оставляете. Например, играйте в Ку-ку, или прячьте игрушку под одеялом и ищите вместе.
Чтобы развить независимость в ребенке ему нужно проверять границы и исследовать окружение. Поэтому удостоверьтесь, что в доме нечему навредить ребенку. Вместо того что бы носиться по дому за ребенком крича – «нет» — каждый пять секунд, просто сделайте так чтобы не было опасных вещей до которых малыш может добраться.
Поддержите развитие независимости и самосознания, давая ребенку возможность выбора. Выбора между одеждой, едой, занятиями. Покажите, как надо пить из чашки самому или складывать игрушки на место.
Помните, несмотря на то, что ребенок начинает делать что-то самостоятельно, это не значит что ему нужно меньше ласки и любви. Даже если, кажется, что он нуждается в меньшем количестве, ребенок все равно постоянно хочет заботы от вас.
Поддерживайте каждый раз малыша, когда он хочет сделать что-то сам, но не отталкивайте когда он бежит за вашей помощью. Малышу нужна ваша поддержка и одобрение еще долгое время.
Когда стоит волноваться
Несмотря на то, что сепарационная тревога нормальна для детей от 10 месяцев до 2х лет, вам нужно проконсультироваться с врачом, если его тревога слишком высока, настолько, что вы не можете ничего сделать, не находясь рядом с ребенком.
Обратитесь к врачу, если ребенка невозможно успокоить даже когда вы вернулись.
Что дальше
С возрастом приходит большая независимость и большее самосознание. Каждый год ваш ребенок будет все более самостоятельным, и все больше будет желать делать что-то сам.
Далее ребенок сам сможет собираться в школу, готовить себе, заводить друзей и ходить в школу.
Источники
Источник
Милаева Наталья
Развитие самосознания в раннем детстве у детей 1–3 лет
Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Отношение преддошкольника к миру предметов существенно меняется. Это изменение определяется тем, что овладение общественно-выработанными способами употребления предметов формирует у ребенка предметное отношение к действительности (Д. Б. Эльконин). Теперь малыш не просто манипулирует предметами, а действует с ними в соответствии с их назначением, функцией. Освоение функций предметов, в свою очередь, приводит к отделению действия от предмета, за которым оно было первоначально жестко закреплено. Малыш выполняет предметное действие в новых условиях и переносит его на другие предметы. Так, он начинает кормить куклу не только своей ложкой, но и любой другой, а затем и палочкой. Он кормит не только свою куклу, но и все другие куклы, мишку, кошку.
Взаимоотношения взрослого с ребенком усложняются. Продолжая относиться к малышу
заботливо и нежно, взрослый действует совместно с ребенком, оценивает его достижения
в области действий с предметами. У преддошкольника возникает новое отношение к
взрослому. Он сравнивает свой результат с результатом другого человека. Носителем
образца выступает взрослый. Теперь малыш относится к взрослому как к образцу для
подражания.
Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его
деятельность. Достиг результата -значит хороший. Не достиг – значит плохой. Поэтому
дети в раннем возрасте так бурно переживают свои неудачи. Под влиянием оценки
взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или неуспешности своей
деятельности. Дифференцируется общее положительное отношение к малышу («Ты
хороший, я тебя люблю») и отношение, опосредованное результатом деятельности
(«Молодец, сегодня ты быстро оделся»). Ребенок же оценивает себя положительно и
недифференцированно: «Я хороший».
Отделение себя от своих действий связано с усложнением видов деятельности, которые
выполняет ребенок. Он впервые «открывает» материальную проекцию своего «я» в
достигнутом результате – нарисовал, вылепил, построил, причесался, оделся. Он
понимает, что действия совершает именно он, и это приводит к изменениям в предметах.
Каждый результат деятельности становится для ребенка утверждением своего «я», для
него очень важно, чтобы его достижения кто-либо увидел и оценил.
Таким ценителем выступает взрослый. Одобрение и похвала взрослого рождают у
малыша чувство гордости, собственного достоинства. Отсутствие таковых ведет к
переживанию огорчений, стыда. Предметный мир становится не только сферой познания,
но и сферой саморегуляции, утверждения своего «я», сферой достижений. Ребенок,
действуя с предметами, пробует свои силы.
Освоение способов употребления предметов приводит к тому, что в возрасте около 2 лет у
ребенка начинает развиваться подлинная самостоятельность, показателями которой
являются «личные желания» малыша (Т. С. Гуськова). Младенец мог ставить элементарные
цели и стремился их достичь. Например, искал спрятанную игрушку. В раннем детстве
ребенок может ставить цель, достижение которой приводит к получению социально
значимого результата, социально ожидаемого эффекта в действии с предметом. Так,
малыш настаивает на самостоятельности в приеме пищи, стремясь сам действовать
ложкой. Подчеркнем, что в начале 3-го года жизни возникает лишь намерение, когда
ребенок ставит перед собой задачу, а исполнение ее в решающей степени зависит от
взрослого. Он помогает ребенку удержать цель, выполнить действие, контролирует и
оценивает его деятельность.
Не добившись результата, ребенок бурно переживает неудачу. Нередко он не доводит
дело до конца под влиянием посторонних раздражителей. Поэтому самостоятельность в
этом возрасте существует только на уровне целеполагания. На 3-м году жизни
способность ребенка удерживать в памяти поставленную цель вырастает, что позволяет
ему определенным образом организовать свои действия для ее достижения.
Важные изменения в сфере самостоятельности происходят к трем годам. Под влиянием
делового сотрудничества со взрослым у ребенка формируется целеустремленность,
способность с помощью старших соотносить полученный результат с исходным
намерением, сравнить то, что получил, с тем, что хотел получить. Еще один важный
компонент самостоятельности – самооценка, в основе которой лежит умение соотносить
предполагаемый и реальный результат, – формируется за пределами раннего возраста.
В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. Уже в 6 мес.
младенец реагирует на свое и чужое имя по-разному. В раннем детстве имя для ребенка
является показателем его индивидуальности, отличает от другого человека. В то же время
имя выступает средством идентификации с другими людьми, подчеркивая
принадлежность малыша к полу, семье, национальности. Обращение к ребенку по имени
придает личную адресованность воздействиям взрослого, употребление его ласковых
форм демонстрирует малышу положительное отношение к нему.
В раннем возрасте изменяются отношения ребенка к людям, предметам, самому себе. В
ряде случаев поступки детей не связаны ни с ситуативным мгновенным желанием, ни с
конкретной ситуацией, их мотивом является стремление ребенка к самостоятельности,
проявлению его личности. Малыш стремится быть большим, немедленно выполнять все
действия, присущие взрослому. Возникает личное действие и сознание «Я сам». Личное
действие – это такое действие, к которому ребенок относится как к своему, им самим
производимому: «Я буду рисовать. Я буду гулять. Я буду умываться».
Если взрослый не перестроит свое отношение к ребенку, не организует деловое
сотрудничество, если он демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное
поведение, характерное для кризиса 3 лет. Его симптомы описал Л. С. Выготский и назвал
кризисом отношений.К ним относятся:
– негативизм – такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь
сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. реакция не на
содержание действия, а на само предложение взрослых;
-упрямство – это реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому, что
ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал;
– строптивость – реакция ребенка, направленная против установленных для него норм
воспитания, против образа жизни;
-своеволие, или своенравие, заключается в тенденции ребенка к самостоятельности, когда
он все хочет сделать сам;
– протест – бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер;
– симптом обесценивания взрослого, его дискредитация;
– стремление к деспотизму – желание проявлять деспотическую власть по отношению к
окружающим;
-ревность по отношению к младшим и старшим, если в семье еще есть дети;
-реакции невротического или психопатического характера (страхи, неспокойный сон,
ночной энурез, резкие затруднения в речи и т. д.).
Особенности развития самосознания в раннем возрасте:
– ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий;
– постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление
целеполагания и целеустремленности;
– возникает гордость за собственные достижения – личностное новообразование раннего
детства.
Источник
1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.
Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.
Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.
В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ “Я” складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.
2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .
Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.
Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:
Он рано узнаёт себя в зеркале
Откликается на своё имя
Сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”
При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.
Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения “мне”,” ты”, по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.
3. Факторы,влияющие на формирование личности.
Источник
Валерия Юрьевна Коротицкая
Развитие самосознания и самооценки в дошкольном детстве
Содержание
Введение…. …3
1. Понятие самосознания и его развития в дошкольном возрасте …. 4
2. Понятие самооценки и его развития в дошкольном возрасте….…. 7
Заключение…. 11
Список используемой литературы…. 12
Приложение №1….13
Приложение №2….14
Введение
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями.Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др., субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты – способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
1. Понятие самосознания и его развития в дошкольном возрасте
Под самосознанием понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности.
Структурными звеньями самосознания являются:
1) идентификация человека со своим телом, именем, т. е. ценностное отношение к телу и имени;
2) самооценка, выраженная в контексте притязаний на признание;
3) осознание себя как представителя определенного пола, половая идентификация;
4) представление себя в аспекте психологического времени, индивидуальное прошлое, настоящее и будущее;
Самосознание не дается от рождения, это один из процессов развития.
Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.
В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) происходит становление самосознания. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале, откликаться на свое имя, активно пользоваться местоимением «Я» – т. е. он осознает себя как личность.
В дошкольном детстве (от 3 до 6–7 лет) продолжается формирование самосознания, что считается основным новообразованием данного возраста.
У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.
Меняется представление ребенка о самом себе, своем «Я», месте в системе общественных отношений. При осознании себя, выделении себя из окружающего мира у ребенка появляется стремление активно воздействовать на ситуации и изменять их так, как хочется ему самому.
Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний. В конце дошкольноговозраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: “я рад”, “я огорчен”, “я сердит”.
Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом,осознает в настоящем и представляет себя в будущем: “когда я был маленьким”, “когда я вырасту большой”.
Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:
– возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;
– оценивание сверстника помогает ребенку оценивать само го себя;
– дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;
– к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;
– развивается способность мотивировать самооценку;
– появляется осознание себя во времени, личное сознание.
Ведущие линии развития самосознания:
Идентификация себя со своим именем.
Ребёнок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложиться в основу его личности. Ребёнок отстаивает право на своё имя и протестует, если его называют другим именем.
Притязание на признание.
Элемент социализации, связанный с усвоением личностью определенного наборасоциальных норм, в целях получения признания собственной значимости со стороны других.
Половая идентификация.
Ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки – аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.
Освоение психологического времени личности.
Время (как и пространство) является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. С момента рождения он ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т. п., которые регулируются социальной средой.
2. Понятие самооценки и его развития в дошкольном возрасте
Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.
Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Именно после осознания себя как личности у ребенка возникает потребность сравнивать себя с другими людьми, на основе чего и формируется самооценка. Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.
Под влиянием оценки окружающих и на основе знаний и мыслей о себе у ребенка постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности – наиболее сложного компонента самосознания.
В процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального “Я” – “какой я есть”, но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального “Я” – “каким бы я хотел быть”). Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.
Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. И с другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Оценивая себя, ребенок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто ценное для окружающих. И если взрослые и сверстники не замечают его положительных качеств, то он наделяет себя вымышленными. С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.
К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми. Эти изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи.
В разных видах деятельности самооценка разная. В изобразительной деятельности ребенок оценивает чаще всего себя правильно, в грамоте – переоценивает, а в пении может недооценивать себя.
Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. Каждая из них характерным образом проявляется в жизнедеятельности человека.
Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.
Дети с неадекватно заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Ребенка с низкой самооценкой, неуверенного в собственных силах легко можно отличить в игровой деятельности от других детей.Такой малыш выбирает роли ведомого: в сюжетно-ролевой игре «Корабль» он никогда не станет капитаном, а в «Дочках-матерях» он скорее примет на себя роль малыша, чем папы или мамы. Рекомендуемые игры для повышения самооценки у детей дошкольного возраста (Приложение №1).
Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделяться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других.Часто от такого ребенка можно услышать: “Я – самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать”. Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами
Как определить завышенная или заниженная самооценка у детей дошкольного возраста? Самый простой вариант –это тест (см. Приложение №2).
Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи – все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.
Заключение
Семья является первой социальной средой, в которой берет начало самосознание ребенка. Первые представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как самоотношение у ребенка не вытекает из его знании о себе, оно является перенесенным вовнутрь знаниями и отношениями взрослых плюс собственная активность ребенка.
Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной степени влияют на личность ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, характер взаимоотношений между ее членами, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом – далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, а во втором – строгость и наказание.
Если у родителей налажен хороший и устойчивый эмоциональный контакт с ребенком, то родители склонны выбирать демократический стиль воспитания, если же эмоциональный контакт между родителями и подростком слаб, то родители склонны выбрать авторитарный стиль воспитания.
Список используемой литературы
1. Возрастная психология. Часть 1. Сборник студенческих работ/ Отв. редактор, доктор соц. наук, проф. Ушамирская Г. Ф. -М.: Студенческая наука, 2012.- с 138.
2. “Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. ” Смирнова Е. О. — СПб.: Питер, 2009. -277с.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
4. Столин В. В. Самосознание личности. – М., 1983.
5. Белобрыкина О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки детей дошкольного возраста.
Источник