Тренинг раннего развития в паре мама ребенок
Авторы представляют тренинг, разработанный ими на базе ГДОУ детский сад № 91 г. Санкт-Петербурга и прошедший успешную апробацию.
Вынужденно отдавая ребенка в детский сад, многие родители не ждут от него ничего хорошего: ребенок может подхватить болезнь, начать неправильно выговаривать слова, скандалить, предчувствуя посещение садика, и т. п.
Понимая эти проблемы детей и родителей, авторы создали в детском саду такую атмосферу, которая благоприятно влияет не только на психологическую адаптацию ребенка в группе, но и на взаимоотношения с матерью.
В тренинг включены укрепляющие и закаливающие упражнения, рекомендации по воспитанию, оздоровлению, физическому развитию ребенка.
Книга будет полезна как воспитателям, психологам дошкольных учреждений, так и родителям.
СПб.: Речь, 2008 г.
ISBN 5-9268-0656-9
Количество страниц: 272.
Содержание книги ««Кенгуру». Тренинг раннего развития в паре мама-ребенок для родителей и детей от 1 года до 3 лет»:
- 3 Родом из детства
- 6 Скоро сказка сказывается
- 10 Основы организации школы «Кенгуру»
- 10 Задачи школы «Кенгуру»
- 11 Организационный формат и основные приемы развития малыша
- 18 Организация предметно-пространственной среды
- 18 Развивающие материалы и оборудование
- 23 Практикум для родителей
- 27 Особое искусство налаживания контакта
- 30 Основные приемы развития ребенка (на основе системы М. Монтессори)
- 32 Оздоровление ребенка, формирование у родителей понимания значимости здорового образа жизни в семье
- 40 Приобщение ребенка и его родителей к духу, традициям детского сада
- 42 Помощь в адаптации ребенка
- 44 «Тройственный союз»: ребенок – родитель – детский сад
- 47 Конспекты занятий школы «Кенгуру»
- 53 Тема «Овощи»
- 60 Тема «Фрукты»
- 65 Тема «Дифференциация фруктов и овощей»
- 70 Тема «Дикие птицы»
- 76 Тема «Грибы»
- 81 Тема «Домашние птицы»
- 87 Тема «Дикие животные наших лесов»
- 94 Тема «Домашние животные»
- 100 Тема «Животные жарких стран»
- 106 Тема «Зима»
- 113 Тема «Зима»
- 119 Тема «Зима. Подготовка к Новому году»
- 126 Тема «Наземный транспорт»
- 130 Тема «Водный и воздушный транспорт»
- 136 Тема «Дифференциация различных видов транспорта»
- 140 Тема «Игрушки»
- 145 Тема «Одежда»
- 150 Тема «Посуда»
- 156 Тема «Весна»
- 162 Тема «Деревья»
- 168 Тема «Мебель»
- 173 Тема «Инструменты»
- 178 Тема «Профессии»
- 184 Тема «Спорт»
- 189 Тема «Подводное царство. Рыбы»
- 194 Тема «Насекомые»
- 200 Тема «Цветы»
- 206 Тема «Лето»
- 213 Тема «Дифференциация времен года»
- 220 Адаптационная гимнастика для малышей Воробьева
- 222 Гимнастика для глаз
- 224 Комплекс остеопатической гимнастики
- 229 Тренажерный путь
- 231 Варианты родительского поведения и отношения, стимулирующие позитивное развитие детей
- 234 Методы позитивного воспитания
- 237 Сценарий новогоднего представления
- 246 Сценарий Масленицы
- 257 Литература
- 261 Послесловие
- 262 Развивающие программы детского сада
- 266 Индивидуальное консультирование психолога
Инструкция как скачать книгу Воронина С.В., Кухаренко Р.Ю.: «Кенгуру». Тренинг раннего развития в паре мама-ребенок для родителей и детей от 1 года до 3 лет в форматах DjVu, PDF, DOC или fb2 совершенно бесплатно.
622
Источник
Цель: Развитие эмоциональных отношений между родителями и ребенком раннего возраста; оказание помощи родителям в процессе воспитания и развития ребенка.
И, радостно друг другу улыбнемся! (все участники со своими детьми встают в круг).
Психолог: У меня к вам просьба быть на нашем тренинге активными участниками. Выполнять все, что я прошу вместе со своими малышами.
Психолог: Давайте вспомним, кто живет в вашей семье. Приготовьте все кулачок!
Психолог: Я предлагаю сегодня отправиться всем на увлекательную прогулку. Возьмите своего малыша за руку и повернитесь парами друг за другом.
И гулять мы с ней пойдем.
Мы потопаем немножко. (топают)
Вот как ножки мы согреем.
Игры на коленях у родителей
Психолог: А сейчас сядем на пенечки (коленки) к мамам и поиграем.
Игры на коленях прикосновения к ребенку стимулирует выделение мозгом важных гормонов, способствующих росту ребенка. Видя вашу теплую и чуткую заботу, дети ощущают себя в безопасности и начинают испытывать доверие и привязанность к окружающим.
Посадите своего малыша на колени лицом к себе, обнимите его и скажите что-нибудь приятное или назовите его ласково и обнимитесь. Например, «Привет, Солнышко мое! Я тебя люблю!» Итак, повторяйте все за мной.
Упражнение «Бабочка»
На полянку прилетела бабочка. Ваша правая рука «превращается» в бабочку. «Бабочка» выполняет команды ведущего:
Бабочка летела, летела и на макушку ребенку села, посидела, погладила и дальше полетела….
На носик села, пощекотала носик и дальше полетела…
На правую коленку села…
Эта игра поднимает настроение, закрепляет название и расположение частей тела, понятия «вправо», «влево».
Игра «Ехали-ехали»
Ребенок сидит на коленях у взрослого лицом к нему.
Психолог: Дети вы любите кататься? А сейчас мы поедем на разном транспорте!
А потом была машина, др-др-др.
Довезла до магазина, др-др-др.
Взрослый держит руки на уровне талии ребенка и слегка встряхивает его (легкая вибрация)
Там орехов мы купили, всех ребяток угостили.
Взрослый берет ладошки ребенка, выпрямляет их, гладит и кладет воображаемые орехи.
Игра «Часики»
Ребенок сидит на коленях у взрослого спиной к нему.
Психолог: А сейчас наши дети будут часиками!
Ходят наши часики, тик-так, тик-так.
Ходят наши часики вот так, вот так.
Взрослый держит ребенка за талию, слегка наклоняет его в стороны в ритм стихов.
То торопятся, бегут, тик-так, тик-так
Быстрее наклоняет ребенка
А потом вдруг отстают вот так, вот так.
Замедляет темп наклонов
Наши часики устали
И однажды стоп – и встали.
Раздвигает ноги и ставит ребенка на пол
Их ребятки заведут,
Снова часики пойдут.
Взрослый выполняет щекочущее движение пальцем на спине ребенка (имитируя завод часов).
Игровой массаж на спине ребенка «Прогулка»
Ребенок сидит на коленях у взрослого спиной к нему.
Психолог: Сейчас мы сделаем игровой массаж своему ребенку на спинке.
Мишка по лесу гулял,
Мишка лапами топтал.
Топ-топ, топ-топ,
Мишка лапами топтал.
Сильное нажатие ладонями на спину, похлопывание.
Зайка по лесу гулял,
Зайка по лесу скакал:
Скок-скок, скок-скок,
Зайка по лесу скакал.
Ритмичные поступательные движения пальцами.
А лисонька-лиса, вот такие чудеса,
По лесу гуляла, следы заметала.
Поглаживание спины.
Психолог: На пенечках отдохнули. А теперь будем веселиться, парами кружиться. Встаньте, пожалуйста, в круг парами.
Песня-пляска «Приседай»
1. Поплясать становись
И дружку поклонись.
Поплясать становись
И дружку поклонись.
Кланяются друг другу.
Привев: Ля-ля-ля, ля-ля-ля.
2. Будем все приседать,
Дружно сесть, дружно встать.
Будем все приседать,
Дружно сесть, дружно встать.
Приседают.
3. Ножкой топ, ножкой топ
Еще раз топ да топ.
Ножкой топ, ножкой топ
Еще раз топ да топ
Топают ножкой.
4. Ручки – хлоп, ручки – хлоп
Еще раз хлоп да хлоп.
Ручки – хлоп, ручки – хлоп
Еще раз хлоп да хлоп.
Хлопают ручками.
5. Вот и кончился пляс
Поклонись еще раз.
Вот и кончился пляс
Поклонись еще раз.
Кланяются друг другу
Психолог: Молодцы! Как все умеют веселиться! Здесь на полянке много разноцветных цветочков.
Вам вместе с ребенком нужно разобрать разноцветные цветочки по корзиночкам такого же цвета. Вы взрослые, следите, чтобы дети брали по одному цветочку и клали в нужную корзинку.
Итак, каким цветом здесь цветочки? (зеленые, синие, красные, желтые) Каким цветом корзиночки?
Дидактическая игра «Цветочная полянка»
Цветочки все рассмотри,
Каким цветом ты скажи
В такую же корзинку цветом положи.
Психолог: Молодцы! Как быстро все цветочки разложили, каждый в свою корзиночку, такого же цвета.
Совместная творческая работа «Птица счастья, мира, любви и согласия»
Материал: ватман и изображением птицы, 7 подносов с губками пропитанных гуашью, две емкости с водой, влажные салфетки.
Психолог: На нашей полянке живет сказочная птица. Мы сейчас с вами нарисуем нашей птичке сказочный, красивый, дивный хвост.
Из предложенных цветов (цвета по Люшеру) выберите тот, который соответствует вашему сейчас настроению, приложите свою руку к губке с краской и сделайте оттиск на ватмане с птицей.
Также пусть и ваш малыш тоже выберет тот цвет, какой ему нравится, приложит свою ладошку и сделает оттиск на хвосте птицы.
Психолог: Пусть эта очень красивая, сказочная птица счастья, мира, любви и согласия сопровождает нас во всем.
Психолог: Вы сегодня все очень старались, были активными. Подойдите к сухим бассейнам (с крупой) опустите в контейнер руки, и найдите свой сюрприз (в контейнере с фасолью спрятаны конфеты для детей и родителей).
Психолог: Маму за руку берем,
В детский сад сейчас идем (малыши с мамами идут по кругу),
Большие ноги шли по дороге (шагаем большими шагами),
Маленькие ножки бежали по дорожке (бежим мелкими шагами),
Шли, шли, шли и до садика дошли!
Рефлексия: Вот и закончилась наша прогулка. Мы снова пришли в наш детский сад. Вы очень все старались, были активными и дружными. Наша прогулка получилась веселой, интересной и очень увлекательной.
– А вам понравилась наша прогулка? (ответы участников тренинга)
– Пойдем с мамами на прогулку в следующий раз?
Прощание
Дружно хлопнули в ладоши, (хлопают)
Вместе топнули ногой. (топают)
Все, во что мы здесь играли…
Мы запомнили с тобой.
До свидания всем сказали, (машут рукой)
Отправляемся домой!
Психолог: Всего вам доброго! До новых встреч!
Составила педагог-психолог МДОУ детский сад № 3 «Теремок»
п. Советский Республики Марий Эл Глазырина Людмила Леонидовна
Источник
Тренинг для родителей
«У счастливой мамы — счастливый ребенок»
Цели тренинга: получить целостное представление о своем внутреннем мире, раскрытие внутренних резервов и потенциала личности родителя.
Ход тренинга:
1. Знакомство участников с целями тренинга, повторение правил групповой работы.
Повторение правил групповой работы:
· здесь и сейчас;
· добровольное участие;
· открытое общение;
· активность;
· сохранение информации в пределах группы.
2. Вступительное слово. Дорогие наши мамочки, мы здесь, с вами, неслучайно. Набрав силы, опыта, знаний, мудрости, мы хотим, чтобы вы, смогли снова получать удовольствие от общения со своими детками. Как когда-то, когда ваш малыш еще лежал в пеленках и беззубо вам улыбался, чтобы вы вспомнили о том, что у вас есть силы, о которых вы не догадывается, силы, которые не просто дают возможность выживать, а помогают стать счастливой мамой.
3. Снятие мышечных зажимов
Упражнение 1. «Зарядка счастливой мамы»
– ох уж эти детки (качаем головой);
– голова кругом (круговые движения головой);
– что с ними делать (поднимаем-опускаем плечи);
– но мы гордимся ими (выдвижение грудной клетки вперед);
– сбросим груз проблем (резкое опускание плеч);
– работа тянет нас в одну сторону, дети в другую (наклоны в стороны);
– но мы дружно скажем: все проблемы от нас, а деньги к нам!(работа руками);
– наша заботы бесконечны (круговые движения бедрами в форме восьмерки);
– мужья давят с одной стороны, дети с другой (давление на руки соседа в кругу);
– но мы, родители детского сада «Алые паруса», знаем, что, опираясь друг на друга, мы можем немного расслабиться и отдохнуть (обхват за локти и наклон назад).
Упражнение 2. Поймай поросенка
Все участники встают лицом в круг. Предлагается представить, что по кругу бегает маленький, розовенький поросеночек, который все время хрюкает. Задача играющих – поймать поросенка. А делают они это следующим образом: по команде звук «хрю» передается по кругу от одного участника к другому, при этом засекается время на секундомере. Игра проводится несколько раз, с каждым разом увеличивается темп прохождения звука «хрю» по кругу.
Упражнение 3. Молекулы.
– Представим себе, что все мы атомы. Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый.
4. Осознание жизненных приоритетов.
Упражнение 1. «Распредели по порядку»
Цель: донести до родителей важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я». Участникам тренинга предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:
— дети
— работа
— муж (жена)
— Я
— друзья, родственники
Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:
1. Я
2. Муж (жена)
3. Дети
4. Работа
5. Друзья, родственники
Затем педагогам предлагается поразмыслить над полученными результатами.
5. Самопознание. Работа с домиками.
6. Поиск энергетического ресурса
Упражнение 1. «Копилка радости».
Одним из распространенных стереотипов является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Для этого каждому родителю предлагается составить свою «Копилку радости».
1. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 10 повседневных дел, которые доставляют им радость. По окончанию прочесть список и добавить к нему еще 10 пунктов. Таким образом довести список до 40-50 дел.
2. После этого родители оформляют «Копилки» с помощью рисунков:
Затем объяснить родителям, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
3. Заключение договора со своим внутренним «Я», в котором педагог берет на себя обязательства радоваться n-е количество раз в день.
7. Релаксация
Видео релаксация «Распускающийся бутон розы».
Роза, без сомнения, истинная королева красоты среди цветов. Распускающаяся роза подобно человеку, готовому к постоянному развитию, открытому к встречам со всем новым неизведанным и интересным. Психологи уверены: заглянув в раскрывающейся розовый бутон мы имеем возможность увидеть там много увлекательного неожиданного, получить ответы на важные вопросы и, возможно, даже обнаружить в самой сердцевине цветка саму себя…Главное включить фантазию.
Это упражнение – медитация, с помощью которого можно открыть в себе внутренние резервы для более гармоничной жизни.
Сядьте поудобнее, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Одним словом расслабьтесь. Внимание на экран (демонстрация распускающегося бутона с релаксационной музыкой).
Источник
Тренинг для родителей детей раннего возраста.
Тема: «Развитие ребенка раннего возраста»
1.Игра «Приветствие»
Цель: приветствие участников друг с другом, выявление запросов, ожиданий, сплочение группы. По кругу каждый участник представляет себя: имя, место работы, сферу профессиональных интересов. Затем формулирует свой запрос относительно содержательной стороны семинара-тренинга и ожидания от тренинга.
2. Игра «Молекулы»
Цель: Создать творческую рабочую атмосферу в группе.
Каждый участник выполняет роль атома, который свободно передвигается по аудитории. По команде: «Атомы объединяются в молекулы по три (два, четыре, пять и т. д.)» участники объединяются в тройки. Кто не смог найти себе тройку? становится ведущим и дает команду остальным участникам для выполнения дальнейших действий: «Атомы объединяются…» В конце игры предлагается всем участникам объединиться в одну большую молекулу.
3. Упражнение «Развитие ребенка раннего возраста»
Цель: Структурирование ранее предложенного материала.
Ведущий заранее готовит небольшие карточки с описанием конкретных знаний и умений ребенка от года до трех лет. Упражнение проводится в 3 подгруппах. Каждая из них получает 10—15 карточек. Ведущий дает командам задание составить карту развития ребенка:
- От 1 года до 1 ,5 лет.
- От 1 ,5 до 2 лет.
- От 2 до 3 лет.
За определенное время (примерно 10 минут) каждая подгруппа должна отобрать только те карточки, которые характеризуют ребенка указанной в задании возрастной категории.
Ведущий чертит на доске таблицу и по мере поступления ответов команд заполняет ее.
В заключение можно провести общее обсуждение и разобрать сложные моменты, которые возникают.
Карточки.
15 месяцев:
1.Произносит 20 и более слов
2.Выполняет 2 поручения
3.Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге.
18 месяцев:
1.Стремится связать 2 слова в предложение.
2.Хочет сделать все самостоятельно.
21 месяц:
1.Называет 5 изображений на рисунке.
2.Ищет помощи у взрослых.
3.Чиркает карандашом в рамках листа.
24 месяца:
1.Задает первые вопросы.
2.Общается с детьми.
3.Чиркает вертикальные и горизонтальные линии.
30 месяцев:
1.Задает различные вопросы.
2.Может связно рассказывать.
3.Умеет чертить кривую, замкнутую линию.
4.Регулярно сообщает о физиологической потребности.
5.Расстегивает 3 пуговицы.
4.Игра «Разрезная картинка»
Цель: игра способствует сплочению группы, развитию способности устанавливать контакт с партнерами, умения добиваться четко сформулированной цели.
Ведущий заранее готовит карточки: разрезает большую красочную картину на несколько деталей (по числу играющих или в 2 — 3 раза больше, чем число участников). Затем он раздает по 1— 3 карточки.
Задача группы — собрать общую картину.
Условия игры можно усложнить, ограничив время выполнения задания; можно провести игру в подгруппах, каждая из которых собирает свою картину; можно ввести запрет на вербальное общение; можно провести игру в два этапа: первый этап — вербально, второй этап — невербально.
Во время заключительного обсуждения участники делятся своими впечатлениями о том, что мешало и что помогало им при выполнении задания.
4. ИГРА «Разрезная картинка»
Цель Игра способствует сплочению группы, развитию спо-
собности устанавливать контакт с партнерами, умения
добиваться четко сформулированной конечной цели.
Содержание Тренер заранее готовит карточки: разрезает боль-
шую красочную картину на несколько деталей (по числу играющих или в 2 — 3 раза больше, чем число участников). Затем он раздает по 1— 3 карточки.
Задача группы — собрать общую картину.
Условия игры можно усложнить, ограничив время выполнения задания; можно провести игру в подгруппах, каждая из которых собирает свою картину; можно ввести запрет на вербальное общение; можно провести игру в два этапа: первый этап — вербально, второй этап — невербально.
Во время заключительного обсуждения участники делятся своими впечатлениями о том, что мешало и что помогало им при выполнении задания.
Источник