Тренинг по развитию речи ребенка
Наталья Белкина
Игровой тренинг для воспитателей «Развитие устной речи у детей дошкольного возраста»
Цель:
– повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей ДОУ по развитию устной речи у детей дошкольного возраста
Задачи семинара:
• систематизировать знания педагогов по проблеме формирование устной речи детей в игровой форме
• вооружить воспитателей практическими навыками работы по развитию устной речи детей.
При входе в зал каждый участник игрового тренинга берет себе бабочку определенного цвета (красный, желтый, голубой) и садятся за столы в соответствии со своим цветом бабочки.
Ход тренинга:
Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных играх и совместной деятельности.
На протяжении дошкольного возраста, при правильной организации воспитателем работы, ребёнок практически усваивает основные правила грамматики родного языка и пользуется ими в своей устной речи.
Дошкольник не заучивает грамматических правил, не заучивает их определений, он даже не знает, что такое союз, предлог, род, падеж. Он овладевает всем этим практически, слушая речь взрослых, сам разговаривая с окружающими в быту, в играх. По мере накопления опыта речевого общения у ребёнка образуются неосознанные эмпирические языковые обобщения, формируется так называемое чувство языка.
Формирование чувства языка имеет очень важное значение в развитии детской речи. Оно является существенным условием правильного построения устной речи у дошкольника и создаёт необходимые предпосылки для сознательного усвоения грамматики в период школьного обучения.
В своей работе мы стараемся найти интересные, нетрадиционные приёмы развития устной речи дошкольников, так как не все дети хотят и умеют высказывать свои мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку.
Одной из форм развития речи является игровой тренинг, включающий в себя различные словесные игры с «волшебными» предметами и без них.
А сейчас обратите внимание, какой несчастный у нас стоит цветик – семицветик. Налетел ветер и сдул с него все лепестки. Чтобы вернуть их на место нам нужно выполнить задания.
За каждым его лепестком таится новое задание.
1. 1-й лепесток Приветствие.Игра: «От всего сердца».
Цель: установить между воспитателями контакт, доброжелательные отношения, создать у них положительный настрой.
Каждому участнику необходимо, передавая сердечко сказать рядом сидящему соседу что-то доброе, хорошее, это может быть пожелание или комплимент.
2-й лепесток игра «Подбери рифму»
Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе
• Спички – синички,
• Врач – мяч,
• Значок – крючок,
• Ключи – кирпичи,
• Стол – пол,
• Халат – салат,
• Елка – иголка,
• Белка – стрелка,
• Зайцы – пальцы,
• Яйцо – крыльцо,
• Огурец – продавец,
• Дворец – певец,
• Пирог – творог,
• Ворона – корона,
• Топор – забор,
• Нора – дыра.
3-й лепесток игра «Мнемотаблица»
Что же это такое?
Мнемотаблица, мнемотехника или мнемоколлаж – это с помощью условных значков закодировать в виде схемы содержание текста, чтобы в дальнейшем ребенок мог с опорой на такой вид наглядности декодировать, вспомнить и воспроизвести описательный рассказ, сказку, стихотворение.
Мнемотехника помогает маленьким детям:
• Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;
• Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;
• Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
• Обогащает словарный запас;
• Помогает развивать мышление;
• Развивает фантазию;
• Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.
В этой технике используются наглядные пособия – таблицы. На занятиях по развитию речи педагоги часто используют мнемотехнику и предлагают деткам расшифровывать и запоминать изображения на таблицах. Таблицы могут иметь самых разный вид и тему
Таким образом, мнемотаблицы полезно применять в занятиях с детьми дошкольного возраста для развития зрительной и слуховой памяти. Они полезны не только в индивидуальных беседах, но и в группах, когда работать с одним сюжетом сказки может несколько человек.
Чтобы составить мнемотаблицу,нужно:
1. Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова, расчертить лист бумаги на квадраты;
2. Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);
3. Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.
Правила занятий по мнемотаблицам
Для того чтобы занятия мнемотехникой приносили плоды, во время их организации необходимо соблюдать определенные правила и рекомендации,а именно:
1. Вне зависимости от возраста ребенка, начинать следует с простых мнемоквадратов, и лишь после их успешного освоения переходить к более сложным мнемоцепочкам.
2. Схемы и таблицы для мнемотехники должны быть яркими и красочными. В противном случае они не заинтересуют дошкольника.
3. Число квадратов на одной схеме или таблице, используемой для обучения ребенка дошкольного возраста, не должно превышать 9.
4. Даже со старшими детьми не стоит использовать более 2 различных мнемотаблиц в день. Повторное рассмотрение каждой из них возможно только по желанию ребенка.
5. Тематику занятий необходимо менять ежедневно. Так, в частности, в первый день могут использоваться таблицы для занятий мнемотехникой с дошкольниками на тему «осень», во второй – на музыкальную тематику, в третий – на тему известных сказок, в четвертый – на тему зимнего времени года и так далее.
Давайте с вами попробуем составить описательный рассказ о дереве, а о каком дереве вы выберите сами (бочка меда – в киндер яйце задание – лиственное дерево, хвойное дерево, плодовое дерево)
на выполнение этого задания дается 3 минуты.
Ответы педагогов
А теперь попробуйте составить мнемотаблицу по одной из сказок, а педагоги за соседними столами должны будут ее отгадать, поглядев на вашу таблицу. (бочка меда – «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка»)
на выполнение этого задания дается 5 минут
Ответы педагогов
4-й лепесток игра «Говорун»
Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.
(Бочка меда – каждая скороговорка в отдельном киндер яйце)
Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд.
На подготовку дается 3 минуты.
5-й лепесток «Синквейн»
Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. У синквейна много разновидностей, но в последнее время особо популярным стал так называемый «дидактический синквейн» – его все чаще и чаще используют в образовательных учреждениях. Как составить такой синквейн?
Классический (строгий)дидактический синквейн строится так:
• первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
• вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
• третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
• четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
• пятая строка – одно слово (любая часть речи, выражающее суть темы; своего рода резюме.
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.
Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.
Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».
Соответственно, первая строка – «мыло».
Вторая строка– два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое, так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т. д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».
Третья строка– три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например,так: «Пахнет, моет, пузырится».
Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не грязнуля, который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов.Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован,четвертая строка может быть такой: «Запах сладкий, вкус противный».
И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет «чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».
Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.
Мыло.
Прозрачное, клубничное.
Моет, пахнет, пузырится.
Запах сладкий, вкус противный.
Разочарование.
Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.
6-й лепесток Физминутка «Цветки»
Наши алые цветки (ладони соединить лодочкой перед собой)
Распускают лепестки, (по очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны)
Ветерок чуть дышит, (подуть на руки)
Лепестки колышет. (подвигать пальцами вперед-назад)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки (по очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой)
Головой качают, (покачать ладонями вправо-влево)
Тихо засыпают. (положить голову на сложенные ладони)
7-й лепесток игра «Абра-кадабра»
Перед вами лежат различные картинки, вам нужно поместить только 12 в разлинованное поле, картинки между собой могут быть не взаимосвязаны.
Приклейте их, пожалуйста.
Воспитатели приклеивают картинки на поле.
(время выполнения задания 2 минуты)
(Бочка меда – составьте рассказ, начиная идти по клеточкам с лева на право, а затем змейкой,
– пронумеруйте клеточки в хаотичном порядке, составьте рассказ в соответствии с номерами.
– у вас есть дом с окошками, окошки пронумерованы, открывайте по порядку окошко и составляйте рассказ)
Рефлексия «Волшебная бабочка»
Но вспомните наш цветочек, он по-прежнему еще грустный. Нам предстоит изменить его настроение. Чтобы поднять его настроение, пригласим к нему в гости перхающих бабочек. Но бабочки будут у нас необычные. Если вы узнали что-то новое и интересное, что можно использовать в работе, то ваша бабочка будет иметь расписные крылышки. А если все услышанное вы уже используете в работе, то ваша бабочка останется такой, какой появилась у вас в руках в начале нашей встречи, и раскрашивать ее необязательно.
(время выполнения задания 3 минуты)
А теперь все бабочки закрепите вокруг цветка. Посмотрите, какой веселый и счастливый стал наш цветик-семицветик.
Источник
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
- Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
- Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
- Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
- Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
- Топ-топ;
- Хлоп-хлоп;
- Прыг-прыг;
- Бип-бип (Нажимаем на носик)
- Туда-сюда (Повороты корпуса)
- Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
- Прятки игрушек под платочком
- ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
- ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
- Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Угадай, что звучит.
- Жмурки
- В какой руке звучало
- Быстро-медленно
- Громко-тихо
- Справа-слева (после 2 лет)
- Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
- Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
- Регулярность занятий
- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
- Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
- Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
- Использование двух рук сразу.
- Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
- Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
- Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
- Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
- Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!
Источник