Тренажеры для развития мелкой моторики рук ребенка

Тренажеры и их использование в разных возрастных группах.

Виды движения и действий

Тренажеры

Группа

Рекомендации

1. Отработка силы нажима пальцами

1. Выпуклые кнопки, например, звонка

2. Тренажер с несколькими «тугими» кнопками разного цвета

– муз. телефон

– муз. книги

– рули

– будильник с кнопкой

– муз. пианино

– духовые инструменты

– тетрис

– клавиатура

3. Выключатели

– настольная лампа 

-фонарик

4. Пульты

Мл.

Мл. ср.

Мл. ср

Мл. ср.

Ср., ст., под

Ст. под.

Ср. ст. под.

На тренажере найти пальчиком кнопку и нажать на нее так, чтобы раздался звуковой сигнал.

Удерживать ее некоторое время.

Ребенку предлагается по очереди нажимать на все кнопки, результат подкрепляется световым сигналом. Затем ребенку можно предложить нажать кнопку определенного цвета.

По очереди нажать всеми пальцами обеих рук на одну кнопку. Результат нажатия подкрепляется звучанием разных мелодий.

Включить и выключить свет, нажав на выключатель одним, несколькими пальцами, сначала по показу, затем самостоятельно.

Аналогичное задание выполняется тыльной стороной ладони. Оба результата  подкрепляются световым сигналом.

Нажимать кнопки разного размера и формы. Если ребенок знает цифры, можно попросить нажать кнопку с определенной цифрой.

2. Отработка действий большого и указательного пальцев

1. Шариковые ручки (раскрутить и закрутить)

Пробки от бутылок

2. Шпингалет

3. Шпингалет-кнопка

4. Прищепка

– развешивание кукольной одежды

– канцелярская  мал.

5. Выключатель на шнурке

6. Пружинки

Игра-пружинка

7. Резинки

8. Вкручивание и выкручивание шурупа

9. Мелкий бросовый материал

– бусинки

– семена

– фасоль

– трубочки для коктейля(разрезанные)

10.  Мозаика 

– крупная

– мелкая

11. Пипетка, пинцет

Ср, ст. под.

мл

Мл. ср.

Ст. под.

Мл. ср.

Ст., под.

Ст., под.

Ср, Ст. под.

Под.

Ср. ст. под.

Ср. ст. под.

мл

Мл.

Ср. ст. под.

Ср. ст. под.

У ребенка в руках шариковая ручка; предложить ее сначала раскрутить двумя пальцами (показать), затем закрутить. Ручки могут быть разного цвета. После этого можно предложить нарисовать дорожки разного цвета.

Открыть и закрыть шпингалет. Движение осуществляется двумя пальчиками, предварительно действие показать.

Открыть дверь, нажав на кнопку шпингалета указательным пальцем, а закрыть его двумя пальцами.

Натянуть веревку на уровне плеч ребенка и дать ему несколько бельевых прищепок.

На каждый ударный слог стихотворения ребенок делает одно соответствующее движение:

Прищеплю прищепку ловко

Я на мамину веревку.

(движение совершаются двумя пальцами).

Ребенку предлагается двумя пальчиками, ухватив шнурок, включить (выключить) светильник.

Предлагается двумя пальчиками сжать пружинку потом, отпустив её, посмотреть, как далеко она улетела.

Ребенку надевают резинку на два пальчика и просят разжать пальчики, показав, какой он сильный. Резинки могут быть разного цвета.

Двумя пальчиками сначала вкручивать шуруп, потом его выкручивать.

Двумя пальчиками собирать в корзинку рассыпанные бусы. Сортировка семян. Рисунок из фасоли. 

Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки

Собрать картинку из мозаики двумя пальчиками.

Пипеткой переливать воду, пинцетом перекладывать мелкие предметы

3. Отработка действий трех пальцев

1. Замок с ключом

2. ложка, совок

Ср, Ст. под.

Мл. ср.

Предложить ребенку тремя пальчиками взять ключ и вставить в замок. Начинать нужно с большого ключа и замка, а заканчивать маленьким ключиком и замком с фигурной скважиной. При необходимости демонстрировать действие.

Замки использовать навесные и внутренние. Результат подкрепляется любым стимульным материалом.

Поворачивание ключа в скважине тремя пальчиками, открывание и закрывание замка.

Дайте ребенку ложку и пусть он пересыпает крупу из одной емкости в другую, или предложите ему вылавливать из воды по одному предмету ложкой и складывать их в мелкую тарелку

4. Отработка действий всех пальцев

5. Отработка действий двумя руками

2. Ручка дверная, вращающаяся:

– круглая,

– многоугольная,

– фигурная

3. Крышка с

резьбой

4. Лампочки с патроном

(Игра)

5. Резиночка

6. Карандаш, шарики

1 Пуговицы

– большие

Маленькие

Круглые

Овальные

Треугольные

2. Молнии

3. Веревки, шнурки для завязывания, развязывания узлов

Толстые

тонкие

4. Ленты, шнурки, веревочки и т.п. для завязывания бантов

5. Крючок-петля,

 кнопка, застежка – липучка

6. Гайка – болтик

7. Шнуровки разных видов

– игры- шнуровки

8. Ремешки с разными способами застегивания, расстегивания

9. Бусы на шнуровке

мелкие

10. Конструктор

– крупный

– мелкий

11. разноцветные скрепки

мл

Мл.

Мл.

Ст. под.

Ср. ст. под

Ст. под.

мл

Ср. Ст. под.

мл

мл

ср, ст, под.

Ср. ст. под.

Ср. ст. под.

Мл.

Ст. под.

Мл. ср.

Ср, Ст. под.

Ср. ст. под.

мл

Мл.

Ср. ст. под.

Открывание и закрывание двери сначала с круглой ручкой, затем с многоугольной фигурной ручкой.

Заранее поместить в банку игрушку и закрыть ее крышкой, попросить ребенка достать из банки игрушку.

Предложить ребенку взять лампочку только пальчиками и вкрутить (выкрутить) ее в патрон или выкрутить из патрона, если необходимо предварительно показать действие.

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой

Начинать работу следует с больших пуговиц круглой формы. Закреплять навык следует во время одевания на прогулку

Работа начинается с того, что сначала в обе руки берем две разъемные части молнии и вставляем одну часть в другую. Затем одной рукой придерживаем, а другой застегиваем или расстегиваем (при необходимости показываем действие).

Объяснить: чтобы завязать узелок работаем обеими руками; берем две нитки (тесемки, ленты и т.д.) переплетаем и тянем концы в разные стороны (при необходимости нужно показать действие. При развязывании узлов показ действия сопровождается объяснением).

При работе с данным тренажером показ сопровождается объяснением. Работаем одновременно двумя руками. Закрепляем при завязывании бантика на ботинке.

Работа начинается с объяснения того, что нужно работать двумя руками (объяснить, что застегивание, кроме крючка, требует усилия, необходимо сверху надавить на кнопку.

Объяснить, что сначала нужно соединить гайку с болтиком, а потом вращательным движением (показ с объяснением) закрутить гайку на болтике.

Работу с данными тренажерами необходимо начинать с самых простых вариантов, используя более крупные отверстия и плотные шнурки. Постепенно отверстия для шнуровки уменьшаются, используются более тонкие и мягкие шнурки.

Работаем двумя руками. Одной рукой держим ремень, другой вставляем ремень впряжку и протягиваем его, затем закрепляем его, вставив в отверстие гвоздик, и еще раз протягиваем его в пряжку. Закрепляем во время одевания и раздевания на прогулку.

Работаем двумя руками: левой рукой держим бусину, а правой рукой продеваем шнурок. Задание можно усложнить, изменив цвет, размер бус и шнурка, длину шнурка и форму бус.

Для работы вам потребуются цветные скрепки и листочки цветной бумаги. Ребенок собирает в стопку листочки одного цвета и скрепляет их скрепкой того же цвета.

Повышение мускулатуры рук с помощью эспандеров

  1. звуковой эспандер
  1. поролоновый шарик

3.малый мяч резиновый

4.малый мяч пластмассовый

5.цилиндр малый 3 см

6. цилиндр большой 7см

7. палочка деревянная

8. кольцо диаметр 12-15 см пластмассовое

9. кольцом диаметр 4 см деревянное

10. эспандер пружинный

11. летающая тарелка

12. массажер пупырчатый

Мл.

Все группы

Все группы

Все группы

Ср. под.

Ср. под.

Все группы

Ст. под.

Ст. под.

Ст. под.

Ст. под.

  • сжимание и разжимание эспандера пальцами (поочередно правой, левой рукой,
    одновременно двумя руками);
  • поочередное сжимание и разжимание эспандера пальцами (указательным и большим, средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим).

сжимание и разжимание шарика пальцами;

  • катание шарика круговыми движениями по часовой и против часовой стрелки
    – прокатывание шарика между ладошши вверх-вниз (при разном положении рук:
    шкальном, горизонтальном).
  • прокатывание мяча между ладонями вверх-вниз, вперед-назад;
  • сжимание мяча пальцами рук;
  • стоя на коленях, прокатывание мяча круговыми движениями правой и левой рукой;
  • катание мяча круговыми движениями поочередно по одной и другой ладони;
  • вращение мяча, зажатого кончиками пальцев обеих рук;
  • перебирание мяча кончиками пальцев;
  • прокатывание мяча вдоль вытянутой руки от пальцев к локтю и обратно;

–        прокатывание мяча от себя и к себе круговыми движениями (сидя на полу, ноги расставлены).

упражнения те же, что и с малым резиновым мячом.

   – прокатывание цилиндра между ладонями вверх-вниз;

  • прокатывание цилиндра от себя к себе, стоя на коленях;

–        нажми на кнопочку» – зажать цилиндр правой и левой рукой;

  • удерживание цилиндра с двух сторон пальцами обеих рук, стоя на коленях;
  • зажимание цилиндра в кулаке (поочередно каждой рукой);
  • прокатывание цилиндра по руке от кончиков пальцев до локтя и обратно;
  • нажимание на стоящий впереди цилиндр поочередно каждым пальцем,
  • прокатывание цилиндра вперед-назад правой и левой рукой (сидя на полу);
  • вращение цилиндра пальцами правой руки на левой ладони, пальцами левой руки
     – повороты цилиндра вправо и влево на различных плоскостях и в разных направлениях

 прокатывание между ладонями вверх вниз и вперед назад

-перехват палочки кулачками вверх-вниз

-на столе раскатываем тесто

-прокатывание палочки от себя к себе обеими руками

-игра на дудочке

-прокатывание палочки по руке, от кончиков пальцев до предплечья

– вращение кольца правой и левой рукой вокруг пальцев противоположной руки
(кольцо лежит на столе, полу);

  • выворачивание рук к себе и от себя (хват кольца за середину изнутри);
  • вращение кольца на запястье левой руки пальцами правой руки;
  • вращение кольца, как юлы (кольцо стоит на ребре);
  • вращение кольца, надетого на запястье, энергичным движением кисти;

прокатывание кольца, перебирая пальцами

  • вращение кольца вправо и влево, перебирая пальцами;
  • вращение кольца вправо и влево, зажатого в кулаке;
  • вращение кольца правой и левой рукой вокруг пальцев противоположной руки (кольцо лежит на столе, на полу);
  • выворачивание рук к себе и от себя (хват кольца за середину изнутри);
  • вращение кольца, как юлы (кольцо стоит на ребре); прокатывание кольца, перебирая пальцами

– сжимание и разжимание эспандера , зажатого в кулаке

-пальцами

– прокатывание тарелки по полу, не отрывая от неё рук;

– прокатывание с отрывом рук от тарелки;

– тарелка на двух ладонях – подбрасывать её вверх и ловить двумя руками;

– подбрасывать тарелку вверх, перебрасывая ее с одной руки на другую;

– зажать тарелку между ладонями, подбросить вверх, разъединив ладони, а затем
поймать,

1. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста. Л.И. Моулрот, Л.А. Ремезова

Воспитатель: Медведева Л.Н.

Источник

Мы подготовили топ-10 игрушек, которые помогут развить мелкую моторику ребенка и подготовить его к школе.

Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие речи и умственных способностей малышей. Начинать развивать кисти, пальчики и ладошки нужно с грудного возраста и до самой школы, с каждым годом повышая уровень сложности.

1. Развивающий коврик

Сначала можно купить ортопедический рельефный коврик. Он лечит и предотвращает плоскостопие, укрепляет мышцы и связки, снимает усталость с ног. Коврики имеют разную поверхность, существуют такие, как: «трава», «шипы», «жесткие камни», «мягкие камни», «шишки» и другие. Массаж стоп приятно удивит не только малышей, но и взрослых.

Для детишек постарше можно найти коврики, которые собираются как пазлы. На таких мозаиках зачастую есть буквы или цифры — ребенок может составлять числа или слова.

2. Фигурки на магнитах

Обязательно купите магниты на холодильник. Совсем маленькие детишки начнут развивать хватательный рефлекс и навык передвижения магнитов. Ребяткам постарше будет интересно изучать буквы и цифры с помощью магнитов, а потом появится любовь к выстраиванию слогов и слов, интерес к счету. С интересным комплектом магнитов в форме животных ребенок быстрее выучит названия всех домашних питомцев и диких зверей.

3. Тесто для лепки или полимерная глина

Тесто для лепки и полимерная глина массируют кончики пальцев, улучшают тактильную чувствительность, развивают фантазию и аналитические способности. Ребенок именно во время лепки может начать изучение геометрических фигур, научится сочетать их. Самым маленьким скульпторам подойдет соленое тесто, детишки могут пробовать его на вкус — это совершенно безвредно. Ребята постарше могут лепить фигурки из глины — поделки затвердеют и их можно будет сохранить на память.

4. Кинетический песок

Если вы хотите удивить своего ребенка чем-то совсем необычным, то можете приобрести кинетический песок, состоящий из кварцевого песка и синтетической добавки Е900. Он абсолютно безопасный, более пластичный, чем обычный песок, не пересыхает и не прилипает к рукам. Из него можно строить фигуры, замки и многое другое. Песок бывает разных цветов.

5. Мольберты и доски для рисования

Какой ребенок не любит рисовать? Поэтому от этой покупки любой малыш останется в восторге. Рисовать не только увлекательно, но и полезно, так как это хорошее развитие творческих способностей, чувства стиля и композиции и, конечно, самовыражения ребенка. Многие мамы выбирают мольберты 2 в 1 с доской для мелков и магнитной доской, на которой можно рисовать фломастерами.

6. Пальчиковые раскраски

Такие раскраски подойдут и для малышей, не умеющих держать в руке кисть, и для тех, кто постарше. Игрушка поможет ребенку научиться контролировать размах кисти (руки) и не выходить за рамки, почувствовать силу нажима, также ребенок попробует смешивать палитру. Обычно раскрашивание успокаивает нервную систему малыша, развивает координацию движений, способствует творческому процессу и воображению.

7. Гриб-винт и винтовые конструкции

Гриб-винт — замечательная простая игрушка, которая показывает механизм вкручивания. Гриб имеет шляпку с винтом и ножку с отверстием, через которое может наблюдать, как вкручивается винт в ножку. Процесс развивает ловкость рук и укрепляет мышцы кисти и запястья.

Для более взрослых деток есть конструкторы, где с помощью болтов и гаек можно собирать машинки, дома, самолеты и многое другое. Кто знает, может ваш ребенок — будущий инженер?

8. Шнуровки

Если среди игрушек вашего ребенка до сих пор нет шнуровок, то это следует срочно исправлять. Игры-шнуровки помогают развить усидчивость, логику, улучшают глазомер и гибкость кисти.

Для начала можно научиться надевать разноцветные макароны на нитку или деревянные игрушки, потом пришить пуговицу (с деревянной иглой), изучить возможные способы шнуровки (стежки, крестик), затем перейти на сюжетные шнуровки, где нужно пришить недостающие детали. На высшем уровне можно вообще «сошнуровать» целые композиции.

9. Конструктор Lego

Эта игрушка должна быть у каждого ребенка, потому что она тренирует навык моделирования и конструирования, тренирует креативность, память, наблюдательность и внимательность, ну и просто очень нравится детям.

Прелесть этой игрушки в том, что подойдет она для любого возраста (для детей до 3 лет конструкторы крупнее, для старших — мельче). Стоит отметить, что в коллекции Lego входят самые разнообразные модели — от пожарных и скорых машин, катеров до целых островов или даже городов.

10. Пальчиковый театр

Если вы чувствуете, что ребенок чаще работает одной рукой (или одними и теми же пальцами), обратите внимание на пальчиковый театр. Эта игрушка поможет развить все пальчики на обеих руках, укрепит кисть (что подготавливает к письму), улучшит воображение, мышление, память, стимулирует речевой аппарат, а еще поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве.

Приобретая театр, помните, что нужно серьезно отнестись к подготовке сцены, поиску зрителей (игрушки или родные), раздаче ролей и самому процессу игры. И кто знает, может в вашей семье растет маленький режиссер?

Источник

Все родители знают, что необходимо развивать мелкую моторику у своего ребёнка, но не все знают, зачем это делать и как.

Разберёмся с этими вопросами в нашем статье.

ЗАЧЕМ РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ?

Доказано, что систематическое развитие пальцев рук влияет на внимание, мышление, воображение, а также оказывает положительное влияние на развитие речи. Речь ребенка и его трогательно-сенсорный опыт взаимосвязаны.

Понаблюдайте за своим малышом. Если его пальчики двигаются соответственно возрасту, то и речь будет развиваться нормально. Если же пальчики отстают, то скорее всего произойдет и задержка речевого развития.

Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить регулярно, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разные игры и упражнения.

1. Застегиваем пуговицы.

Каждой маме бывает известно, как трудно научить ребенка застегивать пуговицы. А ведь это относится не только к сенсорному опыту и привитию самостоятельности, но и отлично тренирует мелкую моторику. Для этой игры понадобятся небольшие полоски ткани шириной 5-7 см (фетр, разноцветные ленты и т.д.). С одной стороны пришиваем пуговицу, с другой вырезаем петельку. И ребёнок с удовольствием застегивает и расстегивает её.

Можно попросить малыша соединить разноцветные полоски друг за другом, чтобы получились “вагончики”, а можно предложить ему составить целую разноцветную цепочку из этих тканевых звеньев.

Этот тренажер можно использовать не только для малышей, но и для старших дошкольников. Запомните одно правило – чем старше ребёнок, тем меньше должна быть пуговица.

Фото из источника acraftyliving.com

2. Сортировка.

Наверное в каждом доме есть конструкторы LEGO, его детали можно использовать для сортировки в качестве маленьких контейнеров. Также вы можете взять для этой цели разноцветные формочки от пирамидки, ведерки, баночки, стаканчики – всё, что угодно. А сортировать можно маленькие помпоны, крупные бусинки, разноцветные шарики из пластилина. Предложите ребёнку разложить эти шарики в контейнеры соответствующего цвета. Для того, чтобы усложнить игру, можно использовать пинцет.

Детям старшего возраста можно усложнить задание – предложите ему сложить в красный контейнер 2 шарика, в зелёный – 3 шарика, в желтый – 4 шарика. Ребёнок будет тренировать не только мелкую моторику, но ещё и память.

3. Подбери палочку.

Для этой игры нам понадобятся разноцветные коктейльные трубочки и ватные палочки. Для начала покрасим вату на палочках в определенный цвет обычным маркером или фломастером, а затем предложим ребенку вставить палочку соответствующего цвета в каждую трубочку.

4. Накорми поросенка.

Поросенка несложно сделать из пластиковой бутылки и цветной бумаги, а кормить поросенка можно теми же шариками для сортировки.

Ребёнку необходимо будет открутить пробку и покормить поросенка, положив бусинки в горлышко.

Для того, чтобы усложнить игру, можно также использовать пинцет.

Для детей старшего возраста можно усложнить задачу и предложить целое меню для кормления поросенка. Скажите ему, что сегодня поросенок хочет съесть 5 красных шариков, 3 желтых и 1 зеленый.

5. Лепим ежика.

Возьмите пластилин, и сделайте тельце для ежика. Задача ребенка – прилепить к нему иголки. В качестве иголок могут выступать спички, ватные палочки, зубочистки, семечки, макаронные изделия – всё, что хотите. Можно сделать сразу несколько разных ежиков и потом ими играть.

Иногда занятия с привычными для взрослых предметами очень увлекают детей. Такими предметами могут быть разноцветные ленточки. Можно воспользоваться этим и сделать очень простой тренажер – закрепите ленту на обычном старом фломастере и предложите ребенку намотать ленточку на основу, как на веретено.

Также можно использовать обычные нитки для вязания – привяжите на конец клубка какую-нибудь небольшую игрушку – фигурку или машинку, размотайте клубок, и предложите малышу смотать его обратно.

Запомните одно правило – чем старше ребенок, тем ниточка должна быть длиннее.

Главное в этом деле – аккуратность. Вы всегда должны быть рядом и наблюдать за тем, что делает ваш малыш.

Надеемся, что эти несложные игры для развития мелкой моторики принесут вашему ребенку не только пользу, но и доставят море положительных эмоций.

Если вам интересна тема психологии и воспитания, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и делитесь самыми полезными материалами на своей странице.

Источник