Тренажеры для физического развития ребенка
Детские тренажеры выполняют те же функции, что и устройства для взрослых, только рассчитаны на маленьких пользователей, не обладающих большой силой и выносливостью. К тому же, чтобы ребенку было интересно заниматься, снаряды имеют яркую окраску.
Все дети отличаются большой активностью. И если за городом им есть куда направить избыточную энергию, то в квартире малыши зачастую скучают, что приводит к ухудшению аппетита, настроения и сна.
Тренажеры помогут ребенку даже в городских условиях дать выход бьющей через край энергии, да при этом еще и способствуют укреплению мышц. Спорт не только физически развивает ребенка, но, помогает отвлекаться от интеллектуальных занятий и компьютерных игр, способствует продуктивной учебе, улучшает настроение и укрепляет сон.
Что необходимо знать о тренажерах для детей
После того, как решено, что малышу необходим тренажер, следует собрать все имеющиеся сведения об этих снарядах. Существует большой ассортимент приспособлений для детского спорта. Выбрать именно то, которое понравится ребенку и, самое главное, принесет ему пользу, не так то просто.
Изготовители предлагают широкий ассортимент тренажеров для детей, которые в игровой форме позволят малышу приобщиться к миру спорта. Объединяет их то, что они состоят из нескольких деталей. Чаще всего детские тренажеры изготавливаются из пластика, реже – из дерева.
Для школьников разработаны более серьезные виды снарядов, многие из которых даже снабжены миникомпьютерами, определяющими частоту сердцебиения, проделанный путь (на беговой дорожке, велотренажере и т.п.) и нагрузку.
Виды
Детские тренажеры не только внешне напоминают своих взрослых собратьев. Они даже называются так же. Для детей изготавливаются беговые дорожки, гребные устройства, велотренажеры, батут и т.п. Самое главное, выбрать тот, занятия на котором будут интересны малышу.
Велотренажер
В отличие от взрослых устройств, детские подразделяются еще и по возрасту малыша. Так, для самых юных спортсменов созданы велотренажеры «Малявка». Они подходят для детей от 3 до 7 лет. На таком устройстве развивается выносливость, тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, укрепляются мышцы ног. Такие приспособления способны заменить велопрогулку, ведь в городских условиях не всегда возможно выйти с малышом для катания на велосипеде.
Школьникам 6-11 лет подойдут детские тренажеры «Юниор». Это более сложные аппараты, снабженные дисплеем, на котором отражается пройденный путь, частота сердцебиения и величина нагрузки.
А еще малышам очень нравятся аппараты, совмещающие занятия спортом и компьютерную игру. Они подключаются к экрану телевизора через встроенную приставку. Как только ребенок начинает крутить педали, включается игра-симулятор движения по улицам. Малыш не просто крутит педали, но и попутно изучает правила дорожного движения.
Беговая дорожка
Дети любят бегать, а потому такой тренажер станет для них настоящей находкой. Созданы беговые дорожки для детей от 4 до 9 лет. Ребенок сам регулирует скорость, которая зависит от его движений. Как правило, беговые дорожки снабжаются дисплеями, на котором видно пройденное расстояние, время занятий и количество потраченной энергии. Для безопасности занятий такие тренажеры оснащаются с двух сторон поручнями, призванными защитить малыша от падения.
Гребные
Эти аппараты аналогичны взрослым. Они помогают укрепить мышцы спины, пресса, ног и рук. Они также снабжаются дисплеем, на который выводятся все необходимые данные. Использовать их могут дети в возрасте от 3 до 10 лет.
Степперы
Отличный вариант для полного оздоровления организма. Степпер симулирует процесс поднятия по лестнице. Такие детские тренажеры тренируют вестибулярный аппарат, укрепляют мышцы рук, ног и туловища. Отлично развивают координацию движений и помогают лучше контролировать тело. Подходят для малышей в возрасте от 4 лет.
Шведская стенка
Этот снаряд имеется практически в каждой детской комнате, где есть достаточно места для ее размещения. Устройство совмещает в себе множество снарядов, таких, как лестница, кольца, канат, турник и многое другое. Шведская стенка позволит малышу выплеснуть накопившуюся энергию, развить мышцы всего тела, повысить гибкость. А еще большим достоинством этого тренажера является то, что ребенок может заниматься с друзьями.
Батут
Отличное спортивное приспособление, укрепляющее мышцы ног, спины и живота, развивает ловкость и координацию движений. А еще детям просто очень нравится прыгать на упругом покрытии.
Как выбирать детские тренажеры
При выборе снарядов для детей необходимо учитывать целый ряд важных нюансов. На сегодняшний день выбор инвентаря для детского спорта огромен. Чтобы не ошибиться в выборе, нужно ответить на самый важный вопрос – каково назначение тренажера.
Если нужно просто занять ребенка, то можно приобрести относительно недорогую и многофункциональную шведскую стенку. На ней малыш может играть с друзьями или в одиночку. Также прекрасно подойдет для выплеска излишней энергии батут.
Если нужно чтобы ребенок не только развлекался, но и получал при этом ощутимую пользу для здоровья, то следует остановиться на механических или электронных тренажерах, которые кроме пользы здоровью приучают малыша к дисциплине. Ведь для занятий потребуется на некоторое время отвлечься от игр.
Несмотря на то, с какой целью приобретается инвентарь, он должен соответствовать ряду требований:
- Качество и надежность. Это одни из самых важных критериев. Полная уверенность, что снаряд прослужит долгое время, не сломается в самый ответственный момент.
- Безопасность превыше всего. Занимаясь на тренажере даже в одиночку, малыш не должен подвергаться опасности упасть или получить травму.
- Красочность. Как показывает практика, малышам нравятся яркие, сочные цвета, а потому выбирать тренажер следует вместе с ребенком, ведь одна и та же модель может быть представлена в нескольких цветовых решениях. Что именно выберет малыш, то и стоит приобрести.
- Соответствие возрасту и весу. Как было сказано выше, выпускаются тренажеры для нескольких возрастных групп. Каждая категория рассчитана на определенное физическое развитие ребенка. Трехлетнему малышу будет сложно заниматься на снаряде, предназначенном для школьников. Тогда как детям старшего возраста маленькая нагрузка не принесет никакой пользы.
Безопасность
Этот критерий важнее всего. И если сами детские тренажеры выпускаются в соответствии с требованиями безопасности, то необходимо объяснить и юному спортсмену, что можно делать, а что нельзя во время занятий со снарядом. При возможности покажите на своем примере, как нужно упражняться.
Необходимо следите за малышом, когда он занимается. При первых же признаках усталости, занятия необходимо прекратить во избежание перегрузок. Дело в том, что у детей не слишком развиты мышцы и хрящи, а чрезмерные нагрузки могут повредить и привести к травме.
Как сделать тренировки продуктивными
Чтобы получить максимальный результат, необходимо помогать ребенку, направлять его. У детей огромный потенциал, который просто нужно раскрыть. Конечно, при наличии нескольких тренажеров пользы будет намного больше, а продуктивность тренировок значительно выше.
Не стоит зацикливаться только на тренажерах. Нужно помнить, что ребенку необходим свежий воздух. Поэтому необходимо совмещение тренировки на снарядах с пешими или велопрогулками летом и лыжным или коньковым спортом зимой. Не стоит забывать и про плавание.
Обязательна продуманная система тренировок, которую можно успешно совмещать с учебой и другими занятиями. Лучше всего посоветоваться со специалистами.
Нагрузка для малыша должна соответствовать его физическому развитию и медицинским показателям. У каждого ребенка свой организм. Один лучше переносит силовые нагрузки, а другом необходимо развивать выносливость.
Детские тренажеры помогут приобщить малыша к здоровому образу жизни сначала в игровой форме, а по мере взросления ребенок сам захочет тренироваться. Ведь спорт улучшает настроение, самочувствие и, самое главное, здоровье.
Похожие темы:
- Многофункциональный тренажер. Виды и работа. Упражнения и как выбрать
- Дорожка балансировочная. Виды и применение. Особенности
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГАРМОНИЯ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТСКОГО КЛУБА «МАЛЫШОК»
Викулова Светлана Юрьевна
педагог дополнительного образования
Московская область, поселок Развилка 2016 год
Аннотация.
Потребность ребенка в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и развития, причем как физического, так и интеллектуального: эти два аспекта у детей не просто взаимосвязаны, а составляют единое целое.
Целенаправленная реализация проекта поможет разработать систему работы по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста через использование физкультурно-оздоровительных тренажеров. Современные тренажеры малогабаритны, легко устанавливаются, эстетичны и гигиеничны. Они достаточно просты и удобны в обращении: могут использоваться на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре, на физкультурных праздниках и досугах, в самостоятельной деятельности.
В результате пополнится спортивный зал необходимым набором тренажеров, улучшатся показатели развития физических качеств детей, педагоги научатся организовывать работу детей на тренажерах, повысится заинтересованность родителей в физическом развитии своих детей.
Данная разработка предназначена для инструкторов по физкультуре ДОУ, педагогов дополнительного образования физкультурно-оздоровительного направления.
Содержание.
1. Введение стр. 4-5
2. Физкультурно-оздоровительная работа с использованием тренажеров на занятиях со старшими дошкольниками стр. 6-10
3. Заключение стр. 11
4. Список использованных источников стр. 12
5. Приложение стр. 13- 16
Введение.
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок. Большинство современных родителей ориентированы на интеллектуальное развитие своих детей, причем, иногда это происходит в ущерб физическому развитию. А ведь именно в дошкольном возрасте, формируются здоровье, интеллект, память, внимание. Особенно важно интеллектуальное развитие дошкольника, которое идет параллельно с физическим.
Потребность ребенка в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и развития, причем как физического, так и интеллектуального: эти два аспекта у детей не просто взаимосвязаны, а составляют единое целое.
С каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это, прежде всего, связано с недостаточной двигательной активностью («гиподинамией») детей.
Комплексному решению всех этих задач способствует использование тренажеров в работе с детьми. Современные тренажеры малогабаритны, легко устанавливаются, эстетичны и гигиеничны. Они достаточно просты и удобны в обращении: могут использоваться на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре, на физкультурных праздниках и досугах, в самостоятельной деятельности. Работа на них позволяет детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию силы, быстроты движений, ловкости, гибкости и общей выносливости; удовлетворить их потребность в двигательной активности. Кроме того, эти упражнения значительно повышают эмоциональный тонус, активизируют познавательную деятельность, воспитывают выдержку, решительность, смелость, любознательность, воображение, формируют умение бережно обращаться с пособиями, управлять своим поведением и обращаться со сверстниками
Диагностика физической подготовленности воспитанников нашего центра из года в год показывает недостаточное развитие силы мышц рук детей старшего дошкольного возраста, которое имеет большое значение при поступлении ребенка в школу. Целенаправленная и систематическая работа на тренажерах будет способствовать решению данной проблемы.
В результате пополнится спортивный зал необходимым набором тренажеров, улучшатся показатели развития физических качеств детей, педагоги научатся организовывать работу детей на тренажерах, повысится заинтересованность родителей в физическом развитии своих детей.
Цель проекта.
Разработать систему работы по развитию физических качеств и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста через использование физкультурно-оздоровительных тренажеров.
Ожидаемые результаты.
1. Пополнение спортивного зала необходимым набором тренажеров.
2. Формирование устойчивого интереса к разным видам и формам двигательной активности и стремления к физическому самосовершенствованию.
3. Овладение детьми комплексом упражнений на тренажерах и приемами страховки.
4. Формирование осознанного отношения к выполнению двигательных заданий и мотивации к самовыражению в движениях.
5. Повышение показателей уровня физической подготовленности детей.
6. Повышение заинтересованности родителей в развитии физических качеств своего ребёнка, появление желания больше времени посвящать совместному активному отдыху.
Физкультурно-оздоровительная работа с использованием тренажеров на занятиях со старшими дошкольниками
Одним из актуальных социальных вопросов в настоящее время является охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения. Как для отдельного человека, так и для общества в целом самое дорогое богатство – здоровье. В основе здоровья лежит способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Фундамент здоровья и формирования тела закладывается уже в дошкольном возрасте. Целенаправленное развитие функциональных возможностей детского организма обеспечивает повышение его устойчивости к неблагоприятным воздействиям.
Общеизвестно, что основы здоровья человека закладываются в детстве, поэтому сущность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ состоит в том, чтобы для каждого ребенка дошкольного возраста выбрать подходящую форму двигательной активности. Ведь именно она является основным фактором, определяющим уровень обменных процессов в организме и, соответственно, состояние мышечной и сердечно-сосудистой систем.
Главной целью физического воспитания в дошкольном учреждении является удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего двигательного развития. А достижение этой цели невозможно без постоянного поиска новых эффективных и разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы.
Быстроразвивающиеся технологии, современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности, особенно в период подготовки к школьному обучению. В связи с этим активизируется поиск новых эффективных подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные познавательные способности. Поэтому в качестве одной из эффективных и современных форм физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении являются занятия с использованием тренажеров. Наиболее целесообразны и полезны занятия с использованием тренажеров для детей старшего дошкольного возраста. К этому времени дети достаточно хорошо владеют сложными видами движений и способами их выполнения. В этом возрасте интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат, повышаются адаптационные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физическим нагрузкам. Старшие дошкольники обладают хорошей способностью адаптироваться к физическим нагрузкам разного характера, оказывающим тренирующее воздействие. Вместе с тем переносимые физические нагрузки должны находиться в зоне «умеренного напряжения». Рассматриваемый возрастной период в жизни детей 5-7 лет наиболее благоприятен для развития координационных и скоростно-силовых способностей, силы, выносливости и гибкости. Настоящая программа описывает курс работы на тренажёрах для детей 5-7 лет и разработана на основе источников, приведённых в списке информационно-методического обеспечения.
Основные принципы:
- Учёт индивидуальных особенностей детей, показатели их развития, уровня развития физических качеств, рекомендации врачей;
- Занятия строятся с постепенным уменьшением нагрузки за счёт уменьшения дозировки и интенсивности работы на тренажёрах;
- Занятия носят систематический характер (проводятся раз в неделю);
- Тренажёры регулируются, что позволяет использовать их в работе с детьми разной физической подготовки.
Задачи:
- Обеспечить тренировку всех систем и функций организма ребёнка (сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обменных и терморегляционных процессов) через специально организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки.
- Укреплять мышечный тонус в двигательной активности.
- Укрепить мышечный тонус ребёнка путём интенсификации его двигательной активности и постепенного увеличения физической нагрузки на скелетную мускулатуру.
- Удовлетворять естественную потребность ребёнка в разных формах двигательной активности.
- Развитие общей выносливости организма ребёнка и его физических качеств.
- Научить детей определённым двигательным умениям и навыкам, а также приемам страховки при работе с тренажерами.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Общее количество учебных занятий в год – 28. Общая длительность занятий по физической культуре на тренажёрах составляет 30-35 минут. В основу организации физкультурных занятий с тренажерами положен индивидуально-дифференцированный подход к детям (проводятся по подгруппам.
Содержание работы с детьми
Весь период обучения дошкольников работе на тренажерах можно разделить на три этапа.
На первом этапе обучения проводится ознакомление с тренажерами, а также первоначальное разучивание упражнения с ними. Это необходимо для того, чтобы создать у детей правильное представление о движении в целом и на тренажере в частности. С этой целью используется показ, объяснение и практическое апробирование тренажера самими детьми.
Таким образом, у детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику выполнения движения, и мышечными ощущениями.
На втором этапе упражнение на тренажере разучивается углубленно – уделяется внимание технике выполнения упражнения.
На третьем этапе происходит закрепление навыка выполнения упражнений на тренажерах и совершенствование техники выполнения.
Структура занятий с использованием тренажеров традиционная и включает вводную, основную и заключительную части, что позволяет рационально распределить учебно-тренировочный материал.
Вводная часть – разминка, целью которой является подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. Ее содержание соответствует содержанию традиционного физкультурного занятия: различные виды ходьбы, бега, корригирующие упражнения и т.д. Ей отводится до 3-5 минут.
Основная часть включает комплекс общеразвивающих упражнений, упражнения на тренажерах и подвижную игру.
После выполнения общеразвивающих упражнений дошкольники приступают к выполнению упражнений непосредственно на тренажерах. Способ организации детей – круговая тренировка, которая достаточно эффективна для данного вида занятий.
Для проведения круговой тренировки организуются так называемые станции – несколько тренажеров в количестве от 4-х до 6 и общим количеством тренажеров на них в соответствии с количеством детей в группе. Сущность круговой тренировки заключается в том, что каждый ребенок упражняется последовательно на каждом виде тренажеров, причем сложность движений и степень нагрузки предлагается каждому ребенку в зависимости от его индивидуальных особенностей и физических возможностей, т.е. предлагается выполнить определенное количество повторений упражнения или дается временной коридор для выполнения данного задания. От занятия к занятию число повторений увеличивается, а временной коридор удлиняется. Так, на первом занятии дети выполняют упражнение минимальное количество раз и минимальное время – 1 минута, а на каждом последующем занятии время выполнения увеличивается и доводится до 2 минут на каждой «станции» – тренажере.
По сигналу дети одновременно приступают к упражнениям на своих местах. По истечении определенного времени по сигналу дети переходят к смене «станций», тем самым определяя временную продолжительность выполняемого упражнения.
По окончании выполнения каждого задания на «станциях», во избежание переутомления, все дети выполняют дыхательные упражнения, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, психогимнастические этюды, а также упражнения на релаксацию, которые разучивались на предыдущих занятиях и поэтому уже хорошо знакомы детям и могут проводиться ими самостоятельно.
Дети продолжают переходить от одного упражнения на тренажерах («станциях») к другому, передвигаются по кругу, выполняя, таким образом, все предложенные педагогом упражнения.
После завершения круговой тренировки организуется подвижная игра, которая подбирается с учетом степени нагрузки, полученной детьми, а также с учетом их пожеланий.
Третьей, заключительной части занятия на тренажерах отводится не более 3-4 минут. Она включает элементы дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнения-релаксации, игровые упражнения для формирования правильной осанки, укрепления свода стопы, игр и упражнений для развития творческих способностей детей.
Помимо круговой тренировки в занятии используются традиционные способы организации дошкольников для выполнения основных движений на физкультурном занятии: фронтальный и поточный, предполагающие выполнение одного движения или упражнения всеми детьми одновременно или поочередное выполнение нескольких движений друг за другом.
Контроль реализации проекта
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводиться 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.
В качестве показателей физической подготовленности выступают определенные двигательные качества и способности ребенка, такие как ловкость (координационные способности), гибкость, силовые качества. Уровень развития двигательных качеств оценивается с помощью диагностических тестов на физическую подготовленность.
В нашем тренажёрном центре имеются следующие виды детских спортивных тренажёров: мини-степпер, беговая дорожка, наездник, мини-твистер, гребной тренажёр, «бегущий по волнам» или воздушный тренажёр, батут.
Каждый тренажёр имеет свои характеристики:
Мини-степпер предназначен для детей от 4 до 8 лет. Занятия на тренажере способствуют: тренировке сердечно-сосудистой системы, мышц ног и таза, общему оздоровлению организма, развитию выносливости.
Беговая дорожка. Возраст: от 4 до 8 лет. Цели и задачи: общее оздоровление организма, улучшение работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, профилактика и коррекция осанки, укрепление мышц спины и брюшного пресса, развитие координации движений, гибкости и подвижности суставов.
Наездник. Тренажёр предназначен для детей от 4 до 8 лет, укрепляет сердечно-сосудистую систему, позволяет активно развивать мышцы спины (от шеи до поясницы, ног, плечевого пояса и пресса.
Мини-твистер (диск). Тренажер предназначен для детей от 4 до 8 лет. Он укрепляет мышцы туловища и ног, развивает координацию движений, тренирует вестибулярный аппарат.
Гребной тренажёр. Он рассчитан на детей 4-8 лет. Цели и задачи: общее оздоровление организма, улучшение работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, профилактика и коррекция осанки, укрепление мышц спины и брюшного пресса, развитие координации движений, гибкости и подвижности суставов.
Бегущий по волнам или воздушный тренажёр
Тренажер предназначен детям от 5 до 8 лет для укрепления мышц ног, развития чувства равновесия, улучшает работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развивает координацию движений, гибкость и подвижность суставов.
Заключение.
Детские спортивные тренажёры позволяют:
– проводить подгрупповые занятия с детьми и использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Они компактны и размещены в небольшом помещении;
– заниматься всем детям, так как практически отсутствуют противопоказания к занятиям на тренажере, как здоровым детям, так и детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
– разнообразить физические упражнения, локально воздействующие на отдельные мышечные группы;
– развивать творчество детей;
– превратить занятия в интересную и разнообразную игру;
– детям контролировать свои действия и следить за своим самочувствием, поэтому перенагрузки на тренажерах можно не бояться.
Детские тренажеры – путь к здоровому детству и успеху во взрослой жизни. Никто из нас не желает своему чаду ни болезней, ни проигрышей в жизни. Что же требуется от педагогов для обеспечения полноценного развития личности ребенка? Главное – поддержать собственные стремления маленького человека, направить их в нужное русло, помочь развить в себе качества, необходимые во взрослой жизни. Неизменным помощником в этом деле станут детские тренажеры.
Список использованных источников.
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. От 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»
2.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М., Мозаика-Синтез, 2010.
- Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М.: Просвещение, 1981.
- Использование спортивных тренажеров и нестандартного оборудования в работе с дошкольниками/ составитель Н.С. Голицына: ЦИУУ, М., 2010.
- Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2007.
- Спортивные праздники круглый год/ авторы-составители: Прибыщенко М.Н., Колесник В.И., Трушкин А.Г., Громак Е.С. – М: ИКЦ «МарТ», 2008.
- Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно-методическое пособие/ В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров. – М.: Линка-Пресс, 2000.
- Праздники в детском саду/ автор-составитель Г.А.Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / М.Д. Маханева. – М.: Аркти, 1997.
- Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ сост. Н.А.Ноткина., Л.И.Казьмина и др.
- Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. С-П, «Речь», 2009.
- М.А.Рунова. Движение день за днем. Линка-Пресс, М., 2007.
- М.А.Рунова. Мой друг – тренажер./ Ж. «Дошкольное воспитание», №6 – 2009.
- М.А.Рунова. Тренажер – мой друг. / Ж. «Дошкольное воспитание», №7 – 2008.
- М.А.Рунова. Тренажер – мой друг./ Ж. «Дошкольное воспитание», №8 – 2008.
- Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: методические рекомендации/ сост. Г.П. Юрко// Дошкольное воспитание , №1 – 2004г.
- https://nsportal.ru/site/all/sites
https://moi-detsad.ru/zanatia-50.html
Приложение 1
Источник