Требования к возрастному развитию ребенка
ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗРАСТНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА
Содержание:
1. Работа с домашним заданием. Ответы для самопроверки
2. Новый материал ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗРАСТНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕН-КА
3. Вопросы для самопроверки.
4. Домашнее задание
1. Работа с домашним заданием. Ответы для самопроверки
Правильные варианты ответов
Случай 1. Наташа, 15 лет – Пропорции тела постепенно становятся похожими на пропорции взрослого человека, демонстрирует независимость, защищает себя и стоит за справедливость (4-6 лет), понимает причинноследственные отношения, выражает идеи, задает вопросы, участвует в обсуждении (4-6 лет)
Правильные ответы:
физическое развитие – 6-12 лет
эмоциональное/ социальное развитие – 4-6 лет
Интеллектуальное развитие – 4-6 лет
Случай 2. Миша – 5 лет – Очень подвижен, Разбирает простые предметы и собирает их, Проявляет негативизм, стадия слова “НЕТ”, Начинает осознавать себя как независимую личность и отстаивать свою независимость, определяет границы дозволенного, стремится быть рядом с мамой и стремится постоянно общаться с ней, ищет одобрения, просит помощи, любит творческие занятия, например, строить, рисовать, лепит, любит изображать и имитировать действия других
Правильные ответы:
физическое развитие – 2-3 года
эмоциональное/ социальное развитие – 14-24 месяца
Интеллектуальное развитие – 2-3 года
2. Новый материал ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗРАСТНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА
Воспитание ребенка требует правильных ориентиров. Такими ориентирами являются возрастные потребности детей и возрастные нормы их развития.
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА, С ПОТРЕБНОСТЯМИ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА И ПОКАЗАТЕЛЯМИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
НАЛИЧИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ К РОДИТЕЛЯМ ИЛИ ЗАМЕЩАЮЩИМ ЛИЦАМ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УХОД, ОЩУЩЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ, ВКЛЮЧАЮЩЕЙ СОБСТВЕННУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ, СТАБИЛЬНОСТЬ ЛИЧНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ЗНАКОМЫЕ УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ, ВОЗМОЖНОСТЬ УЧИТЬСЯ НА СОБСТВЕННОМ ОПЫТЕ
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ДО ГОДА
ВЫРАЖАЕТСЯ В СОСАНИИ, КОНТАКТЕ “ГЛАЗА В ГЛАЗА”, УЛЫБКЕ, “ГУЛЕНИИ”, РЕАКЦИЯХ НА ЗНАКОМЫЕ СИТУАЦИИ, УДОВОЛЬСТВИИ ОТ КУПАНИЯ, УХОДА ЗА НИМ, ПОЗЖЕ – В МАНИПУЛИРОВАНИИ ПРЕДМЕТАМИ, РАЗЛИЧЕНИИ СВОИХ И ЧУЖИХ, ЛЕПЕТЕ
САМ ЕСТ, КОНТРОЛИРУЕТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ПОМОГАЕТ В ДОМАШНЕЙ РАБОТЕ, ИГРАЕТ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ, ДЕМОНСТРИРУЕТ ПРИВЯЗАННОСТЬ К МЛАДШИМ БРАТЬЯМ И СЕСТРАМ, ПОНИМАЕТ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ НАСТОЯЩИМ И ПРОШЛЫМ, УМЕЕТ ОТЛОЖИТЬ ЖЕЛАЕМОЕ НА БУДУЩЕЕ (МОЖЕТ ПОДОЖДАТЬ).
НАЧИНАЕТ ОВЛАДЕВАТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫМ СОТРУДНИЧЕСТВОМ С ВЗРОСЛЫМ, НУЖДАЕТСЯ В ОБЩЕНИИ С ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ, НАЧИНАЕТ ПРОЯВЛЯТЬ ИНИЦИАТИВНОСТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, НЕЗАВИСИМОСТЬ, ВЕРИТЬ В СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ, У НЕГО ПОЯВЛЯЕТСЯ ПОТРЕБНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ САМОМУ, ВОЗНИКАЮТ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ; РАЗВИВАЕТСЯ САМООЦЕНКА И СТРЕМЛЕНИЕ СООТВЕТСТВОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯМ ВЗРОСЛЫХ.
В ПРАКТИЧЕСКОМ ПОВЕДЕНИИ ЭТО ВЫРАЖАЕТСЯ В ДОВЕРИИ И СИМПАТИИ К БЛИЗКИМ, В ПОТРЕБНОСТИ В ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОМ ВНИМАНИИ ВЗРОСЛОГО, ОБЩЕНИИ С НИМ ПО ПОВОДУ ИГРУШЕК, ДЕЙСТВИЙ С НИМИ; В ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЧТО ХОРОШО, ЧТО ПЛОХО, ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ, А ЧЕГО НЕЛЬЗЯ; В НАЧАЛЬНОМ УМЕНИИ ВЕЖЛИВО СЕБЯ ВЕСТИ; УМЕНИИ СЛУШАТЬ ВЗРОСЛОГО, ВЫПОЛНЯТЬ ПРОСЬБУ, ПОРУЧЕНИЕ ВЗРОСЛОГО.
РЕБЕНОК УЖЕ УМЕЛО САМОСТОЯТЕЛЬНО ЕСТ, САМ РАЗДЕВАЕТСЯ И ОДЕВАЕТСЯ, НЕЗАВИСИМ И УПРЯМ ДО ДЕРЗОСТИ, ЛЮБИТ ИГРЫ С ВООБРАЖАЕМЫМИ СИТУАЦИЯМИ, ПЕРЕОДЕВАНИЕМ. ЗНАЕТ ПОНЯТИЯ “ПО ОЧЕРЕДИ”, “ДЕЛИТЬСЯ”, “ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ”. ПОСТОЯННО ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ. ПОНИМАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕ СЛОВ, ЧЕМ ИСПОЛЬЗУЕТ
ДЕЙСТВУЕТ В СОГЛАСИИ С ДРУГИМИ, ДЕМОНСТРИРУЕТ ЧУВСТВО ЮМОРА, ЗАЩИЩАЕТ МЛАДШИХ И ЖИВОТНЫХ, УЧАСТВУЕТ В СЛОЖНЫХ ГРУППОВЫХ ИГРАХ; ИМЕЕТ ОБШИРНЫЙ ЗАПАС СЛОВ, РАССКАЗЫВАЕТ ДЛИННЫЕ ИСТОРИИ, ПОСТОЯННО ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ, НУЖДАЕТСЯ В ОБЩЕСТВЕ СВЕРСТНИКОВ, ЧТОБЫ ИЗОБРЕТАТЬ, ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ПО ОЧЕРЕДИ, СПОРИТЬ И ДОГОВАРИВАТЬСЯ; ПРОВОРНО ЛАЗАЕТ, ИЗОБРЕТАЕТ ТРЮКИ, ПРЫГАЕТ И СКАЧЕТ.
ОРИЕНТИРУЕТСЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ, ОСОЗНАЕТ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ ОКРУЖАЮЩИХ. ЗАМЕЧАЕТ ИЗМЕНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛЮДЕЙ, ПРОЯВЛЯЕТ ВНИМАНИЕ, СОЧУВСТВИЕ; МОЖЕТ ВХОДИТЬ В УСТОЙЧИВЫЕ ИГРОВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ, ВЫРАЖАЕТ В ОБЩЕНИИ И СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАДОСТЬ, ВОСТОРГ, ГРУСТЬ И Т. П. В ПРАКТИЧЕСКОМ ПОВЕДЕНИИ ЭТО ВЫРАЖАЕТСЯ В ИНТЕРЕСЕ, ВНИМАНИИ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К ОКРУЖАЮЩИМ, В ИСКРЕННЕМ ВЫРАЖЕНИИ СВОИХ ЧУВСТВ, В ПОНИМАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛЮДЕЙ, В ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ (“Я ХОРОШИЙ”).
ХОЧЕТ БЫТЬ ПРИЗНАННЫМ.
ВОЗНИКАЕТ ТАКОЕ НРАВСТВЕННОЕ ЧУВСТВО КАК СОВЕСТЬ (ВЫРАЖАЕТСЯ В ПОВЕДЕНИИ КАК “ДОЛЖЕН”), ОН ИСПЫТЫВАЕТ ГОРДОСТЬ И ГНЕВ. ОН ЗНАЕТ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ, У НЕГО НАЧИНАЕТ СКЛАДЫВАТЬСЯ ПРИВЫЧКА ХОРОШО СЕБЯ ВЕСТИ. СТРЕМЛЕНИЕ К САМОУТВЕРЖДЕНИЮ СТИМУЛИРУЕТ ЕГО К НОРМАТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ.
В БОРЬБЕ “ХОЧУ” И “НАДО” ОСОЗНАЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫБОРА “НАДО”.
ШЕСТИЛЕТНИЙ РЕБЕНОК УЖЕ ЗНАЕТ О СВОЕЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПОЛУ И СТАРАЕТСЯ УТВЕРДИТЬСЯ В СВОЕЙ ПОЗИЦИИ.
ПРОЯВЛЯЕТ ДОБРОТУ И ЗАБОТУ, ОКАЗЫВАЕТ ПОМОЩЬ, МОЖЕТ САМ ПОПРОСИТЬ О ПОМОЩИ, ХОРОШО ОРИЕНТИРУЕТСЯ В НОВОЙ ОБСТАНОВКЕ, ПОНИМАЕТ РАЗНЫЙ ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ, ПОНИМАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩИХ; СПОСОБЕН УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ, ХОРОШО ДЕЙСТВУЕТ В ОБЩЕСТВЕ КАК ВЗРОСЛЫХ, ТАК И СВЕРСТНИКОВ; ПРОЯВЛЯЕТ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА; СТРЕМИТСЯ ЗАНЯТЬ В ОБЩЕСТВЕ ПОДОБАЮЩЕЕ МЕСТО, АДЕКВАТНО ОЦЕНИВАЕТ СЕБЯ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.
СВОБОДНО ВЫРАЖАЕТ СВОИИ ЖЕЛАНИЯ, АКТИВЕН, ГОТОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБЕН К ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ, К ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ЖЕЛАНИЙ.
ПРИ ПРАВИЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНОК ОСТОРОЖЕН, ИЗБЕГАЕТ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ, ЗНАЕТ, КАК СЕБЯ ВЕСТИ В НЕЗНАКОМОЙ ОБСТАНОВКЕ, ПРОЯВЛЯЕТ РАЗУМНУЮ ОСТОРОЖНОСТЬ.
ИМЕЕТ ЗАВЫШЕННУЮ САМООЦЕНКУ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ЕМУ СВОБОДНО ОСВАИВАТЬ НОВЫЕ СФЕРЫ.
ОБЛАДАЕТ ЧУВСТВОМ СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, ОТСТАИВАЕТ СОБСТВЕННУЮ ПОЗИЦИЮ.
ВНИМАНИЕ!!!
ИТАК, К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА РЕБЕНОК:
- ОСОЗНАЕТ СВОЮ ПОЛОВУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ, СВОЕ МЕСТО СРЕДИ ЛЮДЕЙ, ЗНАЕТ, КАКОЕ МЕСТО ЕМУ ПРЕДСТОИТ ЗАНЯТЬ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ – СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ;
- УМЕЕТ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ С РОДСТВЕННИКАМИ, С РОВЕСНИКАМИ И ПОСТОРОННИМИ ВЗРОСЛЫМИ;
- ПОНИМАЕТ, ЧТО ЕГО ОЦЕНИВАЮТ ПО ПОСТУПКАМ, У НЕГО РАЗВИТА СПОСОБНОСТЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ;
- ПОНИМАЕТ, ЧТО МОТИВУ “Я ДОЛЖЕН” ПОЛАГАЕТСЯ ПРЕОБЛАДАТЬ НАД “Я ХОЧУ”;
ВАЖНЕЙШИЙ ИТОГ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
РЕБЕНОК В ВОЗРАСТЕ ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ
ОБОСТРЯЕТСЯ ИНТЕРЕС, КАК УСТРОЕНЫ ВЕЩИ И КАК ИХ МОЖНО ПРИСПОСОБИТЬ К ЧЕМУ-НИБУДЬ.
ГЛАВНОЙ ЯВЛЯЕТСЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ДЕТИ УЧАТСЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ ДРУГ ДРУГА И СЕБЯ, ОЦЕНИВАТЬ, УСВОЕНО ИЛИ НЕТ ТО ИЛИ ИНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ.
ПРИ ОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ МЕЖДУ СОБОЙ РАЗВИВАЮТСЯ ТАКИЕ КАЧЕСТВА, КАК КРИТИЧНОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, УМЕНИЕ ВСТАТЬ НА ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ДРУГОГО.
ОЧЕНЬ ВАЖНО ОБЕСПЕЧИТЬ РЕАЛЬНОЕ И ПОСТОЯННОЕ, А НЕ ЭПИЗОДИЧЕСКОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ РЕБЕНКА В ПРОЦЕСС САМООБСЛУЖИВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЯ ЕГО ПОДГОТОВКУ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
НЕ МЕНЕЕ ВАЖНО СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА РЕБЕНКА, КОТОРЫЙ БЫ УВЛЕКАЛ ЕГО СВОИМ СОДЕРЖАНИЕМ, ПРОЦЕССОМ РАБОТЫ И КОНЕЧНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ.
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ САМАЯ РАЗНООБРАЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ДЛЯ РЕБЕНКА, КОТОРОЙ ОН СТРЕМИТСЯ ОВЛАДЕТЬ. ИНИЦИАТИВА В ВЫБОРЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНАДЛЕЖИТ РЕБЕНКУ. ЕЕ НАЛИЧИЕ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ УМЕЛОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ, ПОВЫШАЕТ САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА.
ОСОБЕННО ВАЖНО СФОРМИРОВАТЬ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕС К РЕЗУЛЬТАТАМ СВОЕГО ТРУДА. ЕСЛИ ЭТОГО НЕТ И РАБОТА ДЛЯ НЕГО – ПРОСТО НЕПРИЯТНАЯ ПОВИННОСТЬ, КОТОРУЮ ОН ВЫПОЛНЯЕТ ТОЛЬКО ПОД УСИЛЕННЫМ КОНТРОЛЕМ, ТО ЕЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАВНО НУЛЮ (ЕСЛИ НЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЕ) – РЕБЕНОК СТРЕМИТСЯ ПОСКОРЕЕ ОТДЕЛАТЬСЯ ОТ НЕЕ, ЗАБЫТЬ О НЕЙ.
РЕШАЮЩЕЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ У РЕБЕНКА ЛЮБВИ К ТРУДУ: ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР ВЗРОСЛЫХ, ИХ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ.
ИГРА – ЭТО СПОСОБ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ.
ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ.
ДЕТИ ПРИУЧАЮТСЯ ДЕЙСТВОВАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ, КОТОРЫЕ ПРЕДПОЛАГАЮТ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
ИГРА СПОСОБСТВУЕТ ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, В НИХ НАХОДИТ ВЫХОД НЕУЕМНАЯ ТЯГА ДЕТЕЙ К ДВИЖЕНИЮ, К СОРЕВНОВАНИЮ. ИГРА СТАНОВИТСЯ ЕЩЕ БОЛЕЕ ВАЖНОЙ, ЕЩЕ БОЛЕЕ СЕРЬЕЗНОЙ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ, КОГДА В НЕЙ ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ ВЗРОСЛЫЙ.
С 7 ЛЕТ НАЧИНАЕТСЯ ВТОРОЙ ЭТАП ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ. МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ ОБРАЗУЮТ ОДНОРОДНЫЕ ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ ГРУППЫ СО СВОИМИ РИТУАЛАМИ И НОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ. ОТНОШЕНИЯ С ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ ГРУППОЙ ЧАСТО ПРИНИМАЮТ ХАРАКТЕР ПРОТИВОСТОЯНИЯ. У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОЯВЛЯЕТСЯ НАСУЩНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ БЛИЗОСТИ С ВЗРОСЛЫМ СВОЕГО ПОЛА.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ – ЭТО ПЕРИОД МЕЖДУ ДЕТСТВОМ И ВЗРОСЛОСТЬЮ.
ДОСТИЖЕНИЕ “ВЗРОСЛОЙ ОТВЕТСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ”, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, СВЯЗАНО С РАЗВИТИЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.
РАЗВИТИЕ СТРЕМЛЕНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПРИ ПРИЗНАНИИ СО СТОРОНЫ ВЗРОСЛЫХ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДРОСТКА ДЕЙСТВОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!
ПОДРОСТКУ НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ ЗА НИМ ПРИЗНАЛИ НЕ ТОЛЬКО “ВЗРОСЛЫЕ” ОБЯЗАННОСТИ, НО И “ВЗРОСЛЫЕ” ПРАВА.
СТРЕМЛЕНИЕ ПОДРОСТКА К ЗАНЯТИЮ БОЛЕЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ, БОЛЕЕ “ВЗРОСЛОЙ” ПОЗИЦИИ НАКЛАДЫВАЕТ ОТПЕЧАТОК НА ЕГО ОТНОШЕНИЯ С ВЗРОСЛЫМИ (РОДИТЕЛЯМИ, ЗАМЕНЯЮЩИМИ ИХ ЛИЦАМИ) – ПРОИСХОДИТ ОСЛАБЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ.
ПРЕОБЛАДАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ ЗАМЕЩАЕТСЯ ВЛИЯНИЕМ ГРУППЫ СВЕРСТНИКОВ.
В СВЯЗИ С ЭТИМ ПРОИСХОДИТ ПОСТЕПЕННОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОПЕКИ РОДИТЕЛЕЙ (ЛИЦ, ИХ ЗАМЕНЯЮЩИХ) И ВХОЖДЕНИЕ В ГРУППУ СВЕРСТНИКОВ. В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ ПОДРОСТОК ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ ПРИЗНАНИЕ, БЫТЬ ПРИНЯТЫМ.
МЕНЯЕТСЯ ОТНОШЕНИЕ И К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЛИБО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПЕРЕХ НА НОВЫЙ, БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (РАСКРЫВАЕТСЯ СМЫСЛ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ), ЛИБО УТРАЧИВАЕТСЯ ИНТЕРЕС.
ПОДРОСТОК НАЧИНАЕТ ОПРОБОВАТЬ ВЗРОСЛОЕ ПОВЕДЕНИЕ, СВОИ БУДУЩИЕ ВЗРОСЛЫЕ РОЛИ.
ПОДРОСТОК ОСОЗНАЕТ СВОЮ ВРЕМЕННУЮ ПЕРСПЕКТИВУ, Т.Е. ОТ ДЕТСКОГО ПРОШЛОГО ДО ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СЕБЯ В БУДУЩЕМ.
ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ВЫБОРЫ (ВЫБОР ПРОФЕССИИ, ПОЛОВОГО ПОВЕДЕНИЯ, ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ).
РАЗВИВАЕТСЯ САМООЦЕНКА
В 10-11 ЛЕТ У ПОДРОСТКА ПРЕОБЛАДАЮТ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ И ПОТРЕБНОСТЬ В САМООЦЕНКЕ СТАЛКИВАЕТСЯ С НЕУМЕНИЕМ ОЦЕНИТЬ СЕБЯ, МОЖЕТ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТОЛЬКО СВОИ ОТДЕЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ.
В 12-13 ЛЕТ ОБЩЕЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ СОЧЕТАЕТСЯ С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ОЦЕНКАМИ СЕБЯ В ОТДЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ, ЗАВИСЯЩИМИ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ОТ ОЦЕНОК ОКРУЖАЮЩИХ, ОСОБЕННО СВЕРСТНИКОВ. ПЫТАЕТСЯ ПОНЯТЬ ЧЕРТЫ СОБСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.
В 14-15 ЛЕТ ВОЗРАСТАЕТ КРИТИЧНОСТЬ К СЕБЕ.
ФОРМИРУЕТСЯ “ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ”: ПОТРЕБНОСТИ В УВАЖЕНИИ, ДОВЕРИИ, ПРИЗНАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА И ПРАВА НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ЖЕЛАНИЯ ОГРАДИТЬ НЕКОТОРЫЕ СВОИ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОТ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ВЗРОСЛЫХ. ФОРМИРУЕТСЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ.
ПОДРОСТОК СТРЕМИТСЯ К ОВЛАДЕНИЮ ГЛУБОКИМИ ЗНАНИЯМИ, ХОТЯ БЫ В КАКОЙ-ЛИБО ОГРАНИЧЕННОЙ ОБЛАСТИ.
ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМО РАСШИРЕНИЕ ЗОНЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ!!!
ЗАДАЧА ВОЗРАСТА – ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.
СТАРШЕКЛАССНИКИ ПРИ ОЦЕНКЕ СЕБЯ И ОКРУЖАЮЩИХ ВСЕ БОЛЬШЕ НАЧИНАЮТ ЗАВИСЕТЬ ОТ НАКОПЛЕННЫХ ЗНАНИЙ О СЕБЕ, ЧЕМ ОТ МНЕНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ:
- РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ И САМОПРИНЯТИЕ,
- РАЗВИТИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ И ПРИНЯТИЕ ДРУГИХ,
- РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, АВТОНОМНОСТИ, МОТИВАЦИИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
ПРИЧИНОЙ НЕПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ МОГУТ БЫТЬ КАК ВНЕШНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СВЯЗАННЫЕ С НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ ОСУЩЕСТВИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ПО ИНТЕРЕСАМ, ТАК И ВНУТРЕННИЕ, СВЯЗАННЫЕ С НЕДОСТАТОЧНЫМ ОСОЗНАНИЕМ СВОИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ ИЛИ НЕПРАВИЛЬНЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ О СОДЕРЖАНИИ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВЫБОР ПРОФЕССИИ ДОЛЖЕН ПРОИСХОДИТЬ НА ОСНОВЕ ОСОЗНАНИЯ СВОИХ СКЛОННОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ.
ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВКЛЮЧАЕТ:
- ВЫБОР УЧЕБЫ, ТРУДА, ДРУГА, ОБРАЗА ЖИЗНИ, МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА И Т. Д.;
- ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК – ЖЕЛАНИЕ ИМЕТЬ СОБСТВЕННУЮ СЕМЬЮ, ДЕТЕЙ, ВЫПОЛНЯТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ МУЖА, ОТЦА, ЖЕНЫ, МАТЕРИ;
- СПОСОБСТВУЕТ УСВОЕНИЮ НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКОВ.
РЕЗУЛЬТАТОМ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ГОТОВНОСТЬ СВЯЗАТЬ СЕБЯ КОНКРЕТНЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ “ЛЮБИТЬ И РАБОТАТЬ”.
ЮНОШИ ЗАМЕНЯЮТ КОЛИЧЕСТВО ДРУЗЕЙ КАЧЕСТВОМ БЛИЗКОЙ ДРУЖБЫ С НЕМНОГИМИ СВЕРСТНИКАМИ, РАЗДЕЛЯЮЩИМИ ИХ ЦЕННОСТИ. ДРУЖБА УЧИТ СОИЗМЕРЕНИЮ СВОИХ ПОСТУПКОВ, ЖЕЛАНИЙ, ПЛАНОВ С ПОСТУПКАМИ, ЖЕЛАНИЯМИ И ПЛАНАМИ ДРУГОГО, ЗАБОТЕ И ЧУТКОСТИ. ЛЮДИ, НЕ ИМЕВШИЕ ПОДОБНОГО ОПЫТА, НЕРЕДКО НЕУДАЧЛИВЫ В ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ, ОНИ НЕ МОГУТ НАУЧИТЬСЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЮ.
ПОЯВЛЯЮТСЯ ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА. РЕБЯТ МЕНЬШЕ ЗАНИМАЕТ ВНЕШНОСТЬ И БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСУЮТ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ И ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ.
ОБЩЕНИЕ С ВЗРОСЛЫМИ ПОМОГАЮТ СФОРМИРОВАТЬ СПОСОБНОСТИ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ, РАЗБИРАТЬСЯ В ЛИЧНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ И КАЧЕСТВАХ ЛЮДЕЙ, СОЗНАТЕЛЬНО ПОДЧИНЯТЬСЯ НОРМАМ, ПРИНЯТЫМ В ОБЩЕСТВЕ, ДАЮТ ЗНАНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ БУДУЩЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
БОЛЬШУЮ РОЛЬ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ НАЧИНАЕТ ИГРАТЬ:
- ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- СПОСОБНОСТЬ ВЕСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ
- ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К БЫТОВОМУ ТРУДУ, КОТОРАЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОВЛАДЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ СУММОЙ ЗНАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
- ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, ОТВЕТСТВЕННОЕ И УВЕРЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОМУ ТЕЛУ И ФИЗИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ.
ГОТОВНОСТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПРЕДПОЛАГАЕТ ДОСТИЖЕНИЕ ЗРЕЛОСТИ, ОСНОВНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮТСЯ:
- СТРЕМЛЕНИЕ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ;
- СПОСОБНОСТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ ОТНОШЕНИЯ, ПРЕДПОЛАГАЮ-ЩИЕ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ВЗАИМНУЮ ПРЕДАННОСТЬ ПРИ СОХРАНЕНИИ ВНУТРЕННЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ;
- УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЛЕДСТВИЯ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ;
- ГОТОВНОСТЬ СОВЕРШАТЬ УСИЛИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СВОИХ ЦЕЛЕЙ, ОСНОВАННАЯ НА УВЕРЕННОСТИ, ЧТО ОЧЕНЬ МНОГОЕ В ЖИЗНИ ЗАВИСИТ ОТ СОБСТВЕННЫХ УСИЛИЙ И СПОСОБНОСТЕЙ;
- ОРИЕНТАЦИЯ НА СЕБЯ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ;
- УМЕНИЕ ВИДЕТЬ РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПОСТУПАТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ.
3. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК ДЕМОНСТРИРУЕТ ПРИВЯЗАННОСТЬ К МЛАДШИМ БРАТЬЯМ И СЕСТРАМ
1 К 5 ГОДАМ
2 К 3-М ГОДАМ
3 К 7 ГОДАМ
Ключ:
Правильный ответ – №2, 5 баллов
2.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК НЕЗАВИСИМ И УПРЯМ ДО ДЕРЗОСТИ
1 К 5 ГОДАМ
2 К 4 ГОДАМ
3 К 7 ГОДАМ
Ключ:
Правильный ответ – №2, 5 баллов
3.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ У РЕБЕНОК ВОЗНИКАЕТ ТАКОЕ НРАВСТВЕННОЕ ЧУВСТВО КАК СОВЕСТЬ
1 К 5 ГОДАМ
2 К 6 ГОДАМ
3 К 7 ГОДАМ
Ключ:
Правильный ответ – №2, 5 баллов
4.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК ПРОЯВЛЯЕТ ДОБРОТУ И ЗАБОТУ, ОКАЗЫВАЕТ ПОМОЩЬ, МОЖЕТ САМ ПОПРОСИТЬ О ПОМОЩИ, ПОНИМАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩИХ
1 К 5 ГОДАМ
2 К 6 ГОДАМ
3 К 7 ГОДАМ
Ключ:
Правильный ответ – №3, 5 баллов
5.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК РАЗВИВАЮТСЯ ТАКИЕ КАЧЕСТВА, КАК КРИТИЧНОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, УМЕНИЕ ВСТАТЬ НА ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ДРУГОГО
1 ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ
2 ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ
3 ОТ 12 ДО 15 ЛЕТ
Ключ:
Правильный ответ – №3, 5 баллов
6. В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕОБРЕТАЮТ ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ
1 ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ
2 ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ
3 ОТ 12 ДО 15 ЛЕТ
Ключ:
Правильный ответ – №2, 5 баллов
7. ПОДРОСТОК МОЖЕТ СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ И ОТВЕТСТВЕННЫМ, ЕСЛИ
1 ВЗРОСЛЫЙ ПОСТОЯННО КОНТРОЛИРУЕТ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА
2 ПОДРОСТОК ЗНАЕТ СВОИ ПРАВА
3 ВЗРОСЛЫЙ ПРИЗНАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДРОСТКА ДЕЙСТВОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО И ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ТАКУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ
Ключ:
Правильные ответы – №2, 3. За каждый правильный ответ оценка – 5 баллов.
8. В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ЗАДАЧЕЙ РАЗВИТИЕ СТАНОВИТСЯ ОСЛАБЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ПО-ЛУЧИТЬ ПРИЗНАНИЕ, БЫТЬ ПРИНЯТЫМ ГРУППОЙ СВЕРСТНИКОВ
1 ОТ 16 ДО 18 ЛЕТ
2 ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ
3 ОТ 12 ДО 15 ЛЕТ
Ключ:
Правильный ответ – №3, 5 баллов
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: “ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТА РЕБЕНКА НА ЕГО ВХОЖДЕНИЕ В НОВУЮ СЕМЬЮ”
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА, С МАТЕРИАЛОМ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМ В ТАБЛИЦЕ
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1. КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮТ У РЕБЕНКА ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА ПРИ ПОМЕЩЕНИИ В НОВУЮ СЕМЬЮ
1 НЕГАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЕ РАСПОРЯДКА ДНЯ, НОВЫЕ ЗВУКИ, ЗАПАХИ, ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ В ПОМЕЩЕНИИ
2 “ЦЕПЛЯНИЕ” ЗА ВЗРОСЛОГО
3 СЛОЖНОСТИ В ПРИВЫКАНИИ К НОВОЙ СЕМЕЙНОЙ РОЛИ
2. КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮТ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАС-ТА ПРИ ПОМЕЩЕНИИ В НОВУЮ СЕМЬЮ
1 “ЦЕПЛЯНИЕ” ЗА ВЗРОСЛОГО
2 ФАНТАЗИИ О СОБСТВЕННОЙ ВИНЕ
3 СЛОЖНОСТИ В ПРИВЫКАНИИ К НОВОЙ СЕМЕЙНОЙ РОЛИ
3. КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮТ У ПОДРОСТКОВ ПРИ ПОМЕЩЕНИИ В НОВУЮ СЕМЬЮ
1 КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О НОВЫХ И СТАРЫХ НОРМАХ И ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ
2 ФАНТАЗИИ О СОБСТВЕННОЙ ВИНЕ
3 “ЗОВ КРОВИ”
Источник
Эльвира Александровна Петрова
Возрастные особенности развития детей. Ознакомление молодых педагогов с возрастной периодизацией ребёнка
В соответствии с периодизацией:
Младенческий возраст (0 – 1 года);
Ранний детский возраст (1 – 3 года);
Дошкольный возраст (3 – 7 лет).
Возрастные особенности детей раннего возраста.
От 1 года до 3-х лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и формировании личности ребенка. Характерной особенностью этого периода жизни человека является быстрый темп физического и психического развития.
Еще одной отличительной особенности развития ребенка в раннем возрасте является тесная взаимосвязь и взаимовлияние физического и психического развития. Недостатки в развитии движений, например, сказываются на уровне умственного развития малыша, общее ослабление организма (из-за плохого питания, отсутствия закаливания и др.) приводит к снижению умственной активности, невнимание к развитию мелкой моторики пальцев рук влечет за собой замедление в развитии речи.
Важнейшим психическим новообразованием раннего возраста является возникновение речи и наглядно-действенного мышления, которое развивается оно на основе действий с предметами.
В этот период происходит формирование активной речи ребенка и понимание речи взрослого в процессе совместной деятельности. С развитием слушания и понимания сообщений, происходит использование речи как средства познания действительности, как способ регуляции поведения со стороны взрослого.
Внимание, восприятие и память детей раннего возраста носят непроизвольный характер. Развитие восприятия происходит на основе внешне-ориентированного действия (по форме, величине, цвету, при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Узнать и запомнить ребенок может только то, что ему понравилось или заинтересовало.
Важнейшим механизмом развития ребенка в этом возрастном периоде является подражание. В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт. Постепенно общение малыша со взрослыми становится все более социальным, в том смысле что у ребенка появляются не только биологические, витальные потребности, но и социальные в общении, в овладении человеческими способами познания и действия.
Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, но она тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности – игры. Игровая деятельность носит предметно-манипулятивный характер.
Основной способ познания ребенком окружающего мира в данном возрасте – это метод проб и ошибок.
Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.
К трем годам появляется первичная самооценка, осознание не только собственного «Я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой», сознание этого и появление личностных действий подвигает ребенка на новый уровень развития. Начинается кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. По выражению Д. Б. Эльконина, кризис выделения своего «Я». Л. С.Выготский описал 7 характеристик кризиса 3-х лет: негативизм, упрямство, строптивость, протест-бунт, деспотизм, ревность, своеволие.
Формирование личности ребенка во время кризиса 3-х лет происходит во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Кризис 3-х лет напоминает маленькую революцию.
Реакции на «Я сам»бывают двух видов: первая – когда взрослый поощряет самостоятельность ребенка и как следствие происходит сглаживание трудностей во взаимоотношениях. Во втором случае если взрослый, несмотря на качественные изменения в личности ребенка продолжает сохранять прежний тип взаимоотношений, то происходит обострение отношений, проявление негативизма.
Следующий период – дошкольное детство. Дошкольное детство – большой период в жизни ребенка: он продолжается с 3 до 7 лет. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этом возрасте по отношению к окружающим у ребенка формируется собственная позиция. Активность и неутомимость малышей проявляется в постоянной готовности к деятельности.
Особенности развития детей 3-4-х лет.
В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования.
На основе наглядно-действенного мышления к 4 – м годам у детей формируется наглядно-образное мышление. Постепенно происходит отрыв действий ребенка от конкретного предмета.
Речь становится связной, словарный запас обогащен прилагательными. Преобладает воссоздающее воображение.
Память носят непроизвольный характер, и характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается то, что интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, все, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не способен долго удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одного вида деятельности на другой.
Способ познания – экспериментирование, конструирование.
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.
Особенности развития детей 4-5 лет
Психическое развитие детей характеризуется использованием речи, как средства общения и стимуляции, расширением кругозора ребенка, открытием им новых граней окружающего мира.
Ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главный вопрос ребенка данного возраста «Почему? Активно развивается потребность в новых знаниях. Мышление – наглядно-образное.
Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. В этот возрастной период заканчивается формирование активной речи детей.
Внимание и память продолжают носить непроизвольный характер. Сохраняется зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса.
Активно развивается фантазирование.
Способом познания окружающего мира являются рассказы взрослого, экспериментирование.
Игровая деятельность носит коллективный характер. Сверстники становится интересными как партнеры по сюжетной игре, складываются предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более устойчивыми.
Особенности развития детей 5-6 лет
В 5-6- летнем возрасте интерес ребенка направлен на сферу взаимоотношений между людьми.
Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.
К этому периоду у ребенка накапливается довольно таки большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополнятся.
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы ребенка-дошкольника.
Начинается формироваться образно-схематическое мышление, планирующая функция речи, происходит развитие целенаправленного запоминания.
Основной способ познания – общение со сверстниками, самостоятельная деятельность и экспериментирование.
Происходит дальнейшее углубление интереса к партнеру по игре, усложняется замысел в игровой деятельности.
Происходит развитие волевых качеств, которые позволяют ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
К концу дошкольного возраста ребенок знает, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также может оценить не только чужое, но и свое поведение.
Формируется крайне важный механизм соподчинения мотивов. Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды. Более слабый – наказание, еще более слабый – собственное обещание.
Еще одна важная линия развития личности – становление самосознания. У ребенка к 7-ми годам появляется самоконтроль и произвольное поведение, самооценка становится более адекватной.
На основе наглядно-образного мышления у детей формируются элементы логического мышления.
Происходит развитие внутренней речи.
Способ познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками. Сверстник воспринимается как собеседник, партнер по деятельности.
К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек.
Достижением дошкольного возраста является развитиеразных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность.
Главной, ведущей деятельностью является игра. По сравнению с тем, как играл ребенок в раннем возрасте, можно отметить, что игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Теперь она гораздо длительнее. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей и т. п. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.
Дошкольник способен к трудовому усилию, которое может проявляться в самообслуживании (сам одевается, сам ест, в уходе (под руководством взрослого) за растениями и животными, в выполнении поручений. Появляется и интерес к умственному труду. Постепенно фор-мируется готовность к обучению в школе.
Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы: ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека.
Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты; проявляют друг к другу доброжелательность. Возникает дружба.
С течением времени ребенок становится все более само-стоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели.
Возникает новая форма общения, которую психологи называют внеситуативно-личностной. Ребенок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений.
Давая общую характеристику ребенку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям.
Можно выделить развитие физическое; умственное; эстетическое; нравственное; развитие эмоций, воли, интеллекта; развитие деятельности как формы жизненной активности. В каждом из названных направлений наблюдается динамика в становлении ребенка как существа социального.
Самый главный результат дошкольного периода – это готовность детей к обучению в школе.
На основе обобщения теоретических подходов в решении проблем готовности к школе можно выделить ряд признаков:
– Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).
– Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.
– Способность к выполнению основных мыслительных операций.
– Достижение определенного уровня психической и физической выносливости.
– Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.
-Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.
Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства, т. е. с 3 до 7 лет и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.
Источник