Требования к развитию ребенка в детском саду

Требования к развитию ребенка в детском саду thumbnail

21 августа 2014

Автор
КакПросто!

Детский сад является первым шагом малыша на пути к общественной жизни. Дружба, отстаивание собственных интересов, ссоры и отпор – все это необходимо будет решать самому, ведь родителей рядом нет. Кроме психологической готовности, ребенок должен обладать всеми необходимыми навыками, которые предъявляет к нему детский сад.

Обычно ребенка отдают в садик в три года. К этому времени малыш достаточно самостоятелен, чтобы побыть без мамы. В ясли детей принимают намного раньше, но это мера вынужденная, так как маме срочно нужно выйти на работу. Двухлетний малыш еще недостаточно готов к пребыванию в детском коллективе. В возрасте трех лет детки начинают активно интересоваться сверстниками и уже обладают необходимыми умениями в быту. Бывает так, что ребенок воспитывается дома и редко общается с другими детьми, а в возрасте 4-5 лет идет в сад. Чем старше малыш, тем ему сложнее привыкнуть к детскому саду.

В садике не будет рядом мамы, которая понимает малыша с полуслова. Именно поэтому важно отработать все необходимые навыки, облегчающие жизнь в детском коллективе. Родители обязаны научить ребенка одеваться самостоятельно: с колготками, носками, рубашкой и верхней одеждой малыш должен справляться. Молнии, пуговицы, заклепки и шнурки покорятся не каждому трехлетке, но и их малыш скоро научится правильно использовать. В помощь детсадовцу существуют игры в виде шнуровок, различные обучающие плакаты, на которых нарисованы предметы одежды. Мама может сама изготовить такой плакат и тренироваться с ребенком часто и понемногу. Воспитательница, которая каждый день собирает на прогулку целую толпу гомонящей малышни, будет благодарна родителям. Одежду в садик стоит выбирать простую и удобную, чтобы на ней не было сложных застежек.

Умение пользоваться ложкой, вилкой и пить из кружки также нужно «оттачивать» заранее, а не перед самым приходом в садик. Бутылочка с соской, поильник, кружка-непроливайка в саду относят к вредным привычкам. Без еды, разбросанной по полу, и луж из компота в первое время никак, но другого способа нормально научиться принимать пищу у ребенка нет. Также малыш должен правильно сидеть за столом, пододвигать стул. Если он все это умеет, то никогда не останется голодным, ведь у воспитателя и нянечки нет времени, чтобы покормить каждого ребенка. Если малыш умеет самостоятельно есть, это позволяет ему чувствовать себя более взрослым, нежели другие дети, плохо владеющие ложкой и вилкой.

К детскому саду ребенок уже должен быть отучен от ношения подгузников. Нужно чаще оставлять его в трусиках или штанах, тогда кроха поймет, что ходить в мокрых вещах неприятно и вскоре станет проситься на горшок. Начинать приучение к горшку можно в возрасте от полутора лет. В саду у каждого воспитанника есть личный шкафчик, в котором всегда присутствует запасной набор одежды, на случай всяких неожиданностей. Также малыш должен уметь мыть руки с мылом и вытирать их своим полотенцем.

Готовность ребенка к посещению детского сада заключается не только в умении обслуживать себя. Хорошо если карапуз умеет говорить на языке, понятном родителям и окружающим. У малыша должно присутствовать желание сосредоточенно заниматься определенным делом, понимать указания и запреты воспитателя. В возрасте около трех лет появляется потребность в общении с другими людьми и детьми, поэтому в это время ребенок уже может идти в сад. Очень важный момент в жизни будущего детсадовца – распорядок дня. Мама заранее должна узнать его в саду, а месяца за два до прихода к группу приблизить к нему режим дня крохи. Также стоит обратить внимание на блюда, которые дают в садике, и по возможности готовить именно их. Привычный режим и питание облегчат адаптацию к новому месту.

Источник

Александра Кузнецова
Требования ФГОС дошкольного образования к организации образовательной деятельности дошкольников

Требования ФГОС дошкольного образования к организации

образовательной деятельности дошкольников

Читайте также:  Развитие личности ребенка в культурно исторической теории выготского

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются:

• Конвенция ООН о правах ребенка

• Конституция Российской Федерации

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

• «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности»»(утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);

• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.Это:

Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:

Образовательная деятельность в режимных моментах;

Организованная образовательная деятельность;

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:

В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др., общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность;

Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:

с одним ребенком;

с подгруппой детей;

с целой группой детей.

Выбор количества детей зависит от:

– возрастных и индивидуальных особенностей детей;

– вида деятельности (игровая, познавательно – исследовательская, двигательная, продуктивная)

– их интереса к данному занятию;

– сложности материала;

Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

Читайте также:  Психология развития ребенка от года до двух

Организованная образовательная деятельность

в виде учебной деятельности

через организацию детских видов деятельности

1. Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком.

1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее.

2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит)

2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого

3. Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели.

3. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности.

Цель- подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.

4. Основная модель организации образовательного процесса – учебная.

4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка

5. Основная форма работы с детьми – занятие.

5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т. д

6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных)

6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых)

7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «Украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний».

7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности

8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии

8. Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей

9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях, отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А.Короткова:

• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Образовательная деятельность детей в режиме дня.

Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:

Читайте также:  Концепция развития ребенка по фрейду

В утренние и вечерние часы

На прогулке

При проведении режимных моментов.

Цели образовательной деятельности в режиме дня:

Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;

Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений

Формирование у детей положительного отношения к труду.

Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:

Подвижные игры с правилами (в том числе народные, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;

Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;

Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;

Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов, коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,

Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;

Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,

Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.

Самостоятельная деятельность детей.

По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно- пространственную среду и присмотр и уход за каждым ребенком.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

содержательно – насыщенной,

трансформируемой;

полифункциональной;

вариативной;

доступной;

безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке)должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3)Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4)Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5)Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Источник