Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка

Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка thumbnail

Семейное чтение как средство
духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи.

Все писатели, философы,  педагоги обращают внимание на важность  чтения, ценность книг и заложенной в них мудростью.

  • «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» (В. А. Сухомлинский)
  •  «Чтобы воспитывать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».- А. Чехов.
  • «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность» – В.А.Сухомлинский

В настоящее время стала очевидной необходимость духовно- нравственного воспитания русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.

Гуманизация, гуманитаризация образования на современном этапе позволяет говорить о проблеме воспитания духовности как приоритетной.  (Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости).

Духовно-нравственное воспитание – процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности. Духовная составляющая  воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции. Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми и окружающим миром.

  Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Эта одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста можно рассматривать, как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений. Произведения художественной  литературы имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании ребенка, в развитии его духовно-нравственных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру.

 Как известно, важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями. Исстари в воспитании подрастающего поколения присутствует литературное слово. Малышам рассказывают сказки, читают стихи, подрастая, дети сами начинают читать. К сожалению, их литературный опыт чаще всего ограничивается лишь рассказами из азбуки и хрестоматии, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращённом варианте.

В современном мире, традиция семейного чтения становится, как никогда, актуальна. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. 

К сожалению, традиции семейного чтения, хранимые многими поколениями наших предков, сегодня почти забыты. Современные родители редко читают детям книги.
Главная причина утери любви к книге – изменившаяся социально-культурная среда: повсеместное развитие телевидения, видео и компьютерной техники, резкое усиление их роли в досуге современного человека. Ученые цивилизованных стран бьют тревогу: подрастающее поколение меняет свой менталитет, дети теряют способность к строгому мыслительному процессу, к логическому мышлению, все чаще телевизор, компьютер заменяют им книги. Значение книг в жизни ребенка очень трудно переоценить – ведь в большинстве случаев мировоззрение, жизненные ценности и даже характер ребенка формируются под воздействием сказок, рассказанных и прочитанных ему в глубоком детстве. Книга является мощным инструментом воспитания морали у ребенка, таких качеств, как доброта, сопереживание, умение отличать добро и зло.

Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются  духовно-нравственные ценности, традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности.

Cемейное чтение не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта. Очень важно научить ребенка сопереживать, любить, жалеть и прощать – это основная задача духовного воспитания в семье, и помочь в этом могут  добрые, мудрые сказки   (народные и литературные) и детские рассказы,  например, рассказы Носова, Осеевой, Драгунского).

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:

1.совместное времяпрепровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки знаний» и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание.

2.совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопросы, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями и пр.

3.семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное.

4.после чтения предлагаемых сказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом и т.д.

 5.   После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшим место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом.

Читайте также:  Курсы развития ребенка в калуге

  6. Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать.

Одна из задач педагогов ДОУ – помочь семье в духовно-нравственном становлении  личности ребенка через приобщение к  чтению литературы и формирование  у ребенка читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры.

Педагоги должны информировать родителей о том, какие произведения входят в круг детского чтения каждой возрастной группы. В уголке для родителей целесообразно помещать советы и пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Проведение открытых занятий для родителей  воспитанников по литературным произведениям. Совместные досуги родителей и детей на литературные темы.

   Особая роль принадлежит родительским собраниям – наиболее емкой форме педагогического просвещения родителей. Здесь они имеют возможность получить необходимую информацию, обсудить наиболее важные вопросы детского чтения, поделиться опытом чтения книг в семье: показать рисунки, отражающие впечатления ребенка от прочитанного произведения и т.д. Также способствует  формированию любви к книгам   театрализация любимых произведений,  посещение театральных представлений в детском саду и в театрах города.

   Воспитатель должен проводить индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как приобщить ребенка к слушанию книг, какие литературные места города можно показать детям в выходные дни, как использовать книгу для развития связной речи и т.д.),   полезными бывают также разного рода рекомендации, советы, памятки по поддержанию в детях интереса к чтению.

Литература.

Ю.И.Соловьева. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка. Вестник: Педагогика. Психология, 2005, с.66-74

Филиппова Т. Под зеленым абажуром. Журнал Библиотечное дело, №12, с.1

Безрукова С.В.Я люблю читать: книга для детей и родителей, С.В. Безрукова. – Ростов н/д: Феникс, 2001, с.146

Лутошкина И. Как увлечь ребенка книгой, Домашнее воспитание, 2004, №1, с.7-8

Источник

Инфоурок

Другое
›Презентации›Семейное чтение как фактор духовного развития ребенка

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Семейное чтение как фактор духовного развития ребенка  Родительское собран

Описание слайда:

Семейное чтение как фактор духовного развития ребенка

Родительское собрание 3 класс
ноябрь 2010

Презентацию подготовила методист
Т.М. Кашурникова
ГОУ СОШ № 183 с углублённым изучением английского языка
Центрального района Санкт-Петербурга

2 слайд

Чтение в семье – давняя традиция«Одно из самых ярких моих воспоминаний – пап

Описание слайда:

Чтение в семье – давняя традиция

«Одно из самых ярких моих воспоминаний – папа, читающий нам вслух. Нынче этот обычай – семейное чтение вслух – практически вывелся. Все поглотил и подмял под себя кубический бог – телевизор. Вокруг него, не коленопреклоненные, но в столь же подчиненных позах – члены семьи. А я хочу с благодарностью вспомнить о чтении вслух – незаслуженно забытом семейном обычае. …
Это был ритуал, который нельзя было нарушить, несмотря ни на какие бытовые трудности…»

Грекова И. Детство и слово // Детская литература. № 1. М., 1988. С. 36–37.

3 слайд

Разрушение традицийГлавная причина разрушения традиций семейного чтения – изм

Описание слайда:

Разрушение традиций
Главная причина разрушения традиций семейного чтения – изменившаяся социально-культурная среда: повсеместное развитие телевидения, видео- и компьютерной техники, резкое усиление их роли и удельного веса в досуге современного человека.
Новые средства информации, по мнению многих, способны значительно лучше, чем книга, давать пищу для размышлений и переживаний, знания передавать опыт других.

4 слайд

Разрушение традицийТелевизор или Интернет мгновенно переносят нас в любую ток

Описание слайда:

Разрушение традиций
Телевизор или Интернет мгновенно переносят нас в любую току земного шара, позволяют видеть и слышать, что там делается. Зрительный ряд, звук и цвет сильнее действуют и информация лучше запоминается.
Но просмотр телепередач и видеофильмов не может заменить чтения как средства саморазвития личности, как важнейшего фактора интеллектуального, нравственного, эстетического развития человека.

5 слайд

Телевизор – «наше всё»!Общие недостатки просмотра телепередач и видеофильмов:

Описание слайда:

Телевизор – «наше всё»!
Общие недостатки просмотра телепередач и видеофильмов:
низкий уровень содержания теле- и видеопродукции, что порой является фактором воспитания дурного вкуса, вседозволенности и смещения нравственных ориентиров.
воздействия зрительных образов неизбежно снижает самостоятельность, индивидуальность восприятия информации
не способствует развитию индивидуального воображения ребенка и его речи.

6 слайд

Тест-рисунок «Вечер в моей семье»Цель исследования: изучить средства семейн

Описание слайда:

Тест-рисунок
«Вечер в моей семье»

Цель исследования: изучить средства семейного досуга.

Нас интересовала частотность изображения на рисунках книг, газет, журналов, телевизора, компьютера как средств проведения досуга детей и родителей.

7 слайд

Результаты теста

Описание слайда:

Результаты теста

8 слайд

Книга в рисунках детей

Описание слайда:

Книга в рисунках детей

9 слайд

Технические средства досуга и домашние животные в рисунках

Описание слайда:

Технические средства досуга и домашние животные в рисунках

10 слайд

Совместный досуг

Описание слайда:

Совместный досуг

11 слайд

Выводы «Чтение» как форма проведения досуга в семье занимает весьма скромное

Описание слайда:

Выводы
«Чтение» как форма проведения досуга в семье занимает весьма скромное место.
Ребенок практически не вовлекается взрослыми членами семьи в деятельность с книгой.
Часто причиной того, что младший школьник не имеет охоты и практики чтения, является отсутствие читательских традиций в семье.
Но привить интерес к чтению можно лишь тогда, когда не только в школе, но и дома ребенок вовлекается в деятельность с книгами.

12 слайд

Возрождение традиций семейного чтения. Зачем?Семья является фундаментом, цент

Описание слайда:

Возрождение традиций семейного чтения. Зачем?
Семья является фундаментом, центральным звеном в формировании личности.
В детстве для ребенка нет ничего естественнее, чем ощущение любви и защищенности в своей семье; для него семья – источник самых трепетных эмоциональных переживаний.
Книга, как хранилище и источник духовного опыта человечества, может стать одним из основных средств духовно-нравственного развития ребенка в семье.

13 слайд

Фактор эмоционального развитияСемейное чтение является фактором духовного и э

Описание слайда:

Фактор эмоционального развития
Семейное чтение является фактором духовного и эмоционального развития ребенка, потому что в такие минуты происходит тесный эмоциональный контакт, взрослый и ребенок вместе сопереживают героям книги, а ничто так не сплачивает семью, как совместные переживания.

14 слайд

Фактор интеллектуального развития Чтение является главным фактором развития у

Описание слайда:

Фактор интеллектуального развития
Чтение является главным фактором развития уровня мыслительных способностей и организованного сознания у человека.
Для развития таких способностей, как умение читать, говорить, существуют чувствительные фазы, своеобразные «окна развития».

Читайте также:  Ребенок с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

15 слайд

Ещё не поздно! До тех пор, пока эти «окна» открыты, названные способности мог

Описание слайда:

Ещё не поздно!
До тех пор, пока эти «окна» открыты, названные способности могут развиваться.
Например, «окно» для способности к чтению закрывается в 12–15 лет, а для речевого развития – в 9–10 лет.
Эти биофизиологические процессы лежат в основе языковой способности к чтению, без чего невозможно развитие абстракции, творческих возможностей, умения принимать решения и учиться.

16 слайд

Чтение вслух В этот период особенно важно, чтобы интерес к книге, пробудивший

Описание слайда:

Чтение вслух
В этот период особенно важно, чтобы интерес к книге, пробудившийся в дошкольном периоде, не угас.
Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к самостоятельному чтению, так как чтение для него пока большой интеллектуальный и даже чисто физический труд.
На этом этапе чтение вслух родителями своим детям является не просто желательным, но обязательным. Переход от пассивного процесса слушания к активному чтению должен быть постепенным.

17 слайд

Совместное чтение «Для начального литературного развития и образования важно

Описание слайда:

Совместное чтение
«Для начального литературного развития и образования важно „просто чтение“ взрослого вместе с детьми, когда более опытный взрослый читает произведение не для ребенка, а для себя вместе с ребенком, когда ребенок имеет возможность сопереживать героям произведения, вместе со взрослым обсуждать читаемое, делиться своими чувствами, вызванными прочитанным»

Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2000.

18 слайд

Не жалейте времени! Сам процесс семейного чтения вслух, в котором участвуют в

Описание слайда:

Не жалейте времени!
Сам процесс семейного чтения вслух, в котором участвуют взрослые и дети, является мощным фактором формирования духовных устоев семьи в целом: установление гармонии, взаимопонимания, единства интересов родных людей.
Это те минуты близкого, эмоционального общения людей, значение которых как для ребенка, так и для взрослого трудно переоценить.

Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка

Курс повышения квалификации

Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Специалист в области охраны труда

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Лилия Бобошина
Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи

«Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и любви, и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух, любовь к книге, интерес к печатному слову, конечно, у него возникнет, и будет расти».

Сегодня, в мир современных цифровых технологий, чтение книг среди подрастающего поколения стало “немодно”. И эта проблема, проблема не читающей молодёжи (подростки, молодые родители) не просто актуальна, она архиактуальна. Сейчас мы видим наших детей отдающее всё свободное время “чудесам техники” мы задаём себе вопрос: “Что делать? Как побудить читать подростков?” Но чтобы побудить ребёнка к чтению, прежде всего ему необходимо с раннего детства привить любовь к книге. Как это сделать? Прежде всего, нам, педагогам необходимо донести и объяснить молодым родителям, какое значение в жизни ребёнка имеет любовь к книге, любовь к чтению книг. Важно понимать, что если ребёнок с пелёнок, с молоком матери не перенял от семьи уважительное отношение к книге, чтению, то вряд ли он будет читающим подростком, любящим книгу.

Ведь это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи. Если родителям удалось сделать это, значит, они одарили свое дитя самым дорогим, самым драгоценным в его жизни подарком, способным сделать его очень богатым. Но как быть тем, кому не удалось этого добиться? Как привить своему чаду любовь к книге, когда вокруг масса интересного, когда мультики, фильмы, всевозможные развлечения, игры – в том числе и компьютерные – порой, затмевают куда более важные духовно-нравственные, культурные ценности, не оставляя времени ценным и полезным вещам? Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу вспомнить замечательные строчки из поэмы «Читающая мама»:

Может быть, у тебя и много богатств,

Скрытых в ящиках и сундуках,

Но богаче меня ты никогда не станешь,

Ибо у меня – читающая мама.

Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX – начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал свою няню – Арину Родионовну, завораживающее впечатление свое от чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым.

Традиция семейного чтения просто необходима в нашем современном обществе. Это то, от чего мы ушли; это то, к чему просто не обходимо вернуться.

Домашнее чтение (семейное чтение)источник формирования интереса к книге, одно из средств духовного обогащения семьи.

Для того, чтобы получить представление об организации чтения ребёнка в семье, об отношении к чтению родителей, об участии родителей в этом увлекательном и сложном процессе нами было проведено анкетирование среди родителей нашего детского сада.Анкета называлась: ” Воспитание у ребенка интереса и любви к книге“.

На первый вопрос: Есть ли у вас дома детская библиотека?

92,5% семей ответили, что имеют дома детскую библиотеку,

но есть и такие семьи, где нет детских книг -7,5%;

На второй вопрос какие книги преобладают у вас дома, многие ответили, что в ваших детских библиотеках есть и сказки и стихи и познавательная литература.

Читайте также:  Требования к созданию развивающей образовательной среды развития ребенка

Часто ли Вы покупаете книги ребенку?

Часто ответили 47,5% родителей, редко 50%;

Многие из Вас руководствуясь, при покупке книге обращают внимание на возраст ребенка -62,5%; на содержание- 27,5%, на иллюстрации-2.5% и покупают случайно- 10%;

На вопрос, как часто Вы читаете книги детям, 62,5% родителей ответили 2-3 раза в неделю;

5% читают крайне редко;

2,5% вообще не читают;

лишь 22,5% родителей читают ребёнку книги каждый день.

На вопрос по чьей инициативе Вы читаете книги-77,5% родителей ответили по просьбе ребёнка;

22,5% родителей по своей инициативе;

О прочитанном беседуют 67,5% родителей; 25% иногда;

и не обсуждают вообще прочитанное произведение -5%;

60% детей рассказывают дома о художественной литературе, с которой познакомились в детском саду;

иногда рассказывают 15%;

совсем не рассказывают-17,5%;

Всего 30% опрошенных родителей, выписывают детские журналы.

На вопрос какова роль книги в развитии ребенка,многие родители ответили: развитие речи, воображения, логики, морально-этических качеств, знакомство с окружающим миром, историей, из этого следует, что Вы понимаете всю важность книги в развитии ребенка,

и лишь 5% родителей затруднились ответить на этот вопрос.

Сделав определённые выводы после анкетирования, мы решили возродить утерянные в последние десятилетия традиции семейного чтения.

Ведь семейное чтение – это не просто самый доступный и короткий путь приобщения детей к книге. Это средство обогащения и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле. Одним словом – это средство духовного обогащения семьи. Домашнее чтение кроме того сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разного жизненного опыта.

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений.Это раскрывается в следующем:

• совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению “жизненной копилки” знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;

• совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослым, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными обычаями, традициями, семейными историями;

• после чтения предлагаемых рассказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом;

чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении; это, например, такие понятия, как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут сделать процесс семейного чтения интересным и полезным:

1) при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребёнка (например, болезнь члена семьи, появление второго ребёнка, семейный разлад и т. д.);

2) сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведённое для этого время; читайте регулярно, и тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь;

3) если у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, нужно спросить, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;

4) порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не нужно спешить читать дальше или “сворачивать” разговор; если ребёнок “застрял” на чём-то – это для него очень важно, поэтому его необходимо выслушать и понять;

5) если ребёнок попросил и на завтра ту же сказку или главу из книги – это не случайно; необходимо выполнить его просьбу и постараться понять, что именно заставляет ребёнка ещё и ещё раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло.

Чтение сказки может произвести на ребёнка большое впечатление, и в этом случае можно использовать игру-драматизацию. Игра-драматизация по сюжету полюбившейся сказки позволит ребёнку “примерить на себя” образ персонажа, испытать чувства радости, потери, огорчения, удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости.

Чтобы процесс семейного чтения стал для ребёнка желанным и полезным можно разнообразить приемы работы со сказкой:

• обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;

• создание рисунков по мотивам сказки или поделок, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;

• активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке;

• проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;

• проигрывание вариантов решения ситуаций, т. е. использование сказки как притчи, нравоучения и т. д.

Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из семьи «перетечёт» в семью уже повзрослевших детей.

В. А.Сухомлинский сказал: – «Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Какое окошко будет у наших детей, зависит от каждого родителя, так как воспитание начинается в семье. Надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Источник