Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка
Семейное чтение как средство
духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи.
Все писатели, философы, педагоги обращают внимание на важность чтения, ценность книг и заложенной в них мудростью.
- «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» (В. А. Сухомлинский)
- «Чтобы воспитывать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».- А. Чехов.
- «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность» – В.А.Сухомлинский
В настоящее время стала очевидной необходимость духовно- нравственного воспитания русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.
Гуманизация, гуманитаризация образования на современном этапе позволяет говорить о проблеме воспитания духовности как приоритетной. (Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости).
Духовно-нравственное воспитание – процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности. Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции. Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми и окружающим миром.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Эта одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста можно рассматривать, как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений. Произведения художественной литературы имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании ребенка, в развитии его духовно-нравственных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру.
Как известно, важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями. Исстари в воспитании подрастающего поколения присутствует литературное слово. Малышам рассказывают сказки, читают стихи, подрастая, дети сами начинают читать. К сожалению, их литературный опыт чаще всего ограничивается лишь рассказами из азбуки и хрестоматии, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращённом варианте.
В современном мире, традиция семейного чтения становится, как никогда, актуальна. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.
К сожалению, традиции семейного чтения, хранимые многими поколениями наших предков, сегодня почти забыты. Современные родители редко читают детям книги.
Главная причина утери любви к книге – изменившаяся социально-культурная среда: повсеместное развитие телевидения, видео и компьютерной техники, резкое усиление их роли в досуге современного человека. Ученые цивилизованных стран бьют тревогу: подрастающее поколение меняет свой менталитет, дети теряют способность к строгому мыслительному процессу, к логическому мышлению, все чаще телевизор, компьютер заменяют им книги. Значение книг в жизни ребенка очень трудно переоценить – ведь в большинстве случаев мировоззрение, жизненные ценности и даже характер ребенка формируются под воздействием сказок, рассказанных и прочитанных ему в глубоком детстве. Книга является мощным инструментом воспитания морали у ребенка, таких качеств, как доброта, сопереживание, умение отличать добро и зло.
Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются духовно-нравственные ценности, традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности.
Cемейное чтение не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта. Очень важно научить ребенка сопереживать, любить, жалеть и прощать – это основная задача духовного воспитания в семье, и помочь в этом могут добрые, мудрые сказки (народные и литературные) и детские рассказы, например, рассказы Носова, Осеевой, Драгунского).
Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:
1.совместное времяпрепровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки знаний» и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание.
2.совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопросы, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями и пр.
3.семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное.
4.после чтения предлагаемых сказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом и т.д.
5. После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшим место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом.
6. Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать.
Одна из задач педагогов ДОУ – помочь семье в духовно-нравственном становлении личности ребенка через приобщение к чтению литературы и формирование у ребенка читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры.
Педагоги должны информировать родителей о том, какие произведения входят в круг детского чтения каждой возрастной группы. В уголке для родителей целесообразно помещать советы и пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Проведение открытых занятий для родителей воспитанников по литературным произведениям. Совместные досуги родителей и детей на литературные темы.
Особая роль принадлежит родительским собраниям – наиболее емкой форме педагогического просвещения родителей. Здесь они имеют возможность получить необходимую информацию, обсудить наиболее важные вопросы детского чтения, поделиться опытом чтения книг в семье: показать рисунки, отражающие впечатления ребенка от прочитанного произведения и т.д. Также способствует формированию любви к книгам театрализация любимых произведений, посещение театральных представлений в детском саду и в театрах города.
Воспитатель должен проводить индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как приобщить ребенка к слушанию книг, какие литературные места города можно показать детям в выходные дни, как использовать книгу для развития связной речи и т.д.), полезными бывают также разного рода рекомендации, советы, памятки по поддержанию в детях интереса к чтению.
Литература.
Ю.И.Соловьева. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка. Вестник: Педагогика. Психология, 2005, с.66-74
Филиппова Т. Под зеленым абажуром. Журнал Библиотечное дело, №12, с.1
Безрукова С.В.Я люблю читать: книга для детей и родителей, С.В. Безрукова. – Ростов н/д: Феникс, 2001, с.146
Лутошкина И. Как увлечь ребенка книгой, Домашнее воспитание, 2004, №1, с.7-8
Источник
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Семейное чтение как фактор духовного развития ребенка
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Семейное чтение как фактор духовного развития ребенка
Родительское собрание 3 класс
ноябрь 2010
Презентацию подготовила методист
Т.М. Кашурникова
ГОУ СОШ № 183 с углублённым изучением английского языка
Центрального района Санкт-Петербурга
2 слайд
Описание слайда:
Чтение в семье – давняя традиция
«Одно из самых ярких моих воспоминаний – папа, читающий нам вслух. Нынче этот обычай – семейное чтение вслух – практически вывелся. Все поглотил и подмял под себя кубический бог – телевизор. Вокруг него, не коленопреклоненные, но в столь же подчиненных позах – члены семьи. А я хочу с благодарностью вспомнить о чтении вслух – незаслуженно забытом семейном обычае. …
Это был ритуал, который нельзя было нарушить, несмотря ни на какие бытовые трудности…»
Грекова И. Детство и слово // Детская литература. № 1. М., 1988. С. 36–37.
3 слайд
Описание слайда:
Разрушение традиций
Главная причина разрушения традиций семейного чтения – изменившаяся социально-культурная среда: повсеместное развитие телевидения, видео- и компьютерной техники, резкое усиление их роли и удельного веса в досуге современного человека.
Новые средства информации, по мнению многих, способны значительно лучше, чем книга, давать пищу для размышлений и переживаний, знания передавать опыт других.
4 слайд
Описание слайда:
Разрушение традиций
Телевизор или Интернет мгновенно переносят нас в любую току земного шара, позволяют видеть и слышать, что там делается. Зрительный ряд, звук и цвет сильнее действуют и информация лучше запоминается.
Но просмотр телепередач и видеофильмов не может заменить чтения как средства саморазвития личности, как важнейшего фактора интеллектуального, нравственного, эстетического развития человека.
5 слайд
Описание слайда:
Телевизор – «наше всё»!
Общие недостатки просмотра телепередач и видеофильмов:
низкий уровень содержания теле- и видеопродукции, что порой является фактором воспитания дурного вкуса, вседозволенности и смещения нравственных ориентиров.
воздействия зрительных образов неизбежно снижает самостоятельность, индивидуальность восприятия информации
не способствует развитию индивидуального воображения ребенка и его речи.
6 слайд
Описание слайда:
Тест-рисунок
«Вечер в моей семье»
Цель исследования: изучить средства семейного досуга.
Нас интересовала частотность изображения на рисунках книг, газет, журналов, телевизора, компьютера как средств проведения досуга детей и родителей.
7 слайд
Описание слайда:
Результаты теста
8 слайд
Описание слайда:
Книга в рисунках детей
9 слайд
Описание слайда:
Технические средства досуга и домашние животные в рисунках
10 слайд
Описание слайда:
Совместный досуг
11 слайд
Описание слайда:
Выводы
«Чтение» как форма проведения досуга в семье занимает весьма скромное место.
Ребенок практически не вовлекается взрослыми членами семьи в деятельность с книгой.
Часто причиной того, что младший школьник не имеет охоты и практики чтения, является отсутствие читательских традиций в семье.
Но привить интерес к чтению можно лишь тогда, когда не только в школе, но и дома ребенок вовлекается в деятельность с книгами.
12 слайд
Описание слайда:
Возрождение традиций семейного чтения. Зачем?
Семья является фундаментом, центральным звеном в формировании личности.
В детстве для ребенка нет ничего естественнее, чем ощущение любви и защищенности в своей семье; для него семья – источник самых трепетных эмоциональных переживаний.
Книга, как хранилище и источник духовного опыта человечества, может стать одним из основных средств духовно-нравственного развития ребенка в семье.
13 слайд
Описание слайда:
Фактор эмоционального развития
Семейное чтение является фактором духовного и эмоционального развития ребенка, потому что в такие минуты происходит тесный эмоциональный контакт, взрослый и ребенок вместе сопереживают героям книги, а ничто так не сплачивает семью, как совместные переживания.
14 слайд
Описание слайда:
Фактор интеллектуального развития
Чтение является главным фактором развития уровня мыслительных способностей и организованного сознания у человека.
Для развития таких способностей, как умение читать, говорить, существуют чувствительные фазы, своеобразные «окна развития».
15 слайд
Описание слайда:
Ещё не поздно!
До тех пор, пока эти «окна» открыты, названные способности могут развиваться.
Например, «окно» для способности к чтению закрывается в 12–15 лет, а для речевого развития – в 9–10 лет.
Эти биофизиологические процессы лежат в основе языковой способности к чтению, без чего невозможно развитие абстракции, творческих возможностей, умения принимать решения и учиться.
16 слайд
Описание слайда:
Чтение вслух
В этот период особенно важно, чтобы интерес к книге, пробудившийся в дошкольном периоде, не угас.
Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к самостоятельному чтению, так как чтение для него пока большой интеллектуальный и даже чисто физический труд.
На этом этапе чтение вслух родителями своим детям является не просто желательным, но обязательным. Переход от пассивного процесса слушания к активному чтению должен быть постепенным.
17 слайд
Описание слайда:
Совместное чтение
«Для начального литературного развития и образования важно „просто чтение“ взрослого вместе с детьми, когда более опытный взрослый читает произведение не для ребенка, а для себя вместе с ребенком, когда ребенок имеет возможность сопереживать героям произведения, вместе со взрослым обсуждать читаемое, делиться своими чувствами, вызванными прочитанным»
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2000.
18 слайд
Описание слайда:
Не жалейте времени!
Сам процесс семейного чтения вслух, в котором участвуют взрослые и дети, является мощным фактором формирования духовных устоев семьи в целом: установление гармонии, взаимопонимания, единства интересов родных людей.
Это те минуты близкого, эмоционального общения людей, значение которых как для ребенка, так и для взрослого трудно переоценить.
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Специалист в области охраны труда
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Лилия Бобошина
Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи
«Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и любви, и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух, любовь к книге, интерес к печатному слову, конечно, у него возникнет, и будет расти».
Сегодня, в мир современных цифровых технологий, чтение книг среди подрастающего поколения стало “немодно”. И эта проблема, проблема не читающей молодёжи (подростки, молодые родители) не просто актуальна, она архиактуальна. Сейчас мы видим наших детей отдающее всё свободное время “чудесам техники” мы задаём себе вопрос: “Что делать? Как побудить читать подростков?” Но чтобы побудить ребёнка к чтению, прежде всего ему необходимо с раннего детства привить любовь к книге. Как это сделать? Прежде всего, нам, педагогам необходимо донести и объяснить молодым родителям, какое значение в жизни ребёнка имеет любовь к книге, любовь к чтению книг. Важно понимать, что если ребёнок с пелёнок, с молоком матери не перенял от семьи уважительное отношение к книге, чтению, то вряд ли он будет читающим подростком, любящим книгу.
Ведь это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи. Если родителям удалось сделать это, значит, они одарили свое дитя самым дорогим, самым драгоценным в его жизни подарком, способным сделать его очень богатым. Но как быть тем, кому не удалось этого добиться? Как привить своему чаду любовь к книге, когда вокруг масса интересного, когда мультики, фильмы, всевозможные развлечения, игры – в том числе и компьютерные – порой, затмевают куда более важные духовно-нравственные, культурные ценности, не оставляя времени ценным и полезным вещам? Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу вспомнить замечательные строчки из поэмы «Читающая мама»:
Может быть, у тебя и много богатств,
Скрытых в ящиках и сундуках,
Но богаче меня ты никогда не станешь,
Ибо у меня – читающая мама.
Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.
Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX – начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал свою няню – Арину Родионовну, завораживающее впечатление свое от чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым.
Традиция семейного чтения просто необходима в нашем современном обществе. Это то, от чего мы ушли; это то, к чему просто не обходимо вернуться.
Домашнее чтение (семейное чтение) – источник формирования интереса к книге, одно из средств духовного обогащения семьи.
Для того, чтобы получить представление об организации чтения ребёнка в семье, об отношении к чтению родителей, об участии родителей в этом увлекательном и сложном процессе нами было проведено анкетирование среди родителей нашего детского сада.Анкета называлась: ” Воспитание у ребенка интереса и любви к книге“.
На первый вопрос: Есть ли у вас дома детская библиотека?
92,5% семей ответили, что имеют дома детскую библиотеку,
но есть и такие семьи, где нет детских книг -7,5%;
На второй вопрос какие книги преобладают у вас дома, многие ответили, что в ваших детских библиотеках есть и сказки и стихи и познавательная литература.
Часто ли Вы покупаете книги ребенку?
Часто ответили 47,5% родителей, редко 50%;
Многие из Вас руководствуясь, при покупке книге обращают внимание на возраст ребенка -62,5%; на содержание- 27,5%, на иллюстрации-2.5% и покупают случайно- 10%;
На вопрос, как часто Вы читаете книги детям, 62,5% родителей ответили 2-3 раза в неделю;
5% читают крайне редко;
2,5% вообще не читают;
лишь 22,5% родителей читают ребёнку книги каждый день.
На вопрос по чьей инициативе Вы читаете книги-77,5% родителей ответили по просьбе ребёнка;
22,5% родителей по своей инициативе;
О прочитанном беседуют 67,5% родителей; 25% иногда;
и не обсуждают вообще прочитанное произведение -5%;
60% детей рассказывают дома о художественной литературе, с которой познакомились в детском саду;
иногда рассказывают 15%;
совсем не рассказывают-17,5%;
Всего 30% опрошенных родителей, выписывают детские журналы.
На вопрос какова роль книги в развитии ребенка,многие родители ответили: развитие речи, воображения, логики, морально-этических качеств, знакомство с окружающим миром, историей, из этого следует, что Вы понимаете всю важность книги в развитии ребенка,
и лишь 5% родителей затруднились ответить на этот вопрос.
Сделав определённые выводы после анкетирования, мы решили возродить утерянные в последние десятилетия традиции семейного чтения.
Ведь семейное чтение – это не просто самый доступный и короткий путь приобщения детей к книге. Это средство обогащения и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле. Одним словом – это средство духовного обогащения семьи. Домашнее чтение кроме того сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разного жизненного опыта.
Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений.Это раскрывается в следующем:
• совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению “жизненной копилки” знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;
• совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослым, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными обычаями, традициями, семейными историями;
• после чтения предлагаемых рассказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом;
• чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении; это, например, такие понятия, как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь.
Вот несколько рекомендаций, которые помогут сделать процесс семейного чтения интересным и полезным:
1) при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребёнка (например, болезнь члена семьи, появление второго ребёнка, семейный разлад и т. д.);
2) сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведённое для этого время; читайте регулярно, и тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь;
3) если у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, нужно спросить, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;
4) порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не нужно спешить читать дальше или “сворачивать” разговор; если ребёнок “застрял” на чём-то – это для него очень важно, поэтому его необходимо выслушать и понять;
5) если ребёнок попросил и на завтра ту же сказку или главу из книги – это не случайно; необходимо выполнить его просьбу и постараться понять, что именно заставляет ребёнка ещё и ещё раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло.
Чтение сказки может произвести на ребёнка большое впечатление, и в этом случае можно использовать игру-драматизацию. Игра-драматизация по сюжету полюбившейся сказки позволит ребёнку “примерить на себя” образ персонажа, испытать чувства радости, потери, огорчения, удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости.
Чтобы процесс семейного чтения стал для ребёнка желанным и полезным можно разнообразить приемы работы со сказкой:
• обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;
• создание рисунков по мотивам сказки или поделок, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;
• активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке;
• проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;
• проигрывание вариантов решения ситуаций, т. е. использование сказки как притчи, нравоучения и т. д.
Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из семьи «перетечёт» в семью уже повзрослевших детей.
В. А.Сухомлинский сказал: – «Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Какое окошко будет у наших детей, зависит от каждого родителя, так как воспитание начинается в семье. Надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.
Источник