Тотальное недоразвитие особенности развития ребенка с различной степенью уо

Тотальное недоразвитие особенности развития ребенка с различной степенью уо thumbnail

В практической деятельности детский психолог сталкивается с огромной индивидуальной вариативностью психического развития детей. Это необходимо соответствующим образом проанализировать и систематизировать. Грамотно построить коррекционно-развивающую работу с детьми можно благодаря качественной типологизации развития, ориентированной на характерные для каждого варианты развития проблемы.

В отечественной психиатрии, клинической и специальной психологии выделяют основные группы отклоняющегося развития: недостаточное, асинхронное, повреждённое, дефицитарное. Они отличаются последовательностью, спецификой и темпом развития ребёнка.

Тотальное недоразвитие является вариантом недостаточного развития. Для данного варианта отклоняющегося развития характерна выраженная недостаточная сформированность практически всех психических процессов и функций. Недостаточность распространяется в первую очередь на показатели развития познавательной деятельности, её базовых структурных компонентов. Также недостаточно сформированы и остальные компоненты психического развития: моторика, аффективно-эмоциональная сфера. Отмечаются и личностные особенности. Обучаемость, динамика психического развития таких детей не соответствуют нормативным показателям.

Однако внутри данного типа отклоняющегося развития существует вариативность, определяющаяся механизмами, которые обеспечивают сформированность непосредственно познавательной деятельности, и другими показателями, такими как несбалансированность процессов возбуждения и торможения.

Таким образом, можно выделить три варианта тотального недоразвития:

  • простой (уравновешенный);
  • аффективно-возбудимый;
  • тормозимо-инертный.

Простой (уравновешенный) вариант тотального недоразвития

Относительная уравновешенность в поведении этих детей сочетается с непосредственностью реакций, присущей детям более младшего возраста. Общие характеристики темпа деятельности и работоспособности при выполнении заданий наглядно-действенного характера иногда могут приближаться к нормативным. Однако этим детям малодоступен самоконтроль деятельности, выражено снижена критичность к результатам собственной деятельности. Чаще такие дети находятся в благодушном или нейтральном настроении. Деятельность их носит манипулятивный, подражательный характер. Эти дети обычно несамостоятельны, зависимы, но и не злобны, в поведении достаточно правильны, ориентированы на оценки других людей. Их притязания на успех могут быть завышены из-за некритичности. Развитие аффективно-эмоциональной и регуляторной сфер соответствуют уровню когнитивного развития. То есть состояние основных сфер относительно гармонично. Однако при утомлении у этих детей наблюдается усиление регуляторной расторможенности.

На момент рождения достаточно часто наблюдаются низкие масса тела и рост ребёнка. Отмечаются и признаки неврологического неблагополучия: трудности сосания, глотания на первых порах, фонтанирующие срыгивания или рвоты, повышение внутричерепного давления, нарушения мышечного тонуса. Всё это негативно сказывается на сроках и темпе моторного и речевого развития. На первом году жизни нередко эти дети переносят операции по поводу врождённых пороков сердца. Сроки формирования психомоторных, аффективных реакций замедлены. Аффективные реакции проявляются скорее элементами и представляют собой двигательное возбуждение, а не развёрнутый комплекс оживления. Они малодифференцированы, сглажены.

Однако при ряде наследственных форм может наблюдаться более или менее длительный период относительно нормативного развития. Но со временем отставание в психическом развитии нарастает. Оно усугубляется недостаточностью развития импрессивной речи.

Таким образом, развитие этих детей можно охарактеризовать как достаточно ровное, но позднее.

Достаточно часто у таких детей отмечается наличие внешней стигматизации: изменённая форма черепа, ушей, носа, рта, зубов, нижней челюсти, грудной клетки, кистей, стоп, необычный разрез глаз, слишком широко расставленные или слишком близко расположенные глаза, специфический кожный рисунок ладоней. Иногда присутствует изменение голоса. Однако описанные выше признаки не всегда свидетельствуют о тотальном недоразвитии психических функций и систем.

Также детей с тотальным недоразвитием часто отличает диспропорциональное телосложение, костносуставные нарушения, низкий или (реже) высокий рост. Для многих из них характерен приоткрытый рот, нередко наблюдается саливация.

В поведении таких детей отмечается непосредственность, несоблюдение дистанции. Если в начале работы ребёнок достаточно спокоен, то по мере утомления может становиться «дурашливым». Ориентировочная реакция таких детей может быть и сниженной, «приглушённой», и повышенной. Нередко отмечаются элементы полевого поведения. Однако, как правило, в большинстве случаев ребёнок управляем взрослым. У ребёнка с тотальным недоразвитием наблюдаются множественные признаки моторной неловкости: негармоничная общая моторика, слабо развитая мелкая моторика. В целом поведение ребёнка можно охарактеризовать как условно «правильное». Общему недоразвитию психических функций соответствуют и недостаточность активного внимания и целенаправленности деятельности, и упрощённость эмоциональной сферы, и бедность оттенков эмоциональных переживаний, их конкретность. Неадекватные эмоциональные реакции, аффективные вспышки, возбуждение, выраженная расторможенность наблюдаются лишь в ситуациях, не адекватных уровню развития ребёнка и на фоне истощения.

Читайте также:  Детский сад 187 центр развития ребенка

Группу тотального недоразвития от других вариантов недостаточного развития отличают колебания темпа деятельности, не зависящие от сложности и характера предлагаемых заданий. Хотя обычно темп деятельности замедленный, но может быть и условно-нормативным, и быстрым. Работоспособность также может быть как сниженной, так и нормативной. Эти дети могут достаточно долго заниматься однотипной «механической» деятельностью, то есть они мало пресыщаемы.

При осуществлении взрослым программирования и контроля деятельность ребёнка (если она доступна) может быть достаточно целенаправленной. Собственное программирование и контроль деятельности для таких детей малодоступны. То есть отмечается характерно выраженная недостаточность регуляторного компонента деятельности в целом.

Адекватность поведения этих детей в целом недостаточна.

Критичность детей чаще всего снижена, но на похвалу или порицание со стороны взрослых ребёнок может реагировать адекватно. То есть он ориентирован не на объективный результат выполнения задания, а на реакцию взрослого.

Обучаемость новым видам деятельности у этих детей сильно снижена. Перенос освоенных навыков на аналогичный материал, даже при его подаче в наглядно-действенной форме, затруднён. Значительно снижен темп обучения этих детей.

У детей с простым (уравновешенным) типом тотального недоразвития отмечается выраженная дефицитарность (недостаточность) всех психических процессов и функций. При работе над заданиями в первую очередь страдают наиболее сложные интегративные уровни когнитивной сферы, связанные с анализом, синтезам, обобщением.

У этих детей отмечается значительно более позднее начало речи, медленное и ограниченное конкретными ситуациями накопления словаря. Смысловое и лексико-грамматическое оформление высказывания у них затруднено. Подбор обобщающих понятий, слов по заданным признакам, классификация существенно затруднены, а порой и недоступны. Всё это может сочетаться с нарушениями звукопроизношения, проблемами фонетико-фонематического восприятия. Крайне медленно и поздно формируются письменная речь и чтение. Пересказ даже по наводящим вопросам часто недоступен, хотя ребёнок запоминает отдельные параметры текста.

Игровая деятельность этих детей носит манипулятивный характер. Условности игры ребёнок не принимает. Наблюдается и эмоциональная обеднённость игры. В коллективной игре эти дети выполняют пассивную роль, нуждаются в планировании и организации.

Со стороны эмоционально-личностного развития отмечается зависимость, несамостоятельность этих детей, часто с признаками эмоциональной уплощённости. Одна эти дети незлобны, чаще благодушны, чем раздражены. Отмечается их неадекватная самооценка, завышенные притязании на успех из-за сниженной критичности.

Аффективно-возбудимый вариант тотального недоразвития

Внутри аффективно-возбудимого варианта тотального недоразвития выделяют возбудимую форму (подвариант с преимущественно регуляторными нарушениями по типу возбуждения) и аффективную форму (подвариант с преимущественно аффективными нарушениями). В обоих случаях отмечается выраженная импульсивность – достаточно грубые нарушения целенаправленности, самоконтроля, регуляции и организации своего поведения и деятельности в целом. У детей часты перепады настроения от эйфории к дисфории и наоборот разной степени выраженности. Эти дети пресыщаемы. У них часто расторможены витальные влечения. По причине грубого недоразвития именно регуляторных функций и, соответственно, выступающих на первый план поведенческих проблем дети с аффективно-возбудимым вариантом тотального недоразвития показывают более низкие результаты выполнения заданий, чем дети с простым (уравновешенным) вариантом.

По сравнению с простым (уравновешенным) вариантом тотального недоразвития у детей с аффективно-возбудимой формой в период новорожденности чаще встречаются и сильнее выражены признаки неврологического неблагополучия: нарушения мышечного тонуса, повышение внутричерепного давления, угнетение или возбудимость, нарушения сосания и глотания, судорожные состояния. У этих детей часто диагностируются родовые травмы, перинатальные инфекции. Часто отмечается недоношенность, низкая масса тела, нарушение соотношения массы и роста, морфофункциональная незрелость, длительная желтуха.

В первый год жизни отмечаются зачастую грубые нарушения ритма «сон – бодрствование», вегетативно-висцеральной дисфункций. У этих детей часто отмечаются аллергические, гнойно-воспалительные заболевания, признаки нарушения обмена кальция. Нередки и операции по поводу врождённых пороков сердца. Дети беспокойны, плохо спят. О своём состоянии дискомформа сообщают постоянным криком, частыми «закатываниями», вплоть до рвоты. Научившись самостоятельно передвигаться, становятся расторможенными.

Читайте также:  Песни для развития ребенка в утробе матери

Наличие внешней стигматизации (диспластичность, внешние особенности строения лица и тела в целом) у детей с аффективно-возбудимым вариантом тотального недоразвития отмечается чаще, чем при простом (уравновешенном) типе тотального недоразвития.

Дети с возбудимой формой часто имеют астеническое телосложение. Часто наблюдается гидроцефалия. При аффективной форме нередко отмечаются внешние проявления эндокринопатии.

Поведение детей с аффективно-возбудимым типом тотального недоразвития носит полевой характер. Они импульсивны, эйфоричны или, наоборот, дисфоричны, часто могут быть агрессивными. Эти дети легко переходят от эйфории к дисфории, часто без реальной причины. Недостаточность познавательных функций долго может скрываться за поведенческими трудностями.

Дети часто держатся без дистанции, фамильярны, упорны в своих желаниях и потребностях, некритичны в своих естественных проявлениях.

Такие дети трудно управляемы взрослыми. Их отличает грубо импульсивное и полевое поведение.

У этих детей отмечается выраженная моторная неловкость: дисгармоничная общая моторика, крайне слабо развитая мелкая моторика. Ребёнку удаются только автоматизированные координированные движения.

Инстинкт самосохранения у детей часто снижен на фоне резкого увеличения пищевых, сексуальных и других мотиваций. У них преобладают деструктивная направленность, агрессивность, нарушение социальных контактов.

Темп деятельности этих детей неравномерен: чаще импульсивно убыстрён, чем замедлен. Сама деятельность при этом малопродуктивна и хаотична. Чаще работа с заданиями осуществляется методом нецеленаправленных проб и ошибок. Отмечается выраженная некритичность, отсутствие мотивации к результатам деятельности. Характер деятельности импульсивен, сама деятельность нецеленаправленна.

Адекватность и критичность детей аффективно-возбудимого типа тотального недоразвития грубо снижены.

Обучаемость новым видам деятельности существенно замедлена. Темп обучения резко снижен. Отмечается грубая несформированность процесса регуляции всех уровней, недоразвитие когнитивных функций (речемыслительная деятельность, мнестическая деятельность, слуховой и зрительный гнозис, конструктивный праксис и т.п.).

У данных детей страдает смысловое и лексико-грамматическое оформление речи. Фраза простая, нераспространённая, но её отличает особая интонационная окрашенность и экспрессивность. Следует отметить, что при аффективно-эмоциональном варианте тотального недоразвития часто речевое развитие нарушено меньше, чем при других вариантах, из-за большего психического ресурса этих детей. Однако трудности в овладении письмом и чтением осложняются поведенческими проблемами.  

Игровая деятельность этих детей крайне непоследовательная, игровые действия хаотичны. В общении с другими детьми они часто деструктивны, агрессивны, вспыльчивы.

Эмоциональный фон этих детей нестабилен. Дети вспыльчивы, неуправляемы, легко переходят от эйфории к дисфории и агрессии.

Тормозимо-инертный вариант тотального недоразвития

Детей тормозимо-инертного типа тотального недоразвития помимо выраженных проблем формирования всех сторон психической деятельности отличают значительная вялость, инертность, заторможенность, пассивность, низкий уровень психической активности в целом. Внутри тормозимо-инертного варианта тотального недоразвития выделяются две формы:

  • тормозимая (ригидная, аспонтанная, атоническая) – связана в первую очередь с несостоятельностью нейродинамических регуляторных механизмов;
  • аутоподобная – связана с аффективными нарушениями.

Первые годы жизни таких детей обычно протекают с тяжёлыми соматическими проблемами.

Так же у этих детей отмечаются проблемы дифференцированности восприятия, избирательности аффективных реакций и интегративных форм нервно-психической деятельности: длительное время они не отличают своих от чужих, почти не интересуются игрушками, реакции на окружающее выражены у них слабо. То есть можно говорить об отсутствии познавательного интереса к окружающему, исследовательских форм поведения.

Для тормозимой формы особенно характерно отставание моторного развития. При аутоподобной форме моторное развитие в целом страдает меньше, хотя и имеет некоторые особенности.

У детей тормозимо-инертного варианта тотального недоразвития часто отмечаются признаки гиповозбудимости, снижение мышечного тонуса. У них так же часто наблюдаются аутостимуляции.

Дети тормозимо-инертного варианта тотального недоразвития часто выглядят тихими, вялыми, заторможенными, неактивными. У них часто наблюдаются признаки внешней стигматизации, повышенная саливация, чрезмерная упитанность.

Обычно эти дети замкнуты в себе, могут длительное время сидеть в одной позе, проявляя слабый интерес к окружающему или вовсе его не проявляя. Нередко у них наблюдаются стереотипные самостимуляции.

Читайте также:  Нормы развития ребенка от года до двух

Как в общей, так и в мелкой моторике отмечается моторная неловкость этих детей. Моторная неуклюжесть более характерна для детей с тормозимой формой. Дети с аутоподобной формой двигаются лучше, но часто имеют необычную походку.

Дети с аутоподобной формой испытывают трудности взаимодействия с другими людьми. Для них характерна чрезвычайно сильная зависимость от ухаживающего взрослого. Дети с тормозимой формой быстрее вступают в контакт с посторонними взрослыми, круг их привязанностей шире.

Для детей тормозимо-инертного варианта тотального недоразвития характерны низкий темп деятельности, выраженная вялость, инертность, замыкание в себе, повышенная отвлекаемость, низкую пресыщаемость.

Они способны длительное время выполнять одно и то же несложное действие. Работоспособность чаще невысокая. Общий уровень психической активности и психического тонуса снижен.

У этих детей недостаточно сформированы регулятивные функции. В большей степени страдают программирование деятельности, самоконтроль. Ребёнка трудно включить в какую-либо деятельность и «выключить» из неё тоже трудно. Быстрая смена видов деятельности вызывает у этих детей затруднения.

Адекватность детей снижена, хотя внешне ребёнок и выглядит адекватным за счёт спокойного, внешне заинтересованного поведения.

Критичность так же снижена. Ошибки свои эти дети замечают с трудом. После сделанного замечания они долго не могут продолжить работу.

Из-за выраженной инертности деятельности в целом обучаемость новым навыкам и видам деятельности снижена. Развитие познавательной деятельности отягощается инертностью, тугоподвижностью, высокой тормозимостью всех психических процессов и усугубляется трудностями коммуникативного характера. У детей резко снижен уровень обобщающих операций, способность к анализу даже на конкретном, наглядном материале. Грубо страдает и мнестическая деятельность. Выраженно нарушены концентрация, переключаемость внимания. Объём оперативного внимания резко снижен. Большие трудности вызывает переключение внимания. У детей тормозимо-инертного типа грубо страдает и графическая деятельность.

У таких детей могут наблюдаться алалия, эхолалия, вербальные персеверации. Речевые трудности у детей данного варианта тотального недоразвития выражены в большей степени, чем при всех других вариантах. Процесс овладения навыками чтения и письма осложняется грубой инертностью, трудностями мнестического и коммуникативного типа.

Игровая деятельность детей отличается примитивностью, стереотипностью, крайне бедными эмоциональными проявлениями. Она манипулятивная, подражательная, собственного сюжетного содержания не имеет.

Этим детям не свойственны резкие перепады настроения. Фон настроения обычно ровный, безразличный, безучастный. Эмоциональные реакции уплощены, пассивны, инертны. Возникают они обычно при попытках оторвать ребёнка от привычного занятия, от близкого человека. Типичная реакция – упорное жалобное хныканье или длительный плач.

Библиография

  1. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб.: Речь, 2007. – 391 с.
  2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 165 с.
  3. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева [и др.] – Ростов н /Д: Феникс, 2008. – 564 с.
  4. Основы специальной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с.
  5. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития. / Под ред. В.М Астапова, Ю.В.Микадзе.  СПб.: Питер, 2008. – 384 с.
  6. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
  7. Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2006. – 182 с.
  8. Семаго Н. Я., Чиркова О. Ю. Типология отклоняющегося развития: Недостаточное развитие / Под общ. ред. М. М. Семаго. – М.: Генезис, 2011. – 288 с.
  9. Слепович Е.С., Поляков А.М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии.  СПб.: Речь, 2008. – 255 с.
  10. Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. – М.: Издательский дом «Академия», 2006. – 464 с.

Впервые статья опубликована https://trushina-ekaterina.blogspot.ru/p/blog-page_902.html

Источник