Ткачева виктория семья ребенка с отклонениями в развитии

Ткачева виктория семья ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева

Психологическая помощь семье,

воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Методическое пособие

Предисловие

Глава 1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Глава 2. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии

Глава 3. Программа психологического изучения семей. Задачи, направления и методы диагностической работы

Другие книги автора Ирина Юрьевна Левченко

Патопсихология. Теория и практика

В пособии представлены анализ закономерностей развития и распада психики, характеристики основных нарушений высших психических функций и личности, вопросы организации и проведения патопсихологического исследования. Особое внимание уделяется детской патопсихологии. Даны описание экспериментально-психологических методик обследования лиц разного возраста, рекомендации к составлению заключения и ведению документации.

Для студентов педагогических вузов. Может быть полезно также студентам средних педагогических учебных заведений.

Популярные книги в жанре Психология

Подобно огромному неподвижному камню

Офисы инфицированы: чем грозят массовые неврозы?

В Российских офисах эпидемия неврозов – большинство сотрудников компаний страдают стойким функциональным расстройством психики. Массовые патологические состояния психики понижают работоспособность персонала фирм. Таковы выводы сделанные экспертами Института глобализации и социальных движений (ИГСО). О том, как все выглядит в деталях, рассказал заместитель директора ИГСО Василий Колташов.

Какие причины вызывают невроз у офисных работников: атмосфера жесткой конкуренции, необходимость поддерживать определенный профессионального уровень и повышать его? Может быть происки коллег, грубость начальства, отсутствие корпоративных кодексов или что-то иное?

Психическая природа современного человека в России

Вопрос изучения внутреннего мира человека является одним из важнейших для современного левого движения. Он же является и самым слабым звеном в марксистской теории. Однако падение духа неуместно в процессе познания, для которого слабое есть лишь то, что необходимо превратить в сильное. Таков первый вывод.

Обрисовывая ответ на поставленный вопрос о внутренней природе нашего современника можно отметить сумму черт характеризующих этого человека. Их четыре. Это: индивидуализм, депрессия, пассивность

Эрос и бюрократия

Психоаналитическое исследование сексуальной жизни отечественной бюрократии, основанное на богатом фактическом материале. Показывая социально-историческую сущность бюрократии, книга раскрывает внутреннюю природу, сексуальные наклонности, представления и ритуалы, комплексы и страхи, эротические фантазии и сновидения современных российских чиновников. Разновидности секса, проституция и семья, возбуждение и оргазм, педофилия, садомазохизм, гомосексуализм и зоофилия в бюрократической среде – подробно рассматриваются в исследовании.

За тенью сознания

История вершится непрерывно. Час за часом, втягивая энергию миллиардов людей, она рождает социальные, экономические и культурные перемены. В этих переменах, где выковывается новое общество, новые отношения возникает и новая психика человека. Объективный мир, мир свершений и мир людей, делающих эти свершения это всегда мир перемен, а значит и всегда мир познания. Творческого, искреннего, настоящего, очищенного ото лжи буржуазной идеологи марксистского познания, познания психики человека.

Формула Настоящего Мужчины: Альфа–стиль обольщения.

Когда ты решаешь стать успешным соблазнителем ты решаете предпринять серьезные шаги в вашей жизни: стать смелее, позитивнее, в чем тверже, в чем-то мягче, проще. Это таое новое поведение.Начать жить так, как ты хочешь.Твой образ мышления играет первоочередную роль. То, какими категориями ты мыслишь, определяет то, каким ты будешь.Когда девушки видят, что ты успешен и пользуешься успехом у противоположного пола, то ты сам становишься им интересен.Если девушке придётся бороться за тебя, то твоя ценность в её глазах будет очень велика, ведь ей пришлось потратить свой ресурс на завоевание твоего внимания.Самое основное в обольщении – полюбить себя. Чем лучше у тебя будет получаться любить себя (а ведь будет?!) – тем больше тебя будут хотеть барышни.Кто-то считает, что любит себя, а такого результата не имеет? Недостаточно любишь.Ты должен быть уверен на все сто, что лучше нет никого. И не должно возникать ни капли сомнения в том, что ты можешь всё.

Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция

Мы живем в мире иллюзий и манипуляций. Именно этот мир, пожалуй, отличает нас от животных.

ИЛЛЮЗИИ — ЭТО ИСКАЖЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОБЪЕКТА [1]. В качестве объекта может выступать все возможное (начиная от мыслей человека и кончая историей человечества). Поэтому было бы некорректно сводить иллюзии лишь к восприятию материальных предметов.

МАНИПУЛЯЦИИ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА, ЯВЛЯЮТСЯ СОЗНАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ СОЗДАНИЯ СУБЪЕКТОМ ИЛЛЮЗИЙ О СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, МАНИПУЛЯЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОИЗВОДНЫМИ ОТ ИЛЛЮЗИЙ. МАНИПУЛЯЦИИ НЕОТДЕЛИМЫ ОТ ИЛЛЮЗИЙ. И тем не менее рассмотрим их в отдельности.

Психология политического блефа

Перед вами первая в отечественной и зарубежной литературе книга, посвященная психологии блефа и обмана в политике.

Книга написана для широкого круга читателей.

Оставить отзыв

Еще несколько интересных книг

Стрелков и другие. Анатомия одного стратегического конфликта

В книге собраны статьи членов движения «Суть времени», лидером которого является Сергей Кургинян, написанных в ходе политической войны, развернувшейся в России в связи с гражданской войной на Юго-Востоке Украины.

Для читателей, интересующихся актуальной политикой, политологией и анализом политических процессов.

Том 26. Мечта об идеальной карте. Картография и математика

Современный человек пользуется картами практически ежедневно: карты украшают стены школ, они помогают нам ориентироваться на местности, находить кратчайший путь из одного пункта в другой, изучать историю, географию, экономику и ряд других наук.

Карты — важный рабочий инструмент для некоторых специалистов: моряков, летчиков, машинистов, топографов и проч. Но много ли мы знаем о том, как создаются карты? Для чего существует такое количество разнообразных карт и насколько все они точны?

Прочитав эту книгу, вы узнаете множество новых и любопытных фактов о геометрии карт.

Сатира, юмор

В одиннадцатый том Собрания сочинений в шестнадцати томах московский писатель Анатолий Санжаровский собрал все свои переводы с украинского, белорусского, польского, немецкого. Раньше эти переводы печатались в «Литературной газете» («Клуб 12 стульев»), в «Литературной России», в «Крокодиле», в «Смене», «Неделе», в «Независимой газете» (приложение «Экслибрис») и в других газетах и журналах.

В книге опубликованы рисунки О. Верещагина, К. Зарубы, А. Арутюнянца, А. Разумовой, В. Коваля, В. Чечвянского. Большую помощь в поисках архивных материалов автору переводов оказали главный редактор газеты «Ахтырка» Игорь Кириенко, заведующая библиотекой в селе Грунь Сумской области Татьяна Сокол, заведующая отделом «Украиника» харьковской научной библиотеки имени В. Г. Короленко Надежда Полянская и научная сотрудница харьковского литературного музея Ирина Сальник.

Военно-патриотическая хрестоматия для детей

Патриота можно воспитать по-разному. Можно внушить беззаветную преданность к своему государству. Можно убедить, что главное – защищать родину с оружием в руках в случае беды. Можно доказать, что во имя интересов своей страны надо быть всегда готовым на жертвы и подвиги. А можно очень просто привить любовь к Отечеству: с детства читать сказки, былины, рассказы, романы о героях своей Родины. Знать, кто такой Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. Цитировать «Слово о полку Игореве» и поэмы Пушкина, Лермонтова. Сопереживать и знаменитым полководцам и простым солдатам. Не путаться в фамилиях Кутузова, Жуковского, Невского. Смеяться над баснями Крылова и повестями Гоголя. С легкостью рассуждать о перипетиях судьбы персонажей «Войны и мира».

И вы увидите, что в нашей стране станет патриотов намного больше, чем сейчас. И тогда они смогут и защитить, и не предать своих соотечественников. В этой книге собраны лучшие произведения русской классической литературы, посвященные любви к Родине. Читайте ее вместе с вашими детьми.

Источник

Вторник, 26 Января 2010 г. 14:38

+ в цитатник

Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие.  – М.: Просвещение, 2008. – 239 с.

 Книга содержит теоретические и практические материалы по диагностической, консультационной и коррекционной работе с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии. Пособие включает как классические приемы и методы, так и новые авторские разработки.
Методическое пособие адресовано в первую очередь Психологам, работающим в учреждениях специального образования, в реабилитационных центрах, медицинских учреждениях, где получают помощь дети с отклонениями в развитии. Материалы пособия могут быть полезны педагогам дошкольных и школьных специальных образовательных учреждений, учителям, которые осуществляют интегрированное обучение, а также представителям родительских ассоциаций и общественных объединений. Пособие может быть использовано при обучении студентов дефектологических, психологических и педагогических факультетов.

Скачать

Содержание

Предисловие 2
Глава 1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии 4
Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений 4
Психологический уровень 5
Социальный уровень 6
Соматический уровень 8
Влияние нарушений развития ребенка на родителей 9
Умственно отсталые дети 10
Дети с детским церебральным параличом 12
Аутичные дети 14
Дети с задержкой психического развития, осложненной выраженными нарушениями поведения 15
Дети с недостатками речевого развития 16
Дети с сенсорными нарушениями 16
Особенности личностного развития детей и детско-родительских отношений 17
Личностные характеристики родителей детей с отклонениями в развитии. Типология психологических портретов родителей 22
Психологические портреты родителей 24
Ценностные ориентации и мотивационные установки родителей 27
Модели семейного воспитания 31
Отношение социума к детям с отклонениями в развитии, детям-инвалидам и их семьям 35
Глава 2. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии 37
Теоретические основы организации психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии 37
Основные концептуальные положения 41
Направления психологической помощи семьям 42
Психологическое изучение проблем семей. Цели, задачи, принципы и направления диагностической работы 42
Психокоррекционная работа с детьми и их родителями. Цели, задачи, принципы 46
Психолого-педагогическая коррекция 47
Глава 3. Программа психологического изучения семей. Задачи, направления и методы диагностической работы 49
Технологии психологического изучения семьи 49
Глава 4. Психологическое консультирование семей 68
Психолого-педагогическое и семейное консультирование 68
Профориентированное консультирование 68
Этапы консультирования и диагностика семейных проблем 69
Глава 5. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии 77
Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей 80
Психокоррекционные техники 95
Заключение 109
Список литературы для специалистов 110
Список литературы для родителей 116
Приложение 1 118
Образцы документации психолога по изучению семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии 118
Приложение 2 123
Конспекты групповых психокоррекционных занятий, проводимых с родителями2 123
Приложение 3 129
Примеры выполнения диагностических заданий различными категориями испытуемых 129
Приложение 4 131
Комплект авторских методик для скрининг-диагностики семьи 131

Вложение: 3771562_Psihologicheskaya_pomosch_seme.rar

Метки:
психология семьи

дефектология

 

Источник

профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии

образование: Высшее. МГУ им.М.В. Ломоносова, специальность – психология

ученая степень: доктор психологических наук

учение звание: профессор

преподаваемые дисциплины:

  • Психологическое сопровождение семьи ребенка с нарушением здоровья
  • Психологическое сопровождение семей с детьми, имеющими особенности развития

Читаемые разделы модулей:

  • Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
  • Практикум: Сопровождение молодых людей с комплексными нарушениями в образовании

научные интересы:

  • Психолого-педагогическое сопровождение семей лиц с нарушениями развития.
  • Психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра.
  • Психолого-педагогическое сопровождение лиц со сложными нарушениями развития.

достижения и поощрения:

  • Диплом XX Московской международной книжной выставки-ярмарки «Дошкольник 2007. Инновационные тенденции в дошкольном образовании и коррекционной педагогике».
  • Диплом I степени МГГУ им. М.А.Шолохова за подготовку и издание учебного пособия «Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии», М., 2007.
  • Диплом I степени МГГУ им. М.А.Шолохова за учебное пособие «Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии», М., 2008.
  • Диплом I степени МГГУ им. М.А.Шолохова за подготовку и издание учебного пособия «Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии», М., 2009.
  • Сертификат №98 Лучший преподаватель МГГУ им. М.А.Шолохова по итогам 2012 г. 
  • Благодарность от ректора МГГУ им.М.А.Шолохова за большой вклад в работу факультета и педагогическое мастерство.

наименование направления подготовки и (или) специальности: Дефектология

данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

  • Курсы повышения квалификации в объеме 72 часов на Международном научно-практическом семинаре «Современные аспекты подготовки кадров системы специального образования в Германии и России» (Москва, 11-18 сентября, 2009);
  • курсы ГОУ ВПО «Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского» по программе «Совершенствование подготовки управленческих кадров, специалистов системы образования в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов» в объеме 72 учебных часа (Ярославль, 2010); 
  • курсы ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А.Шолохова по программе «Современные методы повышения эффективности работы учреждений высшего профессионального образования» в объеме 87 часов (2013);
  • курсы ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А.Шолохова по программе повышения квалификации для педагогов, работающих с глухими детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования в объеме 72 часов (2013).;
  • курсы ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А.Шолохова по программе повышения квалификации по программе «Распространение моделей раннего выявления и комплексного сопровождения детей с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей» в объеме 72 часов, Москва, 15-31 мая 2015.

Педагогический стаж: 46 лет

Научный стаж: 31 лет

Телефон:   +7 (499) 975-56-29

E-mail:   vikt-tkacheva@yandex.ru

Источник


Адаптированный Тематический апперцептивный тест

(В.В. Ткачева)

Проективная методика Тематический апперцептивный тест (ТАТ) создана X. Морганом и Г. Мюрреем в 1935 г. Основным содержанием диагностической процедуры является анализ интерпретации картин, предъявляемых испытуемым (Бурлачук, Морозов, 2000).

Проекция личных переживаний и индентификация с кем-либо из героев сочиненного рассказа позволяет определить сферу конфликта, фон настроения, позицию личности, трудности социальной адаптации, патологические проявления.

С целью изучения психологических переживаний родителей, их установок и потребностей в отношениях с детьми, имеющими нарушения в развитии, нами был разработан Адаптированный тематический апперцептивный тест. Он используется для изучения внутренней позиции родителей детей с отклонениями в развитии, их отношения к дефекту ребенка и перспективам его будущего.

Инструкция:

На картинках, которые вы будете рассматривать, изображены дети с различными нарушениями: интеллектуальными, двигательными, зрительными, слуховыми. Напишите небольшой рассказ по каждой из шести предложенных картинок, отвечая на изложенные ниже вопросы. Просьба не использовать известные сюжеты из книг или кинофильмов, а придумать свой рассказ.
Вопросы:

Опишите, что происходит на картинке. Кто эти дети?

О чем они думают и что чувствуют?

Что привело к этой ситуации и чем она закончится?

Каково, на ваш взгляд, будущее детей, изображенных на картинке?

Как, по вашему мнению, относятся здоровые дети к детям-инвалидам?

Как относятся к детям-инвалидам, изображенным на картинках, их родители?

Как бы вы относились к такому ребенку, если бы оказались его родителем?

Анкета «Определение воспитательских умений у родителей, детей с отклонениями в развитии»

(В.В. Ткачева)

Инструкция:

В анкете содержатся вопросы, которые помогут определить Ваши способности как воспитателя своего ребенка. Прочтите каждое утверждение и оцените его как верное или неверное по отношению к Вам. В том случае, если оно верное, отметьте слово «ДА», если неверное, то слово «НЕТ». В анкете нет правильных или неправильных ответов. Отвечайте так, как Вы сами думаете.

1.Трудно ли вам угадывать желания и настроения вашего ребенка?

Да Нет

2.Принимаете ли вы своего ребенка таким, каков он есть, со всеми его недостатками и проблемами?

Да Нет

3.Любите ли вы проводить с ребенком свободное время: играть, читать книги, совершать прогулки, отдыхать и др.?

Да Нет

4.Проявляете ли вы к ребенку нежность и ласку в обращении (прижимаете к себе, гладите по головке, качает на руках и др.)?

Да Нет

5.Сопереживаете ли вы ребенку, если он ушибся, ударился или расстроен чем-то?

Да Нет


  1. Есть ли у вас с ребенком эмоциональный контакт?

Да Нет


  1. Нравится ли вам улыбка вашего ребенка?

Да Нет


  1. Довольны ли вы тем, что у вас такой ребенок?

Да Нет

9.Понимаете ли вы, что в развитии вашего ребенка имеются проблемы, может быть и значительные?

Да Нет

10.Считаете ли вы возможным разрешение этих проблем только собственными усилиями?

Да Нет

11.Нуждаетесь ли вы как родитель в профессиональной помощи педагогов и других специалистов учреждения, в котором обучается ваш ребенок?

Да Нет

12.Читаете ли вы педагогическую литературу? Если да, то укажите, как часто и какую.

Да Нет

13.Считаете ли вы, что обучение вашего ребенка в специальном учреждении поможет преодолеть проблемы в его развитии?

Да Нет

14.Как вы считаете, повлияет ли на позитивную динамику развития ребенка ваше личное участие и помощь?

Да Нет

15.Понимаете ли вы, что будущее вашего ребенка, в силу имеющихся у него нарушений, будет отличаться от будущего других детей?

Да Нет

16.Считаете ли вы себя ответственным за воспитание ребенка?

Да Нет

17.Считаете ли вы, что процесс воспитания, оказывает положительное воздействие не только на вашего ребенка, но и на вас?

Да Нет

18.Считаете ли вы возможным наказывать ребенка за провинность физически (ремнем, шлепком и др.)?

Да Нет

19.Проявляете ли вы терпение, если ребенок капризничает или не послушен?

Да Нет


  1. Часто ли вы хвалите ребенка?

Да Нет


  1. Повышаете ли вы голос на ребенка?

Да Нет

22.Оставляли ли вы ребенка одного в темной комнате в качестве наказания?

Да Нет


  1. Уважительно ли вы относитесь к личности ребенка?

Да Нет


  1. Какой тип поощрения ребенка вы используете:

  • подарок (материальный),

  • похвалу (моральный),

  • проявление ласки, нежности (эмоциональный).

Правила пользования анкетой

Воспитательские умения родителей детей с отклонениями в развитии оцениваются по трем шкалам:


  • шкала «Эмоциональное принятие-отвержение ребенка» включает ответы на первые восемь вопросов;

  • ответы на вопросы с 9 по 17 соответствуют шкале «Рациональное понимание-непонимание проблем ребенка»;

  • соответственно в вопросах с 18 по 24 раскрывается содержание шкалы «Адекватные-неадекватные формы взаимодействия».

Положительными считаются следующие ответы: «ДА» – 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 23;

«НЕТ» – 1, 10, 18, 21, 22.

На 24 вопрос дается дифференцированный ответ.

Методика «История жизни с проблемным ребенком»

(В.В. Ткачева)

Методика «История жизни с проблемным ребенком» является вспомогательным диагностическим инструментарием, с помощью которого удается уточнить основную проблему, волнующую конкретного родителя и характер субъективных переживании по этому поводу.

Психолог обращается к каждому родителю с просьбой изложить в письменном виде проблемы, связанные с особенностями развития больного ребенка, или описать любые другие, на возникновение которых в той или иной степени, по мнению родителя, повлиял дефект ребенка.

Подчеркнем преимущества такой формы работы, так как она предоставляет родителю возможность (как правило, впервые) изложить свои переживания по поводу здоровья ребенка и межличностных отношений в семье.

Такой подход, во-первых, позволяет открыто высказать свою боль и сомнения, а во-вторых, дает возможность психологу установить необходимый уровень обратной связи с родителем. Для достижения полной глубины взаимопонимания и открытости родителя психолог сообщает ему о том, что изложенная им информация необходима для определения проблем семьи с целью их разрешения и строго конфиденциальна.

Бланк методики «История жизни с проблемным ребенком»

(В.В. Ткачева)

Инструкция:

Опишите в свободной форме проблемы вашего ребенка и связанные с ним семейные трудности с самого начала. Не спешите и будьте последовательны. Вверху листа укажите дату, вашу фамилию, возраст, профессию, дату рождения ребенка и его имя.

Приложение №3

Образцы выполнения диагностических заданий разными категориями испытуемых

Протокол методики

«История жизни с проблемным ребенком»

Инструкция: Опишите в свободной форме проблемы вашего ребенка и связанные с ним семейные трудности с самого начала. Не спешите и будьте последовательны. Вверху листа укажите дату, ваши имя и отчество, возраст, профессию, дату рождения ребенка и его имя).

«Дата: 15 сентября 2000 г.

ИРИНА ПЕТРОВНА Ив., 27 лет, бухгалтер. Дочь Аня, 1995 г.р., диагноз – задержка психического развития.
«В 1995 г. у меня родилась девочка. Я и вся моя семья с нетерпением ее ожидали. Назвали Анечкой. Это был мой первый ребенок от первой беременности. Поэтому мы с мужем ее очень любим и балуем. Анечка росла беспокойным ребенком. Когда Анечке исполнилось 3 месяца, я обратилась к невропатологу по поводу повышенного мышечного тонуса. Врач мне объяснила, что это возникает у многих детей. А у меня так получилось, потому что роды были стремительные. Врач назначил курс массажа, выписал микстуру. После первого курса массажа Анечка стала чувствовать себя лучше, но диагноз «гипертонус» так и остался.

До 4-х месяцев дочка находилась на грудном вскармливании. Говорить начала с 9 месяцев, пошла в год. Детский сад начала посещать с 2 лет и 6 месяцев. Этот год был очень трудным, Анечка много болела. Затем все как будто наладилось. Но к пяти годам проблемы возникли вновь. В настоящее время Анечка не выговаривает несколько звуков, не может рассказать то, что нарисовано на картинке. Воспитательница забила тревогу и сообщила мне, что Аня отстает от других ребят. Я в это поверить не могу. Мы с Аней читаем книжки, смотрим фильмы. Я с ней много разговариваю. Аня все понимает, правда, не все может объяснить. Поэтому я нашла логопеда, и мы вот уже полгода занимаемся с ней частным образом. Считаю, что успехи есть, но мне все равно очень тревожно. Поэтому хочу уточнить у независимого специалиста диагноз Анечки».
Протокол методики

«История жизни с проблемным ребенком»

Инструкция: Опишите в свободной форме проблемы вашего ребенка и связанные с ним семейные трудности с самого начала. Не спешите и будьте последовательны. Вверху листа укажите дату, ваши имя и отчество, возраст, профессию, дату рождения ребенка и его имя).

«Дата: 4 июня 2000 г.

Анна Павловна С, делопроизводитель, 34 года.

Сын Коля, 1988 г.р., диагноз – РДА.
«Мой сын Коля развивался до 3-х лет нормально. К этому возрасту знал все буквы, умел считать до 10, логично рассуждал, хорошо кушал, проблем не было никаких. После 4-х лет ребенка как будто подменили: стал разговаривать сам с собой, причем в 3-ем лице. Мы с мужем подумали, что это от недостатка общения. Затем он отказался есть мясо и все мясные продукты. Обращались к врачу по месту жительства, но лечение никакое не назначалось. Я стала думать, что у сына такой своеобразный характер.

В 6 лет Коля пошел в детский сад, там специалисты обратили внимание на его поведение. Он не дружил ни с кем, а только «цеплялся» к детям и ломал их игрушки. Направили к психоневрологу. Она сказала, что ребенок отстает в развитии и ему необходимо учиться во вспомогательной школе. Лечение, кроме как успокоительных сборов, не назначили, а на учет у психоневролога поставили.

Нас определили во вспомогательную школу. Из-за плохого поведения Коля остался дублировать 1 класс. Материал усваивал, но был очень неусидчив, мог во время урока встать и пойти домой. Транспортом пользуется самостоятельно, проблем у меня с ним в этом вопросе нет. Думаю, что в Москве должен быть специальный центр для таких детей, в котором могут выявить и развить способности такого ребенка, как мой сын. Кто поможет ему найти себя в этой жизни? Я читала, что такие дети бывают талантливы. Сама могу только догадываться об этом, так как я не специалист.

Жаль, что идут годы, а все на том же уровне. Лечение мы стали получать только с февраля 2000 г. Дополнительных занятий не проводим, так как сами боимся все испортить, а специалистов нет. Я понимаю, что чужой ребенок – чужая беда, но без помощи специалиста нам не справиться. А ведь мы упускаем время и теряем талант, приобретая взамен агрессию и зло таких детей, как мой Коля. А нам в этом мире вместе с ними жить.»
Протокол методики

«История жизни с проблемным ребенком»

Инструкция: Опишите в свободной форме проблемы вашего ребенка и связанные с ним семейные трудности с самого начала. Не спешите и будьте последовательны. Вверху листа укажите дату, ваши имя и отчество, возраст, профессию, дату рождения ребенка и его имя).

Дата: 5 октября 1999 г., Николай Борисович Т., 27 лет, юрист. Дочь Лена, 1993 г.р., диагноз – детский церебральный паралич.
«До рождения ребенка наши отношения с женой были очень хорошими. Мы любили друг друга и были счастливы. Когда родилась наша Лена, Леночка – Ленуся, мы очень обрадовались. Но потом мы узнали, что у Леночки тяжелая болезнь – ДЦП. Я не знал, что делать, как быть. Это был шок. Дома не жил две недели. Не хотел видеть жену, Ольгу. Мне казалось, что это она виновата в этой беде. Но потом я увидел красивую девочку, маленькую, хорошенькую, которая мне улыбалась. И я решил, что это мой ребенок, и я должен сделать для дочки все, что смогу.

Но одна беда не приходит, жди другой. Жена отстранилась от меня и от больной дочери. Все свое внимание она стала уделять сыну. А я остался один с проблемой дочери. Что же делать с Ленусей? Врач-невропатолог посоветовал обратиться в Детский психоневрологический санаторий, куда я и устроил дочь. Там с ней занимались логопед, массажист, учителя.

Мне было радостно, когда Ленуся начала говорить. Конечно, она многому научилась. Но я все-таки боюсь, а вдруг я что-то не так сделал. Может быть, нужно было сделать что-то по-другому.

Каждый день, когда я прихожу с работы домой, меня встречает Ленуся, и я благодарен Богу за то, что она у меня есть».

Выполнение диагностических заданий Алешей К. и его матерью

Алеша К., 7 лет. Рисунок семьи.

В анамнезе: задержка психического развития психогенного генеза.

На рисунке: изображен проектируемый ребенком суицид; комментарий ребенка к рисунку «Я повесился».

Отношение.

Поведенческие характеристики

Проценты
102030405060708090100
I. Мать1
II. Отец