Тьютор в инклюзивной школе сопровождение ребенка с особенностями развития
Руководитель проекта “Школа ассистентов и тьюторов”. Член Сообщества родителей детей с аутизмом Ярославской области “Участие”. Мама-тьютор. Спикер семинаров для родителей.
Эксперт: ОВЗ, инклюзия, РАС
В первую очередь, хочется отметить тот факт, что практика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях общеобразовательной школы – не нова. Но ранее это протекало без создания каких-либо специальных условий, в том числе, без организации должного психолого-педагогического сопровождения.
Система психолого-педагогического сопровождения – это многофакторное явление. И в нашей статье речь сегодня пойдет об одном из таких факторов – о сопровождении «особенного» ребенка в общеобразовательной школе ассистентом (помощником) и/или тьютором, что является одним из основных условий успешности процесса адаптации, интеграции и социализации ребенка с особенностями развития.
На сегодняшний день включение сопровождающего лица в образовательный процесс с правовой точки зрения регулируется рядом нормативно-правовых актов.
- В первую очередь это Федеральный закон «Об образовании», где в ст. 79 закреплена следующая норма «….использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь…».
Включение данного положения в федеральное законодательство видится нам отличным трамплином на пути к получению детьми с ОВЗ образования на всех уровнях и достижению ими максимально возможного уровня личностного развития, образования, готовности к самостоятельной взрослой жизни.
- Родители в установленном порядке подают в образовательное учреждение заявлении о поступлении ребенка в 1-ый класс и прилагают к нему заключение, выданное территориальной ПМПК, которое уже содержит в себе рекомендации по предоставлению ребенку сопровождающего/помощника/ассистента/тьютора – в таком случае образовательное учреждение уже не занимается вопросом оценки
необходимости такой услуги. - Решение о предоставлении сопровождающего может быть принято на
внутришкольном психолого-педагогическом консилиуме (даже если не было таких
рекомендаций в заключении ПМПК).
Кроме того, по согласованию с родителями образовательное учреждение может определить и содержание, и объем и сроки предоставления такой услуги.
- Образовательное учреждение в обязательном порядке заключает с родителями договор об оказании образовательных услуг, где представляется возможным прописать дополнительную формулировку о том, что ребенок обучается с сопровождающим/ассистентом/тьютором.
- Ассистентом может быть человек без специального образования, достаточно среднего общего, возможно прошедший курсы профессиональной переподготовки или только инструктаж. Это может быть любой сотрудник образовательной организации, педагог, но чаще всего на практике в роли ассистентов выступают родственники «особенного» ребенка, его родители, или лица, которых родители нашли и «привели» в школу самостоятельно для выполнения этой функции.
- Тьютор – это педагог, человек с высшим педагогическим образованием, кроме того, в Едином квалификационном справочнике обозначено, что тьютор должен иметь педагогический стаж не менее 2-х лет, в новом Профессиональном стандарте специалиста в области образовании (сюда относятся и
тьюторы) такого положения не закреплено.
Тем не менее, это в первую очередь педагог, поэтому чаще всего в роли тьютора выступает сотрудник образовательной организации.
Быть тьютором для своего ребенка может и родитель и любой другой человек «со стороны» – это не запрещено законодательством, но у тьютора совершенно другой функционал, чем у ассистента (об этом речь пойдет чуть ниже) и поэтому целесообразнее представляется, когда эту роль выполняет педагог из образовательной организации.
Подробнее о том, как организовать жизнь ребенка с трудностями в обучении вы можете на дистанционном курсе “Дети с трудностями в обучении”.
Ассистент – это, прежде всего, технический помощник, оказывающий ребенку физическую помощь:
- сопровождение, оказание поддержки в перемещении по зданию и по классу, в
образовательном пространстве в целом; - помощь в формировании чувства уверенности, эмоционального и психологического комфорта, что является залогом успешной адаптации и интеграции такого ребенка в новую для него среду;
- оказание помощи по уходу – это помощь в столовой, раздевалке, туалете;
- помощь в подготовке и уборке рабочего места, взаимодействие с педагогом с целью наладить контакт и выстроить коммуникацию с «особенным» ребенком.
Этапы процесса сопровождения
- Подготовительный этап – на котором будущий ассистент знакомится с родителями и образовательной организацией, с документами, проходит необходимый для работы с ребенком инструктаж.
- Знакомство с ребенком – установление с ним эмоционального контакта, что является одним из основополагающих факторов в работе с детьми с РАС.
- Непосредственное сопровождение – это повседневная последовательная работа по сопровождению, вхождению ребенка в учебный процесс, общественную и социальную жизнь.
*Здесь мы имеем в виду и включение в ежедневные учебные ситуации и во внеурочные события, и ключевым словом будет являться «постепенное» включение, поэтапное, маленькими шажками.
*Это помощь ребенку при включении его в среду сверстников, отслеживание и регулирование эмоционально-волевых моментов. Задача ассистента в этом вопросе в оказании поддержки, поощрения или тактичного порицания, вмешательства в случае конфликтной ситуации.
Это физическое сопровождение в комнату психологической разгрузки или сенсорную комнату. Такое пространство можно организовать в любом образовательном учреждении.
Это может быть комната как отдельное помещении, или всего лишь уголок в кабинете психолога или логопеда, или даже выгороженное ширмой пространство здесь же непосредственно в учебном классе, но, в любом случае, это возможность ребенку с РАС передохнуть, снять напряжение, возбуждение, сенсорную и психологическую перегруженность.
*И, конечно, ассистент, сопровождая ребенка изо дня в день, ведет постоянное наблюдение, анализ происходящих вокруг ребенка событий, в идеале, если он фиксирует свои наблюдения и информирует о них родителей и педагогов, что будет очень эффективно для дальнейшего выстраивания комплексного
сопровождения.
Не стоит забывать еще один важный факт – любая помощь должна быть дозирована, мы не стремимся к тому, чтобы выполнить все «за» ребенка, мы помогаем ему сформировать свои собственные новые навыки, автоматизировать их – учим ребенка применять новые умения в любой схожей ситуации или обстоятельствах.
На простом примере– обучение письму – мы начинаем писать с ребенком в буквальном смысле «рука в руке», учим его правильному захвату письменных принадлежностей, размечаем страницу, учим ориентироваться в прописи или тетради, активно пользуемся физической подсказкой, постепенно ее минимизируя и сводя по итогу «на нет».
В помощь родителям и учителям- логопедам разработаны альбомы и нейрораскраски для ориентации на листе бумаги, узнавании образа букв
Основная цель сопровождающего в том, чтобы ребенок писал самостоятельно, выполняя задачи образовательной программы, к этой цели мы и идем маленькими шагами.
Мы уже упоминали выше, что тьютор – это педагог, и как педагог, он выполняет, прежде
всего задачи, связанные непосредственно с образовательным процессом, образовательной
средой.
- тьютор разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут для конкретного ребенка и участвует далее в его реализации,оказывая педагогическое сопровождение (не техническое и физическое, как это было с ассистентом!);
Обратите внимание на Workbook: книга для чтения + рабочая тетрадь “Clumsy and friends”, разработанную специально для детей с трудностями в обучении.
- тьютор является и методистом – он подбирает и адаптирует педагогические средства, учебные материалы, учебные задания, формы контроля и оценки для конкретного ребенка, каждый раз исходя из его индивидуальных особенностей, способностей, возможностей и интересов;
В связи с этим полезным может оказаться для родителя и педагога материал вебиинара “Функциональное чтение в работе с детьми-инофонами и билингвами”
- тьютор разрабатывает меры по обеспечению взаимодействия обучающегося с другими субъектами образовательного процесса, координирует такое взаимодействие, оказывает помощь семье в построении семейной образовательной среды;
- разумеется, тьютор осуществляет контроль и оценку эффективности своей деятельности, консультирует всех участников образовательного процесса.
И ассистент, и тьютор, по сути, выполняют роль буфера, проводника между ребенком и новой средой, в первое время, в период адаптации они берут на себя абсолютно все задачи по интеграции ребенка в эту среду, помогают ему в ней освоиться, выстраивают вокруг него комфортное пространство, в том числе образовательное, и в дальнейшем формируют успешное взаимодействие между основными участниками учебного процесса.
При этом важнейшим фактором, несомненно, является полное погружение сопровождающего в специфику проблем ограничений здоровья, от этого будет зависеть эффективность его деятельности и в конечном итоге успешность обучения ребенка.
Статьи по теме
- Учим числительные с детьми-дислексами на уроках английского языка
- “Ребус-метод” обучения чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Как говорить, если говорить сложно (помощь детям с нарушениями речи)
- Особенности обучения «особого» ребенка иностранному языку: опыт мамы и педагога
- Обучение чтению младших школьников с РАС и интеллектуальными нарушениями на уроке «Чтение и развитие речи»
- Ребенок с аутизмом в школе: как помочь в общении со сверстниками
- Учитель для инклюзии
Источник
Организация тьюторского сопровождения
в условиях инклюзивного образования.
Одна из целей инклюзии – эффективное включение детей в процесс образования. И сегодня в школе для реализации этой цели существует большое количество специалистов: дефектологи, логопеды, специальные педагоги и психологи. И, конечно, залогом эффективного обучения ребенка с ОВЗ, в частности ребенка с расстройством аутистического спектра, является реализация специальных образовательных условий. То есть таких условий, при которых ребенок с РАС сможет усваивать адаптированную образовательную программу, составленную с учетом его индивидуальных особенностей. И в этой ситуации тьютор является неотъемлемой частью процесса.
Очень важно отметить, что задача тьютора не помогать учителю осуществлять образовательный процесс, а помогать учащемуся стать частью этого образовательного процесса. Задача обучать ребенка остается за учителем. Тьютор не заменяет учителя в процессе образования, а является связующим звеном между ребенком и окружающими. Тьютор следит за состоянием ребенка, помогает решить сложные ситуации, направляя деятельность ребенка, использует возможности и ресурсы ребенка для эффективного обучения, создает большое количество обучающих ситуаций для развития навыков коммуникации и социализации.
Функционал тьютора на уроке включает в себя (но не ограничивается) – сопровождение ребенка в образовательном процессе, помощь в адаптации дидактического материала. Здесь нужно заметить, что основную нагрузку по адаптации материала урока должен осуществлять учитель. Тьютор же только оказывает помощь.
Что касается адаптации коммуникативной или социальной функции ребенка, то тьютор должен помнить, что не он должен говорить от имени ребенка, а помочь ему самому общаться с помощью той формы коммуникации, которой ребенок владеет. Задачами тьютора в данном случае являются:
– организация рабочего места ребенка,
– использование визуальной системы поддержки,
– реализация рекомендаций специалистов, курирующих ребенка в образовательном процессе,
– реализацией планов по коррекции ребенка, если такие есть.
Несколько слов о функционале тьютора на уроке и во внеучебное время. Здесь важно с самого начала определить роль учителя и роль тьютора и обозначить разницу. Потому, что есть много сложностей и недопонимания в этом вопросе. Задача учителя объяснять, давать инструкции, адаптировать дидактический материал и оценивать динамику ребенка. Задача тьютора – в том, чтобы помогать ребенку в образовательном процессе. То есть учитель дает задания, а тьютор осуществляет помощь, используя системы подсказок разного уровня постепенно уменьшая степень поддержки.
Тьютор не дублирует слова учителя, и если ребенок не расслышал задание или отвлекся, тьютор не должен повторять слова учителя, а моделирует ситуацию, в которой ребенок поднимет руку и спросит учителя самостоятельно с помощью той системы коммуникации, которой он владеет.
Если на уроке ребенок нарушает дисциплину, то именно учитель должен сделать ему замечание и дать указания. Тьютор же должен только следовать указаниям учителя и правилам коррекции, если таковые имеются.
Когда в класс приходит ученик с тьютором это не значит, что учитель может уделять меньше времени этому ребенку. Ребенок с ОВЗ вне зависимости от присутствия тьютора наравне с другими учащимися нуждается во внимании учителя. И конечно, тьютор и учитель должны быть в постоянном контакте и сотрудничестве, регулярно совместно анализировать динамику продвижения ребенка и выявлять приоритеты в работе.
Мнение о том, что работа только с одним ребенком на занятии может иметь отрицательные последствия, например, что ребенок может оказаться изолированным от одноклассников, общаясь только через тьютора, и тьютор будет отвлекать остальной класс и учителя, или ученик может стать чрезмерно зависимым от помощи тьютора – эта позиция не верна. При правильной организации процесса, такие последствия исключены полностью, поскольку задача тьютора как раз развитие социального взаимодействия между ребенком и одноклассниками.
Тьютор не должен отвлекать и мешать учителю на уроке, он не дублирует инструкцию учителя, а помогает взаимодействовать с учителем и одноклассниками напрямую.
Зависимость от подсказок тьютора – это ключевая ошибка в процессе тьюторского сопровождения и нарушение всей концепции тьюторства. Задачей тьютора как раз и является снижение уровня подсказки и оказания помощи, и, в конечном счете, обучение ребенка самостоятельности. И тьютор не должен сокращать время взаимодействия учителя с учащимся с ОВЗ. Он только оказывает помощь ученику в процессе обучения. Ученик с ОВЗ имеет точно такие же права в системе образования, как и остальные дети. И задача учителя уделять ему ровно столько времени, сколько он уделяет остальным детям в классе.
На уроке тьютор должен адаптировать материал, предлагаемый учителем для восприятия учащегося с ОВЗ.
Например, учитель, объясняя материал, предлагает детям посмотреть в окно и охарактеризовать погоду. Учащийся с РАС, которого сопровождает тьютор, не понимает этого задания. В такой ситуации тьютор может показать учащемуся карточку (которую он подготовил заранее сам или вместе с этим учащимся), где изображена подобная погода, акцентировать внимание ученика на этом изображении и помочь ему по возможности дать характеристику этой картинки и выполнить задание пошагово. Цель работы тьютора в данной ситуации в том, чтобы у ребенка изучаемый материал зафиксировался.
Таким образом, задача тьютора, в любой ситуации не акцентировать внимание на особенностях ребенка с ОВЗ, а направить их в конструктивное русло, помочь ему достигать маленькие цели, и постепенно адаптироваться к жизни в обычной среде.
Когда нужно сделать что-то очень неприятное с точки зрения ребенка с ОВЗ очень важно, чтобы рядом с ним был человек, которому он доверяет и чтобы этот человек постоянно комментировал, что они делают и что происходит. Это психологический прием, который в случае включения ребенка с ОВЗ в социум хорошо работает.
В процессе нахождения ребенка в школе важно уделять внимание не только его учебным навыкам, но и процессу социализации. Поэтому одна из важнейших задач тьютора во внеучебное время – работа над социальными навыками и коммуникацией сопровождаемого. В это время тьютор должен создавать как можно больше ситуаций, которые дадут возможность осуществлять обучение ребенка социальным навыкам. Тьютор должен приучать ребенка к общению с одноклассниками во время игры и досуга. При этом тьютор должен быть готов ответить на вопросы других детей о ребенке, если подопечный не может сам о себе рассказать, и выгодно преподнести его достоинства.
Работа тьютора начинается, как только он принял ребенка в школе и заканчивается только после того, как ребенка передали родителям. На протяжении всего дня обучающий процесс происходит непрерывно. Идет работа не только над учебными навыками социализации и коммуникации, но и навыками самообслуживания. Именно этот аспект для детей с расстройствами аутистического спектра зачастую является ключевым моментом адаптации во внедомашней среде. Процесс обучения идет непрерывно – во время приема пищи, переодевания, туалета, подготовки своего рабочего места к уроку и др. И одной из важнейших задач тьютора является развитие самостоятельности ребенка, которого можно добиться постепенно систематически снижая уровень предоставляемых подсказок.
Часто бывает, что не столько сам ребенок нуждается в поддержке, сколько взрослый стремиться эту поддержку ему оказать, и совершенно не оставляет ребенку возможность самостоятельной деятельности.
Важно помнить, что идеальный результат – это научить ребенка обходиться без помощи тьютора и при этом быть успешным в образовательном процессе.
Источник
«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ
в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования»
Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) – новая специальность в нашем образовании.
Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор на первых этапах обучения выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы. Тьютор – это наставник, посредник, человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи).
Инклюзивное, или включенное, образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Цели и задачи в работе тьютора
Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач.
1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка. Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.
2. Социализация – включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе.
3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы
Тьютор и подопечный: тьютор формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой; следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет); координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.
Тьютор и учитель (учителя) класса: тьютор обсуждает с учителем: цели и задачи своей работы; возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка; каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.
Тьютор и другие дети: тьютор следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют; объясняет детям, как общаться с их одноклассником; если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.
Тьютор и родители: тьютор рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности; отвечает на вопросы родителей.
Картина взаимоотношений ребенка с особенностями развития
в школьной системе и роль тьютора в этом процессе.
Ребенок с ОВЗ и учитель | Для этого тьютор: |
Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции | привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»; «Смотри на доску»; «Возьми ручку, пиши»; «Открывай учебник»; «Открывай дневник» и т.п. |
Ребенок с ОВЗ и тьютор | Для этого тьютор: |
Ребенок выполняет рекомендации тьютора | следит за организацией рабочего пространства ученика; соотносит задания учителя с возможностями ученика; если ребенок не успевает полностью выполнить задание – определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание; если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию. Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя. |
Ребенок с ОВЗ и другие ученики | Для этого тьютор: |
Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему | наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного. Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно». |
Ребенок с ОВЗ и родители | Для этого тьютор: |
Ребенок перед началом уроков прощается с родителями, после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором | помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей. |
Для успешной работы тьютора предусмотрено ведение им следующей документации:
- Рекомендации специалистов для работы с ребенком с ОВЗ.
- Дневник наблюдений за ребенком.
Дневник – форма отчетности, которая позволяет фиксировать наблюдения, отслеживать динамику развития ребенка.
Содержание и специфика деятельности тьютора
Содержание и специфика деятельности тьютора обуславливается многими факторами, в том числе:
– спецификой нарушений развития ребёнка;
– уровнем его активности;
– степенью готовности учреждения к инклюзивному образованию, стадии включенности ОУ в работу по развитию инклюзивной практики;
– степенью подготовленности педагогического коллектива, возможностью дополнительного образования;
– степенью заинтересованности в коррекционном процессе родителей;
– уровнем профессиональной компетентности самого специалиста.
Успешность тьюторской деятельности зависит от многих факторов:
– психологическая готовность администрации и коллектива ОУ к инклюзии, понимание основных ценностей, инклюзивной дятельности, согласия с ними;
– наличие необходимых специалистов или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Ресурсных центров, Центров психолого-педагогического развития и коррекции, ППМС центров;
– наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.
Источник