Тьютор для ребенка с нарушениями в развитии это
Кто такой тьютор
Тьютор в школе — это специалист, который исследует интересы и создаёт среду для развития ребёнка. Он ориентируется не на потребности учебной программы или образовательного стандарта, а на потребности учащегося. При этом тьютор старается привести его познавательные запросы в гармонию с интересами и возможностями семьи.
Чтобы яснее осознать роль и обязанности тьютора в образовании, обособим его от других специалистов, занимающихся развитием личности и работающих со школьниками.
Чем тьютор отличается от дефектолога
Тьюторов могут ошибочно принимать за педагогов-дефектологов. Однако сферы их деятельности и задачи различаются.
Задача педагога-дефектолога состоит в изучении психофизических особенностей, системы восприятия и темперамента для восстановления или коррекции недостающей функции. Например, дефектолог может разглядеть у слабовидящего ребёнка музыкальные задатки и сфокусировать развитие в этом направлении.
Задача тьютора: создавать события, которые меняют образ мыслей и представление о будущем. Это одна из форм антропопрактики — работа в пространстве субъективной реальности человека.
Эпигенетические исследования показывают, что независимо от унаследованных задатков, всегда есть место потенциалу неизвестности и развитию. Взаимодействие в новой среде, с новыми людьми и новыми способами способно изменить будущее. В обязанности тьютора в школе входит открыть ребёнку возможности для такого взаимодействия.
Чем тьютор отличается от коуча
Главное отличие: коучи работают со старшими подростками и со взрослыми. Коуч подталкивает человека в движении к уже сформированной цели и обычно даёт довольно жёсткие установки.
Задача тьютора: помочь ребёнку понять, чего он хочет. Тьютор часто работает в ситуации неопределённости, когда познавательный запрос ещё не сформирован. У него более мягкие, подталкивающие к самостоятельным решениям методы.
Чем тьютор отличается от психолога
Школьный психолог оказывает психологическую помощь детям и взрослым. Часто — в конфликтных ситуациях. При этом применяются психологические методы.
Задача тьютора: помочь с самоопределением. Тьютор в школе — это прежде всего педагог. По профессиональному стандарту он обязан пройти соответствующую переподготовку. Отдельные специалисты могут иметь ещё диплом психолога, но в тьюторском сопровождении используется педагогический инструментарий.
Чем тьютор отличается от репетитора
Задача репетитора: улучшить знания ребёнка по конкретному предмету в рамках определённой программы.
Задача тьютора: дать свободу и научить брать на себя ответственность. Он не объясняет сложные темы и не заставляет учиться. Тьютор в образовании создаёт среду и объясняет, что каждое действие и бездействие имеет вес.
Чем тьютор отличается от куратора
Задача куратора: реагировать на возникающие у ребёнка трудности. Это могут быть сложности с планированием времени, самоконтролем, освоением отдельного предмета, учебной мотивацией.
Задача тьютора: помощь в прокладывании для ребёнка индивидуального образовательного маршрута, включающего в себя формальное и неформальное обучение. Вот их особенности:
- Формальное обучение связано с получением документов установленного образца. Оно может быть основным (получение школьного аттестата) и дополнительным (диплом музыкалки или художки). Всегда ограничено по времени.
- Неформальное обучение направлено на удовлетворение личных интересов. Может выражаться в каком-либо форматном мероприятии (экскурсии, мастер-классе, дискуссионном клубе, лагере) или быть случайным (например, на образование может повлиять беседа с эрудированным человеком). Не имеет дедлайнов, может продолжаться всю жизнь.
Инструменты и этапы работы тьютора
Далее мы разберём, чем занимается тьютор и как строятся его взаимоотношения с подопечными. Его работа предполагает несколько встреч и разные виды взаимодействий:
- Беседа. Тьютор с ребёнком ведёт разговор по определённым правилам. С помощью коучинговых технологий, активного слушания и различных поддерживающих элементов выстраивается открытый диалог. Открываясь, собеседник переходит на новый уровень осознания и выходит из беседы интеллектуально обогащённым. Неконтактным детям предлагаются альтернативные формы общения — рисунки, тексты и другие.
- Вопросы. Когда установлен доверительный контакт, тьютор начинает выявлять запрос ребёнка — задаёт особым образом сформулированные вопросы. Если подросток не готов отвечать, инструмент заменяется на другой.
- Личностно-ресурсная карта. Наглядное изображение путей реализации познавательного запроса ребёнка. На карту вносятся все доступные ресурсы: школьные и внеурочные, онлайн и офлайн. Удобно составлять в виде майндмэпа. Как правило, пополняется при каждой встрече ребёнка и тьютора.
- Пробы. Это новые для человека действия, выполняемые на условиях безопасности. Ребёнок должен осознавать, что может попробовать что-то новое и в любой момент отказаться, если не понравилось, его не будут ругать, не поставят «двойку»; а если понравится, напротив, ему помогут масштабировать проект.
Примерное содержание ресурсной карты
Когда школьнику необходим тьютор
- Когда семья строит план образования детей. Особенно актуально на семейном образовании.
- Когда у ребёнка пропал интерес к учёбе или нужна помощь в формировании познавательного запроса.
- Когда хочется увидеть имеющиеся образовательные ресурсы и найти новые.
В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» мы часто сталкиваемся с такими потребностями детей и родителей, поэтому запустили ещё одно направление персонального сопровождения учащихся.
<<Форма с консультацией>>
Тьюторское сопровождение в «Фоксфорде»
Наша программа тьюторского сопровождения направлена на личностное развитие — это взгляд в будущее ребёнка.
Программа осуществляется дистанционно: тьютор и ребёнок общаются в режиме реального времени по видеосвязи.
Участники программы:
- тьюторы — специалисты, непосредственно работающие с детьми;
- тьюторант и представители тьюторанта — ребёнок и родители.
Структура программы включает в себя 9 индивидуальных онлайн-встреч. Первая общая встреча со всеми участниками программы проводится в начале тьюторского сопровождения, а вторая — в конце.
Тьютор в школе не обсуждает с подростком личную жизнь, внутрисемейные отношения, вопросы религии. При необходимости родители могут запросить видеозапись встречи.
Темы индивидуальных встреч:
- «Моё будущее. Мои мечты и планы» — интенция подростка о своём будущем и будущем человечества.
- «Моя ресурсная карта» (начало) — выявление доступных и желаемых ресурсов.
- «Моя ресурсная карта» (окончание) — аккумуляция культурно-предметных и социальных ресурсов.
- «Путь к мечте» (начало) — разграничение мечтаний, целей и планов.
- «Путь к мечте» (продолжение) — постановка цели, пробы, фиксация того, что получилось.
- «Строю свой индивидуальный маршрут» — саморазвитие, самоконтроль, тайм-менеджмент, рефлексия.
Чтобы присоединиться к программе «Вперёд к своей мечте!», необходимо подать заявку. Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» отправит вам ссылку для ознакомления с офертой. После оплаты вы получите анкету для подбора тьютора для ребёнка. Вопросы и предложения можно направлять на почту tutor@foxford.ru.
Источник
Ольга Калашникова
Тьюторское сопровождение воспитанников с ОВЗ в ДОУ
Начать статью хотелось бы с рассказа о том, как в нашем дошкольном учреждении появился тьютор. Случилось это неожиданно, так как ребенок уже посещал детский сад в течение двух лет, а на третий год обучения, мама принесла Заключение ПМПК, в котором было прописано «сопровождение тьютора». В детском саду был еще один ребенок с подобным диагнозом, однако в его Заключении сопровождение не предполагалось. Дети числились в разных группах, один ребенок проходил адаптационный период, другой имел аутоподобное поведение, оба ребенка – незрячие. О том, как нам удалось найти тьютора (на тот момент мы не знали является ли данная должность педагогической специальностью, наладить деятельность тьютора в двух разных группах, я постараюсь сегодня рассказать, чтобы предупредить возможные ошибки.
Тьютор – это педагогическая специальность. Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов воспитанника, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование образовательной рефлексии воспитанников.
С момента внесения в реестр педагогических профессий, а также утверждения Профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» от 10 января 2017 г. №10н куда входит «Социальный педагог», «Педагог-организатор» и другие, в п. 3.6 описаны трудовые функции тьютора, требования к образованию и обучению, теоретические и методические основы тьюторской деятельности.
Так в ПРОФСТАНДАРТ внесены следующие виды трудовой деятельности тьютора:
ОКЗ 2330 Педагогические работники в средней школе
2341 Педагогические работники в начальном образовании
2342 Педагогические работники в дошкольном образовании
2359 Специалисты в области образования, не входящие в другие группы
Тьютор (англ. tutor — наставник, репетитор, преподаватель)
По некоторым данным, тьюторство возникло еще в XIII-XIV веках в частных британских университетах – Кембриджском и Оксфордском. В этих учебных заведениях были профессора, читавшие лекции для всех, и их ассистенты, проводившие занятия с отдельными группами, а также специалисты, которые работали со слушателями индивидуально.
Следует сказать, что о деятельности тьютора информации в педагогическом сообществе очень мало. Сегодня я постараюсь показать нормативно-правовую базу, которая имеется на сегодняшний день, те наработки, которые имеются в нашем детском саду и поговорить об опыте, который имеется в России по организации деятельности тьютора.
Итак, в условиях инклюзивного образования, в детский сад пришел ребенок с ограниченными возможностями здоровья или, как гласят нам Примерные адаптированные программы дошкольного образования, «ребёнок с особыми образовательными потребностями» (данная формулировка считается более корректной на сегодняшний день).
На первом этапе важно обратить внимание на документы, определяющие у ребенка статус «с ограниченными возможностями здоровья». Таким документом является Заключение о создании специальных условий для получения образования, которое выдается городской территориальной службой психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), в городе Новороссийске – ГБУ «Центр диагностики и консультирования». Если ребенок имеет статус «ребёнок-инвалид», то в дополнение справку Медико-социальной экспертизы, где будет указана дата присвоения данного статуса и дата очередного переосвидетельствования. Также по желанию родителей предоставляется ИПРА на ребенка-инвалида.
Далее при наличии в Заключении формулировки «Тьюторское сопровождение обучающихся: осуществление ИНДИВИДУАЛЬНОГО тьюторского сопровождения» мы понимаем, что должны обеспечить данному ребенку сопровождение тьютора. Формулировка «Осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП», означает разработку и реализацию АООП/АОП с учетом нарушений у ребенка. Хотелось бы уточнить разницу между сопровождением тьютора и ассистента. «Ассистент» не является педагогической специальностью, обеспечивает техническое сопровождение и выполнять такие функции может лицо со средним специальным образованием (Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”). (ФОТО 8)
Нормативно-правовой базой деятельности тьютора:
• Конвенция о правах ребенка
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
• Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”
• Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 № Р-93 “Об утверждении примерного положения о психолого – педагогическом консилиуме образовательной организации”
• Профессиональный стандарт «Специалист в области образования» от 10 января 2017 №10Н п. 3.6
• Примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования по разным видам ограничения возможностей здоровья (для слабослышащих и позднооглохших детей; глухих; с амблиопией и косоглазием; слабовидящих; слепых; детей с задержкой развития; с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); с нарушениями опорно-двигательного аппарата; тяжелыми нарушениями речи) https://fgosreestr.ru/
• Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», п. 2.1
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. №32)
В данном приказе описываются условия комплектования групп компенсирующей и комбинированной направленности, а также обеспеченность узкими специалистами. Однако мы обратимся только к пунктам, регулирующим деятельность тьютора в ДОУ.
Согласно данному приказу (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. №32) «на каждую группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения (слепых) или расстройством аутистического спектра, или умственной отсталостью (умеренной и тяжелой степени) вводится не менее одной штатной единицы тьютора»
«При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности…вводится 1 штатная единица тьютора из расчета на каждые 1-5 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Как стать тьютором?
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Однако очень тяжело работать тьютором, не обладая соответствующей подготовкой.
В настоящий момент в ведущих вузах страны реализуются профильные программы подготовки тьюторов. Например, в Московском педагогическом государственном университете есть Кафедра индивидуализации и тьюторства, которая ведет обучение студентов по магистерской программе «Тьюторство в сфере образования» и курсам профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение в образовательной деятельности», а также Институт развития образования Краснодарского края.
В чем же назначение тьютора в детском саду?
Роль тьютора в инклюзивной среде – успешная социализация, максимальная самостоятельность и реализация адаптивно-компенсаторного потенциала «особого ребенка». В детский сад пришло большое количество детей с ОВЗ. Многие воспитатели говорят, о том что они не успевают уделять внимание остальным детям, занимаясь с ребенком с ОВЗ, тем самым теряется качество воспитательно-образовательного процесса по отношению к другим детям. Вводя штатную единицу тьютора, воспитатель имеет возможность «вздохнуть», так как у в группе появляется второй взрослый человек, образованный, обладающий профессиональными компетенциями, который может помочь проводить совместную деятельность так, чтобы все дети имели возможность включиться в нее.
Может ли быть учитель-логопед или дефектолог быть тьютором?
Может, однако нужно помнить, что тьютор никогда не работает с первичным отклонениями ребенка, занимаясь вторичными нарушениями. Компенсация нарушений в развитии важна, однако опыт взаимодействия в социуме обязателен, так как в будущем ребенка ждет обычная жизнь. Определение адаптивно-компенсаторного потенциала, набора способностей подопечного – одна из задач тьютора. Например, ребенок мечтает быть космонавтом, но он физически слаб. Однако это не значит, что ребенок не может быть включен в данную культурную среду.
Когда я просматривала различные вебинары и литературу по специальной педагогике, мне
понравились две идеи, которые помогают раскрыть позицию тьютора в ДОУ:
Первое – это помочь ребенку научиться быть самостоятельным;
Второе – помочь окружающим научиться правильно воспринимать его.
Направления деятельности тьютора:
* работа с ребенком с ОВЗ, с инвалидностью;
* работа с семьей;
* работа с социальным окружением ребёнка (воспитатели, дети, специалисты).
Работая с семьей, тьютор часто сталкивается с горем, родительской бедой, бесперспективностью. И одна из задач тьютора – не «вешать на себя» груз проблем, а занимать объективную позицию и показать родителям ту перспективу, которая реальна для этого ребенка.
К чему приведут наши усилия?
Очень важно помнить о том, к какому результату мы можем прийти. Когда молодой уже человек самостоятелен, способен передвигаться, ориентироваться в городской среде, то вполне возможно его участие в различных адаптированных сообществах.
* Адаптированная городская среда;
* Занятость в НКО и Центрах социального сопровождения, трудоустройство;
* Семейный бизнес;
* Поддерживаемое проживание: социальные квартиры, проект «Деревня»;
* Клубы по интересам (Центры поддержки людей с РАС, параспорт, профобразование);
* Занятость в проектах творческого характера: кинопроекты, проекты искусства;
* Система дополнительного образования.
Все эти организации существуют на средства из благотворительных фондов.
Может ли один из родителей быть тьютором для своего ребенка?
Теоретически может. Но ребенку достаточно тяжело абстрагировать разные социальные роли. Тьютор курирует образовательную среду для ребенка с ОВЗ объективно, родители же занимают субъективную позицию. Лучше этого не делать.
Трудовые функции тьютора в ДОУ:
• Педагогическое сопровождение реализации воспитанниками с ОВЗ и инвалидностью индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
• Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанников в процессе образования
• Педагогическое сопровождение воспитанников в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
• Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса
• Педагогическая поддержка рефлексии воспитанниками результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
• Организация участия родителей (законных представителей) воспитанника в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
• Участие в реализации адаптивных образовательных программ (АОП) воспитанника с ОВЗ и инвалидностью.
• Организация образовательной среды для реализации обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
• Проектирование открытой, вариативной образовательной среды образовательной организации
• Повышение доступности образовательных ресурсов для освоения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
• Координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам.
• Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися с ОВЗ и инвалидностью индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.
• Разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) для разработки и реализации обучающимся индивидуальных образовательных маршрутов, проектов, адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Примерный перечень документации тьютора:
Положение о тьюторском сопровождении;
Должностная инструкция тьютора;
Программа (план) тьюторского сопровождения воспитанников (тьюторской группы); Индивидуальные адаптированные образовательные программы воспитанников (АОП);
График работы тьютора;
Циклограмма деятельности тьютора;
Журнал учета посещаемости детей;
Портфолио воспитанников (по желанию);
Материалы диагностики узких специалистов согласно Заключению ПМПК воспитанников;
Дневник наблюдений (заполняется ежедневно).
К методам тьюторского сопровождения можно отнести: (см. буклет)
– методы практикоориентированной деятельности;
– методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса, развивающие игры, рефлексивные тьюториалы);
– проектные методы (разработка индививидуального образовательного проекта, портфолио);
– психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование);
– методы активного обучения;
– методы анализа и самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей);
– методы самостоятельной работы воспитанника/ов (индивидуально и в группах) – предполагает наличие отдельного помещения;
– методы релаксации – предполагает наличие сенсорной комнаты.
Согласно распоряжению Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 № Р-93 “Об утверждении примерного положения о психолого – педагогическом консилиуме образовательной организации” рекомендации о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и/ или ассистента по оказанию технической помощи обучающемуся указывается в Заключении ПМП комиссии, в случае отсутствия данных рекомендаций, ПМП консилиума ДОУ может быть принято решение по организации тьюторского сопровождения и/или техническому сопровождению ассистентом в том числе относительно периода и содержания (например, на период адаптации, на период проведение занятий, постоянное сопровождение).
В соответствии со ст. 28 «Закона об образовании» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в том числе, в составлении штатного расписания. Решение о введении в штатное расписание тьютора и/или ассистента по оказанию технической помощи принимается руководителем ДОУ на основании Заключения ПМП комиссии, либо с учетом рекомендаций ПМП консилиума ДОУ.
Рабочая нагрузка тьютора составляет 36 часов в неделю, эта норма определяется Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», п. 2.1
Итак, добиться результат, когда всем участникам образовательного процесса все понятно, дети и родители довольны – возможно. Главное правильно оперировать нормативными документами, в доступной форме доводить необходимую информацию, правильно распределять время, закреплять все принятые решения в локальных актах.
Дополнительная литература тьютора:
1. «Нарушение психического развития в детском возрасте», В. В. Лебединский. – М. : Издательский центр «Академия», 2003 г.
2. «Специальная педагогика», под ред. Назаровой Н. М. (10-е изд., стер.). – М. Издательский центр «Академия», 2010 г.
3. «Суть и содержание традиционной модели тьюторства», Е. А. Андреева, М. : «Образовательные технологии», 2011 г.
4. «Тьютор и воспитанник. Педагогическое взаимодействие систем ценностей», С. В. | Яковлев, М. : Инфра-М, 2017
Источник