Типы семейного воспитания и их влияние на личностное развитие ребенка
Семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта отношения к явлениям, продуктам жизни.
Семья выполняет ряд функций важных для общества, необходимых для жизни каждого человека: это воспитательная, репродуктивная, хозяйственно-бытовая, социально-контролирующая, функция организации досуга.
Большое значение в становлении личности ребенка имеет стиль семейного воспитания.
Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. (Приложение 1)
Существует несколько разнообразных классификаций стилей семейного воспитания. И у каждого стиля семейного воспитания свои характеристики.
Базовой считается модель американского психолога Дианы Баумринд.
Она проста и понятна.
Автор взяла за основу два критерия.
- Уровень эмоционального принятия ребенка родителями
- Уровень контроля со стороны родителей
И вот благодаря сочетаниям этих критериев и было выделено четыре стиля семейного воспитания.
- Авторитетный
- Авторитарный
- Индифферентный
- Либеральный
АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ИЛИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ)
Особенности
Название говорит само за себя. Родители в семье занимают лидирующие позиции, являясь авторитетом для ребенка. Этот стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля со стороны взрослых.При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В такой семье практически отсутствуют физические наказания и словесная агрессия, родители стараются использовать логику в общении с детьми, стремятся договориться. Уважают себя и своих детей. Родители обладают хорошим жизненным опытом и несут ответственность за своих детей.
Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:
- активно-положительное отношение к ребенку;
- адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач;
- им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения;
- умение прогнозировать развитие личности ребенка.
Последствия
При авторитетном стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:
- Высокая самооценка, самопринятие, самоконтроль.
- Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
- Инициативность и целеустремленность.
- Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.
- Способность договариваться, находить компромиссные решения.
- Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.
Рекомендации
Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ
Особенности
Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав».
При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.
Последствия
В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому, в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.
Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:
1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:
- потеря чувства собственного достоинства;
- потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;
- потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»);
2 вариант – развитие деспотической личности:
- ненависть к родителям;
- решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);
- грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;
- повышенная агрессивность и конфликтность.
Рекомендации
- Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!
- Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.
- Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.
- Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком).
- Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».
- Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было.
- Не подслушивать телефонные разговоры.
- Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.
- Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.
- Станьте терпимее к недостаткам подростков. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.
ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ
Особенности
И самый неблагоприятный с точки зрения формирования психики и развития личности ребенка является индифферентный стиль семейного воспитания. Здесь, к отрицательным характеристикам предыдущего стиля семейного воспитания прибавляется еще и отсутствие теплоты в отношении к ребенку. К ребенку относятся с пренебрежением, игнорируя его эмоциональные потребности. Это случаи, скорее всего, случайного или нежелательного появления ребенка в семье. Ну, раз уж родился, живи, но не мешай.
Последствия
При индифферентном стиле семейного воспитания возможно развитие у детей эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. Существует опасность вовлечения детей в асоциальные группы, поскольку родители неспособны контролировать их поступки. Чаще всего, в индифферентных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе дети, либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае дети таких родителей все же становятся сильными, творческими, активными людьми. Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи.
Рекомендации
- Включитесь в жизнь своего ребенка. Будьте активным участником всех его интересов, проявите инициативу.
- Составьте четкую систему запретов, чтоб ребенок почувствовал грань дозволенности.
- Обговорите его обязанности и права в семье, дайте поручение по дому, которое закрепится за ним.
- Проявите «душевную теплоту», говорите «по душам», постарайтесь перевести отношения в дружественные и доброжелательные. Беседуйте с ним на интересующие его темы, таким образом вы покажите насколько ребенок для вас важен.
- Любите его и не бойтесь ему про это сказать.
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ)
Особенности
При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.
Либеральный стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями либерального и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.
Последствия
При либеральном стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:
1 вариант – свободный, но безучастный:
- неспособность к близости и привязанности;
- безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»)
- отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;
- мало «душевного тепла».
2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:
- хамство и вседозволенность;
- воровство, враньё, распущенность;
- безответственность, не умение «держать слова».
Рекомендации
- Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.
- Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка.
- Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.
- Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
- Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.
- Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!
Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности.
Нельзя однозначно сказать, что только стиль семейного воспитания оказывает влияние на формирование личности ребенка, тем не менее, вероятность появления тех или иных черт в зависимости от стиля семейного воспитания увеличивается или уменьшается.
Уважаемые родители! Предлагаю вам пройти тест на определение стиля воспитания в вашей семье (Приложение 2).
Ответьте, пожалуйста, на вопросы теста, выбрав из четырех предложенных вариантов ответа один, который наиболее соответствует воспитательной системе вашей семьи.
Источник
Типы и характер семейного воспитания, и их влияние на личностное развитие дошкольников.
Воспитатель: Яземова Ю.В.
В психологической литературе понятия «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто воспринимается как синонимы. Безграничное воздействие родителей на детей дошкольного возраста, а также характер этого авторитета признаются теми механизмами социализации ребенка, которые с огромной отдачей стимулируются в семейном воспитании. Воспитание дошкольника – одна из важнейших функций семьи.
Семейное воспитание – направленное взаимодействие взрослых членов семьи с младшими, построенное на любви и внимании личного достоинства и чести детей, предвкушающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей дошкольного возраста с точки зрения их возможностей и в согласии с достоинствами семьи и общества.
Исключительностью семейного воспитания значится и тот факт, что семья символизирует собой разновозрастную общественную группу: в ней есть представители двух, трех, случается и четырех поколений. Следовательно, это различные ценностные установки, многообразные критерии оценок актуальных явлений, разнообразные идеалы, взгляды, мнения, что и дает возможность создавать явные традиции.
Семейное воспитание органически соединяется со всей жизнью растущего ребенка. В семье ребенок дошкольник вливается в жизненно ценные виды деятельности, проходит все ее этапы: от первоначальных испытаний (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до запутанных социально – личностно существенных форм поведения.
Семейное воспитание располагает большим временным размахом воздействия: оно длится всю жизнь, осуществляется в любое время суток, в любой момент.
По взглядам Т.А.Куликовой, всякая семья располагает значительными или меньшими воспитательными возможностями, педагогическим потенциалом. Под педагогическим потенциалом семьи нынешние ученые предвидят характеристики, показывающие различные условия и обстоятельства жизнедеятельности семьи, выясняющие ее воспитательные условия: ее тип, структуру, материальный достаток, местожительства, психологическую атмосферу. Обычаи и традиции, уровень культуры и образования родителей и др. Наряду с этим необходимо рассматривать все факторы в совокупности, а не отдельно друг от друга.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора формирования личности дошкольника. Положительное влияние на личность выражается в том, что никто кроме близких родственников не обращается с дошкольником лучше, не любит его и не заботится о нем, так как они. Вместе с тем никакой другой социальный институт не смеет потенциально сделать столько вреда в воспитании. Ввиду с особой воспитательной ролью семьи появляется вопрос о том, как максимально повысить положительные и максимально уменьшить отрицательные воздействия семьи на поведение развивающегося дошкольника. Для этого желательно отчетливо определить внутрисемейные социально психологические факторы, обладающие воспитательным значением.
В роли существенных условий зарубивших лучший тип семейного воспитания, выступают: настоящая любовь к дошкольнику, логичность в поведении, целостность требований со стороны окружающих взрослых, соответственность воспитательных мер, наказаний. Все названные требования нацелены на то, чтобы гарантировать ребенку дошкольнику мягкость, прочность, надежность атмосферы, что является гарантией его внутреннего спокойствия и устойчивости психики.
А.Я. Варга и В.В. Столин акцентируют внимание на четырех типах родительских отношений:
1. Принимающий – авторитарный – личное благополучие родителей: мягкое расположение и принятие ребенка дошкольника с требованиями социальных свершений и достижений при контроле в этих областях.
2. Отвергающий с элементами инфантильности и социальной инвалидизации –темпераментное отвержение ребенка дошкольника, маленькая важность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сопоставлению с реальным возрастом, присваивание плохих наклонностей.
3. Симбиотический – готовность установить с ребенком дошкольником непосредственный тяжелый темпераментный контакт, участвовать в полной мере в мелочах его жизни.
4. Симбиотическо-авторитарный – гиперпротекция и полный контроль поведения психической жизни ребенка дошкольника, осаждение исполнения необходимости в психосоциальной идентификации.
Образцовой числится, работа С. Броди, сделанная в рамках клинического подхода. Просматривая видеомагнитофонные записи 4-х часового общения матери с ребенком дошкольником, она сделала акцент на четырех типах материнского отношения:
1 тип. Мать свободно и неотделимо притирается к интересам ребенка дошкольника. Для нее своеобразно одобрительное, разрешающее поведение.
2 тип. Специально мать пытается приспособиться к интересам ребенка дошкольника, но из-за натянутости и нехватке непосредственности в общении с ребенком ее попытки часто бессмысленны. Мать частенько господствует, чем уступает.
3 тип. В сущности материнства – чувство обязательства. В подходе к ребенку отсутствует внимание, ласка, неожиданность. Инструмент – жесткий контроль.
4 тип. Мать ведет себя несоответствующее возрасту и интересам ребенка дошкольника. Ее педагогические действия нечетки и различны.
По взглядам С. Броди, особенно губительным для ребенка дошкольника оказался 4-й стиль материнства (регулярная внезапность материнских реакций отделяла ребенка дошкольника от мира постоянства и вызывала повышенную тревожность).
Из классификаций, сравнивающих особенности развития личности детей дошкольников и типы семейного воспитания, особенно примечательной и подробной является, классификация, предложенная А. Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер.
Авторы подчеркнули будущее отклонения в стилях семейного воспитания:
1.Гипопротекция. Квалифицируется отсутствием опеки и контроля. Дошкольник оказывается без надзора. К нему проявляют мало внимания, нет заинтересованности в его делах, часты физическая запущенность и неухоженность.
2.Доминирующая гиперпротекция. Выражается в особо, остром внимании и заботе, большой опеке и незначительном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка дошкольника не обучают самостоятельности и ответственности.
3.Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание «кумира семьи». Родители стараются отстранить ребенка дошкольника от малых трудностей, потакают его желаниям, избыточно обожают и покровительствуют, восторгаются его минимальным успехам и требуют такого же восхищения от других.
4.Эмоциональное отвержение. Потребности ребенка дошкольника игнорируются. Временами с ним чудовищно обращаются. Родители принимают ребенка дошкольника обузой и выражают общее недовольство ребенком. Зачастую встречается незаметное эмоциональное отвержение: родители пытаются завуалировать действительное отношение к ребенку завышенной заботой и вниманием к нему.
5.Жестокие взаимоотношения. Могут демонстрироваться открыто, когда на ребенке дошкольнике срывают зло, используя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и дошкольником стоит «стена» эмоциональной равнодушности и недоброжелательности. От ребенка дошкольника требуют порядочности, чувства долга, не совпадающих с его возрастом. Ему принудительно приписывают роль «главы семьи».
По-видимому из примеров, приведенных выше, общей основы классификаций типов семейного воспитания нет. Временами брались за основу эмоциональные компоненты воспитания, в отдельных случаях способы воздействия на ребенка дошкольника, кое – когда родительские позиции и т.п.
Е.К. Яковлева (1960), В.Н. Мясищев (1934, 1939), С.Г. Файнберг (1967) отмечают, что воспитание в условиях суровых, но различных запретов и требований является располагающим фактором для невроза навязчивых состояний и психастении. К развитию истерических черт характера ведет воспитание по типу большого внимания и удовлетворения всех желаний ребенка дошкольника.
Г. Стейнер, Б. Берельсон резюмируя результаты многих исследователей, констатируют, что чем меньше заботы, тепла, ласки испытывает ребенок дошкольник, тем неторопливо он определяется как личность, тем больше он готов к инертности и апатии. К тому же вероятно, что в дальнейшем у него сложится слабый характер.
Следовательно, анализируя литературу на эту тему можно снова удостовериться в том, как неоспоримо велика роль семьи. А именно родителей, в формировании здоровья и психики ребенка дошкольника. Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что типы и характер семейного воспитания обоснованно проявляют важное влияние на личностное развитие дошкольников. Но не во всех случаях это влияние хорошо наблюдается. Видимо, это вызвано действием побочных факторов.
Получается, можно сказать, что, конечно, имеется точное влияние семейного воспитания на личность дошкольника, потому что ребенок дошкольник видит себя глазами взрослого и воспринимает себя так, как его воспринимает взрослый.
Источник