Типы родительской любви и их влияние на развитие ребенка

Типы родительской любви и их влияние на развитие ребенка thumbnail

Типы родительской любви

В психологии и педагогике выделяют типы родительской любви (А.С. Спиваковская, 1986; В.А. Сухомлинский, 1988).

А.С. Спиваковская (1986) описывает восемь типов родительской любви на основании выделения отношений, составляющих родительскую любовь, таких как симпатия-антипатия, уважение-пренебрежение, близость-дальность.

1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Для родителя характерно теплое эмоциональное отношение к ребенку. Родитель принимает его личность, поведение, уделяет внимание интересам ребенка, уважает его права и признает обязанности, оказывает помощь при разумной требовательности. Формула воспитания: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). Для родителя характерна высокая оценка ребенка, его внешнего облика, его успехов, способностей. Мягкое общение с ребенком сочетается с недостаточным вниманием к его повседневным нуждам, с поверхностным знанием душевного мира. Внешнее любование ребенком сочетается с неумением помочь ему в его проблемах. Формула воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Для родителя характерно признание действительных, а иногда и мнимых отклонений в умственном или физическом развитии ребенка. В результате родитель приходит к идее об исключительности своего ребенка: «Мой ребенок не такой как все, он не так хорош». Родитель предоставляет ребенку особые привилегии, излишне опекает. Родитель внимателен к ребенку, его интересы сосредоточены на нем, но он не доверяет ребенку, не верит в его способности и возможности. Формула воспитания: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно – это мой ребенок и я его люблю».

4. Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Для родителя характерно не вполне осознанное оправдание неблагоприятных черт поведения и личностных свойств ребенка, его беспомощности ссылкой на его болезненность, на плохую наследственность и иные причины. Неблагополучие ребенка, негласно, признается его правом. Родитель не вмешивается в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, он недостаточно хорошо ориентируется в душевном мире ребенка. Формула воспитания: «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

5. Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Для родителя характерны попытки уменьшения общения с ребенком. Он старается не замечать присутствия ребенка, становится холодно-неприступным при его приближении, совершенно отстраняется тогда, когда ребенок нуждается в поддержке и помощи. Формула воспитания: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

6. Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). Для родителя характерно игнорирование всего положительного, что есть в ребенке, его достижений. Родитель переживает свою связь с таким, как ему кажется, неудачным ребенком. Их общение наполнено понуканиями, назиданиями, одергиванием, требовательностью. Формула воспитания: «Я страдаю, мучаюсь оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив и неприятен другим людям».

7. Преследование (антипатия, близость). Характерно присутствие твердой убежденности родителя в том, что его ребенок – законченный мерзавец и негодяй. Во всех поведенческих проявлениях ребенка родитель, постоянно, видит его «злую волю». Родитель пытается строгостью и жестким контролем переломить ребенка, выступает инициатором привлечения к воспитанию общественности, нередко склонен к вынесению излишне строгих мер воздействия. Формула воспитания: «Мой ребенок негодяй, и я докажу это!».

8. Отказ (антипатия, уважение, большая межличностная дистанция) Характерно отстранение от проблем ребенка, но родитель как бы издали следит за ним, при этом признает силу, ценность некоторых личностных качеств ребенка. При обострении отношений такой родитель охотно прибегает к помощи общественности, стремится передоверить ребенка школе, другим воспитательным учреждениям, обращается к врачам. В поведении родителя просматривается неосознанный призыв к тому, чтобы его оградили от ребенка, от «этого чудовища». Формула воспитания: «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

В процессе развития ребенка, под воздействием изменений социальной ситуации изменяется и отношение родителя к ребенку, приобретая при этом черты того или иного типа родительской любви или их сочетания.

В.А. Сухомлинский (1988) выделяет разновидности уродливой родительской любви, это:

1. Любовь умиления. Это инстинктивная, неразумная любовь. Родитель радуется каждому шагу ребенка, не задумываясь, к каким последствиям он может привести. Любовь умиления «развращает» душу ребенка, так как он не знает меры своим желаниям. Ребенок не знает понятий «можно», «нельзя», «надо». В результате ребенок вырастает капризным, болезненным и эгоистичным.

Читайте также:  Центр развития ребенка 4 выборг

2. Любовь деспотическая. Родитель постоянно упрекает ребенка, создавая при этом невыносимую обстановку. Все это родитель делает, как он говорит, только потому, что любит ребенка, желает ему добра, учит жить – чтобы был умнее и уважал родителей. Результат такой любви – у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человечность и ожесточается.

З. Любовь откупа. Родитель обеспечивает все материальные потребности ребенка, выполняя тем самым свой родительский долг. Такая родительская любовь измеряется материальными затратами. При этом ребенка окружает атмосфера духовной пустоты и убожества. Ему становятся недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего ласка, участливость, сострадание, милосердие. В результате ребенок может вырасти эмоционально невежественным человеком.

Теоретический анализ показывает, что понятием «родительская любовь» обозначается сложная и многогранная психологическая реальность, которая охватывает родителей и детей, их отношения, личностные позиции, эмоции, установки и многое другое.

Таким образом, родительская любовь – это базовое человеческое чувство, формирующееся в процессе ожидания и воспитания ребенка. Она является сложным структурным образованием.

В научном знании существуют следующие взгляды на проблему детерминированности родительской любви причинами природного, социального и психологического характера.

К природным детерминантам относятся органические потребности родителя: половое побуждение, потребность в продолжение рода (побуждение к зачатию, вынашиванию, рождению ребенка, заботе о нем – для женщины; побуждение к зачатию ребенка и к заботе о жене и детях – для мужчины); телесный контакт и психофизиологическое взаимодействие родителя и ребенка.

К социальным детерминантам относятся социокультурное развитие общества; социальное и жизненное пространство личности родителя; опыт родительской любви, приобретаемый человеком при взаимодействии с собственными родителями.

К психологическим детерминантам относятся личностные особенности родителя, способствующие возникновению и проявлению родительской любви (положительное отношение к себе: самооценка, самопринятие; темперамент; экстраверсия; характер; нравственность; объективность; вера; плодотворность личности во многих жизненных сферах и другие).

Теоретический анализ проблемы детерминированности родительской любви показал, что развитие родительской любви обусловлено комплексным воздействием причин природного, социального и психологического характера.

Источник

ТИПОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ

Лунева О.С.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц» г. Хабаровска

  В психологии и педагогике авторы выделяют несколько типы родительской любви:

А.С. Спиваковская (1986) описывает восемь типов родительской любви на основании выделения таких отношений, как симпатия-антипатия, уважение-пренебрежение, близость-дальность.

1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Для родителя характерно теплое эмоциональное отношение к ребенку. Формула воспитания: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). Для родителя характерна высокая оценка ребенка, его внешнего облика, его успехов, способностей. Мягкое общение с ребенком сочетается с недостаточным вниманием к его повседневным нуждам. Формула воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Для родителя характерно признание действительных, а иногда и мнимых отклонений в умственном или физическом развитии ребенка. В результате родитель приходит к идее об исключительности своего ребенка. «Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно – это мой ребенок и я его люблю».

4. Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Для родителя характерно не вполне осознанное оправдание неблагоприятных черт поведения и личностных свойств ребенка, его беспомощности ссылкой на его болезненность, на плохую наследственность и иные причины. Формула воспитания: «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

5. Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Для родителя характерны попытки уменьшения общения с ребенком. Он старается не замечать присутствия ребенка. Формула воспитания: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

6. Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). Для родителя характерно игнорирование всего положительного, что есть в ребенке, его достижений. Формула воспитания: «Я страдаю, мучаюсь оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив и неприятен другим людям».

7. Преследование (антипатия, близость). Характерно присутствие твердой убежденности родителя в том, что его ребенок – законченный мерзавец и негодяй. Во всех поведенческих проявлениях ребенка родитель, постоянно, видит его «злую волю». Формула воспитания: «Мой ребенок негодяй, и я докажу это!».

8. Отказ (антипатия, уважение, большая межличностная дистанция) Характерно отстранение от проблем ребенка, но родитель как бы издали следит за ним, при этом признает силу, ценность некоторых личностных качеств ребенка. Формула воспитания: «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

Читайте также:  Взаимодействие биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка

В процессе развития ребенка, под воздействием изменений социальной ситуации изменяется и отношение родителя к ребенку, приобретая при этом черты того или иного типа родительской любви или их сочетания.

В.А. Сухомлинский (1988), в свою очередь, выделяет следующие разновидности уродливой родительской любви, это:

1. Любовь умиления. Это инстинктивная, неразумная любовь. Любовь умиления «развращает» душу ребенка, так как он не знает меры своим желаниям. Ребенок не знает понятий «можно», «нельзя», «надо». В результате ребенок вырастает капризным, болезненным и эгоистичным.

2. Любовь деспотическая. Родитель постоянно упрекает ребенка, создавая при этом невыносимую обстановку. Результат такой любви – у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человечность и ожесточается.

З. Любовь откупа. Родитель обеспечивает все материальные потребности ребенка, выполняя тем самым свой родительский долг. Такая родительская любовь измеряется материальными затратами. В результате ребенок может вырасти эмоционально невежественным человеком.

Теоретический анализ показывает, что понятием «родительская любовь» обозначается сложная и многогранная психологическая реальность, которая охватывает родителей и детей, их отношения, личностные позиции, эмоции, установки и многое другое.

В научном знании существуют следующие взгляды на проблему детерминированности родительской любви причинами природного, социального и психологического характера.

К природным детерминантам относятся органические потребности родителя: половое побуждение, потребность в продолжение рода (побуждение к зачатию, вынашиванию, рождению ребенка, заботе о нем – для женщины; побуждение к зачатию ребенка и к заботе о жене и детях – для мужчины); телесный контакт и психофизиологическое взаимодействие родителя и ребенка.

К социальным детерминантам относятся социокультурное развитие общества; социальное и жизненное пространство личности родителя; опыт родительской любви, приобретаемый человеком при взаимодействии с собственными родителями.

К психологическим детерминантам относятся личностные особенности родителя, способствующие возникновению и проявлению родительской любви (положительное отношение к себе: самооценка, самопринятие; темперамент; экстраверсия; характер; нравственность; объективность; вера; плодотворность личности во многих жизненных сферах и другие).

Дети – это самая большая радость в жизни каждого человека. Кроме того, что они непосредственно продолжают ваш род, маленький ребенок – это источник непередаваемой радости и счастья. Ведь маленький человечек всегда располагает к себе, и ни один взрослый не сможет удержаться от того, чтобы потискать и побаловать младенца. Родители являются первой социальной средой развития ребенка, обеспечивающей удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе потребность в любви и привязанности.

Родительская любовь является движущей силой развития ребенка и способствует удовлетворению его витальных — жизненно важных потребностей.

Одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека- потребность быть любимым. В родительской любви нуждается ребенок любого возраста, так как она обеспечивает наличие у него чувства безопасности, психологическую защищенность, поддерживает благоприятное состояние эмоционально-чувственного мира, учит любви, нравственному поведению, выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю.

А. Лоуэн (1998) отмечает, что недостаток любви в ранние годы жизни влечет за собой эмоциональное недоразвитие человека Личность, сформировавшуюся в результате депривации родительской любви, характеризует чувство внутренней пустоты; ей присуща потребность в том, чтобы о ней заботились, которая ставит человека в зависимость, а также страстное стремление к контакту и близости. Такие люди личностно незрелы. Родитель, как правило, испытывает потребность «отдать» любовь ребенку, стремится стать для него опорой и, как следствие этого, ощущает собственную значимость. В родительскую любовь включен творческий акт, элемент импровизации. Родительская любовь индивидуальна, она сложна, изменчива и противоречива. В ней нет абсолютной нормы, как и нет определенной нормы-идеала любящего родителя. Любящие родители могут совершать ошибки, сомневаться в своих чувствах к ребенку, наказывать его, а не только заботиться, приносить радость, удовлетворять все потребности ребенка.

Истинная родительская любовь — это глубокое и осмысленное не раз чувство. Любить ребенка — значит уметь строить с ним контакт, видеть изменения в его развитии, доверять ребенку, учиться принимать его таким, каков он есть. Для родительской любви характерно познавательное содержание. Так как родительская любовь носит личностный характер, нельзя говорить о наличии любви по отношению к ребенку, не имея определенного объема знаний о нем, не оценив предварительно его индивидуальные качества. Любить значит знать. Знание является одной из сторон любви, оно не остается поверхностным, а проникает в самую суть. Родительская любовь — это деятельностное проникновение в ребенка, в котором родительская жажда познания утоляется путем соединения, в слиянии родитель познает ребенка и себя. Следовательно, любовь не ослепляет, а делает человека зрячим. Любовь открывает уникальные возможности любимого человека и видит его во всей неповторимости.

Читайте также:  3 месяц развития ребенка что умеет

Родительскую любовь характеризует наличие деятельностной озабоченности, заинтересованности в жизни и благополучии ребенка. Любить — значит, прежде всего, давать, а не получать. При этом, «давая» родитель проявляет свое могущество, ощущает свою силу, власть и богатство. Отдавать для родителя — само по себе радостно. Любить, значит заботиться, делать все, чтобы ребенку было хорошо и удобно, отвечать на его потребности. Согласно концепции личности В.М. Бехтерева (1905) личность содержит в себе активное отношение к окружающему миру, основанное на переработке внешних воздействий. Таким образом, родительская любовь рассматривается в качестве отношения, основанного на переработке внешних воздействий, которое проявляется в ряде объективных явлений (действия, реакции, поступки) и является действенным способом выражения своих чувств.

Теоретический анализ показывает, что понятием «родительская любовь» обозначается сложная и многогранная психологическая реальность, которая охватывает родителей и детей, их отношения, личностные позиции, эмоции, установки и многое другое

Источник

  8 ТИПОВ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ

выделяет известный детский психотерапевт, специалист в области детско-родительских отношений А.С. Спиваковская.

·      Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула семейного воспитания при этом такова: «хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом». Действенная любовь включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.

·      Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Воспитание осуществляется по формуле: «смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним». Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением  помочь ему в его проблемах.

·      Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула такова: «хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю». Для такого стиля характерно признание действительных (а часто и мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители начинают чрезмерно его опекать, не веря в детские способности и возможности, не доверяя ребенку.

·      Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). Воспитание по принципу: «нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит». Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождение и т.п. Они как бы признают за ребенком право на неблагополучие и несчастье и при этом не особенно стремятся предотвратить это, не вмешиваются в его дела и плохо осведомлены о его переживаниях и внутреннем мире.

·      Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Подобное отношение встречается достаточно редко, его формула: «ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела». Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке.

·      Презрение (антипатия, неуважение, малая дистанция в общении). Такое отношение соответствует формуле: «я мучаюсь и страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, неприятен другим». Родитель обычно не замечает в ребенке ничего положительного, игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким «неудачником». Для родителей характерно признание своего бессилия и переадресация ответственности специалистам – для «исправления».

·      Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула: «мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!» Родители пытаются строгостью и жестоким контролем «переломить» ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. Однако наряду с внутренней убежденностью, что их ребенок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.

·      Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении). Родители живут по формуле: «я не хочу иметь дело с этим негодяем». В воспитании преобладает отстранение от проблем ребенка, родители как бы «издали следят» за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв: «оградите нас от этого чудовища».

Чаще всего в поведении родителей смешиваются несколько вариантов отношений. 

Источник