Типы родительских отношений и их влияние на развитие личности ребенка
Екатерина Сапежинская
Типы родительских отношений, стили семейного воспитания и их влияние на личность ребенка
Семейные отношения – это сложный социально-психологический феномен, включающий мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и филогенетические основания. Семейные отношения охватывают субъективное время индивида, личную жизнедеятельность, национальную культуру и традиции
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Тип родительского отношения, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности – является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру. В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.
А. Я. Варга и В. В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения:
1. Принимающие – авторитарный – субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях.
2. Отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации – эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.
3. Симбиотический – стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни.
4. Симбиотическо-авторитарный – гиперпротекция и тотальный контроль поведения психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации.
Параметры измерения родительского отношения: «Принятие – отвержение», «Кооперация» (социальная желательность, «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник» (инфантилизация – инвалидизация).
Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте (Захаров А. И., 1998)
Так, один из основоположников отечественной психиатрии И. М. Балинский (1859) считал, что строгое, несправедливое отношение к детям в семье является немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния; чрезмерно снисходительное отношение – причиной переходящей через край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований – причиной душевной слабости ребенка.
И. А. Сикорский (1884) пришел к выводам, что жестокое воспитание способствует возникновению у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера у детей; пренебрежение воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще.
В. Н. Мясищев (1934, 1939, Е. К. Яковлева, Р. А. Зачепицкий (1960, С. Г. Файнберг (1967) указывают на то, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов является предрасполагающим фактором для невроза навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех желаний ребенка ведет к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля; предъявление непосильных требований к детям признан этиологическим фактором неврастении.
В работах зарубежных авторов также можно найти подтверждение того, какую огромную роль играет родительское отношение в возникновении нарушений и отклонений психического развития ребенка.
А. Адлер (1928, 1930) отмечал, что изнеживающее воспитание способствует развитию чувства неполноценности и тенденции к доминированию, вплоть до тирании.
С. Блюменфельд, И. Александреско, Т. Георгиу (1970) считают, что родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводят к неустойчивости и агрессивности детей.
Б. Берельсон, Г. Стейнер, обобщая результаты многих исследователей, считают установленным, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер (Захаров А. И., 1998).
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:
1) Принятие ребенка, т. е. ребенок принимается таким, какой он есть.
2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.
И. С. Кон пишет о том, что родители не всегда практикуют один и тот же стиль воспитания: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными чем матери, так что семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга. Авторитарное воспитание – тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины. При этом доминирует такой воспитательный метод как требование. Принуждение является основным путем передачи социального опыта детям. Степень принуждения определяется тем насколько ребенок имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опта и ценностной системы- семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценности религии и т. п. В деятельности родителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности всезнайства.
По мнению Т. А. Куликовой, авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства доминированием единоначалия. В этом случае родитель единолично принимает, и отменят решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих детей является приказы, которые могут отдаваться в жесткой и мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). Авторитарный родитель всегда очень строго контролирует и поведение детей, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива детей не поощряется или поощряется в строго определенных пределах.
Было обнаружено, что дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью. Почти или совсем не стремятся к независимости. Обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте эти дети, особенно мальчики, могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными, агрессивными. Девочки же чаще всего остаются пассивными, зависимыми. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Пассивные незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния – школы, сверстников, СМИ- часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.
Демократический стиль может на практике реализоваться в системе следующих метафор «Равный среди равных» и «Первый среди равных».
Первый вариант – это стиль отношений между родителями и детьми в рамках которого отец или мать в основном выполняют необходимые обязанности по координации действий ребенка в организации его учебной деятельности, самообразования досуга и пр., учитывая его интересы и собственное мнение, согласовывая с ним на правах «взрослого» человека все вопросы и проблемы.
Вторая позиция реализуется в отношениях между родителем и подростком, в которых доминирует высокая культура деятельности и отношений, большое доверие к ребенку и уверенность в правильности всех его суждений, действий и поступков. В этом случае родители признают его право на автономию и в основном видят задачу в координации самостоятельных действий ребенка, в оказании помощи при обращении к нему самого ребенка.
Было обнаружено, что дети демократичных родителей адаптированы лучше всего. По сравнению с другими детьми, они более уверены в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями поведения.
Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия отца или матери в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без их активного участия и руководства. Для выполнения какой-либо работы им нередко приходится уговаривать своих детей. Они решают в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируют работу ребенка, его поведение от случая к случаю. Здесь детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей, которые не устанавливают каких- либо ограничений. В целом такой родитель отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.
Попустительский стиль подразумевает под собой отсутствие воспитания как такового.
На практике ни один из приведенных стилей не может проявляться в «чистом виде». Так, по мнению ряда авторов (А. Бандура, Л. А. Волошина, В. В. Устинова и др.) применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. В каждой семье могут применяться разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях.
Итак, рассмотрев основные стили семейного воспитания необходимо отметить, что в общем виде существуют четыре стиля воспитания детей в семье. К ним относят: демократический, либеральный, авторитарный и попустительский. Несомненно, перечисленные стили и методы семейного воспитания оказывают различное влияние на ребенка. Наиболее благоприятным стилем для развития ребенка, как полноценной, развитой и самостоятельной личности, является демократический стиль. Остальные же стили вызывают у ребенка отклонения в формирование каких-либо черт, качеств личности, способствуют развитию агрессивности, замкнутости, тревожности и неуверенности в себе. В следующей части нашей работы мы подробнее на практике изучим влияние различных стилей семейного воспитания на развитие и поведение детей.
Источник
Марина Морозова
Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка
Влияние детско – родительских отношений на развитие личности ребенка.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. За редким исключением, роль семьи в формировании личностиопределяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек. Эта зависимость давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга.
Проблема влияния семьи на формирование личности детей интересовала педагогов на протяжении веков. Первая книга, адресованная женщинам всех сословий, принадлежит родоначальнику педагогической науки Яну Амосу Коменскому. «Материнская школа» увидела свет в 1633 году и уже в XVII веке получила широкое распространение в Европе благодаря переводу на многие языки. В этой книге автор выдвинул задачу помочь матери в правильном воспитании своего ребенкакак высшей человеческой ценности: «… для родителей дети должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни…». «Материнская школа» содержала основы воспитания детей раннего и дошкольного возраста, которые должны были помочь родителям правильно сформировать личность ребенка. Вопросы семейного воспитания нашли отражение в трудах Ж. – Ж. Руссо, выдающегося педагога прошлого И. Г. Песталоцци.
Первым педагогом России, обратившим внимание на необходимость изучать индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществлять его воспитание исходя из возрастных и личностных характеристик, был К. Д. Ушинский. Он настаивал на необходимости теоретической подготовки родителей к воспитанию детей в семье. Большую ценность в этом отношении имеет педагогическое наследие А. С. Макаренко, его лекции для родителей не потеряли актуальности и сегодня. Уникален опыт «Школы для родителей» В. А. Сухомлинского, где читался курс на 250 часов по вопросам педагогики и психологии. Эта проблема особенно актуальна в настоящее время.
Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, в выходные дни – 30 минут. Общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль – к выяснению того, какие оценки получены.
Семья может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие ребенка. С одной стороны, никто не любит его больше, чем мама, папа, бабушка, дедушка, брат или сестра. Но никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей.
В связи с этим необходимо и родителям, и педагогам подумать о том, как свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка. Для этого следует выяснить, какие внутрисемейные факторы имеют большое воспитательное значение.
Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье можно отметить следующие.
1. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию.
2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса.
3. Двойная нагрузка на женщину в семье – и на работу, и на семью. Обследование показало, что трудовая нагрузка горожанки в простых семьях с детьми составляет 77 часов в неделю, в том числе дома – 36 часов. Средний рабочий день женщины – матери, включая воскресенье, составляет 11 часов.
4. Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально – бытовых и моральных причин. Развод – это всегда проблема воспитания детей.
5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается.
6. Обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее. Информация о семейных убийствах не исчезает со страниц прессы.
7. Увеличение разрыва между семьей и школой.
В отечественной литературе широко обсуждаются вопросы влияния типа взаимодействия взрослого с ребенком на формирование личности последнего. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско – родительских отношений в семье является одним из главных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее наглядно он проявляется при воспитании детей.
Специалистами в области семейной психологии выделены различные варианты типов отношений «ребенок – взрослый».
Традиционно в литературе выделяют три стиля семейного воспитания – авторитарный, демократический, либеральный.
И. П. Подласый выделяет следующие типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях.
1. Семьи, уважающие детей. Отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными.
2. Отзывчивые семьи. Отличаются наличием некоторой дистанции между взрослыми и детьми. Дети растут послушными, вежливыми, но недостаточно инициативными.
3. Материально – ориентированные семьи, где главное внимание уделяется материальному благополучию, отношения с родителями лишаются духовной основы. То же происходит и при чрезмерной занятости родителей работой. Пассивность в отношении к детям порождает обиды и отчужденность.
4. Враждебные семьи. Здесь детям плохо. В отношениях родители проявляют неуважение, недоверие, слежку, телесные наказания, окрики. Дети растут скрытными, недружелюбными.
5. Антисоциальные семьи. Как правило, родители ведут аморальный образ жизни. Влияние таких родителей крайне негативное. Дети из таких семей берутся под опеку государства.
Г. Крайг предлагает следующую классификацию стилей родительского воспитания, выделенных на основании соотношения двух параметров: родительского контроля и теплоты.
Авторитетный стиль предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.
Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстраненные. Дети при этом замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.
Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родителями слабо или совсем не регламентируется поведение ребенка. Родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких – либо ограничений.Результат: дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.
Индифферентный стиль – низкий уровень контроля и холодные отношения. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из – за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.
В исследовании Е. Т. Соколовой основные стили детско – родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенкапри совместном решении задач: сотрудничество, псевдосотрудничество, изоляция, соперничество.
Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право на «автономию». Помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком, принимается во внимание его мнение.
Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет поспешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.
При изоляции полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга.
Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера.
Автор подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как предложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игнорирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к самовосприятию, дает ощущение психологической безопасности.
Мир взрослых призван готовить ребенка к жизни, освоению социальных ролей, ценностных ориентаций, но семья и семейные отношения деформируются. Образ взрослого размыт и расплывчат. Дети не знают, что понятие взрослого включает в себя зрелость, ответственность, т. к. взрослые демонстрируют формы поведения,не предполагающие наличия данных качеств: гражданский брак, гостевой брак, азартные игры. Наблюдается взаимное отчуждение детей и родителей. Многие дети при внешнем благополучии (одеты, сыты и т. д.) испытывают психоэмоциональное неблагополучие. Ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию, со стороны взрослых встречает в лучшем случае равнодушие, а чаще порицание, осуждение или явную агрессию. Психологами доказано, что пристальное внимание необходимо человеку не только в виде контроля, но и для того, чтобы он мог заявить о себе, о своем существовании. Даже у взрослого, находящегося долго в обществе, где на него не обращают внимания, начинаются нервные срывы.
Рядом авторов подчеркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать – дитя» является основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер выделили несколько типов неправильного построения детско – родительский отношений.
Гипопротекция (гипоопека) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребенка»). При таком типе отношений ребенок практически предоставлен самому себе, чувствуя себя брошенным. В последнее десятилетие гипопротекция простирается до безнадзорности и заброшенности детей. Такие подростки быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и привыкают к праздному образу жизни.
Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперпротекция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, проявляющемся в игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле за поведением ребенка.
Одним из вариантов гиперпротекции является потворствующая гиперпротекция. При таком стиле воспитания недостаток родительского надзора сочетается с некритичным отношением к нарушениям поведения у подростка. Родители выгораживают своего ребенка, любыми средствами стараются освободить от заслуженных наказаний. Выходцы из таких семей не признают авторитета взрослых, кроме грубой силы, поэтому осуществлять ограничение их поведения приходится с помощью государственных органов.
Автор описывает еще несколько видов воспитания, не являющихся частями единой классификации.
Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно («Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне») и скрыто – в виде издевок, иронии, высмеивания. Ребенок постоянно ощущает, что им тяготятся, что он – обуза для родителей, что без него им было бы легче. Ситуация усугубляется, если рядом есть кто – либо другой – брат или сестра, мачеха или отчим, кто гораздо дороже и любимей (положение Золушки).
Условия жестоких взаимоотношений. Обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться открыто – расправами над ребенком, или полным пренебрежением интересами ребенка, когда он вынужден рассчитывать только на себя, не надеясь на поддержку взрослых.
Условия повышенной моральной ответственности. В этом случае родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, нередко рассчитывая, что он воплотит в жизнь их собственные несбыточные мечты. Родители, придерживающиеся такого типа воспитания, поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи.
Противоречивое воспитание. В одной семье каждый из родителей, бабушки или дедушки могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей. Например, может быть эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки.
Одним из главных вопросов при рассмотрении детско – родительских отношений в семье является понятие «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Её содержание определяется той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет,а именно:
– ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений;
– ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя её социальное благополучие. При этом ребенок выполняет роль объекта для социальной презентации;
– ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушиться. В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение.
Положение ребенка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему предписано играть родителями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка.
«Кумир».Формируемые черты характера: эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимает, почему мир не принимает его так, как собственная семья.
«Козел отпущения». Ребенок используется членами семьи для отреагирования негативных эмоций. У такого ребенка первоначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.
«Делегат». Через данного ребенка семья контактирует с внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожидают воплощения своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки и т. д.)
От стиля воспитания в семье во многом зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка или ставят перед ним завышенные требования. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться в завышенной самооценке. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, наказывают очень редко, система требований мягкая. Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.
Таким образом, характер взаимоотношений детей и родителей является важнейшим фактором формирования личности ребенка. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут.
Источник