Типы привязанности и их влияние на развитие ребенка

Типы привязанности и их влияние на развитие ребенка thumbnail

Привязанность – это устойчивая психологическая связь. Психологи уверены, что привязанность ребенка к маме (или замещающему ее взрослому) оказывает влияние на развитие личности малыша и его способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми уже во взрослом возрасте. В этой статье мы поговорим с Вами о том, как формируется привязанность, какие типы привязанности существуют и как они влияют на психику детей.

Что такое привязанность и как она формируется?

Теория привязанности, разработанная американским психологом Дж. Боулби, получила широкую известность по всему миру. Привязанность в данной концепции означает тесную связь, образующуюся между матерью и ребенком в первые годы его жизни. Зарождение этой связи основано на инстинктах. Ощущая свою беспомощность и беззащитность, ребенок с помощью эмоциональных реакций бессознательно стремится «привязать к себе» маму, чтобы та заботилась о нем и обеспечивала его безопасность.

Формирование привязанности происходит в несколько этапов:

  1. 0-3 месяцев. Восприятие заботы со стороны любого взрослого.
  2. 3-6 месяцев. Позитивная реакция на знакомые лица. Улыбка и движения в ответ на действия близкого взрослого.
  3. 6 месяцев – 2 года. Исследование окружающего мира при поддержке матери или замещающего ее взрослого.
  4. 2 – 3 года. Образование устойчивой формы отношений между ребенком и матерью. Взрослый служит для малыша гарантом надежности и спокойствия.

По мнению Джона Боулби, очень важно, чтобы до 3 лет у ребенка образовалась здоровая привязанность к матери или другому близкому взрослому, так как от этого напрямую зависит его способность выстраивать доверительные отношения в будущем.

Что такое привязанность и как она формируется?

Сформировавшаяся здоровая привязанность дает ребенку чувство защищенности и возможность изучать такой большой и полный неожиданностей окружающий мир. Кроха, который доверяет близкому человеку, ведет себя смелее и увереннее. Если же взрослый недостаточно отзывчив и в отношениях между матерью и ребенком не хватает теплоты, то это усиливает тревожность малыша. К сожалению, здоровая привязанность формируется не всегда, и у детей могут возникать различные нарушения привязанности.

Типы привязанностей

Психолог М. Эйнсворт провела необычный эксперимент, в результате которого выяснилось, что маленькие дети ведут себя по-разному в зависимости о того, какой тип привязанности к матери был у них сформирован. Малышей оставляли на некоторое время наедине с незнакомцем в незнакомой комнате. Затем в комнату возвращались мамы, а исследователи фиксировали дальнейшие реакции детей.

Типы привязанностей

  1. Некоторые дети вели себя в присутствии незнакомца спокойно и сдержанно. На возвращение мамы практически никак не реагировали. Психологи считают, что такое поведение малышей связано с избегающим типом привязанности. Если мать обычно холодна с ребенком, он боится быть вновь отвергнутым, поэтому сам не проявляет эмоций.
  2. Второй тип привязанности был назван тревожно-сопротивляющимся. Ребенок плачет и боится оставаться без мамы, а когда она возвращается, не знает, радоваться ему или злиться. Этот тип привязанности обычно формируется в том случае, когда родители склонны проявлять агрессию по отношению к малышу, а затем, под действием чувства вины, задабривают и балуют его.
  3. Третий тип – надежная привязанность. При уходе мамы дети становятся более тревожными и беспокойными. Когда близкий человек возвращается, ребенок испытывает радость. Это самый благополучный вариант развития привязанности.

Позднее М. Мэйн и С. Аш выделили еще один тип привязанности, который был назван дезорганизованным. Он формируется у малышей, чьи родители не проявляют отзывчивость и не удовлетворяют их потребности в заботе. Также этот тип привязанности обычно формируется у детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию со стороны близких.

В жизни редко можно встретить эти «чистые» типы привязанностей. Чаще всего наблюдаются смешанные виды, в которых преобладает тот или иной тип отношений между матерью и ребенком.

Последствия нарушений привязанности

Сформировавшийся в раннем детстве тип привязанности оказывает большое влияние на поведение и характер ребенка в будущем. Дети с избегающим типом привязанности часто вырастают замкнутыми и самостоятельными. Они испытывают сложности общения со взрослыми и сверстниками и не способны выстраивать близкие взаимоотношения. Дети с тревожным типом привязанности находятся в постоянном стрессе: они не знают, чего ожидать от окружающих. Они стараются всячески привлечь к себе внимание и доказать свою значимость, в том числе неадекватными способами (в дошкольном возрасте это могут быть истерики, а в подростковом – девиантное поведение).

Последствия нарушений привязанности

Маленький ребенок ощущает острую потребность в постоянстве и предсказуемости мира. Удовлетворить ее помогает последовательное поведение родителей.

Самые тяжелые последствия имеет дезорганизованный тип привязанности. Такие дети не чувствуют доверия к миру. Зачастую они склонны к агрессии и не способны контролировать свои эмоции, а во взрослом возрасте не стремятся устанавливать нормальные человеческие отношения с окружающими и могут быть социально опасны.

Выводы

Развитие привязанности происходит в раннем возрасте, но оказывает влияние в течение всей жизни человека. Для того чтобы в будущем ребенок мог гармонично развиваться, любить себя и быть счастливым во взаимоотношениях с другими людьми, важно сформировать у него базовое доверие к миру. Забота о малыше, отзывчивость и эмоциональное участие в жизни крохи, формирует у него надежную привязанность к близкому человеку. Это и есть основа для крепких и доверительных отношений в будущем.

Выводы

Заключение

Часто у родителей возникают вопросы по поводу воспитания и особенностей развития детей: «А все ли я делаю правильно?», «Как я могу помочь малышу?», «Все ли так с моим ребенком?». Не всегда получается найти ответ на волнующий вопрос и самостоятельно справиться с возникающими трудностями. В рамках консультаций с психологами Монтессори-центра «Созвездие» родители могут получить информацию и рекомендации по поводу развития малыша и выстраивания взаимоотношений с ним. У нас Вы всегда можете найти принятие и поддержку. Мы всегда открыты для Вас!

Статью подготовила психолог
Сафонова Мария

Источник

Психология не рассматривает ребенка до года как самостоятельный элемент. Принято говорить о диаде «мать-дитя». Отношения с матерью, привязанность к ней определяют характер взаимодействия с людьми в дальнейшем. Мать оказывает первичное влияние на эмоциональное развитие ребенка. От характера этих отношений зависит способность к эмпатии, построению близких отношений, нежности, любви.

Понятие и суть термина

Изучением детской привязанности занимался английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби.

Детская привязанность – мотивационная система, возникающая между ребенком и значимым взрослым сразу после рождения. Главная функция – выживание младенца.

Источник привязанности – гормон окситоцин. У женщин он выделяется еще во время беременности. После родов его концентрация в крови ребенка и матери максимальна. Это и обеспечивает обоюдную нежность и привязанность. Это называют материнским инстинктом.

При недостатке окситоцина мать не испытывает привязанности, нежности к ребенку. Гормональный дисбаланс возникает на фоне органических и приобретенных поражений мозга, под влиянием стресса, психологических травм, неадекватной привязанности в детстве у самой матери.

Влияние привязанности

Первые месяцы жизни ребенка полны страхов, тревог. Мама – источник безопасности, спокойствия. Доверие к матери позже распространяется на доверие ко всему миру. В этом и состоит значимость детской привязанности. Она влияет на отношение человека в будущем к миру. Если ребенок не чувствует безопасности, не доверяет матери, то в будущем он будет мнителен в отношении всех людей.

Для ребенка важен визуальный, тактильный, эмоциональный, речевой контакт с мамой. Иначе потребность в близости, безопасности остается неудовлетворенной.

По мере взросления у ребенка возникает не менее сильная потребность в самостоятельности, активности, исследовательской деятельности. Эмоциональная привязанность тогда выполняет поддерживающую функцию. Под этим подразумевается поддержка матери со стороны, принятие ребенка. В результате он без эмоционального стресса проявляет самостоятельность.

Привязанность необязательно должна быть между ребенком и мамой. Она возникает между ребенком и тем взрослым, который регулярно удовлетворяет его потребность в близости, безопасности. С возрастом привязанность укрепляется или разрывается.

Нормально, когда привязанностей становится несколько или детская привязанность ослабевает. Дети вырастают, встречают любовь, заводят семьи. Конечно, если их научили этому, если сформировалась адекватная привязанность.

Диагностика привязанности

Потребность в самостоятельности

Для диагностики привязанности уже несколько десятилетий используется методика «Незнакомая ситуация». Оптимальный возраст ребенка на момент диагностики – год-полтора года. Маму и малыша помещают в реально незнакомую игровую комнату. За их поведением наблюдают психологи. Тестирование предполагает 8 этапов, каждый из которых длится по 3 минуты и снимается на видео:

  1. Первый и второй эпизоды одинаковы. Мама и ребенок заходят в комнату. Малыш начинает изучать игрушки. Мама не мешает, при необходимости обоснованно ненавязчиво помогает. Ребенок доволен, спокойно играет рядом с мамой.
  2. В помещение заходит незнакомый человек. Через 2 минуты начинает беседу с мамой. В норме ребенок проявит небольшое стеснение, смущение, страх, приблизится к маме. При этом будет с любопытством смотреть на взрослого. Чуть позже незнакомец предлагает ребенку поиграть вместе с ним. Мама не против.
  3. Наблюдатели подают сигнал, что маме нужно выйти. Она говорит малышу пару теплых слов и оставляет с незнакомцем. Привязанность заставляет ребенка смотреть вслед маме, звать, а то и плакать. Незнакомец пытается отвлечь игрой. Удается это не всегда.
  4. Мама возвращается, берет ребенка на руки, говорит теплые слова. Малыш успокаивается, возвращается к игре. Незнакомец уходит.
  5. Наблюдатели снова дают сигнал, что маме нужно выйти. Ребенок остается один. В этот раз он сильно плачет, кричит.
  6. Сначала заходит предшествующий незнакомец. Пытается утешить ребенка.
  7. Если ребенок не успокаивается, заходит мама.

На этом диагностика заканчивается. Наблюдатели анализируют поведение ребенка и делают вывод о том, какой вид привязанности актуален в данном случае.

Подобное наблюдение можно провести в обычных условиях, например, на детской площадке или в гостях.

Виды привязанности

Привязанность бывает 4 видов:

  1. Надежная привязанность. Ребенок бурно реагирует на расставание, ищет маму, плачет. После возвращения мамы малыш радуется, тянется к ней. Быстро успокаивается и снова приступает к игре.
  2. Ненадежная привязанность и избегающее поведение. Ребенок слабо реагирует на расставание. Может выразить легкий протест и проводить взглядом. От игры не отрывается. На возвращение реагирует обидой, не разрешает брать себя на руки, отвергает маму. Специалисты рассматривают подобную реакцию как особенности темперамента и защитный механизм психики на стресс от разлуки. Психофизиологическое обследование детей с таким типом реагирования показало более высокий уровень гормона стресса, чем у группы предыдущего вида.
  3. Надежно-амбивалентная привязанность. При расставании ребенок впадает в истерику. После возвращения его не может успокоить даже мама. Малыш одновременно жаждет телесного контакта, но при этом проявляет агрессию: отворачивается, дерется, кусается, дергает ногами.
  4. Ненадежно-дезорганизованная привязанность. Наблюдается неопределенность поведения ребенка. Он то бежит за мамой или к маме, распахнув объятия, то останавливается, разворачивается и убегает еще дальше. Действия неточные, замирающие в процессе. Такая реакция, как правило, сигнализирует о клиническом случае развития ребенка или о жестоком обращении с ребенком, пренебрежении нуждами, насилии, алкоголизме и других зависимостях родителей.

Детская привязанность помогает ребенку воспроизводить в памяти образ значимого человека, в трудную минуту или при разлуке обращаться к этому образу. В будущем параллельно этому образу человек создает другие привязанности.

Важно! Формируется привязанность в первый год жизни. До этого времени не рекомендуется отдавать ребенка в ясли или надолго разлучать с мамой.

Последствия привязанности

Доверие

Надежная привязанность формируется при чуткости значимого взрослого, внимании, эмпатии, последовательности действий. Негативно сказывается тревожность матери, ее страхи и непроработанные травмы, отвержение ребенка, послеродовая депрессия.

Ненадежная привязанность влечет установку «я сам». Такой человек не умеет доверять другим, ему сложно выстраивать отношения, для него нет значимых других. Еще одно последствие – противоречивость характера.

Кроме того, ненадежная, нарушенная привязанность вызывает:

  • Рискованное поведение человека в дальнейшей жизни. Будучи ребенком, он не чувствовал внимания и каких-либо ограничений со стороны матери ради безопасности.
  • Социальная неразборчивость, чрезмерное доверие, безбоязненность. Возникает на фоне отсутствия одного значимого взрослого.
  • Робость в выражении чувств. Предпосылка – телесные наказания, физическое насилие, жестокое обращение. Если ребенок одновременно видел в маме источник безопасности и источник опасности, то в будущем в выражении чувств к другим значимым людям будет очень сдержан.
  • Агрессия как проявление привязанности. Если родители общались друг с другом и с ребенком агрессивно, отказывали малышу в близости, то он решит, что это и есть язык проявления любви, привязанности. Из таких детей вырастают семейные тираны, грубияны, не терпящие отказов.
  • Патологические влечения к еде, играм. Формируется в ситуации, когда значимый взрослый удовлетворяет потребность ребенка не близостью, а едой, игрой. В будущем человек сам будет удовлетворять потребность в близости с помощью еды, трудоголизма, наркомании, зависимых отношений.

Послесловие

Привязанность – система отношений ребенка и взрослого. В ней малыш усваивает основы социального взаимодействия, учится сотрудничеству, уважению, пониманию чувств других людей, любви, дружбе. Особенности привязанности передаются из поколения в поколение.

Недостаток привязанности, как и избыток, опасны. В первом случае ребенок боится исследовать мир, не уверен в себе, чувствует себя ненужным. Во втором случае из-за чрезмерной опеки или материнского страха оказаться покинутой ребенок вырастает несамостоятельным. Я уверена, вам известны ситуации несчастных 40-летних мужчин, неспособных расстаться с мамой. Почему-то дочери реже оказываются в подобной зависимости.

Источник

Они должны оставаться свободными,

Как рыбы в море,

Как звезды на небе,

В то время как ты остаешься гаванью,

Куда они мимоходом заходят.

Ф. Корнфорд

Как формируется тип нашей привязанности?

Почему одним сближение дается легко, а для других это утомительно или невозможно? Почему одни тянутся к новому, а другие предпочитают избегать изменений в своей жизни? Почему одни находятся в отношениях, несмотря на неудовлетворенность или даже болезненность, а другие с легкостью заканчивают одни и вступают в новые отношения?

Такое поведение зависит от типа привязанности, который мы выбираем, будучи младенцами.

Одним из первых, кто изучил эту тему, был британский психиатр и психоаналитик Джон Боулби. В 60-х и 70-х годах прошлого века, совместно с психологом Мэри Эйнсворт, он наблюдал за младенцами в семьях, африканских племенах и детских домах в разных странах. Исследуя младенческие реакции на матерей (или людей, которые ее заменяли) и на окружение, Боулби разработал и представил доказательства собственной теории привязанности.

В ходе изучения развития привязанности Боулби и Эйнсворт использовали два основных критерия: плач и следование за матерью при ее уходе и приветствие и попытки установить контакт после возвращения. Психоаналитики нашли убедительные доказательства того, что в возрасте около 4-х месяцев большая часть младенцев отличает собственную мать от других людей, реагируя на нее определенным образом. Обычно младенец улыбается и издает звуки, чтобы привлечь ее внимание и установить визуальный контакт. Когда мать выходит из комнаты, младенец плачет, пытается следовать за ней, чтобы не потерять контакт.

Если в стрессовые моменты мать находится рядом (например, при появлении незнакомцев), у ребенка формируется уверенность в собственной безопасности, он начинает изучать окружающий мир. Как только ребенок оказывается в состоянии ползать, он совершает маленькие путешествия, изучая новые предметы и людей. Если мама позволит, он постепенно удаляется, выходя из ее поля зрения, но возвращается, чтобы проверить – на месте ли она. Любознательность малышей блокируется, если ребенок пугается, испытывает боль или если мать уходит. Тогда он срочно пытается вернуться к ней или беспомощно плачет. На этом этапе развития (примерно в десять – двенадцать месяцев) поведение ребенка варьируется в зависимости от присутствия матери. Особенно это заметно, когда появляется чужой человек или ребенок находится в новом месте.

Определенный тип привязанности формируется в зависимости от того, насколько успешно проходят процессы развития. Конечно, есть и иные факторы, которые влияют на психологический рост ребенка, но главное – это достаточное материнское присутствие и ощущение безопасности. Однако нужно быть осторожной – слишком навязчивое поведение матери заставит младенца избегать и ее, а долгое отсутствие разовьет тревожность.

Наблюдение ученых за развитием детей на протяжении первых лет жизни позволило им сформулировать и описать 4 типа психологической привязанности. В зависимости от первого опыта коммуникации с миром наша психика выбирает один из следующих типов и следует ему на протяжении всей жизни. Тип привязанности определяет наше взаимодействие не только с родителями, но и со всей окружающей средой – работой, творчеством, развитием, друзьями и семьей.

Какие бывают типы привязанности

Надежный тип привязанности демонстрируют дети, которые видят в других поддержку, а самих себя – как достойных любви и уважения. Они положительно относятся к окружению и демонстрируют устойчивость своих реакций, доверяют и проявляют интерес к другим. Узнать надежный тип привязанности можно так: если мама выходит из комнаты, такой ребенок может расстроиться и заплакать, но затем успокаивается и начинает изучать окружение, вступает в общение, играет с другими людьми и предметами, а по возвращению мамы снова радуется ей.

Этот тип считается самым адаптивным и оптимальным для успешного построения взаимоотношений. Как правило, родители таких детей были “достаточно хорошими”, стабильными и любящими, удовлетворяли потребности ребенка в нужной ему степени, предоставляя достаточно свободы и стимулируя развитие самостоятельности.

Тревожно-избегающий тип привязанности встречается у детей, которые плохо справляются со стрессом. Они не ищут помощи от окружающих и, не справляясь со своими чувствами, проявляют агрессию или шантаж. Привязанность для них – это стресс и неопределенность, которых следует избегать. Когда мама уходит, такие дети даже не плачут, а продолжают играть сами по себе. При возвращении матери они замечают, но не проявляют желания восстановить контакт, продолжая играть.

Такой тип вырабатывается у детей с “холодными” матерями, которые не показывали живых реакций на детские эмоции. Если нет отклика, младенцы быстро перестают показывать свои эмоции и чувства. Такие дети зачастую рано становятся взрослыми, полагаются на себя и показывают минимум чувств, хотя не перестают их ощущать.

Тревожно-устойчивый (амбивалентный) тип привязанности встречается у детей, которые недостаточно уверенны в себе и окружении, поэтому предпочитают держаться рядом со своими воспитателями или матерями. Такие дети капризны, проявляют излишние эмоциональные реакции, которые непонятны ровесникам и приводят к социальному дистанцированию. Когда мамы оставляют таких детей даже на короткое время, они плачут и трудно переносят разлуку, не проявляют никакого интереса к игре и окружению, потому что чувствуют себя в опасности, а если кто-то проявляет интерес к ним – начинают защищаться. По возвращению мамы они рады, но злятся и обижаются.

Такой тип вырабатывается, когда фигура матери непредсказуема. Перепады настроения, различающиеся реакции на одинаковые стимулы и нестабильное участие в жизни малыша делают невозможным формирование стабильной привязанности и уверенности в себе и мире.

Дезорганизованный тип встречается у детей, которые не смогли перебороть стресс, связанный с разлукой. Не преодолев чувство покинутости, эти дети начинают проявлять агрессию ко всему миру. Они предполагают в других источник угрозы, поэтому предпочитают находиться в агрессивно – оборонительной позиции или социальном дистанцировании. Если мама оставляет такого ребенка в одиночестве – реакция будет неадекватной и каждый раз разной. Дети могут замирать или, наоборот, биться об пол в истерике. Реакции таких детей на уход и возвращение любимого человека всегда непредсказуемы.

Такие дети обычно имели травмирующий опыт, встречались с разочарованиями, насилием или имели депрессивных “холодных” матерей, которые были не в состоянии поделиться достаточным уровнем тепла и заботы.

Как показали долгосрочные исследования, примерно у 80% людей тип привязанности не сильно изменяется со временем. Это означает, что первичный опыт и модели поведения устойчиво закреплены в нашей психике. Однако существование людей, которые смогли изменить свой тип привязанности растет с каждым годом, вместе с развитием и ростом популярности психологических наук. Это доказывает, что при желании можно изменить свои отношения со внешним миром, а следовательно и улучшить качество своей жизни.

Спасибо, что дочитали наш материал. Помогла ли наша статья определить вам свой тип привязанности?

Пишите в комментариях о чем вам было бы интересно прочесть на канале и подписывайтесь на нас телеграмме, где мы регулярно публикуем для вас материалы о психологии и взаимоотношениях: https://t.me/YourSafeSpace

Источник