Типы отношений родителей к ребенку с нарушениями в развитии

Типы отношений родителей к ребенку с нарушениями в развитии thumbnail

Типы семейного воспитания и их влияние на родительское отношение к ребенку с ОВЗ

Особое внимание уделяется типам семейного воспитания, а также их влиянию на детско-родительские отношения. Под понятием «отношение» в психологии понимается субъективная сторона отображения действительности, результат взаимодействия человека с окружающей средой. В социальном сообществе (а к ним относятся и семья) у людей представлены не отношения, а взаимоотношения. Взаимоотношение – рассматривается как взаимная позиция одного человека к другому, при этом отношения и взаимоотношения являются сторонами общения. Утверждается, что семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, проживающих в современном обществе. Семья – это социальная группа, где есть субъект (родитель), с определенными качествами и объект влияния (ребенок), также наделенный определенными свойствами. Между всеми членами семьи существуют взаимодействия, взаимоотношения, взаимовлияния. Семья для ребёнка является средой, в которой формируются условия его психического, физического, эмоционального и интеллектуального развития. Семья является первой социальной средой развития ребенка, обеспечивающая удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе в любви и привязанности, в защите и безопасности.

Мы солидарны с мнением А.Я. Варга (9) и рассматриваем родительское отношение как целостную систему разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, а также особенности воспитания и понимания потребностей ребенка, его характера. На становление детско-родительских отношений оказывает влияние тип семьи, в которой воспитывается ребёнок. Именно тип семьи, а не наличие или отсутствие внешних и внутренних факторов, определяющих её способность справляться с возникающими проблемами. Дружинин В. Н. (21) выделяет два типа семей:

· гармоничный

· дисфункциональный

В гармоничной семье, в которой ребёнок воспринимается как равный, конфликтные ситуации возникают реже, поскольку между детьми и родителями отсутствуют ярко выраженные границы, которые нарушают целостное семейное пространство. В данной семье есть только понятие «Мы», и нет отдельных понятий, а также происходит активное развитие индивидуальных качеств каждого члена семьи. Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, доводов, обсуждений, компромисса. Родители всегда выслушивают своего ребенка, и дают возможность ему взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия.

В дисфункциональной семье напротив, наблюдается увеличение конфликтных ситуаций, как между самими родителями, так и между детьми и родителями. Также отмечается отчуждённость, соблюдается определенная дистанция между членами семьи. Подобный неблагоприятный психологический климат приводит к расстройствам невротического и психологического характера. Психологи выделяют нежелательные черты поведения родителей такие, как отчуждённость и излишняя требовательность, неправильно определенные семейные ценности, заложенные ещё в детстве, а также увлечение алкоголем или наркотиками – всё это способствуют возникновению конфликтов внутри семьи.

Многие психологи утверждают, что нарушения во внутрисемейных отношениях связаны непосредственно с дисгармонией в детско-родительских отношениях. Особенности данных отношений заключаются, прежде всего, в их постоянной модификации с возрастом ребёнка, а также в неизбежном отделении ребенка от родителей. Такие исследователи, как Л.С. Выготский (15), Д.Б. Эльконин (65), М.И. Лисина (31) и др. рассматривают периодизацию психофизического развития ребёнка, отмечают, что с возрастом меняется мировоззрение ребёнка, его ведущая деятельность, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Очевидно, что по мере развития ребёнка должно меняться и отношение родителей к нему. Развитие личности ребенка в немалой степени зависит от семейного благополучия, а также от участия родителей в его духовном и физическом становлении.

Выделяют следующие виды отношения родителей к своим детям, с проблемами в развитии:

· Некоторые родители обычно стесняются неполноценности своего ребенка, гиперопекают его, скрывают от людей, реже посещают общественные места, таким образом, лишая его ярких жизненных впечатлений. В подобной семье ребенок растет замкнутым и неуверенным в себе.

· Родители нередко задумываются о безнадежном состоянии ребенка, не проявляют к нему чувство любви и не оказывают должного внимания. Некоторые родители отказываются от воспитания «особого» ребенка, и отдают его на опеку государству. Однако, если ребенок продолжает воспитываться в подобной семье, то его в основном воспитывают формально, не уделяя особого внимания, часто изолируют от общества, вследствие чего ребенок растет замкнутым, с чувством негативизма к окружающим, у него формируется подавленное психологическое состояние.

· Многие родители, не желая принимать неполноценность ребенка, как правило, преувеличивают его реальные возможности, не хотят понимать и замечать его особенности, предъявляют к нему чрезмерно завышенные требования. Подобное давление делает ребенка раздражительным и упрямым.

· Родители принимают своего ребенка таким, какой он есть, не ограничивая круг его общения. В подобной семье ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, адекватно воспринимает себя так же, как остальных.

А. С. Спиваковская (46) отмечает, что многие авторы при описании типов воспитания опирались на степень выраженности эмоционального отношения родителей к ребенку. Охарактеризуем именно следующие два типа, так как остальные отличаются только степенью выраженности эмоций.

Первый тип семей, в которых отношения строятся на любви и принятии ребенка. Основная идея родительского воспитания выражается в утверждении:

«Ребенок – центр моих интересов». В поведении родителей отмечаются нежность к детям, разнообразные занятия с ними, забота об их жизни и воспитании.

Второй тип семьи, где отношения к ребенку основываются на отторжении и непринятии его. В данном случае основной идеей родительского отношения выступает позиция: «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем беспокоиться и заботиться». В поведении родителей наблюдается невнимательность к ребенку, а порой агрессия и жестокость, желание как можно меньше взаимодействовать с ним.

Читайте также:  Упражнения для физического развития ребенка 3 лет

В рабатах А. Т. Шмелева и Т. М. Афанасьева (60) особое внимание уделялось изучению степени свободы ребенка в семье, а также тому, как родители контролируют его поведение. Исследователями, выделены два следующих типа отношений, а именно чрезмерную опеку и излишнюю требовательность:

1) Отношение по типу чрезмерной опеки характеризуется следующей родительской позиции: «Все сделаю для ребенка, полностью посвящу ему свою жизнь», что проявляется в чрезмерной опеке в сочетании с вседозволенностью.

2) Отношение по типу излишняя требовательность, где основной установкой родителей выступает выражение: «Не хочу ребенка такого, какой он есть», т.е. это выражается в непринятии ребенка, в постоянной критики его действий и поступков, а также характеризуется отсутствием похвалы и поощрения со стороны близких людей.

Психологи во многих исследованиях, описывая типы семейного воспитания, пришли к заключению, что более точной будет оценка воспитания не в одном, а в нескольких аспектах. Итак, психологи выделяют четыре типа воспитания:

Первый тип воспитания, который характеризуется теплым, оберегающим и эмоционально ярким отношением родителей к ребенку, однако с чрезмерным контролем за его поведением;

Второй тип воспитания, при котором ребенку позволяют проявлять инициативу и самостоятельность, и при этом родители испытывают к ребенку теплые чувства и проявляют положительное отношение;

Третий тип воспитания, которое характеризуется как холодное все разрешающее воспитание, при котором определенная холодность и черствость родительских чувств по отношению к ребенку, сочетается с достаточным предоставлением ему неограниченной свободы;

Четвертый тип – это ограничивающее воспитание, в ходе которого родители пресекают любые самостоятельные действия ребенка, постоянно придираются и критикуют его.

А.Я. Варга, Е. А. Екжанова, Е. И. Артамонова, Е. В. Зырянова (27) приводят описанные разными исследователями стили семейного воспитания:

1. Демократический стиль семейного воспитания характеризуется эмоциональной близостью между родителями и ребенком, что проявляется в принятии его особенностей, проявлением адекватного чувства любви и тепла. Требования, предъявляемые ребенку, как правило, справедливые, с обоснованием запретов, проявление заботы с оптимальным контролем над его поведением. Общение с ребенком носит личностно- ориентированный характер. В результате данного стиля воспитания у ребенка формируется самостоятельность, ответственность, а также чувство собственного достоинства.

2. Авторитарный. При данном типе эмоциональная близость между родителями и ребенком в основном отсутствует, однако и не исключается. Требования, предъявляемые ребенку чрезмерно строгие, обычно без объяснения причин и проступков. Родители осуществляют некорректный, жесткий контроль, а также не исключаются и наказания. Общение с ребенком дисциплинарное, проявляется в виде постоянных окриков и угроз в адрес

ребенка. Вследствие авторитарного типа воспитания, с одной стороны у ребенка может сформироваться пассивный тип личности, при котором у ребенка формируется низкая самооценка, зависимость от родителей, а также характерно отсутствие инициативы во всём. С другой стороны ребенок растет агрессивным, а именно превращается в тирана, подобно родителю, становится лицемерным.

3. Гиперопека «жизнь за ребенка» (гиперпротекция, доминирующая гиперопека) – проявляется в виде излишней заботы о ребенке. Требования к нему отсутствуют, исключаются запреты и ограничения. За ребенком осуществляется в основном тотальный контроль, порой чрезмерный. Родители стремятся к близкому эмоциональному контакту. При данном стиле воспитания ребенок вырастает несамостоятельный, как правило, он постоянно зависит от родителей, эгоцентричен, а также у него могут проявляться астенические черты.

4. Гиперопека (потворствующая гиперопека, ребенок «кумир семьи») – при данном стиле воспитания, у родителей наблюдается чрезмерное любование и обожание ребенка. Как правило, в воспитательном процессе отсутствуют дисциплинарные требования, наличествует вседозволенность и слабый контроль за ребенком. Модель взаимодействия по типу «жертвоприношения», а именно родители стараются максимально удовлетворить все прихоти и потребности ребенка.

5. Повышенная моральная ответственность (гиперсоциализация), при которой к ребенку предъявляются высокие требования в сочетании со сниженным вниманием, вследствие чего ребенок растает мнительным и тревожным. При таком стиле семейного воспитания, родители чрезмерно обеспокоены будущим своего ребенка, его социальным статусом, успехами в обучении.

6. Либерально – попустительский стиль, при котором отсутствуют требования к ребенку или выражены очень слабо, контроль обычно отсутствует, и ребенок растет эгоистичным «приспособленцем», которому все дозволено. Отношение к ребенку некритичное, а модель взаимодействия с ним «заискивающая», проявляется в нежелание или неспособности воспитывать своего ребенка.

7. Гипопротекция, (мирное сосуществование, безнадзорность) которая проявляется в виде безразличия к ребенку, характеризуется отсутствием тепла к нему. Контроль и требования к ребенку в основном отсутствуют. Как правило, родители не вмешиваются в жизнь ребенка, который растет импульсивным, упрямым и непредсказуемым.

8. Эмоциональное отвержение (отчуждение), при котором у родителей эмоциональная близость к ребенку отсутствует. Наблюдаются высокие требования к ребенку, строгие порой жесткие наказания. Родители в основном мало контактируют с ребенком, в результате чего у ребенка возникают трудности в общении, он вырастает «маленьким неудачником». У него возникают невротические расстройства, а также нередко у ребенка проявляется жестокость и враждебность к окружающим.

Читайте также:  История развития ребенка форма 112 образец заполнения

9. Жестокое обращение (агрессивное) со стороны родителей к своему ребенку, осуществляя за ним жесткий контроль, при котором родители позволяют себе унижать и избивать ребенка. В подобных случаях наблюдается враждебная модель общения с ребенком, вследствие чего он перенимает от родителей данный тип отношения, вырастая эгоистичным, а порой и жестоким.

Заслуживают отдельного внимания следующие модели воспитания, выделенные В.В. Ткачевой (53):

Гиперопека, при которой родители стремятся делать всё за ребенка, даже то, что он сам может сделать. Данная модель воспитания часто встречается у родителей детей с ОВЗ, которые как бы стремятся поместить ребенка в «тепличные» условия, в связи, с чем он не способен преодолевать трудности самостоятельно, например, у него не формируются навыки самообслуживания и другие. Таким образом, родители сами ограничивают возможности своего ребенка, стремясь помочь, излишне жалея его. Однако родителям «особого» ребенка, как правило, трудно определить, что он может сделать сам, а где ему необходима помощь. Зачастую тяжелые дефекты в развитии ребенка провоцируют родителей на использование неадекватных воспитательных моделей.

Противоречивое воспитание. У родителей могут возникать разногласия по поводу выбора методов и средств воспитания ребенка. Например, один из родителей ребенка может быть сторонником жесткого воспитания, предъявляя к нему определенные требования. В то время как другой родитель может занимать более лояльную позицию, разрешать всё ребенку. При подобном воспитании у ребенка не формируется адекватная оценка своих качеств и возможностей. Он приспосабливается к каждому из родителей, как бы «лавирует» между ними, что часто приводит к конфликтам и разногласиям между взрослыми.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности, приводящее к постоянному психофизическому и моральному перенапряжению у ребенка. При данном типе воспитания родители возлагают на него непосильный груз ответственности, требуют выполнения каких-либо обязанностей, которые не посильны ребенку с нарушениями развития в силу его индивидуальных особенностей. Вследствие этого у ребенка появляется повышенная утомляемость, формируется неадекватная оценка своих возможностей. Родителям, как правило, кажется, что ребенок постоянно не дотягивает до желаемого результата, часто без особых на то причин ругают его, поэтому он чувствует себя неуспешным, виноватым, в результате чего формируется заниженная самооценка.

Авторитарная гиперсоциализация. Подобную модель воспитания используют те родители, социальный статус которых достаточно высокий. Они склонны к завышению возможностей своего «особого» ребенка, стремятся с помощью собственных усилий развить у него социальные навыки, как правило, переоценивая реальные возможности ребенка.

Воспитание в «культе» болезни, в результате которого у многих родителей формируется отношение к ребенку с особенностями в развитии как к больному. При таком воспитании у ребенка формируется неуверенность в себе, страх перед любыми трудностями. Как и родители, также и ребенок начинает относиться к себе как к нездоровому, в результате чего у него формируются о себе представления как о слабом, неспособном к значительным достижениям. У ребенка формируется своеобразная внутренняя жизненная позиция – избегание, отказ от преодоления трудностей и решения проблем.

Модель «симбиоз» характеризуется полным погружением родителей в проблемы ребенка. В большинстве случаев такая модель воспитания встречается у матерей «особых» детей, воспитывающихся в неполных семьях. Данные матери создают для своего ребенка внутри семьи особый климат — атмосферу безграничной любви к ребенку. Они часто оставляют профессиональную карьеру и личностный рост, во имя своего ребенка, зацикливаясь только на его проблемах, практически полностью забывая о своих личных интересах и потребностях. Также стараются оградить своих детей от возникающих трудностей и жизненных проблем. Подобная материнская любовь препятствует возможному личностному развитию ребенка.

Модель «маленький неудачник». Родители, использующие данную модель воспитания, приписывают своему ребенку социальную несостоятельность, которая указывает на то, что взрослые, как правило, уменьшают заслуги своего ребенка. У них отмечается стремление инфантилизировать ребенка, т. е. хотят видеть его «маленьким». Некоторые рассматривают воспитание «особого» ребенка как непосильную обузу на всю жизнь.

Гипоопека. Данная модель воспитания чаще наблюдается в семьях с низким социальным статусом (в асоциальных семьях) или в семьях, где ребенок с ОВЗ не имеет ценности в связи с нарушением в развитии. Родители, как правило, практически не выполняют своим функции, не заботятся должным образом о ребенке, не поддерживают его опрятный внешний вид.

Отвержение ребенка характеризуется отсутствием любви к нему. Подобная модель встречается в семьях, как с низким, так и с высоким социальным статусом. Отвержение своего ребенка с особенностями в развитии может быть связано с психологической незрелостью родителей, неготовностью возлагать на себя ответственность за воспитание «особого» ребенка.

В семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, часто используются неправильные модели воспитания. Э. Г. Эйдемиллером (62) выделены следующие отклонения в стилях воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность, жестокое обращение.

По мнению, Ф. Ф. Рау и Н. Ф. Слезиной (39) наиболее распространенными типами неправильного воспитания в семьях, имеющих детей с нарушениями в развитии, являются гиперопека и гипоопека.

Источник

Чарова О.Б.

СПЕЦИФИКА МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Несмотря на возросший в последнее время интерес к проблемам материнства и детства, отношение к детям с отклонениями в развитии мало изменилось.

Читайте также:  Пример индивидуальной карты развития ребенка дошкольника по фгос

Сравнительный анализ родительского отношения к детям с разным типом дизонтогенеза показал, что материнское отношение к детям с нарушениями развития обладает своей спецификой. Трудная задача изменения собственных ожиданий и установок по отношению к больному ребенку, с одной стороны, и невозможность изменить биологический и эмоциональный статус ребенка, с другой – приводит к отвержению ребенка матерью и ее собственной невротизации (А.Я. Варга). Матери детей с любым типом нарушения развития рассматриваются как первые кандидаты для эмоциональных расстройств, так как семья, в которой родился такой ребенок, находится в условиях психотравмирующей ситуации. Эта ситуация затрагивает значимые для матери ценности, фрустрирует ее базовые потребности (В.В. Ткачева).

Многие авторы указывают на высокую вероятность распада семей, не сумевших преодолеть кризис, вызванный рождением ребенка с тяжелым нарушением развития (О.К. Агавелян, Р.Ф. Майрамян, М.М. Семаго). Супружеская пара, в целом, также страдает от рождения ребенка с нарушением интеллекта. Семьи проходят через “классический” паттерн: матери становятся чрезмерно вовлечены в воспитание ребенка, в то время как отцы уходят от ситуации эмоционально или физически. Фиксация ребенка на роли маленького не дает возможность семье пройти нормальный семейный цикл.

Рождение и воспитание аномального ребенка вызывает у родителей комплекс негативных реакций и переживаний, которые обобщаются понятием «родительский стресс». По мнению многих исследователей, он носит стадиальный характер. Содержанием первой стадии – эмоциональной дезорганизации – являются следующие состояния и реакции родителей: шок, растерянность, беспомощность, страх (D. Drotar, A Baskiewicz, J. Irvin, Kennel and M. Klaus, О.К. Агавелян, Р.Ф. Майрамян). Родители испытывают неослабевающее чувство собственной неполноценности и задаются вопросом: “Почему это случилось именно со мной?”

Вторая стадия или фаза рассматривается исследователями как период негативизма и отрицания (О.К. Агавелян, Р.Ф. Майрамян, M. Leydorf, B. Farber, R.M. Hodapp, Blodgett, Boyd, Koegler, Rosen). Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды или чувства стабильности семьи перед лицом факта, грозящего их разрушить. Отрицание может быть своеобразным способом защитного устранения эмоциональной подавленности, тревоги. На этой стадии развивается, так называемое, “шопинг – поведение”, родители переводят ребенка от одного консультанта к другому, стремясь убедить себя, что специалисты не компетентны и ответственны за состояние ребенка.

Третья фаза родительского стресса – горевание (D. Drotar, A. Baskiewicz, J. Irvin, Kennel and M. Klaus, О.К. Агавелян, Р.Ф. Майрамян). Чувство гнева или горечи может породить стремление родителей к изоляции, но в то же время найти выход в форме “эффективного горевания”.

Четвертая стадия адаптации характеризуется эмоциональной реорганизацией, приспособлением, принятием больного ребенка (M. Leydorf, S. Olslansky, Hodapp, О.К. Агавелян, Р.Ф. Майрамян).

Биологическая неполноценность ставит ребенка в определенные условия развития и предъявляет повышенные требования к ро­дителям, призванным способствовать приспособлению его к этим условиям. Однако, как говорил Л.С. Выготский, “умственно отсталый ребенок не состоит из одних дыр и дефектов, его организм как целое перестраивается. Личность как целое выравнивается, компенсируется процессами развития ребенка” (Л.С. Выготский). Семейное окружение оказывает непосредственное влияние на выработку навыков социально рационального поведения у детей с нарушением интеллекта. Домашнее окружение во многом определяет индивидуальное поведение ребенка во многих сферах деятельности. “От исхода социальной компенсации, т.е. конечного формирования его личности в целом, зависит степень его дефективности и нормальности” (В.В. Лебединский). Поэтому особую важность приобретает проблема психологического обучения родителей, имеющих детей с аномалиями развития.

Одной из первых программ помощи родителям была модель А. Адлера. Основные задачи воспитания родителей по этой модели выглядят следующим образом: помощь родителям в понимании детей, развитие у них способности войти в образ мышления ребенка и научиться разбираться в мотивах и значении его поступков; помощь родителям в выработке своих методов воспитания детей с целью дальнейшего развития ребенка как личности. Согласно модели чувственной коммуникации Т. Гордона, родители должны усвоить три основных умения: 1) умение активно слушать, т.е. умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям; 2) умение выражать собственные чувства в доступной для понимания ребенка форме; 3) умение использовать принцип «оба правы» при разрешении спорных вопросов, т.е. способность говорить с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника. В программе обучения родителей Х. Джинота рассматриваются практические вопросы: как говорить с детьми, когда хвалить и когда ругать ребенка, как его дисциплинировать, ежедневные занятия ребенка, страхи ребенка, приучение его к гигиене и т.д.

Программы помощи родителям приобретают особую ценность в работе с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением психического развития.

Целями таких программ являются следующие:

  • оказание квалифицированной психологической поддержки родителям;

  • создание необходимых условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;

  • оказание помощи близким взрослым с целью создания комфортной для развития ребенка семейной среды;

  • формирование адекватных взаимоотношений между взрослыми и их детьми.

Психологическая помощь может быть конструктивной и динамической, если в ее основу будут положены принципы комплексного подхода к организации коррекционного процесса, единства диагностики и коррекции, сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми, учета интересов родителей и детей.

Источник