Типу развития относится развитие земли развитие общества и процесс психического развития ребенка

Типу развития относится развитие земли развитие общества и процесс психического развития ребенка thumbnail
Типу развития относится развитие земли развитие общества и процесс психического развития ребенка

ТОП 10:

Существуют различные типы развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить специфику психического развития ребенка среди других процессов развития. Л.С. Выготский различал преформированный и непреформированный типы развития.
Преформированный тип – это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который будет им достигнут. Здесь все дано с самого начала. Примеры – эмбриональное развитие, физическое развитие (от рождения к старению). Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), это не меняет типа развития.
В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепция Ст. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития предков современного человека.
Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относится развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Непреформированный путь развития не предопределен заранее, с самого начала не известны все стадии развития и не известен его конечный результат.
Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, которого он должен достигнуть. Детское развитие – это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс – процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. (Как сказал поэт: “Лишь рождены, уже нас ждет Шекспир”.) В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. “В развитии ребенка, – пишет Л.С. Выготский, – то, что должно получиться в конце развития, в результате развития, уже дано в среде с самого начала. И не просто дано в среде с самого начала, но влияет на самые первые шаги развития ребенка” (Выготский Л.С., 2001. С. 83). Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Л.С. Выготский предложил называть “эту развитую форму, которая должна появиться в конце детского развития… конечной, или идеальной, формой – идеальной в том смысле, что является образцом того, что должно появиться в конце развития, или конечной – в смысле того, что должно в конце развития у него получиться” (Там же). Согласно Л.С. Выготскому, процесс психического развития ребенка – это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Если в среде, замечает Л.С. Выготский, нет соответствующей идеальной формы и развитие ребенка протекает вне этих специфических условий, т.е. вне взаимодействия с конечной формой, то у ребенка соответствующая форма и недоразовьется (Там же. С. 85).
Задача детского психолога – проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка – это особый процесс. Процесс онтогенетического развития – процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме освоения материальной и духовной культуры общества.

Теория двух факторов детского развития.

Спор психологов о том, что же предопределяет процесс детского развития наследственная одаренность или окружающая среда — привел к теории конвергенции этих двух факторов. Основоположник ее — В. Штерн. Он считал, что психическое развитие — это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Это — результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. В. Штерн писал, что ни об одной функции, ни об одном свойстве нельзя спрашивать: происходит ли оно извне или изнутри? Закономерен лишь вопрос: что именно происходит в ней извне и что изнутри? Потому что в ее проявлении действуют всегда и то, и другое, только всякий раз в разных соотношениях. За проблемой соотношения двух факторов, которые влияют на процесс психического развития ребенка, чаще всего скрывается предпочтение фактора наследственной предопределенности развития. В. Штерн, как и другие его современники, был сторонником концепции рекапитуляции. Часто упоминаются его слова о том, что ребенок в первые месяцы младенческого периода с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии благодаря развитию схватывания предметов и подражанию, он достигает стадии высшего млекопитающего — обезьяны; в дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает начальных ступеней человеческого состояния; в первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов; затем следует поступление в школу, которое связано с овладением более высокими социальными обязанностями, что соответствует, по мнению В. Штерна, вступлению человека в культуру с ее государственными и экономическими организациями. Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс,который складывается под влиянием икс элементов наследственности и игрекэлементов среды. Все современные теории отличаются друг от друга только тем, как они трактуют взаимодействие наследственности и среды, созревания и научения, биологии и культуры, врожденных и приобретенных способностей в ходе психического развития.

Читайте также:  Мультфильмы для развития ребенка смотреть онлайн

Стратегия наблюдения.

Стратегия наблюдения. Как уже говорилось, детская психология начиналась с простого наблюдения. Огромный фактический материал о развитии ребенка был собран родителями – известными психологами в результате длительных наблюдений за развитием собственных детей. Родительские дневники отражены в публикациях В. Прейера, В. Штерна, Ж. Пиаже, Н.А. Рыбникова, Н.А. Менчинской, А.Н. Гвоздева, B.C. Мухиной, М. Кечки и др. Н.А. Рыбников в работе “Детские дневники как материал по детской психологии” (1946) дал исторический очерк этого основного метода изучения ребенка. Анализируя значение первых зарубежных дневников (И. Тэн – в 1876; Ч. Дарвин – в 1877; В. Прейер – в 1882), появление которых стало поворотным пунктом в развитии детской психологии, он писал о том, что русские психологи по праву могут претендовать на первенство, поскольку А.С. Симонович уже в 1861 г. вела систематические наблюдения за речевым развитием ребенка от его рождения до 17 лет.
Длительное систематическое наблюдение за одним и тем же ребенком, ежедневная регистрация поведения, доскональное знание всей истории развития, близость к ребенку, хороший эмоциональный контакт с ним – все это составляет положительные стороны проводившихся наблюдений. Однако наблюдения разных авторов проводились с разными целями, поэтому их трудно сопоставлять друг с другом. К тому же, как правило, в первых дневниках отсутствовала единая техника наблюдений и их интерпретация часто носила субъективный характер. Например, нередко уже при регистрации описывали не сам факт, а отношение к нему.
М.Я. Басов разработал систему объективного наблюдения – этого основного, с его точки зрения, метода детской психологии. Подчеркивая значение естественности и обычности условий наблюдения, он описал как карикатурную такую ситуацию, когда в детский коллектив приходит наблюдатель с бумагой и карандашом в руках, устремляет свой взгляд на ребенка и постоянно что-то записывает. Сколько бы ребенок ни изменял своего положения, как бы он ни перемещался в окружающем пространстве, взор наблюдателя, а иногда и он всей своей персоной следует за ним и все что-то высматривает, при этом все время молчит и что-то пишет. М.Я. Басов правильно считал, что исследовательскую работу с детьми должен вести сам педагог, воспитывающий и обучающий детей в коллективе, в который наблюдаемый ребенок входит (см. Хрест. 1.4).
В настоящее время большинство психологов к методу наблюдения как основному способу исследования детей относятся скептически. Но, как часто говорил Д.Б. Эльконин, “острый психологический глаз важнее глупого эксперимента”. Экспериментальный метод тем замечателен, что он “думает” за экспериментатора. Факты, полученные методом наблюдения, очень ценны. В. Штерн в результате наблюдений за развитием своих дочек подготовил двухтомное исследование о развитии речи. А.Н. Гвоздев также опубликовал двухтомную монографию о развитии речи детей на основе наблюдений за развитием своего единственного сына.
В 1925 г. в Ленинграде под руководством Н.М. Щелованова была создана клиника нормального развития детей. Там наблюдали за ребенком 24 часа в сутки, и именно там были открыты все основные факты, характеризующие первый год жизни ребенка. Общеизвестно, что концепция развития сенсомоторного интеллекта была построена Ж. Пиаже на основе наблюдений за тремя собственными детьми. Длительное (на протяжении трех лет) изучение подростков из одного класса позволило Д.Б. Эльконину и Т.В. Драгуновой дать психологическую характеристику младшего подросткового возраста. Венгерские психологи Л. Гараи и М. Кечки, наблюдая развитие собственных детей, проследили, как происходит дифференциация социальной позиции ребенка в условиях семьи. B.C. Мухина впервые описала развитие поведения двух сыновей-близнецов. Эти примеры можно продолжить, хотя уже из сказанного ясно, что метод наблюдения как начальный этап исследования не изжил себя и к нему нельзя относиться пренебрежительно. Вместе с тем, однако, важно помнить, что с помощью разнообразных методов, применяемых в русле стратегии наблюдения (среди них: родительские дневники, система объективного наблюдения), можно выявить только явления, внешние симптомы развития.



Источник

111. Л. Колберг выделил ______ стадий в развитии морального сознания


  1. 4

  2. 6- Л. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательный прогрессивный процесс. Обобщив обширный экспериментальный материал, он выделяет 6 стадий развития

  3. 3- три уровня: доморальный уровень, конвенциональная мораль, автономная мораль

  4. 5

№ 112. К _______ типу развития относится развитие Земли, развитие общества и процесс психического развития ребёнка


  1. смешанному- относится единая периодизация истории обществ

  2. непроформированному- К нему же относится развитие Галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределен заранее

  3. генетическому- это закрепление адаптации и специализации

  4. преформированному- в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как стадии, которые пройдет явление (организм), так и конечный результат , который будет им достигнут. Здесь все зависит от природы ( пример- эмбриональное, физическое развитие от рождения к старению).

113. Целостные структуры психики являются предметом исследования


  1. психологии сознания- наука о свойствах сознания, его элементах, связях между ними и законах, которым они подчиняются

  2. фрейдизма- названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии

  3. когнитивной психологии- раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания

  4. гештальтпсихологии- гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы
Читайте также:  Психологическое развития ребенка в 1 года до 3 лет

114. Направление в психологии, основанное на информационном подходе к изучению психики с использованием ЭВМ, называется…


  1. глубинной психологией- общее название для ряда направлений в психологии, ориентированных преимущественно на изучение бессознательных психических процессов

  2. гуманистической психологией- направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку

  3. когнитивной психологией- раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений

  4. функциональной психологией- направление в психологии, основанное на информационном подходе к изучению психики с использованием ЭВМ

115. К видам слушания не относится


  1. активное- вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации

  2. пассивное- слушание требует определен ной душевной работы, работы по осознанию своих «Я-слу шаний».

  3. эмпатическое- участник общения уделяет большее внимание «считыванию» чувств, а не слов

  4. альтернативное-данного вида слушания нет

116. По мнению В. Вундта предметом психологии является….


  1. поведение человека- предмет исследований современной психологии, включающий способность человека к деятельности в материальной, интеллектуальной и социальной сферах жизни

  2. общение человека-это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями

  3. сознание человека- предметом психологии являются содержания сознания, поскольку только их можно наблюдать

  4. деятельность человека-способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека

117. Психический процесс сознательного управления деятельностью определяется как…


  1. объективизация- превращение ощущений, субъективных содержаний сознания в самостоятельные, независимо от сознания существующие сущности

  2. волевая регуляция- волевой процесс всегда сознателен: он может быть отслежен, проанализирован, вызван произвольно, он есть средство управления, но он и управляем сознанием

  3. психическая регуляция- психика человека задействована не только в регуляции социального поведения, но и в регуляции состояний организма

  4. субъективизация- это способ организации работы обучаемого, ибо именно в деятельности происходит формирование субъекта, становление его личности и реализация её потенциальных возможностей

118. Бессознательные умозаключения по мнению Г. Гельмтгольца…


  1. не являются частью человеческого сознания

  2. имеют опытное происхождение через многократное повторение- бессознательные умозаключения имеют ряд отличительных особенностей:
    – возникают бессознательно, т. е. без участия сознании и мышления, и соответственно не управляются ими;
    – имеют опытное происхождение через многократное повторение;
    – возникают из сенсомоторных связей между зрительным ощущением и ощущением от движений глаза в процессе восприятия

  3. наследуются- передаются из поколения в поколение

  4. не подлежат изучению

119. Утверждение, что психика свойственна только организмам, обладающим нервной системой, относится к концепции ______


  1. нейропсихизма (Ч. Дарвин) – психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему

  2. антропопсихизма (Декарт) – психика присуща только человеку

  3. биопсихизма- психика — это свойство живой природы (присуще и растениям)

  4. мозгопсихизма (К.К. Платонов) – психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, т.к. у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга)

120. К факторам, влияющим на психическое развитие, относятся …


  1. самоактуализация и степень принятия со стороны взрослых

  2. мыслительные операции, интеллект

  3. наследственность, среда, обучение и воспитание, собственная активность субъекта, реализуемая в деятельностик основным факторам, влияющим на психическое развитие, относятся наследственность, семейная среда и воспитание, а также внешняя среда с многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и нивелирование влияния каждого из факторов.

  1. социальная ситуация развития, интериоризация, темперамент

121. Новые формы поведения, возникающие у высших животных, могут быть обозначены как _______ поведение

1.интеллектуальное у позвоночных, стоящих на вершине эволюционной лестницы, в частности у приматов, возникают новые формы индивидуально-изменчивого поведения, которые с полным основанием могут быть обозначены как «интеллектуальное» поведение

2.социальное- поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм

3.сознательное- осознанное поведение

4. инстинктивное- совокупность генетически фиксированных врожденных проявлений внешней активности животных

122. Источником активности человека являются…


  1. рефлексы- стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы

  2. задатки- врожденные психофизиологические особенности организма, являющиеся индивидуальной предпосылкой процесса формирования способностей, которые осваиваются и развиваются только в условиях соответствующего обучения и тренировки

  3. воспитание- целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями

  4. потребности- источник активности человека; внутренние сущностные силы человека, побуждающие его к осуществлению качественно определенных форм деятельности

123. Наиболее высокие отделы центральной нервной системы представлены…


  1. шейным отделом мозга- отвечает за отдельные органы, поэтому изменения или искривления в позвоночнике, которые затрагивают нервные отростки, чреваты болями

  2. продолговатым мозгом- отвечает за важные функции жизнедеятельности человека – рефлекторные функции дыхания, глотания, сосания, рефлекса равновесия, за тонус сосудистой системы, пульс, ритм сердца, защитные реакции (жажда, голод, кашель, чихание, рвота)

  3. спинным мозгом- в спинном мозге находятся центры наиболее простых рефлексов

  4. большими полушариями головного мозга- наиболее высокие отделы центральной нервной системы представлены большими полушариями головного мозга
Читайте также:  Смотреть документальный фильм развитие ребенка в утробе

124 Определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности называется …


  1. конфликтом- отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами

  2. сензитивным периодом- периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и пр. – вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени

  3. кризисом развития- это следующий основной элемент механизма развития ребенка

  4. социальной ситуацией развития- определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности

125. Основу всех без исключения поведения животных составляют…


  1. реакции – общее название патологических изменений психической деятельности, возникающих в ответ на психическую травму или психическое напряжение

  2. рефлексы- реакции организма, вызываемые центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды; проявляются в возникновении или изменении функциональной деятельности органов и организма в целом

  3. инстинкты- основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты, точнее, инстинктивные действия, т. е. генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения

  4. отражения-это свойство, состоящее в способности объектов воспроизводить (с различной степенью адекватности) признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.

126. Жест, состоящий из различных «почесываний» головы означает…


  1. стыд- пальцы, сведенные кончиками вместе

  2. покорность- пальцы, сведенные кончиками вместе

  3. нерешительность, неготовность- различные «почесывания» головы

  4. самоободрение- палец, зажатый ладонью другой руки

127. Жесты, мимика и пантомимика – это средства общения…


  1. экстралингвистические- регулируют поток речи, экономятся языковые средства общения; они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния

  2. оптико-кинетические- это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика

  3. пространственно-временные- это средства, позволяющие общаться одновременно в пространстве и во времени

  4. паралингвистические -это темп, тембр, громкость речи,заполнители пауз (к примеру, э-э, м-м), мелодика речи, диалектные, социальные или идиолектные особенности артикуляции звуков

^ Жесты, мимика и пантомимика

не являются ________ средствами общения


  1. визуальными – смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят

2. оптико-кинетическими- это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика

3 .кинетическими – кинесика изучает также мимические жесты, жесты головы и ног, позы и знаковые телодвижения

4.паралингвистическими- это темп, тембр, громкость речи,заполнители пауз (к примеру, э-э, м-м), мелодика речи, диалектные, социальные или идиолектные особенности артикуляции звуков;
129. Успешное общение предполагает …


  1. присутствие собеседника

  2. стереотипизацию- психологическое воздействие с помощью создания иллюзорных стереотипов, – один из главных методов пропаганды

  3. владение монологической речью- вид речи, полностью или частично не связанный (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте

  4. обратную связь- успешное общение предполагает обратную связь – получение субъектом информации о результатах взаимодействия

130. Установите соответствие между определениями теорий и видов памяти

1.Физиологическая теория памяти, согласно которой в основе памяти лежат биохимические процессы- 1. молекулярная теория памяти считает, что под влиянием биотоков в работе нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых и «записывается» поступающая в мозг информация

2. Память, хранящая видовой опыт человека- 2. генегическая память-единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

3. Вид памяти, обслуживающий рабочие операции человека-3.оперативная память-вид памяти, рассчитанный на хранение информации в течение определенного времени, нужного для выполнения некоего действия или операции

4. Яркая образная память-4. эйдетическая память – воспроизведение во всех деталях образов предметов, не действующих в данный момент на зрительные анализаторы


  1. молекулярная

  2. генетическая

  3. оперативная

  4. эйдетическая

131. Относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов называется …


  1. сенсибилизацией- это повышение чувствительности организма к воздействию какого-либо агента.

  2. константностью- это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются

  3. синестезией- под синестезией разумеют такое слияние качеств различных сфер чувствительности, при котором качества одной модальности переносятся на другую, разнородную, — например, при цветном слухе качества зрительной сферы — на слуховую

  4. сенсорной адаптацией- изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям

132. При восприятии людьми друг друга

не возникает эффекта…


  1. средней ошибки- это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего

  2. ореола- сущность “эффекта ореола” заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно — накладывается на тот образ, который уже был создан заранее.

  3. проекции- когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других именно те черты, которые ярко представлены у нас

  4. передачи информации друг г другу

Источник