Типичные нарушения психического развития ребенка

Типичные нарушения психического развития ребенка thumbnail

Гидроцефалия - одна из причин нарушения психического развития у детейНарушение психического развития представляет собой психическое состояние, которое характеризуется замедленными темпами формирования личности и психических функций, а также нарушениями в умственной и познавательной способности.

Симптомы и причины нарушений психического развития

Нарушения психического развития проявляются наиболее часто в младенческом и детском возрасте. Эти психологические нарушения связаны с различными факторами, травмами и патологиями.

Основными причинами нарушений психического развития являются:

  • наследственные патологии головного мозга;
  • хромосомные заболевания;
  • пороки головного мозга;
  • эпилептический синдром;
  • поражения и патологии центральной нервной системы;
  • опухоли головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;
  • наследственные эндокринные заболевания;
  • соматические патологии;
  • нарушения и заболевания органов чувств;
  • отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.

Нарушения психического развития у детей проявляются в виде недоразвития, повреждений личностного развития и отсутствия самоопределения, невозможности умственного развития и проблем с познанием, психопатии и искажений (аутизм).

Наиболее серьезными причинами нарушений психического развития являются наследственные, биологические, социальные и психогенные факторы.

Нарушения психического развития у детей выражаются в значительном отставании в развитии от сверстников, замедлении психического становления, несоответствии в поведении и восприятии с возрастными нормами. Эти нарушения начинают проявляться с раннего возраста, и они часто связаны с мозговой дисфункцией.

При определении причин нарушений психического развития необходимо учитывать темперамент ребенка, наличие соматических и церебральных патологий, эмоциональное состояние и депривацию.

К биологическим причинам нарушений относятся патологии в период беременности, недоношенность, родовые и послеродовые травмы, соматические заболевания и мозговые травмы.

Нарушения психического развития могут быть вызваны социальными факторами, в том числе недостатком во внимании и отрывом от матери, социальной изоляцией, дефицитом воспитания, обучения и развития, неблагоприятными условиями в семье и обществе.

Типы нарушений психического развития

Нарушения психического развития классифицируются на несколько типов.

К основным типам нарушений психического развития можно отнести:

  • дизонтогенез, в том числе поврежденное, замедленное и искаженное развитие;
  • необратимое психическое недоразвитие;
  • дисгармоничное психическое развитие;
  • дегенеративное психическое развитие, связанное с эпилепсией и другими заболеваниями;
  • патологическое психическое развитие, вызванное психическими и соматическими патологиями.

Также выделяют типы нарушений психического развития по шизофреническому процессу: асинхронию, ретардацию и умственную отсталость.

В некоторых случаях проявляются клинические формы нарушений, в том числе акселерация, инфантилизм, аутизм и соматопатия.

Отдельно в медицине выделяют нарушения психического развития, связанные с видом олигофрении – неосложненная, нейродинамическая, анализаторная и психопатическая форма.

Профилактика нарушений психического развития

Особое значение в препятствовании развитию психических нарушений выполняет комплексная система профилактических мер. Профилактику психических нарушений необходимо начинать проводить с регулярного осмотра и консультаций у педиатра, а также проверки психомоторных реакций у ребенка.

Состояние психического развития должны определять логопед, детский психолог, педиатр и дефектолог. Точный диагноз ребенка и тип нарушений психического развития можно определить с помощью диагностического обследования.

Профилактика нарушений психического развития основана на использовании специальных медицинских, педагогических, психологических и социальных методов проверки ребенка. Для создания правильной среды для психического развития используется благоприятное коррекционное пространство, в котором ребенок развивает познавательную функцию, логическое мышление и приобретает учебные навыки.

Важным фактором профилактики является соблюдение безопасности, а также проведение медицинских и педагогических консультаций с первых месяцев беременности.

После рождения ребенка и в течение первого года его жизни можно выявить первые признаки психических нарушений. Отсутствие реакций на звук и свет могут первыми признаками таких нарушений.

У детей дошкольного возраста нарушения психического развития часто проявляются в виде проблем с речью и письмом, отставании в моторном развитии и слабой памяти.

Занятия с психологом - составляющая лечения нарушений психического развитияДля проведения эффективной профилактики нарушений психического развития необходимо исключить конфликты в семье, избегать физических и психологических травм во время беременности, а также следует создать благоприятную среду для развития ребенка.

Лечение нарушений психического развития

Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.

Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка.

В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.

При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести:

  • коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации;
  • коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи;
  • сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки;
  • аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия;
  • релаксационные упражнения;
  • лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития;
  • физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры.
Читайте также:  Движущие причины психического развития ребенка

Важным этапом лечения нарушений психологического развития является индивидуальная учебная и развивающая программа для ребенка. Эта программа должна быть разработана педагогами и психологами, а в ее состав должны входить специальные интеллектуальные упражнения, художественные задания, музыкальные и хореографические занятия.

Видео с YouTube по теме статьи:

Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!

Источник

Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей

Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л.Венгера:

Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);

Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);

• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);

Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);

Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).

Агрессивные дети.

Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.Необходимо знать три главных понятия:

1. Что такое агрессия / агрессивность

2. Каковы возможные причины её выявления;

3. Как её корректировать

Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.

Факторы влияющие на поведение ребёнка:

1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);

2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;

3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;

4. Индивидуальные особенности человека;

5. Социально – культурный статус семьи.

Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких – нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило,такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

Задачи в работе с агрессивными детьми:

Развитие умения понимать состояние другого человека;

Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

Обучение ауторелаксации;

Обучение способам снятия напряжения;

Развитие навыков общения;

Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной.С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.

С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Читайте также:  Программа развития для ребенка в детском саду от 2 лет

Источник

Нарушения психофизического развития и их этиология. Нарушения психического развития.

        Причины нарушений развития. Нарушения эндогенного происхождения и их причины. Нарушения экзогенного происхождения и их причины.

Понятие дизонтогенеза. Параметры дизонтогенеза. Виды дизонтогенеза: задержанное психическое развитие, психическое недоразвитие, поврежденное психическое развитие, дефицитарное психическое развитие, дисгармоничное психическое развитие, искаженное психическое развитие. Закономерности нормального и отклоняющегося развития. Олигофренопсихология: объект, предметы, цели, задачи и методы. Особенности психологии детей с ЗПР.

Все нарушения развития принято подразделять на нарушения, имеющие эндогенную (внутреннюю) или экзогенную (внешнюю) природу. Основой нарушения развития у детей принято считать нарушения работы нервной системы или отдельных сенсорных систем (анализаторов).

Эндогенные (внутренние) нарушения являются врожденными. Эти могут появиться еще на начальном этапе развития эмбриона – так называемые, хромосомные нарушения. Например, трисомия по 21 хромосоме – синдром Дауна (13 % всех хромосомных нарушений).  При синдроме Дауна нарушения проявляются и в физическом, и в психическом развитии. Также, к хромосомным нарушениям можно отнести синдром Клайнфелтера, синдром Тернера, синдром Патау и т.д.

К эндогенным причинам нарушений развития относят различные наследственные заболевания: нарушения обмена веществ в мышцах – миопатия, недоразвитие внутреннего уха – аплазия, структурные изменения глаз – микрофтальм  и т.п.

Экзогенные (внешние) причины нарушений развития отличаются в разные периоды онтогенеза. Например, в пренатальный период развития, одной из причин нарушений могут выступить хронические или инфекционные заболевания матери; в натальный период развития – родовая травма, гипоксия; в постнатальный период развития – инфекции, черепно-мозговые травмы и т.д.

Важной составляющей всех нарушений развития выступают нарушения психического развития ребенка, так называемые дизонтогении. Термин «дизонтогенез» был впервые употреблен Швальбе в 1927 году и обозначал отклонения от нормы во внутриутробном развитии организма. Термин «психический дизонтогенез» употребил В.В. Ковалев и объяснял этим термином нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. Эти нарушения он связывал с недостаточным созреванием структур головного мозга.

Причинами психического дизонтогенеза могут выступить биологические, патогенные, социально-психологическические средовые воздействия, социальные и биологические факторы. Существуют различные классификации видов дизонтогенеза, но стоит остановиться на классификации В.В. Лебединского, который выделил 6 основных видов психического дизонтогенеза. Кратко опишем каждый из них.

Задержанное психическое развитие (ЗПР) – устойчивое замедление темпа развитие ребенка, выражающееся в дефицитности запаса знаний, незрелом мышлении, преобладании интересов игры.

Психическое недоразвитие – олигофрения – общее недоразвитие психики, которое обусловлено наследственным фактором либо поражением мозга во внутриутробе. Виды олигофрении по степени тяжести: дебильность, имбецильность, идиотия.  Недоразвитие при олигофрении затрагивает все сферы развития ребенка – как интеллектуальное, так и все остальные функции организма.

Поврежденное психическое развитие – характеризуется развитием психики ребенка с органическим поражением ЦНС. Относятся такие нарушения, как минимальная мозговая дисфункция (ММД), локальные поражения головного мозга, эпилепсия и т.п.

Дисгармоническое психическое развитие – недостаточность развития мотивационной и эмоционально-волевой сферы личности. При этом остальные структуры относительно сохранны. Относятся такие виды нарушений, как психопатии, невротическое развитие.

Дефицитарное психическое развитие – нарушения анализаторных систем. Искаженное психическое развитие – расстройства аутичного спектра (РАС), ранний детский аутизм (РДА).

Источник

Нарушение психического развития (или НПР) – это состояние, характеризующееся нарушением сроков и темпов формирования различного рода психических функций, сфер психики и отдельных их составляющих. В большинстве случаев такая ситуация ассоциируется с умственной отсталостью, а также частичной или полной утратой способности к познанию. Однако по мере взросления клиническая картина становится более стертой, а такие ее проявления, как личностная незрелость и негрубые нарушения познавательной функции, становятся менее выраженными.

Синдром Дауна - одна из причин нарушений психического развития у детей

Причины нарушений психического развития

Довольно часто первые проявления нарушений психического развития отмечаются еще в период младенчества. В основном они являются следствием поражающих организм патологических процессов и всевозможных травм. Негативное воздействие на нормальное течение процессов формирования психики способны оказывать три типа факторов: экзогенные (например, питание или экологическая обстановка), патогенные (к примеру, негативно влияющие на организм социальные факторы), а также сочетание патогенных и биологических (к ним относятся патологии беременности, недоношенность ребенка, травмы, полученные в процессе родов, и т.д.).

Читайте также:  Основные факторы развития ребенка дошкольного возраста

Наиболее распространенными причинами нарушений психического развития являются:

  • Аномалии и пороки развития головного мозга;
  • Патологические процессы, обусловленные “плохой” наследственностью (так, нарушение развития психики может развиться как результат фенилкетонурии или гомоцистинурии);
  • Наследственные заболевания, которые обусловливаются количественным или качественным изменением хромосомной структуры (среди них синдромом Патау, синдром Дауна, полисомия по Х- или У-хромосоме и т.д.);
  • Поражение головного мозга ребенка в период беременности или непосредственно в процессе родов;
  • Эпилепсия;
  • Водянка головного мозга (гидроцефалия);
  • Раннее закрытие черепных швов (краниостеноз);
  • Новообразования, развивающиеся в тканях головного мозга;
  • Митохондриальные болезни;
  • Заболевания, сопровождающиеся врожденным или приобретенным нарушением течения обменных процессов и характеризующиеся патологическим накоплением в клетках и различных тканях метаболитов (накопительные ретикулезы);
  • Эпителический синдром;
  • Факоматозы;
  • Врожденные эндокринные заболевания;
  • Аутистические расстройства (аутизм, синдром Ретта и т.д.);
  • Различного рода соматические патологии;
  • Ухудшение зрительной функции;
  • Ухудшение слуховой функции.

Кроме того, в отдельных случаях причинами нарушений психического развития могут стать неблагоприятные социальные факторы, например, недостаток уделяемого ребенку внимания, его насильственный отрыв от матери, недостаток педагогического воспитания, дефицит воспитания, отрыв от нормальной социальной среды, неблагоприятные условия в семейном кругу или окружающем малыша обществе и т.д.

Типы нарушений психического развития

Нарушение психического развития у детей и подростков, также называемое психическим дизонтогенезом, возникает в результате расстройства и нарушения созревания отдельных функций и структур головного мозга.

Согласно одной из классификаций, все нарушения психического развития делят на ретардацию и асинхронию. Ретардация характеризуется тем, что развитие психики у ребенка отстает от общепринятых для конкретного возраста психологических форм или приостанавливается. Асинхрония же представляет собой состояние, при котором у ребенка одни функции развиваются опережающими темпами, а другие, напротив, отстают в развитии (так называемая психическая дисгармония).

Еще одна классификация типов нарушений психического развития у детей предложена Г.Е. Сухаревой и К.С. Лебединской. В соответствии с ней выделяют:

  • Общее стойкое недоразвитие, сопровождающееся ярко выраженной незрелостью систем головного мозга (преимущественно тех, которые являются наиболее сложными и обладают длительным периодом формирования);
  • Задержанное развитие, характеризующееся замедленными темпами формирования эмоциональной сферы и сферы познания, а также их временной фиксацией в предшествовавших возрастных этапах;
  • Поврежденное развитие психики, характеризующееся тем, что патологическое воздействие на головной мозг отмечается не в постнатальном периоде, а значительно позже – приблизительно после 2-3-летнего возраста, когда большая часть структур головного мозга уже сформировались (в качестве примера подобного нарушения психического развития у детей можно рассматривать органическую деменцию);
  • Дефицитарное развитие, которое определяется грубым недоразвитием или повреждением различных анализаторных структур (например, слуха или зрения, опорно-двигательного аппарата и т.д.). Следует отметить, что именно этому типу нарушения психического развития соответствует наибольшее количество примеров того, как при повреждении отдельных сенсорных систем включается компенсаторный механизм, позволяющий при адекватном воспитании и обучении задействовать другие каналы связи с окружающим миром и активизировать интеллектуальные возможности;
  • Искаженное развитие, которое представляет собой сложную комбинацию общего психического недоразвития с задержанным, ускоренным и поврежденным развитием некоторых психических функций, что является причиной формирования качественно новых патологических образований;
  • Дисгармоничное развитие, которое структурно сходно с искаженным развитием (и в первом, и во втором случае ретардация отдельных систем сочетается с парциальной акселерацией других). Отличием же является то, что в основе дисгармоничного нарушения лежит текущий болезненный процесс, который на различных этапах создает разные виды межфункциональных связей, а стойкая диспропорциональность психики, наблюдающаяся преимущественно в эмоционально-волевой сфере, является врожденной или же приобретается в раннем возрасте.

Методы лечения и профилактики нарушений психического развития у детей

Профилактика нарушений психического развития

Ведущую роль в предотвращении нарушений психического развития отводят комплексу профилактических мероприятий.

Первым шагом к профилактике нарушений психического развития является своевременное и регулярное посещение педиатра. Не менее важно для родителей получить достаточную информацию о том, как самостоятельно проверять наличие различных психомоторных реакций у своего ребенка. Именно это позволит вовремя заметить какие-либо отклонения от нормы в его развитии.

В более старшем возрасте определить состояние психического развития детей помогают логопеды, дефектологи и детские психологи. Для постановки диагноза нарушение психического развития требуется проведение диагностического обследования.

К важным мерам профилактики нарушений психического развития также относят:

  • Создание благоприятной для психического развития ребенка среды;
  • Избегание конфликтов в кругу семьи;
  • Исключение эмоциональных и физических травм в период вынашивания ребенка.

Источник