Тип семейного воспитания и эмоционально личностное развитие ребенка

Тип семейного воспитания и эмоционально личностное развитие ребенка thumbnail

Типы и характер семейного воспитания, и их влияние на личностное развитие дошкольников.

Воспитатель: Яземова Ю.В.

В психологической литературе понятия «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто воспринимается как синонимы. Безграничное воздействие родителей на детей дошкольного возраста, а также характер этого авторитета признаются теми механизмами социализации ребенка, которые с огромной отдачей стимулируются в семейном воспитании. Воспитание дошкольника – одна из важнейших функций семьи.

 Семейное воспитание – направленное взаимодействие взрослых членов семьи с младшими, построенное на любви и внимании личного достоинства и чести детей, предвкушающее  их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей дошкольного возраста с точки зрения их возможностей и в согласии с достоинствами семьи и общества.

Исключительностью семейного воспитания значится и тот факт, что семья символизирует собой разновозрастную общественную группу: в ней есть представители двух, трех, случается и четырех поколений. Следовательно, это различные ценностные установки, многообразные критерии оценок актуальных явлений, разнообразные идеалы, взгляды, мнения, что и дает возможность создавать явные традиции.

   Семейное воспитание органически соединяется со всей жизнью растущего ребенка. В семье ребенок дошкольник вливается в жизненно ценные виды деятельности, проходит все ее этапы: от первоначальных испытаний (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до запутанных социально – личностно существенных форм поведения.

     Семейное воспитание располагает большим временным размахом воздействия: оно длится всю жизнь, осуществляется в любое время суток, в любой момент.

По взглядам Т.А.Куликовой, всякая семья располагает значительными или меньшими воспитательными возможностями, педагогическим потенциалом. Под педагогическим потенциалом семьи нынешние ученые предвидят характеристики, показывающие различные условия и обстоятельства жизнедеятельности семьи, выясняющие ее воспитательные условия: ее тип, структуру, материальный достаток, местожительства, психологическую атмосферу. Обычаи  и традиции, уровень культуры и образования родителей и др. Наряду с этим необходимо рассматривать все факторы в совокупности, а не отдельно друг от друга.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора формирования личности дошкольника. Положительное влияние на личность выражается в том, что никто кроме близких родственников не обращается с дошкольником лучше, не любит его и не заботится о нем, так как они. Вместе с тем никакой другой социальный институт не смеет потенциально сделать столько вреда в воспитании. Ввиду  с особой воспитательной ролью семьи появляется вопрос о том, как максимально повысить положительные и максимально уменьшить отрицательные воздействия семьи на поведение развивающегося дошкольника. Для этого желательно отчетливо определить внутрисемейные социально психологические факторы, обладающие воспитательным значением.

В роли существенных условий зарубивших лучший тип семейного воспитания, выступают: настоящая любовь к дошкольнику, логичность в поведении, целостность требований со стороны окружающих взрослых, соответственность воспитательных мер, наказаний. Все названные требования нацелены на то, чтобы гарантировать ребенку дошкольнику мягкость, прочность, надежность атмосферы, что является гарантией его внутреннего спокойствия и устойчивости психики.

А.Я. Варга и В.В. Столин акцентируют внимание на четырех типах родительских отношений:

1. Принимающий – авторитарный – личное благополучие родителей: мягкое  расположение и принятие ребенка дошкольника  с требованиями социальных свершений и достижений при контроле в этих областях.

2. Отвергающий с элементами инфантильности и социальной инвалидизации –темпераментное отвержение ребенка дошкольника, маленькая важность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сопоставлению с реальным возрастом, присваивание плохих наклонностей.

3. Симбиотический – готовность установить с ребенком дошкольником непосредственный тяжелый темпераментный контакт, участвовать в полной мере в мелочах его жизни.

4. Симбиотическо-авторитарный – гиперпротекция и полный контроль поведения психической жизни ребенка дошкольника, осаждение исполнения необходимости в психосоциальной идентификации.

Образцовой числится, работа С. Броди, сделанная в рамках клинического подхода. Просматривая видеомагнитофонные записи 4-х часового общения матери с ребенком дошкольником, она сделала акцент на четырех типах материнского отношения:

1 тип. Мать свободно и неотделимо притирается к интересам ребенка дошкольника. Для нее своеобразно одобрительное, разрешающее поведение.

2 тип. Специально мать пытается приспособиться к интересам ребенка дошкольника, но из-за натянутости и нехватке непосредственности в общении с ребенком ее попытки часто бессмысленны. Мать частенько господствует, чем уступает.

3 тип. В сущности материнства – чувство обязательства. В подходе к ребенку отсутствует внимание, ласка, неожиданность. Инструмент – жесткий контроль.

4 тип. Мать ведет себя несоответствующее возрасту и интересам ребенка дошкольника. Ее педагогические действия нечетки и различны.

По взглядам С. Броди, особенно губительным для ребенка дошкольника оказался 4-й стиль материнства (регулярная внезапность материнских реакций отделяла ребенка дошкольника от мира постоянства и вызывала повышенную тревожность).

Из классификаций, сравнивающих особенности развития личности детей дошкольников и типы семейного воспитания, особенно примечательной и подробной является, классификация, предложенная А. Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер.

Авторы подчеркнули будущее отклонения в стилях семейного воспитания:

1.Гипопротекция. Квалифицируется отсутствием опеки и контроля. Дошкольник оказывается без надзора. К нему проявляют мало внимания, нет заинтересованности в его делах, часты физическая запущенность и неухоженность.

2.Доминирующая гиперпротекция. Выражается в особо, остром внимании и заботе, большой опеке и незначительном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка дошкольника не обучают самостоятельности и ответственности.

3.Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание «кумира семьи». Родители стараются отстранить ребенка дошкольника от малых трудностей, потакают его желаниям, избыточно обожают и покровительствуют, восторгаются его минимальным успехам и требуют такого же восхищения от других.

4.Эмоциональное отвержение. Потребности ребенка дошкольника игнорируются. Временами с ним чудовищно обращаются. Родители  принимают ребенка дошкольника обузой и выражают общее недовольство ребенком. Зачастую встречается незаметное эмоциональное отвержение: родители пытаются завуалировать действительное отношение к ребенку завышенной  заботой и вниманием к нему.

5.Жестокие взаимоотношения. Могут демонстрироваться открыто, когда на ребенке дошкольнике срывают зло, используя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и дошкольником стоит «стена» эмоциональной равнодушности и недоброжелательности. От ребенка дошкольника требуют порядочности, чувства долга, не совпадающих с его возрастом. Ему принудительно приписывают роль «главы семьи».

По-видимому из примеров, приведенных выше, общей основы классификаций типов семейного воспитания нет. Временами брались за основу эмоциональные компоненты воспитания, в отдельных случаях способы воздействия на ребенка дошкольника, кое – когда  родительские позиции и т.п.

Е.К. Яковлева (1960), В.Н. Мясищев (1934, 1939), С.Г. Файнберг (1967) отмечают, что воспитание в условиях суровых, но различных запретов  и требований является располагающим фактором для невроза навязчивых состояний и психастении. К развитию истерических черт характера ведет воспитание по типу большого внимания и удовлетворения всех желаний ребенка дошкольника.

Г. Стейнер, Б. Берельсон  резюмируя результаты многих исследователей, констатируют, что чем меньше заботы, тепла, ласки испытывает ребенок дошкольник, тем неторопливо он определяется как личность, тем больше он готов к инертности и апатии. К тому же вероятно, что в дальнейшем у него сложится слабый характер.

Следовательно, анализируя литературу на эту тему можно снова удостовериться в том, как неоспоримо велика роль семьи. А именно родителей, в формировании здоровья и психики ребенка дошкольника. Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что типы и характер семейного воспитания обоснованно проявляют важное влияние на личностное развитие дошкольников. Но не во всех случаях это влияние хорошо наблюдается. Видимо, это вызвано действием побочных факторов.

   Получается, можно сказать, что, конечно, имеется точное влияние семейного воспитания на личность дошкольника, потому что ребенок дошкольник  видит себя глазами взрослого и воспринимает себя так, как его воспринимает взрослый.

Источник

Важным моментом является выявление взаимосвязи между стилем родительского воспитания и эмоциональным развитием ребенка. Но стиль семейного воспитания тесно связан с такой более общей характеристикой как тип отношений. От типа отношений будет зависеть – каким способом будут решаться противоречия и конфликты между участниками воспитательного процесса.

Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. [11]

Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети – мамы, папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки. И, несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения. [2]

Вероятность противоправного поведения будет увеличена, если межличностные конфликты разрешаются путем насильственных методов в виде актов агрессии. В современном мире эталоны агрессивного поведения широко рекламируются средствами массовой информации и получают высокий социальный статус.

Альтернативой агрессивного поведения может быть компромиссный путь решения конфликтов, ориентированный на сотрудничество, взаимное понимание и эмпатию. Для стиля же межличностного взаимодействия с элементом конфронтации характерна тенденция к доминированию, соперничеству, стремление добиваться победы любой ценой. Отношения к окружающим при такой манере взаимодействия характеризуется недоверчивостью, подозрительностью, негативными установками на окружающих, нетерпимостью к противодействию. Люди с такой ориентацией, как правило, склонны игнорировать желания и интересы близких им людей, стремятся превратить их в объекты для манипуляции. Данные характеристики такого взаимодействия способствуют проявлению агрессивности и являются в какой-то степени источником и катализатором агрессии. [19]

Особенностью родительских отношений, – считает Т.В. Архиреева, – являются три их составляющие: эмоциональная, когнитивная и поведенческая характеристики”.

Эмоциональный компонент выражает негативное или положительное отношение к ребенку, принятие или отвержение. Так, например, мать мальчика, отец которого не захотел воспитывать и бросил их, не увидев даже своего сына, не может простить это и мстит сыну своей ненавистью. И, наоборот, любовь к своему мужу переносит на своего ребенка и благодарит судьбу за такой подарок. Эмоциональный компонент отражает «симпатию-антипатию», «уважение – неуважение», «близость – отдаленность».

Представление родителей о характере, потребностях, интересах, ценностях ребенка составляют гностический компонент родительских отношений.

Адекватное представление о ребенке – это знание его особенностей, его склонностей и увлечений, своеобразия его психических характеристик.

Неадекватное представление связано с ложными установками на ребенка – занижение или преувеличение его возможностей, недоверие к ребенку, враждебное отношение к нему. Рост напряжения в результате ошибочного представления в ребенке приводит к нарастанию агрессивности.

Негативные установки на ребенка способствуют развитию его дурных наклонностей, провоцируют порочные влечения, такие как наркотизация, алкоголизация. Дети используют их как средство снятия душевного дискомфорта, а потом это становится привычкой, от которых позже не могут избавиться. [3]

По мнению А.Я. Варга, поведенческий компонент родительских отношений – это способы воздействия на ребенка, манера общения, способы контроля. Крайние полюса этих воздействий – доминирование родителей и отсутствие всякого влияния на детей. Промежуточные формы воздействия – отсутствие всякого влияния на детей. Промежуточные формы воздействия – это кооперация родителя с ребенком.

Типы семейного воспитания отца еще не достаточно изучены как в нашей отечественной, так и в зарубежной науке.

По данным С.В. Небыковой родительским отношениям присущи противоречивость стилей семейного воспитания. Только 45% матерей и 25% отцов эмоционально принимают своих детей, т.е. высоко оценивают способности, поощряют их инициативу, доверяют им, могут встать на точку зрения ребенка. Другие же, которых большинство, имеют неадекватное представление о своем ребенке (инфантилизация), поведенческий компонент представлен авторитаризмом.

Неадекватное восприятие ребенка, по мнению В.Е. Каган, объясняется наличием тоталитарного мышления, когда акцент родителей перенесен из сферы самореализации в сферу самоутверждения (потребность доминировать над ребенком), преобладание словесных методов в их воспитании, размытость и конфликтность автоидентификации взрослого как активного воспитателя. [21]

В семьях с тоталитарным сознанием ярко выражено стремление к доминированию и властности. Можно предположить, что в таких семьях у детей социальная адаптация будет идти по типу активного протеста, по типу агрессивных реакций. Такая адаптация носит негибкий, односторонний характер с проявлением только одной стратегии.

У другой группы детей, у которых негативные эмоции не выливаются в поведенческий аспект, они переходят внутрь на уровень соматики. У этих детей страдает больше всего коммуникативная сфера личности. Если в семье ребенок не находит применения своим речевым способностям, он начинает чувствовать себя неполноценным.

Отметим особенности родителей, имеющих черты агрессивной, авторитарной модели общения. К таким родителям можно отнести человека – автократа, постоянно подавляющего инициативу, активность окружающих людей, стремящегося к манипулированию другими людьми. Они живут по заданному стандарту, программе и загоняют других под свой стандарт.

Ребенок, воспитывающийся у таких родителей, тренируется в исполнении чужих приказаний: «Поставь сюда туфли», «Сиди и помалкивай» и т.д. Такие родители лишают ребенка самого главного – способности самостоятельно мыслить, анализировать возникшие проблемы и принимать решения. Самое большое богатство ребенка – его чувства, эмоции – постоянно подавляются. Установка на ребенка «стань таким, как я хочу» превращает ребенка в робота или раба. Лишение человека права на собственный поступок стирает черты индивидуальности. [24]

А.И.Захаров пишет о недоверии таких родителей к способности ребенка быть самостоятельным и уметь постоять за себя. Для них характерно мотивированное убеждение в наличии постоянной, идущей извне опасности, от которой нужно во что бы то ни стало защитить ребенка всеми доступными способами, в том числе чрезмерной опекой и контролем. Типичным для таких родителей является обостренное чувство долга, обязанности, повышенная принципиальность, то есть комплекс гиперсоциализированных черт характера, подчеркивающий своего рода заданность в отношениях с ребенком и недостаток непосредственности в выражении чувства к нему.

Помимо указанных черт такие родители обладают и высокой тревожностью, склонностью к беспокойству, которые провоцируют развитие страхов у детей. Результаты бурной деятельности таких родителей приводят к формированию инфантильной личности, незрелой в социальном и интеллектуальном отношении гиперзависимой от окружения, неспособной противопоставить свое «Я» другим.

Огромное влияние на эмоциональную сферу ребенка оказывает стиль воспитания. Так, дети, чрезмерно опекаемые родителями, чрезмерно зависимые от матери являются более тревожными, неуверенными, эмоционально неустойчивыми и беззащитными в ситуации новизны.

Основой их неуверенности и страха является отсутствие навыков общения, самообслуживания, чрезмерная настойчивость в осуществлении своих желаний и подозрительность к окружающим. Мама такого ребенка, по мнению А.И.Захарова, прикрывает свою внутреннюю неуверенность и страх внешней авторитарностью: она категорична в суждениях, склонна к предвзятым оценкам.

В результате двойственного облика матери возникает перенапряжение нервной системы у ребенка и это приводит к необходимости разрядки негативных эмоций в виде агрессии. [13]

агрессивный семейный личностный ребенок

Источник

Внутрисемейные отношения очень часто являются для ребенка образцом для подражания, и развитие его личности во многом зависит от того, как родители воспринимают ребенка и как ведут себя с ним.

Специалисты выделяют четыре основных типа семейного воспитания, в основе которых два критерия: уровень эмоционального приятия ребенка взрослыми и контроль с их стороны. Необходимо учитывать, что стили воспитания чаще всего смешанные, ведь человек – существо гибкое, вписать его поведение в рамки какой-либо концепции невозможно. Тем не менее, в каждой семье есть основной стиль воспитания, черты которого проявляются ярче остальных.

Стили воспитания

Авторитетный стиль

Родители являются для ребенка авторитетом – с них берут пример. В таких семьях царит демократия – при решении важных вопросов учитывается мнение всех ее членов. Родители устанавливают для ребенка правила с учетом потребностей и интересов, всегда принимают чувства и эмоции своего чада, готовы предоставить ему автономию в решении тех вопросов, которые ему уже по силам. Одна из главных черт такой семьи – гибкость: родители меняют систему правил и норм в зависимости от возраста ребенка. Уровень контроля со стороны взрослых высокий, физическая и вербальная агрессия отсутствует.

Ребенок, воспитанный в семье, использующей авторитетный стиль воспитания, будет отличаться высокой самооценкой, целеустремленностью, силой воли, ответственностью. Такие дети уверены в себе и своих силах, они знают, к чему стремятся, чаще всего дружелюбны. Они готовы к выполнению социальных норм, обладают высоким уровнем самоконтроля и саморегуляции, соответственно, риск возникновения девиантного поведения в таких семьях достаточно низкий.

Авторитарный стиль

Подразумевает жесткие методы воспитания: «Как я сказал, так и будет» – родители устанавливают правила и не готовы их менять, ребенок в семье не обладает правом голоса и вынужден подчиняться. Родители жестко контролируют ребенка, не принимают, а иногда даже отвергают его чувства и переживания. Ребенка любят, стремятся дать ему все лучшее – все, кроме ласки и понимания.

Вследствие такого воспитания малыш вырастет пассивным, будет всегда ориентироваться на авторитетных личностей и не сможет проявлять инициативу. В семьях, использующих авторитарный стиль воспитания, любые лидерские проявления подавляются. Такие дети попадают в группу риска по возникновению зависимого поведения.

Либеральный стиль

Этот стиль воспитания близок к анархии. Ребенку можно все — он растет в атмосфере полной вседозволенности. Родители тепло относятся к своему чаду и принимают его эмоции, всецело доверяют ребенку, освобождая себя от ответственности за результат. Уровень контроля низкий — родители не способны требовать и организовывать, по факту не помогая ребенку и не поддерживая его.

Дети вырастают тревожными, нервозными, поскольку у них нет четких правил и норм — они не знают, как правильно. Склонны к непослушанию, агрессивности, импульсивности. Проблемы в саду и школе часто возникают из-за необходимости соблюдать правила.

У этих детей высока вероятность попасть под влияние асоциальных групп.

Индифферентный стиль

Это самый неблагоприятный стиль воспитания, в котором отсутствует и принятие чувств и эмоций ребенка, и контроль. Родители эмоционально холодны к ребенку, не замечают его интересов и не занимаются им, при этом они очень придирчивы — требуют соблюдать порядок и подчиняться требованиям.

Дети из этих семей наиболее подвержены формированию отклоняющегося от норм поведения вплоть до совершения правонарушений. Сложно прогнозировать, каким именно вырастет ребенок в подобной семье – он может быть очень агрессивным и импульсивным, а может — тревожным и неуверенным в себе.

Стоит понимать, что на формирование личности ребенка влияет множество факторов, и даже в семьях с неблагоприятной обстановкой может вырасти достаточно гармоничная личность, но, тем не менее, исследования показывают, что стиль воспитания оказывает существенное влияние на развития ребенка.

Рекомендации

Анализ стилей воспитания показывает, что авторитетный стиль — наиболее благоприятный для формирования гармоничной личности. Самое главное при его использовании – обозначить границы еще в раннем детстве.

Либеральный стиль может показаться привлекательным тем родителям, что радеют за свободу и независимость ребенка, но на деле он не приносит должного результата.

А вот индифферентного и авторитарного стилей надо избегать…

Итак, знания о многообразии стилей воспитания подразумевают их эффективное и своевременное использование. В любом случае детям необходима душевная теплота, эмоциональное общение, понимание и приятие.

Любите своих детей, будьте внимательны к ним и соблюдайте баланс между строгостью и добротой.

Автор: Екатерина Головин

Источник