Тихомирова формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка

Тихомирова формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка thumbnail

Тихомирова формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка

Тихомирова Л.Ф.

Тихомирова Лариса Федоровна – доктор педагогических наук, профессор.

В 1979 году с отличием закончила лечебный факультет Ярославского Государственного Медицинского Университета по специальности лечебно-профилактической. В 1989 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. С 1990 по 1998 год работала доцентом кафедры психологии и медицинских проблем в образовании Ярославского областного института повышения квалификации работников образования.

В 1993 году ей было присвоено ученое звание доцента по данной кафедре. С 1998 по 2000 год работала проректором по научно-методической работе Ярославского областного института повышения квалификации работников образования. С 1999 по 2000 год прошла профессиональную переподготовку в Государственном образовательном учреждении Ярославской области институте повышения квалификации работников образования по социальной педагогике – психологии семейного профиля. В 2001 году поступила в докторантуру на кафедру социального управления Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, одновременно вела занятия со студентами, работая на кафедре социальной педагогики в должности доцента.

В 2004 году Л.Ф. Тихомирова защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Избрана по конкурсу на должность профессора кафедры социальной педагогики ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Тихомирова Л.Ф. имеет более 100 опубликованных научных трудов.

Книги (5)

Тихомирова формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенкаЛогика. Дети 5-7 лет

Задания, упражнения и игры, представленные в данном пособии, помогут развить мышление детей старшего дошкольного возраста, научить выделять существенные признаки предметов, сравнивать по существенным и несущественным признакам, обобщать и классифицировать предметы.

Пособие предназначено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов, родителей. Окажет существенную помощь в подготовке детей к школе.

Тихомирова формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенкаМатематика в начальной школе. Развивающие игры, задания, упражнения

Перед учителем начальной школы стоит важная задача: не только приобщить детей к азам наук, но и привить интерес к учебным предметам, развить познавательные способности маленьких учеников. В полной мере это относится к математике.

В данном пособии собраны упражнения и дидактические игры, способствующие более осознанному и глубокому усвоению программного математического материалам развитию у младших школьников мышления, памяти, внимания.

Тихомирова формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенкаРазвитие интеллектуальных способностей школьника

Пособие содержит материалы по диагностике интеллектуальных способностей школьников, а также задания и упражнения для их развития. Использование тренингов и игр позволит этот процесс сделать более эмоционально приятным, а, следовательно, и более эффективным.

Книга предназначена для родителей, имеющих детей в возрасте от 11 до 15 лет, и для педагогов, работающих в среднем звене школы.

Тихомирова формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенкаРазвитие познавательных способностей детей

Популярное пособие для родителей и педагогов.

Развитие познавательных способностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей, воспитателей, педагогов.

В книгу включены игры, задания, упражнения, которые позволяют развивать такие познавательные процессы у детей, как восприятие, память, внимание, что необходимо для их подготовки к школе и дальнейшего успешного обучения и интеллектуального развития.

Тихомирова формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенкаУпражнения на каждый день. Логика для дошкольников

Книга «Упражнения на каждый день. Логика для дошкольников» предлагает различные игры, упражнения, задания, которые помогут развить познавательные способности: внимание, память, мышление и речь ребенка, готовящегося к школе.

Добавить отзыв

Источник

Популярное пособие для родителей и педаго­гов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с., ил.

Развитие познавательных, или интеллектуальных, спо­собностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей, воспитателей, учителей.

В книге приводятся игры, задания, упражнения, которые позволяют успешно развивать такие познавательные процессы у детей, как восприятие, память, внимание, что необходимо для их подготовки к школе и дальнейшего успешного обучения и интеллектуального развития.

I8ВN 5-7797-0004-4 © оформление, «Академия развития», 1996 © Тихомирова Л. Ф.„ 1996 © Художники Душив М., Куров В., 1996

ОГЛАВЛЕНИЕ

от автора

I. Развитие познавательных процессов у детей дошколь­ного возраста

1. Восприятие

Особенности восприятия детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития восприятия у де­тей дошкольного возраста

Диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста

2. Память

Особенности памяти детей дошкольного возраста

Игры, упражнения, задания, способствующие разви­тию памяти у детей дошкольного возраста

Диагностика памяти у детей дошкольного возраста

3. Внимание

Особенности внимания у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения, направленные на развитие вни­мания у детей дошкольного возраста

Диагностика уровня внимания детей дошкольного возраста

Заключение к части I

Приложение

II. Развитие познавательных процессов у детей младше­го школьного возраста

1. Восприятие

Особенности восприятия детей младшего школьного возраста

Упражнения для развития восприятия у детей млад­шего школьного возраста

Игровой тренинг для развития восприятия и наблюда­тельности у учащихся младших классов

Диагностика восприятия у детей младшего школьно­го возраста

2. Память

Особенности памяти детей младшего школьного возраста

Задания и упражнения для развития памяти млад­ших школьников

Игровой тренинг для развития памяти у учащихся начального звена

Диагностика памяти младших школьников

3. Внимание

Особенности внимания детей младшего школьного возраста

Игры и упражнения для развития внимания детей младшего школьного возраста

Игровой тренинг для развития внимания младших школьников

Методы диагностики особенностей внимания младших школьников

Заключение к части II

Приложение

Предыдущая книга «Развитие логического мышле­ния детей» была посвящена формированию такого важного процесса человеческого сознания, или психики, как мышление у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этой книге мы рассказываем о развитии таких психических процессов, как восп­риятие, внимание, память, без которых также не­возможно успешное обучение ребенка в школе. Главы книги содержат подробную информацию о том, что такое восприятие, внимание, память, каковы особен­ности этих психических процессов у детей дошколь­ного и младшего школьного возраста, как оценить уровень сформированности познавательных способно­стей у детей и с помощью каких игр, занятий, упражнений можно их развивать.

Читайте также:  Воспитание и развитие личности ребенка в семье

Все задания, упражнения, игры расположены так, что степень их сложности возрастает. Поэтому рекомендуем родителям, педагогам, занимающимся с детьми, придерживаться определенной последователь­ности при проведении занятий.

Напоминаем, что продолжительность занятий с детьми дошкольного возраста не должна превышать 20 минут, продолжительность занятий с учащимися первого класса — 30 минут, второго—четвертого классов — 40 минут.

Источник

1. Определяем массу редуктора:

;

где ρ – плотность чугуна, 7,4·103 кг/м3;

φ – коэффициент заполнение, 8,6 рис. 12.3[3];

d1,d2 – делительные диаметры, см. табл. 4.3;

кг;

2. Определим технический уровень редуктора:

;

где Т2 – крутящий момент, см. табл. 2.2

;

т.о. по табл. 12.1[3] определяем что технический уровень редуктора является средним, в большинстве случаев производство экономически не оправдано

Список литературы

1. Чернавский С.А., Боков К. Н., Чернин М. И. и др. /Курсовое проектирование деталей машин./, 3-е изд. – М.: «Альянс», – 2005. – 416 с.

2. Чернилевский Д. В., /Детали машин. Проектирование приводов технологического оборудования./, 3-е изд. – М.: «Машиностроение», – 2004. – 560 с.

3. Шейнблит А. Е., /Курсовое проектирование деталей машин./, 2-е изд. перераб. и дополн. – Калининград: «Янтар. сказ» – 2002. – 254 с.

Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей.

Популярное пособие для родителей и педаго­гов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с., ил.

Развитие познавательных, или интеллектуальных, спо­собностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей, воспитателей, учителей.

В книге приводятся игры, задания, упражнения, которые позволяют успешно развивать такие познавательные процессы у детей, как восприятие, память, внимание, что необходимо для их подготовки к школе и дальнейшего успешного обучения и интеллектуального развития.

I8ВN 5-7797-0004-4 © оформление, «Академия развития», 1996 © Тихомирова Л. Ф.„ 1996 © Художники Душив М., Куров В., 1996

ОГЛАВЛЕНИЕ

от автора

I. Развитие познавательных процессов у детей дошколь­ного возраста

1. Восприятие

Особенности восприятия детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития восприятия у де­тей дошкольного возраста

Диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста

2. Память

Особенности памяти детей дошкольного возраста

Игры, упражнения, задания, способствующие разви­тию памяти у детей дошкольного возраста

Диагностика памяти у детей дошкольного возраста

3. Внимание

Особенности внимания у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения, направленные на развитие вни­мания у детей дошкольного возраста

Диагностика уровня внимания детей дошкольного возраста

Заключение к части I

Приложение

II. Развитие познавательных процессов у детей младше­го школьного возраста

1. Восприятие

Особенности восприятия детей младшего школьного возраста

Упражнения для развития восприятия у детей млад­шего школьного возраста

Игровой тренинг для развития восприятия и наблюда­тельности у учащихся младших классов

Диагностика восприятия у детей младшего школьно­го возраста

2. Память

Особенности памяти детей младшего школьного возраста

Задания и упражнения для развития памяти млад­ших школьников

Игровой тренинг для развития памяти у учащихся начального звена

Диагностика памяти младших школьников

3. Внимание

Особенности внимания детей младшего школьного возраста

Игры и упражнения для развития внимания детей младшего школьного возраста

Игровой тренинг для развития внимания младших школьников

Методы диагностики особенностей внимания младших школьников

Заключение к части II

Приложение

Предыдущая книга «Развитие логического мышле­ния детей» была посвящена формированию такого важного процесса человеческого сознания, или психики, как мышление у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этой книге мы рассказываем о развитии таких психических процессов, как восп­риятие, внимание, память, без которых также не­возможно успешное обучение ребенка в школе. Главы книги содержат подробную информацию о том, что такое восприятие, внимание, память, каковы особен­ности этих психических процессов у детей дошколь­ного и младшего школьного возраста, как оценить уровень сформированности познавательных способно­стей у детей и с помощью каких игр, занятий, упражнений можно их развивать.

Все задания, упражнения, игры расположены так, что степень их сложности возрастает. Поэтому рекомендуем родителям, педагогам, занимающимся с детьми, придерживаться определенной последователь­ности при проведении занятий.

Напоминаем, что продолжительность занятий с детьми дошкольного возраста не должна превышать 20 минут, продолжительность занятий с учащимися первого класса — 30 минут, второго—четвертого классов — 40 минут.

Источник

Значение использования математических средств обучения в развитии интеллектуальных способностей старших дошкольников

Развитие дошкольной образовательной сферы на современном этапе во многом определяется социально-экономической ситуацией, тенденциями развития современной педагогики и характеризуется изменением целей и задач дошкольного образования, обновлением его содержания и внедрением личностно-ориентированных технологий его реализации.

В дошкольном возрасте накапливается потенциал для полноценного функционирования мыслительных процессов, формируется мотивация учебной, трудовой, творческой деятельности.

Большое значение для старшего дошкольника является математическая подготовка, как в плане интеллектуального развития, так и в плане подготовки детей к школе. Математическая подготовка предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Одной из наиболее важных задач является развитие у старших дошкольников развития мыслительных способностей, умения решать различные задачи.

Читайте также:  Индивидуальная карта речевого развития ребенка дошкольного возраста

«Математика (с греч. mathema – знание, учение, наука) представляет собой науку о количественных отношениях и пространственных формах окружающего нас мира. Понимание самостоятельного положения математики как особой науки возникло еще в Древней Греции в VI-V вв. до нашей эры. Она объединяет комплекс дисциплин: арифметика (теория чисел), алгебра, геометрия, математический анализ (дифференциальное исчисление и интегральное исчисление), теория множеств, теория  вероятностей и многое другое [1, с. 24].

 Математика характеризуется: высокой степенью абстрактности ее понятий (точки – без размеров, линии – без толщины, множества любых предметов и т. д.); высокой степенью их общности (например, в алгебре буква обозначает любое число, в математической логике рассматриваются произвольные высказывания и т. п.) [2, с. 252].  

В словаре живого великорусского языка В. В. Даля есть следующее определение: «Математика – наука о величинах и количествах; все, что можно выразить цифрою, принадлежит математике; – чистая, занимается величинами отвлеченно; – прикладная, прилагает первую к делу, к предметам» [цит. 3, с. 45].

То, что формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития ребёнка-дошкольника, его познавательных и творческих способностей является неоспоримым фактом.

Исследователи А. В. Брушлинский, Л. В. Виноградова, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, А. Н. Колмогоров, В. А. Крутецкий, Ю. М. Колягин, А. Я. Хинчин и мн. др. отмечают такие специфические особенности мыслительного процесса у старших дошкольников в процессе формирования математических представлений, как гибкость, неординарность мышления, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, легкость перехода от одного пути решения к другому, умение выходить за пределы привычного способа деятельности, находить новые способы решения проблемы. Выделяется также такая характеристика, как глубина мышления, т. е. умение проникать в сущность каждого изучаемого факта и явления, умение видеть их взаимосвязь с другими явлениями [цит. 4, с. 33].

В основе интеллекта лежит развитое мышление. Процесс развития мышления методически состоит в формировании и развитии обобщенных приемов умственных действий (сравнение, обобщение, анализ, синтез, сериация, классификация, абстрагирование, и т. д.), что является общим условием функционирования самого мышления как процесса в любой области познания, в том числе и в математике. Важным является то, что сформированность умственных действий является необходимостью для развития математического мышления, и не случайно эти умственные действия именуются также приемами логических умственных действий. Их формирование стимулирует развитие математических способностей ребенка.

Одним из самых значительных исследований в этой области явилась работа швейцарского психолога Ж. Пиаже «Генезис числа у ребенка», в которой автор доказывает, что формирование понятия числа (и арифметических операций) у ребенка коррелятивно развитию самой логики: формированию логических структур, т. е. классификации, и формированию асимметричных отношений, т. е. качественных сериаций. Классификация, сериация являются приемами умственных действий, формирование которых невозможно без предварительного развития у ребенка операций сравнения, обобщения, анализа и синтеза, абстрагирования, аналогии, систематизации [5, с. 123].

Математическое содержание оптимально для развития всех познавательных способностей старших дошкольников, их интеллектуальной деятельности. Впоследствии, оно приводит к активному развитию математических способностей, ведь необходимо помнить, что в школе математика является весьма сложным предметом и овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение [6, с.118].

Кроме того, использование математических средств в работе с детьми старшего дошкольного возраста, организует и дисциплинирует их, способствует формированию аккуратности, настойчивости, воспитывает привычку к труду, желание учиться, умение доводить любое начатое дело до конца, что так актуально для них в предстоящей школьной жизни. Все это требует от детей большей осознанности своей деятельности.

Общеизвестно, что эффективное развитие мыслительных операций происходит лишь при условии активного функционирования мотивационной, волевой, эмоциональной и других сфер психики человека. Следовательно, формирование интеллектуальных умений не может не опираться на активизацию мотивационных состояний (заинтересованности, любопытства, желания и др.), эмоций и чувств и т. д. Интерес является важным стимулом воспитания целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость в случае решения задачи – всё это создаёт у ребёнка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.

Поэтому, немаловажная роль здесь отводится таким средствам математики как дидактические игры и упражнения, игровые приемы в целом, являющиеся «современными и признанными методами обучения и воспитания, обладающими образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве» [7, с. 18].

Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий. И даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием.

Использование игры как средства математики в развитии старших дошкольников должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка. Дидактическая игра здесь не самоцель, а средство развития, обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей деятельности в тесной связи с другими видами работы. Поэтому есть основания утверждать, что использование дидактической игры в системе обучения математике является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников [8, с. 36].

Читайте также:  Основные показатели развития ребенка до года

Игровой момент в работе с детьми дошкольного возраста ведет весь процесс развития, направляя интеллектуальную активность детей в необходимое русло. И игра становится ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний.

Зачастую, как показывает практика, возникают некие трудности в развитии интеллектуальных способностей (в результате невнимательности, неумения контролировать свою деятельность, отсутствия целенаправленности). А благодаря развивающей задаче, облечённой в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам старший дошкольник с долей интереса вовлекается в процесс и более эффективно усваивает определённую «порцию» познавательного содержания. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) математического содержания являются эффективным средством и методом развития умственной деятельности детей и элементарных математических представлений.

Ряд дидактических игры, в частности обучающих, позволяют формировать у детей принципиально новые знания, которые нельзя получить непосредственно из окружающей действительности, так как их содержанием являются абстрактные понятия математики. Основной их целью является не только подготовка мышления к восприятию фундаментальных математических понятий.

Таким образом, систематическое проведение дидактических игр с использованием различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации интеллектуальной деятельности, положительно влияет на повышение качества знаний, умений и навыков дошкольников, способствует развитию умственной деятельности. Словом, средства математики, а именно использование дидактические игр математического содержания заслуживают право в развитии интеллектуальных способностей и мыслительной деятельности старших дошкольников.

Существенное значение имеет исследование Л. Г. Горьковой, которая утверждает, что важным условием успеха в интеллектуальном развитии исследователь считает преемственность в обучении детей сада и школы. «Преемственность должна быть двусторонней: со стороны детского сада – подготовка к воспитанию и обучению в начальной школе, со стороны школы – опора на достигнутый уровень познавательных возможностей и способностей, его дальнейшему интеллектуальному развитию. Высокий уровень интеллектуального развития обеспечит успешную адаптацию дошкольников к учебной деятельности в начальной школе и их дальнейшее умственное воспитание» [цит.9, с. 126].

Это особо ценно, поскольку как указывает ряд исследователей (Н. Г. Белоус, Л. И. Божович, Н. И. Непомнящая, Л. С. Славина, А. А. Смоленцева, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаева, Г. И. Щукина) система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях, недостаточно ориентирована на развитие умственных способностей и познавательных интересов детей в процессе изучения математики, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению и отрицательно влияет на весь ход развития ребенка.

А. А. Столяр утверждает о том, что недостаточное внимание уделяется формированию логических структур мышления, развитию креативных способностей, связи математического образования с духовной жизнью детей и их практическим опытом, что не соответствует социальному заказу современной школы [6, с. 245].

Таким образом, анализ информации позволяет сделать выводы о том, что использование средств математики является мощным средством интеллектуального развития ребёнка-дошкольника, его познавательных и творческих способностей.

Положительное влияние использования математических средств в обучении и воспитании, а главное в развитии умственной деятельности старших дошкольников отмечали ряд зарубежных и отечественных исследователей, среди которых М. Н. Фишман, Л. А. Рожкова, Л. И. Переслени и др.

Большое значение в наиболее эффективном развитии мыслительных операций и интеллектуальных способностей принадлежит средствам математики, а именно использованию дидактических игр и упражнений с применением различного по характеру математического материала, что положительно влияет на повышение качества знаний, умений и навыков дошкольников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Философский словарь / под ред. И. Г. Фролова. – М. : Политиздат, 1991. – 560 с.
  2. Венгер, А. А. О развитии элементарных математических представлений у детей в дошкольном возрасте / А. А. Венгер, Т. В. Тарунтаева  // Умственное воспитание дошкольника. – М. : Педагогика, 1972. – С. 252 – 259.
  3. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А. А. Столяр. – М. : Просвещение, 1988. – 302 с.
  4. Тихомирова, Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники / Л. Ф. Тихомирова. – М. : Рольф, 2010. –             142 с.
  5. Сорокова, М. Г. Система М. Монтессори: Теория и практика : учебное пособие для студ. высш. пед. заведений / М. Г. Сорокова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.
  6. Фидлер, М. Математика уже в детском саду / М. Фидлер. – М. : Просвещение, 1981. – 129 с.
  7. Корнеева, Г. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей / Г. А. Корнеева, Т. А. Мусейибова. – М. : Просвещение, 2009. – 55 с.
  8. Теплов, Б. М. Психология индивидуальных различий / Б. М. Теплов. – М. : Педагогика, 2005. – 362 c.
  9. Поддьяков, Н. Н. Интеллектуальное воспитание детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков, Ф. А. Сокин. – М. : Педагогика, 2004. – 346 с.

Источник