Тесты развития ребенка до года
Младенчество — период, длящийся до конца первого года жизни ребенка. Будучи даже биологически беспомощным существом, зависящим от ухаживающего за ним взрослого, ребенок является максимально социальным существом. Но будучи вплетенным в социальное, он лишен основного средства общения — речи. В противоречии между максимальной социальностью ребенка и минимальными возможностями общения заложена основа всего развития в младенческом возрасте.
Первая специфическая форма реагирования именно, на человека получила название «комплекса оживления». Он включает в себя улыбку, вокализации и двигательную активность младенца навстречу взрослому. Развитие моторики
младенца подчинено определенной схеме: движения совершенствуются от грубых, крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала совершенствуются движения рук и верхней половины тела, затем — ног и нижней части тела. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя обе они связаны. В младенчестве появляются первые формы подражания, первые применения орудий и употребление слов, выражающих желание.
Основное новообразование младенческого возраста — первоначальное сознание психической общности со взрослым, с матерью, предшествующее выделению собственного «Я».
Общение, формирующееся в первом полугодии жизни ребенка, М. И. Лисина назвала ситуативно-личностным.
Во втором полугодии интенсивно развивается понимание ребенком речи окружающих взрослых, появляется автономная речь. В качестве критерия психического развития на этом этапе выступают четыре показателя: сенсорная деятельность, эмоциональное общение, моторика и речь.
Обследование ребенка в возрасте до одного года требует от исследователя повышенного внимания и соблюдения ряда требований. Исследование можно проводить, если:
а) ребенок здоров;
б) находится в спокойном состоянии и ничем не раздражен, не недоволен и не слишком весел;
в) не хочет спать или не сразу после сна;
г) сыт и не проголодается в ближайшее время;
д) вблизи него должен находиться кто-нибудь из лиц, к которым он привык;
е) в комнате должно быть как можно меньше людей и они не должны попадать в поле зрения ребенка;
ж) обстановка должна быть привычной для ребенка — своя комната, кроватка и т. д.;
з) исследование в один раз должно продолжаться не более 10 минут и повторное исследование должно производиться не
Если исследователь сам по себе вызывает у ребенка неблагоприятную реакцию (ребенок пугается, плачет, выражает недоверие и т. п.), то исследование нужно отложить до тех пор, пока ребенок не перестанет реагировать.
Все исследования должен проводить специалист: врач, медицинская сестра, психолог и т. п. Результаты исследования оказываются менее объективными, когда исследование проводят близкие родственники, даже если они имеют психологическое образование.
Периоды возрастного развития и формирование Ф А П.
Периоды развития | ||||
I | II | III | IV | |
Период | Младенческий | Ранний детский | Дошкольный | Школьный |
Ведущая деятельность | Эмоциональное общение | Предметная деятельность | Игровая деятельность | Учебная деятельность |
Психодинамическая периодизация психического развития | ||||
З.Фрейд | Оральный | Анальный | Фаллический | Генитальный |
Э. Эриксон | Доверие против закрытости | Автономность против зависимости | Инициатива против чувства вины | Трудолюбие против чувства неполноценности |
Берн/Литвак | Ты +/- | Я +/- | Они +/- | Труд +/- |
В. Шутс | Присоединение | Контроль | Открытость | |
Периодизация когнитивного развития | ||||
Стадия развития по Пиаже | Сенсомоторная | Предоперациональная | Конкретных операций | Формальных операций |
Вид мышления | Предметно-действенное | Наглядно-образное | Теоретическое и абстрактное | |
Тип отражения | Конкретно-чувственный | Абстрактно-обобщенный | ||
Компоненты ментальной стратегии | Экстраверсия / интроверсия | Рациональность / иррациональность | Этика / логика F/T | |
Периодизация развития межполушарного взаимодействия | ||||
Ведущий тип полушарной организации | Правополушарный | Левополушарный | Баланс лево- и правополушарного. Формирование индивидуальной стратегии | |
Развитие функциональной асимметрии | Дифференциация функций между левым и правым полушарием | Дифференциация между ассоциативными (передними) и проекционными (задними) областями |
Источник
Первые месяцы жизни ребенка
Ребенку первый месяц
Коснитесь указательным пальцем щеки младенца. В ответ здоровый малыш поворачивает голову в сторону раздражителя, открывает рот и совершает сосательные движения. Если прикосновение не вызывает никакой реакции, повторите его несколько раз, слегка поглаживая ребенка пальцем по щеке.
Вложите палец в ладошку малыша. Ребенок захватывает палец, как только вы касаетесь руки, и удерживает его. Придерживая за запястья, аккуратно приподнимайте кроху над кроватью, старайтесь, чтобы он держался сам, а вы бы его только страховали.
Если ребенок кричит и беспокойно двигается, быстро и высоко поднимите его и держите на руках приблизительно под углом в 45 градусов. Малыш успокаивается в тот момент, когда вы его поднимаете или вскоре после изменения положения.
Если поведение малыша беспокойно, нужно помахать погремушкой непосредственно возле детской кроватки. Ребенок успокоится, он как бы сосредотачивается и прислушивается к звуку погремушки. ( Однако это не значит, что таким образом вы сможете отвлечь малыша от желания оказаться сухим или покушать. Кстати, чем более он настойчив в этих требованиях, тем лучше. )
Зажженный карманный фонарик поместите на расстоянии 1 м в поле зрения ребенка, находящегося в слегка затемненном пространстве ( повесьте над кроватью большой темный платок ). Глазки младенца должны задержаться на несколько секунд на пятне света.
Склонитесь над кроватью так, чтобы тень покрывала поле зрения ребенка, потом медленно отодвигайтесь в сторону. Глаза малыша должны на секунду задержаться на движущейся тени.
Кусочком ваты делайте движения, как при чистке носа ( без прикосновения к слизистой ). Ребенок уклоняется от прикосновения, отворачивает голову в сторону или двигает ею.
Младенец лежит на животе, ручки в согнутом положении на уровне головы. Хотя бы на мгновение ребенок может поднять голову.
После того как малыш немного пососал, соска или грудь отнимается. Кроха придвигает голову к соске, груди или бутылочке и пытается схватить ртом.
В возрасте одного месяца на обращение взрослого у ребенка начинает появляться улыбка. У отдельных новорожденных улыбка появляется раньше, уже на 2-й неделе. А во сне сытый и сухой младенец со 2-й недели улыбается регулярно – это так называемая «физиологическая» улыбка.
К концу первого месяца, сосредоточившись на лице взрослого, малыш может вслед за ним высовывать язычок. И улыбка, и движения языка развивают речевой аппарат, поэтому стимулируйте их появление! При общении с взрослым ребенок издает тихие гортанные звуки. Повторяйте их, копируя ритм и мелодику – так вы вступаете в первый «разговорный» диалог с малышом. Все эти движения еще рефлекторны.
Рефлексы у вашего крохи проверяли сразу после появления на свет. На них же обращает внимание невропатолог при первом посещении поликлиники. Однако одной проверки мало. Основываясь на рефлексах, делайте с малышом зарядку, играйте в различные игры – ведь рефлексы специально даны новорожденному. Как прообраз будущих сознательных движений. Стимулируя и поддерживая их, вы развиваете мозг любимого чада, готовя его к осмысленным движениям, повышая интеллект.
Ребенку второй месяц
Находясь вне поля зрения ребенка, погремите погремушкой. Малыш автоматически должен повернуть голову в направлении звука. При этом реакции на отдельные раздражители уже ясно отличаются. Так, на шум трещотки ребенок реагирует бурно, двигая ручками и ножками, а при непрерывно звучащем свистке успокаивается и лежит с широко открытыми глазами. Прерывистое звучание свистка вызывает у малыша неудовольствие, а удары по дереву – наморщивание лба. Продолжительность звукового раздражителя не должна превышать 30 секунд.
Если младенцу на лицо положить пеленку, он будет производить неспецифические движения всем телом, но освободиться от пеленки сам пока не сможет.
Возьмите ребенка на руки, в горизонтальном положении, поддерживая под голову, и чуть-чуть опустите руку. В течение нескольких секунд кроха будет удерживать голову прямо. Лежа на животе, малыш уже хорошо держит голову.
Пребывание в возбужденном состоянии, ребенок успокоится, если вы с ним начнете разговаривать. Говорить следует не менее 30 секунд.
Вы делаете все так, как будто собираетесь кормить малыша, но грудь или бутылочку пока не даете. Младенец реагирует определенным образом на положение кормления. Он открывает рот, поворачивает голову в сторону, делает сосательные движения, выражает нетерпение.
Привяжите веревочку к красному кольцу и медленно, на расстоянии 25 см от личика ребенка, перемещайте кольцо в продольно направлении. В ответ должно наблюдаться согласованное движение глаз малыша: они, то имаются, то опускаются.
Теперь совершайте красным кольцом круговые движения. Глаза ребенка движутся за ним согласованно. Если вы будите быстро приближать кольцо к лицу малыша, вы получите в ответ реакцию мигания, а если медленно – реакцию общего оживления.
Главное умение, приходящее на втором месяце жизни ребенка, – яркая реакция на маму ( или человека, постоянно ухаживающего и общающегося с крохой ) – так называемый «комплекс оживления». При обращении мамы наблюдается ответная улыбка, малыш радостно дрыгает ручками и ножками, извивается всем телом, появляются первые спонтанные вокализации.
Ребенку третий месяц
Если на расстоянии двух метров перед ребенком водить яркой игрушкой, он будет следит за ней взглядом. Малыш лежит на спине. Вы на расстоянии 25 см перемещаете яркую игрушку, которая, в конце концов, исчезает из поля зрения ребенка, при этом в течение нескольких секунд он продолжает смотреть вслед исчезнувшей игрушке.
Малыша на руках носят по комнате ( его взгляд обращен не на вас, а в противоположную сторону комнаты ). Кроха обращает внимание на яркие предметы и внимательно смотрит на них.
Ребенок лежит на животе. Сбоку ( в 25 см ) гремит погремушка. Младенец поворачивает голову в сторону звука. В положении на животе ребенок должен удерживать голову в течение 90 секунд.
Когда вы разговариваете с малышом, он на вас внимательно смотрит, улыбается, появляется гуление, «комплекс оживления».
Склонившись над ребенком, измените мимику своего лица, и малыш будет имитировать вашу мимику. Если же наклоняется чужой человек, кроха на мгновение замирает и внимательно его разглядывает. Затем расплывается в неуверенной улыбке, особенно, если незнакомец демонстрирует доброжелательную реакцию.
Если подвесить в пределах досягаемости игрушку, то случайно натолкнувшись на нее, малыш замрет на некоторое время, «соображая», что же произошло.
Лежа на животе, ребенок может опираться на предплечья, а полусогнутыми ногами о твердую опору. Находясь в хорошем настроении, начинает играть пальцами своих рук, изучает их.
На третьем месяце ребенку предстоит научиться двум «великим вещам». Первое – узнать, что у него есть руки и ими можно производить различные движения. Второе – научиться различать маму ( «своих» ) и «чужих» людей.
«Хватайка»
В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.
Поиграйте с крохой следующим образом: в раскрытую младенческую ладошку, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, по материалу ( пластмассовый, деревянный и т.д. ), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.
Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь малыша сверху. Это упражнение дает ребенку относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Потягивая шарик за ленточку, при этом, не вынимая его из ладони крохи, взрослый стимулирует более сильное схватывание.
Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками ( диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см ). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Взрослый вкладывает палочку в одну или обе ручки ребенка. Держа палочку посередине, подтягивает ее к себе, стимулируя более крепкое схватывание.
Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук ( схватывание, сжимание ), развивают тактильную чувствительность ладони.
Источник
Навыки, которые ДОЛЖНЫ быть у ребенка в мес. | |
лежа на животе поднимает голову | 1 |
реагирует на звонок | 1 |
следит взглядом до средней линии | 1 |
следит взглядом за пределы средней лини | 1 |
одинаковые движения | 1 |
рассматривает | 1 |
Навыки, которые МОГУТ быть у ребенка в мес. | |
лежа на животе удерживает голову под углом 45 гр | 1 |
вокализирует не крича | 1 |
улыбается в ответ | 1 |
Навыки, которые ДОЛЖНЫ быть у ребенка в мес. | |
следит взглядом за пределы средней линии | 1 |
Навыки, которые МОГУТ быть у ребенка в мес. | |
лежа на животе удерживает голову под углом 45 гр | 1 |
лежа на животе удерживает голову под углом 90 гр | 1 |
сидя удерживает голову | 1 |
смеется | 1 |
визжит | 1 |
складывает руки вместе | 1 |
следит взглядом в диапазоне 160 град | 1 |
спонтанно улыбается | 1 |
Навыки, которые ДОЛЖНЫ быть у ребенка в мес. | |
лежа на животе удерживает голову под углом 90 гр | 1 |
складывает руки вместе | 1 |
спонтанно улыбается | 1 |
Навыки, которые МОГУТ быть у ребенка в мес. | |
сидя удерживает голову | 1 |
лежа на животе приподнимается на руках | 1 |
переворачивается со спины на живот | 1 |
смеется | 1 |
визжит | 1 |
следит взглядом в диапазоне 160 град | 1 |
схватывает погремушку | 1 |
внимательно рассматривает изюминку | 1 |
Навыки, которые ДОЛЖНЫ быть у ребенка в мес. | |
сидя удерживает голову | 1 |
лежа на животе приподнимается на руках | 1 |
переворачивается со спины на живот | 1 |
визжит | 1 |
следит взглядом в диапазоне 160 град | 1 |
схватывает погремушку | 1 |
внимательно рассматривает изюминку | 1 |
спонтанно улыбается | 1 |
Навыки, которые МОГУТ быть у ребенка в мес. | |
садится держась за опору при этом удерживая голову | 1 |
удерживает небольшой вес на ногах | 1 |
оборачивается на голос | 1 |
тянется к предмету | 1 |
самостоятельно ест печенье | 1 |
Навыки, которые ДОЛЖНЫ быть у ребенка в мес. | |
схватывает погремушку | 1 |
Навыки, которые МОГУТ быть у ребенка в мес. | |
садится держась за опору при этом удерживая голову | 1 |
удерживает небольшой вес на ногах | 1 |
сидит без поддержки | 1 |
оборачивается на голос | 1 |
внимательно рассматривает изюминку | 1 |
тянется к предмету | 1 |
перекладывает кубик из одной руки в другую | 1 |
сидя ищет нитки | 1 |
сидя берет 2 кубика | 1 |
скребет к себе изюм лопаткой | 1 |
самостоятельно ест печенье | 1 |
тянется к игрушке, расположенной в отдалении | 1 |
играет в прятки | 1 |
сопротивляется шутливому толчку | 1 |
Навыки, которые ДОЛЖНЫ быть у ребенка в мес. | |
садится держась за опору при этом удерживая голову | 1 |
удерживает небольшой вес на ногах | 1 |
скребет к себе изюм лопаткой | 1 |
самостоятельно ест печенье | 1 |
Навыки, которые МОГУТ быть у ребенка в мес. | |
сидит без поддержки | 1 |
стоит держась за опору | 1 |
встает подвигаясь за опору | 1 |
садится | 1 |
оборачивается на голос | 1 |
папа или мама | 1 |
имитирует речевые звуки | 1 |
перекладывает кубик из одной руки в другую | 1 |
сидя ищет нитки | 1 |
сидя берет 2 кубика | 1 |
тянется к игрушке, расположенной в отдалении | 1 |
играет в прятки | 1 |
сопротивляется шутливому толчку | 1 |
в первый момент пугается незнакомых людей | 1 |
Навыки, которые ДОЛЖНЫ быть у ребенка в мес. | |
удерживает небольшой вес на ногах | 1 |
сидит без поддержки | 1 |
оборачивается на голос | 1 |
перекладывает кубик из одной руки в другую | 1 |
сидя ищет нитки | 1 |
сидя берет 2 кубика | 1 |
скребет к себе изюм лопаткой | 1 |
самостоятельно ест печенье | 1 |
тянется к игрушке, расположенной в отдалении | 1 |
сопротивляется шутливому толчку | 1 |
Навыки, которые МОГУТ быть у ребенка в мес. | |
стоит держась за опору | 1 |
встает подвигаясь за опору | 1 |
садится | 1 |
папа или мама | 1 |
имитирует речевые звуки | 1 |
схватывает предметы большим и указательным пальцами | 1 |
стучит друг об друга двумя кубиками, которые держит в руках | 1 |
играет в прятки | 1 |
в первый момент пугается незнакомых людей | 1 |
играет в куличики | 1 |
Навыки, которые ДОЛЖНЫ быть у ребенка в мес. | |
стоит держась за опору | 1 |
папа или мама | 1 |
тянется к игрушке, расположенной в отдалении | 1 |
играет в прятки | 1 |
сопротивляется шутливому толчку | 1 |
Навыки, которые МОГУТ быть у ребенка в мес. | |
встает подвигаясь за опору | 1 |
садится | 1 |
ходит держась за мебель | 1 |
имитирует речевые звуки | 1 |
схватывает предметы большим и указательным пальцами | 1 |
стучит друг об друга двумя кубиками, которые держит в руках | 1 |
в первый момент пугается незнакомых людей | 1 |
играет в куличики | 1 |
Навыки, которые ДОЛЖНЫ быть у ребенка в мес. | |
стоит держась за опору | 1 |
садится | 1 |
папа или мама | 1 |
имитирует речевые звуки | 1 |
схватывает предметы большим и указательным пальцами | 1 |
тянется к игрушке, расположенной в отдалении | 1 |
играет в прятки | 1 |
сопротивляется шутливому толчку | 1 |
Навыки, которые МОГУТ быть у ребенка в мес. | |
встает подвигаясь за опору | 1 |
ходит держась за мебель | 1 |
стучит друг об друга двумя кубиками, которые держит в руках | 1 |
в первый момент пугается незнакомых людей | 1 |
играет в куличики | 1 |
Навыки, которые ДОЛЖНЫ быть у ребенка в мес. | |
садится | 1 |
папа или мама | 1 |
имитирует речевые звуки | 1 |
схватывает предметы большим и указательным пальцами | 1 |
стучит друг об друга двумя кубиками, которые держит в руках | 1 |
играет в куличики | 1 |
Навыки, которые МОГУТ быть у ребенка в мес. | |
ходит держась за мебель | 1 |
самостоятельно стоит короткое время | 1 |
уверенно стоит без поддержки | 1 |
папа/мама – специфические слова | 1 |
аккуратно берет изюм щипцами | 1 |
играет в мяч с осматривающим его врачом | 1 |
Навыки, которые ДОЛЖНЫ быть у ребенка в мес. | |
ходит держась за мебель | 1 |
имитирует речевые звуки | 1 |
папа/мама – специфические слова | 1 |
стучит друг об друга двумя кубиками, которые держит в руках | 1 |
Навыки, которые МОГУТ быть у ребенка в мес. | |
самостоятельно стоит короткое время | 1 |
уверенно стоит без поддержки | 1 |
наклонятся и выпрямляется | 1 |
аккуратно берет изюм щипцами | 1 |
показывает чего он хочет (не плачет) | 1 |
играет в мяч с осматривающим его врачом | 1 |
пьет из чашки | 1 |
Навыки, которые ДОЛЖНЫ быть у ребенка в мес. | |
ходит держась за мебель | 1 |
самостоятельно стоит короткое время | 1 |
папа/мама – специфические слова | 1 |
произносит три слова помимо папа/мама | 1 |
играет в куличики | 1 |
Навыки, которые МОГУТ быть у ребенка в мес. | |
уверенно стоит без поддержки | 1 |
наклонятся и выпрямляется | 1 |
ходит уверенно | 1 |
аккуратно берет изюм щипцами | 1 |
строит башню из 2 кубиков | 1 |
показывает чего он хочет (не плачет) | 1 |
играет в мяч с осматривающим его врачом | 1 |
пьет из чашки | 1 |
имитирует домашнюю работу | 1 |
Навыки, которые ДОЛЖНЫ быть у ребенка в мес. | |
самостоятельно стоит короткое время | 1 |
уверенно стоит без поддержки | 1 |
наклонятся и выпрямляется | 1 |
папа/мама – специфические слова | 1 |
аккуратно берет изюм щипцами | 1 |
показывает чего он хочет (не плачет) | 1 |
играет в мяч с осматривающим его врачом | 1 |
Навыки, которые МОГУТ быть у ребенка в мес. | |
ходит уверенно | 1 |
пятится | 1 |
произносит три слова помимо папа/мама | 1 |
строит башню из 2 кубиков | 1 |
высыпает изюм из бутылки, повторяя это действие за взрослыми | 1 |
спонтанно чешется | 1 |
пьет из чашки | 1 |
имитирует домашнюю работу | 1 |
Навыки, которые ДОЛЖНЫ быть у ребенка в мес. | |
уверенно стоит без поддержки | 1 |
наклонятся и выпрямляется | 1 |
ходит уверенно | 1 |
аккуратно берет изюм щипцами | 1 |
показывает чего он хочет (не плачет) | 1 |
играет в мяч с осматривающим его врачом | 1 |
пьет из чашки | 1 |
Навыки, которые МОГУТ быть у ребенка в мес. | |
пятится | 1 |
произносит три слова помимо папа/мама | 1 |
строит башню из 2 кубиков | 1 |
высыпает изюм из бутылки, повторяя это действие за взрослыми | 1 |
спонтанно чешется | 1 |
самостоятельно высыпает изюм из бутылки | 1 |
имитирует домашнюю работу | 1 |
снимает одежду | 1 |
пользуется ложкой, при этом немного проливает пищу | 1 |
Навыки, которые ДОЛЖНЫ быть у ребенка в мес. | |
произносит три слова помимо папа/мама | 1 |
играет в мяч с осматривающим его врачом | 1 |
пьет из чашки | 1 |
Навыки, которые МОГУТ быть у ребенка в мес. | |
пятится | 1 |
поднимается вверх по ступенькам | 1 |
толкает мяч ногой (вперед) | 1 |
указывает на одну названную часть тела | 1 |
комбинирует два различных слова | 1 |
выполняет указания (2/3) | 1 |
строит башню из 2 кубиков | 1 |
высыпает изюм из бутылки, повторяя это действие за взрослыми | 1 |
спонтанно чешется | 1 |
самостоятельно высыпает изюм из бутылки | 1 |
имитирует домашнюю работу | 1 |
снимает одежду | 1 |
пользуется ложкой, при этом немного проливает пищу | 1 |
помогает в выполнении простой работы по дому | 1 |
Навыки, которые ДОЛЖНЫ быть у ребенка в мес. | |
произносит три слова помимо папа/мама | 1 |
спонтанно чешется | 1 |
самостоятельно высыпает изюм из бутылки | 1 |
пьет из чашки | 1 |
Навыки, которые МОГУТ быть у ребенка в мес. | |
пятится | 1 |
поднимается вверх по ступенькам | 1 |
толкает мяч ногой (вперед) | 1 |
бросает мяч из-за головы | 1 |
указывает на одну названную часть тела | 1 |
комбинирует два различных слова | 1 |
называет одну картинку | 1 |
выполняет указания (2/3) | 1 |
строит башню из 2 кубиков | 1 |
высыпает изюм из бутылки, повторяя это действие за взрослыми | 1 |
строит башню из четырех кубиков | 1 |
имитирует домашнюю работу | 1 |
снимает одежду | 1 |
пользуется ложкой, при этом немного проливает пищу | 1 |
помогает в выполнении простой работы по дому | 1 |
Навыки, которые ДОЛЖНЫ быть у ребенка в мес. | |
произносит три слова помимо папа/мама | 1 |
строит башню из 2 кубиков | 1 |
высыпает изюм из бутылки, повторяя это действие за взрослыми | 1 |
спонтанно чешется | 1 |
пьет из чашки | 1 |
имитирует домашнюю работу | 1 |
Навыки, которые МОГУТ быть у ребенка в мес. | |
пятится | 1 |
поднимается вверх по ступенькам | 1 |
толкает мяч ногой (вперед) | 1 |
бросает мяч из-за головы | 1 |
указывает на одну названную часть тела | 1 |
комбинирует два различных слова | 1 |
называет одну картинку | 1 |
выполняет указания (2/3) | 1 |
строит башню из четырех кубиков | 1 |
самостоятельно высыпает изюм из бутылки | 1 |
снимает одежду | 1 |
пользуется ложкой, при этом немного проливает пищу | 1 |
помогает в выполнении простой работы по дому | 1 |
Навыки, которые ДОЛЖНЫ быть у ребенка в мес. | |
произносит три слова помимо папа/мама | 1 |
строит башню из 2 кубиков | 1 |
высыпает изюм из бутылки, повторяя это действие за взрослыми | 1 |
спонтанно чешется | 1 |
пьет из чашки | 1 |
имитирует домашнюю работу | 1 |
Навыки, которые МОГУТ быть у ребенка в мес. | |
пятится | 1 |
поднимается вверх по ступенькам | 1 |
толкает мяч ногой (вперед) | 1 |
бросает мяч из-за головы | 1 |
указывает на одну названную часть тела | 1 |
комбинирует два различных слова | 1 |
называет одну картинку | 1 |
выполняет указания (2/3) | 1 |
строит башню из четырех кубиков | 1 |
самостоятельно высыпает изюм из бутылки | 1 |
снимает одежду | 1 |
пользуется ложкой, при этом немного проливает пищу | 1 |
помогает в выполнении простой работы по дому | 1 |
Навыки, которые ДОЛЖНЫ быть у ребенка в мес. | |
Пятится | 1 |
произносит три слова помимо папа/мама | 1 |
строит башню из 2 кубиков | 1 |
высыпает изюм из бутылки, повторяя это действие за взрослыми | 1 |
спонтанно чешется | 1 |
пьет из чашки | 1 |
имитирует домашнюю работу | 1 |
снимает одежду | 1 |
пользуется ложкой, при этом немного проливает пищу | 1 |
Навыки, которые МОГУТ быть у ребенка в мес. | |
поднимается вверх по ступенькам | 1 |
толкает мяч ногой (вперед) | 1 |
бросает мяч из-за головы | 1 |
указывает на одну названную часть тела | 1 |
комбинирует два различных слова | 1 |
называет одну картинку | 1 |
выполняет указания (2/3) | 1 |
употребляет слова во множественном числе | 1 |
строит башню из четырех кубиков | 1 |
самостоятельно высыпает изюм из бутылки | 1 |
помогает в выполнении простой работы по дому | 1 |
Навыки, которые ДОЛЖНЫ быть у ребенка в мес. | |
Пятится | 1 |
произносит три слова помимо папа/мама | 1 |
высыпает изюм из бутылки, повторяя это действие за взрослыми | 1 |
спонтанно чешется | 1 |
строит башню из четырех кубиков | 1 |
самостоятельно высыпает изюм из бутылки | 1 |
снимает одежду | 1 |
Навыки, которые МОГУТ быть у ребенка в мес. | |
поднимается вверх по ступенькам | 1 |
толкает мяч ногой (вперед) | 1 |
бросает мяч из-за головы | 1 |
указывает на одну названную часть тела | 1 |
комбинирует два различных слова | 1 |
называет одну картинку | 1 |
выполняет указания (2/3) | 1 |
употребляет слова во множественном числе | 1 |
воспроизводит вертикальную линию с отклонениями в пределах 30 град | 1 |
пользуется ложкой, при этом немного проливает пищу | 1 |
помогает в выполнении простой работы по дому | 1 |
надевает одежду | 1 |
самостоятельно моет и вытирает руки | 1 |
участвует в коллективных играх (салки) | 1 |
Навыки, которые ДОЛЖНЫ быть у ребенка в мес. | |
Пятится | 1 |
поднимается вверх по ступенькам | 1 |
указывает на одну названную часть тела | 1 |
комбинирует два различных слова | 1 |
высыпает изюм из бутылки, повторяя это действие за взрослыми | 1 |
спонтанно чешется | 1 |
снимает одежду | 1 |
пользуется ложкой, при этом немного проливает пищу | 1 |
Навыки, которые МОГУТ быть у ребенка в мес. | |
толкает мяч ногой (вперед) | 1 |
бросает мяч из-за головы | 1 |
прыгает на месте | 1 |
ездит на трехколесном велосипеде | 1 |
называет одну картинку | 1 |
выполняет указания (2/3) | 1 |
употребляет слова во множественном числе | 1 |
строит башню из четырех кубиков | 1 |
самостоятельно высыпает изюм из бутылки | 1 |
воспроизводит вертикальную линию с отклонениями в пределах 30 град | 1 |
помогает в выполнении простой работы по дому | 1 |
надевает одежду | 1 |
самостоятельно моет и вытирает руки | 1 |
участвует в коллективных играх (салки) | 1 |
Навыки, которые ДОЛЖНЫ быть у ребенка в мес. | |
поднимается вверх по ступенькам | 1 |
толкает мяч ногой (вперед) | 1 |
высыпает изюм из бутылки, повторяя это действие за взрослыми | 1 |
спонтанно чешется | 1 |
строит башню из четырех кубиков | 1 |
пользуется ложкой, при этом немного проливает пищу | 1 |
помогает в выполнении простой работы по дому | 1 |
Навыки, которые МОГУТ быть у ребенка в мес. | |
бросает мяч из-за головы | 1 |
прыгает на месте | 1 |
ездит на трехколесном велосипеде | 1 |
балансирует на одной ноге 1 секунду (2 из трех) | 1 |
указывает на одну названную часть тела | 1 |
комбинирует два различных слова | 1 |
называет одну картинку | 1 |
выполняет указания (2/3) | 1 |
употребляет слова во множественном числе | 1 |
самостоятельно высыпает изюм из бутылки | 1 |
воспроизводит вертикальную линию с отклонениями в пределах 30 град | 1 |
строит башню из 8 кубиков | 1 |
надевает одежду | 1 |
самостоятельно моет и вытирает руки | 1 |
участвует в коллективных играх (салки) | 1 |