Тесты по психологии развитие ребенка

По рисункам человека любого возраста можно определить его настроение, переживания, особенности личности, психологические проблемы и уровень развития интеллекта. Тесты просты в проведении, интересны для ребёнка и информативны для взрослого.

✔”Рисунок человека”

Помогает определить индивидуальные особенности личности. На листе А4 предлагают нарисовать простым карандашом человека. В процессе рисования, также необходимо наблюдать за ребёнком что, он говорит, над чем задумывается, что стирает и т.д. Затем проводится беседа. Кто этот человек? Какое у него настроение? Что он делает? Он хороший или плохой? и т.д. Либо просят сочинить про него историю.

✔«Человек под дождём»

Тест подходит для детей от 9 лет и для взрослых. Выполняться может как в чёрно-белом варианте, так и цветном, завит от выбора ребёнка, на листе А4 (вертикально). Рисунок показывает внутреннею силу человека, его способность преодолевать неблагоприятные ситуации.

✔ “Моя семья”

Можно применять уже с 4 лет. По рисунку можно определить отношения в семье, как себя чувствует в ней ребёнок, скрытые проблемы, отношение к каждому члену семьи. На листке А4 предлагают нарисовать семью, включая самого себя, по желанию можно добавить к рисунку, то что захочет малыш.

✔ “Динамический рисунок семьи”

Подходит старшим дошкольникам и школьникам. Помогает понять распределение ролей в семье глазами ребёнка. Может быть проведён в дополнении предыдущего теста. Ребёнку даётся задание на листе бумаги нарисовать свою семью чем-то занятыми (в действии).

“Три дерева”

Рисунок выполняется на листе А4 в горизонтальном положении. Необходимо нарисовать 3 дерева и сравнить их со своей семьёй.

✔”Дом – дерево – человек “

Подходит для детей и взрослых. Помогает определить уровень развития ребёнка, его личности и взаимоотношение с миром в целом.

Сначала предлагают малышу нарисовать красивый дом, затем дерево и только потом человека, всё на одном рисунке. Время, которое ушло на каждый элемент засекают. Главное условие – нарисовать как можно лучше.

✔”Несуществующее животное”

Подходит детям от 5 лет и взрослым. Позволяет исследовать особенности характера, скрытые эмоции, склонности и предпочтения. Одна из самых информативных методик.

Ребёнку предлагают придумать несуществующего животного, изобразить его на бумаге и придумать ему имя. После завершения рисунка, беседа. Где оно живёт? Почему так называется? Доброе оно или злое? Чем питается и т.д.

✔”Семья животных”

Подойдет детям с 4 лет и взрослым. Рисунок является прямой проекцией отношений в семье глазами ребёнка. Ему предлагается нарисовать свою семью в виде разных животных.

✔ “Слон”

Тест помогает оценить состояние человека (физическое, моральное, эмоциональное). Рисунок слона – это проекция самого себя.

✔”Кактус”

Подойдет для детей старше 3х лет. Исследуется эмоциональное состояние ребёнка. Возможно применения цветных карандашей – 8 шт (“Люшеровские” цвета).

Задание: нарисовать кактус как представляешь. Дополнительных объяснений к заданию не должно быть.

«Дерево»

Рисунок дерева это проекция самого себя. Ребёнок может выбрать, чем он будет рисовать (простой карандаш или цветные, ручка, фломастеры). Лист А4 располагается вертикально. Задание – нарисовать дерево любое, которое больше всего нравится. Больше никаких объяснений не должно быть.

Все тесты показывают состояния ребенка и его отношение к окружающему миру в данный момент времени. Также нужно учитывать его возрастные особенности. В процессе выполнения тестов необходимо наблюдать за ребёнком: на высказывания, порядок рисования объектов, времени затраченных на них, и т.д. После окончания обсудить нарисованное.

Рисунок – это раскрывает внутренний мир ребёнка. Задача взрослого – правильно понять его и при необходимости помочь.

Вам может быть интересно:

О чём может рассказать детский рисунок

Воспитание сказкой

Как сделать детство для своего ребенка запоминающимся и счастливым. 69 идей

Источник

Сборник итоговых тестов по Детской практической психологии с ответами

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Предметом науки детской психологии являются:

+а) закономерности формирования психики ребенка;

б) механизмы созревания головного мозга в детском возрасте;

в) особенности функционирования центральной нервной системы у детей.

2. К методам детской психологии не относятся:

а) тестирование, анкетирование;

+б) антропометрические методы, рентгеновские и ультразвуковые исследования;

в) эксперимент.

3. Детская психология как наука является ветвью:

а) педиатрии;

+б) общей психологии;

в) психиатрии детского возраста.

4. Возникновение детской психологии как науки произошло:

Читайте также:  Развитие ребенка в 6 лет учимся читать по слогом

+а) в середине XIX века;

б) в начале XIX века;

в) в середине XX века.

5. Принципы детской психологии:

а) природосообразности, культуросообразности, гуманизации;

+б) детерминизм, объективизм и развитие, единство сознания и деятельности;

в) истины, конкретности, объективности, системности.

6. Этапы развития детской психологии как науки:

+а) описательный, выделения в самостоятельную науку (в середине XIX века); экспериментальный период (начало ХХ века), современный;

б) предпосылочный (до начала XVIII века), научный (начало XVIII века), текущий;

в) зарождения, современного развития.

7. К областям детской психологии можно отнести:

+а) психологию младенчества, дошкольного детства;

б) психологию зрелого и старческого возраста;

в) педагогическую психологию.

8. Специальная детская психология изучает:

+а) закономерности психического развития с отклонениями;

б) клинику, диагностику и лечение психических заболеваний;

в) принципы наследственной передачи заболеваний.

9. Область детской психологии, включающая тифлопсихологию (психологию незрячих):

+а) коррекционная психология;

б) психология младенчества;

в) психология подростка.

тест 10. Группа методов детской психологии, к которой относится тестирование:

а) проективные методы;

+б) психодиагностические методы;

в) эмпирические методы.

11. К группе проективных методов можно отнести:

а) анкетирование;

+б) тест пятен Роршаха;

в) эксперимент.

12. Три типа обучения: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и обучение посредством научения — выделяет:

+а) бихевиористская теория;

б) теория трех ступеней Бюллера;

в) теория бессознательного Фрейда.

13. Фаллическая стадия, по Фрейду, это период:

а) до 1 года;

+б) 3–5 лет;

в) 12–18 лет.

14. Пиаже выделил 4 стадии развития:

а) ребенка;

+б) интеллекта;

в) эмоций.

15. Стадия формальных операций приходится на возраст:

а) 2–8 лет;

+б) 11–15 лет;

в) 8–11 лет.

16. Пять периодов психического развития (дикости и копания, охоты и захвата добычи, пастушества, земледельчества, торгово-промышленный) выделил:

+а) Гетчинсон;

б) Холл;

в) Штерн.

17. Теория, созданная Л.С. Выготским, называется:

+а) культурно-историческая теория развития высших психических функций;

б) бихевиористская теория;

в) психоанализ.

18. Л.С. Выготский выделил __кризисов детского развития:

а) 4;

+б) 6;

в) 3.

19. Как называется процесс перехода внешней речи во внутреннюю:

+а) интериоризация;

б) интимизация;

в) орализация.

тест_20. Термин «зона ближайшего развития» введен:

а) Д.Б. Элькониным;

б) Ж. Пиаже;

+в) Л.С. Выготским.

21. Деятельность, с которой в определенный период развития появляются главные новообразования и в рамках которой развиваются другие виды деятельности, называется:

а) значимой;

+б) ведущей;

в) главной.

22. Создателем теории психоанализа был:

+а) Фрейд;

б) Эриксон;

в) Холл.

23. Законы детского развития (первый — цикличности развития; второй — неравномерности развития; третий — «метаморфозы» в детском развитии; четвертый — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка) разработал:

+а) Л.С. Выготский;

б) Фрейд;

в) Эльконин.

24. Анальная стадия, по Фрейду, — это период:

+а) 1–3 лет;

б) до 1 года;

в) 12–18 лет.

25. Стадия конкретных операций, по Ж. Пиаже, наступает в возрасте:

а) 12–13 лет;

б) до 2 лет;

+в) 2–12 лет.

26. Теорию формирования и развития интеллектуальных операций предложил:

+а) П.Я. Гальперин;

б) Эриксон;

в) Зигмунд Фрейд.

27. Закон формирования высших психических функций: «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется дважды, сперва в социальном, потом — в психологическом, сперва между людьми, затем внутри ребенка» разработал:

+а) Л.С. Выготский;

б) Макаренко;

в) Эльконин.

28. Какая деятельность является ведущей в младенческий период развития, по Выготскому:

+а) ситуативно-личностное общение со взрослым, затем ситуативно-деловое общение;

б) овладение орудийными действиями;

в) развитие предметных действий.

29. Какое новообразование характерно для периода раннего детства:

+а) становление «Я» и самооценки;

б) выделенность себя;

в) специфически-предметные действия.

тест№ 30. Обособление от окружающих, сравнение себя с другими – новообразования, характерные для кризиса:

+а) трех лет;

б) семи лет;

в) тринадцати лет.

31. Ведущая деятельность в дошкольный период:

+а) сюжетно-ролевая игра;

б) общение со взрослым;

в) предметная деятельность.

32. При осуществлении конструктивной деятельности стремление к созданию совместных построек, сложная их тематика, стремление достигать результатов, длительное сохранение интереса к постройке характерны:

+а) для старшего дошкольника;

б) младшего дошкольника;

в) раннего детства.

33. Функция, связанная с мышлением как средством планирования и регуляции практического поведения ребёнка:

Читайте также:  Для развития речи ребенка раннего возраста большое значение имеет общение

+а) эгоцентрическая речь;

б) диалогическая речь;

в) контекстная речь.

34. Психологическая готовность к школьному обучению складывается из личностной, интеллектуальной и ____________:

+а) волевой;

б) ситуативной;

в) коллективной.

35. Ведущая деятельность подросткового периода:

а) игровая;

+б) интимно-личностное общение со сверстниками;

в) трудовая.

36. По А.В. Петровскому, первая фаза вхождения ребенка в социум называется:

а) интеграция;

б) индивидуализация;

+в) адаптация.

37. Стиль общения в семье, где дети и родители противостоят друг другу, называется:

а) псевдосотрудничеством;

+б) соперничеством;

в) изоляцией.

38. Младшие дошкольники в игре:

а) предварительно планируют игру;

б) включают в игру до 10 человек;

+в) отображают трудовые действия взрослых.

39. Первым компонентом учебной деятельности являются:

а) учебные действия;

б) учебная задача;

+в) учебная мотивация.

40_тест. Запаздывание социальной зрелости ребенка формируется при:

+а) чрезмерном оберегании ребенка родителями;

б) чрезмерной мягкости родителей;

в) отвергающей позиции родителей.

41. Психологический механизм влияния родителей на детей, когда родители чутко улавливают внутренний мир ребенка и стараются откликаться на все его проблемы, называется:

а) идентификацией;

б) подкреплением;

+в) пониманием.

42. Групповая идентичность (по Э. Эриксону) — это:

+а) ориентация ребёнка на включение в конкретную социальную группу, на выработку мироощущения, присущего данной группе;

б) умение ребенка анализировать стоящие перед ним задачи;

в) умение ребенка анализировать последствия своего поведения в группе.

43. Наличие у ребенка багажа конкретных знаний, кругозора в определенных областях характеризует _____________готовность к обучению:

а) социально-психологическую;

+б) интеллектуальную;

в) личностную.

44. Нерасчлененность детского мышления называют:

а) артифициализмом;

+б) синкретизмом;

в) анимизмом.

45. Формирование сенсомоторных структур ребенка происходит в возрасте:

а) 5–7 лет;

б) 2–5 лет;

+в) 0–2 лет.

46. Младший школьный возраст сензитивен:

а) к освоению своего внутреннего мира;

+б) учебной деятельности;

в) игровой деятельности.

47. Четвертый компонент усвоения — это:

+а) процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации;

б) процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом;

в) положительное отношение учащихся.

48. Сензитивный период развития речи:

а) 5–7 лет;

+б) от 1 года до 3 лет;

в) 3–5 лет.

49. Центральное место в мотивации обучения в средней школе занимает мотив:

+а) самоутверждения;

б) избегания неприятностей;

в) долга.

Источник

Младенчество — период, длящийся до кон­ца первого года жизни ребенка. Будучи даже биологически беспомощным существом, зависящим от ухаживающего за ним взрослого, ребенок является максималь­но социальным существом. Но будучи впле­тенным в социальное, он лишен основного средства общения — речи. В противоречии между максимальной социальностью ребенка и минимальными возможностями общения за­ложена основа всего развития в младенческом возрасте.

Первая специфическая форма реагирова­ния именно, на человека получила название «комплекса оживления». Он включает в себя улыбку, вокализации и двигательную активность младенца навстречу взрослому. Развитие  моторики

младенца подчинено оп­ределенной схеме: движения совершенствуются от грубых, крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала совершенствуются движения рук и верхней половины тела, затем — ног и нижней части тела. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двига­тельная сфера, хотя обе они связаны. В младенчестве появляются первые формы подража­ния, первые применения орудий и употребление слов, выражающих желание.

Основное новообразование младенческого возраста — первоначальное сознание психической общности со взрос­лым, с матерью, предшествующее выделению собствен­ного «Я».

Общение, формирующееся в первом полугодии жизни ребенка, М. И. Лисина назвала ситуативно-личностным.

Во втором полугодии интенсивно развивается понима­ние ребенком речи окружающих взрослых, появляется ав­тономная речь. В качестве критерия психического развития на этом этапе выступают четыре показателя: сенсорная деятель­ность, эмоциональное общение, моторика и речь.

Обследование ребенка в возрасте до одного года требу­ет от исследователя повышенного внимания и соблюдения ряда требований. Исследование можно проводить, если:

а) ребенок здоров;

б) находится в спокойном состоянии и ничем не раздра­жен, не недоволен и не слишком весел;

в) не хочет спать или не сразу после сна;

г) сыт и не проголодается в ближайшее время;

д) вблизи него должен находиться кто-нибудь из лиц, к которым он привык;

е) в комнате должно быть как можно меньше людей и они не должны попадать в поле зрения ребенка;

ж) обстановка должна быть привычной для ребенка — своя комната, кроватка и т. д.;

Читайте также:  Сепсис кишечника у новорожденных последствия в развитии ребенка

з) исследование в один раз должно продолжаться не более 10 минут и повторное исследование должно производиться не

Если исследователь сам по себе вызывает у ребенка неблагоприятную реакцию (ребенок пугается, плачет, вы­ражает недоверие и т. п.), то исследование нужно отло­жить до тех пор, пока ребенок не перестанет реагировать.

Все исследования должен проводить специалист: врач, медицинская сестра, психолог и т. п. Результаты исследо­вания оказываются менее объективными, когда исследова­ние проводят близкие родственники, даже если они име­ют психологическое образование. 

Периоды возрастного развития и формирование Ф А П.

Периоды развития

I

II

III

IV

Период

Младенческий

Ранний детский

Дошкольный

Школьный

Ведущая деятельность

Эмоциональное общение

Предметная деятельность

Игровая деятельность

Учебная деятельность

Психодинамическая периодизация психического развития

З.Фрейд

Оральный

Анальный

Фаллический

Генитальный

Э. Эриксон

Доверие против закрытости

Автономность против зависимости

Инициатива против чувства вины

Трудолюбие против чувства неполноценности

Берн/Литвак

Ты +/-

Я +/-

Они +/-

Труд +/-

В. Шутс

Присоединение

Контроль

Открытость

Периодизация когнитивного развития

Стадия развития по Пиаже

Сенсомоторная

Предоперациональная

Конкретных операций

Формальных операций

Вид мышления

Предметно-действенное

Наглядно-образное

Теоретическое и абстрактное
(словесно-понятийное)

Тип отражения

Конкретно-чувственный

Абстрактно-обобщенный

Компоненты ментальной стратегии

Экстраверсия / интроверсия
E/I

Рациональность / иррациональность
J/P

Этика / логика F/T
(левое полушарие);
сенсорика / интуиция S/N
(правое полушарие)

Периодизация развития межполушарного взаимодействия

Ведущий тип полушарной организации

Правополушарный

Левополушарный

Баланс лево- и правополушарного. Формирование индивидуальной стратегии

Развитие функциональной асимметрии

Дифференциация функций между левым и правым полушарием

Дифференциация между ассоциативными (передними) и проекционными (задними) областями

Источник

ТЕСТЫ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.  Основное новообразование периода новорожденности – это:

а) переход из внутриутробного развития в социум;

б) полная биологическая беспомощность;

* в) формирование индивидуальной жизни при тесном взаимодействии со взрослыми;

г) переход к раннему возрасту?

2.  Поведение ребенка, идущее вразрез с тем, что предлагает взрослый – это:

* а) негативизм; в) обесценивание личности взрослого;

б) строптивость; г) инертность?

3.  Вставьте пропущенные слова:

Индивидуальный подход – ориентация на … и … особенности, использование специальных способов воздействия, соответствующих особенностям:

а) психоэмоциональные, физиологические;

б) психоэмоциональные, физические;

*в) психические, физические;

г) психические, физиологические?

4.  Психическое новообразование периода младенчества – это:

а) произвольность психических процессов;

б) произнесение первых слов;

*в) потребность в общении;

г) применение орудия?

5.  Предметно-орудийная деятельность ребенка раннего возраста развивается в направлениях (2 ответа):

а) от совместных со взрослыми действий к действию самостоятельному;

*б) от совместных действий со взрослыми к неспецифическим действиям с предметами;

*в) от неспецифических действий с предметами к специфическому их использованию;

г) от самостоятельных действий к совместимым действиям со взрослыми?

6.  Действия с предметами разделяются на:

*а) соотносящие и орудийные;

б) орудийные и латентые;

в) латентные и соотносящиеся;

г)с оотносящие и аффектные?

7. Сильный, неуравновешенный, тип нервной системы со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами – это характеристика:

а) меланхолика; в) сангвиника;

*б) холерика; г) флегматика?

8. Определите тип темперамента по описанию: ребенок медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и сложно вывести из себя:

а) сангвиник; *б) флегматик; в)холерик; г)меланхолик?

9. Слабый тип нервной системы, со слабыми процессами возбуждения и торможения – это характеристика:

а) сангвиника; в) флегматика;

б) холерика; *г) меланхолика?

10. Первым примером воображения и познания является:

а) сюжетно-ролевая игра;

*б) использование предметов-заместителей;

в) опыты;

г) рефлексия?

11. Какому возрасту ребенка соответствует следующая особенность самосознания: Слушает мнение других людей. Оценивает себя на основе оценок старших «Я хороший –так сказала мама»:

а) 7 лет; б) 5-6 лет; *в) 4 года; г) 3 года?

12. Стремление ребенка к независимости и его объективная зависимость от взрослого составляет главное противоречие:

а) «кризиса новорожденности»; *в) «кризиса 3 лет»;

б) « кризиса 1 года»; г) «кризиса 7 лет»?

13. Согласно культурно-исторической концепции главным средством овладения ребенком своим поведение является:

а) мышление; *б) речь; в) мотив; г) воля?

14. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации может привести к появлению:

а) стресса; в) фрустраций;

*б) аффективных реакций; г) депрессии?

15. Характерной особенностью психических процессов детей младшего дошкольного возраста является:

а) произвольность; в) послепроизвольность;

б) инертность; *г) непроизвольность?

Источник