Тесты по психологии развитие ребенка
По рисункам человека любого возраста можно определить его настроение, переживания, особенности личности, психологические проблемы и уровень развития интеллекта. Тесты просты в проведении, интересны для ребёнка и информативны для взрослого.
✔”Рисунок человека”
Помогает определить индивидуальные особенности личности. На листе А4 предлагают нарисовать простым карандашом человека. В процессе рисования, также необходимо наблюдать за ребёнком что, он говорит, над чем задумывается, что стирает и т.д. Затем проводится беседа. Кто этот человек? Какое у него настроение? Что он делает? Он хороший или плохой? и т.д. Либо просят сочинить про него историю.
✔«Человек под дождём»
Тест подходит для детей от 9 лет и для взрослых. Выполняться может как в чёрно-белом варианте, так и цветном, завит от выбора ребёнка, на листе А4 (вертикально). Рисунок показывает внутреннею силу человека, его способность преодолевать неблагоприятные ситуации.
✔ “Моя семья”
Можно применять уже с 4 лет. По рисунку можно определить отношения в семье, как себя чувствует в ней ребёнок, скрытые проблемы, отношение к каждому члену семьи. На листке А4 предлагают нарисовать семью, включая самого себя, по желанию можно добавить к рисунку, то что захочет малыш.
✔ “Динамический рисунок семьи”
Подходит старшим дошкольникам и школьникам. Помогает понять распределение ролей в семье глазами ребёнка. Может быть проведён в дополнении предыдущего теста. Ребёнку даётся задание на листе бумаги нарисовать свою семью чем-то занятыми (в действии).
“Три дерева”
Рисунок выполняется на листе А4 в горизонтальном положении. Необходимо нарисовать 3 дерева и сравнить их со своей семьёй.
✔”Дом – дерево – человек “
Подходит для детей и взрослых. Помогает определить уровень развития ребёнка, его личности и взаимоотношение с миром в целом.
Сначала предлагают малышу нарисовать красивый дом, затем дерево и только потом человека, всё на одном рисунке. Время, которое ушло на каждый элемент засекают. Главное условие – нарисовать как можно лучше.
✔”Несуществующее животное”
Подходит детям от 5 лет и взрослым. Позволяет исследовать особенности характера, скрытые эмоции, склонности и предпочтения. Одна из самых информативных методик.
Ребёнку предлагают придумать несуществующего животного, изобразить его на бумаге и придумать ему имя. После завершения рисунка, беседа. Где оно живёт? Почему так называется? Доброе оно или злое? Чем питается и т.д.
✔”Семья животных”
Подойдет детям с 4 лет и взрослым. Рисунок является прямой проекцией отношений в семье глазами ребёнка. Ему предлагается нарисовать свою семью в виде разных животных.
✔ “Слон”
Тест помогает оценить состояние человека (физическое, моральное, эмоциональное). Рисунок слона – это проекция самого себя.
✔”Кактус”
Подойдет для детей старше 3х лет. Исследуется эмоциональное состояние ребёнка. Возможно применения цветных карандашей – 8 шт (“Люшеровские” цвета).
Задание: нарисовать кактус как представляешь. Дополнительных объяснений к заданию не должно быть.
✔«Дерево»
Рисунок дерева это проекция самого себя. Ребёнок может выбрать, чем он будет рисовать (простой карандаш или цветные, ручка, фломастеры). Лист А4 располагается вертикально. Задание – нарисовать дерево любое, которое больше всего нравится. Больше никаких объяснений не должно быть.
Все тесты показывают состояния ребенка и его отношение к окружающему миру в данный момент времени. Также нужно учитывать его возрастные особенности. В процессе выполнения тестов необходимо наблюдать за ребёнком: на высказывания, порядок рисования объектов, времени затраченных на них, и т.д. После окончания обсудить нарисованное.
Рисунок – это раскрывает внутренний мир ребёнка. Задача взрослого – правильно понять его и при необходимости помочь.
Вам может быть интересно:
О чём может рассказать детский рисунок
Воспитание сказкой
Как сделать детство для своего ребенка запоминающимся и счастливым. 69 идей
Источник
Сборник итоговых тестов по Детской практической психологии с ответами
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Предметом науки детской психологии являются:
+а) закономерности формирования психики ребенка;
б) механизмы созревания головного мозга в детском возрасте;
в) особенности функционирования центральной нервной системы у детей.
2. К методам детской психологии не относятся:
а) тестирование, анкетирование;
+б) антропометрические методы, рентгеновские и ультразвуковые исследования;
в) эксперимент.
3. Детская психология как наука является ветвью:
а) педиатрии;
+б) общей психологии;
в) психиатрии детского возраста.
4. Возникновение детской психологии как науки произошло:
+а) в середине XIX века;
б) в начале XIX века;
в) в середине XX века.
5. Принципы детской психологии:
а) природосообразности, культуросообразности, гуманизации;
+б) детерминизм, объективизм и развитие, единство сознания и деятельности;
в) истины, конкретности, объективности, системности.
6. Этапы развития детской психологии как науки:
+а) описательный, выделения в самостоятельную науку (в середине XIX века); экспериментальный период (начало ХХ века), современный;
б) предпосылочный (до начала XVIII века), научный (начало XVIII века), текущий;
в) зарождения, современного развития.
7. К областям детской психологии можно отнести:
+а) психологию младенчества, дошкольного детства;
б) психологию зрелого и старческого возраста;
в) педагогическую психологию.
8. Специальная детская психология изучает:
+а) закономерности психического развития с отклонениями;
б) клинику, диагностику и лечение психических заболеваний;
в) принципы наследственной передачи заболеваний.
9. Область детской психологии, включающая тифлопсихологию (психологию незрячих):
+а) коррекционная психология;
б) психология младенчества;
в) психология подростка.
тест 10. Группа методов детской психологии, к которой относится тестирование:
а) проективные методы;
+б) психодиагностические методы;
в) эмпирические методы.
11. К группе проективных методов можно отнести:
а) анкетирование;
+б) тест пятен Роршаха;
в) эксперимент.
12. Три типа обучения: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и обучение посредством научения — выделяет:
+а) бихевиористская теория;
б) теория трех ступеней Бюллера;
в) теория бессознательного Фрейда.
13. Фаллическая стадия, по Фрейду, это период:
а) до 1 года;
+б) 3–5 лет;
в) 12–18 лет.
14. Пиаже выделил 4 стадии развития:
а) ребенка;
+б) интеллекта;
в) эмоций.
15. Стадия формальных операций приходится на возраст:
а) 2–8 лет;
+б) 11–15 лет;
в) 8–11 лет.
16. Пять периодов психического развития (дикости и копания, охоты и захвата добычи, пастушества, земледельчества, торгово-промышленный) выделил:
+а) Гетчинсон;
б) Холл;
в) Штерн.
17. Теория, созданная Л.С. Выготским, называется:
+а) культурно-историческая теория развития высших психических функций;
б) бихевиористская теория;
в) психоанализ.
18. Л.С. Выготский выделил __кризисов детского развития:
а) 4;
+б) 6;
в) 3.
19. Как называется процесс перехода внешней речи во внутреннюю:
+а) интериоризация;
б) интимизация;
в) орализация.
тест_20. Термин «зона ближайшего развития» введен:
а) Д.Б. Элькониным;
б) Ж. Пиаже;
+в) Л.С. Выготским.
21. Деятельность, с которой в определенный период развития появляются главные новообразования и в рамках которой развиваются другие виды деятельности, называется:
а) значимой;
+б) ведущей;
в) главной.
22. Создателем теории психоанализа был:
+а) Фрейд;
б) Эриксон;
в) Холл.
23. Законы детского развития (первый — цикличности развития; второй — неравномерности развития; третий — «метаморфозы» в детском развитии; четвертый — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка) разработал:
+а) Л.С. Выготский;
б) Фрейд;
в) Эльконин.
24. Анальная стадия, по Фрейду, — это период:
+а) 1–3 лет;
б) до 1 года;
в) 12–18 лет.
25. Стадия конкретных операций, по Ж. Пиаже, наступает в возрасте:
а) 12–13 лет;
б) до 2 лет;
+в) 2–12 лет.
26. Теорию формирования и развития интеллектуальных операций предложил:
+а) П.Я. Гальперин;
б) Эриксон;
в) Зигмунд Фрейд.
27. Закон формирования высших психических функций: «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется дважды, сперва в социальном, потом — в психологическом, сперва между людьми, затем внутри ребенка» разработал:
+а) Л.С. Выготский;
б) Макаренко;
в) Эльконин.
28. Какая деятельность является ведущей в младенческий период развития, по Выготскому:
+а) ситуативно-личностное общение со взрослым, затем ситуативно-деловое общение;
б) овладение орудийными действиями;
в) развитие предметных действий.
29. Какое новообразование характерно для периода раннего детства:
+а) становление «Я» и самооценки;
б) выделенность себя;
в) специфически-предметные действия.
тест№ 30. Обособление от окружающих, сравнение себя с другими – новообразования, характерные для кризиса:
+а) трех лет;
б) семи лет;
в) тринадцати лет.
31. Ведущая деятельность в дошкольный период:
+а) сюжетно-ролевая игра;
б) общение со взрослым;
в) предметная деятельность.
32. При осуществлении конструктивной деятельности стремление к созданию совместных построек, сложная их тематика, стремление достигать результатов, длительное сохранение интереса к постройке характерны:
+а) для старшего дошкольника;
б) младшего дошкольника;
в) раннего детства.
33. Функция, связанная с мышлением как средством планирования и регуляции практического поведения ребёнка:
+а) эгоцентрическая речь;
б) диалогическая речь;
в) контекстная речь.
34. Психологическая готовность к школьному обучению складывается из личностной, интеллектуальной и ____________:
+а) волевой;
б) ситуативной;
в) коллективной.
35. Ведущая деятельность подросткового периода:
а) игровая;
+б) интимно-личностное общение со сверстниками;
в) трудовая.
36. По А.В. Петровскому, первая фаза вхождения ребенка в социум называется:
а) интеграция;
б) индивидуализация;
+в) адаптация.
37. Стиль общения в семье, где дети и родители противостоят друг другу, называется:
а) псевдосотрудничеством;
+б) соперничеством;
в) изоляцией.
38. Младшие дошкольники в игре:
а) предварительно планируют игру;
б) включают в игру до 10 человек;
+в) отображают трудовые действия взрослых.
39. Первым компонентом учебной деятельности являются:
а) учебные действия;
б) учебная задача;
+в) учебная мотивация.
40_тест. Запаздывание социальной зрелости ребенка формируется при:
+а) чрезмерном оберегании ребенка родителями;
б) чрезмерной мягкости родителей;
в) отвергающей позиции родителей.
41. Психологический механизм влияния родителей на детей, когда родители чутко улавливают внутренний мир ребенка и стараются откликаться на все его проблемы, называется:
а) идентификацией;
б) подкреплением;
+в) пониманием.
42. Групповая идентичность (по Э. Эриксону) — это:
+а) ориентация ребёнка на включение в конкретную социальную группу, на выработку мироощущения, присущего данной группе;
б) умение ребенка анализировать стоящие перед ним задачи;
в) умение ребенка анализировать последствия своего поведения в группе.
43. Наличие у ребенка багажа конкретных знаний, кругозора в определенных областях характеризует _____________готовность к обучению:
а) социально-психологическую;
+б) интеллектуальную;
в) личностную.
44. Нерасчлененность детского мышления называют:
а) артифициализмом;
+б) синкретизмом;
в) анимизмом.
45. Формирование сенсомоторных структур ребенка происходит в возрасте:
а) 5–7 лет;
б) 2–5 лет;
+в) 0–2 лет.
46. Младший школьный возраст сензитивен:
а) к освоению своего внутреннего мира;
+б) учебной деятельности;
в) игровой деятельности.
47. Четвертый компонент усвоения — это:
+а) процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации;
б) процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом;
в) положительное отношение учащихся.
48. Сензитивный период развития речи:
а) 5–7 лет;
+б) от 1 года до 3 лет;
в) 3–5 лет.
49. Центральное место в мотивации обучения в средней школе занимает мотив:
+а) самоутверждения;
б) избегания неприятностей;
в) долга.
Источник
Младенчество — период, длящийся до конца первого года жизни ребенка. Будучи даже биологически беспомощным существом, зависящим от ухаживающего за ним взрослого, ребенок является максимально социальным существом. Но будучи вплетенным в социальное, он лишен основного средства общения — речи. В противоречии между максимальной социальностью ребенка и минимальными возможностями общения заложена основа всего развития в младенческом возрасте.
Первая специфическая форма реагирования именно, на человека получила название «комплекса оживления». Он включает в себя улыбку, вокализации и двигательную активность младенца навстречу взрослому. Развитие моторики
младенца подчинено определенной схеме: движения совершенствуются от грубых, крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала совершенствуются движения рук и верхней половины тела, затем — ног и нижней части тела. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя обе они связаны. В младенчестве появляются первые формы подражания, первые применения орудий и употребление слов, выражающих желание.
Основное новообразование младенческого возраста — первоначальное сознание психической общности со взрослым, с матерью, предшествующее выделению собственного «Я».
Общение, формирующееся в первом полугодии жизни ребенка, М. И. Лисина назвала ситуативно-личностным.
Во втором полугодии интенсивно развивается понимание ребенком речи окружающих взрослых, появляется автономная речь. В качестве критерия психического развития на этом этапе выступают четыре показателя: сенсорная деятельность, эмоциональное общение, моторика и речь.
Обследование ребенка в возрасте до одного года требует от исследователя повышенного внимания и соблюдения ряда требований. Исследование можно проводить, если:
а) ребенок здоров;
б) находится в спокойном состоянии и ничем не раздражен, не недоволен и не слишком весел;
в) не хочет спать или не сразу после сна;
г) сыт и не проголодается в ближайшее время;
д) вблизи него должен находиться кто-нибудь из лиц, к которым он привык;
е) в комнате должно быть как можно меньше людей и они не должны попадать в поле зрения ребенка;
ж) обстановка должна быть привычной для ребенка — своя комната, кроватка и т. д.;
з) исследование в один раз должно продолжаться не более 10 минут и повторное исследование должно производиться не
Если исследователь сам по себе вызывает у ребенка неблагоприятную реакцию (ребенок пугается, плачет, выражает недоверие и т. п.), то исследование нужно отложить до тех пор, пока ребенок не перестанет реагировать.
Все исследования должен проводить специалист: врач, медицинская сестра, психолог и т. п. Результаты исследования оказываются менее объективными, когда исследование проводят близкие родственники, даже если они имеют психологическое образование.
Периоды возрастного развития и формирование Ф А П.
Периоды развития | ||||
I | II | III | IV | |
Период | Младенческий | Ранний детский | Дошкольный | Школьный |
Ведущая деятельность | Эмоциональное общение | Предметная деятельность | Игровая деятельность | Учебная деятельность |
Психодинамическая периодизация психического развития | ||||
З.Фрейд | Оральный | Анальный | Фаллический | Генитальный |
Э. Эриксон | Доверие против закрытости | Автономность против зависимости | Инициатива против чувства вины | Трудолюбие против чувства неполноценности |
Берн/Литвак | Ты +/- | Я +/- | Они +/- | Труд +/- |
В. Шутс | Присоединение | Контроль | Открытость | |
Периодизация когнитивного развития | ||||
Стадия развития по Пиаже | Сенсомоторная | Предоперациональная | Конкретных операций | Формальных операций |
Вид мышления | Предметно-действенное | Наглядно-образное | Теоретическое и абстрактное | |
Тип отражения | Конкретно-чувственный | Абстрактно-обобщенный | ||
Компоненты ментальной стратегии | Экстраверсия / интроверсия | Рациональность / иррациональность | Этика / логика F/T | |
Периодизация развития межполушарного взаимодействия | ||||
Ведущий тип полушарной организации | Правополушарный | Левополушарный | Баланс лево- и правополушарного. Формирование индивидуальной стратегии | |
Развитие функциональной асимметрии | Дифференциация функций между левым и правым полушарием | Дифференциация между ассоциативными (передними) и проекционными (задними) областями |
Источник
ТЕСТЫ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
1. Основное новообразование периода новорожденности – это:
а) переход из внутриутробного развития в социум;
б) полная биологическая беспомощность;
* в) формирование индивидуальной жизни при тесном взаимодействии со взрослыми;
г) переход к раннему возрасту?
2. Поведение ребенка, идущее вразрез с тем, что предлагает взрослый – это:
* а) негативизм; в) обесценивание личности взрослого;
б) строптивость; г) инертность?
3. Вставьте пропущенные слова:
Индивидуальный подход – ориентация на … и … особенности, использование специальных способов воздействия, соответствующих особенностям:
а) психоэмоциональные, физиологические;
б) психоэмоциональные, физические;
*в) психические, физические;
г) психические, физиологические?
4. Психическое новообразование периода младенчества – это:
а) произвольность психических процессов;
б) произнесение первых слов;
*в) потребность в общении;
г) применение орудия?
5. Предметно-орудийная деятельность ребенка раннего возраста развивается в направлениях (2 ответа):
а) от совместных со взрослыми действий к действию самостоятельному;
*б) от совместных действий со взрослыми к неспецифическим действиям с предметами;
*в) от неспецифических действий с предметами к специфическому их использованию;
г) от самостоятельных действий к совместимым действиям со взрослыми?
6. Действия с предметами разделяются на:
*а) соотносящие и орудийные;
б) орудийные и латентые;
в) латентные и соотносящиеся;
г)с оотносящие и аффектные?
7. Сильный, неуравновешенный, тип нервной системы со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами – это характеристика:
а) меланхолика; в) сангвиника;
*б) холерика; г) флегматика?
8. Определите тип темперамента по описанию: ребенок медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и сложно вывести из себя:
а) сангвиник; *б) флегматик; в)холерик; г)меланхолик?
9. Слабый тип нервной системы, со слабыми процессами возбуждения и торможения – это характеристика:
а) сангвиника; в) флегматика;
б) холерика; *г) меланхолика?
10. Первым примером воображения и познания является:
а) сюжетно-ролевая игра;
*б) использование предметов-заместителей;
в) опыты;
г) рефлексия?
11. Какому возрасту ребенка соответствует следующая особенность самосознания: Слушает мнение других людей. Оценивает себя на основе оценок старших «Я хороший –так сказала мама»:
а) 7 лет; б) 5-6 лет; *в) 4 года; г) 3 года?
12. Стремление ребенка к независимости и его объективная зависимость от взрослого составляет главное противоречие:
а) «кризиса новорожденности»; *в) «кризиса 3 лет»;
б) « кризиса 1 года»; г) «кризиса 7 лет»?
13. Согласно культурно-исторической концепции главным средством овладения ребенком своим поведение является:
а) мышление; *б) речь; в) мотив; г) воля?
14. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации может привести к появлению:
а) стресса; в) фрустраций;
*б) аффективных реакций; г) депрессии?
15. Характерной особенностью психических процессов детей младшего дошкольного возраста является:
а) произвольность; в) послепроизвольность;
б) инертность; *г) непроизвольность?
Источник