Тесты на развитие внимания ребенка 9 лет

Тесты на развитие внимания ребенка 9 лет thumbnail

Вы заметили, что ребёнок «невнимательный», или услышали эти слова от воспитателя или учителя? Говорят, постоянно витает в облаках… А он действительно невнимательный или ему просто скучно на уроках? Разбираем, на что родителям стоит обратить внимание.

Объем, устойчивость, концентрация и другие свойства внимания, которые нужно развивать

Всего есть шесть свойств внимания. Нарушение каждого из них по-своему отражается на деятельности ребёнка.

1) Объем внимания. При маленьком объеме внимания ребёнок не умеет концентрироваться одновременно на нескольких предметах и удерживать их в памяти.

2) Устойчивость и 3) концентрация внимания. Работайте в этом направлении, если ребёнок быстро отвлекается на посторонние дела, не может долго сосредотачивать внимание.

4) Избирательность внимания. Это свойство крайне важно, чтобы уметь сосредоточить внимание на значимом процессе. И при этом не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие стимулы. Проблемы с избирательностью внимания мешают доводить начатое до конца.

5) Распределение внимания. Ребёнку сложно выполнять две задачи одновременно.

6) Переключаемость внимания. Способность быстро и легко переместить внимание с одного действия на другое. Ребёнок с трудом переносит внимание с одного объекта на другой, переключается слишком медленно? Развивайте гибкость внимания.

Понаблюдайте, что дается ребёнку сложнее: воспринимать информацию визуально или на слух? Учитывая это, вы сможете более грамотно подобрать игры и упражнения на внимание.

Вот теперь, когда проблема ясна, приступаем к полезным активностям! Научить ребёнка управлять вниманием помогут игры.

Выбирайте игры и задания по возрасту

детям 4-5 лет  | 
6-8 лет  | 
9-10 лет

Игры и упражнения на внимание для детей 4-5 лет

Дошкольникам сложнее всего усидеть на месте, поэтому игровая форма занятий подходит им больше всего.

Игра «Запрещенный цвет» на концентрацию и распределение внимания

Перед началом игры установите правила:
– нельзя называть запрещенные цвета, например, зелёный и красный;
– нельзя один и тот же цвет называть дважды.

А теперь задавайте вопросы: «Какого цвета небо? Какого цвета трава? Какого цвета солнце? Какого цвета клубника?» Возможные варианты ответов: «Голубого; как газон; желтого; как сердце».

Игра «Придумай автомобиль» Развиваем избирательность внимания

Предложите ребёнку представить проезжающий мимо автомобиль, который каждый раз возвращается. Как он выглядит? Какие звуки издает? Постепенно картинка должна становиться все более живой и насыщенной.

Делайте ребёнку подсказки, но не комментируйте каждое его действие. Так он может отвлечься от игры и потерять интерес к ней.

Игра «Найди лишнее» на концентрацию и распределение внимания

Прочитайте ребёнку стихотворение и попросите хлопать в ладоши, если он слышит лишние слова.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи.

Игра «LOGIC Шульте» развивает концентрацию и устойчивость внимания

В таблицах Шульте в хаотическом порядке размещены цифры, которые необходимо быстро найти в верной последовательности. Помимо внимания и периферического зрения, такой тип заданий развивает навык скорочтения.

Игры и упражнения на внимание для детей 6-8 лет

Младшеклассники легко отвлекаются на посторонние вещи (смартфон, телевизор, вид за окном), поэтому постарайтесь перед занятиями исключить любые раздражители. Придумайте кодовое слово («внимание», «начинаем») и попросите ребёнка сосредоточиться после того, как вы его произнесете.

Игра «Догони робота» на концентрацию, избирательность и устойчивость внимания

Начертите такой квадрат с роботом. Он будет передвигаться вверх, вниз, вправо и влево по вашим командам. Продиктуйте несколько ходов и попросите ребёнка указать, в какую клетку переместился робот. Водить по полю пальцем нельзя.

Упражнение «Слушаю и считаю» Развиваем распределение внимания

Прочитайте предложение, постукивая карандашом по столу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.

Упражнение «Читаю и считаю» на переключаемость и распределение внимания

Предложите ребёнку прочитать текст и одновременно посчитать количество слов в нем. Для счета не используем пальцы.

Игра «Защитники островов» развивает переключаемость внимания

Эту игру можно назвать морским боем нового уровня. Вместо обычного квадратного игрового поля действие разворачивается на круговой диаграмме. Игрок может выбрать один из трех уровней сложности.

Игра «LOGIC Игрек» развивает объем, устойчивость и переключаемость внимания

В игре 3 уровня сложности:

  • «Новичок» — игрок должен запомнить и повторить в любом порядке расположение точек на экране.
  • «Опытный» — требуется запомнить расположение цифр в правильной последовательности: 1, 2, 3, 4 и т.д.
  • «Мастер» — необходимо запомнить расположение фруктов на экране в нужном порядке.

Игры и упражнения на внимание для детей 9-10 лет

Для детей постарше подойдут более сложные упражнения на внимание. Хорошо, если они будут не сильно напоминать школьные задания, чтобы ребёнок мог отвлечься от учебы и провести свободное время весело и полезно.

Упражнение «Запомни все» на концентрацию и распределение внимания

Предложите ребёнку внимательно рассмотреть какой-то предмет не дотрагиваясь до него. Например, настольную лампу, вазу или связку ключей. Затем пусть ребёнок закроет глаза и постарается описать предмет. Какого он цвета, размера? Какой он на ощупь?

Упражнение «Что изменилось?» Развиваем объем внимания

Разложите на столе около десяти предметов. Можно взять, к примеру, канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, пенал, линейку и т.п. Затем попросите ребёнка запомнить, как лежат предметы.

Читайте также:  Ребенок отстает в развитии движений

Затем попросите его закрыть глаза и досчитать до 20-ти. За это время поменяйте некоторые из предметов местами или вовсе уберите. Предложите ребёнку сказать, что изменилось.

Упражнение «Запрещенная цифра» на концентрацию и распределение внимания

Считайте вслух от одного до 41, не называя числа, в которых есть цифра 4. Вместо них говорите: «Не собьюсь». Предложите ребёнку повторить упражнение.

Игра «Атака вируса» развивает концентрацию внимания

Цель игры — окружить Вируса и не дать ему проникнуть в самое сердце микросхем Клапана. Всего доступно три уровня сложности: «легко» — в игре всего один Вирус и есть много возможностей его обезвредить; «трудно» — победить нужно двух Вирусов, что будет не так просто; «ааааа!» — придется попотеть, ведь окружить необходимо трех Вирусов.

Игра «Роботрон» развивает переключаемость внимания

Вам нужно перевести своего робота на другую сторону поля. При этом нужно не пропустить соперника на свою сторону. В игре «Роботрон» работает Арена: вы можете сразиться с реальным противником.

Тренировка внимания — полезная привычка

Если игры и упражнения на внимание станут постоянными тренировками для ребёнка, вскоре вы заметите первые результаты. Ребёнок будет быстрее и легче запоминать, станет более собранным. Чтобы удержать прогресс, включите игры и упражнения на внимание в список постоянных дел.

На ЛогикЛайк более 3500 развивающих заданий и упражнений:

  • загадки и вопросы на внимательность и смекалку;
  • логические задачи;
  • соты и судоку;
  • логические и пространственные головоломки.

Регулярные тренировки на ЛогикЛайк — проверенный способ развития логики, памяти и внимания у дошкольников и младших школьников.

Источник

2017/02/23

автор: Юрий Новоселов

Уровень внимания ребенка помогают определить задания, где нужно отыскать отличия. Для этого используют два почти одинаковых изображения. Сюжет может быть разнообразный. Начиная от персонажей мультфильмов, сказок и заканчивая простым рисованным пейзажем.

При первом рассмотрении изображений должно казаться, что картинки идентичны. Однако при более внимательном рассмотрении становятся заметны различия.

К примеру, некоторые детали могут отличаться по цвету, возможно, отсутствие некоторых предметов, изменен задний фон и т. д. Количество отличий разнится в зависимости от уровня сложности теста. Самый распространенный вариант – 10 отличий.

Как определять результаты?

Ребенок нашел 9 или 10 отличий – это отличный результат. От 6 до 8 – средний. 5 и меньше – признак недостаточно развитого внимания. Следует как можно чаще выполнять упражнения для наблюдательности, а лучше каждый день.

Тестируем внимание ребенка

«Запоминай и расставляй точки»

Для проведения этого теста используйте картинку, приведенную ниже.

Предварительно разрежьте изображение с точками на восемь квадратов. Далее, необходимо сложить полученные квадраты в стопку так, чтобы вверху был квадрат с двумя точками, а с девятью внизу. Соответственно между ними остальные складываются по мере возрастания кол-ва точек.

Прежде чем приступить к самому тесту, зачитайте ребенку инструкцию:

«Давай поиграем в игру на внимательность. Сейчас я покажу тебе поочередно карточки, с изображением точек. А твоя задача потом эти точки нарисовать в пустых клеточках там, где ты их увидел».

Последовательно показывайте малышу карточки (с точками сверху вниз), задерживая каждую из них на пару секунд. После демонстрации каждой карточки дайте ребенку 15 секунд на воспроизведение увиденного на своем листочке.

Подсчитываем результаты.

Выберите карточку, где ребенку удалось воспроизвести максимальное количество точек безошибочно.

6 и более точек – Отличный результат.

4–5 точек – Хороший результат.

3–4 точки – Средний результат.

2–3 точки – Низкий результат.

0–1 точка – Очень низкий результат.

Тестируем распределение и переключение внимания

«Проставляем значки»

Объясните ребенку в чем заключается суть задания: в каждом ромбике, квадрате, треугольнике или кружочке необходимо нарисовать тот значок, который указан вверху образца (точка, галочка, черта, плюсик).

На выполнение этого задания у ребенка уходит примерно две минуты. Показатель распределения и переключения внимания рассчитываем по формуле:

А = 0,5?−2,8?120

А в данной формуле это показатель внимания, его переключения и распределения;

B количество увиденных и отмеченных знаками фигур;

N неправильно проставленные или пропущенные знаки.

Подсчитываем результаты

Очень высокий уровень: показатель А больше чем 1,00.

Высокий: А от 0,75 до 1,00.

Средний: А от 0,50 до 0,75.

Низкий: А от 0,25 до 0,50.

Очень низкий: А 0,00 до 0,25.

Тестируем производительность внимания и его выносливость

«Отыскать и вычеркнуть»

Продемонстрируйте ребенку картинку, приведенную выше, и объясните задание: «У меня есть картинки. На них рисунки того, что тебе хорошо знакомо. Когда услышишь от меня команду «начинай», то станешь по строчкам отыскивать и вычеркивать только те предметы, которые я скажу. Ты будешь искать и вычеркивать пока я не произнесу команду «стоп». Ты остановишься и покажешь мне предмет, на котором ты остановил свои поиски. Я обведу это место, и мы продолжим игру по команде «начинай». Так мы будем играть несколько раз, пока я не скажу команду «конец игры». На этом мы закончим».

Читайте также:  Как родители на развитие личности ребенка

Общая продолжительность этой игры составляет две с половиной минуты. Каждые тридцать секунд родитель командует «стоп» и «начинай».

Усложненный вариант игры предусматривает поиск ребенком и вычеркивание разными способами двух различных предметов. К примеру, домик – волнистой линией, а звезду прямой. Родитель сам определяет, что и какой линией вычеркивается.

Подсчитываем результаты.

Для начала следует определить общее количество предметов, которые малыш успел увидеть за весь период задания (2,5 минуты). Далее, определяем каждый интервальный результат (30 секунд задания). Данные, которые получились применяем к формуле, которая покажет общий показатель уровня развития внимания малыша, а именно два его свойства: производительность и выносливость.

А=0,5В−2,8с?

По формуле А – показатель производительности внимания и его выносливость;

В – общее число предметов за все время задания (2,5 минуты);

t – время;

с – кол-во допущенных ошибок. В них входят нужные пропущенные или ненужные вычеркнутые предметы.

В результате есть 6 показателей. Один из которых для общего времени, другие для интервалов. 150 и 30 это значения, которые будет принимать переменная t.

Получаем график, благодаря которому можно оценивать динамику перемены во времени выносливости и производительности внимания малыша.

Показатели выносливости и производительности по отдельности переводятся в баллы по десятибалльной шкале:

* Показатель А выше 1,25 – 10 баллов;

* А от 1,00 до 1,25 – 8–9 баллов;

* А от 0,75 до 1,00 – 6–7 баллов;

* А от 0,50 до 0,75 – 4–5 балла;

* А от 0,24 до 0,50 – 2–3 балла;

* А от 0,00 до 0,2 – 0–1 балл.

График показывает типичные кривые и разные зоны производительности, кои можно получить в результате применения тестирования.

Интерпретация кривых:

Кривая №1. Высокий уровень производительности и выносливости внимания.

Кривая №2. Низкий уровень производительного, однако, при этом выносливого внимания.

Кривая №3. Средний уровень как производительного, так и выносливого внимания.

Кривая №4. Средний уровень производительного, однако, при этом невыносливого внимания.

Кривая №5. Средний производительный уровень, крайне невыносливое внимание.

Подсчитываем результаты выносливости внимания (баллы):

* 10 баллов — график похож формой на Кривую №1. Все точки находятся в пределах одной зоны.

* 8—9 баллов — Схожесть с Кривой №2. Все точки находятся в пределах двух зон.

* 6—7 баллов — График похож на Кривую №3. Все точки в трех зонах.

* 4—5 баллов — График похож на Кривую №4. Все точки в четырех зонах.

* 3 балла — График похож на Кривую №5. Все точки в пяти зонах.

Подведение итогов и результаты тестирования:

* 10 б. — очень высокий показатель.

* 8—9 б. — высокие показатели.

* 4—7 б. — средние показатели.

* 2—3 б. — низкие показатели.

* 0—1 б. — очень низкие показатели.

Ещё тесты: Насколько развита память вашего ребенка? Тесты для детей 5-9 лет.

 

 

Источник

Тесты на память и вниманиеДобрый день, уважаемые родители! Вас волнует, насколько внимателен ваш малыш и как легко он запоминает информацию? Это несложно проверить, ведь существуют тесты на память и внимание, которые разработаны с учётом возраста ребёнка. Об этом и пойдёт речь в нашей сегодняшней статье.

Что же такое внимание? Это способность психики сосредоточиться на конкретном объекте. А память? Это способность сохранять и воспроизводить знания, навыки и опыт. Согласитесь, это наиважнейшие функции мозга, необходимые для развития интеллекта человека.

Давайте приступим к тестам, но сначала перечислим основные правила тестирования для детей.

  • Время на проведение теста — не более 15 минут. Позже внимание крохи начнёт рассеиваться.
  • Дошкольники и младшие школьники пользуются в основном непроизвольным вниманием. То есть они способны сосредоточиться только на том, что вызывает у них интерес. Поэтому все задания должны проводиться в виде игры и базироваться на их любознательности.

Диагностика памяти и внимания

При оценке внимания малыша можно выделить несколько показателей:

  • объём;
  • концентрация;
  • устойчивость;
  • переключение;
  • распределение.

А его память может быть:

  • долговременной;
  • оперативной (кратковременной);
  • логической;
  • механической;
  • зрительной;
  • слуховой и т. д.

Ненавязчиво предложите малышу выполнить следующие несложные задания.

Тест на долговременную память для детей 3–5 лет «10 предметов»

На бумаге размером с альбомный лист должны быть крупно изображены 10 предметов. Дайте его малышу и скажите, что вы хотите поиграть с ним в одну очень интересную игру. Попросите его рассмотреть картинки и запомнить их. Крохе трёхлетнего возраста нужно помочь, обсуждая изображения и уточняя их названия. На запоминание выделите 2–3 минуты и заберите лист с картинками. Скажите, что скоро вы попросите малыша вспомнить, какие изображения он видел. Вернитесь к этому через полчаса.

Запишите количество правильных ответов и количество ошибок. Если ребёнок вспомнил 4–6 предметов, то у него нормальный уровень запоминания. Если малыш не может вспомнить рисунки или называет не те предметы, то он либо слишком импульсивен и не может сосредоточиться на упражнении из-за этой особенности, либо родителям стоит заняться укреплением и развитием его памяти.

Тест на оперативную память «выучи слова» для дошкольников

Предложите малышу выучить и повторить 12 слов, например:

Дерево, кукла, ложка, цветок, телефон, чашка, курица, шуба, лампа, картина, девочка, книжка.

После первого воспроизведения вами предложите крохе повторить слова. Запишите количество правильно названых слов после первой попытки. Снова зачитайте эти слова и снова попросите назвать их. Зафиксируйте результат. Выполните 6 таких подходов. Выставляем количество баллов:

  • Малыш назвал все 12 слов за 6 или меньше подходов. Такой результат говорит об очень высоком уровне памяти.
  • 8–9. Названо 10–11 слов. Это высокий показатель.
  • 6–7. Названо 8–9 слов. Это средний уровень.
  • 4–5. Названо 6–7 слов. Уровень — чуть ниже среднего.
  • 2–3. Названо 4–5 слов. Это низкий уровень развития памяти.
  • 0–1. Названо не более 3 слов. Это очень низкий показатель.
Читайте также:  Этапы развития ребенка в животе фото
Проверка продуктивности и устойчивости внимания для дошкольников

Для успешности учебного процесса важно не только направить внимание в нужное русло и сконцентрироваться, но и удерживать его некоторое время. Чтобы узнать, как долго малыш сможет концентрироваться, предложите ему игру «Найди и вычеркни».

На картинке изображены простые фигуры и предметы в несколько рядов. Когда взрослый говорит слово «начинай» и называет любой предмет, ребёнок ищет его на картинке и зачёркивает. Так продолжается, пока малыш не услышит слово «стоп». Нужно отметить на бумаге то место, где произошла остановка, и снова дать ему команду «начинай», после чего он опять должен вычёркивать заданный предмет. Сделайте 5 таких подходов по 30 секунд. Игра завершается по команде «конец».

Тесты на память и вниманиеПроанализируйте результат. Если за каждый подход ребёнок просмотрел примерно равное количество изображений и не допускал ошибок при зачёркивании, то устойчивость его внимания находится на высоком уровне. Ошибки на 2, 3, 4, 5 этапах и уменьшение количества просмотренных изображений за 1 подход говорит о том, что со временем ему всё труднее концентрироваться.

А теперь — более развёрнутый результат для особо скрупулёзных родителей.

Подставьте показатели теста в формулу S = (0,5N – 2,8n)/t, где

S — продуктивность;

N — количество просмотренных изображений на каждом этапе;

n — количество ошибок (нужные изображения, не зачёркнутые ребёнком, и ненужные изображения, зачёркнутые им);

t — время проведения этапа. В нашем случае t = 30 для одного этапа. Вы получите 5 показателей устойчивости внимания. Для удобства оценки результата нанесите их на график такого вида:

Тесты на память и внимание

Чем больше зон охватывает кривая, тем менее устойчивой является память ребёнка, и наоборот. Например, кривая 1 — наивысшие показатели продуктивности и устойчивости, кривая 3 — средние показатели, кривая 5 говорит о неустойчивом внимании при средней продуктивности.

Тест на логическую и механическую память «запомни пару» для детей 8–10 лет

У вас перед глазами 2 столбца, по 2 слова в каждом. В первом столбце слова имеют общий смысл и логику, слова во втором столбце — логика отсутствует.

Кукла — играть;           жук — дом;

Курица — яйцо;            компас — клей;

Ножницы — резать;     колокольчик — стрела;

Лошадь — карета;        синица — брат;

Книга — ученик;          лейка — автобус;

Бабочка — муха;          туфли — чайник;

Щётка — зубы;            палка — графин;

Барабан — палочки;    шапка — пчела;

Снег — холод;             рыба — огонь;

Корова — молоко;      пила — торт.

Зачитайте ребёнку пары слов из первого ряда. Делайте перерывы по 5 секунд между парами. Затем, после 10-секундного интервала, читайте только левые слова, а школьник должен написать только правые. Проделайте то же со вторым набором слов. Подведите итоги: если ребёнок запомнил от 7 до 10 слов, то это высокий показатель, от 4 до 6 слов — средний, и меньше 3 слов — низкий уровень.

Проверка объёма и концентрации внимания для детей от 6 до 10 лет

Дайте малышу лист бумаги, на котором в несколько рядов написаны буквы в хаотичном порядке. Он должен в каждом ряду вычеркнуть все буквы, с которой начинается ряд. Сделать это нужно за 5 минут. Количество букв, которые ребёнок успел просмотреть, говорит об объёме его внимания, а количество ошибок — о её концентрации.

Тесты на память и вниманиеДля детей в возрасте 6–7 лет нормой является 400 просмотренных букв и не более 10 ошибок. Школьники от 8 до 10 лет в среднем должны просматривать от 600 букв и допускать не более 5 ошибок.

Проверка умения распределить внимание для детей от 8 до 10 лет

Попросите школьника выполнить это забавное упражнение. Он должен считать вслух от 1 до 31, при этом заменяя числа с тройкой или, например, числа, кратные трём, фразой «не собьюсь». Если ребёнок ошибается, не досчитав до 10, то стоит уделить время развитию этого важного качества.

Провели диагностику, а что потом?

После проведения тестов на память и внимание у детей стоит заняться корректировкой этих важных составляющих мышления при необходимости. Для этого:

  • развивайте память и внимание ребёнка в игровой форме, как вариант — в режиме онлайн;
  • используйте тестовые упражнения не только с целью диагностики, но и для развития;
  • заинтересовывайте его при чтении книг, на прогулках, при общении с другими людьми. Стимулируйте быть внимательнее к деталям и больше запоминать. Задавайте вопросы, соревнуйтесь, хвалите и поощряйте.

Ну а мы желаем вам и вашим детям развить свои умственные способности по максимуму!

Источник