Тесты на развитие мышления ребенка 9 лет
Тесты и методики для исследования уровня логического мышления у детей 6-10 лет
Тест «Последовательные картинки» (для детей 6-10 лет)
Цель: Исследовать уровень образно-логического мышления, операций анализа, обобщения и сравнения.
Оборудование: Серия из 3—5 рисунков, в которых рассказывается о каком-то событии. Сложность набора и количество картинок зависят от возраста: 4—5 картинок для детей 5—7 лет, 8—9 картинок для детей 8—10 лет.
Последовательные картинки
Маша заболела
Петя идет в магазин
Два кота
Ваня дома и в школе
Ваня дома и в школе (продолжение)
Ваня дома и в школе (окончание)
Дождливый день
Дождливый день (окончание)
Хитрый пес
Сначала взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинки и спрашивает, о чем в них рассказывается. Ребенок внимательно рассматривает картинки. Затем взрослый просит разложить картинки так, чтобы получился связный рассказ.
На столе перед ребенком в произвольном порядке раскладывают картинки, после чего дают первоначальную инструкцию. Если 5—6-летний ребенок не может сразу определить содержание ситуации, ему можно помочь наводящими вопросами: «Кто здесь изображен? Что они делают?» и т.д.
Старшим детям такую предварительную помощь не оказывают.
Убедившись, что дети поняли общее содержание картинок, взрослый предлагает им разложить картинки по порядку.
Младшим детям можно уточнить: «Разложи картинки так, чтобы было понятно, с какой из них начинается этот рассказ и какой заканчивается». В процессе работы взрослый не должен вмешиваться и помогать детям.
После того как ребенок закончит раскладывать картинки, его просят рассказать историю, которая получилась в результате этого расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому.
Если в раскладе допущена ошибка, то ребенку указывают на нее в процессе рассказа и говорят, что не может быть так. Если ребенок сам ошибку не исправляет, взрослый не должен перекладывать картинки до окончания рассказа.
Анализ результатов
При анализе результатов учитывается прежде всего правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике развития повествования.
Для детей 5—5,5 лет правильной может быть не только логическая, но и житейская последовательность. Например, ребенок может положить картинку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди карточки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку.
Для детей 6—6,5 лет подобный ответ считается неправильным. При таких ошибках взрослый предлагает ребенку исправиться. Затем, чтобы проверить обучаемость ребенка, ему предлагают разложить другой набор картинок и рассказать.
При обучении прежде всего нужно внимательно рассмотреть каждую картинку вместе с ребенком, обсуждая ее содержание. Затем анализируют содержание всего рассказа, придумывают ему название, после чего ребенку предлагают разложить картинки по порядку.
Тест «Исключение лишнего» (для детей 6-10 лет)
Цель: Исследовать уровень образно-логического мышления, операций анализа, обобщения и сравнения.
Оборудование: Карточки (12 шт.) с 4 словами (или с 4 изображениями), одно из которых — лишнее. Для детей 5— 6 лет предлагаются картинки, для детей 7—10 лет — слова.
Взрослый предлагает ребенку прочитать слова (или посмотреть на эти картинки), одно из которых лишнее и не связано с остальными словами, просит подумать, какое это слово, и назвать его.
Каждую карточку с изображением предметов (или со словами, если детям 6—7 лет и они хорошо развиты) дают отдельно. Таким образом, в процессе тестирования детям последовательно предъявляются все двенадцать. Каждое следующее задание дают ребенку после его ответа на предыдущее — независимо от того, правильно он ответил или нет.
Детям 7—10 лет, как правило, предъявляются сразу все карточки, которые они постепенно анализируют.
Помощь взрослого заключается в дополнительных вопросах типа: «Хорошо ли ты подумал? Ты уверен, что выбрал правильно слово?», но не в прямых подсказках. Если ребенок после такого вопроса исправляет свою ошибку, ответ считается правильным.
Анализ результатов
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный — 0 баллов.
Выводы об уровне развития:
— в норме — 8—10 баллов;
— низкий уровень — 5—7 баллов;
— интеллектуальный дефект — менее 5 баллов.
Тест «Выделение существенных признаков понятий» (для детей 7 — 10 лет)
Цель: Исследовать уровень словесно-логического мышления, операций анализа и обобщения.
Оборудование: Карточка со словами-понятиями и приложенными к ним другими словами, в большей или меньшей степени связанные с этими понятиями.
* * *
Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на первую строчку со словами: главное — «сад» и дополнительные в скобочках. Из них ребенку надо выбрать два самых важных, а затем ответить, без чего не может существовать сад.
Все двенадцать сочетаний слов предъявляются ребенку одновременно. Первое словосочетание ребенку читают вслух при инструктировании, при необходимости его можно проанализировать более подробно (особенно с детьми 7—7,5 лет).
Затем дети читают слова «про себя» и отвечают вслух.
Дети 9—10 лет могут просто подчеркивать нужные слова, не зачитывая их.
Анализ результатов
За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 баллов.
Выводы об уровне развития:
— в норме — 8—10 баллов;
— низкий уровень — 5—7 баллов;
— интеллектуальный дефект — менее 5 баллов.
Тест «Словесные пропорции» для детей 7-10 лет
Цель: Исследовать уровень словесно-логического мышления, операций анализа и обобщения.
Оборудование: Карточки с двумя группами слов. Слова, образующие первую пару, связаны между собой по определенной аналогии. Детям надо понять принцип этой аналогии и составить пару из слов второй группы.
* * *
Сначала взрослый предлагает ребенку посмотреть на слова. В правой колонке написано: «корова — теленок». Между этими словами есть определенная связь. А в левой колонке наверху написано слово «лошадь», а внизу дано несколько разных слов. Взрослый просит ребенка подумать и выбрать среди них такое, которое было бы так же связано со словом «лошадь», как слово «теленок» связано со словом «корова».
Все карточки с двумя группами слов предъявляют детям одновременно.
Первую карточку зачитывают вслух при инструктировании.
При необходимости (если ребенку трудно ответить или ответ неправильный) первую карточку можно проанализировать более подробно, но правильное слово ребенок должен найти самостоятельно. Например, взрослый может подсказать, как строится пропорция: «Теленок рождается у коровы. А кто рождается у лошади? Вот и найди нужное слово в нижней строчке пропорции».
Следующие задания ребенок выполняет самостоятельно.
Старшим детям (9—10 лет) можно разрешить не отвечать вслух, а подчеркивать нужное слово.
Анализ результатов
За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 баллов.
Выводы об уровне развития:
— в норме — 8—10 баллов;
— низкий уровень — 5—7 баллов;
— интеллектуальный дефект — менее 5 баллов.
Методика определения уровня умственного развития детей 7—9 лет Э.Ф. Зямбицявичене
При использовании данной методики применяется тест, который состоит из 4-х субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов:
1-й субтест — исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого;
2-й субтест — исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений;
3-й субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;
4-й субтест — выявление умения обобщать.
Тест лучше проводить индивидуально.
Задания читаются вслух взрослым, ребенок читает одновременно «про себя».
1-й субтест
Выбрать одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.
1. У сапога есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
2. В теплых краях обитает… (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
3. В году… (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
4. Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
5. Пассажирский транспорт… (комбайн, автобус, экскаватор, самосвал).
6. Отец старше своего сына… (часто, всегда, иногда, редко, никогда).
7. Вода всегда… (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
8. У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, тень).
9. Город России… (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).
2-й субтест
Здесь в каждой строчке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить его.
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, кубики.
4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.
6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
8. Курица, петух, лебедь, индюк, гусь.
9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
3-й субтест
Внимательно прочитать эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа — одно слово над чертой (например: библиотека) и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги). Нужно выбрать одно слово из пяти под чертой, которое связано со словом над чертой (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья). Примеры:
лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги+;
бежать/стоять = кричать/молчать+, ползать, шуметь, звать, плакать.
Значит, следует установить, какая связь между словами слева, а затем установить такую же связь между словами в правой части.
4-й субтест
Эти пары слов можно назвать одним словом, например: брюки, платье — одежда; треугольник, квадрат — фигура.
Назвать общее понятие к каждой паре.
1. Метла, лопата — …
2. Окунь, карась — …
3. Лето, зима — …
4. Огурец, помидор — …
5. Сирень, шиповник — …
6. Шкаф, диван — …
7. День, ночь — …
8. Слон, мышь — …
9. Июнь, июль — …
10. Дерево, цветок — …
Анализ результатов (по Л.И. Переслени)
1-й субтест
Если ответ на задание 1 правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?»
При правильном объяснении ребенку выставляется 1 балл, при неправильном — 0,5 балла.
Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла.
Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слова «всегда», что важно для выполнения заданий 3, 4, 6.
При работе ребенка над последующими заданиями 1-го субтеста уточняющие вопросы не задаются.
2-й субтест
Если ответ на задание 1 правильный, задается вопрос «почему?». При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла.
Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать другой (правильный) ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла.
При выполнении заданий 7, 9, 10 дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения. Кроме того, при выполнении задания дополнительный вопрос не задается еще и потому, что эмпирически доказано — если ребенок правильно решает это задание, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».
3-й субтест
За правильный ответ — 1 балл, за правильный ответ после второй попытки — 0,5 балла. Уточняющих вопросов не задается.
4-й субтест
Оценки аналогичны 3-му субтесту. При неправильном ответе предлагается подумать еще. Уточняющие вопросы не задаются.
Подсчитывается сумма баллов за выполнение отдельных субтестов и за все субтесты в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать ребенок за все субтесты, — 40 (оценка успешности — 100%).
Целесообразно подсчитать суммарную оценку за выполнение заданий со второй попытки после стимулирующей помощи взрослого.
Увеличение числа таких ответов может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов.
Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:
ОУ = X /40·100% , где X — сумма баллов, полученных испытуемым.
На основе анализа распределения индивидуальных данных определяются уровни успешности (норма и задержка умственного развития):
— 4-й уровень успешности — 32 балла и более (80—100% ОУ);
— 3-й уровень — 31,5—26 баллов (79,9—65%);
— 2-й уровень — 25,5—20 баллов (64,9—50%);
— 1-й уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже).
Правильные ответы
1-й субтест
1. Подошва.
2. Верблюд.
3. 12.
4. Февраль.
5. Автобус.
6. Всегда.
7. Жидкая.
8. Корень.
9. Москва.
2-й субтест
1. Фасоль.
2. Мост.
3. Песок.
4. Москва.
5. Орешник.
6. Указка.
7. Нестеров.
8. Лебедь.
9. Число.
10. Вкусный.
3-й субтест
1. Георгин/цветок.
2. Врач/больной.
3. Сад/яблоня.
4. Птица/гнездо.
5. Сапог/нога.
6. Мокрый/сухой.
7. Термометр/температура.
8. Лодка/парус.
9. Игла/стальная.
10. Пол/ковер.
4-й субтест
1. Рабочие инструменты.
2. Рыба.
3. Время года.
4. Овощ.
5. Куст.
6. Мебель.
7. Время суток.
8. Животное.
9. Месяц лета.
10. Растение.
Автор: Алябьева Елена Алексеевна
Рекомендуем посмотреть:
Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению
Двигательная активность в начальной школе
Профессиональные умения учителя начальных классов
Работа с родителями будущих первоклассников
Художественные произведения о природе для младших школьников
Источник
Тесты для детей 8 лет вполне подойдут и девятилетними в первые полгода, с того момента, как ребенок стал старше. К психологическому состоянию и интеллектуальному развитию маленького человека следует отнестись внимательно.
Сейчас, когда с родителями он проводит времени все меньше, важно не потерять контакт. Чаще разговаривайте с ребенком, интересуйтесь, что происходит у него в жизни, какие чувства и эмоции он испытывает, что ему нравится, а что нет. Чего он желает, какие планы имеет. Если кажется, что понимание налаживается с трудом, попробуйте вместе пройти тесты для детей 8 9 лет. При подаче в игровой форме, они развлекут ребенка, а вам дадут информацию для размышлений. Вопросов там немного, но благодаря своей краткости и емкости, они позволят максимально точно отразить состояние.
Это касается психологических и интеллектуальных тестов. Развивающие викторины покажутся подрастающему школьнику более увлекательными, ведь они предлагают разнообразные задачки на логику, мышление, память. Проходить развивающие тесты для детей 8 лет, весело. Потратив совсем немного времени, можно проанализировать несколько областей знаний.
Тесты для детей 10 лет разработаны с учетом возраста и сопутствующего ему развития. Подойдут для прохождения, если интересна мотивация вашего ребенка, его психологическое состояние, уровень интеллекта и способности к различным наукам. Тест для детей 10 лет онлайн это интересное и полезное занятие, которое для ребенка станет игрой, а для взрослого – способом наблюдения и контроля за успехами его чада. Развитие ребенка в эти два года нельзя недооценивать.
Может показаться, что он уже знает достаточно и ваша помощь в обучении ему не нужна. Все так, но в то же время, помните, он продолжает расти и еще более активно запоминает и усваивает все, что ему предлагают. Поэтому так важно именно сейчас тщательно контролировать, что видит и слышит ребенок. Предлагайте ему информацию не напрямую, а старайтесь подать это так, словно ребенок нашел все сам. То, что он получит в этом возрасте, ляжет в основу его будущих знаний и поведения. Если хотите что-то поменять или скорректировать, сейчас самое время. Тесты для детей 10-11 лет в этом помогут, став своеобразным индикатором, а дальше дело только за вами.
Развитое мышление у ребенка – необходимая основа не только для дальнейшей личностной эволюции, но и жизненного успеха в будущем. Тест на логику для детей – это хорошая подготовка к школе, позволяющая оценить не только способность ориентироваться в основных понятиях и знаниях о мире, но…
Учёными доказано, что около 80% человечества запоминает данные с помощью органов зрения. Зрительная память – процесс запоминания информации и образов посредством органов зрения. Её ещё называют фотографической, или визуальной. Зрительная память позволяет запоминать большие объёмы прочитанного текста, лица людей и воспроизводить их в памяти….
Сообразительность считается уникальным качеством, которое ценилось во все времена. Если вы обладаете умением логически мыслить, то сможете найти выход практически из любой ситуации. Люди, которые умеют думать быстро и нестандартно, легко добиваются желаемого и привыкли получать от жизни самое лучшее. Тест на сообразительность онлайн…
Тест это возможность проверить свои знания этой игры. Насколько точно вы знаете правила пинг-понга к примеру? Как играть в настольный теннис, что для этого нужно иметь? Какие правила регулируют игровой процесс? Что запрещено делать, а что можно использовать? Что нужно для достижения победы? Все…
Этот вид спорта сочетает в себе массу элементов: наука, стратегия, искусство, математика! И если человек занимался шахматами, то его умственные способности будут гораздо более развитыми, нежели у тех, кто ничего не знает об игре. Пройдя онлайн тест шахматы, вы сможете проверить свой уровень знаний….
Тест «звезды и созвездия» — это отличная возможность вспомнить школьные знания и блеснуть своей эрудицией. Многие полагают, что знают все, что нужно, о Солнечной системе, созвездиях и космосе в целом. Но, как правило, ошибаются, и путаются в элементарных вопросах. Хотите проверить, насколько вы действительно…
Советская мультипликация оставила глубокий след в памяти каждого мальчишки или девчонки тех времен. Да и сегодняшние дети с удовольствием смотрят приключения Зайца и Волка из «Ну, погоди!», смеются над незадачливой Фрекен Бок из «Малыша и Карлсона», сопереживают Чебурашке или же с упоением пересматривают «Каникулы…
Если вы любите диких животных, то наверняка должны знать немало информации о братьях наших меньших. Хищники – наиболее процветающая группа животных в классе млекопитающих. К представителям этой группы относят медведей, кошачьи, гиеновые, куньи и иные семейства. Всех их от растительноядных отличает обязательные мясной рацион…
Морская свинка – это чудный зверь, характер которого отличается спокойствием и покладистостью. При этом зверек обожает игры, приносит положительные эмоции людям, которые за ним наблюдают. Это далеко не полный перечень особенностей этих животных. Онлайн тест про морских свинок поможет вам определить, достаточно ли вы…
В стародавние времена никто не знал, что такое фрукты. То есть, они были, но общего названия им никто не предавал. Фруктовая вакханалия началась при Петре I, который привез из Европы новые сорта и саженцы кустарников и деревьев. Надо отметить, что фрукты были совсем не…
Тесты для детей 8 лет вполне подойдут и девятилетними в первые полгода, с того момента, как ребенок стал старше. К психологическому состоянию и интеллектуальному развитию маленького человека следует отнестись внимательно.
Сейчас, когда с родителями он проводит времени все меньше, важно не потерять контакт. Чаще разговаривайте с ребенком, интересуйтесь, что происходит у него в жизни, какие чувства и эмоции он испытывает, что ему нравится, а что нет. Чего он желает, какие планы имеет. Если кажется, что понимание налаживается с трудом, попробуйте вместе пройти тесты для детей 8 9 лет. При подаче в игровой форме, они развлекут ребенка, а вам дадут информацию для размышлений. Вопросов там немного, но благодаря своей краткости и емкости, они позволят максимально точно отразить состояние.
Это касается психологических и интеллектуальных тестов. Развивающие викторины покажутся подрастающему школьнику более увлекательными, ведь они предлагают разнообразные задачки на логику, мышление, память. Проходить развивающие тесты для детей 8 лет, весело. Потратив совсем немного времени, можно проанализировать несколько областей знаний.
Тесты для детей 10 лет разработаны с учетом возраста и сопутствующего ему развития. Подойдут для прохождения, если интересна мотивация вашего ребенка, его психологическое состояние, уровень интеллекта и способности к различным наукам. Тест для детей 10 лет онлайн это интересное и полезное занятие, которое для ребенка станет игрой, а для взрослого – способом наблюдения и контроля за успехами его чада. Развитие ребенка в эти два года нельзя недооценивать.
Может показаться, что он уже знает достаточно и ваша помощь в обучении ему не нужна. Все так, но в то же время, помните, он продолжает расти и еще более активно запоминает и усваивает все, что ему предлагают. Поэтому так важно именно сейчас тщательно контролировать, что видит и слышит ребенок. Предлагайте ему информацию не напрямую, а старайтесь подать это так, словно ребенок нашел все сам. То, что он получит в этом возрасте, ляжет в основу его будущих знаний и поведения. Если хотите что-то поменять или скорректировать, сейчас самое время. Тесты для детей 10-11 лет в этом помогут, став своеобразным индикатором, а дальше дело только за вами.
Источник