Тесты на когнитивное развитие ребенка

Тесты на когнитивное развитие ребенка thumbnail

Диагностическое интервью с детьми второго года жизни

1. Как тебя зовут?

2. Кто это (Показ на взрослого, хорошо знакомого ребёнку).

3. Что это? (Показ хорошо знакомых шести объектов)

4. Покажи мне ротик, носик, ножку, и т.д. (Показ любой части тела в ответ на просьбу взрослого).

5. Возьми чашку, принеси мне мяч, покачай куклу и т.д. (Выполнение простых действий по просьбе взрослого).

Оценка результатов по пунктам 1 – 5:

1 балл – правильно называет (показывает)

0,5 балла – отвечает (показывает) неточно, задаёт много наводящих вопросов для получения правильного ответа (показа)

0 баллов – не может ответить (показать) правильно на вопрос даже с помощью взрослого.

6. Нарисуй что-нибудь

Оценка результатов:

1 б – рисует сам продолжительное время;

0,5 б – рисует с помощью взрослого, быстро устаёт.

0 б – рука пассивная

7. Возьми игрушку. (самостоятельная игра с разнообразными игрушками и пособиями).

Оценка результатов:

1 б – занимается с удовольствием, проявляет познавательную активность, обращается (жестами, словами) к помощи взрослого, если что-то не получается;

0,5 – внимание неустойчиво, легко отвлекается и находится как бы во власти зрительного восприятия: увидев пирамидку, играет с ней, заметив кубики – бросает пирамидку, берёд кубики;

0 б – интерес отсутствует.

8. Собери кубы. (Складывание кубов трёх контрастных величин). Взрослый на глазах у ребёнка достает кубы один из другого и ставит их в разнобой, после чего предлагает ребёнку вновь собрать кубы.

Оценка результатов:

1балл- собирает кубы соответственно их величине (не более трёх проб);

0,5 б – допускает множество проб и ошибок;

0 баллов – не понимает способа выполнении.

9. Закрой окна в домике. (Размещение вкладышей в соответствующие отверстия).

Взрослый предлагает ребёнку вставить фигурные блоки в отверстия соответствующей формы (квадрат, круг, треугольник)

Оценка результатов:

1 балл – все фигуры располагает правильно, задание выполняет методом зрительного соотнесения с самокоррекцией, единичных ошибок;

0,5 – балла – действует методом проб и ошибок;

0 баллов – не справился с заданием.

10. Беседа с ребёнком во время совместной деятельности.

Оценка результатов:

1 балл – понимает речь взрослого, отвечает на вопросы, пользуется простыми фразами, но чаще словами-предложениями, активно использует в речи правильно произнесённые слова;

0,5 балла – понимает речь взрослого, активно использует облегчённые слова, говорит на своём языке – произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающие слова;

0 баллов – ситуативный уровень понимания речи, речь лепетная, мало слогов, не произносит слова.

Диагностическое интервью с детьми третьего года жизни.

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут маму? Папу?

4. Кто летает? Ч то растёт? Что греет?

5. Чего на картинке много? Мало?

Оценка результатов по пунктам 1-5:

1 б – отвечает правильно, допускает вспомогательные вопросы взрослого;

0,5 б – отвечает неточно, задаёт много наводящих вопросов для получения правильного ответа;

0 б – не может ответить даже с помощью взрослого.

6. Нарисуй круглый мяч.

Оценка результатов:

1 б – круг представляет собой замкнутую линию;

0,5 балла – круг не дорисован, не замкнут;

0 б – не справился с заданием, рисует отдельные штрихи, линии.

7. Подбери по цвету флажки.

Взрослый предлагает ребёнку взять себе флажок любого цвета и найти такой же. Затем спрашивает «Какого цвета флажок?

Оценка результатов для детей 2 лет – 2 лет 6 месяцев:

1 б – правильно соотносит четыре и более цветов;

0,5 балла – правильно соотносит два-три цвета;

0 бал – соотносит правильно только один цвет или не справляется с заданием.

Оценка результатов для детей 2 лет 6 м. – 3 лет:

1 балл – правильно соотносит все цвета, правильно называет 4 и более цветов;

0,5 балла – правильно соотносит все цвета, правильно называет 2-3 цвета;

0 баллов – ошибается в соотнесении предметов по цвету, правильно называет один цвет или не называет цвета.

8. Закрой окна в домике. (Размещение вкладышей в соответствующее отверстие).

Оценка результатов:

1 балл – все фигуры располагает правильно, задание выполняет методом зрительного соотнесения с самокоррекции единичных ошибок;

0,5 балла – действует методом проб и ошибок;

0 баллов – не справился с заданием.

9. Собери мисочки.

Взрослый перед ребенком раскладывает формочки от пирамидки, говорит: «Мишка поел, а посуду не сложил. Давай поможем сложить ему мисочки. Я покажу, как это надо сделать. Сначала надо выбрать самую большую мисочку, затем в нее положить поменьше…». Показав образец выполнения задания, предлагает дальше действовать самостоятельно.

Оценка результатов:

1 балл – задание выполняет методом зрительного соотнесения с самокоррекции единичных ошибок;

0,5 баллов – действует методом проб и ошибок;

0 баллов – не понимает способы выполнения, не справился с заданием.

10. Беседа на любую близкую ребенку тему, например «игрушки», «домашние животные», «семья» и т.д.

Оценка результатов:

1 балл – понимает речь взрослого, отвечает на его вопросы, в своей речи пользуется многословными предложениями (более трех слов), употребляя прилагательные и местоимения, задает вопросы (что, кто, где, куда, почему, когда?), пользуется правильно произнесенными словами;

0,5 балла – понимает речь взрослого, отвечает на вопросы, при этом пользуется словами или предложениями, состоящими из двух слов, пользуется произнесенными правильно словами;

0 баллов – понимает речь взрослого, отвечает на вопросы, пользуется словами облегченными («би-би») и произнесенными правильно («машина»), двух словными предложениями в момент сильной заинтересованности.

Диагностическое интервью с детьми четвертого года жизни.

1. Кто ты своей маме? Папе? Бабушке?

2. Назови время года.

Взрослый показывает ребенку рисунки с изображениями времен года, просит внимательно посмотреть и сказать, какое время года изображено на каждом рисунке.

3. Что остается на земле после дождя?

4. Назови одним словом: пирамидка, кукла, мишка.

5. Положи карандаш на книгу (под, в, с боку и т.д.)

Оценка результатов:

1 балл – отвечает правильно, допускаются единичные вспомогательные вопросы взрослого;

0,5 балла – отвечает не точно, задает много наводящих вопросов для получения правильного ответа;

0 баллов – не может ответить на вопрос даже с помощью взрослого, ответ «не знаю».

6. Найди похожие картинки.

Взрослый перед ребенком в случайном порядке раскладывает предметные картинки с изображение цветов, одежды, посуды, животных (по 3 картинки каждой группы) затем просит найти похожие картинки, обосновать свой выбор.

Оценка результатов:

1 балл – самостоятельно группирует все наборы картинок, обосновывает на понятийном уровне;

0,5 балла – выполняет задания с дозированной помощью взрослого, группирует на понятийном и функциональном уровне;

0 баллов – не справляется с заданием, с трудом принимает решение.

7. Собери разрезанную картинку (из четырех частей).

Оценка результатов:

1 балл – складывает картинку методом целенаправленных проб;

0,5 балла – действует методом проб и ошибок, нуждается в помощи взрослого;

0 баллов – не справляется с заданием даже с помощью взрослого.

8. Положи фигуры в домик. (Размещение объёмных фигур в ящик через прорези)

Оценка результатов:

1 балл- правильно соотносит с прорезью пять-шесть фигур, самостоятельно корректирует единичные ошибки;

0,5 балла – действует методом проб и ошибок, правильно соотносит три-четыре фигуры;

0 баллов – задание представляет большое затруднение; соотносит не более двух фигур.

9. Собери пирамидку.

Оценка результатов:

1 балл – здание выполняет методом зрительного соотнесения, самостоятельно корректирует единичные ошибки;

0,5 балла- действует методом проб и ошибок, нуждается в помощи;

0 баллов – не справился с заданием.

На том же материале предложить выбор самого маленького и самого большого элемента.

10. Назови цвета колец у пирамидки.

Оценка результатов:

1 балл – называет 4 и более цветов.

0,5 балла- называет два-три основные цвета;

0 баллов – называет менее двух цветов.

Диагностическое интервью с детьми пятого года жизни

1. Расскажи, какая пора года сейчас? Какая пора года была перед весной? Какая пора наступит после весны?

2. Чем отличается день от ночи?

3. Положи карандаш сверху листа (снизу, справа, слева, посередине).

4. Назови одним словом. (Предъявление картинок с изображением кота, собаки, коровы).

5. Залатай коврик. Взрослый показывает ребёнку коврик, а также несколько кусочков материи, которыми можно залатать имеющую на коврике дырку таким образом, чтобы рисунки коврика и заплатки не отличались.

6. Чего не хватает на рисунке ? На картинке не хватает какой то существенной детали, например, у кошки нет хвоста.

Оценка результатов по пунктам 1-6

1 балл – отвечает правильно; допускаются единичные вспомогательные вопросы взрослого ребёнку;

0,5 балла – отвечает неточно, задаёт много наводящих вопросов для получения правильного ответа;

0 баллов – не может ответить на вопрос даже с помощью взрослого, отвечает: «Не знаю».

7. Назови одним словом, определить, что лишнее. (Предъявление картинок с изображением моркови, помидора, яблока, капусты).

Оценка результатов:

1 балл – исключает предметы на понятийном уровне;

0,5 балла – исключает на функциональном уровне;

0 баллов – делает неправильный выбор, который не всегда может обосновать, не знает ответа.

8. Продолжи предложение: «Автобус остановился, потому что…..»

Оценка результатов:

1 балл – легко устанавливает причинную связь, строит предложение грамматично верно.

0,5 балла – содержание ответа носит полупричинный характер; допускает грамматические ошибки;

0 баллов – отказывается дать ответ с неверной причинностью.

9. Собери сюжетную картинку (4-5 частей)

Оценка результатов:

1 балл – выстраивает картинки в логической последовательности, даёт обоснование;

0,5 балла – нарушает логическую последовательность, но корректирует ошибки с помощью взрослого;

0 баллов – нарушает логическую последовательность, обосновать не может.

10. Узнай, кто нарисован на картинке? (Предъявление фрагментов изображения).

Оценка результатов:

1 балл – узнает предмет по первым двум фрагментам;

0,5 балла – определяет, что изображено на картинке, только по третьему фрагменту;

0 баллов – называет, что изображено на картинке, лишь по последнему, четвёртому фрагменту.

Диагностическое интервью с детьми шестого года жизни

1. Чего не хватает на рисунке?

На картинке не хватает какой-то существенной детали, например, у стола – четвёрной ножки.

2. Завтракаем мы утром. Когда мы ужинаем? Что мы делаем днём?

3. Скажи, что неправильно.

Взрослый предлагает внимательно послушать предложение и найти ошибку: «Наступила осень, из тёплых стран прилетели скворцы и грачи». «С деревьев опали листья, дети пошли в лес за подснежниками».

4. Назови одним словом. Предъявление картинок с изображением малины, земляники, вишни.

5. Чем отличается: девочка и мальчик? (самолёт и птица?)

Оценка результатов по пунктам 1 – 5:

1 балл – отвечает правильно; допускается единичные вспомогательные вопросы взрослого ребёнку;

0,5 балла – отвечает неточно; требуется много наводящих вопросов для получения правильного ответа;

0 баллов – не может ответить на вопрос даже с помощью взрослого, отвечает: «Не знаю».

6. Продолжи предложение: «Девочка весело смеялась, потому что …..»

Оценка результатов:

1 балл – легко устанавливает причинную связь, строит предложение грамматически верно;

0,5 балла- содержание ответа носит полупричинный характер; допускает грамматические ошибки;

0 баллов – отказывается дать ответ или дает ответ с неверной причинностью.

7. Объясни, что лишнее почему? (Предъявление картинок с изображением стола, стула, книжного шкафа, книги).

Оценка результатов:

1 балл – исключает предмет на понятийном уровне;

0,5 балла – исключает на функциональном уровне;

0 баллов – неправильный выбор, который не всегда может обосновать, не знает ответа

8. Собери сюжетную цепочку (4-5 картинок)

Оценка результатов:

1 балл – выстраивает картинки в логической последовательности, даёт обоснование;

0,5 балла- нарушает логическую последовательность, но корректирует ошибки с помощью взрослого;

0 баллов – нарушает логическую последовательность, обосновать не может.

9. Покажи правильно.

Взрослый садится напротив ребёнка и предлагает ему показать свои правую и левую руки. Если ребёнок правильно показывает, взрослый говорит: «Покажи, где у меня правая рука, а где левая».

Оценка результатов:

1 балл – выполняет задание правильно;

0,5 балла – ребёнок указывает на правую и левую руки взрослого методом зеркального перенесения;

0 баллов – не может показать свои правую и левую руки

10. Дорисуй фигуру, чтобы получился предмет.

Оценка результатов:

1 балл – рисунок оригинальный, красочный, детали тщательно проработаны;

0,5 балла – детали и образы рисунка проработаны недостаточно;

0 баллов – рисунок очень простой, схематически нарисованы лишь отдельные черты и линии, каракули.

Итоговый уровень:

Очень высокий – 9,5 – 10 баллов.

Высокий – 7, 5 – 9 баллов.

Средний – 5 – 7 баллов.

Низкий – 2,5 – 4,5 балла

Очень низкий – 0 – 2 балла.

При низком уровне проводится консультация дефектолога

ЛИСТ НАПРАВЛЕННОЙ БЕСЕДЫ № _____

І. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Дата беседы __________________________

2. Имя, фамилия ребёнка ____________________________________________

3. Дата рождения ребёнка ___________________________________________

4. Сведенья о семье:

Мама (ФИО) ______________________________________________________

Возраст __________________________________________________________

Образование, специальность, место работы ____________________________

__________________________________________________________________

Папа (ФИО)_______________________________________________________

Образование, специальность, место работы ____________________________

__________________________________________________________________

Другие члены семьи (перечислить) ___________________________________

__________________________________________________________________

Домашний телефон, мобильный ______________________________________

Были ли осложнения в период беременности? __________________________

Как протекали роды? _______________________________________________

Было ли что проблематично в раннем развитии ребёнка? _________________

__________________________________________________________________

Какие болезни перенёс ребёнок ? _____________________________________

__________________________________________________________________

Какое обычное состояние у ребёнка (спокойное, плаксивое, возбуждённое, тревожное и т.д.)? __________________________________________________

__________________________________________________________________

Какой у ребёнка аппетит?____________________________________________

Как ребёнок спит?__________________________________________________

Как реагирует на отсутствие матери? __________________________________

__________________________________________________________________

Нравится ли ребёнку общаться со взрослыми?, детьми? __________________

__________________________________________________________________

Какие у ребёнка любимые игрушки? __________________________________

__________________________________________________________________

Чего боится ребёнок? _______________________________________________

Чему радуется? ____________________________________________________

Посещал ли раньше ребёнок детский сад, если да, то как протекала адаптация? ________________________________________________________

__________________________________________________________________

Что бы Вы хотели дополнительно сообщить о ребёнке, об особенностях его воспитания в семье (домашнее имя, привычки, нелюбимое блюдо и т.д.) ____

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данные психологического обследования

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ.

общий

бал

итоговый

уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Наблюдение за психологическими проявлениями ребёнка

Эмоциональное состояние (эмоционально возбудим, неустойчивое поведение, слёзы, настороженность, беспокойство, спокойное состояние, бодрое жизнерадостное настроение и т.д.).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характер деятельности (наблюдает, подражает, манипулирует, самостоятельные игровые действия и т.д.) _____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношение к окружающим детям и взрослым (легко идёт на контакт, не идёт на контакт, выраженное чувство привязанности к матери, радуется общению с детьми (взрослыми), сердится и т.д.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Интерес к заданиям (усидчивый, вялый, пассивный, нетерпеливый, выполняет с удовольствием и т.д.)_____________________________________

__________________________________________________________________

Рекомендации родителям ____________________________________________

__________________________________________________________________

Рекомендации педагогам ____________________________________________

__________________________________________________________________

Профилактическая работа ___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данные психологического обследования

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ.

ФИ ребёнка ________________________________________________

Группа_____________________________________

общий

бал

итоговый

уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ.

ФИ ребёнка ________________________________________________

Группа_____________________________________

общий

бал

итоговый

уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ.

ФИ ребёнка ________________________________________________

Группа_____________________________________

общий

бал

итоговый

уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ.

ФИ ребёнка ________________________________________________

Группа_____________________________________

общий

бал

итоговый

уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Источник

«Сложная фигура»

Данный тест разработан А. Реем. Он оценивает развитие восприятия, пространственных представлений, зрительной памяти, организации и планирования действий. В ходе данного исследования был использован несколько упрощенный вариант, пригодный для тестирования младших школьников и подростков. Для проведения теста была взята фигура – образец, нелинованная бумага и цветные карандаши.

Ребенку предлагают перерисовать фигуру – образец на отдельном листе. Ему дают один из цветных карандашей, которым проверяющий предварительно написал в протоколе цифру «1». Через несколько секунд этот карандаш забирают и дают ребенку следующий, предварительно написав им в протоколе цифру «2». Смену карандашей продолжают и далее, до завершения работы. Цвета позволяют определить последовательность изображения разных частей фигуры.

По окончании работы образец и рисунок, сделанный ребенком, убирают. Через 15-20 минут ему дают новый лист бумаги и говорят: «Попробуй вспомнить ту фигуру, которую ты перерисовывал. Все, что сможешь вспомнить, нарисуй на этом листе». Затем повторяется процедура, описанная выше (со сменой карандашей), но теперь образец отсутствует и рисунок делается по памяти.

«Десять слов»

Данная методика направлена на изучение словесной слуховой памяти. Ее желательно проводить в первой половине обследования, чтобы ребенок не был усталым (утомление сильно сказывается на продуктивности запоминания). Инструкция к заданию звучит следующим образом: «Сейчас я прочитаю тебе слова. Ты их выслушаешь и постараешься запомнить. Когда я закончу читать, ты повторишь все слова, которые запомнил. Слова можно называть в любом порядке». После сообщения инструкции зачитывают слова. Их читают четко, достаточно громко и не очень быстро. Во время проведения этого теста недопустимы отвлекающие факторы.

Сразу же по окончании чтения говорят: «Теперь повтори слова, которые ты запомнил». Называемые слова отмечают в первом столбце протокола.

Когда ребенок закончит воспроизводить слова, надо похвалить его за то, что он хорошо поработал и сказать: «А теперь мы будем учить оставшиеся слова. Я снова прочитаю их, а когда я закончу читать, ты повторишь все слова, которые вспомнишь, – и те, которые ты в первый раз уже называл, и те, которые тогда забыл». Затем процедура повторяется, то есть снова зачитываются все 10 слов. Результаты воспроизведения фиксируются во втором столбце протокола. Затем, если выучены не все слова, та же процедура повторяется в третий раз. Если теперь воспроизведено 9 или все 10 слов, то процедура заканчивается, в противном случае она повторяется в четвертый раз. Далее повторять заучивание нецелесообразно, даже если ребенок запомнил не все слова.

Спустя 30-40 минут ребенка снова просят вспомнить слова, которые он выучил (на этот раз слова предварительно не зачитываются). Результаты заносятся в пятый столбец протокола.

Для этой методики имеется несколько стандартных наборов слов. В данном случае был использован следующий ряд слов: стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мед и дом.

«Кодирование»

Этот тест направлен на исследование внимания и темпа деятельности. Принцип его построения восходит к «Корректурной пробе» Бурдона. Предлагаемая модификация в основных чертах воспроизводит вариант, используемый в тесте Векслера. Вариант, описанный ниже, пригоден для использования на протяжении всего школьного возраста.

Материалом служат карандаш и лист с фигурками, в каждой из которых ребенок должен будет нарисовать определенный символ. Тест проводится с фиксацией времени, поэтому для него необходим секундомер или часы с секундной стрелкой.

В верхней части листа показано, какой символ должен быть нарисован внутри каждой из фигур. Следующая укороченная строка – тренировочная. Далее идут тестовые строки. Инструкция имеет следующий вид: «Здесь нарисованы разные фигуры. В каждой из них надо поставить свой значок. Наверху показано, в какой фигуре, какой значок нужно рисовать. Нарисуй нужные значки в фигурах внутри рамки». Если во время тренировки ребенок допускает ошибки, то необходимо указывать на них и предложить ребенку их исправить. После того как тренировочные фигуры заполнены, в инструкции к дальнейшему выполнению задания поясняется: «Теперь поставь нужные значки в остальных фигурах. Начинай с первой фигуры и иди дальше, не пропуская ни одной. Постарайся сделать это быстрее». Когда ребенок приступает к заполнению тестовых фигур, необходимо засечь время. Через минуту отметить в протоколе номер фигуры, заполняемой ребенком в данный момент. По истечении второй минуты выполнение задания прекращается.

Источник