Тесты на интеллектуальное развитие ребенка скачать
Мониторинг определения уровня интеллектуального развития детей 6-7 лет.
«Графический диктант» Д. Б. Эльконина. Тест для исследования ориентации в пространстве.
Методика предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.
«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».
При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.
«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».
«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».
«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».
Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:
4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);
3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;
1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;
0 баллов – отсутствие сходства.
За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:
0-3 баллов – низкий;
3-6 баллов – ниже среднего;
7-10 баллов – средний;
11-13 баллов – выше среднего;
14-16 баллов – высокий.
Корректурная проба (Тест Бурдона)
Тест Бурбона предназначен для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.
Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.
Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста.
Инструкция к тесту
«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».
Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.Стимульный материал
Примечание: инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) – “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.Обработка результатов теста
Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивается по формуле:К = 2С / П, гдеС – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Расшифровка показателей:
Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
A = S / t, гдеА – темп выполнения,
S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
t – время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Расшифровка показателей:
Результат | Значение |
0–2 | Очень высокая устойчивость |
3–4 | Высокая |
5–6 | Средняя |
7–8 | Низкая |
9–10 | Очень низкая |
Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:С = (So / S) * 100, гдеSo – количество ошибочно проработанных строк,
S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
Расшифровка показателей:
Результат в % | Расшифровка |
0–20 | Очень высокая переключаемость |
21–40 | Высокая |
41–60 | Средняя |
61–80 | Низкая |
81–100 | Очень низкая |
Тест “Лабиринты-2009. Форма В”
Название теста. Тест “Лабиринты-2009. Форма В”
Предназначение. Этот тест предназначен для оценки уровня развития визуально-моторной интеграции. Тест относится к невербальным психодиагностическим методикам на интеллектуальные способности. Уровень развития визуально-моторной интеграции является одной из важных характеристик наглядно-действенного мышления. Данный тест поможет оценить и уровень беглости наглядно-действенного мышления, и объём внимания.
Методику можно применять в практике работы школьного психолога для уточнения характера проблем, связанных с вниманием. Стимульный материал методики хорошо подходит и для упражнений по развитию внимания и визуально-моторной интеграции.
В комплекте с другими методиками “Лабиринты” можно применять в профориентации, профотборе. Уровень развития визуально-моторной интеграции высоко коррелируется с уровнем технического интеллекта.
Достоинством методики является то, что её можно применять как в индивидуальной работе, так и групповой. Стимульный материал представляет из себя двенадцать лабиринтов разной сложности. У входа в лабиринт нарисован колобок. В самом лабиринте имеется несколько точек, обозначенных буквами “А”, “Б”, “В” и т.д. Количество букв всегда чётное (2, 4, 6 и т.д.). До половины букв колобок может “добраться”. До другой половины нет. Испытуемый должен, не делая никаких пометок на самом лабиринте, определить буквы, до которых колобок может “добраться”. Эти буквы заносятся им лично или психологом в бланк ответов. Буквы заносятся в произвольном порядке (необязательно в алфавитном).
Методика не предполагает наличие ограничений во времени.
Всего методика “Лабиринты-2009” имеет четыре формы (А, Б, В и Г). Данная — форма В.
Оцениваемые качества. Визуально-моторная интеграция . Объём внимания
Возрастная категория. 7+
Инструкция
Испытуемому выдаётся стимульный материал и бланки ответов. Необходимо следить за качеством стимульного материала: на нём не должны присутствовать какие-либо пометки, оставшиеся от предыдущих тестирований, качество распечатки должно быть достаточно высоким. Предлагается следующая инструкция.
Инструкция. Перед тобой имеется двенадцать лабиринтов. Одни лабиринты лёгкие, другие сложные. В каждом лабиринте скрыто несколько букв. У входа в каждый лабиринт стоит Колобок. До некоторых букв Колобок может добраться, а до некоторых не может, потому что ему мешают стены. Помоги найти Колобку как можно больше букв. Для каждого лабиринта напиши буквы, до которых Колобок может дойти. Сильно не торопись, но и долго не сиди над каждым лабиринтом. Если какой-то лабиринт не получается пройти, то переходи к следующему. Если хочешь, то потом можешь опять вернуться к этому лабиринту. Успехов!
Задания
Лабиринт 1
Лабиринт 2
Лабиринт 3
Лабиринт 4
Лабиринт 5
Лабиринт 6
Лабиринт 7
Лабиринт 8
Лабиринт 9
Лабиринт 10
Лабиринт 11
Лабиринт 12
Бланк ответов
1) ________________
2) ________________
3) ________________
4) ________________
5) ________________
6) ________________
7) ________________
8) ________________
9) ________________
10) ________________
11) ________________
12) ________________
Обработка результатов
Сверьте ответы испытуемого со следующим ключом.
КЛЮЧ
1) Б
2) А
3) Б
4) А
5) Б Г
6) А В
7) А Б Д
8) А Д Е
9) Б Е Ж З
10) Б Г Д Ж
11) А Д Е И К
12) Б В Г Д Л М
Порядок букв в каждом задании не имеет значения. За каждое верно решённое задание начисляется два балла. За неверно решённое — ноль баллов. Если испытуемый не послушался и делал пометки непосредственно на стимульном материале, тогда в случае верного решения начисляется лишь один балл. Таким образом, максимальное количество баллов составляет 24.
Ниже приводится таблица примерных нормативов для разных возрастов.
Возраст | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
7 – 10 лет | 0 – 4 | 5 – 10 | 11 – 24 |
11 – 14 лет | 0 – 9 | 10 – 15 | 16 – 24 |
15+ лет | 0 – 13 | 14 – 20 | 21 – 24 |
Методика “Раздели на группы”
Этот вариант методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет. Цель данной методики — оценка образно-логического мышления ребенка. Ему показывают картинку, изображенную ниже, и предлагают следующее задание:
«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».
На выполнение всего задания отводится 3 мин.
Стимульный материал к методике «Раздели на группы».
Оценка результатов
10 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время меньшее, чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рисунке они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры. , Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.
8-9 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.
6-7 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.
4-5 баллов — за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур.
2-3 балла — за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.
0-1 балл — за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Проверка зрительной памяти дошкольников (методика Векслера)
Данная методика позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.
Детям дают 4 рисунка:
На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.
Результаты диагностики:
1. Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;
правильно расположенные флажки — 1 балл;
правильный угол пересечения линий — 1 балл;
максимальная оценка этого задания — 3 балла.
2. Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;
четыре маленьких квадрата в большом .— 1 балл;
две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;
четыре точки в квадратах — 1 балл;
точность в пропорциях — 1 балл;
максимальная оценка этого задания — 5 баллов.
3. Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;
все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;
маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.) Максимальная оценка — 3 балла.
4. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл;
центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;
фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла — 1 балл.
Максимальная оценка — 3 балла.
Максимальный результат — 14 баллов.
Итоги:
• хорошей зрительной памяти свидетельствует результат — 10 и выше баллов,
• средней зрительной памяти свидетельствует результат — 9 – 6 баллов,
• низкой зрительной памяти свидетельствует результат – 5 – 0 баллов.
Источник
Методика определения уровня умственного развития
для младших подростков
Методика ГИТ (7 субтестов) (10 – 12 лет)
Руководство к применению группового интеллектуаль ного теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск, изд-во «Принтер», 1993.
Тест предназначен для группового, обследования ум ственного развития детей 10-12 лет (учащихся пятых и шестых классов) и может использоваться в школьной пси хологической службе для оценки эффективности школьно го обучения, разных систем и методов преподавания, отбо ра учащихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы и школы, изучения причин неуспева емости и пр.
Тест был разработан словацким психологом Дж. Ваной. Перевод и адаптация теста на выборке российских школь ников осуществлены кандидатами психологических наук М. К. Акимовой, Б. М. Борисовой, В. Т. Козловой и Г. П. Логиновой. При этом в тест были внесены существенные изме нения, с тем чтобы все задания стали понятными для на ших школьников и могли бы дифференцировать их по ум ственному развитию.
Тест выявляет, насколько ребенок к моменту исследо вания овладел предлагаемыми ему в заданиях теста слова ми и понятиями, а также умениями выполнять с ними не которые логические действия.
Тест был исследован на надежность, валидность и хо рошо зарекомендовал себя на практике.
Тест содержит 7 субтестов:
1 – исполнение инструкций,
2 – арифметические задачи,
3 – дополнение предложений,
4 – определение сходства и различия понятий,
5 – число вые ряды,
6 – установление аналогий,
7 – символы.
В тесто вых тетрадях субтесты названы тестами.
Тест разработан в двух формах, которые проверены на взаимозаменяемость. На выполнение каждого субтеста от водится ограниченное время (от 1,5 до 6 минут). Основ ные цели, с которыми может применяться данный тест, таковы:
а) контроль за эффективностью школьного обучения;
б) выявление неблагополучных в плане умственного развития учащихся, нуждающихся в коррекции умствен ного развития;
в) определение причин школьной неуспеваемости;
г) сравнение эффективности разных систем и методов преподавания;
д) сравнение эффективности работы разных учителей и преподавательских коллективов;
е) отбор учащихся с высоким уровнем умственного раз вития в специальные классы и школы, а также способных обучаться по углубленной индивидуальной программе.
Правила тестирования
1) Экспериментатор должен говорить громко, отчетли во и медленно, решительным тоном.
2) Инструкции необходимо произносить точно, лучше их зачитывать или заранее выучить наизусть.
3) Во время зачитывания инструкций все должны по ложить карандаши, никто не должен работать.
4) Время для решения каждого субтеста регистрирует ся по секундомеру.
5) Желательно, чтобы тестирование проводили два эк спериментатора, разделив между собой выполнение фун кций.
6) Помещение для тестирования должно быть тихим, изолированным, исключающим помехи.
Время решения отдельных субтестов
1) Исполнение инструкции — 4 мин.
2) Арифметические задачи — 6 мин.
3) Дополнение предложений — 5 мин.
4) Определение сходства и различия понятий — 1,5 мин.
5) Числовые ряды — 4 мин.
6) Установление аналогий — 3 мин.
7) Символы — 4 мин. Итого: 27,5 мин.
Подготовка к проведению тестирования
Сначала экспериментатор объясняет испытуемым, чего он от них ждет. Он обращается к учащимся с такими сло вами: «Вы будете решать задания, которые отличаются от тех, что вы обычно решаете в школе. При этом вы долж ны показать, как вы умеете быстро и правильно думать. Старайтесь работать как можно лучше. Каждый (даже тот, кому в школе до сих пор не везло) имеет возможность показать, чего он может добиться. Задания наверняка вас заинтересуют, вначале они легче, а потом будут сложнее. Вероятно, нам не удастся решить в установленное время все задания. Но если вы будете стараться работать быстро и правильно, то ваши результаты будут хорошими. Перед каждым типом задания я буду объяснять вам, как его решать. Как только начнете работать, уже нельзя будет ничего спрашивать и оглядываться. Будьте очень внима тельны и делайте только то, что я вам скажу.
Подготовьте карандаш (ручку) и положите его перед собой. Все остальное с парты уберите».
Экспериментатор должен убедиться, все ли приготови ли карандаши или ручки. Потом он говорит: «Сейчас я вам раздам тетради с заданиями. Положите их перед собой, без моего разрешения не перелистывайте их. На первой стра нице тетради напечатано «Дата». Впишите туда сегодняш нюю дату и рядом урок (первый, второй, третий и т. д.). На следующей строчке напишите свою фамилию и имя, ниже — дату своего рождения, потом номер школы и класс. Кто все сделал, положите ручки».
Процедура тестирования
После того как все дети написали сведения о себе, экс периментатор говорит: «Переверните страницу — только одну. Ручки пока не трогайте. На этой странице написано «Тест 1». Необходимо проверить, все ли правильно пере вернули страницу, и осуществлять такую проверку перед выполнением остальных тестов.
Инструкции к тесту № 1
Пока не берите ручки. Под названием «Тест 1» написа на инструкция. Я буду ее читать, а вы внимательно следи те по своей тетради.
Затем по моей команде «Начинайте» вы будете выпол нять задания. Старайтесь работать быстро и правильно.
Прочитайте сначала все предложение, обдумайте, что в нем от вас требуется, и сделайте это. Работайте до тех пор, пока я не скажу «Достаточно».
Далее зачитывается инструкция и дается команда: «На чинайте». Через 4 минуты дается команда: «Достаточно, положите ручки». Необходимо проследить, чтобы все школь ники выполнили указание.
Инструкции к тесту № 2
«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: «Тест 2». Под ним вопросы. Это задачи по мате матике. Решайте их быстро и правильно. Если не сможете в уме, считайте на полях бумаги. Начинайте».
Через 6 минут дается та же команда, что и после 1-го теста.
Инструкции к тесту № 3
«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: «Тест 3». В предложения впишите недостающие _ слова. На место каждой пунктирной линии надо вписать только одно слово». Объясните пример: «Ученик… зада чу». Какое слово надо вписать? Следующий пример: «У лошади четыре…».
«Не трогайте ручки. Когда я дам команду, начинайте вписывать недостающие слова в предложения так, чтобы каждое предложение имело смысл. Помните, что в каж дый пропуск можно вписать только одно слово. Начи найте».
Через 5 минут дается та же команда, что и после пре дыдущих тестов.
Инструкции к тесту № 4
«Читайте инструкцию. Если два слова имеют одинако вое или очень похожее значение, то напишите между ними букву «С», если у них разные значения, то напишите меж ду ними букву «Р»». Разберите с детьми 3 примера, приве денных в описании теста. «Аналогично будете выполнять все задания. Начинайте». Через 1,5 минуты дается коман да «Достаточно! Положите ручки».
Инструкции к тесту № 5
«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: «Тест 5».
Прочитайте детям инструкцию и разберите примеры. «Посмотрите на первый пример. Как сгруппированы эти числа?
Какая цифра идет после 12?.. А потом?..» и т. д.
Затем экспериментатор говорит: «Дальше идут ряды чисел, каждый ряд составлен по своему особому принципу.
Внимательно просмотрите каждый ряд, еще раз пере считайте и на пустые места справа напишите два числа таким образом, чтобы ряд продолжался правильно. К каж дому ряду припишите только два числа. Начинайте».
Через 4 минуты дается команда: «Достаточно! Положи те ручки».
Инструкции к тесту № 6
«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: «Тест 6»». Далее следует прочитать инструкцию и разобрать примеры. Прочитав первый пример, говорите: «Вам надо выбрать одно из 4 слов. Какое вы выберете?»
Следующие примеры разберите аналогичным образом.
«Как и в примерах, в следующих заданиях подчеркните то из 4 слов, которое связано с третьим словом так же, как пер вое со вторым». Чтобы испытуемые не перепутали строчки и могли следить за ними, необходимо предложить им пользо ваться линейкой. Через 5 минут дается обычная команда.
Инструкции к тесту № 7
«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написали «Тест 7». Далее следует прочитать инструкцию и объяснить обозначения. «В ключе нарисованы различные значки и под ними в квадратиках цифры от 1 до 9.
Ваша задача — написать под каждым значком ту циф ру, под которой этот значок находится в ключе.
Работайте быстро и правильно. Не пропускайте ни одного квадратика. Номера значков ставьте в той последова тельности, в какой они идут друг за другом. Будет ошиб кой, если вы напишете сначала только единицы, потом — только двойки и т. д.
«Начинайте!»
Через 4 минуты дается команда «Достаточно. Положи те ручки. Закройте тетрадь».
Соберите тетради. Следите, чтобы в это время никто не работал.
Обработка результатов тестирования
Общие рекомендации. При обработке результатов в первую очередь необходимо придерживаться следующих принципов.
1. Каждое выполненное задание должно оцениваться экспериментатором или как правильное, или” как непра вильное.
2. Если испытуемый исправил ответ, то оценивается исправленный.
Для обработки результатов первых 6 суб тестов используются соответствующие шаблоны, которые удобно сложить по намеченным линиям в форму гармош ки. Перевертывание страниц этой «гармошки» дает воз можность совмещать правильные ответы на задания с ре зультатами их выполнения в тетрадях.
Каждое задание в субтестах 1-6 справа обозначено циф рой. Бели решение ошибочно, то соответствующая цифра в тестовой тетради при обработке зачеркивается. Бели задание пропущено, то цифра, обозначающая пропущенное задание, обводится кружком. Под номером последнего выполненного задания проводится горизонтальная линия, которая отделя ет выполненные задания от невыполненных. При такой обра ботке количество не зачеркнутых и не обведенных кружком цифр отражает количество правильно решенных заданий.
Обработка субтеста 7 ведется по шаблону. Для этого в нем необходимо вырезать строчки символов над строчками цифр. После наложения шаблона на задания субтеста та ким образом, чтобы в прорезь попали цифры, обозначен ные детьми в тестовых тетрадях, последние сравниваются с цифрами, проставленными в шаблоне. Неправильные решения зачеркиваются. Количество правильных решений является первичным результатом, на основании которого подсчитываются баллы, полученные школьниками за вы полнение данного субтеста (см. ниже).
Обработка результатов отдельных субтестов.
Субтест 1. Правильными признаются только те способы решения, которые обозначены в шаблоне. Задания, в кото рых необходимо выполнить две или несколько инструк ций, оцениваются как ошибочные, если хотя бы одна инст рукция выполнена неправильно.
Например, в задании 5 теста 1 необходимо вписать сло во «восходит» в предложение «Солнце… на востоке» и не ставить крестик в пропущенное место. Бели ребенок пра вильно вписал слово «восходит», но в то же время не вы полнил первого условия, то задание 5 считается выполнен ным неправильно и при первичной обработке цифра 5 в тестовой тетради зачеркивается. Точно так же ошибкой считается, если ребенок правильно не поставил крестик, но дополнил предложение не так, как указано в шаблоне.
За каждое правильно выполненное задание ученик по лучает 1 балл, таким образом, максимально возможная оценка за выполнение субтеста составляет 20 баллов.
Субтест 2. За каждую правильно решенную задачу уче ник получает 1 балл. Правильные ответы приведены в шаб лоне. Максимальное количество баллов, которое ученик может получить за выполнение данного субтеста, равно 20.
Субтест 3. Задание считается выполненным неправиль но, если в предложении не хватает одного слова, или хотя бы одно слово дополнено неправильно, или вписаны два слова вместо одного. Грамматически неправильное допол нение оценивается как ошибка. Ошибки правописания не учитываются. Наряду со словами, приведенными в образ це, могут встречаться и другие, которые можно признать правильными, если они — синонимы. В некоторых пред ложениях в исключительных случаях встречаются инди видуальные решения, которые признаются правильными, если они по смыслу и грамматически верны.
За каждое правильно выполненное задание ученик по лучает 1 балл. Максимальное количество баллов за выпол нение субтеста составляет 20 баллов.
Субтест 4. Подсчет баллов за выполнение данного субтеста несколько отличается от остальных. За каждую правильно поставленную букву (Р или С) ученику начисляется 1 балл, однако при подсчете общего результата за выполнение субте ста из количества правильных решений вычитается количе ство ошибок. Таким образом, при правильном выполнении трех заданий субтеста ученик может получить максимальный балл, равный 40. В то же время минимальный результат, рав ный 0 баллов, может быть получен учащимися при одинако вом количестве правильных и ошибочных решений. 0 баллов ученик получает и тогда, когда количество ошибочных реше ний превышает число правильно выполненных.
Субтест 5. При выполнении заданий субтеста каждый арифметический ряд должен быть продолжен двумя чис лами. Бели проставлено только одно число, то решение считается неправильным. Если ряд продолжен более чем двумя числами, то при оценке учитываются только два первых. За каждое правильно выполненное задание ученику начисляется 1 балл, т. е. максимальный результат за выполнение данного субтеста составляет 20 баллов.
Субтест 6. Успешным считается такое решение зада ния, когда из четырех слов ответа подчеркнуто правильное (приведенное в шаблоне). Если из четырех слов ответа под черкнуты два или больше слов и ни одно из них не обозна чено каким-либо особым образом, то решение считается неправильным. Общий балл за выполнение субтеста равен количеству правильно выполненных заданий. Максималь ный суммарный балл равен 40, “
Субтест 7. При оценке выполнения данного субтеста ко личество правильных ответов умножается на константу 0,2 и результат округляется до целого числа. Так, если ученик правильно закодировал 102 значка, то его общий результат за выполнение субтеста равен 102 х 0,2 = 20,4. т. е. 20 бал лам. Максимальный балл за выполнение данного субтеста составляет 200 х 0,2 = 40 баллов.
После обработки указанными выше способами каждого суб теста количество правильно выполненных заданий вписывает ся в свободную клетку, расположенную справа внизу под тек стом каждого субтеста и обозначенную буквой «П». В клетку, обозначенную буквой «О», записывается количество ошибок.
Для записи результатов субтеста 4 кроме количества правильно и ошибочно выполненных заданий вычисляется также и их разность, которая записывается в клетку, обо значенную как «П—О».
В субтесте 7 в клетку, обозначенную буквой «П», впи сывается балл, полученный в результате умножения коли чества правильных ответов на константу 0,2 и последую щего округления.
Анализ результатов
После обработки и определения первичных показате лей по отдельным субтестам результаты переносятся в таб лицу на 1-й странице тестовой тетради и складываются. В результате получается общий первичный показатель. В соответствующие колонки таблицы вносятся также ошиб ки и суммируются. Для суммы ошибок по всем субтестам пока точных норм нет. Ориентировочно количество ошибок оценивается так; от 0 до 5 — очень мало; 10-25 — среднее количество; свыше 35 ошибок — очень большое количество. С возрастом количество ошибок уменьшается.
Далее подсчитывается процент правильно выполненных заданий как по каждому субтесту в отдельности, так и по тесту в целом. Эти сведения переносятся в соответствую щие колонки таблицы на 1-й странице тестовой тетради.
Кроме того, проводится графическое изображение ре зультатов на сетке, расположенной рядом с колонками пер вичных баллов и их процентов. Для этого на сетку нано сятся точки, соответствующие проценту правильно выпол ненных заданий по каждому субтесту. После нанесения точек вычерчивается график, отражающий индивидуаль ную структуру умственного развития школьника.
Для оценки индивидуальных результатов детей использу ется понятие эмпирически выделенной возрастной нормы. Для российских школьников возрастная норма расположена: для пятиклассников — в интервале от 80 до 100 баллов, для шес тиклассников — от 100 до 110 баллов.
Если баллы по тесту у учащегося 5 класса расположены в интервале 60-79 баллов, то уровень умственного развития оценивается как близкий к нормальному (немного ниже нормы). Если уровень выполне ния оценивается 40-59 баллами, то это свидетельствует о низ ком умственном развитии. Если балл ниже 39, то умственное развитие признается очень низким. Балл выше 100 указывает на высокое умственное развитие ребенка.
Для шестиклассников уровень выполнения теста оцени вается следующим образом: возрастная норма 90-110 бал лов; немного ниже нормы — 70-89 баллов; низкий уровень умственного развития — 50-69 баллов; очень низкий уро вень — ниже 49 баллов; высокий уровень умственного разви тия — выше 110 баллов.
Тест может быть использован для диагностики интеллектуального развития выпускников начальной школы. Их результаты оцениваются следующим образом:
- возрастная норма 70-90 баллов
- близкий к норме 50-69 баллов
- низкий уровень 30-49 баллов
- очень низкий уровень ниже 29 баллов
- выше нормы более 90 баллов
Источник