Тесты для ребенка 9 лет на развитие памяти
- Слуховая кратковременная память. Тест Лурия А.Р.
Данная методика направлена на изучение произвольного процесса запоминания. Процесс заучивания показывает общую картину об умении ребенком концентрироваться, выявляет способность к целенаправленной монотонной деятельности, дает представление об устойчивости внимания малыша. Проводить тест следует в тишине. Материал – 10 известных ребенку слов, несвязанных между собой логической цепочкой.
Пример: МОЛОКО, ЖИРАФ, СНЕГ, МЯЧ, ЛОЖКА, ДИВАН, ШУМ, ДОЧЬ, ПТИЦА, КАМЕНЬ.
Инструкция: Предложите сыграть ребенку в игру на запоминание. Предупредите, что запомнить все слова с первого раза сложно даже взрослому, поэтому вы даете ему 5-6 попыток. Ребенок должен повторить все слова, которые запомнил.
Читая стимульный материал, обратите внимание ребенка на то, что он должен повторить слова, которые запомнил с первого раза и слова, которые запомнились ему после второй (третьей и т.д.) попытки.
Фиксируйте на листочке, сколько слов ребенок воспроизвел после каждой попытки.
Дайте ребенку время на отдых. Через час попросите малыша последний раз воспроизвести ряд слов, уже не зачитывая их (отсроченное воспроизведение).
Оценка результатов.
Норма 3-5 воспроизведенных слов после первого прочтения. После пятого шестого прочтения 8-10 слов. Отсроченный результат 7-9 слов.
— Очень высокий показатель развития памяти. 10- 12 слов за пять и менее попыток. 10-12 слов отстроченный результат.
— Высокий показатель развития памяти. Ребенок повторил 9-10 слов за пять или менее попыток. 8-9 слов отстроченный результат.
— Средний показатель развития памяти. Ребенок повторил 6-8 слов за пять и менее попыток. 5-7 слов отстроченный результат.
— Ниже среднего показатель развития памяти. Ребенок повторил 3-5 слов за пять и менее попыток. 3-4 слова отстроченный результат.
— Низкий показатель развития памяти. Ребенок запомнил 0-2 слова за пять попыток. 0-2 слова отстроченный результат. Или неконтактный ребенок 5-6 лет, неспособный организовать себя для прохождения данного тестирования.
- Зрительная память.
Стимульный материал: 10 карточек с изображением, для демонстрации ребенку. Картинки должны быть разные по содержанию, но одинаковые по размеру.
Изображения должны быть несложными, например: РОЗА, ЦЫПЛЕНОК, ГРУША, КЛОУН, ТРАКТОР, СОЛНЦЕ, КУКЛА, ПОРТФЕЛЬ, ПОМИДОР, ШАПКА.
Инструкция: Скажите ребенку, что вы будете ему показывать карточки с изображением, а он должен постараться их запомнить. Каждое изображение показывайте малышу на протяжении 5-6 секунд. После попросите назвать изображения, которые он помнит, в произвольном порядке. Следите за тем, чтобы не было повторов или ответов, не присутствующих на изображениях.
Оценка результатов.
Отличный результат – ребенок смог назвать 8-10 предметов, изображенных на карточках.
Менее 5 правильных ответов свидетельствует о низкой степени развития зрительной памяти.
- Долговременная и кратковременная память.
Стимульный материал: 10 карточек с изображением предметов, знакомых вашему малышу.
Пример: КОТЕНОК, РОМАШКА, ОГОНЬ, ВИЛКА, ПИРАМИДКА, МАШИНА, ЧЕСНОК, СВЕТОФОР, ГРИБ, РАДУГА.
Инструкция: Скажите малышу, что он должен запомнить все изображения на карточках, которые находятся перед ним в течение 30 секунд. После попросите назвать предметы, которые он запомнил.
Через 10 минут покажите изображения, которые ребенок не смог запомнить сразу. По истечению часа, попросите ребенка сказать, какие изображения с карточек он помнит, дабы оценить долговременную память.
Оценка результатов.
Кратковременная память: ребенок смог запомнить 6-7 картинок из предложенных десяти, признак отличного результата.
Долговременная память: отличный результат, если ребенок смог вспомнить семь и более изображенных на карточках предметов.
Образная память у дошкольников.
Стимульный материал. 6 карточек с изображением слона, вертолета, телефона, красок, книги, чайника. Карта, разделенная на восемнадцать клеток.
Изображению на карточке соответствует 3 картинки, которые находятся на карте:
— идентичный рисунок;
— рисунок, отличающейся незначительной деталью;
— рисунок, который имеет схожесть своим назначением или силуэтными линиями.
Цветовая палитра одинаковая.
Инструкция: Разложите перед ребенком карту из 18 квадратов. Поочередно показывайте ему карточки с маленьким изображением (в течение 1-3 сек). После попросите малыша найти данные изображения на большой карте.
Отмечайте на листочке количество баллов за каждый ответ ребенка. Баллы начисляются в зависимости от того, на какое изображение указал малыш.
Идентичный рисунок 3 балла.
Рисунок, отличающейся незначительной деталью 2 балла.
Рисунок, который имеет схожесть своим назначением или силуэтными линиями 1 балл
Рисунок иной 0 баллов.
Результаты:
Если в сумме ребенок набрал выше 20 баллов – высокий уровень образной памяти.
Сумма баллов от 16 до 19 свидетельствует о среднем показателе развития образной памяти.
Сумма баллов ниже 15 говорит о том, что у ребенка плохо развита образная память.
Данные тесты проводятся при необходимости оценить способности малыша до и после развивающих видов деятельности, которые предусматривают развитие определенных видов памяти.
Источник
Для чего нужны тесты и как с их помощью развивать память и внимание у школьников — простыми словами
Внимание — это входные двери памяти. Ребенком запоминается только то, что находится в сфере его внимания. Поэтому тесты на развитие памяти и внимания для школьников помогут оценить, как работает внимание.
И, соответственно, как ребенок умеет запоминать.
Кроме того, тест — это одновременно и тренировка внимания, которая, в любом случае, даст только большие возможности. Внимание сравнивают с привычкой ума, развитие которой ведет к гениальности.
Да, да! А ребенку внимание в школе просто необходимо.
При постоянном развитии внимания, оно возрастает неограниченно. От способности к концентрации внимания, способности сосредоточиться на изучаемом предмете зависят знания, и соответственно, успеваемость и успешность в будущем.
Содержание статьи:
- Внимание и его свойства простыми словами
- Легкие тесты на развитие памяти и внимания для школьников
- Что надо знать об исследовании внимания
- Тесты для развития внимания и памяти для школьника
- 7 веселых игр и упражнений на развитие внимания и памяти для младших школьников
- Быстрые упражнения на развитие внимания и памяти для школьников
- Внимание на миллион?
Внимание и его свойства простыми словами
Наши знания о конкретном предмете составляют то, что мы о нем помним, что можем рассказать. Эти знания напрямую зависят от особенностей нашей памяти.
Учеными описано большое количество видов памяти (50 видов), так запоминание бывает непроизвольным и произвольным. Произвольное и даже непроизвольное запоминание невозможно без внимания.
Поэтому внимание — это наше важное и первичное условие получения знаний. А знания — это успехи ребенка в школе, его удовлетворение от учебы, а в будущем — успешность и эффективность.
Что касается определения внимания, то вниманием принято считать отбор, сознательно или бессознательно, конкретной информации, которую человек получает через органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) и игнорирование другой информации.
У внимания есть свойства, все они функционально связаны между собой и их разделение связано только с проводимыми психологами исследованиями:
- концентрация — способность сосредоточиваться на каком-то одном деле, мысли, образе и отвлечении внимания от всего остального при наличии помех
- переключаемость — переключение с одного объекта на другой (быстрота или скорость)
- распределение — возможность разделяться сразу на несколько дел одновременно
- устойчивость — способность удерживаться на определенном уровне в течение длительного времени
- избирательность — выбор одного из множества других
- объем — максимальное количество предметов, удерживаемых одновременно или за очень короткий период времени
Предлагаем вам и вашему ребенку пройти тесты на развитие памяти и внимания для школьников. Тесты хорошо проходить и школьнику из 1 класса, и из 3 класса, а также из 6 — 9 классов.
Само прохождение тестов не только дает понять, на каком уровне находится внимание в данный момент времени, но и развивает его.
Легкие тесты на развитие памяти и внимания для школьников
Тесты на устойчивость и избирательность внимания
Тест первый
Перед ребенком тестовый материал, это и буквы, и слова. Что нужно сделать? Нужно за 36 секунд найти 10 слов, замурованных в буквах. Для этого необходимо считывать текст как можно быстрее и находить спрятанные слова.
Предложите ребенку вести глазами по буквам и захватывать несколько букв вперед. Необходимо увеличивать скорость.
Сколько он слов нашел?
Тест второй
Перед вами тест «Исправь ошибки» на устойчивость внимания. Необходимо найти и исправить ошибки. И уложиться в 1 минуту. Это могут быть ошибки, как орфографические, так и стилистические.
Тест третий
Перед вами ряды троек. Предложите ребенку найти спрятанную цифру, он ее сам увидит, но пусть постарается уложиться в пять секунд. Если он сможет быстрее, то очень хорошо.
Для этого он может просматривать строчку за строчкой, а может охватить целым взглядом всю картинку и выхватить новое изображение.
При развитии правого полушария мы так и делаем — последний самый быстрый способ.
Тест четвертый
Перед вами ряды букв Ы. Необходимо найти другую спрятанную букву. Предложите ребенку управиться за 10 секунд.
Он также может просматривать строчку за строчкой, а может охватить целым взглядом и выхватить новую букву, которая очень отличается от остальных. Правое полушарие очень быстрое, оно сразу увидит отличие.
Тест пятый
Предложите ребенку рассмотреть ряды цифр от 1 до 60. Одна цифра пропущена. Необходимо найти пропущенную цифру. На выполнение данного теста дается пять секунд.
Тесты на развитие избирательности внимания
Тест шестой
Это видоизмененный тест Торндайка, о классическом варианте этого теста вы узнаете чуть позже. Перед вами числовые ряды из цифр 5 и 0. Необходимо найти четырехзначное число 5050, и постараться уложиться в одну минуту.
Его нужно искать как по вертикали, так и по горизонтали. Ребенок, как и в предыдущих тестах, может просматривать строчку за строчкой по горизонтали, в потом столбик за столбиком по вертикали, а может изобрести свой способ.
Тест седьмой
Перед вами практически одинаковые шмели. Но есть один, который отличается от других. Необходимо найти его за 1 минуту.
Тест восьмой
Покажите ребенку шесть рядов теней котиков. Они все одинаковые, за исключением одного, он отличается от других. Предложите ребенку найти его как можно быстрее, лучше уложиться за десять секунд.
Тест девятый
Коты надежно спрятали другое животное. Найдите, что это за животное?
Тест на устойчивость и концентрацию зрительного внимания
Тест десятый
Методика «Перепутанные линии Риссу».
Перед вами два столбика цифр и соединяющие их линии, которые пересекаются с другими и запутывают вас окончательно. Проведите, проследите мысленно путь от цифры слева до цифры справа. Нельзя ничем себе чем-либо помогать, в том числе мышкой)
Весь путь отслеживаем глазами.
Тест одиннадцатый
Какой выключатель включит лампу? Ребенку нужно мысленно пройти по проводам и узнать, какого цвета выключатель включает лампу. На выполнение дается 15 секунд.
Тест на развитие (концентрацию) внимания
Тест двенадцатый
Эта игра очень хорошо тренирует внимание. В таблице расположены цифры от 1 до 30, нужно за 20 секунд найти и назвать в порядке возрастания все цифры. Может ли ребенок повторить тест еще раз и назвать числа еще быстрее?
Как получилось у ребенка пройти тесты? Смог ли он уложиться в обозначенное время? Если нет, то ничего страшного, эти тесты можно проходить много раз. Внимание только будет улучшаться.
Что надо знать об исследовании внимания
Конечно, все тесты, что вы видели выше трудно отнести к классической диагностике внимания. Поскольку онлайн невозможно соблюсти и провести полную процедуру тестирования. Да и это не было целью приводимых выше тестов.
Но, любые упражнения, тесты на внимание тренируют внимательность в любом случае. И вышеуказанные тесты подобраны таким образом, чтобы точечно из диагностических тестов взять их идею.
И чем больше вы в них играете с ребенком, тем более внимательным он становится. У него улучшается концентрация внимания, целенаправленность, распределение, все, что указано перед тестами.
Ниже я приведу классические тесты на внимание и память.
Тесты на развитие внимания и памяти для школьников
Тест «Таблицы Шульте»
Перед вами расположены таблицы с цифрами, разбросанными в разном порядке от 1 до 24. Необходимо смотреть в центр таблицы, чтобы охватить взглядом всю таблицу целиком, и называть цифры в порядке возрастания от 1 до 25.
Нужно стараться называть как можно быстрее и правильнее. Засеките время, за которое ребенок называет одну таблицу. Хорошо, когда ему требуется 30-40 секунд на каждую таблицу.
Лучше выполнять за один подход все таблицы сразу. И как можно чаще практиковаться.
Методика Шульте — Горбова «Красно-черная таблица»
Эта методика используется для оценки переключения и распределения внимания.
Перед вами расположены таблицы Шульте, но с цветными числами: черного цвета от 1 до 25 и красного цвета от 1 до 24. Необходимо называть попеременно одну черную и одну красную.
Например, 1 черное и 24 красное, 2 черное и 23 красное и так далее до 25 черное и 1 красное.
Нужно постараться уместиться в 2 минуты. Если ребенок затратит меньшее количество времени, то будет просто замечательно.
Методика Пьерона-Рузена
Это методика используется для оценки уровня концентрации внимания. Перед вами ряд геометрических фигур с проставленными в них значками.
Необходимо проставить во всех геометрических фигурах во всех рядах соответствующие символы: в квадратах — галку, в треугольниках — минус, в кругах — плюс, в ромбах — точку.
Лучше делать этот тест на бумаге. Если бумаги нет под рукой, то можно тренироваться называя вслух.
Методика «Корректурная проба (Тест Бурдона)»
Для исследования используют материал из букв, цифр, фигур. Необходимо зачеркнуть определенную букву, цифру, фигуру в каждом ряду. На выполнение дается 5 минут.
Через каждые 60 секунд ребенком по команде делается отметка-черта, по которой будет видно сколько знаков просмотрено за минуту. Дальше в таком же порядке продолжается выполнение теста до сигнала «Стоп» или до конца теста.
Подсчитывается количество просмотренных строк и ошибок, а также затраченное время. На основе данных, делаются вычисления и оценивается уровень внимания.
В целях развития внимания, нужно начинать с простых таблиц, где разница между объектами максимальна, потом усложнять. Можно зачеркивать не один предмет, а несколько и разными способами. На выполнение давать 2 минуты.
В этих тестах необходимо за 2 минуты:
- зачеркнуть елочку, подчеркнуть грибочек
- обвести флаг, зачеркнуть круг
Тест Торндайка на развитие внимания и памяти
Для оценки избирательности внимания
Перед ребенком 100 трехзначных цифр. Задача найти заданные трехзначные числа среди ста других. Нужно последовательно, или как хочет ребенок, найди указанные числа и как можно быстрее. На выполнение задания дается максимум пять минут.
Необходимо стремиться к норме, она составляет 190 — 210 секунд. Этот тест для школьников 3 класса и старше, и взрослых.
Тест «Запомни и расставь точки» на оценку и развития объема внимания
Вырезаются все карточки по отдельности. Карточки представляют собой таблицы с проставленными в произвольном порядке точками.
Ребенок рассматривает каждую карточку, запоминает, переворачивает или закрывает, и проставляете точки в соответствующих местах в пустых бланках.
Каждая карточка предъявляется 2 раза. Ребенок начинает с первой карточки, смотрит на нее в течение 1 секунды, старается запомнить, потом еще раз, а потом за определенное количество времени на пустом бланке проставляет точки в нужные места пустой карточки.
Так ребенок проделываете с остальными карточками до номера 8.
Для того, чтобы вспомнить и проставить на пустых бланках ребенку дается время:
- с 1-4 карточки по 10 секунд
- с 5-6 карточки по 15 секунд
- 7-8 карточки по 20 секунд
Для удобства можно, работая с одной карточкой, закрывать другие, ненужные в данный момент.
7 веселых игр и упражнений на развитие внимания и памяти для младших школьников
Не все так серьезно, есть и веселые игры на развитие внимания и памяти, в которые можно играть и вам вместе с детками.
1. Казалось бы детская игра «Найди отличия». А если взять уровень посложнее, да на время. Кто быстрее найдет отличия?
Для старших школьников (5-9 классы) берем сложные задания. Найдите 12 отличий за 2 минуты. А кто из вас сможет быстрее?
2. Любые игры на поиск спрятавшегося предмета. На этой картинке нужно найти нужные предметы, да, за десять секунд. Сможете на перегонки с ребенком?
3. Игры с картинками. Что изменилось?
Перед вами две картинки с 10 предметами, для школьников можно уже брать 15 предметов. Но в первый раз можно начинать и с меньшего количества.
Пусть ребенок посмотрит внимательно на первую картинку в течение 1 минуты, потом на вторую. Что изменилось?
Можно играть со всеми предметами, которые у вас есть. Хоть на кухне, хоть на улице.
4. Игра найди пару.
Необходимо за 5 секунд найти, что не так с обувью.
5. Сколько силуэтов бабочек видит ребенок? А звездочек? Время выполнения 15 секунд.
Задачки на подумать
6. Предложите ребенку решить задачу.
На одной улице стояли дома, построенные в разное время. Трехэтажному дому было на несколько лет меньше того возраста, который должен быть у одноэтажного через много лет.
А двухэтажный дом был намного старше того возраста, который был у трехэтажного дома несколько лет назад. Какой дом наименее старый?
Предложите решить ее школьнику, начиная с 3 класса. Сможет он ее решить за 15 секунд?
7. Филворды
Филворд — это разновидность кроссвордов. На картинке поле с буквами, в которых нужно искать заданные слова. Слова могут быть написаны слева направо, сверху вниз.
В некоторых филвордах слова также могут много раз менять свое направление по углом 90 градусов в любую сторону.
В данном филворде необходимо найти и вычеркнуть нужные слова в течение 1 минуты.
Быстрые упражнения на развитие внимания и памяти для школьников
Упражнение 1
Взять всего один предмет, можно любимый телефон ребенка, можно что-то из фруктов: яблоко, лимон, нектарин, либо ручку, телефон, ластик.
Попросить ребенка:
- положить это предмет перед собой, внимательно посмотреть на него в течение одной минуты и запомнить все его особенности: шероховатости, ямки, форму, цвет
- потом закрыть глаза и постараться описать этот предмет по памяти. Попытаться вызвать этот образ
- когда поток слов закончится, посмотреть еще раз внимательно на предмет и оценить все ли правильно было сказано. Того ли цвета, толщины предмет, нет ли еще каких-либо особенностей?
- после этого пусть повторно закроет глаза и попытается воссоздать этот образ. Необходимо описывать по памяти то, что видит с закрытыми глазами
- опять открыть глаза, сверить описание предмета с оригиналом. Нет ли каких еще деталей, которые он не заметил в первый раз? Может это какие-то сколы, форма, цвет, промятости?
Такое упражнение нужно делать постоянно, пока у ребенка не получится воссоздать или описать образ так, как он есть в действительности.
Как только получится описать, переходите к двум предметам и повторяйте ту же процедуру. Потом к трем и так далее.
Если вы хотите дополнительно потренировать память и внимание у школьника в играх, то читайте статью Как развить память и внимание у ребенка 8 лет упражнения — 5 проверенных способов (откроется в новой вкладке)
Игры на тренировку внимания «на ходу»
Практиковать внимание можно везде.
Упражнение 2
По дороге в школу выберите любой объект, рассмотрите его с ребенком хорошенько и запомните. Пройдя мимо попытайтесь описать его по памяти.
Сначала вам будет казаться, что он может вспомнить совсем мало деталей. Но со временем он удивится, сколько может запоминать с одного взгляда.
Упражнение 3
Когда гуляете проделайте следующее: попросите ребенка посмотреть вокруг, на деревья, ищите одинаковые по форме, по виду, смотрите на то, что растет на земле.
Можно подготовиться заранее и рассмотреть в энциклопедии деревья и кустарники, которые растут в вашей полосе.
Посмотрите на птиц. Чем отличается один голубь от другого? А дети? Сравните одного ребенка с другим, их игрушки или, может быть, самокаты.
Чем больше он деталей заметит, тем более цепким станет его внимание.
Упражнение 4
Попросите школьника описать лицо его лучшего друга.
Какие у него глаза, лоб, брови, губы, нос, какой формы подбородок, есть ли ямочка на подбородке или щеках?
Высокий ли лоб, волосы какого цвета, какая у него была прическа?
Если ребенок не может это сделать по памяти, то самое время приступить к внимательному знакомству с теми, кто его окружает. Попросите ребенка описать папу, маму, сестру или брата.
У нас на тренинге «Гений после 33? Да!», который подходит и школьникам с 13 лет, мы как раз начинаем запускать потоки образов (самой эффективной методики для развития мозга, способностей) с описания по памяти своего самого близкого человека.
Чем может помочь простое рисование?
Упражнение 5
Рисуем обеими руками. Дайте ребенку фломастеры или карандаши в разные руки. Пусть попробует нарисовать одной рукой круг, а другой рукой треугольник.
Рисовать нужно одновременно, т.е одновременно начинать ?