Тесты для развития внимания ребенка 8 лет
Вы заметили, что ребёнок «невнимательный», или услышали эти слова от воспитателя или учителя? Говорят, постоянно витает в облаках… А он действительно невнимательный или ему просто скучно на уроках? Разбираем, на что родителям стоит обратить внимание.
Объем, устойчивость, концентрация и другие свойства внимания, которые нужно развивать
Всего есть шесть свойств внимания. Нарушение каждого из них по-своему отражается на деятельности ребёнка.
1) Объем внимания. При маленьком объеме внимания ребёнок не умеет концентрироваться одновременно на нескольких предметах и удерживать их в памяти.
2) Устойчивость и 3) концентрация внимания. Работайте в этом направлении, если ребёнок быстро отвлекается на посторонние дела, не может долго сосредотачивать внимание.
4) Избирательность внимания. Это свойство крайне важно, чтобы уметь сосредоточить внимание на значимом процессе. И при этом не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие стимулы. Проблемы с избирательностью внимания мешают доводить начатое до конца.
5) Распределение внимания. Ребёнку сложно выполнять две задачи одновременно.
6) Переключаемость внимания. Способность быстро и легко переместить внимание с одного действия на другое. Ребёнок с трудом переносит внимание с одного объекта на другой, переключается слишком медленно? Развивайте гибкость внимания.
Понаблюдайте, что дается ребёнку сложнее: воспринимать информацию визуально или на слух? Учитывая это, вы сможете более грамотно подобрать игры и упражнения на внимание.
Вот теперь, когда проблема ясна, приступаем к полезным активностям! Научить ребёнка управлять вниманием помогут игры.
Выбирайте игры и задания по возрасту
детям 4-5 лет |
6-8 лет |
9-10 лет
Игры и упражнения на внимание для детей 4-5 лет
Дошкольникам сложнее всего усидеть на месте, поэтому игровая форма занятий подходит им больше всего.
Игра «Запрещенный цвет» на концентрацию и распределение внимания
Перед началом игры установите правила:
– нельзя называть запрещенные цвета, например, зелёный и красный;
– нельзя один и тот же цвет называть дважды.
А теперь задавайте вопросы: «Какого цвета небо? Какого цвета трава? Какого цвета солнце? Какого цвета клубника?» Возможные варианты ответов: «Голубого; как газон; желтого; как сердце».
Игра «Придумай автомобиль» Развиваем избирательность внимания
Предложите ребёнку представить проезжающий мимо автомобиль, который каждый раз возвращается. Как он выглядит? Какие звуки издает? Постепенно картинка должна становиться все более живой и насыщенной.
Делайте ребёнку подсказки, но не комментируйте каждое его действие. Так он может отвлечься от игры и потерять интерес к ней.
Игра «Найди лишнее» на концентрацию и распределение внимания
Прочитайте ребёнку стихотворение и попросите хлопать в ладоши, если он слышит лишние слова.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи.
Игра «LOGIC Шульте» развивает концентрацию и устойчивость внимания
В таблицах Шульте в хаотическом порядке размещены цифры, которые необходимо быстро найти в верной последовательности. Помимо внимания и периферического зрения, такой тип заданий развивает навык скорочтения.
Игры и упражнения на внимание для детей 6-8 лет
Младшеклассники легко отвлекаются на посторонние вещи (смартфон, телевизор, вид за окном), поэтому постарайтесь перед занятиями исключить любые раздражители. Придумайте кодовое слово («внимание», «начинаем») и попросите ребёнка сосредоточиться после того, как вы его произнесете.
Игра «Догони робота» на концентрацию, избирательность и устойчивость внимания
Начертите такой квадрат с роботом. Он будет передвигаться вверх, вниз, вправо и влево по вашим командам. Продиктуйте несколько ходов и попросите ребёнка указать, в какую клетку переместился робот. Водить по полю пальцем нельзя.
Упражнение «Слушаю и считаю» Развиваем распределение внимания
Прочитайте предложение, постукивая карандашом по столу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.
Упражнение «Читаю и считаю» на переключаемость и распределение внимания
Предложите ребёнку прочитать текст и одновременно посчитать количество слов в нем. Для счета не используем пальцы.
Игра «Защитники островов» развивает переключаемость внимания
Эту игру можно назвать морским боем нового уровня. Вместо обычного квадратного игрового поля действие разворачивается на круговой диаграмме. Игрок может выбрать один из трех уровней сложности.
Игра «LOGIC Игрек» развивает объем, устойчивость и переключаемость внимания
В игре 3 уровня сложности:
- «Новичок» — игрок должен запомнить и повторить в любом порядке расположение точек на экране.
- «Опытный» — требуется запомнить расположение цифр в правильной последовательности: 1, 2, 3, 4 и т.д.
- «Мастер» — необходимо запомнить расположение фруктов на экране в нужном порядке.
Игры и упражнения на внимание для детей 9-10 лет
Для детей постарше подойдут более сложные упражнения на внимание. Хорошо, если они будут не сильно напоминать школьные задания, чтобы ребёнок мог отвлечься от учебы и провести свободное время весело и полезно.
Упражнение «Запомни все» на концентрацию и распределение внимания
Предложите ребёнку внимательно рассмотреть какой-то предмет не дотрагиваясь до него. Например, настольную лампу, вазу или связку ключей. Затем пусть ребёнок закроет глаза и постарается описать предмет. Какого он цвета, размера? Какой он на ощупь?
Упражнение «Что изменилось?» Развиваем объем внимания
Разложите на столе около десяти предметов. Можно взять, к примеру, канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, пенал, линейку и т.п. Затем попросите ребёнка запомнить, как лежат предметы.
Затем попросите его закрыть глаза и досчитать до 20-ти. За это время поменяйте некоторые из предметов местами или вовсе уберите. Предложите ребёнку сказать, что изменилось.
Упражнение «Запрещенная цифра» на концентрацию и распределение внимания
Считайте вслух от одного до 41, не называя числа, в которых есть цифра 4. Вместо них говорите: «Не собьюсь». Предложите ребёнку повторить упражнение.
Игра «Атака вируса» развивает концентрацию внимания
Цель игры — окружить Вируса и не дать ему проникнуть в самое сердце микросхем Клапана. Всего доступно три уровня сложности: «легко» — в игре всего один Вирус и есть много возможностей его обезвредить; «трудно» — победить нужно двух Вирусов, что будет не так просто; «ааааа!» — придется попотеть, ведь окружить необходимо трех Вирусов.
Игра «Роботрон» развивает переключаемость внимания
Вам нужно перевести своего робота на другую сторону поля. При этом нужно не пропустить соперника на свою сторону. В игре «Роботрон» работает Арена: вы можете сразиться с реальным противником.
Тренировка внимания — полезная привычка
Если игры и упражнения на внимание станут постоянными тренировками для ребёнка, вскоре вы заметите первые результаты. Ребёнок будет быстрее и легче запоминать, станет более собранным. Чтобы удержать прогресс, включите игры и упражнения на внимание в список постоянных дел.
На ЛогикЛайк более 3500 развивающих заданий и упражнений:
- загадки и вопросы на внимательность и смекалку;
- логические задачи;
- соты и судоку;
- логические и пространственные головоломки.
Регулярные тренировки на ЛогикЛайк — проверенный способ развития логики, памяти и внимания у дошкольников и младших школьников.
Источник
Внимание (7–8 лет)
У ребенка 7–8 лет интенсивно развивается способность к волевому регулированию внимания, управлению им, формируется произвольное внимание. Это связано с тем, что, во-первых, созревание мозга к этому времени приводит к уравновешиванию процессов возбуждения и торможения, а во-вторых, уровень познавательного развития ребенка к этому возрасту позволяет совершать умственные действия во внутреннем плане (в уме).
Процесс учебы, являющийся ведущим видом деятельности младшего школьника, способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание — как непроизвольное, так и произвольное — интенсивно развивается. Однако произвольное внимание непрочно, и если появляется что-то интересное, то внимание тут же переключается. Поэтому такое большое значение для младших школьников, особенно для первоклассников, имеет не словесное объяснение, а показ, яркая картинка или слайд, действие. Попытка долго удерживать внимание безуспешна, так как высокая истощаемость нервных клеток коры головного мозга, малая устойчивость внимания, эмоциональность и быстро развивающееся так называемое «охранительное торможение» приводят к отвлечениям, «двигательному беспокойству» уже после 10–15 минут интенсивной работы.
Развитие внимания ребенка 7–8 лет должно совершаться в нескольких направлениях. Первое и главное — это формирование умственных действий. Проиллюстрируем этот процесс на примере счета: на первом этапе ребенку объясняют необходимость умения считать; на втором он осваивает счетные операции в материализованной форме (счет с помощью палочек и др.); третий этап заключается в обучении проговариванию всех совершаемых действий вслух; на четвертом этапе ребенок проговаривает весь процесс счета про себя; и наконец, на пятом этапе он способен считать в уме.
Второе и не менее важное направление развития внимания в этом возрасте связано с формированием у ребенка способности контролировать и оценивать себя. Например, при обучении письму букв надо обсуждать с первоклассником все нюансы эталона, обратить внимание на сложные моменты, которые могут быть причиной ошибок, помочь ребенку понять, почему у него не получается написать так, как в образце. Цель подобной работы — сделать так, чтобы у ребенка в голове запечатлелся образец, который он мог бы использовать в качестве помощи.
И третье, далеко не очевидное, направление развития внимания первоклассников — повышение их самооценки. Дело в том, что, по данным исследований, у многих детей при поступлении в школу самооценка снижается. А человек, который боится результата, плохо концентрируется на проблеме, так как больше переживает, чем рассуждает. Задача родителей — поддержать ребенка в это непростое для него время, ни в коем случае не ругать за то, что буквы недостаточно красивы и т.п.
Развивать внимание можно также при помощи специальных упражнений. Предлагаемые на сайте в данной теме задания направлены на тренировку различных характеристик внимания. Задания разработаны с учетом интересов и особенностей познавательного развития детей данного возраста. Они обязательно помогут вашему ребенку стать более внимательным!
Удачи вам, и пусть занятия приносят радость!
Источник
2017/02/23
автор: Юрий Новоселов
Уровень внимания ребенка помогают определить задания, где нужно отыскать отличия. Для этого используют два почти одинаковых изображения. Сюжет может быть разнообразный. Начиная от персонажей мультфильмов, сказок и заканчивая простым рисованным пейзажем.
При первом рассмотрении изображений должно казаться, что картинки идентичны. Однако при более внимательном рассмотрении становятся заметны различия.
К примеру, некоторые детали могут отличаться по цвету, возможно, отсутствие некоторых предметов, изменен задний фон и т. д. Количество отличий разнится в зависимости от уровня сложности теста. Самый распространенный вариант – 10 отличий.
Как определять результаты?
Ребенок нашел 9 или 10 отличий – это отличный результат. От 6 до 8 – средний. 5 и меньше – признак недостаточно развитого внимания. Следует как можно чаще выполнять упражнения для наблюдательности, а лучше каждый день.
Тестируем внимание ребенка
«Запоминай и расставляй точки»
Для проведения этого теста используйте картинку, приведенную ниже.
Предварительно разрежьте изображение с точками на восемь квадратов. Далее, необходимо сложить полученные квадраты в стопку так, чтобы вверху был квадрат с двумя точками, а с девятью внизу. Соответственно между ними остальные складываются по мере возрастания кол-ва точек.
Прежде чем приступить к самому тесту, зачитайте ребенку инструкцию:
«Давай поиграем в игру на внимательность. Сейчас я покажу тебе поочередно карточки, с изображением точек. А твоя задача потом эти точки нарисовать в пустых клеточках там, где ты их увидел».
Последовательно показывайте малышу карточки (с точками сверху вниз), задерживая каждую из них на пару секунд. После демонстрации каждой карточки дайте ребенку 15 секунд на воспроизведение увиденного на своем листочке.
Подсчитываем результаты.
Выберите карточку, где ребенку удалось воспроизвести максимальное количество точек безошибочно.
6 и более точек – Отличный результат.
4–5 точек – Хороший результат.
3–4 точки – Средний результат.
2–3 точки – Низкий результат.
0–1 точка – Очень низкий результат.
Тестируем распределение и переключение внимания
«Проставляем значки»
Объясните ребенку в чем заключается суть задания: в каждом ромбике, квадрате, треугольнике или кружочке необходимо нарисовать тот значок, который указан вверху образца (точка, галочка, черта, плюсик).
На выполнение этого задания у ребенка уходит примерно две минуты. Показатель распределения и переключения внимания рассчитываем по формуле:
А = 0,5?−2,8?120
А в данной формуле это показатель внимания, его переключения и распределения;
B количество увиденных и отмеченных знаками фигур;
N неправильно проставленные или пропущенные знаки.
Подсчитываем результаты
Очень высокий уровень: показатель А больше чем 1,00.
Высокий: А от 0,75 до 1,00.
Средний: А от 0,50 до 0,75.
Низкий: А от 0,25 до 0,50.
Очень низкий: А 0,00 до 0,25.
Тестируем производительность внимания и его выносливость
«Отыскать и вычеркнуть»
Продемонстрируйте ребенку картинку, приведенную выше, и объясните задание: «У меня есть картинки. На них рисунки того, что тебе хорошо знакомо. Когда услышишь от меня команду «начинай», то станешь по строчкам отыскивать и вычеркивать только те предметы, которые я скажу. Ты будешь искать и вычеркивать пока я не произнесу команду «стоп». Ты остановишься и покажешь мне предмет, на котором ты остановил свои поиски. Я обведу это место, и мы продолжим игру по команде «начинай». Так мы будем играть несколько раз, пока я не скажу команду «конец игры». На этом мы закончим».
Общая продолжительность этой игры составляет две с половиной минуты. Каждые тридцать секунд родитель командует «стоп» и «начинай».
Усложненный вариант игры предусматривает поиск ребенком и вычеркивание разными способами двух различных предметов. К примеру, домик – волнистой линией, а звезду прямой. Родитель сам определяет, что и какой линией вычеркивается.
Подсчитываем результаты.
Для начала следует определить общее количество предметов, которые малыш успел увидеть за весь период задания (2,5 минуты). Далее, определяем каждый интервальный результат (30 секунд задания). Данные, которые получились применяем к формуле, которая покажет общий показатель уровня развития внимания малыша, а именно два его свойства: производительность и выносливость.
А=0,5В−2,8с?
По формуле А – показатель производительности внимания и его выносливость;
В – общее число предметов за все время задания (2,5 минуты);
t – время;
с – кол-во допущенных ошибок. В них входят нужные пропущенные или ненужные вычеркнутые предметы.
В результате есть 6 показателей. Один из которых для общего времени, другие для интервалов. 150 и 30 это значения, которые будет принимать переменная t.
Получаем график, благодаря которому можно оценивать динамику перемены во времени выносливости и производительности внимания малыша.
Показатели выносливости и производительности по отдельности переводятся в баллы по десятибалльной шкале:
* Показатель А выше 1,25 – 10 баллов;
* А от 1,00 до 1,25 – 8–9 баллов;
* А от 0,75 до 1,00 – 6–7 баллов;
* А от 0,50 до 0,75 – 4–5 балла;
* А от 0,24 до 0,50 – 2–3 балла;
* А от 0,00 до 0,2 – 0–1 балл.
График показывает типичные кривые и разные зоны производительности, кои можно получить в результате применения тестирования.
Интерпретация кривых:
Кривая №1. Высокий уровень производительности и выносливости внимания.
Кривая №2. Низкий уровень производительного, однако, при этом выносливого внимания.
Кривая №3. Средний уровень как производительного, так и выносливого внимания.
Кривая №4. Средний уровень производительного, однако, при этом невыносливого внимания.
Кривая №5. Средний производительный уровень, крайне невыносливое внимание.
Подсчитываем результаты выносливости внимания (баллы):
* 10 баллов — график похож формой на Кривую №1. Все точки находятся в пределах одной зоны.
* 8—9 баллов — Схожесть с Кривой №2. Все точки находятся в пределах двух зон.
* 6—7 баллов — График похож на Кривую №3. Все точки в трех зонах.
* 4—5 баллов — График похож на Кривую №4. Все точки в четырех зонах.
* 3 балла — График похож на Кривую №5. Все точки в пяти зонах.
Подведение итогов и результаты тестирования:
* 10 б. — очень высокий показатель.
* 8—9 б. — высокие показатели.
* 4—7 б. — средние показатели.
* 2—3 б. — низкие показатели.
* 0—1 б. — очень низкие показатели.
Ещё тесты: Насколько развита память вашего ребенка? Тесты для детей 5-9 лет.
Источник