Тесты для определения развития ребенка сенсорика
×åì àêòèâíåå ðåáåíîê âîñïðèíèìàåò îêðóæàþùèé ìèð, òåì áûñòðåå è óñïåøíåå îí ðàçâèâàåòñÿ. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ïåðèîä èíòåíñèâíîãî ñåíñîðíîãî ðàçâèòèÿ – èìåííî ñ òðåõ äî øåñòè ëåò.
Ñåíñîðíîå ðàçâèòèå – ýòî ðàçâèòèå âîñïðèÿòèÿ è ôîðìèðîâàíèå ïðåäñòàâëåíèé î âíåøíèõ ñâîéñòâàõ ïðåäìåòîâ: èõ ôîðìå, öâåòå, âåëè÷èíå, ïîëîæåíèè â ïðîñòðàíñòâå. Ñåíñîðíîìó ðàçâèòèþ ñâîéñòâåííà ðàçâèâàþùàÿ íàïðàâëåííîñòü. Ñ âîñïðèÿòèÿ ïðåäìåòîâ è ÿâëåíèé îêðóæàþùåãî ìèðà íà÷èíàåòñÿ ïîçíàíèå. Âñå äðóãèå ôîðìû ïîçíàíèÿ – çàïîìèíàíèå, ìûøëåíèå, âîîáðàæåíèå – ñòðîÿòñÿ íà îñíîâå îáðàçîâ âîñïðèÿòèÿ. Ïîýòîìó íîðìàëüíîå óìñòâåííîå ðàçâèòèå äåòåé íåâîçìîæíî áåç îïîðû íà ïîëíîöåííîå âîñïðèÿòèå ïðåäìåòîâ. Óðîâåíü èíòåëëåêòà ðåáåíêà â äîøêîëüíîì âîçðàñòå, â ñâîþ î÷åðåäü, âçàèìîñâÿçàí ñ óðîâíåì ñåíñîðíîãî ðàçâèòèÿ. Îáùàÿñü ñî âçðîñëûìè, ìàëûø ñî âðåìåíåì íà÷èíàåò îðèåíòèðîâàòüñÿ â ðàçëè÷íûõ âíåøíèõ ïðîÿâëåíèÿõ, ñâîéñòâàõ, â ïðîñòðàíñòâå è âðåìåíè. Èãðàÿ ñ ðàçëè÷íûìè ïðåäìåòàìè, âñå áîëåå òî÷íî îïðåäåëÿòü ôîðìó, öâåò, âåñ è ò.ä. Ñëóøàÿ ðå÷ü, âûäåëÿòü ðàçëè÷íîå ïðîèçíîøåíèå çâóêîâ, òåìï. Ñåíñîðíîå ðàçâèòèå èìååò è ñàìîñòîÿòåëüíîå çíà÷åíèå, òàê êàê ïîëíîöåííîå âîñïðèÿòèå íåîáõîäèìî è äëÿ óñïåøíîãî îáó÷åíèÿ, è äëÿ ìíîãèõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè.
Ñ ïîìîùüþ òàáëèöû âû ñìîæåòå îöåíèòü çíàíèÿ ðåáåíêà îá îêðóæàþùåì ìèðå è óìåíèÿ ïðîèçâîäèòü äåéñòâèÿ ñ ïðåäìåòàìè è èõ ÷àñòÿìè, îñíîâûâàÿñü íà èìåþùèõñÿ çíàíèÿõ î ñâîéñòâàõ ïðåäìåòîâ, èõ îòíîøåíèÿõ ìåæäó ñîáîé è ìåæäó ÷àñòÿìè îòäåëüíûõ ïðåäìåòîâ. Îöåíêà óðîâíÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà – ýòî ñàìûé ïåðâûé øàã, êîòîðûé íåîáõîäèì äëÿ òîãî, ÷òîáû ïðàâèëüíî âûáðàòü ñòðàòåãèþ îáó÷åíèÿ è îïðåäåëèòü, ÷åìó èìåííî ñëåäóåò ó÷èòü ðåáåíêà äàëüøå. Ïîñòàðàéòåñü áûòü ìàêñèìàëüíî îáúåêòèâíû ê óìåíèÿì ñâîèõ äåòåé, ïîòîìó ÷òî ÷àñòî, êîãäà ðîäèòåëü ñàì îöåíèâàåò óðîâåíü ðàçâèòèÿ ìàëûøà, åñòü ðèñê ëèáî íåäîîöåíèòü, à ÷àùå ïåðåîöåíèòü åãî âîçìîæíîñòè. Ïåðåîöåíêà âîçìîæíîñòåé ðåáåíêà ïðèâîäèò ê âàøèì çàâûøåííûì òðåáîâàíèÿì, ÷òî íå äàñò âîçìîæíîñòè ðåáåíêó áûñòðî äîáèòüñÿ óñïåõà. Íåäîîöåíêà åãî âîçìîæíîñòåé ïðèâåäåò ðåáåíêà, â êîíöå êîíöîâ, ê ñêóêå, åìó íå áóäåò õâàòàòü èíòåðåñà è çàíèìàòåëüíîñòè.
Åñëè áîëüøàÿ ÷àñòü íàâûêîâ ðåáåíêîì óñâîåíà, òî âû ìîæåòå äåëàòü âûâîä î òîì, ÷òî îí ðàçâèâàåòñÿ íîðìàëüíî è ãàðìîíè÷íî.
Åñëè æå áîëüøàÿ ÷àñòü íîðìàòèâíûõ íàâûêîâ ðåáåíêîì åùå íå óñâîåíà, òî ìîæåò èäòè ðå÷ü îá îòñòàâàíèè â ðàçâèòèè â òîé èëè èíîé ñòåïåíè. Åñëè âû îáíàðóæèëè îòñòàâàíèå â ðàçâèòèè êàêîé-ëèáî ôóíêöèè, íå ñòîèò äåëàòü ñêîðîïàëèòåëüíûõ âûâîäîâ, ò.ê. ýòî, âîçìîæíî, ïðîèñõîäèò åñòåñòâåííîå âðåìåííîå åãî çàìåäëåíèå ïåðåä î÷åðåäíûì “ðûâêîì” â ðàçâèòèè. Íî ñ äðóãîé ñòîðîíû, îòñòàâàíèå ïî íåñêîëüêèì ïàðàìåòðàì èëè òåì áîëåå â òå÷åíèå äëèòåëüíîãî âðåìåíè, ìîæåò ñëóæèòü ïðèçíàêîì ïîêà åùå ñêðûòîé ïðîáëåìû. È çäåñü îïûòíûé ñïåöèàëèñò ìîæåò ïðîâåñòè äîïîëíèòåëüíîå îáñëåäîâàíèå è ïîëó÷èòü âàæíûå ðåçóëüòàòû.
Åñëè âàø ðåáåíîê, íàðÿäó ñ íîðìàòèâíûìè òðåáîâàíèÿìè ê åãî âîçðàñòó, óñâîèë òàêæå è áîëüøóþ ÷àñòü íàâûêîâ, ñîîòâåòñòâóþùèõ áîëåå ñòàðøåìó âîçðàñòó, òî ýòî îçíà÷àåò, ÷òî îí îïåðåæàåò ñâîèõ ñâåðñòíèêîâ â ðàçâèòèè ïî âñåì èëè êàêèì-ëèáî îòäåëüíûì ïîêàçàòåëÿì è ëèíèÿì ðàçâèòèÿ.
Åñëè çàäåðæêà èëè îïåðåæåíèå â ðàçâèòèè ïðîèñõîäÿò ÷àñòè÷íî è òîëüêî â îäíîé èëè äâóõ îáëàñòÿõ, òîãäà ìîæåò èäòè ðå÷ü î íåãàðìîíè÷íîì ðàçâèòèè.
Âñå ïîñîáèÿ, êîòîðûå ïîòðåáóþòñÿ âàì ïðè ðàáîòå ñ òåñòîì, âû ìîæåòå ïðèîáðåñòè â íàøåì ìàãàçèíå.
Источник
Под сенсорными понимаются способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Они составляют фундамент умственного развития ребенка. В основе развития сенсорных способностей лежит освоение детьми сенсорных эталонов. То есть общепринятых образцов внешних свойств воспринимаемых объектов (цвета, формы, величины). К сенсорным эталонам, которыми овладевают дошкольники, относятся цвета (семь цветов спектра), формы (пять геометрических фигур), величины (градации и параметров величины). Сенсорные способности являются базой для успешного овладения различными школьными предметами (математикой, чтением, природоведением и др.) Диагностика сенсорных способностей позволяет определить готовность ребенка к школе.
Здесь предложены несколько методик для выявления уровня развития представлений об эталонах формы – 1, 2, цвета – 2, величины – 3, 4, 5, 6.
Для выполнения заданий ребенку потребуется простой карандаш. Во время выполнения заданий не помогайте ему, не делайте замечаний. По окончании обязательно похвалите ребенка.
Диагностика сенсорных способностей. Методика 1
Методика 1
Рассмотри предметы, изображенные на картинке. А теперь рассмотри фигуры. Соедини линиями каждый предмет с той фигурой, на которую он больше всего похож.
Оценка:
3 балла – ребенок правильно соединил все 6 предметов с геометрическими фигурами.
2 балла – ребенок допустил 1 – 2 ошибки (не соединил какой-то предмет с геометрической фигурой или соединил неверно).
1 балл – ребенок сделал 3 и более ошибки.
Диагностика сенсорных способностей. Методика 2
Методика 2
Рассмотри картинку. Назови все геометрические фигуры и скажи, какого они цвета
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок ошибся при названии ромба и овала
1 балл – ребенок ошибся при названии и других фигур
Диагностика сенсорных способностей. Методика 3
Методика 3
Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с тем домом, который выше всех. Теперь поставь галочку рядом с тем домом, который длиннее всех.
Оценка: 3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки; 2 балла – ребенок допустил одну ошибку; 1 балл – ребенок сделал более одной ошибки
Диагностика сенсорных способностей. Методика 4
Методика 4
Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той елочкой, которая выше всех. Теперь поставь галочку рядом с той елочкой, которая ниже всех.
Оценка: 3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки; 2 балла – ребенок допустил одну ошибку; 1 балл – ребенок сделал более одной ошибки
Диагностика сенсорных способностей. Методика 5
Методика 5
Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той ленточкой, которая шире всех. Теперь поставь галочку рядом с той ленточкой, которая уже всех.
Оценка:
3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки
2 балла – ребенок допустил одну ошибку
1 балл – ребенок сделал более одной ошибки
Диагностика сенсорных способностей. Методика 6
Методика 6
Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той змейкой, которая длиннее всех. Теперь поставь галочку рядом с той змейкой, которая короче всех.
Оценка:
3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки
2 балла – ребенок допустил одну ошибку
1 балл – ребенок сделал более одной ошибки
Интерпретация результатов диагностики сенсорных способностей:
Общий результат более 14 баллов – ребенок имеет представление об эталонах формы и может соотнести эталон с реальными предметами. Различает форму окружающих предметов, знает названия геометрических форм. Знает основные цвета и имеет четкие представления о параметрах величины (высоте, ширине, длине) и градации предметов по этим параметрам (высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий). Может назвать эти параметры в окружающих предметах.
Общий результат 9 – 14 баллов – ребенок имеет представление не обо всех эталонах формы и недостаточно владеет действиями соотнесения эталонов с реальными предметами. Он иногда не различает предметы схожие по форме (например, круглые и овальные, квадратные и прямоугольные), может не знать некоторые названия. Иногда путает некоторые основные цвета. Имеет нечеткие представления о параметрах величины и затрудняется при сравнении предметов по величине.
Общий результат менее 9 баллов – ребенок слабо владеет действиями соотнесения эталонов формы и величины с реальными предметами. Не знает многих названий геометрических форм, не различает их в окружающем мире. Величину обозначает только словами «большой – маленький». Часто путает названия основных цветов.
Литература
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений “Диагностика готовности ребенка к школе” / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
Скачать версию для печати:
diagnostika-sensornyh-sposobnostey.doc [250,5 Kb] (cкачиваний: 992)
Предлагаем также прочитать статью из рубрики “Готовим детей к школе”:
Диагностика интеллектуальных способностей
Источник
Задания в каждой теме разделены по степени сложности. Как оценивать выполнение тестов?
С 1 по 4 задание. Если ребёнок выполнил правильно только эти задания в теме и не справился с другими, это говорит о том, что уровень его развития по данному разделу недостаточно хорошо развит, и требует дополнительных занятий.
С 5 по 8 задание. Если после правильного выполнения предыдущих заданий ваш малыш справляется со следующими заданиями, это говорит о том, что знания и умения вашего ребёнка находятся на достаточно хорошем уровне для данного возраста.
Тесты для определения развития ребенка. Сенсорика. Физическое развитие. 2+ Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др.
Описание учебника
Сенсорика
Кто на картинке большой, а кто маленький?
Цель: Проверяем знание понятий «большой», «маленький» и умение определять величину предметов.
Покажи чашечки одного цвета.
Цель: Проверяем знание основных цветов и умение находить пред-
меты одного цвета.
Покажи на рисунке круг, квадрат.
Цель: Проверяем знание основных геометрических фигур.
Соедини отверстие и фигурку.
Цель: Проверяем умение подбирать фигуры по форме и размеру
Покажи треугольник, круг, квадрат. Найди предметы, похожие по форме на эти фигуры.
Проверяем знание основных геометрических фигур и умение подбирать похожие на них предметы.
Покажи самое большое яблоко и самое маленькое.
Цель: Проверяем умение определять размер предметов и пользоваться в речи понятиями «большой», «маленький».
Покажи предметы одинакового цвета, назови цвета.
Цель: Проверяем умение находить предметы одного цвета и называть основные цвета.
На какой листочек нужно посадить большую улитку, а на какой — маленькую?
Цель: Проверяем умение соотносить предметы по величине.
Кто плавает в самом большом озере, кто в самом маленьком, а кто в среднем? Назови, какого они цвета.
Цель: Проверяем умение определять величину предметов и знание цветов.
Покажи на картинке предмет красного цвета, синего, жёлтого, белого, чёрного.
Цель:
Проверяем знание основных цветов.
Покажи предметы, похожие на круг, квадрат и треугольник.
Цель:
Проверяем умение подбирать предметы, похожие на основные геометрические фигуры.
Найди и покажи большой зелёный круг, маленький жёлтый квадрат, большой синий треугольник, маленький зелёный круг.
Проверяем умение находить фигуру по заданным признакам.
Физическое развитие
Пройди, поднимая ноги, как слоник.
Цель: Проверяем умение высоко поднимать по очереди согнутые
коленях ноги.
Перешагни через кубики.
Цель: Проверяем умение перешагивать через предметы.
Прокати мячик.
Цель: Проверяем умение прокатывать мяч двумя руками стоя или сидя.
Проползи на четвереньках под верёвочкой.
Проверяем умение ползать на четвереньках под ограничением.
ФПоставь руки на пояс и повернись вправо и влево.
Цель: Проверяем умение, стоя на месте, управлять своим телом.
Поставь руки на пояс и приседай.
Цель: Проверяем умение приседать и подниматься, стоя на месте.
Попробуй подняться по лесенке вверх и спуститься вниз.
Цель: Проверяем умение упражняться на гимнастической стенке удобным для ребёнка способом.
Пройди на четвереньках по доске.
Цель: Проверяем умение проходить на четвереньках в ограниченном пространстве.
Поймай мячик.
Цель: Проверяем умение ловить мяч двумя руками.
Выполни наклоны вправо и влево.
Цель: Проверяем умение выполнять наклоны в разные стороны.
Попрыгай на одном месте.
Цель: Проверяем умение подпрыгивать двумя ногами на одном месте
без помощи взрослого.
ФПройдись без помощи взрослого по дощечке.
Цель: Проверяем умение проходить по ограниченной поверхности
самостоятельно.
Тесты для определения развития ребенка. Сенсорика. Физическое развитие. 2+
Предложения интернет-магазинов
Источник