Тесты для определения развития ребенка развитие речи логопедия
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (возраст ребенка от 6 до 7 лет)
Собственно языковое тестирование целесообразно предварить небольшим собеседованием, для того чтобы убедиться, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об окружающем мире.
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Как зовут твоих родителей (маму и папу)?
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Назови своих любимых сказочных героев.
- Почему некоторые птицы осенью улетают на юг?
- Какие города ты знаешь?
- Какие деревья растут в лесу?
- Какие животные дают нам молоко?
- .Для чего нам нужен холодильник? Почему некоторые продукты мы храним именно в нем?
- Когда на улице раньше темнеет (становится темно): летом или
зимой?
- Что мы говорим людям, которые сидят с нами за столом, перед началом завтрака, обеда или ужина?
ОЦЕНКА: адекватный ответ – 1 балл, неадекватный – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 14.
Блок 1
Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.
Задание 1 Назови то, что ты видишь на рисунках. Рисунки:
А. скалка, отвертка, фонарь, рубанок, ящик, скрепка, гиря, метла (лист 6-1).
Б. шляпа, кепка, фуражка, сарафан, жилетка, сандалии, босоножки (лист 6-2).
В. крыжовник, слива, смородина, малина, ландыш, васильки, гвоздики (лист 6-3).
Г. барсук, рысь, пингвин, пантера, крот, леопард (лист 6-4).
Д. гитара, аккордеон, балалайка, скрипка, скрипач, балерина, пианист (лист 6-5).
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 35.
Задание 2. Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.
Рисунки: солнцезащитные очки, клещи, ласты, сито, дуршлаг, соковыжималка, спицы, дрель (лист 6-6).
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.
Задание 3. Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом.
Рисунки: люстра—фонарь, спицы—свитер, рубанок—доски, чемодан—портфель (лист 6-7).
ОЦЕНКА: установлена смысловая связь — 1 балл, не установлена — О баллов. Максимальное количество баллов — 4.
3 ада н и е 4. Догадайся, какое слово будет следующим. Слова:
Корова — бык, курица — ? Утка — утёнок, лошадь — ?
Птица — гнездо, пчела — ? Гвоздь — молоток, шуруп — ?
Длинный — короткий, широкий — ?
ОЦЕНКА: правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 5.
Задание 5. Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает. Рисунки:
Девочка раскатывает тесто. Девочка пришивает пуговицу. Мальчик вырезает фигурку (бабочку). Мальчик сворачивает ковер.
Мальчик расчищает дорожку от снега. (лист 6-8)
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 5.
Задание 6. Назови то, что ты видишь на рисунках, и скажи, чем различаются предметы, изображенные на них. Рисунки:
письменный стол — обеденный стол;
деревянный стол — стеклянный стол;
пассажирский вагон — товарный вагон(лист 6-9)
ОЦЕНКА: адекватный ответ (выделение существенных признаков) — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.
Задание 7. Закончи предложения.
Курам нужен курятник, а муравьям — …
На гармони играет гармонист, а на балалайке — …
Хлеб хранят в хлебнице, а соль — …
Двор убирает дворник, а часы чинит — …
Белка живёт в дупле, а пчёлы — …
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.
Задание 8. Ответь на вопросы.
Какие носки мы называем шерстяными?
Какую шишку мы называем еловой?
Какое платье мы называем бальным?
Какую одежду мы называем домашней?
Какой суп мы называем вермишелевым?
Какой сок мы называем томатным?
Какой торт мы называем ореховым?
Какое дупло мы называем беличьим?
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.
Блок II
Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.
Задание 9. Послушай слова и скажи, почему эти предметы так называются.
Слова: пылесос, мышеловка, снегокат, землеройка, носорог, соковыжималка, сороконожка.
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.
Задание 10 Растолкуй значение слов:
печник, коровник, виноградник, воротник;
соусница, учительница, больница;
водитель, зритель, победитель, выключатель.
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 балла. Максимальное количество баллов — 11.
Задание 11. Рассмотри рисунки и скажи, что на них нарисовано и сколько.
Рисунки: пять молотков, шесть гвоздик, шесть яблок, пять стульев, пять баклажанов, пять шишек (лист 6-10).
ОЦЕНКА: грамматически правильно — 1 балл, грамматически неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.
Задание 12. Рассмотри рисунки и скажи: А. Какие букеты здесь нарисованы?
Рисунки: букет тюльпанов, букет ландышей, букет роз (лист 6- )
Б. Из каких цветов сплетены эти венки?
Рисунки: венок из колокольчиков, венок из гвоздик, венок из ромашек, венок из незабудок (лист 6-12).
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.
3 а да н и е 13. Назови иначе.
Образец: Хвост лисы — лисий хвост.
Голова барсука — …
Уши зайца — …
Шерсть овцы — …
Голова осла — …
Хвост белки — …
Грива льва — …
Уши телёнка — …
Лапы индюка — …
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — О Максимальное количество баллов — 8.
Задание 14. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся животные. Скажи и покажи, откуда вылезают котёнок, щенок, собака.
Котёнок под диваном, щенок под шкафом, собака под столом. Котёнок вылезает из-под дивана, щенок — из-под шкафа, собака – из-под стола (лист 6-13).
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.
Задание 15. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся дети и животные.
Скажи и покажи, откуда выглядывает мальчик, откуда выглядывают девочки, откуда выглядывает собака, откуда вылезает котёнок.
А. Одна девочка за креслом, другая — за шторой, собака за стулом, мальчик за шкафом, котёнок за диваном.
Б. Одна девочка выглядывает из-за кресла, другая из-за шторы, собака — из-за стула, мальчик — из-за шкафа, котёнок — из-за дивана (лист 6-14).
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.
Задание 16. Догадайся, какое слово будет следующим.
Сахар — сахарница, масло — …
Очки — очечник, мыло — …
Трактор — тракторист, экскаватор — …
Гитара — гитарист, скрипка — …
Летать — лётчик, учить — …
Носить — носильщик, строить — …
Тигр — тигрица, заяц — …
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.
Задание 17. Повтори предложения, не меняя слова местами.
Бабушка попросила Катю принести книгу, которая стояла на полке.
Вася заболел, и поэтому мама не повела его в среду в детский сад.
Несмотря на дождь, мы с папой поехали за город на дачу
Наташа вспомнила, что мама очень любит пирог с грибами и рисом.
Пока я собирал свои вещи, моя сестра сходила в магазин за хлебом.
ОЦЕНКА: точное воспроизведение — 2 балла, воспроизведение с незначительным изменением (пропуск слов или их замена, не искажающие общий смысл) — 1 балл, неправильный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.
Задание 18. Закончи предложения.
Лена ходила в лес, чтобы …
Автобус сломался, поэтому…
Ребята ходили в цирк, который …
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.
Блок III
Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического и просодического оформления речи.
Задание 19.
А. Повтори слова и словосочетания:
слесарь, чертёжник, эквилибрист, аэродром, эскалатор, шлагбаум; ремонтировать радиоприёмник, пишущая машинка, смеющийся мальчик.
Б. Повтори предложение: Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно (пропуски, искажения, перестановки) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.
Задание 20. Повтори слоги:
па-ба-па; ася-аща-ася; шва-шва-жва; кра-гра-кра; сан-цан-цан; мё-мо-мо; аня-ана-аня.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.
Задание 21.
А. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [с]. Слова: цыплёнок, светофор, цапля, роза, чашка, чемодан, кактус, утюг, кольцо.
Б. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [ч]. Слова: цыплёнок, качели, цапля, роза, чашка, чемодан, кактус, утюг. ОЦЕНКА: правильно (назвал все слова) — 1 балл, неправильно (допустил хотя бы одну ошибку) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.
Задание 22. А. Сколько звуков в слове «чашка»? Б. Сколько звуков в слове «кактус»?
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.
Задание 23. Повтори слоги с различным ударением: дон-дон-дон, дон-дон-дон, дон-дон-дон; ся-ся-ся, ся-ся-ся, ся-ся-ся.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.
Задание 24. Повтори предложения с разной интонацией. Паша принёс книгу в воскресенье.
Паша принёс книгу в воскресенье?
Паша принёс книгу в воскресенье?
Паша принёс книгу в воскресенье?
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.
Задание 25 Дай утвердительные ответы на вопросы.
Лена была вчера в школе? (Да, была.)
Папа принес эти цветы? (Да, папа.)
Коля купил спелый арбуз? (Да, спелый.)
Бабушка сварила варенье из вишни? (Да, из вишни.)
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.
Блок IV
Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сформированности связного речевого высказывания (текстовой деятельности), которая складывается в результате совокупного анализа понимания и самостоятельного продуцирования/ репродуцирования текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом.
Задание 26. Послушай рассказ и ответь на вопросы
Любопытная обезьяна Обезьяны очень любопытные животные. Этим часто пользуются охотники.
Чтобы поймать обезьяну, берут тяжелый кувшин с узким горлышком, насыпают в него немного орехов и оставляют его в лесу.
Обезьяна замечает кувшин, и ей очень хочется узнать, что в нем. Она подходит к кувшину, заглядывает внутрь. Затем она просовывает в него руку и хватает орехи. Вытащить их она не может: горлышко очень узкое, и рука, сжатая в кулак, не пролезает. Унести кувшин с собой ей тоже не под силу.
Даже когда появляется охотник, обезьяна не убегает: ей жаль бросить орехи, и она не разжимает кулака.
Так за свою жадность обезьяна расплачивается свободой.
Вопросы:
- Что охотники используют при ловле обезьян?
- Можно ли брать любой кувшин, чтобы поймать обезьяну?
- Какой кувшин используют при ловле обезьян?
- Почему обезьяна не убегает, когда к ней приближается охотник?
ОЦЕНКА: за каждый правильный ответ — 1 балл, неправильный — О баллов. Максимальное количество баллов — 4.
Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, чтобы получился рассказ.
Картинки (даны вперемешку):
- Кухня. На полу кошка с двумя котятами: черным и белым. Мама замешивает тесто. На столе бутылка с молоком и миска с мукой.
- Мама выходит из кухни, а котята забираются на стол.
- Котята на столе. Один опрокидывает молоко, другой забирается в миску с мукой.
- Белый котенок на полу лакает молоко, черный вылезает из миски почти весь в муке.
- Заходит мама на кухню и видит, что молоко и миска с мукой опрокинуты, а около кошки на полу два белых котенка.
ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание — 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью — 1 балл, не справился с заданием — О баллов.
Максимальное количество баллов — 2.
Задание 28. Составь рассказ по картинкам (картинки те же). ОЦЕНКА: 2 балла:
а) рассказ соответствует предложенному сюжету;
б) в рассказе присутствует как основная, так и дополнительная информация;
в) тема раскрыта полностью;
г) ребенок не испытывает трудностей при формулировании содержания.
1 балл:
а) рассказ частично соответствует предложенному сюжету;
б) логическая последовательность событий не нарушена;
в) в рассказе присутствует только основная информация (тема раскрыта частично);
г) ребенок испытывает некоторые трудности в формулировании содержания.
О баллов:
а) рассказ не соответствует предложенному сюжету
б) нарушена логическая последовательность событий;
в) ребенок испытывает значительные трудности в формулировании содержания текста.
Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 8.
Зада н ие 29. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил.
Сиротка
Собачку Жучку, которая жила в деревне, заели волки. У нее остался маленький слепой щенок. Прозвали его Сиротка.
Его подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку и лизнула его в нос. Кошка ухаживала за щенком так же, как и за своими котятами: вылизывала его, давала молока. Щенок подрос и вместе с котятами играл во дворе.
Однажды на Сиротку набросилась бродячая собака. Щенок завизжал. Тут появилась кошка. Она быстро схватила Сиротку зубами и запрыгнула вместе с ним на дерево. Кошка прикрывала щенка собой, пока хозяин не прогнал собаку со двора.
ОЦЕНКА:
2 балла:
а) пересказ соответствует оригиналу;
б) пересказ содержит как основную, так и дополнительную информацию;
в) при пересказе используется вариативность речи.
1 балл:
а) пересказ частично соответствует оригиналу;
б) пересказ содержит только основную информацию;
в) используются лексика и синтаксические конструкции оригинала.
О баллов:
а) пересказ не соответствует оригиналу;
б) нарушена смысловая организация текста;
в) значительные трудности в языковом оформлении текста.
Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 6.
Источник
ТЕСТЫ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Тесты для обследования импрессивной речи.
Понимание целостных словосочетаний из 2-х и 3-х частей.
Задание: – Послушай и сделай так:
а) возьми игрушку и встань со стула
б) похлопай в ладоши, помаши рукой и встань со стула.
Узнавание предметов, действий, частей тела.
(набор предметных картинок, сюжетные картинки)
Задание: – Покажи:
– где иголка? балкон? хлеб? костер? клумба?
– кто режет? пилит? моет? моется? рубит?
– где у тебя ухо? локоть? плечо? брови? пятка?
Узнавание предметов по их назначению.
Задание: – Покажи:
– из чего ты пьешь чай? в чем варят суп?
– где сидит птичка в комнате?
– чем мальчик ловит бабочек?
– куда ставят чистую посуду?
– чем девочка вырезает фигурку? чем рисует?
Выявление понимания грамматических форм слов.
(предметные картинки)
Задание: – Покажи (выбери картинку):
а) где поезд? где поезда?
где цветок? где цветы?
б) Лежит на полу. Что? (кубик)
лежат на полу. Что? (кубики)
идет гулять. Кто? (мальчик)
идут гулять. Кто? (дети)
в) Женя упала, заплакала и т.д.
Женя упал, заплакал, встал и т.д.
г) Где длинный поезд? Где длинные поезда? И т.д.
д) Покажи рукой фломастер.
покажи фломастером ручку и т.д.
Понимание лексического значения отдельной фразы.
(сюжетные картинки)
Задание: – Покажи:
– Кто бежит впереди?
Предложение: Собака бежит за мальчиком.
Предложение: Сад позади дома.
– Что впереди?
Предложение: Люба выше Кати.
– Кто ниже?
Понимание текста.
Текст: Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.
Вопросы:
– Где спала кошка?
– Как она спала?
– Кто сел возле кошки?
– Что мы скажем птичке?
Тесты для обследования состояния словаря.
Предметный словарь
а) чем режут хлеб? едят суп? пилят дрова? забивают гвозди? копают землю? подметают пол? чистят обувь, одежду? шьют?
б) части предметов (предметные картинки)
Задание: – Назови, что это
– у чайника (крышка, носик, донышко, ручка)
– у стула (сиденье, ножка, спинка)
– у ботинка (каблук, язычок, шнурок, подошва)
в) обобщение
Задание: – Назови одним словом
– платье, юбка, шорты, рубашка
– кот, пёс, корова, лошадь и т.д.
г) детёныши животных (предметные картинки)
д) профессии (сюжетные картинки)
Словарь признаков
(предметные картинки)
а) Задание: – Назови
Цыпленок какой? Бабочка какая? Солнце какое? Цветы какие?
б) прилагательные образованные от существительных
Шкаф сделан из дерева. Значит он какой?
Чемодан из кожи. Значит он какой? и т.д.
в) притяжательные прилагательные
– чей хвост? Чье ухо? Чья голова?
Глагольный словарь
(предметные и сюжетные картинки)
Задание: – Назови, что делает?
а) рыба, птица, конь, собака, бабочка, змея?
б) водитель, почтальон, продавец, парикмахер, швея?
Узнай предмет по описанию
– Он большой, круглый сине-красный, резиновый, упругий.
– Оно большое, круглое, красное, твердое, кислое, сочное, спелое и т.д.
Обобщения
(см. в предметном словаре (в))
Тесты для обследования грамматического строя речи.
Множественное число существительных
(предметные картинки)
Лист – листья ухо – уши
Глаз – глаза окно – окна
Задание: – Я буду говорить про один предмет, а ты про много. Это лист, а это?
Родительный падеж существительных множественного числа.
(тоже предметные картинки «множественное число»)
Задание: – Назови чего нет?
(листьев, глаз, окон, ушей, домов и т.д.)
Предложно-падежная форма
(сюжетные картинки)
Вопросы: (в) Куда идут дети? Где лежит книга?
(из) Откуда идут дети? Откуда взяли книгу?
(на) Где висит одежда? Где лежит торт?
(с) Откуда снимаем пальто? Откуда встал мальчик?
(за) Куда прячутся дети? Где сидит ученик?
(под) Где растут грибы? Где сидит ёжик?
(над) Где летает змей? Где висит лампа?
(между) Где стоит стол? Где сидит заяц?
Согласование прилагательных с существительными
(цветовые таблицы род/цвет или предметные картинки)
синий чайник
синяя рубашка
синее небо
синие васильки
Согласование числительных и существительных
(предметные картинки, «счетный материал»)
Один мяч, два мяча, …пять мячей
Одна машина, две машины, …пять машин
Одно ведро, два ведра, …пять ведер
Уменьшительно-ласкательная форма существительных
(предметные картинки серии «большой и маленький»)
юбка – юбочка стул – стульчик
рыба – рыбка шкаф – шкафчик
Падежные конструкции
(сюжетная картинка)
– Кого дети видели в лесу?
– Чего много в лесу?
– Откуда идут дети?
– К кому пришел мальчик?
– Зачем дети ходили в лес?
Тесты на обследование уровня развития фразы.
Составление простых распространенных предложений.
(из трех и более слов по сюжетной картинке)
Дети гуляли в лесу.
Девочка кормит кролика морковкой.
Внучка уступила место дедушке на скамейке.
(допустима помощь наводящими вопросами для расширения предложения)
Употребление сложносочиненных предложений.
– Весной просыпаются и птицы, и рыбы, и звери, и вся природа.
– Он выбрал себе и красный, и синий, и зелёный, и жёлтый карандаши.
(при составлении предложений использовать сюжетные картинки. Допустима помощь вопросами).
Употребление сложноподчиненных предложений.
Задание: закончи предложение:
«Машина остановилась потому, что…»
«Я пойду спать, когда…»
Тесты на обследование уровня сформированности связной речи.
Знание стихов, сказок.
Стихотворения из программы средней группы.
Сказки «Колобок», «Репка», «Теремок» и т.д.
Составление рассказа описания
(по схеме и по образцу логопеда)
Задание: – Расскажи о яблоке, так, как будто ты загадываешь загадку.
Составление рассказа по сюжетной картинке
(сюжет близким, знакомым детям)
Картинка «Зимние забавы», «Собираем урожай в огороде»
Задание: – Рассмотри картинку и скажи:
– Кто нарисован? Что нарисовано?
– Что делают? На чем? (чем?)
Пересказ небольшого рассказа
Задание: – Я прочитаю тебе рассказ. Послушай, рассмотри картинку и расскажи его.
«Белочка и зайчик»
Летом подружилась белочка и зайчик. Белочка была рыженькая, а зайчик серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки и орехи, а зайчик – морковку и капусту.
Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик под ёлкой. Раз они встретились и не узнали друг друга: белочка была не рыженькая, а серенькая. Зайчик был не серый, а белый. Но летом они снова узнали друг друга.
Обследование произношения, фонематического восприятия и слоговой структуры слова.
Звукопроизношение
(Набор предметных картинок на разные группы звуков, разное положение звука в слове.)
а) свистящие (с, з, ц + мягкие позиции)
б) шипящие (ш, ж, ч, щ)
в) задненебные (к, г, х + мягкие позиции)
г) сонорные (л, ль, р, рь)
д) йотированные (й, я, ю, е, ё)
Фонематическое восприятие
а) Выделение заданного звука.
Задание: – Хлопни когда услышишь звук…
б) Послушай что я скажу и покажи картинку
жаба – шапка, том – дом, удочка – уточка,
почка – бочка, жар – шар.
в) Повтори за мной:
Тим – Том, пить – плыть,
мы – мир, выть – вить.
Слоговая структура
а) Назови картинки: портфель, крокодил, черепаха, милиционер, балалайка.
б) Повтори за мной: градусник, кастрюля, строительство, температура, аквариум.
в) Употребление слов сложной слоговой структуры в предложении.
– Жора будет художником.
– В доме деревянное крыльцо.
– Ученики читают книги в библиотеке.
Формула для определения уровня речевого развития.
К = а/в
а – количество правильных ответов
в – количество заданий
Уровни по баллам:
Высокий уровень речевого развития – 1 б.-0,9 б.
Хороший уровень речевого развития – 0,8 б.-0,7 б.
Средний уровень речевого развития – 0,6 б.-0,5 б.
Слабый уровень речевого развития – 0,4 б.-0 б.
Источник