Тест развитие ребенка младший школьник

Диагностика развития логического мышления младших школьников

Тесты и методики для исследования уровня логического мышления у детей 6-10 лет

Тест «Последовательные картинки» (для детей 6-10 лет)

Цель: Исследовать уровень образно-логического мышления, операций анализа, обобщения и сравнения.

Оборудование: Серия из 3—5 рисунков, в которых рассказывается о каком-то событии. Сложность набора и количество картинок зависят от возраста: 4—5 картинок для детей 5—7 лет, 8—9 картинок для детей 8—10 лет.

Последовательные картинки

Маша заболела

Петя идет в магазин

Два кота

Ваня дома и в школе

Ваня дома и в школе (продолжение)

Ваня дома и в школе (окончание)

Дождливый день

Дождливый день (окончание)

Хитрый пес

Сначала взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинки и спрашивает, о чем в них рассказывается. Ребенок внимательно рассматривает картинки. Затем взрослый просит разложить картинки так, чтобы получился связный рассказ.

На столе перед ребенком в произвольном порядке раскладывают картинки, после чего дают первоначальную инструкцию. Если 5—6-летний ребенок не может сразу определить содержание ситуации, ему можно помочь наводящими вопросами: «Кто здесь изображен? Что они делают?» и т.д.

Старшим детям такую предварительную помощь не оказывают.

Убедившись, что дети поняли общее содержание картинок, взрослый предлагает им разложить картинки по порядку.

Младшим детям можно уточнить: «Разложи картинки так, чтобы было понятно, с какой из них начинается этот рассказ и какой заканчивается». В процессе работы взрослый не должен вмешиваться и помогать детям.

После того как ребенок закончит раскладывать картинки, его просят рассказать историю, которая получилась в результате этого расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому.

Если в раскладе допущена ошибка, то ребенку указывают на нее в процессе рассказа и говорят, что не может быть так. Если ребенок сам ошибку не исправляет, взрослый не должен перекладывать картинки до окончания рассказа.

Анализ результатов

При анализе результатов учитывается прежде всего правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике развития повествования.

Для детей 5—5,5 лет правильной может быть не только логическая, но и житейская последовательность. Например, ребенок может положить картинку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди карточки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку.

Для детей 6—6,5 лет подобный ответ считается неправильным. При таких ошибках взрослый предлагает ребенку исправиться. Затем, чтобы проверить обучаемость ребенка, ему предлагают разложить другой набор картинок и рассказать.

При обучении прежде всего нужно внимательно рассмотреть каждую картинку вместе с ребенком, обсуждая ее содержание. Затем анализируют содержание всего рассказа, придумывают ему название, после чего ребенку предлагают разложить картинки по порядку.

Тест «Исключение лишнего» (для детей 6-10 лет)

Цель: Исследовать уровень образно-логического мышления, операций анализа, обобщения и сравнения.

Оборудование:  Карточки (12 шт.) с 4 словами (или с 4 изображениями), одно из которых — лишнее. Для детей 5— 6 лет предлагаются картинки, для детей 7—10 лет — слова.

Взрослый предлагает ребенку прочитать слова (или посмотреть на эти картинки), одно из которых лишнее и не связано с остальными словами, просит подумать, какое это слово, и назвать его.

Каждую карточку с изображением предметов (или со словами, если детям 6—7 лет и они хорошо развиты) дают отдельно. Таким образом, в процессе тестирования детям последовательно предъявляются все двенадцать. Каждое следующее задание дают ребенку после его ответа на предыдущее — независимо от того, правильно он ответил или нет.

Детям 7—10 лет, как правило, предъявляются сразу все карточки, которые они постепенно анализируют.

Помощь взрослого заключается в дополнительных вопросах типа: «Хорошо ли ты подумал? Ты уверен, что выбрал правильно слово?», но не в прямых подсказках. Если ребенок после такого вопроса исправляет свою ошибку, ответ считается правильным.

Анализ результатов

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный — 0 баллов.

Выводы об уровне развития:

— в норме — 8—10 баллов;

— низкий уровень — 5—7 баллов;

— интеллектуальный дефект — менее 5 баллов.

Тест «Выделение существенных признаков понятий» (для детей 7 — 10 лет)

Цель: Исследовать уровень словесно-логического мышления, операций анализа и обобщения.

Оборудование:  Карточка со словами-понятиями и приложенными к ним другими словами, в большей или меньшей степени связанные с этими понятиями.

* * * 

Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на первую строчку со словами: главное — «сад» и дополнительные в скобочках. Из них ребенку надо выбрать два самых важных, а затем ответить, без чего не может существовать сад.

Все двенадцать сочетаний слов предъявляются ребенку одновременно. Первое словосочетание ребенку читают вслух при инструктировании, при необходимости его можно проанализировать более подробно (особенно с детьми 7—7,5 лет).

Затем дети читают слова «про себя» и отвечают вслух.

Дети 9—10 лет могут просто подчеркивать нужные слова, не зачитывая их.

Анализ результатов

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 баллов.

Выводы об уровне развития:

— в норме — 8—10 баллов;

— низкий уровень — 5—7 баллов;

— интеллектуальный дефект — менее 5 баллов.

Тест «Словесные пропорции» для детей 7-10 лет

Цель: Исследовать уровень словесно-логического мышления, операций анализа и обобщения.

Оборудование:  Карточки с двумя группами слов. Слова, образующие первую пару, связаны между собой по определенной аналогии. Детям надо понять принцип этой аналогии и составить пару из слов второй группы.

* * * 

Сначала взрослый предлагает ребенку посмотреть на слова. В правой колонке написано: «корова — теленок». Между этими словами есть определенная связь. А в левой колонке наверху написано слово «лошадь», а внизу дано несколько разных слов. Взрослый просит ребенка подумать и выбрать среди них такое, которое было бы так же связано со словом «лошадь», как слово «теленок» связано со словом «корова».

Все карточки с двумя группами слов предъявляют детям одновременно.

Первую карточку зачитывают вслух при инструктировании.

При необходимости (если ребенку трудно ответить или ответ неправильный) первую карточку можно проанализировать более подробно, но правильное слово ребенок должен найти самостоятельно. Например, взрослый может подсказать, как строится пропорция: «Теленок рождается у коровы. А кто рождается у лошади? Вот и найди нужное слово в нижней строчке пропорции».

Следующие задания ребенок выполняет самостоятельно.

Старшим детям (9—10 лет) можно разрешить не отвечать вслух, а подчеркивать нужное слово.

Анализ результатов

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 баллов.

Выводы об уровне развития:

— в норме — 8—10 баллов;

— низкий уровень — 5—7 баллов;

— интеллектуальный дефект — менее 5 баллов.

Методика определения уровня умственного развития детей 7—9 лет Э.Ф. Зямбицявичене

При использовании данной методики применяется тест, который состоит из 4-х субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов:

1-й субтест — исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого;

2-й субтест — исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений;

3-й субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;

Читайте также:  Протокол обследования психологического развития ребенка

4-й субтест — выявление умения обобщать.

Тест лучше проводить индивидуально.

Задания читаются вслух взрослым, ребенок читает одновременно «про себя».

1-й субтест

Выбрать одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.

1. У сапога есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

2. В теплых краях обитает… (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

3. В году… (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

4. Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

5. Пассажирский транспорт… (комбайн, автобус, экскаватор, самосвал).

6. Отец старше своего сына… (часто, всегда, иногда, редко, никогда).

7. Вода всегда… (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

8. У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, тень).

9. Город России… (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

2-й субтест

Здесь в каждой строчке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить его.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, болото.

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, кубики.

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

8. Курица, петух, лебедь, индюк, гусь.

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

3-й субтест

Внимательно прочитать эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа — одно слово над чертой (например: библиотека) и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги). Нужно выбрать одно слово из пяти под чертой, которое связано со словом над чертой (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья). Примеры:

лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги+;

бежать/стоять = кричать/молчать+, ползать, шуметь, звать, плакать.

Значит, следует установить, какая связь между словами слева, а затем установить такую же связь между словами в правой части.

4-й субтест

Эти пары слов можно назвать одним словом, например: брюки, платье — одежда; треугольник, квадрат — фигура.

Назвать общее понятие к каждой паре.

1. Метла, лопата — …

2. Окунь, карась — …

3. Лето, зима — …

4. Огурец, помидор — …

5. Сирень, шиповник — …

6. Шкаф, диван — …

7. День, ночь — …

8. Слон, мышь — …

9. Июнь, июль — …

10. Дерево, цветок — …

Анализ результатов (по Л.И. Переслени)

1-й субтест

Если ответ на задание 1 правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?»

При правильном объяснении ребенку выставляется 1 балл, при неправильном — 0,5 балла.

Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла.

Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слова «всегда», что важно для выполнения заданий 3, 4, 6.

При работе ребенка над последующими заданиями 1-го субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2-й субтест

Если ответ на задание 1 правильный, задается вопрос «почему?». При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла.

Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать другой (правильный) ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла.

При выполнении заданий 7, 9, 10 дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения. Кроме того, при выполнении задания дополнительный вопрос не задается еще и потому, что эмпирически доказано — если ребенок правильно решает это задание, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».

3-й субтест

За правильный ответ — 1 балл, за правильный ответ после второй попытки — 0,5 балла. Уточняющих вопросов не задается.

4-й субтест

Оценки аналогичны 3-му субтесту. При неправильном ответе предлагается подумать еще. Уточняющие вопросы не задаются.

Подсчитывается сумма баллов за выполнение отдельных субтестов и за все субтесты в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать ребенок за все субтесты, — 40 (оценка успешности — 100%).

Целесообразно подсчитать суммарную оценку за выполнение заданий со второй попытки после стимулирующей помощи взрослого.

Увеличение числа таких ответов может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов.

Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:

ОУ = X /40·100% , где X — сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных определяются уровни успешности (норма и задержка умственного развития):

— 4-й уровень успешности — 32 балла и более (80—100% ОУ);

— 3-й уровень — 31,5—26 баллов (79,9—65%);

— 2-й уровень — 25,5—20 баллов (64,9—50%);

— 1-й уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже).

Правильные ответы

1-й субтест

1. Подошва.

2. Верблюд.

3. 12.

4. Февраль.

5. Автобус.

6. Всегда.

7. Жидкая.

8. Корень.

9. Москва.

2-й субтест

1. Фасоль.

2. Мост.

3. Песок.

4. Москва.

5. Орешник.

6. Указка.

7. Нестеров.

8. Лебедь.

9. Число.

10. Вкусный.

3-й субтест

1. Георгин/цветок.

2. Врач/больной.

3. Сад/яблоня.

4. Птица/гнездо.

5. Сапог/нога.

6. Мокрый/сухой.

7. Термометр/температура.

8. Лодка/парус.

9. Игла/стальная.

10. Пол/ковер.

4-й субтест

1. Рабочие инструменты.

2. Рыба.

3. Время года.

4. Овощ.

5. Куст.

6. Мебель.

7. Время суток.

8. Животное.

9. Месяц лета.

10. Растение.

Источник

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

ОПИСАНИЕ НАБОРА МЕТОДИК

Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям, запас знаний ребенка, овладение письменной речью, основными математическими навыками.
Основой для предлагаемого набора послужил комплекс методик для определения готовности к обучению в среднем звене, апробированный Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басовым. При подборе заданий составители стремились согласовать уровень их сложности и содержание с требованиями программы обучения в выпускном классе начальной школы.
В набор включены следующие шкалы (см. Приложение):
1. Общая осведомленность. Направлена на выявление круга представлений ребенка об окружающем мире, умения рассуждать и обосновывать свои выводы.
2. Сложение чисел с переключением. Методика направлена на изучение психического темпа, устойчивости и колебаний внимания, переключаемости, утомляемости. Позволяет оценить сформированность устного счета в пределах 20, понимание и способность следовать словесной инструкции, скорость формирования новых способов действия.
3. Исправь ошибки. Направлена на изучение внимательности, сформированности функции контроля.
4. Воспроизведение рассказа. Направлена на определение некоторых сторон речевого развития: понимания речи, сформированности письменной речи, а также уровня смысловой памяти.
5. Смысловая память. Оценивается способность ребенка к смысловому запоминанию.
6. Составление фразы из трех слов.
7. Составление фразы из четырех слов.
Методики направлены на оценку способности к речевому синтезу способности к установлению смысловых логических связей.
8. Сравнение понятий.
9. Классификация (исключение лишнего понятия).
10. Простые аналогии (анализ отношений понятий).
11. Выделение существенных признаков.
Эти методики направлены на изучение основных мыслительных операций на вербальном уровне.
12. Арифметика. Выявляется уровень овладения программными знаниями по математике, способность к рассуждению.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка от развития речи

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводится в групповой или индивидуальной форме. Количество детей в группе не должно быть слишком большим, особенно если дети относятся к группе риска по успеваемости или поведению. Оптимально — 5–7 человек. Дети выполняют задания на бланке.
Перед началом дается общая инструкция следующего содержания:

Дорогие ребята! Вы скоро будете переходить в 5-й класс. За время обучения в начальной школе вы многому научились. Сейчас вы выполните несколько заданий, и мы с вами узнаем, что вы научились делать особенно хорошо. Я буду объяснять вам, как выполнять каждое задание. Время на выполнение каждого задания ограничено. Вы будете начинать и оканчивать работу по моему сигналу. Приступать к выполнению следующего задания можно только после объяснения. Прошу вас ничего не говорить вслух. Если что-то будет непонятно, поднимите руку, я к вам подойду.

Перед каждой новой методикой дается инструкция (см. Приложение) и проводится обучение (сложение чисел с переключением) или разбирается пример (сравнение, аналогии, составление фраз).
В целом проведение всего набора занимает около 90 минут (2 урока по 45 минут).
Во время исследования нельзя оказывать никакой помощи, кроме стимулирующей.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Производится оценка результатов в соответствии с указаниями в рабочей тетради экспериментатора (см. Приложение). Подсчитывается количество баллов по каждой методике и сумма баллов по шкалам 1, 3–12. Результаты заносятся в сводную таблицу и сравниваются с нормами, представленными в таблице № 5 «Нормы результатов».

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ

Центр помощи детям провел при помощи предлагаемого набора методик исследование статистически репрезентативной выборки, состоящей из более чем 200 детей, что позволило ориентировочно определить количественные возрастные нормы готовности к обучению в среднем звене для учащихся общеобразовательных школ Ярославской области.
В состав выборки вошли не имеющие проблем в обучении и развитии дети 3(4)-х классов, обучающиеся по программе 1–3 и программе 1–4 соответственно, а также дети из классов компенсирующего обучения и специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития.
Для стандартизации полученных результатов был проведен анализ распределения результатов по всем шкалам и итоговым показателям (см. табл.). В качестве единиц анализа для удобства обработки и определения возрастных норм использовались сырые баллы без перевода в стандартные оценки. Определялось максимальное и минимальное выборочное значение, среднее и два процентиля — 25-й и 75-й (количество целых баллов, набранное 25 и 75 процентами испытуемых соответственно).
Итоговый показатель здесь и выше подсчитывался следующим образом.
Суммарный балл получался простым сложением сырых баллов, набранных по шкалам № 1–12, так как полученные по этим шкалам баллы прямо пропорциональны уровню развития соответствующих психических функций.
Для удобства пользователя не строились таблицы перевода сырых балов в стандартные оценки, а подсчитывались процентили, не менее эффективно обеспечивающие возможность определения соответствия результатов возрастной норме.
При интерпретации результатов предлагаемого набора не производится построение профиля испытуемого, а набранные им сырые баллы по шкалам и подсчитанный итоговый показатель сравниваются с данными, приведенными в таблице.
– Если значение набранных испытуемым баллов находится между 25-м и 75-м процентилем, включая граничные значения, то результаты соответствуют возрастной норме, что в стандартных оценках соответствует, например, результату 4–7 стенов.
– Если значение набранных испытуемым баллов находится ниже 25-го процентиля, исключая граничное значение, то результаты статистически ниже возрастной нормы, что в стандартных оценках соответствует, например, результату 1–3 стена.
– Если значение набранных испытуемым баллов находится выше 75-го процентиля, исключая граничное значение, то результаты статистически выше возрастной нормы, что в стандартных оценках соответствует, например, результату 8–10 стенов.

Нормы результатов выполнения набора методик (в сырых баллах)

1 — общая
осведомленность

2 — сложение чисел
с переключением

3 — исправь ошибки

среднее

6,83

25 процентиль

6,00

75 процентиль

8,00

минимум

4,00

максимум

10,00

стандартное
отклонение

1,40

среднее

7,98

25 процентиль

7,00

75 процентиль

9,00

минимум

0,80

максимум

13,00

стандартное
отклонение

2,53

среднее

5,39

25 процентиль

3,00

75 процентиль

8,00

минимум

0,00

максимум

10,00

стандартное
отклонение

2,78

4 — воспроизведение
рассказа

5 — смысловая память

6 — фраза из 3 слов

среднее

6,16

25 процентиль

4,00

75 процентиль

8,00

минимум

0,00

максимум

13,00

стандартное
отклонение

2,55

среднее

7,16

25 процентиль

6,00

75 процентиль

9,00

минимум

1,00

максимум

10,00

стандартное
отклонение

2,34

среднее

2,33

25 процентиль

2,00

75 процентиль

3,00

минимум

1,00

максимум

3,00

стандартное
отклонение

0,67

7 — фраза из 4 слов

8 — сравнение

9 — классификация

среднее

2,20

25 процентиль

2,00

75 процентиль

3,00

минимум

0,00

максимум

3,00

стандартное
отклонение

0,93

среднее

8,83

25 процентиль

8,00

75 процентиль

10,00

минимум

5,00

максимум

14,00

стандартное
отклонение

1,80

среднее

12,80

25 процентиль

9,00

75 процентиль

17,00

минимум

3,00

максимум

20,00

стандартное
отклонение

4,53

10 — аналогии

11 — существенные
признаки

12 — арифметика

среднее

3,77

25 процентиль

3,00

75 процентиль

5,00

минимум

1,00

максимум

5,00

стандартное
отклонение

1,24

среднее

5,38

25 процентиль

3,00

75 процентиль

7,00

минимум

1,00

максимум

10,00

стандартное
отклонение

2,45

среднее

4,78

25 процентиль

3,00

75 процентиль

6,00

минимум

0,00

максимум

8,00

стандартное
отклонение

1,57

суммарный балл

среднее

73,49

25 процентиль

67,00

75 процентиль

83,00

минимум

40,00

максимум

95,00

стандартное
отклонение

11,75

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Общая осведомленность

Инструкция: Ответь, пожалуйста, на десять вопросов.
Экспериментатор читает вопрос 1 раз, дети кратко записывают ответ в листе ответов.

1. Как называется река, на которой расположен Ярославль? (Волга)
2. Что такое пара? (Два, двое и т.п.)
3. Назови четыре времени года? (Зима, весна, лето, осень)
4. Где садится солнце? (На западе)
5. Для чего нужен желудок? (Переваривать еду (пищу)
6. Почему нефть или масло плавают по воде? (Они легче воды)
7. Что празднуют 9 Мая? (День Победы)
8. Каков примерно рост человека? (От 1,5 до 2 метров)
9. Как называется столица Украины? (Киев)
10. Кто живет во Франции? (Французы)

Оценка: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

2. Сложение чиселс переключением

Инструкция: Тебе надо быстро и правильно складывать два однозначных числа, написанные одно под другим. Сложение ты будешь выполнять двумя способами:
1) сумму ставят в верхнюю строку, а под ней в нижнюю строчку ставят верхнее предыдущее число. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают, пишут число единиц;
2) сумму ставят в нижнюю строчку, а вверх переносят предыдущее нижнее слагаемое.

Например:

1-й способ

5 4 9 3 2 5 7 2

9 5 4 9 3 2 5 7

2-й способ

5 9 4 3 7 7 7 4

9 4 3 7 0 7 4 1

Детям дают возможность тренировки в выполнении задания (4–5 сложений каждым способом), экспериментатор отвечает на вопросы, добиваясь, чтобы способы выполнения были усвоены.
Продолжение инструкции после тренировки:
В течение минуты ты должен действовать по первому способу, а потом по сигналу — по второму способу, поставив вертикальную черту, затем через минуту перейти к первому способу и т.д.
Дети работают в течение пяти минут.
Оценка: высчитывается среднее число сложений за 1 минуту, каждое оценивается в 1 балл.

Читайте также:  Гейко в а роль семьи в развитии школьных успехов ребенка

3. Исправь ошибки

Инструкция: Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой.
Дети работают самостоятельно в течение 7 минут.
1. Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. — 1 ошибка
2. Взрослые и дти толпились на берегу. — 1 ошибка
3. Внизу над ними расстилалась пустыня. — 1 ошибка
4. В отфет я киваю ему рукой. — 2 ошибки
5. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. — 2 ошибки
6. Сорняки живучи и плодовиты. — 0 ошибок
7. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. — 0 ошибок
8. На столе лежала карта на_шего города. — 1 ошибка
9. Самолет_сюда, чтобы помочь людям. — 1 ошибка
10. Скоро_удалось мне на машине. — 1 ошибка
(Текст содержит 10 ошибок.)
Оценка: подсчитывается количество замеченных ошибок, каждая замеченная ошибка оценивается в 1 балл.
Количественная оценка дополняется качественной: какие именно ошибки пропущены (смысловые, офографические, дисграфические).

4. Воспроизведение рассказа

Экспериментатор читает рассказ вслух. Дети пишут затем краткое изложение в течение 5 минут.
Инструкция: Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они логически связаны. Послушайте внимательно рассказ и затем в течение пяти минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя.
Оценка: подсчитывается количество воспроизведенных смысловых единиц, каждая оценивается в 1 балл.

Рассказ
Три | сгоревших | дома
Казань, | 5 сентября. | Большой | пожар | уничтожил |прошлой | ночью | в Казани | три здания, | расположенные в центре города. | 17 семей | остались без жилища. | Убытки | превышают | 150 миллионов рублей. | Спасая | маленького | ребенка, | один рабочий | сильно поранил себе руку.

5. Смысловая память

Инструкция: Я прочитаю 10 пар слов, связанных по смыслу. Постарайся их запомнить. Потом нужно будет на каждое первое слово из пары ответить вторым словом.
После предъявления стимульных пар: А теперь я буду читать первое слово из каждой пары, а ты припомни второе и запиши в листе ответов.

шум — вода
стол— обед
мост — река
рубль — копейка
лес — медведь

дуб — желудь
дичь — выстрел
рой — пчела
час — время
гвоздь — доска

Оценка: подсчитывается число правильно воспроизведенных пар, каждая оценивается в 1 балл.

6. Составить фразу из трех слов

Инструкция: Я назову тебе три слова, а ты свяжи их между собой, составь из них какое-нибудь предложение и запиши в листе ответов.
На составление каждой фразы дается 1 минута.

Девочка — ручей — мяч
Собака — школа — автомобиль
Гражданин — собака — инструкция

Оценка: подсчитывается количество удачных ответов, каждый ответ оценивается в 1 балл, нелепые или малоосмысленные фразы не принимаются в расчет.

7. Составить фразу из четырех слов

Инструкция: Я назову тебе четыре слова, а ты свяжи их между собой, составь из них какое-нибудь предложение и запиши его.
На составление каждой фразы дается 1 минута.

Дверь — комната — больной — доктор
Собака — кошка — дерево — крыша
Бумага — карандаш — мост — река

Оценка: подсчитывается количество удачных ответов, каждый ответ оценивается в 1 балл, нелепые или малоосмысленные фразы не принимаются в расчет.
Примечание: все образцы письма детей подвергаются качественному анализу.

8. Сравнение

Инструкция: Я назову тебе какие-нибудь два предмета, а ты подумай и напиши в листе ответов, что между ними общего, чем они одинаковы. Старайся написать как можно больше.
На выполнение дается не более 10 минут.

книга — тетрадь
лошадь — корова
линейка — треугольник
озеро — река
солнце — луна
сани — телега
дождь — снег

Оценка: 2 балла, если дается обобщающее слово (производится классификация);
1 балл — если перечисляются отдельные признаки.
Ответы, где предлагалась помощь, в оценку не включать.

9. Классификация

Инструкция: Какое понятие в каждом из перечней является лишним и почему?
На выполнение дается не более 8 минут.

1) приставка, предлог, суффикс, окончание, корень
2) треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг
3) дождь, снег, осадки, иней, град
4) запятая, точка, двоеточие, тире, союз
5) дуб, дерево, ольха, тополь, ясень
6) Василий, Федор, Иван, Петров, Семен
7) секунда, час, год, вечер, неделя
8) футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол
9) самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль
10) смелый, храбрый, решительный, злой, отважный

Оценка: 2 балла, если называется лишнее слово и дается обобщающее слово (производится классификация);
1 балл — если выделено только лишнее слово.

10. Анализ отношений понятий (аналогии)

Инструкция: Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Третье и одно из приведенных ниже находятся в такой же связи. Найди это слово и запиши в листе ответов.
Например:
песня : композитор = самолет : ?
а) аэродром б) горючее в) конструктор г) летчик д) истребитель
Песню сочинил композитор, значит ответ — конструктор, потому что конструктор сделал (придумал, спроектировал) самолет.
На выполнение задания отводится 5 минут.

школа : обучение = больница : ?
а) доктор б) ученик в) лечение г) учреждение д) больной

песня : глухой = картина : ?
а) слепой б) художник в) рисунок г) больной д) хромой

лес : деревья = библиотека : ?
а) город б) здание в) книги г) библиотекарь д) театр

утро : ночь = зима : ?
а) мороз б) день в) январь г) осень д) сани

слагаемое : сумма = множители : ?
а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) деление

Оценка: подсчитывается количество правильных ответов, каждый оценивается в 1 балл.

11. Способность выделять существенные признаки (сравнение)

Инструкция: Перед скобками слово, а в скобках еще 5 слов. Найди и подчеркни два слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова перед скобками.
На выполнение задания отводится не более 7 минут.

Ответы:
1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)
2. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)
3. Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово)
4. Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания)
5. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)
6. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
7. Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты)
8. Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)
9. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа)
10. Война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья)

Оценка: подсчитывается количество правильных ответов, каждый оценивается в 1 балл.

12. Арифметика

Детям предлагается решить задачи и записать решение и полный ответ.
На решение отводится 8 минут. Допускается оказание индивидуальной помощи ребенку.

Задача 1

Ребята нашли 10 белых грибов и 8 подберезовиков. Все грибы они разложили в корзины, по 9 грибов в каждую.
Сколько корзин потребовалось? (Две корзины)

Задача 2

Знаменитые куранты на Спасской башне были установлены через 704 года после основания Москвы.
В каком году это было, если в 1997 году Москве исполнилось 850 лет? (В 1851 году)

Оценка:
4 балла — задача решена правильно самостоятельно, решение записано выражением.
3 балла — задача решена правильно самостоятельно в 2 вопроса.
2 балла — задача решена правильно, после неоднократного прочтения ее содержания учителем с интонационным выделением компонентов.
1 балл — задача решена правильно, после составления плана решения учителем.
0 баллов — выполнение задачи с ориентировкой не на общий смысл, а на ее отдельные фрагменты, невыполнение задания.

Источник