Тест психическое развитие ребенка младшего школьника
Инструкция: в заданиях 1-5 укажите правильный ответ. 1. Ведущей деятельностью младшего школьника является:
- а) общение;
- б) учение;
- в) игра;
- г) труд.
- 2. Обязательно ли оценивать результаты учения отметкой:
- а) да;
- б) нет.
- 3. В структуру учебной деятельности входят:
- а) учебная задача;
- б) конкретно-практическая задача;
- в) учебные действия;
- г) проблемная ситуация;
- д) отметка;
- е) оценка;
- ж) самоконтроль;
- з) кооперация со сверстниками;
- и) самооценка.
- 4. Мотивами учения младшего школьника являются:
- а) самоутверждение;
- б) получение похвалы;
- в) желание быть кем-то;
- г) познавательный мотив;
- д) интерес к знаниям вообще;
- е) самообразование;
- ж) самосовершенствование.
- 5. Индивидуальный подход — это:
- а) приспособление к возможностям школьников;
- б) ожидание изменений;
- в) активное воздействие с учетом возможностей.
Инструкция: в заданиях 6-10 добавьте недостающее
слово.
6. Спад интереса к учению происходит из-за пресыщенности ролью ученика и несформированности_
мотивов.
7. Основные виды трудности адаптации первоклассника
связаны с усвоением правил поведения, с особенностями взаимоотношений со_, с_, с родителями, с отношением к_.
8. В обучении первоклассника более существенно использовать психологические возможности_,
нежели_.
9. Познавательные психические процессы в младшем
школьном возрасте по сравнению с дошкольным становятся более_.
10. Главной причиной отрицательных эмоциональных
состояний является противоречие между _
и возможностью их удовлетворения.
- 11. Кроме указанных ниже причин трудностей в обучении младших школьников укажите еще какие-либо:
- а) лень;
- б) рассеянность;
- в) неуспешпость;
- г) неуправляемость;
- Д)_
- е)_ ж) _
- з) _•
- 12. Основой оценок первоклассниками друг друга являются (расположите в порядке значимости):
- а) оценка родителями;
- б) оценка учителем;
- в) оценка товарищами;
- г) оценка взрослыми.
- 13. Укажите психологические новообразования в младшем школьном возрасте:
- а) произвольность психических процессов;
- б) ориентация па результат деятельности;
- в) внутренний план действия;
- г) возникновение познавательных потребностей;
- д) рефлексия;
- е) самоконтроль.
- 14. Формированию положительного отношения к труду младшего школьника особенно способствуют (расположите в порядке значимости):
- а) мотивация;
- б) знание целей деятельности;
- в) коллективность работы;
- г) оценка учителем;
- д) оценка товарищей;
- е) радость труда.
- 15. Игровая деятельность является средством (установите соответствие):
- а) психического развития и активизации деятельности;
- б) активизации деятельности и психического развития;
- в) познания окружающей действительности;
- г) освоения ролей;
- д) изменения позиции ребенка.
- 1. В дошкольном возрасте_
- 2. В младшем школьном возрасте_
- 16. Выберите основные признаки внимания младшего школьника:
- а) преобладает непроизвольное;
- б) преобладает произвольное;
- в) развивается непроизвольное;
- г) развивается произвольное.
- 17. Основные свойства внимания младшего школьника (подчеркните правильные ответы):
Объем: 2-3 объекта; 3-4 объекта; 5-6 объектов. Распределение: слабое; среднее; хорошее. Переключение: трудное; среднее; легкое.
Устойчивость: высокая; средняя; слабая.
- 18. Основные особенности восприятия младшего школьника (выберите соответствующие признаки):
- а) определяются особенностями предмета;
- б) определяются особенностями целей;
- в) определяются узнаванием предмета;
- г) дифференцированность восприятия плохая;
- д) дифференцированность восприятия хорошая;
- е) ситуативность восприятия предмета;
- ж) эмоциональность большая;
- з) эмоциональность небольшая.
- 19. Установите соответствие.
Основные компоненты учебной деятельности младшего школьника | Характеристики |
|
|
20. Установите соответствие.
Дети, пришедшие в школу | Показатели |
|
|
- 21. Особенности памяти младшего школьника (выберите соответствующие признаки):
- а) произвольное запоминание совершенно;
- б) произвольное запоминание несовершенно;
- в) важность эмоциональности изучаемого материала;
- г) использование приемов запоминания;
- д) осмысленность запоминания большая;
- е) быстрое запоминание материала, вызывающего яркие образы.
- 22. Установите соответствие.
Эмоциональная жизнь младшего школьника | Показатели |
|
|
23. Отметьте наиболее значимые ответы.
Действенность нравственных чувств в младшем школьном возрасте определяется:
- а) словами;
- б) поступками;
- в) делами;
- г) переживаниями.
- 24. Оптимально эстетические чувства в младшем школьном возрасте развиваются при (расставьте суждения в порядке их значимости):
- а) восприятии отдельных произведений искусства;
- б) выражении собственных эмоциональных отношений;
- в) собственной изобразительной деятельности.
- 25. Интеллектуальные чувства в младшем школьном возрасте развиваются как потребность при (отметьте три наиболее значимых ответа):
- а) правильной организации обучения;
- б) правильной организации воспитания;
- в) самостоятельных занятиях;
- г) изучении фактов;
- д) осмысливании причин явлений;
- е) рассматривании художественных произведений.
- 26. Установите соответствие.
Потребности младшего школьника | Показатели |
|
|
27. Представление младшего школьника о себе, его самооценка формирует и соответствующее отношение к себе (установите правильное соответствие):
Показатели | |
|
|
3. Связанное с оценками других. |
|
28. Самооценка младшего школьника зависит от его успехов в учебной деятельности (укажите возможные симптомы):
|
|
29. Формирование и корректирование самооценки младшего школьника происходят (укажите возможные симптомы):
|
|
30. Положение ученика в группе младшего школьного возраста может быть (выберите возможные симптомы):
|
|
31. Положение ученика в системе межличностных отношений складывается в 1-2 классах (отметьте правильные суждения):
а) является устойчивым на протяжении последующих лет обучения; | да | нет |
б) может легко изменяться; | да | нет |
в) оказывает влияние на психическое развитие ученика; | да | нет |
г) оказывает влияние на отношение ученика к группе; | да | нет |
д) оказывает влияние на отношение к школе; | да | нет |
е) оказывает влияние на социальное развитие ученика; | да | нет |
ж) зависит от отношения родителей к классу; | да | нет |
з) зависит от желаний самого ученика. | да | нет |
ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
по «игровому типу», негативистская демонстративность.
|
|
Источник
Для детей младшего школьного возраста характерна учебная деятельность, при выполнении которой у ребенка возникают главные психические новообразования — анализ и планирование, которые определяют существенные качественные изменения в развитии познавательных процессов ребенка, так и всей его потребностно-эмоциональной и личностной сферы.
Предлагаемая здесь система психодиагностических методик предназначена для комплексной оценки уровня психологического развития детей, учащихся начальных классов, включая характеристику их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков.
На основе применения данной системы методик можно оценивать психологическую готовность детей к обучению в школе, их психологическое развитие во время обучения в начальных классах, с первого по четвертый включительно.
Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:
· внимание,
· память,
· воображения,
· мышление.
· Психологическая готовность младших школьников к обучению в средней школе.
· Социальная ситуация развития.
Проблема, связанная с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье.
· Ведущая деятельность, сформированность компонентов структуры учебной деятельности.
· Возрастные психические новообразования.
· Предпосылки формирования учебной деятельности.
· Произвольность поведения и познавательных процессов.
Пользуясь методиками, включенными в данный комплекс, можно точно определить, в каком отношении ребенок готов и не готов к обучению в школе, в чем он больше или меньше продвинулся вперед в своем развитии. Эти методики позволяют выяснить склонности, задатки и способности детей, с первых шагов обучения ребенка в школе вести с ним целенаправленную психодиагностическую работу, связанную с выявлением и развитием его способностей.
Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии. В данный комплекс включены такие методики, которые можно применять для изучения детей от 6-7 лет до 10-11 лет и получать сопоставимые результаты.
К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, практически вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим — менее развитым — только методики, рассчитанные на детей 4-6-летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды. Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком. Имеющиеся данные психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство — от 50% до 80% в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню психологического развития находятся на уровне ребенка-дошкольника, т.е. в границах 5-6-летнего возраста. Если такому ребенку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но малоинтересный для него серьезный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то может статься, что он не справится с заданием. И это произойдет не в силу отсутствия интеллектуальных способностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личностно-психологического развития. Если, напротив, те же самые тестовые задания предложить ребенку в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокими.
Это обстоятельство непременно необходимо учитывать в психодиагностике детей, поступающих в школу, особенно первоклассников и второклассников (последние, как показывают специально проведенные исследования, еще не очень далеко ушли от детей дошкольного возраста). Что же касается детей третьего и четвертого классов, то для их психодиагностики вполне подходят тесты, предназначенные для взрослых людей, при условии, что сами тестовые задания будут им доступны.
Следует иметь в виду, что при наличии сильной мотивации, при заинтересованном, активном настрое на тестирование его итоги всегда будут выше. Если взрослый человек еще как-то в состоянии сознательно, с помощью соответствующих волевых усилий управлять своим поведением во время тестирования, то дети в течение всего младшего школьного и вплоть до подросткового возраста в большинстве своем еще не могут этого делать.
Имеются определенные ограничения, касающиеся применения тестов для взрослых в психодиагностике детей младшего школьного возраста. Эти ограничения прежде всего относятся к тестам, которые разработаны и применяются для изучения мышления, личности и межличностных отношений.
Источник
Пояснительная записка к мультимедийному продукту «Развитие психических функций у учащихся начальных классов»
Учитель начальных классов: Липатова Алина Владимировна
Предмет: Живой мир
Цель: развитие памяти, мышления, восприятия, внимания.
Данный продукт был предложен учителям начальных классов и родителям в качестве комплекса упражнений, развивающих психические функции при изучении предмета Живой мир. Дополнительно в презентации приведены примеры аналогичных заданий для изучения букв, развития речи. После презентации родители совместно с учителями придумали упражнения для уроков математики, к сожалению, эти задания не вошли в данный комплекс, но я думаю, что по аналогии это будет не трудно сделать Вам самим.
В большинстве упражнений есть возможность проверки правильности выполнения задания.
Слайд № 1. Найди пару.
В 1 классе учащиеся изучают существенные признаки животных и объединяют их в группы: млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные. В этом упражнении ребятам предлагается определить к какой группе относится каждое животное верхнего ряда и найти ему пару из животных в нижнем ряду, определить из какой группы нет ни одного представителя.
Варианты ответа: устно, нарисовать стрелки к животным, выбрав ручку или фломастер в нижнем левом углу слайда.
Слайд № 2.
Аналогичное задание для букв. Необходимо определить общие признаки между буквами верхнего ряда, затем нижнего и определить пары согласных звонких и глухих.
Слайд № 3. Кто (что) кем (чем) будет?
Сначала нужно определить что или кто изображен на картинках, затем предлагается высказать варианты примеров кем или чем это может стать. Для проверки нужно просто нажать на изображение и увидеть варианты ответов. Можете добавить свои варианты, мне тоже будет интересно их посмотреть.
Слайд № 11. Назови одним словом.
Материал к этому заданию взят из программы, поэтому у детей это упражнение не должно вызывать трудности. Варианты ответа: устно или письменно. Имеется возможность проверки, достаточно лишь щёлкнуть мышкой и все слова появятся.
Слайд № 12. Что лишнее?
Из предъявляемых 5 картинок нужно выделить одну лишнюю и объяснить свой выбор. Есть возможность проверки.
Слайд № 14. Найди лишнее слово.
Аналогичное задание, только со словами, а не с картинками. Варианты ответа: устно, письменно или подчеркнуть лишнее слово маркером (в нижнем левом углу слайда). Есть возможность проверки.
Слайд № 15. Назови слова.
Подходит как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. Сами понятия можно менять в зависимости от изучаемой темы. Можно проводить в виде конкурса (Кто больше).
Слайд № 16. Я начну, а ты продолжи…
Ребятам предлагается начало слова или предложения, которое они должны продолжить. Как вариант: сочинить целое предложение, в котором все слова начинаются на эти буквы.
Слайд № 17. Сравни картинки.
В этом задании надо сравнить картинки, найти черты сходства и различия. Для начала этого задания щёлкните правой кнопкой мышки. Варианты ответа: устно, письменно. Фронтальную работу можно провести в виде конкурса.
Слайд № 18. Угадай по описанию.
Здесь предлагаются загадки, которые можно предъявлять устно, при затруднениях можно использовать картинки-ответы. Есть возможность проверки ответов. Картинка – ответ увеличивается в размерах при нажатии мышки.
Слайд № 19. Отгадывание небылиц.
Во время чтения текста ребята должны определить что не соответствует действительности. Варианты ответа: устно, письменно, подчеркнуть слова маркером. Есть возможность проверки.
Слайд № 20. Зашумленные изображения.
Нужно назвать какую картинку попытался скрыть художник. Можно заштриховывать буквы и цифры.
Слайд № 21. Наложенные изображения.
Предлагается определить все буквы в изображении. Есть возможность проверки. Для этого надо навести мышку на картинку, чтобы она приняла вид руки и нажать на правую кнопку мышки. Можно использовать с цифрами, картинками.
Слайд № 25. Незаконченные изображения.
Очень простое задание, в котором надо определить что изображено и какой части картинки не хватает. Есть возможность проверки. Можно недорисовывать буквы, цифры.
Слайд № 26. Контурные изображения.
На этом слайде приведены примеры контурных изображений. Основные требования, чтобы у картинки не было мелких деталей, можно недорисовывать контур, если он легко угадывается.
Слайд № 27. Строим дом.
Это упражнение для развития восприятия. В данном случае развиваем восприятие размера фигуры. Как только домик на вашем экране построился, надо кликнуть мышкой и появится вопрос. Для ответа нажимаете на нужную картинку. Затем по кнопке в правом нижнем углу возвращаетесь к вопросу, 2 раза кликнете и появляется следующий вопрос. Всего 3 вопроса. Как вариант можно то же самое сделать для развития восприятия цвета. Сделать все формы одинаковыми, но изменить оттенки цветов. Можно придумать ещё что-нибудь. Если у Вас есть идеи по этому поводу, мне будет очень интересно.
Слайд № 31. Найди различия.
Очень известный прием, в этом варианте интересен тем, что можно узнать все ли различия ребёнок нашёл, так как они выделяются когда вы кликнете мышкой. Сделать его тоже просто. Выбираете любой рисунок, копируете его и дорисовываете вручную все мелкие детали, а потом анимируете их.
Слайд № 32. Выкладывание по образцу.
Это тоже развивает восприятие, внимание и мелкую моторику. Варианты выполнения задания: задаёте нужную вам скорость выкладывания палочек на компьютере, а ребёнок должен повторить последовательность выкладывания буквы, цифры, рисунка (н-р, ёлочки) из настоящих палочек (полосочек) на столе, или на экране, но для этого надо накопировать нужное количество палочек. Ещё вариант: можно использовать цветные палочки (полосочки) и выкладывать их в определённой цветовой гамме.
Слайд № 33. Срисовывание по клеточкам.
Как графический диктант, только есть образец. Варианты выполнения: 1)ребёнок смотрит на экран и копирует рисунок у себя на листочке, 2)Вы убираете с экрана мои примеры, рисуете свою фигуру и ребёнок продолжает её копировать на экране, выбрав маркер из нижнего левого угла. Вы можете сделать проверку на каждый свой рисунок.
Слайд № 35. Лабиринт.
Это очень простой пример, но у Вас есть возможность нарисовать свои самые необычные и интересные лабиринты. Хотелось бы их посмотреть. Пишите. Высылайте.
Слайд № 36. Тот же лабиринт, немного усложненный.
Варианты: можно перепутывать рисунки, чтобы дети, следуя по лабиринту, находили ответ правильно ли соединены пары или художник что-то напутал.
Слайд № 37. Разведчик.
Это упражнение развивает внимание, восприятие, память. Как только у Вас на экране появилось поле с клеточками, кликнете мышкой и на поле вылетят 2 самолёта. За непродолжительное время нужно запомнить их расположение. После того, как самолёты улетят, Вы должны их найти, нажимая на клетки. Если неверно, Вы об этом узнаете, вернуться можно, нажав на кнопку в нижнем правом углу. Можно, конечно, придумать продолжение с вылетом трёх или четырёх самолётов или вертолётов или подводных лодок, но это очень долго. Может у Вас есть свободное время? Или другие идеи?
Слайд № 45. Прочти!
Читаем не просто по цепочке, а ещё и только те буквы, которые в кружочках. Варианты: в разных фигурах, разных цветов, не слева направо, а наоборот.
Слайд № 46. Сколько чего?
Варианты: другие буквы, разные признаки предметов.
Слайд № 47. Зачеркни / посчитай.
После того, как появилось поле с клеточками, нужно щёлкнуть мышкой и появятся картинки (их можно поменять в зависимости от изучаемой темы). Варианты предъявления задания: ребёнку предлагается посчитать или зачеркнуть все автобусы или поезда и машины или автобусы одной чертой, а поезда двумя и т.д. Варианты выполнения: устно, распечатать лист и на нём зачеркивать или зачеркивать на экране маркером из нижнего левого угла. Можно сделать проверку.
Слайд № 49. Что не так?
Сначала появляется простой пейзаж, а после щёлчка мышки он преображается. Ребёнку нужно определить что не соответствует действительности, что не так, почему этого не может быть? Есть возможность проверки ответов. При нажатии на правую кнопку мышки все картинки выделяются.
Картинку можно придумать самим.
Слайд № 50. Мысленная фотография.
Это упражнение на развитие памяти. Очень простое. Нужно просто внимательно смотреть на картинку и запоминать все детали. Когда картинка исчезнет с экрана, нужно представить её мысленно. Как только Вы кликнете мышкой, картинка появится вновь.
Слайд № 51. Что исчезло?
После того, как Вы кликнете мышкой, на экране появятся картинки. Ребёнку необходимо внимательно рассмотреть их и запомнить. Убедитесь, что малыш хорошо усвоил эту тему и знает названия всех изображённых картинок. Затем можно нажать мышку и одно изображение исчезнет. Нужно вспомнить что исчезло? Есть возможность проверки, для этого достаточно ещё раз кликнуть мышкой. Также можно и с буквами, и с цифрами, и со словами.
Слайд № 52. Смысловая зрительная память.
Для выполнения этого задания необходимо сконцентрироваться и быть внимательным. Когда ребёнок будет готов к выполнению, можно нажать один раз на мышку и на экране будут появляться слова, которые нужно запомнить. Варианты ответа: устно, письменно на листочке записать все слова, которые запомнили. Можно проверить, кликнув один раз мышкой. Слова можно менять, объём запоминаемых слов тоже.
Слайд № 53. Ассоциации.
С самого начала этого слайда ребёнку предлагается 11 пар слов, в которых второе слово выбрано по ассоциации. Эти связи нужно запомнить. Дальше при предъявлении первого слова надо будет восстановить по памяти второе. Можно выполнять задание устно, а можно записывать слова на листочек. При нажатии на правую кнопку мыши все слова, которые надо было восстановить, появятся на экране. Пары слов можно заменить, количество тоже.
Как Вы поняли, большинство заданий и упражнений всем давно известны, я предлагаю лишь мультимедийный вариант, который легко менять в зависимости от изучаемой темы и имеющий возможность проверки выполнения задания, что позволяет ребёнку самостоятельно заниматься.
Надеюсь, что материал Вам пригодится и будет полезен Вашим детям! Жду Ваших отзывов, замечаний, предложений.
Мой E-mail: Lip_bash@mail.ru
Источник