Тест по психомоторному развитию ребенка
Организация коррекционных занятий
по психомоторному и сенсорному развитию
Коррекционные занятия по психомоторному и сенсорному развитию
призваны создать основу для возможно более полного овладения
каждым ребенком школьными знаниями, умением контролировать свое поведение,
развивать творческий потенциал. В организации работы мы опираемся на методическое
пособие авторов Л. А. Метиевой и Э. Я. Удаловой «РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ
ДЕТЕЙ».
В связи с тем, что наблюдается неоднородность состава учащихся, в разных уровнях
усвоения программного материала определяются степень и содержание конкретной
помощи каждому нуждающемуся ученику. Для этого мы проводим полноценное
обследование детей с первого по четвертый класс с позиций системного подхода и
основных направлений разделов коррекционной программы чтобы :
-вычленить специфические затруднения, мешающие процессу овладения знаниями,
умениями и навыками;
-установить причинность, структуру, выявить особенности познавательной деятельности,
определить потенциальные возможности.
Поэтому в начале учебного года в каждом классе в соответствии с предлагаемой
программой курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» отводится 1—2 часа на обследование детей. Обследование проводим по схеме.
Схема обследования уровня сформированности
моторных и сенсорных процессов у детей
Фамилия, имя ребенка_________________________________
Дата обследования______________
Диагностические задания
( разработанные Н. И. Озерецким, М. О. Гуревичем):
Начало года:
Хорошо
Удовлетворит
ельно
неудовлетвор
ительно
Конец года
Хорошо
Удовлетворит
ельно
неудовлетвор
ительно
1.Оценка статического равновесия
— сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с
(средний уровень, удовлетворительный результат) в позе
«аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так,
чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги,
руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не
допускать дрожания конечностей.
Оценка динамического равновесия
— преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге,
продвигая перед собой носком ноги коробок спичек.
Отклонение направления движения не должно быть при
этом более 50 см.
2. Оценка ручной моторики:
— выполнение поочередно каждой рукой следующих
движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы
(«коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать
«кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
— координация движений обеих рук «кулак — ладонь»:
руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак,
другая — с распрямленными пальцами. Одновременное
изменение положения обеих кистей, распрямляя одну
и сжимая другую.
Тесты зрительно-моторной координации:
— срисовывание простых геометрических фигур,
пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением
пропорций, соотношения штрихов;
— срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной
письменным шрифтом, с сохранением всех элементов
и размеров образца.
3. Оценка тактильных ощущений:
— узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа,
зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой
попеременно;
— узнавание на ощупь объемных (шар, куб)
и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник)
геометрических фигур.
4. Оценка владения сенсорными эталонами:
Тесты цветоразличения
— раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но
разных оттенков: от самого темного до самого светлого;
— называние и показ всех цветов спектра, называние
и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное
название (малиновый, алый и т. д.).
Различение формы
— группировка геометрических фигур с учетом формы
(перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг,
квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие
фигуры из 15 предложенных).
В зависимости от возраста детей можно усложнить
данное задание: увеличить количество предъявляемых форм
(до 5) и раздаточного материала (до 24).
Восприятие величины
— раскладывание в порядке убывающей (возрастающей)
величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;
— ранжирование по величине в ряд 10 элементов на
основе абстрактного восприятия, определение места, куда
нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал
экспериментатор.
5. Оценка зрительного восприятия:
— узнавание и называние реалистичных изображений
(10 изображений);
— узнавание контурных изображений (5 изображений);
— узнавание зашумленных и наложенных изображений
(5 изображений);
— выделение букв и цифр (10), написанных разным
шрифтом, перевернутых.
6. Оценка слухового восприятия:
— воспроизведение несложных ритмических рисунков;
— определение на слух реальных шумов и звуков (или
записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач
ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
— определение начального согласного в слове (ребенку
дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает
ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).
7. Оценка пространственного восприятия:
— показ и называние предметов, которые на таблице
изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом
верхнем углу и т. д.;
— выполнение аналогичного задания в групповой
комнате, определение расположения предметов
в пространстве (над — под, на — за, перед — возле,
сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);
— конструирование по образцу из 10 счетных палочек.
8. Оценка восприятия времени:
— с ребенком проводится беседа на выяснение
ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели,
месяц, время года), прошедшем и будущем (например:
«Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.).
Для этого мы используем разработанные авторами
Критерии оценки выполнения диагностических заданий
п/п
Оценка выполнения
задания
Качественные критерии
1
хорошо
выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя
его, полностью следуя инструкции, допуская иногда
незначительные ошибки
2
удовлетворительно
имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно
выполняет только легкий вариант задания, требуется
помощь разного объема при выполнении основного задания
и комментировании своих действий
3
неудовлетворительно
выполняется с ошибками при оказании помощи или
учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает
значительные затруднения в комментировании своих
действий
На коррекционные занятия зачисляются ученики, результаты выполнения заданий у
которых оценены как «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Кроме этого проводится беседа с учителем, психолого-педагогическое наблюдение за
детьми на уроке и в других видах деятельности, а также просмотр письменных работ
детей, которые дополняют полученные сведения и помогают определить состав
учащихся для дополнительных коррекционных занятий.
Так же мы уделяем внимание в процессе диагностики тем детям, у которых
значительно нарушено чувственное познание мира, минимизирован сенсорный опыт, а
именно: выявляются нарушения мелкой моторики рук и зрительно-двигательной
координации, ослаблены процессы зрительного, слухового и тактильно-двигательного
восприятия, наблюдается недоразвитие осязательного анализатора, характерны
затруднения ориентировки в пространстве.
Источник
Диагностические методики оценки психомоторного развития
дошкольников среднего возраста.
Давайте поговорим о психомоторном развитии ребёнка или, как говориться по-другому, оценим его навыки и умения, уровень его развития и соответствие его нормативным значениям, свойственным каждому определенному возрасту. И, ни в коем случае, не стоит оценивать уровень развития ребенка в сравнении с детьми соседей, подружек. Это так называемый синдром «Сын маминой подруги». Нам ведь с вами не известно, всё ли у их детей в порядке со здоровьем и развитием, хотя вам скажут, что дети у них гениальны. У меня самой ребенок при поступлении в сад говорил на своём собственном языке, её никто (кроме меня) не понимал, я считала это нормальным, просто особенностью развития. Психологи же и логопеды были со мной не согласны, и ставили задержку развития. А сейчас 19 летняя эрудированная девочка великолепно пишет, сочиняет рассказы, и ее подача материала импонирует множеству её подписчиков. Отклонением ли был ее придуманный язык или всё же раннее проявление одарённости… не нам решать. Главное не сравнивать своих детей с…
Вернемся к психомоторике. На что опираться в оценке.
Во-первых, не стоит опираться на опыт соседей, в этом мы разобрались. Не стоит опираться на свой опыт, даже если в семье растет не один, а несколько детей – темпы развития будут разные. Если же в семье один ребенок, вам вообще будет сложно судить об уровне его развития и соответствию возрастному критерию. И, если даже Вы на прогулке будете общаться с другими родителями и наблюдать за их малышами, не спишите выносить голословный вердикт. В психомоторном развитии есть достаточно четкие критерии развития детей по линиям развития и возрастам, опираться в оценках стоит именно на них, а не на собственные наблюдения.
Если в поведении ребёнка наблюдаются результаты развития хуже приведённых в таблице, стоит обратить на это внимание и уделить время их развитию. Но опять же, не стоит тут же бежать к «специалистам» и приписывать ребёнку «задержку развития». Возможно, у ребёнка просто нет возможности для развития этого показателя. К примеру, ребёнок не будет лазить по лестнице, если не дать ему лазить до этого. Или у него не будут сформированы гигиенические навыки, если всё время Вы будите мыть ему руки сами, ограничивая его самостоятельность.
Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге “Психомоторика” (М.: 1931) подобрали диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые импонируют мне своей простотой в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, могут быть достаточно достоверны.
Возьмем только задания для рук для детей среднего возраста:
1.”Пальчик с носиком здороваются”.
Задание выполняется ребёнком после предварительного показа взрослым.
Тестовое задание: ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки:
а) кончика носа;
б) мочки левого уха.
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.
Оценка-вывод. Правильно выполненное задание – норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.
2. “Уложи в коробку”.
Задание выполняется по предварительному показу взрослого.
На стол ставится картонная коробка размером 10×10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.
Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки – 15 секунд, для другой – 20 секунд.
3. “Нарисуй пальцами кружочки”.
Задание выполняется по предварительному показу взрослого.
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).
Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.
4. “Давай поздороваемся” (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки).
Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия – “поздороваемся”; 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки.
Оценка-вывод. Если ребенок справился с “приветствием” – это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.
Оригинальный “пальцевый” тест был предложен в конце 90-х годов исследователем-врачом A.M. Мустафиным для определения “бюджета способностей” ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. “Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше “бюджет” мозга… Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом”, – пишет A.M. Мустафин.
На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний – большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.
Но даже этим тестам не стоит верить на 100 %, все в мире относительно.
Источник
Рисунок 2.5. Денверский тест психомоторного развития. © 1969, 1989, 1990, W. K. Frankenburg, J. B. Dodds. © 1978, W. K. Frankenburg
УКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ
1. Попытайтесь заставить ребёнка улыбнуться, улыбаясь ему, разговаривая с ним или помахивая рукой. Не прикасайтесь к нему.
2. Ребёнок должен следить за рукой в течение нескольких секунд. ;
3. Родители могут помочь ребёнку направить зубную щётку и выдавить зубную пасту на щётку.
4. Ребёнок не обязательно должен уметь завязывать шнурки или застёгивать платье сзади.
5. Двигайте верёвочку медленно по дуге из стороны в сторону в 20 см от лица ребёнка.
6. Задание выполнено, если ребёнок схватил погремушку, когда вы прикоснулись ею к тыльной стороне ладони или кончикам пальцев.
7. Задание выполнено, если ребёнок пытается следить за движением верёвочки. Врач должен быстро выронить верёвочку из руки без движения руки.
8. Ребёнок должен уметь перекладывать кубик из одной руки в другую без помощи тела, рта или стола.
9. Задание выполнено, если ребёнок смог поднять изюминку двумя пальцами.
10. Линия может отклоняться только на 30° от линии, нарисованной врачом.
1 1 . Сожмите кулак, направив большой палец вверх, пошевелите только большим пальцем. Задание выполнено, если ребёнок повторяет и не двигает другими пальцами, кроме большого.
12. Хорошо, если нарисована любая замкнутая фигура. Плохо, если ребёнок рисует незамкнутые круги.
13. Какая линия длиннее? (Не больше.) Переверните листок и повторите (хорошо 3 из 3 или 5 из 6)
14. Хорошо, если линии пересекаются близко к середине.
15. Сначала попросите ребёнка нарисовать самостоятельно, а если не получается, покажите ему, как это делается.
В заданиях 12, 14 и 15 не называйте имена фигур. Не показывайте, как выполняются задания 12 и 14.
16. При счёте каждая пара (например, две руки, две ноги и т.д.) считаются как единица.
17. Положите один кубик в чашку и потрясите около уха ребёнка, но так, чтобы он этого не видел. Повторите у другого уха.
18. Покажите ребёнку картинки и попросите его сказать, что на них изображено (за имитацию звуков баллы не начисляются). Если правильно названо менее 4 картинок, сами назовите картинку и попросите ребёнка указать на неё.
19. Попросите ребёнка показать на кукле нос, глаза, уши, рот, руки, ноги, живот, волосы. Хорошо 6 из 8 правильных ответов.
20. Пользуясь картинками, спросите ребёнка: «Кто летает? …Кто мяукает? …Кто говорит? …Кто гавкает? …Кто бежит галопом?». Хорошо 4 из 5.
21. Спросите ребёнка: «Что ты делаешь, когда тебе холодно? …Когда ты устал? …Когда голоден?». Хорошо 2 из 3.
22. Спросите ребёнка: «Для чего нужна чашка? Для чего нужно кресло? Для чего нужен карандаш?». В ответ должны быть включены слова, изображающие активные движения.
23. Хорошо, если ребёнок правильно располагает кубики и говорит, сколько кубиков умещается на листке бумаги (1, 5).
24. Скажите ребёнку: «Положи кубик на стол, под стол, передо мной, сзади меня». Хорошо 4 из 4. (Не помогайте ребёнку жестами, движениями головы и глаз).
25. Спросите ребёнка: «Что такое мяч? …Озеро? …Рабочий стол? …Дом? …Банан? …Занавеска? …Забор? …Потолок?». Хорошо, если ребёнок описывает использование, форму, из чего сделан предмет или называет основную категорию (например, банан фрукт; или просто жёлтый). Хорошо 7 из 8.
26. Спросите ребёнка: «Лошадь большая, а мышь _ ? …Огонь горячий, а лёд _ ? …Если солнце светит днём, то луна светит _ ?». Хорошо 2 из 3.
27. Ребёнок должен передвигаться, держась за стену или перила, но не с помощью взрослого. Нельзя ползать.
28. Ребёнок должен подбросить мяч на метр вверх, чтобы врач мог его поймать.
29. Ребёнок должен прыгнуть в длину через лист бумаги (21,5 см).
30. Попросите ребёнка пройти вперёд по воображаемой прямой линии, пятка ставится в 2,5 см от носка.
31. На 2-м году жизни половина здоровых детей неуступчивы.
Источник
С физическим развитием малыша мы с вами уже определились, теперь необходимо поговорить о развитии психомоторном или по-другому оценить навыки и умения малыша, уровень его развития и соответствие его нормативным значениям, принятым для каждого возраста. И опять же, я не устаю повторяться, не стоит оценивать уровень развития ребенка, исходя из ваших субъективных знаний – при сравнении детей с соседскими, подружкиными, и т.д. Не факт, что у их детей все в порядке с здоровьем и развитием, хотя они думают иначе. У меня есть одна знакомая мама, в три года ее ребенок не произносит ни единого слова (вообще, слов не говорит никаких), общается писками-визгами, постоянно все грызет и тянет в рот, но ее это не беспокоит – она считает это нормальным…
На что опираться в оценке.
Не стоит опираться на свой опыт, даже если в семье растет не один, а несколько детей – темпы развития у детей разные, хотя общие черты и линии развития, конечно, есть у всех детей. Если же у вас в семье один ребенок, вам вообще сложно судить об уровне его развития, даже если на прогулке вы общаетесь с другими родителями и наблюдаете за их малышами. В психомоторном развитии есть достаточно четкие критерии развития детей по линиям развития и возрастам, опираться в оценках стоит именно на них, а не на собственные наблюдения.
Ребенок развивается в первые годы жизни очень быстро, у него месяц за месяцем формируется свой комплекс навыков, необходимый для существования в данных условиях и в данном возрасте. Есть критерии, которые являясь для новорожденных вполне нормальными, являются уже абсолютной патологией для ребенка в полгода. Поэтому, при оценке нужно сверяться с данными по своей возрастной группе, отмечая время возникновения навыка и время его уверенного выполнения (например, первые шаги и уверенная ходьба). Но нужно помнить, что психомоторное развитие – это динамический показатель, он колеблется в рамках возрастных норм и не может быть очень жестким, то есть для него устанавливаются сроки «от и до».
Что входит в понятие психомоторного развития.
Психомоторное развитие ребенка складывается из достаточно большого количества составляющих – чтобы ребенок развивался полноценно и гармонично, ему важно гармоничное и одновременное развитие органов зрения, слуха, обоняния и осязания, важна одновременная тренировка всех групп мышц, мелкой моторики, мышечный тонус и сухожильные рефлексы. Только целый комплекс всех этих составляющих даст полноценное развитие. По мере взросления ребенку важно развитие целенаправленных движений, развитие крупной, затем и мелкой моторики рук, формирование социальных навыков и навыков общения и социализации в коллективе. В медицине поэтапное становление, формирование, развитие навыков называют «ведущие линии развития».
Изначально развитием этих навыков занимаются родители и близкие родственники, по мере взросления подключается детский коллектив, группы раннего развития, садик, затем уже школа. Но на каждом этапе жизни ребенка важно отмечать своевременное овладение необходимыми навыками, совмещение этого навыка с другими, важными и необходимыми действиями. Так, при занятии с пирамидкой, малыш должен не только брать и удерживать колечко, но в дальнейшем проводить действия с ним, попытки надеть его на основание пирамидки. Тогда можно будет считать навык освоенным. Чтобы развитие психомоторных навыков считалось успешным, необходимо, чтобы малыш постоянно контактировал, общался с мамой и папой, другими членами семьи, был активным участником событии а не простым созерцателем.
Родителям важно уделять внимание правильному, постепенно, по мере развития и возможностей малыша, его развитию, чтобы двигательная и психическая сферы развивались параллельно и гармонично. При невнимании со стороны родителей, дефиците общения с ребенком, запущенности его в педагогическом плане происходит задержка его развития, не столько физического, сколько психического. Но, по мере торможения психического развития, постепенно начинает присоединяться и торможение в освоении новых двигательных навыков. В итоге может формироваться сильное отставание в развитии, нарушение социальной адаптации, ребенок становится слабо приспособленным к условиям окружающей жизни и социализации.
Как же оценить развитие ребенка правильно?
Все мы примерно знаем сроки, когда малыш должен начать делать то или иное действие – держать головку, садиться, стоять. Но чтобы это делать точно и правильно, необходимо наличие четко разработанных критериев и ориентиров, которые дадут представление о границах нормы и патологии. С начала девяностых годов в практику врачей-педиатров и неврологов были введены особые оценочные таблицы, их в дальнейшем включили в состав карты развития малыша (история развития). Этими таблицами очень просто пользоваться как врачам, так и самим родителям, в них много информации, изложенной просто и доступно, они легки в использовании и наглядны.
По этим таблицам оценивается психомоторное развитие малышей с возраста от рождения до семи лет. Таблички составляются в хронологическом порядке по годам развития малыша, внутри каждого года, при необходимости, происходит разбивка на более мелкие периоды (недели, месяцы, кварталы и полугодия). (смотрим таблички).
Теперь как пользоваться этими табличками:
Крайний левый столбик указывает возраст ребенка, в котором он должен проявлять все те навыки, что перечисляются в следующих двух колонках. Именно эти навыки проявляются у средне-статистического ребенка в данный возрастной период за большое время наблюдений с большим количеством детей. Опять же повторяюсь – это усредненные данные и могут быть колебания возраста, это не страшно. По мере возраста количество различных показателей, по которым мы оцениваем малыша, увеличивается, так как он растет и приобретает все новые навыки и умения, поэтому необходимо проводить определение развития по всем параметрам. На первом году жизни оценка его навыков проводится ежемесячно, так как показатели меняются очень быстро и динамично.
Это таблица приблизительная и отразить в ней все мелочи и нюансы развития невозможно, доктора взяли для оценки пять основных, ключевых навыков, которые родители и доктора будут выявлять. Каждый месяц, в день рождения малыша (плюс-минус один день) нужно провести его тестирование. Вы смотрите на строчку, которая соответствует вашему возрасту и как бы «экзаменуете» малыша на проявление описанного навыка. Если ваш ребенок проявляет все описанные пять навыков, ему ставится оценка «отлично», то есть его развитие идеально соответствует средневозрастному. Врач проставляет точки или плюсики в клетках строки и столбца по возрасту, в котором ваш малыш начал проявлять тот или иной навык.
Если есть отклонения от нормы.
Да, это таблицы средних значений, и малыши могут несколько по иному выполнять свою программу развития. Это совсем не значит, что у них есть проблемы с развитием, пока выводы делать рано. Если есть возможность и малыш с честью выполнил свои средневозрастные нормы, попробуйте провести ему тестирование «экстерном» на следующий месяц или квартал (если малыш уже постарше). Вы с удивлением можете отметить, что он может выполнять и некоторые из линеек для более старших возрастов, и это совершенно не проблема – так бывает. Обычно про таких малышей врачи говорят – «развитие с опережением возраста по таким-то ведущим линиям развития».
Также, аналогично опережению, можно провести тест и при условии, если пока на свои возрастные нормы малыш не справляется. Если он не смог пока выполнить большую часть заданий из своей линейки, перейдите на строку выше и проведите тестирование по ней – важно, чтобы ребенок мог выполнить все задания с предыдущего этапа, возможно, он немного не дозрел до своей линии развития просто потому, что приболел в прошлом месяце или роды были трудными. Пока переживать рано. Также отметьте – какие линии развития и в каком возрасте малыш выполняет, сразу же будет видно – по какой линейке и в какой сфере выявляются отставания и на какие аспекты развития родителям нужно обратить прицельное внимание.
Если вы обнаружили у малыша отставания в развитии по таблице, прежде всего – исключите влияние погрешностей и влияния воспитания. Малыши могут не ползать при проблемах в мышцах и костях, а могут не ползать, потому что в квартире мало места или мамы боятся опускать их на холодный пол, им некогда следить за карапузом и т.д.
Сразу, при обнаружении каких-либо отклонений в развитии по этим таблицам, впадать в панику не нужно – сначала разберитесь, постарайтесь позаниматься с ребенком и потренировать навыки, многому детей учат сами родители, и если навыки опять не формируются, стоит переговорить с педиатром или неврологом, выяснить причины таких затруднений. Может быть у ребенка проявляются последствия ишемии мозга, травмы шейного отдела позвоночника в родах или он тяжело болел. Важно помнить, таблица эта не заменяет осмотров и консультаций докторов, она дана для того, чтобы вы замечали, какие линии развития и навыки у вас должны быть в приоритете и занимались их развитием.
Оценим развитие малыша. Измерения, пропорции. https://www.stranamam.ru/article/6041352/
Оценим развитие малыша. Рост. https://www.stranamam.ru/article/6035407/
Источник