Тест на задержку в развитии ребенка

Родителей иногда обескураживает, когда у их ребенка диагностируется задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего это нарушение хорошо корректируется при правильном подходе родителей и педагогов. Но для этого надо выявить пораньше у ребенка это отклонение от нормы. Тесты в статье помогут это сделать, а уникальная таблица поможет определить вид ЗПР у ребенка. Также в этом материале приведены советы родителям малышей с задержкой психологического развития.

Что означает диагноз ЗПР — кому и когда ставят задержку психологического развития?

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального развития психики, которое характеризуется отставанием в развитии отдельных психических функций (мышления, памяти, внимания).

Диагноз ЗПР, как правило, ставится детям до 8 лет. У новорожденных детей задержку психического развития выявить невозможно, поскольку физически такие дети развиваются нормально. Когда ребенок подрастает, родители не всегда обращают внимание на ограничение его умственных способностей или списывают это на маленький возраст. Но некоторым детям в младенчестве могут ставить диагноз ПЭП. Он указывает на некоторые нарушения в работе головного мозга, которые в более взрослом возрасте могут проявиться в виде ЗПР.

Посещая детский садик, ЗПР у ребенка не всегда удается диагностировать, поскольку там от ребенка не требуется какая-либо интенсивная умственная деятельность. Но при поступлении в школу ребенок с задержкой психического развития будет явно выделяться на фоне остальных детей, потому что ему:

  • тяжело сидеть на уроках;
  • тяжело слушаться учителя;
  • концентрировать свое внимание на умственной деятельности;
  • нелегко  учиться, так как он стремится играть и развлекаться.

Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. У детей с ЗПР может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллекта.

  • При задержке развития эмоциональной сферы умственные способности детей относительно нормальные. Эмоциональное развитие таких детей не соответствует их возрасту и соответствует психике более младшего ребенка. Эти дети могут неутомимо играть, они несамостоятельны и любая умственная деятельность для них очень утомительна. Таким образом, посещая школу им тяжело концентрировать внимание на учебе, слушаться учителя и подчиняться дисциплине в классе.
  • Если у ребенка наблюдается замедленное развитие интеллектуальной сферы, то он наоборот будет спокойно  и терпеливо сидеть на уроках, слушать учителя и подчинятся старшим. Такие дети очень робкие, стеснительные и любые трудности принимают близко к сердцу. Они попадают на консультацию психолога не из-за дисциплинарных нарушений, а по причине трудностей с обучением.

Тесты на выявление ЗПР — 6 способов определить задержку психического развития у ребенка

Если у родителей появляются сомнения относительно умственного развития их ребенка,  то существую некоторые тесты, которые помогут определить нарушения психического развития.

Не стоить трактовать результаты этих тестов самостоятельно, поскольку этим должен заниматься только специалист.

Тест №1 (до 1 года)

Физическое  и психологическое развитие ребенка должно соответствовать его возрасту. Начать держать головку он должен не позже, чем в 1,5 месяца, переворачиваться со спины на живот — в 3-5 месяцев, сидеть и вставать — в 8-10 месяцев. Стоит также обратить внимание на развитие речевых способностей. Ребенок в 6-8 месяцев должен лепетать, а к 1 году проговаривать слово «мама».

Шкала KID-R для оценки развития ребенка в возрасте от 2 до 16 месяцев — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению

Тест №2 (9-12 месяцев)

В таком возрасте у ребенка начинают формировать простые мыслительные навыки. К примеру, вы можете на глазах у ребенка спрятать под коробочку игрушку и с удивлением спросить «Где игрушка?», малыш в ответ должен убрать коробочку и с восторгом показать, что он нашел игрушку. Ребенок должен понимать то, что игрушка не может исчезнуть бесследно.

Тест №3 (1-1,5 года)

В таком возрасте у малыша проявляется интерес к окружающему миру. Ему интересно познавать что-то новое, пробовать новые игрушки на ощупь, проявлять радость при виде мамы. Если такой активности за малышом не наблюдается, это должно вызвать подозрение.

Шкала RCDI-2000 для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению

Тест №4 (2-3 года)

Существует детская игра, где нужно вставлять фигуры в соответствующие им отверстия. В возрасте двух-трех лет малыш должен это делать без проблем.

Тест №5 (3-5 лет)

В таком возрасте у ребенка начинает формироваться кругозор. Он называет вещи своими именами. Ребенок может объяснить, что такое машина или какую роботу делает доктор. Не стоит в таком возрасте требовать от малыша много информации, но тем не менее, узкий словарный запас и ограниченный кругозор должны вызвать подозрения.

Тест №6 (5-7 лет)

В этом возрасте малыш свободно считает до 10 и делает вычислительные операции в пределах этих цифр. Он свободно называет названия геометрических фигур и понимает, где один объект, а где много. Также ребенок должен четко знать и называть основные цвета. Очень важно обратить внимание на его творческую деятельность: дети в таком возрасте должны рисовать, что-то лепить или конструировать.

Факторы, вызывающие ЗПР

Причин задержки психического развития у детей может быть несколько. Иногда это социальные факторы, а в других ситуациях причина ЗПР –  врожденные патологии головного мозга, которые определяют при помощи различных обследований (например, нейросонографии).

  • К социальным факторам ЗПР относятся несоответствующие условия воспитания ребенка. Такие дети часто не имеют родительской или материнской любви и заботы. Их семьи могут быть антисоциальными, неблагополучными или же эти дети воспитываются в детских домах. Это оставляет тяжкий след на психике малыша и часто сказывается на его психическом здоровье в будущем.
  • К физиологическим причинам ЗПР относят наследственность, врожденные заболевания, тяжелую беременность матери или же перенесенные в раннем детстве болезни, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга. В этом случае из-за поражений головного мозга страдает психическое здоровье малыша.

Четыре типа задержки психологического развития  у детей

Таблица 1. Виды ЗПР у детей

Тип ЗПРПричиныКак проявляется?
ЗПР конституционального происхожденияНаследственность.Одновременная незрелость телосложения и психики.
ЗПР соматогенного происхожденияРанее перенесенные опасные заболевания, которые влияют на развитие головного мозга.Интеллект в большинстве случаев не страдает, но функции эмоционально-волевой сферы значительно отстают в развитии.
ЗПР психогенного происхожденияНесоответствующие условия воспитания (дети-сироты, дети с неполных семей и др.).Снижение интеллектуальной мотивации, несамостоятельность.
Церебрально-органического происхожденияГрубые нарушения созревания головного мозга из-за патологий беременности или после перенесенных тяжелых заболеваний на первом году жизни.Самая тяжелая форма ЗПР, присутствуют явные задержки развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы.

Как помочь ребенку с ЗПР: советы для родителей

В большинстве ситуаций родители очень болезненно воспринимают диагноз ЗПР, часто не понимая его значения. Важно осознать, что задержка психического развития не значит, что ребенок психически больной. ЗПР означает, что ребенок развивается нормально, только немного отстает от своих одногодок.

При правильном подходе к этому диагнозу уже к 10 годам можно устранить все проявления задержки психического развития.

Рекомендации родителям детей с ЗПР:

  • Изучите это заболевание с научной точки зрения. Прочитайте врачебные статьи, проконсультируйтесь с психиатром или психологом. Родителям будут полезны статьи: О.А. Виноградова «Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития», Н.Ю. Борякова «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития», Д.В. Зайцев  «Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье».
  • Обратитесь к специалистам. Детям с ЗПР необходима  консультация врача-невролога, психоневролога, а также помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда.
  • Полезным будет использование в обучении дидактических игр. Подбирать такие игры нужно исходя из возраста и умственных способностей ребенка, они не должны быть тяжелыми и непонятными для малыша.
  • Дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста должны посещать занятия по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений). Это поможет им подготовиться к усвоению математики и точных наук, улучшить логическое мышление и память.
  • Выделите конкретное время (20-30 мин) на выполнение уроков и ежедневно в это время садитесь с ребенком за уроки. Изначально помогайте ему, а потом постепенно приучайте к самостоятельности.
  • Найдите единомышленников. Например, на тематических форумах можно найти родителей с такой же проблемой и поддерживать с ними общение, обмениваясь своим опытом и советами.

Родителям важно понимать, что ребенок с ЗПР не считается умственно отсталым, поскольку он прекрасно понимает суть происходящих событий, осознанно выполняет поставленные задачи. При правильном подходе, в большинстве случаев интеллектуальные и социальные функции ребенка со временем приходят в норму.

Поделитесь с друзьями:

Источник

При поступлении в учебное заведение проводится обязательное исследование уровня развития ребенка. Это позволяет в раннем возрасте выявить сильные стороны личности или врожденные, приобретенные отклонения. В том числе – задержку психологического развития (ЗПР).

Методики современной психологической диагностики детей-дошкольников с 2 до 7 лет с ЗПР для поступления в ДОУ, позволяют установить степень задержки, подобрать наиболее действенные способы коррекции, которые позволят ребятам развиваться и преодолевать свою особенность.

Принцип диагностики ЗПР у дошкольников

Задержка психического развития – заболевание, достаточно распространенное у детей дошкольного и раннего школьного возраста. Развивается из-за множества причин. Как физиологических, связанных с трудностями беременности и родов, болезнями в первые месяцы жизни, так и психологических.

Часто возникает как реакция организма маленького человека на тяжелую обстановку в семье или жесткое обращение с ним взрослых.

Диагноз не приговор, при правильном применении методик обследования детей с ЗПР, использования психодиагностик, скорректировать здоровье дошкольника возможно при помощи комплексного лечения.

В программу диагностики и анализа детей с ЗПР входит:

  • Реакция на взаимодействие, отношение к работе дефектолога. Спокойно воспринимаются тесты, выполняются задания, либо малыш капризничает, не может сосредоточиться, отвлекается.
  • Степень развития речи в соответствии с возрастом. При наличии диагноза наблюдается ограниченный словарный запас, плохо развитая внутренняя речь, проблемы с опознаванием фонем слова.
  • Реакция на вербальное и невербальное объяснение правил прохождения тестов.  Пациенты, с психическими отклонениями лучше понимают через жесты, а не словами.
  • Характеристика детской деятельности. Уровень интереса и сосредоточенности, применяемые способы решения разноплановых задач, желание дойти до результата при наличии ошибок.
  • Реакция на успех/неудачу. Необходимо следить за эмоциями испытуемого после озвучивания результатов. Если она резко неадекватная, то ставится вопрос об у/о. Ребята с задержкой психологического развития реагируют в пределах нормы.

При анализе используются различные диагностики и учитываются особенности и реакции конкретного обследуемого, что позволяет ставить диагноз с достаточной точностью.

Популярные методики диагностики ЗПР

Сегодня психолого-педагогическая диагностика детей с предполагаемым ЗПР проводится дефектологами в ДОУ с 2 до 7 лет, при этом возможна встреча с специалистом онлайн. На занятии специалист проверяет основные компетенции, способные обозначить уровень развития и отклонения в нем у малыша:

  • внимание, понимание порядка деятельности;
  • интеллектуальные способности;
  • речевое развитие;
  • память;
  • мировосприятие;
  • образовательная мотивация.

Для того, чтобы сделать вывод обо всех аспектах психики, необходимо пройти комплексное обследование из нескольких тестов, каждый из которых покажет результат в своей сфере.

Тест Д. Векслера

Исследования с помощью теста Д. Векслера проводятся с 1939 года, когда его разработали для определения уровня интеллекта с учетом возраста испытуемого. Позже вышли еще две редакции, адаптированные специально для детей и подростков:

  • WISC для людей в возрасте от 6,5 до 16 лет;
  • WPPSI для малышей от 4,5 лет до 6,5.

В каждый из тестовых блоков входит 11 субтестов, разделенных в свою очередь на две группы. Из них 6 призваны оценить уровень вербального проявления способностей детей, а 5 – невербального.

К вербальным относятся:

  • арифметика;
  • нахождение сходства;
  • общая осведомленность;
  • понимание;
  • словарный запас;
  • запоминание цифр.

Шкала действий (невербальная) состоит из:

  • недостающие детали;
  • шифровки;
  • последовательные картинки;
  • конструирование блока;
  • сборка объекта.

Тесты призваны проверить не знания о окружающем мире, а способность понимать задание, принимать решение, логически мыслить.

Особенность выполнения методики Векслера с детьми ЗПР состоит в том, что тестирование проводится не за одно, а за несколько занятий. Общее время проверки составляет около 60 минут, которые ребята просто неспособны выдержать. Их внимание быстро рассеивается, что влияет на точность результатов.

Решение о диагнозе выносится по результатам механического подсчета правильных ответов и личных наблюдений психолога за работой испытуемого.

Тест М. В. Когана

Простое и быстрое исследование, характеризующее уровень развитости схематического мышления.

В работе используются простые материалы:

  • таблица с пропечатанными условиями задачи и таблицей, изображающей разные по форме и цвету фигуры;
  • карточки с изображением геометрических фигур разных цветов.

Ребенок должен совместить изображение в таблице и на карточке.

При наличии задержки психологического развития, с такой задачей малыши справляются примерно на 50%. Потому что не могут точно идентифицировать близкие по внешнему виду фигуры (круг и овал, квадрат и прямоугольник).

Исследование направленно на изучение уровня внимательности испытуемого, его умнея концентрироваться на задаче, способности отвлечься или переключиться.

Перед ребенком раскладывают изображения трех знакомых предметов на карточках (по 8 в ряд, несколько рядов) и предлагают отметить однотипные. При этом необходимо один вид отметить определенным знаком, а другой вид другим.

Если задание выполняется менее, чем на 50%, то ЗПР подтверждается, так как для таких малышей крайне сложно долго концентрироваться на задаче, не несущей в себе игровой деятельности.

Методики развития и устранения заболевания

Для того, чтобы скорректировать задержку психологического развития, необходимо комплексное обследование, выявляющее индивидуальные особенности пациента. Важно установить не только причину возникновения отклонения, но и особенности организма человека, чтобы подобрать правильную терапию.

Стойкий результат даст только комплексное лечение с помощью развивающих методик диагностики и приемов терапевтического воздействия на мозг маленьких детей и младших школьников с ЗПР.

С хорошей стороны зарекомендовали себя такие методики:

  • биологическая обратная связь (БОС);
  • транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС);
  • зрительная и слуховая стимуляция;
  • специальные развивающие психолого-педагогические методики;
  • ЛФК.

Список использованной литературы

  1. Малофеев, Н. Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей / Н. Н. Малофеев // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под. ред. С. Г. Шевченко. — М., 2001.
  2. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. — М., 1993.
  3. Запятая О. В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников. — Волгоград: Учитель, 2012. — 182 с.
  4. Adjective Learning in Young Typically Developing Children and Children With Developmental Language Disorder: A Retrieval-Based Approach. Leonard LB, Deevy P, Karpicke JD, Christ S, Weber C, Kueser JB, Haebig E. J SpeechLang Hear Res. 2019 Nov 18;62(12):4433-4449.
  5. Attention, Speech-Language Dissociations, and Stuttering Chronicity. Singer CM, Walden TA, Jones RM. Am J SpeechLang Pathol. 2019 Dec 16:1-11. doi: 10.1044/2019_AJSLP-19-00039.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

Каждой маме ребенка с диагнозом “расстройство аутического спектра” хочется понять, насколько ее ребенок умен и какие у него перспективы в будущем.

Есть аутисты с нормальным интеллектом, умные и даже гениальные. Они хорошо развиваются, хорошо говорят, хорошо учатся, им, как правило, поздно ставят диагноз “аутизм”.

Чаще всего для диагностики и лечения к врачам обращаются те родители, чьи дети не умеют говорить, не могут заталкивать кубики в сортер, играть в имитативные игры и пр. Обычно таким детям ставят диагноз ЗПРР – задержка психо-речевого развития, реже – умственная отсталость.

Обыватели часто путают эти два диагноза называя всех детей с ЗПРР умственно отсталыми, а родители хотят понять, что у ребенка: ЗПРР или умственная отсталость.

Давайте, разберемся, чем эти два диагноза отличаются и как узнать, какие именно перспективы у вашего ребенка.

ЗПР

ЗПРР, ЗПР это инфантилизм, т.е. оценивается, прежде всего, не только интеллект, а поведение ребенка.

Соответствует ли оно возрастной норме. Дети ЗПРР менее усидчивы, часто капризничают, играют в малышковые игры, заводят себе друзей среди младших. При ЗПР или ЗПРР умственное развитие ребенка обычно немного тормозит и он часто не справляется с заданиями, которые под силу его ровесникам. Но это отставание обратимо.

Иногда сам, а чаще всего – при помощи логопедов и дефектологов – ребенок догоняет сверстников в развитии, чаще всего это происходит в возрасте от 7 до 11 лет. При ЗПРР не всегда можно оценить потенциал ребенка. От колеблется от нижней границы нормы интеллекта до гениальности. У меня много знакомых, у которых ребенок с таким диагнозом вышел к норме и пошел в обычную школу к первому классу. Там кто-то – двоечник, а кто-то – лучший ученик лицея.

Но в то же время есть коррекционные школы, которые принимают таких детей для обучения по общеобразовательной программе. Это школы V вида для детей, у которых основные проблемы с речью, и VII вида для детей с задержкой психического развития, иногда советуют просто отдать ребенка в обычную школу на год позже.

Аутизм + ЗПР

Если у ребенка двойной диагноз, то там все то же самое: задержка развития. Однако дети просто с ЗПР лучше и легче социализируются, а дети с аутизмом имеют дополнительно симптомы триады Лорны Уинг: особенности во взаимодействии с людьми, повторяющееся поведение, специфические речевые нарушения.

Врачи российских поликлиник не любят диагноз “аутизм”, поэтому все дети ЗПРР и РАС-ЗПРР часто записываются как ЗПРР. Родителей не предупреждают о необходимости специальной реабилитации детей с РАС.

Умственная отсталость

Умственной отсталостью называют необратимую задержку умственного развития. То есть умственно отсталый ребенок никогда не догонит сверстников. Его интеллект будет ниже нормы и во взрослом возрасте. Таких детей обучают по урезанной программе в школах VIII вида, очень редко – на надомном обучении при общеобразовательной школе.

При ЗПР обычно больше всего страдают:

Внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический слух.

При у.о.:

Мышление: обобщение, сравнение, анализ, синтез, отвлечение, абстрагирование.

Предсказать умственную отсталость почти невозможно, только если есть подтвержденный генетический анализ на синдром Дауна, Мартина Бела, Рета, Ангельмана и другие аномалии, которые в 100% предполагают умственную отсталость.

Минимальный возраст для проверки детей на у.о. – 5 лет. В этом возрасте уже можно сдать детский вариант теста Векслера.

Аутизм+ умственная отсталость

Очень трудно, почти невозможно понять, насколько умен или глуп аутист.

Аутисты весьма часто имеют:

– низкий социальный интеллект и пренебрегают нормами поведения в обществе, из-за чего, выглядят глупее, чем кажутся;

– имеют дефицит внимания (т.е. невнимательные);

– имеют серьезные нарушения тактильного, слухового, проприецептивного и зрительного восприятия (иными словами, не понимают, что мы им говорим, плохо анализируют картинки и не могут перенести задание на бумагу);

– проблемы с речью, речь не развита настолько чтобы ребенок мог отвечать на вопросы, невербальный (неречевой) интеллект часто выше;

– имеют хорошую память, способности к чтению, счету и письму (это может быть ложно истолковано как высокий интеллект);

– проблемы самопрезентации: не хотят и не умеют понравиться своему экзаменатору (нейротипичные дети – хотят), аутистам важно то, что ИМ важно, а не то, что хотите от них вы.

Например, мой ребенок, когда получил задание “Лабиринты” и рекомендацию не заходить в тупики, пришел в восторг именно от тупиков. Он намеренно провел карандашом линию во все тупики, а потом стал добавлять их фломастером на каждом лабиринте.

Чтобы понять аутиста, представьте себе, что вы оказались в окопах времен Великой Отечественной. Снаряды гремят, немцы наступают, вы отстреливаетесь и тут в окоп заползает командир роты и говорит:

– А теперь, девочки, мы сдаем экзамен по диалектике Достоевского.

Ну куда вы его пошлете?

У аутистов все также: слишком много нестандартных ощущений, эмоций и переживаний в единицу времени. Поэтому серьезно тестировать аутиста с задержкой развития рекомендуют не раньше 7-8 лет и только после коррекционных занятий. До этого возраста можно в 5 лет пройти предварительное тестирование, позаниматься и получить заключение дефектолога, желательно нескольких, т.к. часто дефектологи бывают необъективны. Если аутичность высокая, то оценить интеллект будет объективно трудно.

Интеллект детей с тяжелой формой сенсорной алалии может быть адекватно оценен только после того, как они научатся полноценно читать и писать, общаться на языке жестов. Дело в том, что у этих детей умственная отсталость часто бывает вторичной, т.е. вызванной недостатком информации.

Дети с РАС , в отличие от других детей с у.о., часто имеют “островок гениальности” – что-то, что получается у них лучше всего и выше ожидаемого уровня развития, но вокруг этого островка – пустынное море с акулами. Таким детям сложно даются бытовые вопросы, они плохо усваивают социальные условности, что опять же делает их более глупыми в глазах окружающих.

Тесты на мышление для детей до 5 лет

Можно попробовать проверить мышление ребенка в домашних условиях с помощью тестов. Эти задания в сборниках тестов обычно идут с пометкой “мышление”. Не считается плохим вариантом, если вы покажете ребенку, как делать задание, а потом дадите похожий тест.

“Найди пару”, возраст около 2-х лет, – тест на обобщение (ребенок должен сопоставить неидентичные предмет и карточку при выборе из 5 предметов и 5 карточек)

“Найди пару 2”, возраст 3 года (ребенок должен подобрать предмет по ассоциации, например яблоко и яблоню)

Мои карточки к этому заданию, всего три файла.

Мои карточки к этому заданию, всего три файла.

Мои карточки к этому заданию, всего три файла.

4-й лишний, 3-4 года

4-й лишний, 4-5 лет

Тест на абстрактное мышление, 4-5 лет

Найди закономерность , 4-5 лет

Домики животных

Материал по теме: Дураки или гении: почему оценить интеллект аутистов – трудно

Источник